Jump to content

Религия в Демократической Республике Конго

(Перенаправлено от движения «Сторожевой башни» )

Религия в ДРК (оценка 2021 года) [ 1 ]

  Ислам (1,5%)
  Нет (0,4%)
  Другие (0,1%)
Собор Святого Духа в добром .

Христианство является преобладающей религией в Демократической Республике Конго , и католицизм и протестантизм являются ее основными конфессиями.

Демократическая Республика Конго - это светская нация, и свобода религии закреплена в ее конституции. [ 2 ] По состоянию на 2021 год сообщил , Государственный департамент США что более 95% населения связано с христианскими конфессиями (из которых почти половина католика, еще одна половина является протестантской, а небольшое число - свидетели Иеговы , мормоны и греческие православные ). Оставшиеся 5% следуют за другими нехристианскими религиями ( мусульмане , бахаи , евреи и религии коренных народов). [ 3 ]

Согласно докладу о международной религиозной свободе на 2020 году, около 48,1% населения являются протестантскими, в том числе евангельских христиан и Церковь Иисуса Христа на земле через Пророка Саймона Кимбангу (Кимбанжеист) и 47,3% католика. Другие христианские группы включают Свидетелей Иеговы, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней и греческая православная церковь. [ 4 ]

62 протестантских конфессий в стране федератированы под зонтиком Церкви Христа в Конго или в CCC (на французском языке, élise du Christ Au Congo или ECC). Это часто просто называют «протестантской церковью», поскольку оно охватывает большую часть 20% населения, которые являются протестантами . [ 5 ] Ислам был введен и в основном распространяется арабскими торговцами и работорговцами. [ 6 ] [ Полная цитата необходима ]

Традиционные религии воплощают такие понятия, как пантеизм , анимизм , витализм , дух и поклонение предкам , колдовство и колдовство и широко различаются среди этнических групп. Синкретические секты часто сливаются с христианством с традиционными убеждениями и ритуалами и могут не быть приняты основными церквями как часть христианства. Четкое разграничение религиозной принадлежности в этих категориях членства может дать вводящую в заблуждение картину конголезской реальности. Количество лиц, которые могут быть классифицированы как принадлежащие исключительно к той или иной группе, ограничено. Перекрывающиеся принадлежности чаще встречаются. Как и в случае с классовой идентичностью или с этнической идентичностью, религиозная идентичность человека может быть ситуационной.

Различные духовные традиции, агенты и общины могут быть ищут на помощь, в зависимости от ситуации. Например, ученики -христианины могут использовать колдовство с целью улучшения своих индивидуальных результатов экзаменов или помогать футбольной команде своей школы в конкуренции со своими противниками. Сложные городские жители, столкнувшиеся с болезнью у члена семьи, могут покровительствовать исцеловам и жителям коренных народов. И конголезские практики традиционных африканских религий могут также пойти как в созданные христианские духовенство, так и отколотые христианские секты в поисках духовной помощи. В поисках духовных ресурсов конголезцы часто демонстрировали заметную открытость и прагматизм. 5138008

Статистика

[ редактировать ]

Оценки, касающиеся религии в ДРК Конго, сильно различаются.

Источник христианство Мусульманин Другой Источник
общий Католик Протестант
Государственный департамент США
90%
50%
40%
5%
10%
(Включая других христиан)
[1] 2017
Пью -исследовательский центр
96%
47%
48%
1.5%
2.5%
[2] [3]
ЦРУ мира по фактам
95.9%
29.9%
26.7%
1.3%
42.1%
(Включая других христиан)
[4]
Ассоциация архивов данных религии
95%
52.25%
42.25%
1.47%
3.53%
[5] 2023

христианство

[ редактировать ]

католицизм

[ редактировать ]
Ул . Петр и Павл собор, Лубумбаши

насчитывается около 35 миллионов католиков В стране , что составляет около половины общей численности населения. Существует шесть архиосеней и 41 епархий. Влияние католической церкви в ДРК огромно. Помимо участия более 40% населения в его религиозных службах, его школы обучили более 60% учащихся начальных школ страны и более 40% своих средних учащихся. Церковь владеет и управляет обширной сетью больниц, школ и клиник, а также множество епархиальных экономических предприятий, включая фермы, ранчо, магазины и мастерские.

Проникновение церкви в целом в целом является продуктом колониальной эры. Бельгийское колониальное государство уполномочено и субсидировало преимущественно бельгийские католические миссии для создания школ и больниц по всей колонии.

Протестантизм

[ редактировать ]
Поклонение богослужения в Eglise Francophone CBCO Kintambo в Киншасе , связанная с баптистской общиной Congo , 2019

Протестантские миссионеры были активны с 1878 года, когда среди Конго была основана первая протестантская миссия. Ранние отношения с государством не были теплыми. Во время существования свободного государства Конго (1885–1908) некоторые протестантские миссионеры были свидетелями злоупотребления государством и чартерной компанией против населения во время операций по сбору каучуков и слоновой кости. Это доказательство помогло привести к международному протесту, который вынудил короля Леопольда II уступить контроль над государством Конго в бельгийском государстве.

Расположенный за пределами управляющей колониальной Троицы штата, Католической Церкви и компаний, протестантские миссии не пользовались такой же официальной уверенностью, как и их католические коллеги. Например, государственные субсидии для больниц и школ были (за двумя индивидуальными исключениями), зарезервированными исключительно для католических учреждений до после Второй мировой войны. Колониальное государство разделило колонию на духовные франшизы, давая каждой утвержденной группе миссии свою собственную территорию. В Независимости в 1960 году работали несколько сорок шести протестантских миссионерских групп, большинство из которых североамериканские, британские или скандинавские по происхождению. Миссии создали комитет для поддержания контактов и минимизации конкуренции между ними. Это тело превратилось в союз, называемую Церковью Христа в Конго, теперь просто Церковь Христово в Конго . Церковь Христа разработала правила, которые позволили членам одного евангельского собрания перемещаться и быть принятым другим. Он также установил учреждения, которые отвечали общим потребностям, таким как книжные магазины и гостевые дома миссионерских.

С момента независимости церковное руководство и контроль были широко и успешно африканскими, хотя и не без конфликта. Большая часть имущества миссии была передана в автономные конголезские церкви, и многие иностранные миссионеры теперь работают непосредственно под надзором конголезской церкви. Новому лидерству коренных народов удалось расширить свои церкви в крупнейшей франкоязычной протестантской общине Африки.

Протестантские церкви ценят, как и их католические коллеги, не только за медицинские и образовательные услуги, которые они предоставляют, но и за служение в качестве островов целостности в море коррупции. Явное признание этой роли произошло в 1983 году, когда Мобуту послал эмиссаров в Европу и Соединенные Штаты, чтобы поощрять увеличение вовлечения со стороны иностранных советов миссий в строительстве институтов Заириан; Последовала конференция в Киншасе с местными и международными протестантскими чиновниками. Мало того, что возобновление церковного участия было предпринято в борющихся учреждениях, такими как бывший протестантский университет в Кисангани (национализировался в 1971 году), но церкви спросили, хотят ли они поставить представителей в рамках крупных правительственных министерств, чтобы отговорить и/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/или/правмавароваващая Сообщать акты коррупции государственными чиновниками. Ощущая угрозу кооптации, протестанты с уважением отклонились.

Государственное предложение протестантского действия было логичным. Государство искало противовес своим критикам в могущественной католической церкви. Протестантские церкви, и особенно руководство Церкви Христа, постоянно поддерживают Mobutu, что делает их привлекательным потенциальным партнером. И Церковь Христа служила государству в районах, где совпали интересы в церкви. И Церковь, и государство выглядели высказывание о формировании новых неконтролируемых религиозных движений и расколотых групп. Требование правительства о том, чтобы религиозные группы регистрировались в штате и разместили депозит Z100 000 в банке, чтобы быть юридически признанным, помогли ограничить их развитие; То же самое и затянувшиеся последствия колониальной системы франшизы.

Когда, например, харизматичный проповедник официально признанной, но нехаризматической церкви Христа Убанги (Эглиз дю Христос де Л'убанги) в 1988 году разорвала его собственную общину с харизматичной, но официально признанной церковной общиной в отдаленном Киву, Церковь Христа в Заире вошла в решение. Управляющий орган помешал церкви Киву принять мятежного проповедника и его общину, оставив его без внешних союзников или ресурсов и эффективно локализовать его потенциальное воздействие.

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней

[ редактировать ]

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней прибыла в Демократическую Республику Конго в 1986 году и быстро растет, хотя она остается незначительной. Группа впервые получила признание в 1986 году по ходатайству от членов, которые присоединились к церкви во время обучения за границей в Швейцарии и Бельгии. [ 7 ] [ 8 ] Считается, что в церкви насчитывается 42 689 членов в 145 общинах . В 2011 году он объявил о своем намерении построить свой первый конголезский храм в Киншасе. [ 9 ]

Кимбанжеистская церковь

[ редактировать ]
Nkamba , самый святый сайт kimbanganguist в Конго

Кимбалинистская церковь, растущая конголезская религия, появилась из харизматического служения Саймона Кимбангу в начале 1920 -х годов. Кимбангу уже был членом английской баптистской миссии, когда он, как сообщается, впервые получил свои видения и божественный призыв проповедовать слово и исцелить больных. Поездка по нижнему Конго, он получил большое количество после того, как он получил как члены протестантских церквей, так и приверженцев религиозной практики коренных народов. Он проповедовал доктрину, которая во многих отношениях была более строгой, чем у протестантизма, из которой она развивалась. Исцеление от укладки рук; строгое соблюдение закона Моисея; разрушение фетишей; отказ от колдовства, магии, чар и ведьм; и запрет полигинья был частью его первоначального послания.

Степень его успеха вызвала растущую тревогу среди церковных и государственных властей. Появились многочисленные проповедники и мудрецы, многие из них утверждают, что являются его последователями. Некоторые из этих проповедников и, возможно, некоторые из собственных учеников Кимбангу представили анти-европейские элементы в своих учениях. И европейские интересы были затронуты, когда африканский персонал отказался от своих постов в течение длительных периодов, чтобы следовать за Кимбангу и участвовать в его услугах.

В июне 1921 года правительство судило движение из -под контроля, запретило секту, изгнало членов в отдаленные сельские районы и арестовали Кимбагу, только чтобы пророк «чудесным образом»; Побег еще больше усилил его популярную мистику. В сентябре он добровольно сдался властям и был приговорен к смертной казни за враждебность против государства; Позже приговор был заменен пожизненным заключением, а Кимбангу умер в тюрьме в 1950 году. Однако его движение не умерло с ним. Он процветал и распространился «в изгнании» в форме тайных собраний, часто проводимых в отдаленных районах широко разбросанными группами прихожан. В 1959 году, накануне независимости, государство отчаивалось от штампования kimbanguism и предоставило ему юридическое признание.

Узаконированная церковь, известная как Церковь Иисуса Христа на земле Пророком Саймоном Кимбангу (Эглиз де Иусус-Чрист Суррерр Пар Ле Пророкий Саймон Кимбангу-Эйкск), с тех пор преуспела в статьи одной из трех христианских групп, признанных Государство, два других - католическая церковь и Церковь Христа в Конго . Кимбалинистская церковь является членом Всемирного совета церквей с 1969 года. Оценки его членства варьируются в зависимости от источника. Церковь претендует на 5 миллионов членов, однако ее собственные внутренние данные указывают не более 300 000 практикующих членов. Отдельные общины разбросаны по всей стране, но самые большие концентрации всегда были в Бас-Конго ; Некоторые деревни уже давно были полностью Kimbanguist.

С тех пор, как они легализованы, кимбагисты наклонились назад, чтобы придумать государство. Глава церкви, сын Саймона Кимбангу, регулярно обменивается общественной похвалой с Мобуту и ​​стал одной из главных идеологических поддержки государства. Структурно церковная организация была изменена, чтобы параллельно административному разделению государства на регионы, субрегионы, зоны и коллективность. Кимбанжеистская церковь намеренно вращает своих должностных лиц за пределами своих районов происхождения, чтобы деполитизировать этническую принадлежность и централизовать власть, политику, принятую непосредственно из штата. Настойчивость в отношении абсолютного послушания лидеру и запрет на доктринальные споры также разделяются обоими учреждениями. Во многих отношениях Кимбанжеистская церковь и католическая церковь обменивались местами в их отношениях с государством; Бывший преступник стал близким союзником, а бывший союзник - откровенным критиком.

Другие африканские христианские движения

[ редактировать ]

Африканские варианты традиционного христианства могут быть найдены по всему континенту. Несмотря на государственные запреты, появились новые церкви за пределами трех, официально признанных в ДРК, и, пока они остаются небольшими и не угрожающими, обычно оставляли одни властями. Некоторые из них были основаны фигурами, известными как пророки, люди, которые реагируют на ситуации народного неудовлетворенности существующими духовными агентами и организациями, создавая новые религиозные движения. Новые движения часто рекомбинируют знакомые элементы с новыми, синтез, который иногда осуществляется исключительно с элементами коренных народов, а иногда со смесью христианских и коренных элементов.

Родственники

[ редактировать ]

Движение Джамаа ( Джамаа означает семью на суахили ), как и другие христианские секты в Африке, укоренилось под эгидой существующей церкви, в данном случае католическая. Джамаа на самом деле является европейско-африканским гибридом в том смысле, что он был первоначально основан фламандским францисканским священником, Packide Tempels . Несмотря на принятую католической церковью (члены продолжают участвовать в приходской деятельности и не выходят из институциональной церкви), церковная иерархия периодически ставила под сомнение степень, в которой Jamaa отклоняется от католической веры и практики. Церковь никогда не осуждала движение Джамаа, но иерархия устойчиво стала более осторожностью.

Это будет править

[ редактировать ]

Гораздо более радикальным продуктом синтеза африканских и христианских элементов является движение Китавалы или так называемое «Сторожевая башня», которое появилось в провинции Катанга в течение 1920-х годов. «Китавала» получен из суахили, который означает «для доминирования, прямого или управления». Соответственно, цель этого движения была по сути политической - установить независимость от Бельгии. Эта цель, какой -то аргумент, лучше всего может быть достигнута под плащом религии. Группы Kitawala приобрели, изучали и распространяли публикации свидетелей Иеговы. В течение десятилетий люди предполагали, что приверженцы Китавала были свидетелями Иеговы. Но они не были. Движение превратило шахтеров, которые затем распространили элементы движения на север от своей южноафриканской базы в медный ремень Катанган.

Британский миссионер Джозеф Бут и его африканский партнер Эллиотт Камвана стали членами Общества Watch Tower в Южной Африке в 1906 и 1907 годах соответственно. [ 10 ] Камвана вернулся в свой родной Ньясаленд в 1908 году и проповедовал смесь саббатарских верований и наблюдал за доктринами башни, используя публикации Watch Tower, но не проповедовала студентов Библии . послание [ 11 ] Помимо проповеди неизбежного прибытия Божьего Царства, Камвана также проповедовала послание Бута о расовом равенстве, равную оплату за равную работу и тысячелетнюю доктрину о том, что все правительство, кроме Христа, прекратилось бы, что считалось краднизной и антилониальной в идеологии. Движение Камваны не имела конкретной стратегии революции, хотя колониальные власти арестовали его после шести месяцев проповеди в апреле 1909 года. [ 12 ] и сначала заключил его в тюрьму, затем депортировал его в Южную Африку в 1910 году. [ 13 ]

Церкви Watch Tower, инициированные Камваной в северном Ньясаленде и которые распространились на северную Родезию, получили финансирование и публикации от Американского библейского общества и трактатов до 1925 года, американская организация отменила их. Когда Камване в конечном итоге было разрешено вернуться в Ньясаленд в 1937 году, он инициировал Миссию исцеления Млондо или Сторона, инициированную африканской церковью, полностью независимой от Общества Сторожевой Башни , с его собственными ритуалами и библейскими интерпретациями, хотя многие из его членов все еще читают часы. Журналы Башни Общества. [ 14 ] [ 15 ] Камвана оставался своим лидером и продвигала дочерние церкви в Танганьике и Бельгийском Конго в дополнение к тем, что в Ньясаленде и Северной Родезии до его смерти в 1956 году.

После смерти Камваны эти церкви разделились на региональных линиях, те, в бельгийском Конго, позже приняли имя «Китавала». [ 16 ] Самая большая разница между Китавала и подлинными свидетелями Иеговы состоит в том, что последние не участвуют в политике. Как и в случае с кимбангизмом, государство попыталось подавить Китавали, передавая своих членов в изолированные сельские регионы. По иронии судьбы, эта стратегия снова просто послужила ускорению распространения движения, поскольку изгнанные приверженцы превратили своих сельских соседей.

Со временем движение стало более африканским и более радикальным. Термин сочетает в себе префикс «ki» с «тавала», коррупцией локального слова для «башни» и, безусловно, является наиболее распространенным термином для движения; Изобретенный термин «waticitawala» иногда намеренно использовался, чтобы вызвать нить начала двадцатого века из Китавала.

Богословские сообщения варьировались от места к месту, но общее ядро ​​убеждений включало борьбу против колдовства, очистку общества и существование черного Бога. Китавала осудила все формы власти как работу сатаны, включая налоги, принудительный труд и большинство других принудительных элементов колониального правления. Антиколониальное послание движения было настолько сильным, что свидетели Иеговы должны были дать понять, что они никогда не имели никакого отношения к этой религии.

Однако колониальные перепрыгивания не смогли искоренить движение. И независимое государство, которое сменило колониальную власть, черный африканский, хотя и не был более успешным в превращении китавалистов из их аполитичной антиауторитарной позиции. Китавалисты продолжают сопротивляться приветствовать флаг, участвовать в государственных работах, связанных с партиями ( Salongo ) и платить налоги.

Время от времени они насильственно сопротивлялись государственному давлению, как в Шабе в 1979 году, когда появление армейских подразделений в их среде вызвало атаку китовалистов на административные офисы штата и убийство двух солдат. Государство ответило на порочные репрессии. Чаще всего китавалиры выходят, когда давление состояния становится чрезмерным. Целые общины перешли в глубокий лес в таких районах, как провинция Экватеру , чтобы избежать любого контакта с гражданскими властями.

Традиционные африканские религии

[ редактировать ]

Широкое разнообразие африканских верований и практик коренных народов затрудняет обобщения, но, тем не менее, некоторые общие черты могут быть отмечены. В целом, Zairians считают, что они подвергаются ряду невидимых агентов и сил. Большинство коренных общин признают высокого Бога, и многие приписывают ему роль Творца; В противном случае у него мало конкретных характеристик, помимо характеристик конечной причины.

Гораздо более значимыми являются предки, которые, как полагают, продолжают играть роль в общественной жизни задолго после своей смерти. В целом, жизнь обязана с уважением говорить о предках и наблюдать за некоторыми обрядами уважения, чтобы мертвые были благоприятно смотреть на деятельность своих потомков. Африканцы не участвуют в поклонении предкам ; Скорее, живой адрес и относится к их умершим старейшин во многом так же, как они относятся к их живым. Часто условия адреса и дары, данные для успокоения мертвого старшего, идентичны тем, кто предоставлен живым.

Духи природы живут в определенных местах, таких как реки, камни, деревья или бассейны, или в природных силах, таких как ветер и молния. Типичной практикой, включающей дух природы в большей части северного Заира, является обычным явлением красного предмета (пальмовый орех, ткань, совпадения и т. Д.) В реке, прежде чем пересекать его, особенно в местах, где вода является грубой или турбулентной. Таким образом, дух воздержится от разжигания воды или переворачивания лодки.

Духи природы играют незначительную роль в ведении переговоров о повседневной жизни по сравнению с тем, что играют ведьмы и колдуны. Ведьмы - это люди, которые обладают внутренним органом, дающим им необычайную власть, как правило, злобную власть. Орган и его полномочия являются наследственными. Ведьмы могут принести смерть и болезнь в культуры, животных и людей, и их действия могут быть добровольными или непроизвольными. Например, ведьма может мечтать о гневной мечте о другом или родственнике, и бодрствует, чтобы найти этого человека, который поразил или мертв, агентством его или ее мечты. Волшебники являются обладателями нерадостных полномочий, которые можно купить или приобретать. Волшебник можно консультировать и заплатить за предоставление лекарства или объекта, которое укрепляет клиента в охоте (или, в современной жизни, при сдаче экзамена) или что приводит к несчастью врага.

В случае заболевания, или неудачи урожая или несчастья в какой -либо другой сфере жизни, пораженная сторона может проконсультироваться с проездщиком , чтобы идентифицировать агента, ответственного за его или ее страдания. Проводник является специалистом, обладающим опытом в выявлении социальной напряженности, присутствующей в сообществе страдающих, и, за некоторую плату, идентифицирует агента, ответственного за несчастье человека. Получив подробности о жизни и социальной ситуации страданий страданий, проводник будет диагностировать несчастье, ссылаясь на агентство гневных предков, духов природы, колдунов или ведьм. Различные этнические группы добавляют или вычитают из набора агентов страданий, но они являются наиболее распространенными. Как только диагноз будет поставлен, проводник затем назначит соответствующее лекарство. Сила дивнеров выгодна, а их роль высоко ценится.

С точки зрения постороннего, наиболее ярким аспектом веры и практики коренных народов является его детерминизм ; Несчастные случаи практически неслыханы, и всегда есть причина для любого несчастья. Например, во многих обществах коренных народов за смертью всегда следует расследование, при котором определяются причина смерти и личность убийцы. Затем принимаются меры против предполагаемого неправильного звена, даже когда кто -то умирает от болезней в постели в позднем возрасте.

Ислам присутствовал в Демократической Республике Конго с 18 -го века, когда арабские торговцы из Восточной Африки встали в интерьер для целей, связанных с слоновой костью . Сегодня мусульмане составляют приблизительно 1% конголезского населения, согласно Pew Research Center. Большинство суннитские мусульмане.

Бахаха вера

[ редактировать ]

Вера Бахаʼí в Демократической Республике Конго началась после того, как «Абду'л-Баха написал письма, поощряющие доставить религию в Африку в 1916 году». [ 17 ] Первый бахаʼ, который поселился в стране, пришел в 1953 году из Уганды . [ 18 ] Первое местное духовное собрание в Бахаинском духовном собрании было избран в 1957 году. К 1963 году в Конго было 143 местных собрания. [ 19 ]

Несмотря на то, что религия была временно запрещена, [ 20 ] И страна, разбитая войнами, религия росла так, что в 2003 году было около 541 собрания. [ 18 ] Ассоциация архивов данных религии подсчитала, что в ДРК была пятая по величине население Бахаин в 2010 году, причем около 283 000 приверженцев. [ 21 ]

Свобода религии

[ редактировать ]

В 2023 году ДРК был забит 3 из 4 за религиозную свободу. [ 22 ]

В том же году он считался 37 -й худшей страной, которая стала христианином. Это было в основном из -за АДФ и другой террористической деятельности. [ 23 ]

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ «Демократическая Республика Конго» .
  2. ^ «Демократическая Республика Конго 2020 г. Международный отчет о свободе религиозов» (PDF) . Государственный департамент США .
  3. ^ Отчет 2018 о международной религиозной свободе: Демократическая Республика Конго . Бюро демократии, прав человека и труда (отчет). Государственный департамент США . 2018 . Получено 2020-10-21 .
  4. ^ «Государственный департамент США 2020 г. Доклад: Демократическая Республика Конго, Международная религиозная свобода» (PDF) . Государственный департамент США .
  5. ^ Религиозно переименование - Картирование религиозных тенденций в Африке - Набор данных религиозных принадлежностей
  6. ^ Тимоти Инсл. Археология ислама в странах Африки к югу от Сахары
  7. ^ Октябрь 2019 г. Разговор Дейла Ренлунда
  8. ^ Mokgare, Mpho (2020-10-21). «Профиль страны: Демократическая Республика Конго» . Церковь Иисуса Христа Святых последних дней . Получено 2020-10-21 .
  9. ^ «Новые храмы объявили Францию, Демократическую Республику Конго, Южная Африка, Колумбия, Юта и Вайоминг» . Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (пресс-релиз). 2011-10-01 . Получено 2020-10-21 .
  10. ^ Ри Ротберг (1965). Рост национализма в Центральной Африке: создание Малави и Замбии, 1873–1964 , с. 66
  11. ^ KE Fields (1985). Возрождение и восстание в колониальной Центральной Африке . ПРИЗНАЯ УНИВЕРСИТЕТА ПРИСЕТА. С. 99, 115–116
  12. ^ H. Donati (2011). « Очень антагонистический дух»: Эллиот Камвана: христианство и мир в Ньясаленде », Общество Malawi Journal , Vol. 64, № 1, с. 16–17, 20
  13. ^ Rotberg, RI (1965). Рост национализма в Центральной Африке: создание Малави и Замбии, 1873–1944 . Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета. п. 68
  14. ^ Ри Ротберг (1965). Рост национализма в Центральной Африке: создание Малави и Замбии, 1873–1944 . Кембридж Массачусетс: издательство Гарвардского университета, стр. 139–140, 150–151
  15. ^ H. Donati (2011). « Очень антагонистический дух»: Эллиот Камвана: христианство и мир в Ньясаленде ». Общество Malawi Journal , Vol. 64, № 1, с. 27
  16. ^ DK Mphande (2014). Устная литература и моральное образование среди озера Тонга Северного Малави . Оксфорд: Коллектив африканских книг, с. 119–20
  17. ^ `Абду'л-Баха (1991) [1916-17]. Таблетки божественного плана (мягкая обложка изд.). Уилметт, Иллинойс : US Baháʼí Publishing Trust. С. 47–59. ISBN  0-87743-233-3 .
  18. ^ Jump up to: а беременный Международное сообщество Baháʼí (2003-09-06). «Двойная причина празднования» . Международная служба новостей Бахажи .
  19. ^ Составлено руками причины, проживающей в Святой Земле. «Вера бахаин: 1844-1963 гг.: Информационная статистическая и сравнительная, в том числе достижения десятилетнего международного плана преподавания и консолидации бахажи 1953-1963» . С. 25, 59–60.
  20. ^ Смит, Питер ; Момен, Муджан (1989). «Baháʼí Faith 1957-1988: Обзор современных событий» . Религия . 19 (1): 63–91. doi : 10.1016/0048-721x (89) 90077-8 -через библиотеку Baháʼí Online.
  21. ^ «QuickLists: большинство Baha'i (sic) Nations (2010)» . Ассоциация архивов данных религии . 2010 год . Получено 2020-10-21 .
  22. ^ Сайт Freedom House, полученный 2023-08-01
  23. ^ Открыть веб-сайт, полученный 2023-08-01
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4c569d317cda27676a0039803238adad__1725737700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/ad/4c569d317cda27676a0039803238adad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religion in the Democratic Republic of the Congo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)