Jump to content

друг

(Перенаправлено с Драуга )

Драугр фарерский или драуг ( древнескандинавский : draugr , множественное число драугар ; современный исландский : draugur , из : dreygur и датский , шведский и норвежский : draug ) — существо -нежить скандинавской саги и народных сказок.

Комментаторы распространяют термин драугр на нежить в средневековой литературе, даже если в тексте он никогда прямо не упоминается как таковой, и обозначают их скорее как хаугбуи ( « житель кургана ») или аптрганга , буквально «снова ходячий». ( исландский : афтурганга ).

Драугары живут в их могилах или королевских дворцах, часто охраняя сокровища, захороненные вместе с ними в их кургане. Это ревенанты или ожившие трупы с материальным телом, а не призраки, обладающие неосязаемыми духовными телами.

Терминология

[ редактировать ]

Древнескандинавский драугр определяется как «призрак, дух, особенно мертвый обитатель пирамиды из камней ». [ 1 ] Зачастую драугра считают не столько призраком, сколько призраком . [ 2 ] т. е. оживший труп умершего внутри кургана [ 3 ] (как в примере с Карром Инном Гамли в саге о Греттисе ). [ 2 ] [ 4 ]

Драугр Дж упоминался как « курганное существо » в переводе « Саги о Греттисе» 1869 года , задолго до того, как . Р. Р. Толкин использовал этот термин в своих романах. [ 7 ] [ 8 ] хотя «курганный уайт» на самом деле является переводом слова haugbúinn (буквально «житель кургана»), которое иначе переводится как «житель кургана». [ а ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

Родственные слова и этимология

[ редактировать ]

На древнескандинавском языке термин драугр также означал ствол дерева или сухой сухостой, а в поэзии мог относиться к мужчине или воину. [ 11 ] поскольку древнескандинавская поэзия часто использовала термины для обозначения деревьев для обозначения людей, особенно в кеннингах , ссылаясь на миф о том, что бог Один и его братья создали первых людей Аска и Эмблу из деревьев. Таким образом, существовала связь между представлением о стволе срубленного дерева и представлением о трупе мертвеца.

В шведском языке draug - это современное заимствованное слово из западноскандинавского языка, поскольку исконная шведская форма drög приобрела значение «бледный, неэффективный и медлительный человек, который волочится за собой». [ 12 ]

Это слово гипотетически восходит к протоиндоевропейской основе * dʰrowgʰos «фантом», от * dʰrewgʰ- «обманывать» (см. также авестийское « друдж »). [ 13 ]

Существа в британском фольклоре, такие как «лохматые мальчики» и «хогбуны», получили свои имена от древнескандинавского : haugbui . [ 14 ]

Расширенное использование

[ редактировать ]

В отличие от Карра Инна Гамли (Кара Старого) в саге о Греттисе , которого специально называют драугром , [ 9 ] [ 16 ] Гламр-призрак в той же саге никогда прямо не называется драугром . в тексте [ 17 ] хоть и называется в нем "троллем". [ б ] [ 18 ] до сих пор обычно называют Гламра драугром . Тем не менее, современные ученые [ 20 ]

Существа, которых конкретно не называли драугарами их называли только аптргунгур («призраки», мн. аптрганга ) и реймлейкар («призраки»). , но на самом деле в этих средневековых сагах [ с ] до сих пор широко обсуждаются как драугры в различных научных работах. [ 21 ] [ 22 ] [ 3 ] или драугар и хаугбуар объединены в один. [ 23 ]

Еще одно предостережение заключается в том, что применение термина «драугр» не обязательно должно соответствовать тому, что этот термин мог означать в строгом смысле во времена средневековья, а, скорее, следовать современному определению или понятию «драугр» , особенно таких призрачных существ (под какими бы именами они ни назывались). называемые), которые встречаются в исландских сказках, отнесенных к категории «Драугасёгур» в сборнике Йона Арнасона на основе классификационных основ, заложенных Конрадом Маурером . [ 24 ] [ 25 ]

Общая классификация

[ редактировать ]
Призрак с физическим телом

Драугр — «телесный призрак». [ 4 ] с физическим, осязаемым телом, а не «имаго», [ 26 ] а в сказках часто бывает «вторая смерть» путем уничтожения ожившего трупа. [ 27 ] [ 3 ]

Вампир

Драугр также был задуман как тип « вампира » антологом народных сказок Эндрю Лэнгом в конце 1897 года. [ 28 ] Эту идею продолжают развивать более современные комментаторы. Упор здесь делается не на кровососание , что не засвидетельствовано для драугров , [ 29 ] а скорее, заразность или передающаяся природа вампиризма, [ 30 ] то есть, как вампир порождает другого, превращая свою жертву нападения в представителя своего вида. Иногда цепочка заражения превращается в вспышку, как, например, в случае с Торольфом Бэгифотром (Торольфом Хромоногим или Кривоногим). [ 30 ] [ 31 ] и даже назвал «эпидемией» в отношении Торгунны (Торгунны). [ д ] [ 32 ] [ 33 ]

Более спекулятивный случай вампиризма - это случай с Гламром, которого попросили пасти овец на ферме с привидениями, и который впоследствии был найден мертвым с шеей и переломами всех костей тела. [ 34 ] [ и ] Комментаторы предположили, что Гламр путем «заражения» был превращен в нежить ( драугр ) каким-то существом, преследовавшим ферму. [ 36 ]

Физические характеристики

[ редактировать ]

Драугар обычно обладал сверхчеловеческой силой. [ 37 ] и были «в целом отвратительны на вид», имели некротический черный или синий цвет, [ 38 ] [ 39 ] и были связаны с «запахом разложения». [ 40 ] или, точнее, населенные места, от которых часто исходило отвратительное зловоние. [ 41 ]

Говорят, что драугары были либо хель-блар («смертоносно-синий»), либо нар-фёлр («трупно-бледный»). [ 39 ] Гламр, когда его нашли мертвым, описывался как « blár sem Hel en digr sem naut (черный как ад и раздутый до размеров быка)». [ 42 ] [ ж ] Торольфр Хромоногий, когда лежал в спячке, выглядел «неиспорченным», а также «был черным как смерть [т. е. с синяками и синяками] и раздулся до размеров быка». [ 43 ] Отмечено близкое сходство этих описаний. [ 3 ] [ 44 ] В саге о Лаксдале описывается, как были выкопаны кости умершей волшебницы, пришедшей во сне, и они были «синими и зловещими». [ 45 ] [ 46 ]

Траинн (Трайн), берсерк Валланда , «превратился в тролля» в саге о Хромундаре. Грипссонар был демоном ( dólgr ), который был «черным и огромным… громко ревел и пускал огонь», и, кроме того, обладал длинными царапающими когтями и когти вонзились в шею, что побудило героя Хромундра называть драгура своего рода кошкой ( древнескандинавский : kattakyn ). [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] Обладание длинными когтями характерно и для другого ревенанта, Асвидра (Асвитуса), который ожил ночью и напал с ними на своего сводного брата Асмунда (Асмундуса), поцарапав ему лицо и оторвав одно из ушей. [ г ] [ 50 ] [ 51 ]

Драугры часто источают болезненный запах, мало чем отличающийся от запаха разлагающегося тела. Курган, где был погребен Карр Старый, ужасно вонял. [ 52 ] [ 53 ] В саге о Хардаре двое подчиненных Хёрда Гримкельссона умирают еще до того, как входят в курган викинга Соти, из-за «порыва ветра и вони ( одаун )», доносящихся из него. [ 54 ] [ ч ] В ярости Траинн наполнил курган «злым зловонием». [ 47 ]

Магические способности

[ редактировать ]

Драугары известны своими многочисленными магическими способностями (называемыми троллскапами ), напоминающими способности живых ведьм и волшебников, такими как изменение формы, управление погодой и видение будущего. [ 55 ]

Изменение формы

[ редактировать ]

Нежить Вига-Храпп Сумарлидасон (Убийца-Храпп) из саги о Лаксдале , в отличие от типичного хранителя клада сокровищ, не остается на месте своего захоронения, а бродит по своей усадьбе Храппстадир, угрожая живым. [ 56 ] Предполагалось, что призрак Вига-Храппра был способен превращаться в тюленя с человеческими глазами, который появлялся перед Торстейном сварти/суртом (Торстейном Черным), плывущим на корабле, и был ответственен за затопление корабля, чтобы предотвратить семья добралась до Храппстадира. [ 57 ] Исландским призракам вообще приписывают способность менять форму, особенно в форме тюленя. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ]

Драугр в исландских сказках, собранных в наше время, также может превращаться в большого содранного быка, серую лошадь со сломанной спиной, но без ушей и хвоста, и в кошку, которая садилась на грудь спящего и становилась все тяжелее, пока их жертва не задохнулась. . [ 61 ]

Другие магические способности

[ редактировать ]

Драугары обладают способностью проникать в сны живых, [ 55 ] и они часто оставляют после себя подарки, чтобы «живой человек мог быть уверен в осязаемом характере визита». [ 62 ] Драугар также обладает способностью проклинать жертву, как показано в саге о Греттисе , где Греттир проклят и не может стать сильнее. Драугар также приносил болезни в деревню и мог создавать временную темноту в дневное время. Они предпочитали действовать ночью, хотя, похоже, не были уязвимы для солнечного света, как некоторые другие ревенанты. Драугр также может убивать невезучих людей.

О присутствии драугра мог свидетельствовать яркий свет, исходивший из кургана, словно лисий огонь . [ 63 ] Этот огонь станет барьером между землей живых и землей мертвых. [ 64 ]

Нежить Вига-Храпр продемонстрировала способность погружаться в землю, чтобы спастись от Олафа Хускульдссона Павлина . [ 65 ]

Некоторые драугары невосприимчивы к оружию, и только герой обладает силой и смелостью, необходимыми, чтобы противостоять столь грозному противнику. В легендах герою часто приходилось тащить драугра обратно в могилу, тем самым побеждая его, поскольку оружие бесполезно. Хороший пример этого можно найти в саге о Хромундаре «Грипссонар» . Железо могло ранить драугра, как и многие сверхъестественные существа, хотя этого было бы недостаточно, чтобы остановить его. [ 66 ] Иногда от героя требуется избавиться от тела нетрадиционными способами. Предпочтительный метод — отрезать драугру голову, сжечь тело и выбросить пепел в море — при этом упор делается на то, чтобы быть абсолютно уверенным, что драугр мертв и исчез. [ 67 ]

Поведение и характер

[ редактировать ]

Драугром может стать любой подлый, противный или жадный человек. Как отмечает Арманн Якобссон , «большинство средневековых исландских призраков - злые или маргинальные люди. Если они не недовольны или злы, то они непопулярны». [ 68 ]

Жадность

[ редактировать ]

Мотивацией драугра были прежде всего зависть и жадность. Жадность заставляет его злобно нападать на любого потенциального грабителя могил, но драугр также выражает врожденную зависть к живым, проистекающую из тоски по вещам жизни, которые у него когда-то были. Они также демонстрируют огромный и почти ненасытный аппетит, о чем свидетельствует встреча Арана и Асмунда, братьев по мечу, которые поклялись, что, если один умрет, другой будет дежурить вместе с ним в течение трех дней внутри кургана. Когда Аран умер, Асмунд принес в курган свое имущество — знамена, доспехи, ястреба, собаку и лошадь — а затем решил ждать три дня:

В первую ночь Аран встал со стула, убил ястреба и собаку и съел их. На вторую ночь он снова встал со стула, убил лошадь и разорвал ее на куски; потом он сильно откусил конину зубами, и кровь текла у него изо рта все время, пока он ел… На третью ночь Асмунду очень захотелось спать, и первое, что он почувствовал, — Аран схватил его за уши и оторвал их. [ 69 ]

Кровожадность

[ редактировать ]

Жертвами драугра не ограничивались злоумышленники в его доме. Бродячая нежить опустошала домашний скот, загоняя животных до смерти, либо верхом на них, либо преследуя их в какой-то отвратительной, полусодранной форме. Обязанности пастухов заставляли их выходить на улицу по ночам, и они были особым объектом голода и ненависти нежити:

Волы, которые тащили тело Торольфа, были загнаны демонами, и каждое животное, приближавшееся к его могиле, сходило с ума и выло до смерти. Пастух из Хвамма часто мчался домой, а за ним следовал Торольв. Однажды той осенью ни овца, ни пастух не вернулись на ферму. [ 70 ]

Животные, кормящиеся возле могилы драугра, могут сойти с ума под влиянием этого существа. [ 71 ] Они также могут умереть от безумия. Торольф, например, заставил птиц упасть замертво, когда они пролетали над его курганом с чашами .

Сидящая поза и сглаз

[ редактировать ]

Основным признаком того, что умерший человек станет драугром, является то, что труп находится не в горизонтальном положении, а в вертикальном положении (Вига-Храпр) или в сидячем положении (Торольфр), что указывает на то, что мертвый может вернуться. [ 72 ] Арманн Якобссон далее предполагает, что нарушение позы драугра является необходимым или полезным шагом в уничтожении драугра , но это чревато риском навлечь на себя сглаз , независимо от того, сказано ли об этом явно в случае с Греттиром, получившим проклятие от Гламр, или только подразумевается в случае Торольфа, чей сын предупреждает остальных, чтобы они были осторожны, пока они разгибают сидящую позу Торольфа. [ 72 ]

Уничтожающий

[ редактировать ]

Призрачный драугр, которого необходимо обезглавить, чтобы лишить его возможности от дальнейших преследований, является общей темой в семейных сагах . [ 19 ]

Средства профилактики

[ редактировать ]
Рунный камень Нёрре-Нэро интерпретируется как «надгробная надпись», используемая для удержания умершего в могиле. [ 73 ]

Традиционно в Исландии на грудь недавно умершего клали раскрытые железные ножницы, а среди его одежды можно было прятать соломинки или веточки. [ 74 ] Большие пальцы ног связывали вместе или в подошвы ног втыкали иголки, чтобы мертвые не могли ходить. Традиция также гласила, что гроб следует поднимать и опускать в трех разных направлениях, пока его носят из дома, чтобы сбить с толку возможного драугра.

Считалось, что наиболее эффективным средством предотвращения возвращения мертвых является трупная дверь, специальная дверь, через которую труп проносили ногами вперед, а люди окружали его, чтобы труп не мог видеть, куда он идет. Затем дверь заложили кирпичом, чтобы предотвратить возвращение. Предполагается, что [ кем? ] что эта вера зародилась в Дании и распространилась по всей скандинавской культуре, основанная на идее о том, что мертвые могут уйти только тем путем, которым они вошли.

В саге об Эйрбиггье драугаров отгоняют, удерживая «дверь-гибель». Одного за другим их вызывают к двери, судят и выгоняют из дома этим законным методом. Затем дом был очищен святой водой, чтобы они никогда не вернулись.

Похожие существа

[ редактировать ]

Разновидностью драугра является хаугбуи (от древнескандинавского haugr' «хоу, курган, курган»), который был обитателем кургана, мертвым телом, живущим в своей гробнице. Заметная разница между ними заключалась в том, что хаугбуи не могут покинуть место своей могилы и нападают только на тех, кто вторгается на их территорию. [ 71 ]

Фольклор

[ редактировать ]

Исландские саги

[ редактировать ]

Один из самых известных драугаров — Гламр , которого побеждает герой саги о Греттисе . После смерти Гламра в канун Рождества «люди поняли, что Гламр не покоится с миром. Он произвел такой хаос, что некоторые люди упали в обморок при виде него, а другие сошли с ума». После битвы Греттир в конце концов поднимает Гламра на спину. Незадолго до того, как Греттир убивает его, Гламр проклинает Греттира, потому что «Гламр был наделен большей злой силой, чем большинство других призраков». [ 15 ] и таким образом он смог заговорить и оставить Греттира с его проклятием после его смерти.

Несколько двойственный, альтернативный взгляд на драугра представлен на примере Гуннара Хамундарсона в саге о Ньяле : «Казалось, будто хау развернулся, и что Гуннар повернулся внутри хау, чтобы посмотреть вверх на луну. увидели четыре огня в доме, но не было видно ни тени. Затем они увидели, что Гуннар был веселым, с радостным лицом». [ 75 ] [ нужен лучший источник ]

В саге об Эйрбиггье пастух подвергается нападению сине-черного драугра. В ходе завязавшейся потасовки пастуху сломали шею. На следующую ночь пастух восстает в образе драугра. [ 71 ]

Недавний

[ редактировать ]
«Драуга» из современного скандинавского фольклора. [ 76 ] на борту корабля, в нечеловеческой форме, в клеенчатых шкурах

В более позднем скандинавском фольклоре драуг (современное написание, используемое в Дании, Норвегии и Швеции ) — сверхъестественное существо, которое встречается в легендах вдоль побережья Норвегии. Изначально Драуген был мертвым человеком, который либо жил в кургане (по-скандинавски называемом haugbúi), либо выходил преследовать живых. В более позднем фольклоре стало обычным ограничиваться фигурой призрака мертвого рыбака , который дрейфовал в море и не был похоронен в христианской земле. Говорили, что он носил кожаную куртку или был одет в клеенчатую куртку , но с водорослями вместо головы у него была ваза . Он плыл на полулодке с заблокированными парусами ( изображена на гербе муниципалитета Бё в Норвегии полулодка в Норвегии) ​​и объявлял о смерти тем, кто видел его или даже хотел стащить их вниз. Эта черта распространена в самой северной части Норвегии, где жизнь и культура больше, чем где-либо еще, основывались на рыболовстве. Причиной этого может быть то, что рыбаки часто тонули в больших количествах, а истории о беспокойных мертвецах, приходящих из моря, были более распространены на севере, чем в любом другом регионе страны.

Записанная легенда из Трёнделага рассказывает, как труп, лежащий на пляже, стал объектом ссоры между двумя типами драугов (безголовыми и с головой водорослей). В аналогичном источнике сообщается даже о третьем типе, глейпах , которые, как известно, цеплялись за моряков, идущих по берегу, и заставляли их скользить на мокрых камнях. [ нужна ссылка ]

существует забавный рассказ Но хотя драуг обычно предвещает смерть, в Северной Норвегии о северянине, которому удалось его перехитрить:

Был сочельник , и Ола отправился в свой эллинг за бочонком бренди , купленным на праздники. Войдя внутрь, он заметил драугра, сидящего на бочонке и смотрящего на море. Ола с большим присутствием духа и большой храбростью (нелишне было бы сказать, что он уже немного выпил) на цыпочках подкрался к драугру сзади и резко ударил его в поясницу, так что тот полетел насквозь. окно, и вокруг него шипели искры, когда он ударился о воду. Ола знал, что времени терять ему нельзя, поэтому он двинулся вперед с огромной скоростью, пробежав через кладбище, которое располагалось между его домом и эллингом. На бегу он кричал: «Вставайте, все христианские души, помогите мне!» Затем он услышал звуки борьбы между призраками и драуграми, которые сражались друг с другом, используя доски гроба и пучки морских водорослей. На следующее утро, когда люди пришли в церковь, весь двор был усыпан крышками от гробов, досками для лодок и водорослями. После битвы, которую призраки выиграли, драугр так и не вернулся в эту местность. [ 77 ]

[ редактировать ]

Современная и популярная связь между драугом и морем восходит к таким авторам, как Йонас Ли и Регина Нордманн, чьи работы включают несколько сборников сказок, а также рисунки Теодора Киттельсена , который несколько лет жил в Свольвере . На севере традиция морских драконов особенно ярка. [ нужна ссылка ]

Арне Гарборг описывает наземных драугов, только что пришедших с кладбищ , и термин «драуг» даже используется по отношению к вампирам . [ нужна ссылка ] Представление о драугах, живущих в горах, присутствует в поэтических произведениях Генрика Ибсена ( «Пер Гюнт ») и Осмунда Олавссона Винье . В нюнорском переводе «Властелина колец» этот термин использовался как для Назгула , так и для мертвецов Данхарроу . Курганные уайты Толкина имеют очевидное сходство с хаугбуи и были вдохновлены ими. [ нужна ссылка ]

В серии видеоигр, таких как The Elder Scrolls , драугры — это нежить, мумифицированные трупы павших воинов, населяющие древние захоронения нордической расы людей. Впервые они появились в дополнении Bloodmoon к The Elder Scrolls III: Morrowind , а позже будут появляться повсюду в The Elder Scrolls V: Skyrim . [ нужна ссылка ] Драугары — общий враг, впервые встреченный игроком в видеоигре God of War 2018 года , обладающий множеством различных способностей и способностей. [ нужна ссылка ] был добавлен космический корабль по имени Драугур В 2019 году в игру Eve Online , как командный эсминец фракции Триглав. [ нужна ссылка ] Драугр появляется как враг в в раннем доступе игре Valheim 2021 года , где они берут более свежую версию Драуга, состоящую из морских водорослей. [ нужна ссылка ]

В фильме «Драуг» группа воинов-викингов встречает драугра во время поиска пропавшего человека в огромном лесу. Драугры изображаются как иссиня-черные анимированные трупы, обладающие множеством магических способностей. [ нужна ссылка ]

В фильме «Северянин» Амлет входит в курган в поисках волшебного меча по имени «Драугр». Внутри могилы Амлет встречает нежить-жителя кургана (драугра), с которым ему приходится сразиться, чтобы получить клинок. [ нужна ссылка ]

Второй эпизод второго сезона « Хильды », озаглавленный «Драуген», изображает драугенов как призраков моряков, погибших в море. Хотя их форма была призрачной, капитан мог носить пальто, а вместо волос у него была копна морских водорослей. [ нужна ссылка ]

Экзопланета PSR B1257+12 A получила название «Драугр». [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Исландское «Sótti haugbúnn med kappi» переводится как «курганное существо, нападающее с отвратительным рвением» в Eiríkur Magnusson & Morris (trr.) (1869) .
  2. Арманн Якобссон отмечает, что в этом и подобных случаях термин «тролль» обозначает своего рода призрака, точнее, человеческую нежить. Поскольку этот термин также может означать «демон», его смысл неоднозначен. [ 18 ]
  3. ^ Помимо Гламра, другими примерами являются Вига-Храппр Сумарлидасон в саге о Лаксдале ; Торольфр багифотр (хромоногий) или призраки Фроды в саге об Эйрбиггье . [ 17 ]
  4. Оба они происходят в саге об Эйрбиггье .
  5. Обратите внимание на сходство с пастухом, убитым призраком Торольфа, которого также нашли со всеми сломанными костями. [ 35 ]
  6. Цвет буквально «синий», таким образом, «чертовски синий и великолепный, как аккуратный » — это перевод в Eiríkur Magnusson & Morris (trr.) (1869) , стр. 99 .
  7. ^ По сообщению Саксона Грамматика , отсюда и латинизированные имена.
  8. Также «курган Трайна был наполнен ужасным зловонием» в саге о Хромундаре «Грипссонар» . [ 47 ]
  1. ^ Клисби; Вигфуссон изд. (1974) Исландско-английский словарь . св драугр
  2. ^ Jump up to: а б Лангеслаг, PS (2015). Времена года в литературе средневекового Севера . Бойделл и Брюэр. п. 118. ИСБН  9781843844259 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Смит, Грегг А. (2007). Функция живых мертвецов в средневековой скандинавской и кельтской литературе: Смерть и желание . Пол Дж. Ремли (предисловие). Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс . п. 14. ISBN  9780773453531 .
  4. ^ Jump up to: а б Уильямс, Ховард (2006). Смерть и память в раннесредневековой Британии . Издательство Кембриджского университета. п. 172. ИСБН  9781139457934 .
  5. ^ Бернс, Марджори (2014). Хоутон, Джон Вм .; Крофт, Джанет Бреннан ; Марч, Нэнси (ред.). Ночные волки, полутролли и мертвецы, которые не устоят . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. п. 195, сноска 27. ISBN.  9781476614861 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  6. ^ Гилливер, Питер ; Маршалл, Джереми ; Вайнер, Эдмунд (2009) [2006]. Блэк, Рональд (ред.). Кольцо слов: Толкин и Оксфордский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199568369 .
  7. ^ Бернс [ 5 ] цитируя Гилливера и др. (2009) [2006]. Кольцо слов: Толкин и Оксфордский словарь английского языка , стр. 214–216. [ 6 ]
  8. ^ Jump up to: а б с Эйрикур Магнуссон и Моррис (трр.) (1869) . Ч. 18:00 ​48
  9. ^ Jump up to: а б Бур (ред.) (1900) , кап. 18, с. 65
  10. ^ Проект PCRN и проект Skaldic (2014). «[отрывок из] Гр гл. 18б: Жизнь в могильных курганах» . Дохристианские религии Севера: Источники . Проверено 17 ноября 2020 г.
  11. ^ «Драугр» . 11 февраля 2024 г.
  12. ^ Риц, JE Лексикон шведского диалекта , стр. 102.
  13. ^ Поломе, Эдгар К.; Адамс, Дуглас К. (1997). "Дух". В Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К. (ред.). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. п. 538.
  14. ^ «лохматый мальчик» . Викисловарь . 29 сентября 2019 года . Проверено 12 января 2023 г.
  15. ^ Jump up to: а б Скаддер (тр.) (2005) .
  16. Греттир называет Карра драугром , когда он поет стих, отвечая на вопрос о том, как он получил меч-сокровище. В переводе 1869 года это было переведено как «В кургане, куда эта вещь… упала». [ 8 ] и «в темном кургане… тогда призрак был сражен» Скаддером. [ 15 ]
  17. ^ Jump up to: а б Арманн Якобссон (2011) , с. 284.
  18. ^ Jump up to: а б Арманн Якобссон (2011) , с. 285.
  19. ^ Jump up to: а б Сэйерс, Уильям (1994). «Арктическая пустыня ( Хеллуланд ) в саге о Бардаре » (PDF) . Скандинавско-канадские исследования/Études scandinaves au Canada . 7:11 и примечания. Архивировано (PDF) из оригинала 5 октября 2018 г.
  20. ^ Клемоэс и Дикинс (1959) , с. 190, например, и Уильям Сэйерс [ 19 ]
  21. ^ Арманн Якобссон (2009) .
  22. ^ Качиола (1996) , с. 28.
  23. ^ Чедвик (1946) , с. 51.
  24. ^ Арманн Якобссон (2011) , стр. 281–282.
  25. Указывается, что лексикограф Гудбрандур Вигфуссон (который в своем словаре определил draugr как «призрак») написал предисловие к фольклорному сборнику Йона Арнасона.
  26. ^ Арманн Якобссон (2009) , с. 284.
  27. ^ «Воля кажется сильной, достаточно сильной, чтобы вернуть хугров [одушевленную волю] обратно в тело. Эти реанимированные люди были известны как драугары . Однако, хотя мертвые могли снова жить, они также могли снова умереть. Драугар умирает «вторая смерть», как называет это Честер Гулд, когда их тела разлагаются, сжигаются, расчленяются или уничтожаются иным образом».
  28. ^ Арманн Якобссон (2009) , с. 311.
  29. ^ Кейворт (2006) , с. 244: «Нет никаких упоминаний о том, что драугры опухли от предполагаемой крови своих жертв».
  30. ^ Jump up to: а б Арманн Якобссон (2009) , с. 313: «Вампиризм передается, о чем свидетельствуют многочисленные жертвы Торольфа Бэгифотра».
  31. ^ Палссон и Эдвардс (трр.) (1973) . Сага об Эйрбюггья , «Глава 34: Призрак Торольфа». п. 115 и далее; «Глава 63: Торольф возвращается из мертвых». п. 186 и далее.
  32. ^ Качиола (1996) , с. 15: «Смерть Торгунны также вызвала то, что можно назвать эпидемией агрессивных ревенантов».
  33. ^ Палссон и Эдвардс (трр.) (1973) . Сага об Эйрбюггья , «Гл. 51: Торгунна умирает», с. 158 – «Гл. 54 Еще призраки», с. 166 и далее
  34. ^ Эйрикур Магнуссон и Моррис (трр.) (1869) . История Гретти . п. 102
  35. ^ Палссон и Эдвардс (трр.) (1973) . Сага об Эйрбюггья , «Глава 34: Призрак Торольфа».
  36. ^ Арманн Якобссон (2009) , стр. 310–311: «Это существо [злой дух] загрязняет Гламр»; Арманн Якобссон (2011) , с. 297: «В рассказе Гламра также видна какая-то инфекция».
  37. ^ Линдоу (1976) , с. 95.
  38. ^ Смит (2007) , с. 15.
  39. ^ Jump up to: а б Карран (2005) , с. 82.
  40. ^ Карран (2005) , с. 82–83.
  41. ^ Арманн Якобссон (2011) , стр. 291–292.
  42. ^ Бур (редактор) (1900) Сага о Греттисе, глава. XVIII.9, с. 64 ;
  43. ^ Палссон и Эдвардс (трр.) (1973) . Сага об Эйрбиггье , с. 187; Палссон и Эдвардс (трр.) (1989). стр. 100-1 155–156, цитируется Кейвортом (2006) , с. 244.
  44. ^ Бур (1898) , с. 55.
  45. ^ Магнуссон и Палссон (трр.) (1969) , Laxdaela Saga , стр. 235.
  46. ^ Беннетт (2014) , с. 44.
  47. ^ Jump up to: а б с Чедвик (1921) / Кершоу (1921) Сага о Хромунде Грейпссоне , с. 68
  48. ^ Дэвидсон, HR Эллис (сентябрь 1958 г.). «Похороны Веланда Смита как места культурной памяти в Ислендингасёгуре». Фольклор . 69 (3): 154–155. JSTOR   1258855 .
  49. ^ Клемоэс и Дикинс (1959), с. 188
  50. ^ Эндрюс (1912–1913) с. 603–604
  51. ^ Йон Хнефилл Адальстейнссон (1987), стр. 9–10 утра
  52. ^ Арманн Якобссон (2011) , с. 291, н43.
  53. ^ Бур (ред.) (1900) Рассказ Гретти, гл. XVIII, с. 125 ; Эйрикур Магнуссон и Моррис (трр.) (1869) Ch. 18, с. 47: « Шейги Чефготт (и запах там был не самый сладкий)». Буквально þeyg «не» + þefr «щелчок» + Goodt «хорошо».
  54. ^ Арманн Якобссон (2011) , с. 291, n42, со ссылкой на сагу о Хардаре . Торхаллур Вильмундарсон; Бьярни Вильялмссон (ред.), стр. 40.
  55. ^ Jump up to: а б Дэвидсон, Хильда Родерик Эллис (1943). Дорога в Хель: исследование представлений о мертвых в древнескандинавской литературе . Издательство Мичиганского университета. п. 163.
  56. ^ Арманн Якобссон (2011) , с. 290.
  57. ^ Магнуссон и Палссон (trr.) (1969) , The Laxdaela Saga , Ch. 18, стр. 101-1 79–80; введение, с. 12; указатель имен, с. 255
  58. ^ Магнуссон и Палссон (trr.) (1969) , стр.78, n1
  59. ^ Кейворт (2007) , с. 71.
  60. ^ Качиола (1996) , с. 33, н102.
  61. ^ Йон Арнасон (1972). Симпсон, Жаклин (ред.). Исландские народные сказки и легенды . Издательство Калифорнийского университета. п. 166. ИСБН  978-0-520-02116-7 .
  62. ^ Чедвик (1946) , с. 53.
  63. ^ Fox & Pálsson (trr.) (1974) , Сага о Греттире , с. 36.
  64. ^ Дэвидсон (1943) , Дорога в Хель , с. 161.
  65. ^ Магнуссон и Палссон (трр.) (1969) , Laxdaela Saga , стр. 103
  66. ^ Симпсон, Исландские народные сказки и легенды , с. 107.
  67. ^ «Веб-страница Viking Answer Lady - Ходячие мертвецы: Драугр и Аптгангр в древнескандинавской литературе» . Викингответледи.com. 14 декабря 2005 г. Проверено 1 июля 2010 г.
  68. ^ Арманн Якобссон (2011) , с. 295.
  69. ^ Сага Гаутрека и другие средневековые сказки , стр. 99-101.
  70. ^ CITEREFPálssonEdwards_(trr.)1973. Сага об Эйрбиггии , с. 115.
  71. ^ Jump up to: а б с Карран (2005) , стр. 81–93.
  72. ^ Jump up to: а б Арманн Якобссон (2011) , с. 296.
  73. ^ Митчелл, Стивен А. (2011). Колдовство и магия в скандинавском средневековье . Издательство Пенсильванского университета. стр. 22–23. ISBN  978-0-8122-4290-4 .
  74. ^ Бэйн, Тереза ​​(2010). Энциклопедия мифологии вампиров . Северная Каролина: Издательство McFarland & Company, Inc. п. 55. ИСБН  9780786444526 .
  75. ^ Кук, Роберт (2001). о Ньяле Сага Лондон: Пингвин. ISBN  0140447695 . OCLC   47938075 .
  76. ^ Хаусман, Лоуренс (иллюстрации); Р. Нисбет Бейн (перевод 1893 г.); Йонас Ли (оригинал датский) (1893). Странные сказки северных морей . Проверено 17 марта 2014 г. {{cite book}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  77. ^ Норвежско-американские исследования и записи - Том 12 . Норвежско-американская историческая ассоциация. 1941. с. 42.

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]

Первоисточники

[ редактировать ]

Вторичные источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5c0d481c9522730d182585b6811724e8__1722330720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/e8/5c0d481c9522730d182585b6811724e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Draugr - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)