друг
Драугр фарерский или драуг ( древнескандинавский : draugr , множественное число драугар ; современный исландский : draugur , из : dreygur и датский , шведский и норвежский : draug ) — существо -нежить скандинавской саги и народных сказок.
Комментаторы распространяют термин драугр на нежить в средневековой литературе, даже если в тексте он никогда прямо не упоминается как таковой, и обозначают их скорее как хаугбуи ( « житель кургана ») или аптрганга , буквально «снова ходячий». ( исландский : афтурганга ).
Обзор
[ редактировать ]Драугары живут в их могилах или королевских дворцах, часто охраняя сокровища, захороненные вместе с ними в их кургане. Это ревенанты или ожившие трупы с материальным телом, а не призраки, обладающие неосязаемыми духовными телами.
Терминология
[ редактировать ]Древнескандинавский драугр определяется как «призрак, дух, особенно мертвый обитатель пирамиды из камней ». [ 1 ] Зачастую драугра считают не столько призраком, сколько призраком . [ 2 ] т. е. оживший труп умершего внутри кургана [ 3 ] (как в примере с Карром Инном Гамли в саге о Греттисе ). [ 2 ] [ 4 ]
Драугр Дж упоминался как « курганное существо » в переводе « Саги о Греттисе» 1869 года , задолго до того, как . Р. Р. Толкин использовал этот термин в своих романах. [ 7 ] [ 8 ] хотя «курганный уайт» на самом деле является переводом слова haugbúinn (буквально «житель кургана»), которое иначе переводится как «житель кургана». [ а ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Родственные слова и этимология
[ редактировать ]На древнескандинавском языке термин драугр также означал ствол дерева или сухой сухостой, а в поэзии мог относиться к мужчине или воину. [ 11 ] поскольку древнескандинавская поэзия часто использовала термины для обозначения деревьев для обозначения людей, особенно в кеннингах , ссылаясь на миф о том, что бог Один и его братья создали первых людей Аска и Эмблу из деревьев. Таким образом, существовала связь между представлением о стволе срубленного дерева и представлением о трупе мертвеца.
В шведском языке draug - это современное заимствованное слово из западноскандинавского языка, поскольку исконная шведская форма drög приобрела значение «бледный, неэффективный и медлительный человек, который волочится за собой». [ 12 ]
Это слово гипотетически восходит к протоиндоевропейской основе * dʰrowgʰos «фантом», от * dʰrewgʰ- «обманывать» (см. также авестийское « друдж »). [ 13 ]
Существа в британском фольклоре, такие как «лохматые мальчики» и «хогбуны», получили свои имена от древнескандинавского : haugbui . [ 14 ]
Расширенное использование
[ редактировать ]В отличие от Карра Инна Гамли (Кара Старого) в саге о Греттисе , которого специально называют драугром , [ 9 ] [ 16 ] Гламр-призрак в той же саге никогда прямо не называется драугром . в тексте [ 17 ] хоть и называется в нем "троллем". [ б ] [ 18 ] до сих пор обычно называют Гламра драугром . Тем не менее, современные ученые [ 20 ]
Существа, которых конкретно не называли драугарами их называли только аптргунгур («призраки», мн. аптрганга ) и реймлейкар («призраки»). , но на самом деле в этих средневековых сагах [ с ] до сих пор широко обсуждаются как драугры в различных научных работах. [ 21 ] [ 22 ] [ 3 ] или драугар и хаугбуар объединены в один. [ 23 ]
Еще одно предостережение заключается в том, что применение термина «драугр» не обязательно должно соответствовать тому, что этот термин мог означать в строгом смысле во времена средневековья, а, скорее, следовать современному определению или понятию «драугр» , особенно таких призрачных существ (под какими бы именами они ни назывались). называемые), которые встречаются в исландских сказках, отнесенных к категории «Драугасёгур» в сборнике Йона Арнасона на основе классификационных основ, заложенных Конрадом Маурером . [ 24 ] [ 25 ]
Общая классификация
[ редактировать ]- Призрак с физическим телом
Драугр — «телесный призрак». [ 4 ] с физическим, осязаемым телом, а не «имаго», [ 26 ] а в сказках часто бывает «вторая смерть» путем уничтожения ожившего трупа. [ 27 ] [ 3 ]
- Вампир
Драугр также был задуман как тип « вампира » антологом народных сказок Эндрю Лэнгом в конце 1897 года. [ 28 ] Эту идею продолжают развивать более современные комментаторы. Упор здесь делается не на кровососание , что не засвидетельствовано для драугров , [ 29 ] а скорее, заразность или передающаяся природа вампиризма, [ 30 ] то есть, как вампир порождает другого, превращая свою жертву нападения в представителя своего вида. Иногда цепочка заражения превращается в вспышку, как, например, в случае с Торольфом Бэгифотром (Торольфом Хромоногим или Кривоногим). [ 30 ] [ 31 ] и даже назвал «эпидемией» в отношении Торгунны (Торгунны). [ д ] [ 32 ] [ 33 ]
Более спекулятивный случай вампиризма - это случай с Гламром, которого попросили пасти овец на ферме с привидениями, и который впоследствии был найден мертвым с шеей и переломами всех костей тела. [ 34 ] [ и ] Комментаторы предположили, что Гламр путем «заражения» был превращен в нежить ( драугр ) каким-то существом, преследовавшим ферму. [ 36 ]
Физические характеристики
[ редактировать ]Драугар обычно обладал сверхчеловеческой силой. [ 37 ] и были «в целом отвратительны на вид», имели некротический черный или синий цвет, [ 38 ] [ 39 ] и были связаны с «запахом разложения». [ 40 ] или, точнее, населенные места, от которых часто исходило отвратительное зловоние. [ 41 ]
Говорят, что драугары были либо хель-блар («смертоносно-синий»), либо нар-фёлр («трупно-бледный»). [ 39 ] Гламр, когда его нашли мертвым, описывался как « blár sem Hel en digr sem naut (черный как ад и раздутый до размеров быка)». [ 42 ] [ ж ] Торольфр Хромоногий, когда лежал в спячке, выглядел «неиспорченным», а также «был черным как смерть [т. е. с синяками и синяками] и раздулся до размеров быка». [ 43 ] Отмечено близкое сходство этих описаний. [ 3 ] [ 44 ] В саге о Лаксдале описывается, как были выкопаны кости умершей волшебницы, пришедшей во сне, и они были «синими и зловещими». [ 45 ] [ 46 ]
Траинн (Трайн), берсерк Валланда , «превратился в тролля» в саге о Хромундаре. Грипссонар был демоном ( dólgr ), который был «черным и огромным… громко ревел и пускал огонь», и, кроме того, обладал длинными царапающими когтями и когти вонзились в шею, что побудило героя Хромундра называть драгура своего рода кошкой ( древнескандинавский : kattakyn ). [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] Обладание длинными когтями характерно и для другого ревенанта, Асвидра (Асвитуса), который ожил ночью и напал с ними на своего сводного брата Асмунда (Асмундуса), поцарапав ему лицо и оторвав одно из ушей. [ г ] [ 50 ] [ 51 ]
Драугры часто источают болезненный запах, мало чем отличающийся от запаха разлагающегося тела. Курган, где был погребен Карр Старый, ужасно вонял. [ 52 ] [ 53 ] В саге о Хардаре двое подчиненных Хёрда Гримкельссона умирают еще до того, как входят в курган викинга Соти, из-за «порыва ветра и вони ( одаун )», доносящихся из него. [ 54 ] [ ч ] В ярости Траинн наполнил курган «злым зловонием». [ 47 ]
Магические способности
[ редактировать ]Драугары известны своими многочисленными магическими способностями (называемыми троллскапами ), напоминающими способности живых ведьм и волшебников, такими как изменение формы, управление погодой и видение будущего. [ 55 ]
Изменение формы
[ редактировать ]Нежить Вига-Храпп Сумарлидасон (Убийца-Храпп) из саги о Лаксдале , в отличие от типичного хранителя клада сокровищ, не остается на месте своего захоронения, а бродит по своей усадьбе Храппстадир, угрожая живым. [ 56 ] Предполагалось, что призрак Вига-Храппра был способен превращаться в тюленя с человеческими глазами, который появлялся перед Торстейном сварти/суртом (Торстейном Черным), плывущим на корабле, и был ответственен за затопление корабля, чтобы предотвратить семья добралась до Храппстадира. [ 57 ] Исландским призракам вообще приписывают способность менять форму, особенно в форме тюленя. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ]
Драугр в исландских сказках, собранных в наше время, также может превращаться в большого содранного быка, серую лошадь со сломанной спиной, но без ушей и хвоста, и в кошку, которая садилась на грудь спящего и становилась все тяжелее, пока их жертва не задохнулась. . [ 61 ]
Другие магические способности
[ редактировать ]Драугары обладают способностью проникать в сны живых, [ 55 ] и они часто оставляют после себя подарки, чтобы «живой человек мог быть уверен в осязаемом характере визита». [ 62 ] Драугар также обладает способностью проклинать жертву, как показано в саге о Греттисе , где Греттир проклят и не может стать сильнее. Драугар также приносил болезни в деревню и мог создавать временную темноту в дневное время. Они предпочитали действовать ночью, хотя, похоже, не были уязвимы для солнечного света, как некоторые другие ревенанты. Драугр также может убивать невезучих людей.
О присутствии драугра мог свидетельствовать яркий свет, исходивший из кургана, словно лисий огонь . [ 63 ] Этот огонь станет барьером между землей живых и землей мертвых. [ 64 ]
Нежить Вига-Храпр продемонстрировала способность погружаться в землю, чтобы спастись от Олафа Хускульдссона Павлина . [ 65 ]
Некоторые драугары невосприимчивы к оружию, и только герой обладает силой и смелостью, необходимыми, чтобы противостоять столь грозному противнику. В легендах герою часто приходилось тащить драугра обратно в могилу, тем самым побеждая его, поскольку оружие бесполезно. Хороший пример этого можно найти в саге о Хромундаре «Грипссонар» . Железо могло ранить драугра, как и многие сверхъестественные существа, хотя этого было бы недостаточно, чтобы остановить его. [ 66 ] Иногда от героя требуется избавиться от тела нетрадиционными способами. Предпочтительный метод — отрезать драугру голову, сжечь тело и выбросить пепел в море — при этом упор делается на то, чтобы быть абсолютно уверенным, что драугр мертв и исчез. [ 67 ]
Поведение и характер
[ редактировать ]Драугром может стать любой подлый, противный или жадный человек. Как отмечает Арманн Якобссон , «большинство средневековых исландских призраков - злые или маргинальные люди. Если они не недовольны или злы, то они непопулярны». [ 68 ]
Жадность
[ редактировать ]Мотивацией драугра были прежде всего зависть и жадность. Жадность заставляет его злобно нападать на любого потенциального грабителя могил, но драугр также выражает врожденную зависть к живым, проистекающую из тоски по вещам жизни, которые у него когда-то были. Они также демонстрируют огромный и почти ненасытный аппетит, о чем свидетельствует встреча Арана и Асмунда, братьев по мечу, которые поклялись, что, если один умрет, другой будет дежурить вместе с ним в течение трех дней внутри кургана. Когда Аран умер, Асмунд принес в курган свое имущество — знамена, доспехи, ястреба, собаку и лошадь — а затем решил ждать три дня:
В первую ночь Аран встал со стула, убил ястреба и собаку и съел их. На вторую ночь он снова встал со стула, убил лошадь и разорвал ее на куски; потом он сильно откусил конину зубами, и кровь текла у него изо рта все время, пока он ел… На третью ночь Асмунду очень захотелось спать, и первое, что он почувствовал, — Аран схватил его за уши и оторвал их. [ 69 ]
Кровожадность
[ редактировать ]Жертвами драугра не ограничивались злоумышленники в его доме. Бродячая нежить опустошала домашний скот, загоняя животных до смерти, либо верхом на них, либо преследуя их в какой-то отвратительной, полусодранной форме. Обязанности пастухов заставляли их выходить на улицу по ночам, и они были особым объектом голода и ненависти нежити:
Волы, которые тащили тело Торольфа, были загнаны демонами, и каждое животное, приближавшееся к его могиле, сходило с ума и выло до смерти. Пастух из Хвамма часто мчался домой, а за ним следовал Торольв. Однажды той осенью ни овца, ни пастух не вернулись на ферму. [ 70 ]
Животные, кормящиеся возле могилы драугра, могут сойти с ума под влиянием этого существа. [ 71 ] Они также могут умереть от безумия. Торольф, например, заставил птиц упасть замертво, когда они пролетали над его курганом с чашами .
Сидящая поза и сглаз
[ редактировать ]Основным признаком того, что умерший человек станет драугром, является то, что труп находится не в горизонтальном положении, а в вертикальном положении (Вига-Храпр) или в сидячем положении (Торольфр), что указывает на то, что мертвый может вернуться. [ 72 ] Арманн Якобссон далее предполагает, что нарушение позы драугра является необходимым или полезным шагом в уничтожении драугра , но это чревато риском навлечь на себя сглаз , независимо от того, сказано ли об этом явно в случае с Греттиром, получившим проклятие от Гламр, или только подразумевается в случае Торольфа, чей сын предупреждает остальных, чтобы они были осторожны, пока они разгибают сидящую позу Торольфа. [ 72 ]
Уничтожающий
[ редактировать ]Призрачный драугр, которого необходимо обезглавить, чтобы лишить его возможности от дальнейших преследований, является общей темой в семейных сагах . [ 19 ]
Средства профилактики
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2018 г. ) |

Традиционно в Исландии на грудь недавно умершего клали раскрытые железные ножницы, а среди его одежды можно было прятать соломинки или веточки. [ 74 ] Большие пальцы ног связывали вместе или в подошвы ног втыкали иголки, чтобы мертвые не могли ходить. Традиция также гласила, что гроб следует поднимать и опускать в трех разных направлениях, пока его носят из дома, чтобы сбить с толку возможного драугра.
Считалось, что наиболее эффективным средством предотвращения возвращения мертвых является трупная дверь, специальная дверь, через которую труп проносили ногами вперед, а люди окружали его, чтобы труп не мог видеть, куда он идет. Затем дверь заложили кирпичом, чтобы предотвратить возвращение. Предполагается, что [ кем? ] что эта вера зародилась в Дании и распространилась по всей скандинавской культуре, основанная на идее о том, что мертвые могут уйти только тем путем, которым они вошли.
В саге об Эйрбиггье драугаров отгоняют, удерживая «дверь-гибель». Одного за другим их вызывают к двери, судят и выгоняют из дома этим законным методом. Затем дом был очищен святой водой, чтобы они никогда не вернулись.
Похожие существа
[ редактировать ]Разновидностью драугра является хаугбуи (от древнескандинавского haugr' «хоу, курган, курган»), который был обитателем кургана, мертвым телом, живущим в своей гробнице. Заметная разница между ними заключалась в том, что хаугбуи не могут покинуть место своей могилы и нападают только на тех, кто вторгается на их территорию. [ 71 ]
Фольклор
[ редактировать ]Исландские саги
[ редактировать ]Один из самых известных драугаров — Гламр , которого побеждает герой саги о Греттисе . После смерти Гламра в канун Рождества «люди поняли, что Гламр не покоится с миром. Он произвел такой хаос, что некоторые люди упали в обморок при виде него, а другие сошли с ума». После битвы Греттир в конце концов поднимает Гламра на спину. Незадолго до того, как Греттир убивает его, Гламр проклинает Греттира, потому что «Гламр был наделен большей злой силой, чем большинство других призраков». [ 15 ] и таким образом он смог заговорить и оставить Греттира с его проклятием после его смерти.
Несколько двойственный, альтернативный взгляд на драугра представлен на примере Гуннара Хамундарсона в саге о Ньяле : «Казалось, будто хау развернулся, и что Гуннар повернулся внутри хау, чтобы посмотреть вверх на луну. увидели четыре огня в доме, но не было видно ни тени. Затем они увидели, что Гуннар был веселым, с радостным лицом». [ 75 ] [ нужен лучший источник ]
В саге об Эйрбиггье пастух подвергается нападению сине-черного драугра. В ходе завязавшейся потасовки пастуху сломали шею. На следующую ночь пастух восстает в образе драугра. [ 71 ]
Недавний
[ редактировать ]
В более позднем скандинавском фольклоре драуг (современное написание, используемое в Дании, Норвегии и Швеции ) — сверхъестественное существо, которое встречается в легендах вдоль побережья Норвегии. Изначально Драуген был мертвым человеком, который либо жил в кургане (по-скандинавски называемом haugbúi), либо выходил преследовать живых. В более позднем фольклоре стало обычным ограничиваться фигурой призрака мертвого рыбака , который дрейфовал в море и не был похоронен в христианской земле. Говорили, что он носил кожаную куртку или был одет в клеенчатую куртку , но с водорослями вместо головы у него была ваза . Он плыл на полулодке с заблокированными парусами ( изображена на гербе муниципалитета Бё в Норвегии полулодка в Норвегии) и объявлял о смерти тем, кто видел его или даже хотел стащить их вниз. Эта черта распространена в самой северной части Норвегии, где жизнь и культура больше, чем где-либо еще, основывались на рыболовстве. Причиной этого может быть то, что рыбаки часто тонули в больших количествах, а истории о беспокойных мертвецах, приходящих из моря, были более распространены на севере, чем в любом другом регионе страны.
Записанная легенда из Трёнделага рассказывает, как труп, лежащий на пляже, стал объектом ссоры между двумя типами драугов (безголовыми и с головой водорослей). В аналогичном источнике сообщается даже о третьем типе, глейпах , которые, как известно, цеплялись за моряков, идущих по берегу, и заставляли их скользить на мокрых камнях. [ нужна ссылка ]
существует забавный рассказ Но хотя драуг обычно предвещает смерть, в Северной Норвегии о северянине, которому удалось его перехитрить:
Был сочельник , и Ола отправился в свой эллинг за бочонком бренди , купленным на праздники. Войдя внутрь, он заметил драугра, сидящего на бочонке и смотрящего на море. Ола с большим присутствием духа и большой храбростью (нелишне было бы сказать, что он уже немного выпил) на цыпочках подкрался к драугру сзади и резко ударил его в поясницу, так что тот полетел насквозь. окно, и вокруг него шипели искры, когда он ударился о воду. Ола знал, что времени терять ему нельзя, поэтому он двинулся вперед с огромной скоростью, пробежав через кладбище, которое располагалось между его домом и эллингом. На бегу он кричал: «Вставайте, все христианские души, помогите мне!» Затем он услышал звуки борьбы между призраками и драуграми, которые сражались друг с другом, используя доски гроба и пучки морских водорослей. На следующее утро, когда люди пришли в церковь, весь двор был усыпан крышками от гробов, досками для лодок и водорослями. После битвы, которую призраки выиграли, драугр так и не вернулся в эту местность. [ 77 ]
Использование в популярной культуре
[ редактировать ]Современная и популярная связь между драугом и морем восходит к таким авторам, как Йонас Ли и Регина Нордманн, чьи работы включают несколько сборников сказок, а также рисунки Теодора Киттельсена , который несколько лет жил в Свольвере . На севере традиция морских драконов особенно ярка. [ нужна ссылка ]
Арне Гарборг описывает наземных драугов, только что пришедших с кладбищ , и термин «драуг» даже используется по отношению к вампирам . [ нужна ссылка ] Представление о драугах, живущих в горах, присутствует в поэтических произведениях Генрика Ибсена ( «Пер Гюнт ») и Осмунда Олавссона Винье . В нюнорском переводе «Властелина колец» этот термин использовался как для Назгула , так и для мертвецов Данхарроу . Курганные уайты Толкина имеют очевидное сходство с хаугбуи и были вдохновлены ими. [ нужна ссылка ]
В серии видеоигр, таких как The Elder Scrolls , драугры — это нежить, мумифицированные трупы павших воинов, населяющие древние захоронения нордической расы людей. Впервые они появились в дополнении Bloodmoon к The Elder Scrolls III: Morrowind , а позже будут появляться повсюду в The Elder Scrolls V: Skyrim . [ нужна ссылка ] Драугары — общий враг, впервые встреченный игроком в видеоигре God of War 2018 года , обладающий множеством различных способностей и способностей. [ нужна ссылка ] был добавлен космический корабль по имени Драугур В 2019 году в игру Eve Online , как командный эсминец фракции Триглав. [ нужна ссылка ] Драугр появляется как враг в в раннем доступе игре Valheim 2021 года , где они берут более свежую версию Драуга, состоящую из морских водорослей. [ нужна ссылка ]
В фильме «Драуг» группа воинов-викингов встречает драугра во время поиска пропавшего человека в огромном лесу. Драугры изображаются как иссиня-черные анимированные трупы, обладающие множеством магических способностей. [ нужна ссылка ]
В фильме «Северянин» Амлет входит в курган в поисках волшебного меча по имени «Драугр». Внутри могилы Амлет встречает нежить-жителя кургана (драугра), с которым ему приходится сразиться, чтобы получить клинок. [ нужна ссылка ]
Второй эпизод второго сезона « Хильды », озаглавленный «Драуген», изображает драугенов как призраков моряков, погибших в море. Хотя их форма была призрачной, капитан мог носить пальто, а вместо волос у него была копна морских водорослей. [ нужна ссылка ]
Экзопланета PSR B1257+12 A получила название «Драугр». [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Исландское «Sótti haugbúnn med kappi» переводится как «курганное существо, нападающее с отвратительным рвением» в Eiríkur Magnusson & Morris (trr.) (1869) .
- ↑ Арманн Якобссон отмечает, что в этом и подобных случаях термин «тролль» обозначает своего рода призрака, точнее, человеческую нежить. Поскольку этот термин также может означать «демон», его смысл неоднозначен. [ 18 ]
- ^ Помимо Гламра, другими примерами являются Вига-Храппр Сумарлидасон в саге о Лаксдале ; Торольфр багифотр (хромоногий) или призраки Фроды в саге об Эйрбиггье . [ 17 ]
- ↑ Оба они происходят в саге об Эйрбиггье .
- ↑ Обратите внимание на сходство с пастухом, убитым призраком Торольфа, которого также нашли со всеми сломанными костями. [ 35 ]
- ↑ Цвет буквально «синий», таким образом, «чертовски синий и великолепный, как аккуратный » — это перевод в Eiríkur Magnusson & Morris (trr.) (1869) , стр. 99 .
- ^ По сообщению Саксона Грамматика , отсюда и латинизированные имена.
- ↑ Также «курган Трайна был наполнен ужасным зловонием» в саге о Хромундаре «Грипссонар» . [ 47 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Клисби; Вигфуссон изд. (1974) Исландско-английский словарь . св драугр
- ^ Jump up to: а б Лангеслаг, PS (2015). Времена года в литературе средневекового Севера . Бойделл и Брюэр. п. 118. ИСБН 9781843844259 .
- ^ Jump up to: а б с д Смит, Грегг А. (2007). Функция живых мертвецов в средневековой скандинавской и кельтской литературе: Смерть и желание . Пол Дж. Ремли (предисловие). Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс . п. 14. ISBN 9780773453531 .
- ^ Jump up to: а б Уильямс, Ховард (2006). Смерть и память в раннесредневековой Британии . Издательство Кембриджского университета. п. 172. ИСБН 9781139457934 .
- ^ Бернс, Марджори (2014). Хоутон, Джон Вм .; Крофт, Джанет Бреннан ; Марч, Нэнси (ред.). Ночные волки, полутролли и мертвецы, которые не устоят . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. п. 195, сноска 27. ISBN. 9781476614861 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Гилливер, Питер ; Маршалл, Джереми ; Вайнер, Эдмунд (2009) [2006]. Блэк, Рональд (ред.). Кольцо слов: Толкин и Оксфордский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199568369 .
- ^ Бернс [ 5 ] цитируя Гилливера и др. (2009) [2006]. Кольцо слов: Толкин и Оксфордский словарь английского языка , стр. 214–216. [ 6 ]
- ^ Jump up to: а б с Эйрикур Магнуссон и Моррис (трр.) (1869) . Ч. 18:00 48
- ^ Jump up to: а б Бур (ред.) (1900) , кап. 18, с. 65
- ^ Проект PCRN и проект Skaldic (2014). «[отрывок из] Гр гл. 18б: Жизнь в могильных курганах» . Дохристианские религии Севера: Источники . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ «Драугр» . 11 февраля 2024 г.
- ^ Риц, JE Лексикон шведского диалекта , стр. 102.
- ^ Поломе, Эдгар К.; Адамс, Дуглас К. (1997). "Дух". В Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К. (ред.). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. п. 538.
- ^ «лохматый мальчик» . Викисловарь . 29 сентября 2019 года . Проверено 12 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Скаддер (тр.) (2005) .
- ↑ Греттир называет Карра драугром , когда он поет стих, отвечая на вопрос о том, как он получил меч-сокровище. В переводе 1869 года это было переведено как «В кургане, куда эта вещь… упала». [ 8 ] и «в темном кургане… тогда призрак был сражен» Скаддером. [ 15 ]
- ^ Jump up to: а б Арманн Якобссон (2011) , с. 284.
- ^ Jump up to: а б Арманн Якобссон (2011) , с. 285.
- ^ Jump up to: а б Сэйерс, Уильям (1994). «Арктическая пустыня ( Хеллуланд ) в саге о Бардаре » (PDF) . Скандинавско-канадские исследования/Études scandinaves au Canada . 7:11 и примечания. Архивировано (PDF) из оригинала 5 октября 2018 г.
- ^ Клемоэс и Дикинс (1959) , с. 190, например, и Уильям Сэйерс [ 19 ]
- ^ Арманн Якобссон (2009) .
- ^ Качиола (1996) , с. 28.
- ^ Чедвик (1946) , с. 51.
- ^ Арманн Якобссон (2011) , стр. 281–282.
- ↑ Указывается, что лексикограф Гудбрандур Вигфуссон (который в своем словаре определил draugr как «призрак») написал предисловие к фольклорному сборнику Йона Арнасона.
- ^ Арманн Якобссон (2009) , с. 284.
- ^ «Воля кажется сильной, достаточно сильной, чтобы вернуть хугров [одушевленную волю] обратно в тело. Эти реанимированные люди были известны как драугары . Однако, хотя мертвые могли снова жить, они также могли снова умереть. Драугар умирает «вторая смерть», как называет это Честер Гулд, когда их тела разлагаются, сжигаются, расчленяются или уничтожаются иным образом».
- ^ Арманн Якобссон (2009) , с. 311.
- ^ Кейворт (2006) , с. 244: «Нет никаких упоминаний о том, что драугры опухли от предполагаемой крови своих жертв».
- ^ Jump up to: а б Арманн Якобссон (2009) , с. 313: «Вампиризм передается, о чем свидетельствуют многочисленные жертвы Торольфа Бэгифотра».
- ^ Палссон и Эдвардс (трр.) (1973) . Сага об Эйрбюггья , «Глава 34: Призрак Торольфа». п. 115 и далее; «Глава 63: Торольф возвращается из мертвых». п. 186 и далее.
- ^ Качиола (1996) , с. 15: «Смерть Торгунны также вызвала то, что можно назвать эпидемией агрессивных ревенантов».
- ^ Палссон и Эдвардс (трр.) (1973) . Сага об Эйрбюггья , «Гл. 51: Торгунна умирает», с. 158 – «Гл. 54 Еще призраки», с. 166 и далее
- ^ Эйрикур Магнуссон и Моррис (трр.) (1869) . История Гретти . п. 102
- ^ Палссон и Эдвардс (трр.) (1973) . Сага об Эйрбюггья , «Глава 34: Призрак Торольфа».
- ^ Арманн Якобссон (2009) , стр. 310–311: «Это существо [злой дух] загрязняет Гламр»; Арманн Якобссон (2011) , с. 297: «В рассказе Гламра также видна какая-то инфекция».
- ^ Линдоу (1976) , с. 95.
- ^ Смит (2007) , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Карран (2005) , с. 82.
- ^ Карран (2005) , с. 82–83.
- ^ Арманн Якобссон (2011) , стр. 291–292.
- ^ Бур (редактор) (1900) Сага о Греттисе, глава. XVIII.9, с. 64 ;
- ^ Палссон и Эдвардс (трр.) (1973) . Сага об Эйрбиггье , с. 187; Палссон и Эдвардс (трр.) (1989). стр. 100-1 155–156, цитируется Кейвортом (2006) , с. 244.
- ^ Бур (1898) , с. 55.
- ^ Магнуссон и Палссон (трр.) (1969) , Laxdaela Saga , стр. 235.
- ^ Беннетт (2014) , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с Чедвик (1921) / Кершоу (1921) Сага о Хромунде Грейпссоне , с. 68
- ^ Дэвидсон, HR Эллис (сентябрь 1958 г.). «Похороны Веланда Смита как места культурной памяти в Ислендингасёгуре». Фольклор . 69 (3): 154–155. JSTOR 1258855 .
- ^ Клемоэс и Дикинс (1959), с. 188
- ^ Эндрюс (1912–1913) с. 603–604
- ^ Йон Хнефилл Адальстейнссон (1987), стр. 9–10 утра
- ^ Арманн Якобссон (2011) , с. 291, н43.
- ^ Бур (ред.) (1900) Рассказ Гретти, гл. XVIII, с. 125 ; Эйрикур Магнуссон и Моррис (трр.) (1869) Ch. 18, с. 47: « Шейги Чефготт (и запах там был не самый сладкий)». Буквально þeyg «не» + þefr «щелчок» + Goodt «хорошо».
- ^ Арманн Якобссон (2011) , с. 291, n42, со ссылкой на сагу о Хардаре . Торхаллур Вильмундарсон; Бьярни Вильялмссон (ред.), стр. 40.
- ^ Jump up to: а б Дэвидсон, Хильда Родерик Эллис (1943). Дорога в Хель: исследование представлений о мертвых в древнескандинавской литературе . Издательство Мичиганского университета. п. 163.
- ^ Арманн Якобссон (2011) , с. 290.
- ^ Магнуссон и Палссон (trr.) (1969) , The Laxdaela Saga , Ch. 18, стр. 101-1 79–80; введение, с. 12; указатель имен, с. 255
- ^ Магнуссон и Палссон (trr.) (1969) , стр.78, n1
- ^ Кейворт (2007) , с. 71.
- ^ Качиола (1996) , с. 33, н102.
- ^ Йон Арнасон (1972). Симпсон, Жаклин (ред.). Исландские народные сказки и легенды . Издательство Калифорнийского университета. п. 166. ИСБН 978-0-520-02116-7 .
- ^ Чедвик (1946) , с. 53.
- ^ Fox & Pálsson (trr.) (1974) , Сага о Греттире , с. 36.
- ^ Дэвидсон (1943) , Дорога в Хель , с. 161.
- ^ Магнуссон и Палссон (трр.) (1969) , Laxdaela Saga , стр. 103
- ^ Симпсон, Исландские народные сказки и легенды , с. 107.
- ^ «Веб-страница Viking Answer Lady - Ходячие мертвецы: Драугр и Аптгангр в древнескандинавской литературе» . Викингответледи.com. 14 декабря 2005 г. Проверено 1 июля 2010 г.
- ^ Арманн Якобссон (2011) , с. 295.
- ^ Сага Гаутрека и другие средневековые сказки , стр. 99-101.
- ^ CITEREFPálssonEdwards_(trr.)1973. Сага об Эйрбиггии , с. 115.
- ^ Jump up to: а б с Карран (2005) , стр. 81–93.
- ^ Jump up to: а б Арманн Якобссон (2011) , с. 296.
- ^ Митчелл, Стивен А. (2011). Колдовство и магия в скандинавском средневековье . Издательство Пенсильванского университета. стр. 22–23. ISBN 978-0-8122-4290-4 .
- ^ Бэйн, Тереза (2010). Энциклопедия мифологии вампиров . Северная Каролина: Издательство McFarland & Company, Inc. п. 55. ИСБН 9780786444526 .
- ^ Кук, Роберт (2001). о Ньяле Сага Лондон: Пингвин. ISBN 0140447695 . OCLC 47938075 .
- ^ Хаусман, Лоуренс (иллюстрации); Р. Нисбет Бейн (перевод 1893 г.); Йонас Ли (оригинал датский) (1893). Странные сказки северных морей . Проверено 17 марта 2014 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Норвежско-американские исследования и записи - Том 12 . Норвежско-американская историческая ассоциация. 1941. с. 42.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Бур, Ричард Констант , изд. (1900). Рассказ Гретти «Асмундарсон» . Галле-ан-дер-Заале: Макс Нимейер.
- [Чедвик, Северная Каролина] = Кершоу, Нора (1921). «Сага о Хромунде Грейпссоне» . Рассказы и баллады далекого прошлого . Издательство Кембриджского университета. стр. 58–78.
- Эйрикур Магнуссон; Моррис, Уильям (трр.) (1869). Сага о Греттисе. История Греттира Сильного в переводе с исландского . Лондон: Ф. С. Эллис.
- Фокс, Дентон; Палссон, Герман (трр.) (1974). Сага о Греттире . Университет Торонто Пресс.
- Палссон, Герман; Эдвардс, Пол (редактор) (1973). Сага об Эйрбиггии . Эдинбург: Издательство Southside. ISBN 9780900025075 .
- Фокс, Дентон; Палссон, Герман (трр.) (1969). Сага о Лаксдале . Пингвины. ISBN 9780140442182 .
- Скаддер, Бернард (тр.) (2005) [1997]. Сага о Греттире Сильном . Пингвин. ISBN 9780141937922 .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Эндрюс, А. Лерой (1912–1913). «Форналдарсугур Нордрланда (продолжение)» . Современная филология . 10 (3): 601–630. дои : 10.1086/386906 . S2CID 224836243 .
- Арманн Якобссон (2009). «Бесстрашные убийцы вампиров: заметка об исландских драуграх и демоническом заражении в саге о Греттисе ». Фольклор . 120 (3): 307–316. дои : 10.1080/00155870903219771 . JSTOR 40646533 . S2CID 162338244 .
- —— (2011). «Вампиры и стражи: классификация средневековой исландской нежити». Журнал английской и германской филологии . 110 (3): 281–300. дои : 10.5406/jenglgermphil.110.3.0281 . JSTOR 10.5406/jenglgermphil.110.3.0281 . S2CID 162278413 .
- Беннетт, Лиза (2014). «Погребальные практики как места культурной памяти в Ислендингасёгуре». Викинги и средневековая Скандинавия . 10 :27–2. дои : 10.1484/J.VMS.5.105211 . JSTOR 48501879 .
- Бур, Ричард Констант , изд. «О саге о Греттисе» . Журнал немецкой филологии . 30 :1–72.
- Качиола, Нэнси (август 1996 г.). «Призраки, призраки и ритуалы в средневековой культуре». Прошлое и настоящее (152): 3–45. JSTOR 651055 .
- Чедвик, Северная Каролина (1946). «Скандинавские призраки: исследование в Драугре и Хаугбуи ». Фольклор . 57 (2): 50–65. дои : 10.1080/0015587x.1946.9717812 . JSTOR 1256952 .
- —— (1946б). «Скандинавские призраки II». Фольклор . 57 (3): 106–127. дои : 10.1080/0015587X.1946.9717823 .
- Клемос, Питер ; Дикинс, Брюс (1959). Англосаксы . Боуз и Боуз.
- Карран, Боб (2005). «Глава 7. Дьявол из Хьялата-стада, Исландия» . Вампиры: Путеводитель по существам, преследующим ночь . Карьера Пресс. стр. 81–93. ISBN 978-1-56414-807-0 .
- Йон Хнефилл Адальстейнссон (1987). «Борьба с призраками в исландском народном поверье» . Arv: Северный ежегодник фольклора . 43 : 7–20. ISBN 9789122012436 .
- Кейворт, Дж. Дэвид (декабрь 2006 г.). «Был ли вампир восемнадцатого века уникальным типом трупа-нежити?». Фольклор . 117 (3): 241–260. дои : 10.1080/00155870600928872 . JSTOR 30035373 . S2CID 162921894 .
- —— (2007). Неприятные трупы: вампиры и выжившие, от древности до наших дней . Книги Необитаемого острова. стр. 29–35. ISBN 9781905328307 .
- Линдоу, Джон (1976). Comitatus, индивидуальность и честь: исследования северогерманской институциональной лексики . Публикации Калифорнийского университета по лингвистике 83. Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520095496 .