Королевство Бали
Королевство Бали
| |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
914–1908 | |||||||||||||
Гимн: ᬩᬮᬶ ᬤ᭄ᬯᬶᬧ ᬚᬬ! «Бали Двипа Джая!» («Славный остров Бали!») | |||||||||||||
![]() Максимальная протяженность балийского королевства Гельгель в середине 16 века. Территория охватывает Бламбанган ( Баньюванги ) до западной части Сумбавы . | |||||||||||||
Статус | Суверенное государство (914–1343) вассальное государство империи Маджапахит (1343–1512) Период Девяти Королевств (1512–1908) | ||||||||||||
Капитал |
| ||||||||||||
Общие языки | Балийский (официальный, придворный язык, высокая литература, лингва-франка, администрация) Кави и санскрит (религиозный) Региональный | ||||||||||||
Религия | Государственная религия: индуизм Меньшинство: Махаяна Буддизм | ||||||||||||
Демон(ы) | Балийский , Балинар | ||||||||||||
Правительство | Абсолютная монархия | ||||||||||||
Раджа , Арья, Махараджа , Далем , Великий Бог | |||||||||||||
• в. 914 (первый) | Шри Кесари Вармадева | ||||||||||||
• в. конец 10 века | Удаяна Вармадева (Удаяна Великий) | ||||||||||||
• в. начало 11 века | сын Вунгчу | ||||||||||||
• в. 1180 | Джаяпангус | ||||||||||||
• в. 1343 | Да, верно | ||||||||||||
• в. 1520-1558 гг. | Далем Батурэнгонг | ||||||||||||
• в. 1903-1908 (последний) | Великий Бог Джамбе II | ||||||||||||
История | |||||||||||||
• Шри Кесари Вармадева создал столп Беланджонг. | 13 или 27 февраля 914 г. | ||||||||||||
• вторжения Голландцы против в Клунгкунг | 18 апреля 1908 г. | ||||||||||||
Валюта | Местные серебряные монеты и китайские монеты кепэн (пис болонг) | ||||||||||||
| |||||||||||||
Сегодня часть | Индонезия ∟ Bali ∟ Восточная Ява ∟ Западная Нуса-Тенгара |
Королевство Бали ( балийский : ᭚ᬓᭂᬭᬚ᭡ᬦ᭄ᬩᬮᬶ; латинизированный : Kĕrajaan Bali ) было серией индуистско - буддийских королевств , которые когда-то правили некоторыми частями вулканического острова Бали , на Малых Зондских островах , Индонезия . Имея историю коренного балийского королевства , охватывающую период с начала 10 по начало 20 веков, балийские королевства демонстрировали сложную балийскую придворную культуру, в которой местные элементы духа и почтения к предкам сочетались с индуистскими влияниями , перенятыми из Индии через древнего посредника на Яве , процветали, обогащались и формировались. Балийская культура .
Из-за своей близости и тесных культурных связей с соседним островом Ява в индонезийский индуистско-буддийский период история Королевства Бали часто переплеталась с его яванскими аналогами и находилась под сильным их влиянием, от Матарама (ок. 9 века) до Империя Маджапахит в 13-15 веках. Культура, язык, искусство и архитектура острова находились под влиянием Явы. Яванское влияние и присутствие стало еще сильнее с падением империи Маджапахит в конце 15 века. После того, как империя перешла к своему мусульманскому вассалу, султанату Демак , ряд индуистских придворных, дворян, священников и ремесленников из Маджапахита нашли убежище на острове Бали. В результате Бали стал тем, что историк Рамеш Чандра Маджумдар описывает как последний оплот индо-яванской культуры и цивилизации. Королевство Бали в последующие столетия расширило свое влияние на соседние острова и начало создавать колонию . Королевство Гельгель, Бали, например, расширило свое влияние и основало колонию в регионе Бламбанган от восточной оконечности Явы до западной части острова Бали. Остров Сумбава , в то время как Королевство Карангасем основало свои колониальные поселения в западных частях Ломбока , а затем королевство Клунгкунг завоевало Нуса Пениду в более поздний период.
С середины 19 века колониальное государство Голландская Ост-Индия начало свое участие в Бали, начав кампанию против второстепенных балийских королевств одно за другим. К началу 20-го века голландцы завершили завоевание Бали, поскольку эти второстепенные королевства попали под их контроль, либо силой, приведшей к пупутанским боям с последующим массовым ритуальным самоубийством, либо изящно сдавшись голландцам. В любом случае, несмотря на то, что некоторые из этих балийских королевских домов все еще сохранились, эти события положили конец тысячелетию коренных балийских независимых королевств, поскольку местное правительство сменилось голландской колониальной администрацией, а затем и правительством провинции Бали в составе Республики Индонезия .
История
[ редактировать ]Предыстория
[ редактировать ]Бали был заселен людьми со времен палеолита (от 1 миллиона до 200 000 лет до нашей эры), о чем свидетельствуют находки древних инструментов, таких как ручные топоры, в деревнях Сембиран и Трунян на Бали. [ 2 ] [ 3 ] за которым последовал период мезолита (200 000–3 000 до н.э.). Однако предки нынешних балийских жителей прибыли на остров примерно между 3000 и 600 годами до нашей эры в период неолита , характеризующийся технологией выращивания риса и говорящими на австронезийских языках . Затем последовал период бронзового века , примерно с 600 г. до н.э. по 800 г. н.э.
Раннее королевство
[ редактировать ]

Исторический период на Бали начался ок. VIII век ознаменовался открытием буддийских обетных глиняных табличек с надписями. Эти буддийские обетные таблички, найденные в небольших глиняных фигурках ступ, называемых « ступиками », являются первыми известными письменными надписями на Бали и датируются примерно 8 веком нашей эры. [ 2 ] Такие ступики были найдены в округе Гианьяр и деревнях Педженг, Татиапи и Блахбатух. [ 2 ] Ступики в форме колокола имеют сходство со стилем ступ 8-го века буддийского искусства Центральной Яваны , найденных в Боробудуре и других буддийских храмах того периода, что предполагает связь Сайлендры с буддийскими паломниками или жителями в ранней истории Бали.
В начале 10 века король по имени Шри Кесари Вармадева опубликовал надпись на столбе Беланджонг, найденную недалеко от южной полосы пляжа Санур . Это самая старая надпись, найденная на Бали, в которой упоминается правитель, издавший ее. Столб датирован 914 годом нашей эры по индийскому сакскому календарю . В центре Бали известны еще три надписи Кесари, которые предполагают конфликт в гористой части острова. Шри Кесари - первый известный правитель, носивший титул Вармадева , который использовался правителями на протяжении нескольких поколений до яванской экспансии.
Точно неизвестно, где находилась столица королевства в X и XI веках, но политический, религиозный и культурный центр королевства, возможно, находился на территории современного Регентства Гианьяр , о чем свидетельствует концентрация археологических находок в эта область. [ 4 ] Каменный пещерный храм и место для купания Гоа Гаджа , недалеко от Убуда в Гианьяре, были построены примерно в тот же период. Он представляет собой сочетание буддийской и индуистской иконографии Шиваитов . Несколько резных изображений ступ, ступик (маленьких ступ) и изображений Бодхисаттв позволяют предположить, что династия Вармадева была покровителем буддизма Махаяны. Тем не менее, в этот период на Бали также практиковался индуизм.
Яванские связи
[ редактировать ]
Во второй половине X века Бали правили король Удаяна Вармадева и его королева Махендрадатта , принцесса династии Исьяна с Восточной Явы. Махендрадатта была дочерью короля Шри Макутавангсаварддханы и сестрой короля Дхармаванги Королевства Матарам . Присутствие яванской королевы при балийском дворе предполагает, что либо Бали был в союзе с Восточной Явой, либо Бали был вассалом Явы; их брак был политической договоренностью, направленной на то, чтобы закрепить Бали в составе Восточно-Яванского королевства Матарам. Королевская балийская чета была родителями знаменитого короля Явы Эйрлангги (1001 – конец 1040-х гг.). Младшие братья Эйрлангги Мараката , а затем Анак Вунгчу поднялись на балийский трон.
высеченный в скале канди храм Гунунг Кави Примерно в тот же период был построен в Тампаксиринге. Он демонстрирует аналогичный храмовый стиль Явы позднего периода Матарама. Династия Вармадева продолжала править Бали до XII века, во времена правления Джаясакти (1146–1150 гг.) и Джаяпангуса (1178–1181 гг.). Контакты с имперским Китаем также имели важное значение в этот период. Китайские монеты под названием «кепенг» широко использовались в балийской экономике. Известно, что в XII веке король северного Бали Джаяпангус женился на китайской принцессе и был увековечен в искусстве Баронг Ландунг как изображение короля и его китайской супруги.
После династии Вармадева, их потомка, и их связи с яванским двором, о правителях Бали не обнаружено никакой дальнейшей подробной информации. Похоже, что на Бали возникла новая местная династия, совершенно независимая от Явы.
В конце 13 века Бали снова появился в яванских источниках. В 1284 году яванский король Кертанегара предпринял военную наступательную экспедицию против балийского правителя. Согласно яванской хронике Дешаварнана : «В Шаке, «телах-небе-солнцах» (1206 г., 1284 г. н.э.), он затем послал эмиссаров на Бали, чтобы сокрушить его, и вскоре его королева была побеждена и должным образом приведена в плен к королю» ( 42.1). [ 5 ] Эта экспедиция, похоже, интегрировала Бали в состав владений Сингхасари . Однако после восстания Джаякатванга в Геланг-геланге в 1292 году, которое привело к смерти Кертанегары и падению Сингхасари, Ява не смогла утвердить свою власть на Бали, и балийские правители снова наслаждались своей независимостью от Явы.
Контакты с яванцами привели к глубокому влиянию на язык Бали, на который оказал влияние язык кави , стиль древнеяванского языка . Этот язык до сих пор используется на Бали, хотя и редко. [ 6 ] [ 7 ]
Период Маджапахита
[ редактировать ]История Индонезии |
---|
![]() |
Хронология |
![]() |
На Восточной Яве Маджапахит под властью царствующей королевы Трибхуваны Виджаятунггадеви и ее способного и амбициозного премьер-министра Гаджи Мады стал свидетелем расширения армады Маджапахита на соседние острова индонезийского архипелага, включая близлежащий Бали. Согласно рукописи Бабад Арья Табанан, в 1342 году войска Маджапахита под предводительством Гаджи Мады при поддержке его генерала Арья Дамара, регента Палембанга, высадились на Бали. После семи месяцев сражений силы Маджапахита победили балийского короля в Бедулу (Бедахулу) в 1343 году. После завоевания Бали Маджапахит передал власть на Бали младшим братьям Арьи Дамара; Арья Кенсенг, Арья Кутавандира, Арья Сентонг и Арья Белог. Арья Кенсенг возглавил своих братьев управлять Бали под знаменем Маджапахита. Он стал предком балийских королей королевских домов Табанан и Бадунг.
В песне 14 «Нагаракретагамы » , составленной во время правления Хайяма Вурука в 1365 году, упоминается несколько мест на Бали; Бедахулу и Лва Гаджа (идентифицируемые как Гоа Гаджа ) как места, находящиеся под властью Маджапахита. Столица Маджапахита на Бали была основана в Сампрагане , а затем в Гельгеле . После смерти Хаяма Вурука в 1389 году Маджапахит вступил в устойчивый период упадка с конфликтами по поводу престолонаследия, в том числе с войной Регрега (1404–1406 гг.). [ 8 ]
В 1468 году принц Кертабхуми восстал против короля Сингхавикрамавардхана и захватил Троулан. Узурпированный король перенес столицу дальше вглубь страны, в Даху (бывшую столицу Кадири), фактически разделив Маджапахит на два центра власти; Тровулан и Даха. В 1474 году Сингхавикрамавардхане наследовал его сын Ранавиджая , который правил из Дахи. Чтобы сохранить влияние и экономические интересы Маджапахита, Кертабхуми предоставил мусульманским торговцам права на торговлю на северном побережье Явы, что привело к известности султаната Демак в последующие десятилетия. Эта политика увеличила экономику и влияние Маджапахита, но ослабила позиции индуизма и Будды как основной религии, поскольку ислам начал быстрее и свободно распространяться на Яве. Недовольство последователей индуизма и Будды позже побудило Ранавиджая победить Кертабуми.
В 1478 году армия Ранавиджаи под командованием генерала Эйра прорвала оборону Троулана и убила Кертабуми в его дворце. [ 9 ] [ 10 ] Демак послал подкрепление под командованием Сунана Нгудунга, который позже погиб в бою и был заменен Сунаном Кудусом , но они прибыли слишком поздно, чтобы спасти Кертабуми, хотя им удалось отразить армию Ранавиджайи. Это событие упоминается в надписи Дживу и Петака, где Ранавиджая утверждал, что он уже победил Кертабхуми и воссоединил Маджапахит в одно королевство. [ 11 ] Ранавиджая правил с 1474 по 1498 год под официальным именем Гириндравардхана, а Удара был его наместником. Это событие привело к войне между Султанатом Демак и Даха, поскольку правитель Демака Раден Патах был потомком Кертабхуми.
В 1498 году вице-регент Удара узурпировал Гириндравардхану, и война между Демаком и Дахой отступила. Но этот хрупкий баланс нарушился, когда Удара обратился за помощью к Португалии в Малакке и побудил Адипати Юнуса из Демака атаковать Малакку и Даху. [ 12 ] Другая теория предполагала, что причиной нападений Демака на Маджапахита была месть Гириндравардхане, который победил деда Адипати Юнуса Прабу Бхре Кертабуми (Прабу Бравиджая V). [ 13 ] Поражение Дахи под командованием Демака ознаменовало конец эпохи индуистского Маджапахита на Яве. После падения империи многие дворяне, ремесленники и священники Маджапахита нашли убежище либо во внутренних горных районах Восточной Явы, Бламбангане на восточной оконечности Явы, либо через узкий пролив на Бали. Беженцы, вероятно, бежали, чтобы избежать возмездия Демака за поддержку Ранавиджайи против Кертабхуми.
Яванская империя Маджапахит оказала влияние на Бали как в культурном, так и в политическом отношении. Весь двор Маджапахита бежал на Бали после завоевания мусульманскими правителями в 1478 году, что, по сути, привело к переносу всей культуры. Бали считался продолжением индуистской яванской культуры и является основным источником знаний о ней в наше время. [ 14 ] Прибывшие яванские дворяне и священники основали на Бали суды в стиле Маджапахита. Этот приток привел к нескольким важным событиям. Брак известных балийских семей с королевской семьей Маджапахит привел к основанию высших каст на Бали. Яванские идеи, особенно традиция Маджапахита, повлияли на религию и искусство острова. Яванский язык также повлиял на разговорный балийский язык . [ 6 ] Современная архитектура и храмы Бали имеют много общего с эстетикой и стилем барельефов храмов Восточной Яваны золотого века Маджапахита. [ 15 ] Большое количество рукописей Маджапахита, таких как Нагаракретагама , Сутасома , Параратон и Танту Пагларан , хорошо хранилось в королевских библиотеках Бали и Ломбока и дает представление и ценные исторические записи о Маджапахите. утверждает , что в результате притока яванских элементов Историк Рамеш Чандра Маджумдар Бали «вскоре стал последним оплотом индо-яванской культуры и цивилизации». [ 16 ]
Королевство Гельгель
[ редактировать ]
Согласно рукописи Бабад Далема (составленной в 18 веке), за завоеванием Бали индуистским яванским королевством Маджапахит последовало установление вассальной династии в Сампрангане на территории современного регентства Гианьяр , недалеко от старого королевского центра Бедулу. . Это событие произошло в середине 14 века. Первый правитель Сампрангана Шри Аджи Кресна Кепакисан родил троих сыновей. Из них старший, Далем Сампранган , унаследовал власть, но оказался некомпетентным правителем. Его младший брат Далем Кетут основал новую королевскую резиденцию в Гельгеле, а Сампранган погрузился в безвестность. [ 17 ]
Первый контакт европейцев с Бали произошел в 1512 году, когда португальская экспедиция под руководством Антонио Абреу и Франсиско Серрана отплыла из португальской Малакки и достигла северного побережья Бали. Бали также был нанесен на карту в 1512 году на карте Франсиско Родригеса. [ 18 ] В Маджапахите, Восточная Ява, падение Дахи под власть султаната Демак в 1527 году побудило индуистскую знать, священников и ремесленников укрыться на Бали. В 1585 году португальское правительство в Малакке направило корабль для основания форта и торгового поста на Бали, но миссия провалилась, поскольку корабль затонул на рифе полуострова Букит .
К 16 веку Пури (балийский двор) Гельгеля стал могущественным государством в регионе. Преемник Дева Кетута Далем Батуренггонг правил в середине 16 века. Он принял яванского мудреца по имени Нирартха , бежавшего от упадка индуизма на Яве. Король стал покровителем Нирартхи, осуществившего обширную литературную деятельность, сформировавшую спиритуализм балийского индуизма. Гельгель достиг своего апогея во время правления Далема Батуренггонга, когда Ломбок , западная Сумбава и Бламбанган на самой восточной Яве были объединены под сюзеренитетом Гельгеля. Влияние Гельгеля на все еще индуистский Бламбанган, кажется, привлекло внимание султана Матарама , который стремился объединить всю Яву, а также распространить исламскую веру. В 1639 году Матарам начал вторжение в Бламбанган. [ 19 ] Королевство Гельгель немедленно поддержало Бламбанган в качестве буфера против исламской экспансии мусульманского Матарама. Бламбанган сдался в 1639 году, но быстро восстановил свою независимость и присоединился к Бали вскоре после ухода войск Матарама. [ 20 ] Сам султанат Матарам после смерти султана Агунга, похоже, был озабочен своими внутренними проблемами и потерял интерес к продолжению своей кампании и ведению военных действий против Бламбангана и Гельгеля.
Девять королевств Бали
[ редактировать ]
После 1651 года королевство Гельгель начало распадаться из-за внутренних конфликтов. В 1686 году новая королевская резиденция была основана в Клунгкунге , в четырёх километрах к северу от Гельгеля. Однако правители Клунгкунга, известные под титулом Дева Агунг , не смогли сохранить власть над Бали. Фактически остров был разделен на девять второстепенных королевств; Клунгкунг , Булеленг , Карангасем , Менгви , Бадунг , Табанан , Гианьяр , Бангли и Джембрана . Эти мелкие королевства создали свою собственную династию, построили свой Пури (балийский дворцовый комплекс) и установили собственное правительство. Тем не менее, эти девять королевств Бали признали лидерство Клунгкунга, что короли Клунгкунга Дева Агунг являются их primus inter pares среди балийских королей, и заслужили почетный титул короля Бали. Большинство этих королевств сегодня составляют основу и границы Кабупатенов ( регентств) Бали.
В последующие столетия различные королевства вели между собой череду непрекращающихся войн, хотя они предоставили Дева Агунгу символический первостепенный статус Бали. Это привело к сложным отношениям между балийскими правителями, поскольку на Бали много королей. Такая ситуация продолжалась до прихода голландцев в 19 веке.
Иностранное вмешательство
[ редактировать ]
Хотя португальский флот установил контакты с европейцами с 1512 года, а затем в 1585 году, реального присутствия европейской власти на Бали не ощущалось, поскольку балийские королевства продолжали вести свой образ жизни, сохранившийся со времен индуистской эпохи Маджапахита. голландские корабли с Корнелисом де Хаутманом В 1597 году на Бали прибыли . Вторая голландская экспедиция появилась в 1601 году — экспедиция Якоба ван Хемскерка . По этому поводу Далем Гельгеля направил принцу Маурицу письмо , перевод которого прислал Корнеллс ван Эмскерк. В письме голландцам было предоставлено разрешение на торговлю на Бали, а также изложена просьба Бали свободно торговать с голландцами. Это дипломатическое письмо о дружбе и торговом соглашении было ошибочно переведено как признание балийцами голландского господства и впоследствии использовалось голландцами для предъявления своих претензий на остров. Хотя VOC с центром в Батавии (ныне Джакарта ) была очень активна на островах Малуку , Яве и Суматре , она мало интересовалась Бали, поскольку VOC больше интересовалась торговля специями , дефицитным продуктом на Бали, который был в основном рисовым королевством. В 1620 году была предпринята попытка открытия торгового поста, но она не удалась из-за враждебности местных жителей. VOC оставил торговлю на Бали частным торговцам, в основном китайцам , арабам , буги и иногда голландцам, которые в основном занимались торговлей опиумом и работорговлей .

Однако безразличие голландцев к Бали полностью изменилось в 19 веке, когда голландский колониальный контроль распространился на индонезийский архипелаг , и они начали жаждать острова. Голландцы использовали предлог искоренения контрабанды опиума, торговли оружием, балийской традиции таван каранг (грабеж затонувших кораблей) и рабства, чтобы установить свой контроль над балийскими королевствами. Армия Голландской Ост-Индии вторглась на север Бали в 1846 , 1848 годах и, наконец, в 1849 году голландцы смогли взять под свой контроль северные балийские королевства Булеленг и Джембрана . [ 21 ]
В 1894 году голландцы использовали восстание Сасаков против балийского правителя западного Ломбока как предлог для вмешательства и завоевания Ломбока. Голландцы поддержали восстание Сасаков и начали военную экспедицию против балийского двора в Матараме , Ломбок. К концу ноября 1894 года голландцы уничтожили балийские позиции, унеся тысячи жизней, а балийцы сдались или совершили пупутана ритуальное самоубийство . Ломбок и Карангасем вошли в состав Голландской Ост-Индии. [ 22 ] Вскоре двор Бангли и Гианьяра также признал сюзеренитет Нидерландов, но южный Бали продолжал сопротивляться.
В 1906 году голландцы начали военную экспедицию против южного балийского королевства Бадунг и Табанан и ослабили королевство Клунгкунг , опять же под предлогом балийской традиции таван каранг (грабеж затонувших кораблей). Наконец, в 1908 году голландцы начали вторжение против двора Клунгкунга под предлогом обеспечения своей опиумной монополии. Это событие завершило голландское завоевание Бали, и к тому времени он стал голландским протекторатом . [ 23 ] Хотя некоторые члены балийской королевской семьи все еще выжили, голландцы полностью разрушили королевские институты Бали, уничтожили власть и авторитет балийских королей и, таким образом, положили конец многовековому правлению балийских королевств. В период голландской Ост-Индии колониальная столица Бали и Малых Зондских островов располагалась в Сингарадже на северном побережье.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Индонезия заявляет 2» .
- ^ Jump up to: а б с о музее Бали Уведомление
- ^ Археология: индонезийская точка зрения Трумэн Симанджунтак с. 163
- ^ AJ Бернет Кемперс (1991) Монументальный Бали: Введение в балийскую археологию и путеводитель по памятникам . Беркли, Сингапур: Periplus Editions. п. 35-36 [1]
- ^ Стюарт Робсон (перевод) (1995) Дешаварнана (Нагаракритагама) Мпу Прапанча. (Лейден: KITLV Press), с. 55
- ^ Jump up to: а б Мэри Сабина Зурбухен. Язык балийского театра теней . Издательство Принстонского университета. п. 18.
- ^ Мэри С. Зурбухен. Введение в древнеяванский язык и литературу: антология прозы Кави . Центр исследований Южной и Юго-Восточной Азии Мичиганского университета. п. 3.
- ^ Риклефс, Мерл Кальвин (1993). История современной Индонезии с ок. 1300 (2-е изд.). Издательство Стэнфордского университета / Macmillans. ISBN 9780804721950 .
- ^ Парратон, с. 40, «.... бхре Кертабхуми ..... бхре прабху пел мокта ринг кадатон и са суньянора-йуганинг-вонг, 1400».
- ^ См. также: Хасан Джафар, Гириндравардхана, 1978, с. 50.
- ^ Поэспонегоро и Нотосусанто (1990), стр. 448–451.
- ^ М.Б. Рахимсия. Полная легенда и история Валисонго. (Амана, Сурабая, эн-й)
- ^ Марвати Джоеноед Поэспонегоро и Нугрохо Нотосусанто. Индонезийская национальная история. Том II. Принт V. (ПН. Балай Пустака, Джакарта, 1984 г.)
- ^ Крис Сагден. В поисках азиатского лица Иисуса: критическое и сравнительное исследование практики и теологии христианского социального свидетельства в Индонезии и Индии в период с 1974 по 1996 год с особым акцентом на работу Ваяна Мастры в протестантской христианской церкви Бали и Виная Самуэля в Церковь Южной Индии . Оксфордский центр миссионерских исследований. п. 21.
- ^ Робин Дж. Максвелл. Сари и саронг: пятьсот лет индийского и индонезийского текстильного обмена . Национальная галерея Австралии. п. 26.
- ^ Раджеш Чандра Маджумдар. История и культура индийского народа: борьба за империю . Аллен и Анвин. п. 755.
- ^ Я Вайан Варна и др. (1986), Бабад Далем; Текст и перевод . Денпасар: Служба образования и культуры уровня I провинции Бали.
- ^ Кортесан, Хайме (1975). Разреженный, Том III . Коимбра: Общая библиотека Университета Коимбры. п. 288. «... проходя мимо острова Балле, на высотах которого затерялся корабль Сабайя Франсиско Серрана... » - из Антонио де Абреу, а также в Жоао де Баррос и Антонио Гальван ( Десятилетия Азии ) . [2]
- ^ «Матарам, Историческое королевство, Индонезия» . Британская энциклопедия . Проверено 1 января 2015 г.
- ^ Соекмоно. Введение в историю культуры Индонезии 3 . Канисий. п. 62.
- ^ Барский, стр.48
- ^ Примерный путеводитель по Бали и Ломбоку Лесли Ридер, Люси Ридаут, стр.298.
- ^ Бали и Ломбок Лесли Ридер, Люси Ридаут стр.496
Ссылки
[ редактировать ]- Уиллард А. Ханна (2004). Балийские хроники . Перипл, Сингапур. ISBN 0-7946-0272-X .
- История Бали
- Индуистско-буддийские государства в Индонезии
- 10 век в Индонезии
- 11 век в Индонезии.
- 12 век в Индонезии.
- 13 век в Индонезии.
- 14 век в Индонезии.
- 15 век в Индонезии.
- 16 век в Индонезии.
- 17 век в Индонезии.
- 18 век в Индонезии.
- 19 век в Индонезии.
- 20 век в Индонезии
- Государства и территории, основанные в 910-х годах.
- Штаты и территории упразднены в 1908 году.
- Застой 1908 года в Азии
- Средневековые индуистские королевства