Пять Солнц
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2022 г. ) |
В мифах о сотворении термин « Пять солнц » относится к вере некоторых культур науа и ацтекских народов в то, что мир прошел через пять различных циклов созидания и разрушения, причем нынешняя эпоха является пятой. В первую очередь оно возникло из комбинации мифов , космологий и эсхатологических верований, которые первоначально принадлежали доколумбовым народам в Мезоамериканском регионе, включая центральную Мексику , и является частью более широкой мифологии верований Пятого мира или Пятого Солнца.
о « Пяти Солнцах » Поздние постклассические ацтеки создали и разработали свою собственную версию мифа , которая включила и трансформировала элементы предыдущих мезоамериканских мифов о творении, а также привнесла новые идеи, характерные для их культуры.
В ацтекских и других мифах о сотворении мира науа считалось, что Вселенная прошла через четыре итерации до текущей, и каждый из этих предыдущих миров был разрушен богами из-за поведения его обитателей.
Нынешний мир является продуктом добровольной миссии ацтеков — обеспечить Тласкатилицтли солнцу, давая ему питание, необходимое для существования, и гарантируя, что вся Вселенная остается в равновесии. Таким образом, жертвенные ритуалы ацтеков были необходимы для функционирования мира и, в конечном итоге, для его дальнейшего выживания.
Легенда
[ редактировать ]Согласно легенде, из пустоты, которой была остальная часть вселенной, сотворил себя первый бог Ометеотль . [ нужна ссылка ] Природа Ометеотля, «Бога двойственности», была одновременно мужской и женской, и ее разделяли Ометекутли, «Повелитель двойственности», и Омесиуатль, «Госпожа двойственности». [ 1 ] Ометеотль родила четырех детей, четырех Тескатлипока , каждый из которых возглавляет одно из четырех основных направлений. [ нужна ссылка ] Западом правит Белый Тескатлипока, Кетцалькоатль , бог света, милосердия и ветра. Югом правит Синий Тескатлипока, Уицилопочтли , бог войны. На Востоке правит Красный Тескатлипока, Шипе Тотек , бог золота, земледелия и весны. А над Севером правит Черный Тескатлипока, также называемый просто Тескатлипока , бог суда, ночи, обмана, колдовства и Земли. [ 2 ]
Ацтеки верили, что боги создали вселенную в Теотиуакане . Название Теотиуакан было дано ацтеками, говорящими на науатле, спустя столетия после падения города около 550 г. н.э. Этот термин интерпретируется как «место рождения богов» или «место, где родились боги». [ 3 ] отражающие мифы о сотворении мира науа , которые, как говорят, произошли в Теотиуакане.
Первое солнце
[ редактировать ]Именно четыре бога в конечном итоге создали всех остальных богов и мир, который мы знаем сегодня, но прежде чем они смогли создать, им пришлось разрушить, поскольку каждый раз, когда они пытались что-то создать, это падало в воду под ними и было съедено Чипактли. , гигантский земной крокодил, плававший в воде с пастями на каждом суставе. От четырех Тескатлипока произошли первые люди-гиганты. Они создали других богов, наиболее важными из которых были боги воды: Тлалок , бог дождя и плодородия, и Чалчиутликуэ , богиня озер, рек и океанов, а также богиня красоты. Чтобы дать свет, им нужен был бог, который стал бы солнцем, и был выбран Черный Тескатлипока, но то ли потому, что он потерял ногу, то ли потому, что он был богом ночи, ему удалось стать лишь половиной солнца. Так продолжалось некоторое время, но между Кецалькоатлем и его братом, могучим солнцем, которое Кетцалькоатль сбил с неба каменной дубиной, разгорелось соперничество между братьями и сестрами. Без солнца мир был совершенно черным, и в гневе Тескатлипока приказал своим ягуарам съесть всех людей. [ 4 ]
Второе солнце
[ редактировать ]Боги создали людей нормального роста, а Кетцалькоатль стал солнцем новой цивилизации, как попытку принести баланс в мир, но их попытки в конечном итоге потерпели неудачу, поскольку люди начали отходить от верований и учений богов. и вместо этого принял жадность и коррупцию.
Как следствие, Тескатлипока продемонстрировал свое господство и силу бога магии и справедливости, превратив человекоподобных людей в обезьян. Кетцалькоатль, который очень уважал несовершенных людей, был очень огорчен и прогнал обезьян мощным ураганом. После того, как они были изгнаны, Кетцалькоатль отказался от роли солнца и создал новую, более совершенную расу людей.
Третье солнце
[ редактировать ]Тлалок был коронован как новое солнце, но Тескатлипока , озорной бог, обманул и обманул его, похитив любовь всей его жизни, Шочикецаль , божество красоты, цветов и кукурузы.
Тлалок был настолько поглощен собственным горем и печалью, что больше не мог выполнять свои обязанности солнца; поэтому великая засуха постигла людей мира. Люди отчаянно молились о дожде и молили о пощаде, но их мольбы оставались без внимания.
В приступе ярости Тлалок обрушил на землю огненный дождь , полностью уничтожив ее и не оставив после себя ничего, кроме пепла. После этого катастрофического события боги вместе работали над созданием новой земли, позволив жизни возродиться на, казалось бы, безжизненной и бесплодной земле.
Четвертое солнце
[ редактировать ]Следующим солнцем, а также новой женой Тлалока была Чалчиутликуэ . Она очень любила людей, а Тескатлипока — нет. И люди, и Чалчиутликуэ почувствовали его осуждение, когда он сказал богине воды, что она не была по-настоящему любящей и лишь притворялась добротой из эгоизма, чтобы заслужить похвалу людей. Чалчиутликуэ была настолько потрясена этими словами, что плакала кровью следующие пятьдесят два года, вызвав ужасающее наводнение, которое затопило всех на Земле. Люди стали рыбами, чтобы выжить.
Пятое солнце
[ редактировать ]Кецалькоатль не смирился с уничтожением своего народа и отправился в подземный мир, где украл их кости у бога Миктлантекутли . Он окунул эти кости в собственную кровь, чтобы воскресить свой народ, который вновь открыл глаза на небо, освещенное нынешним солнцем Уицилопочтли. [ 2 ]
Цицимиме . , или звезды, завидовали своему более яркому и важному брату Уицилопочтли Их предводитель, Койольшауки , богиня луны, возглавляет их в нападении на солнце, и каждую ночь они приближаются к победе, сияя по небу, но их отбрасывает могущественный Уицилопочтли, правящий дневным небом. Чтобы помочь этому важнейшему богу в его продолжающейся войне, ацтеки предлагают ему пищу в виде человеческих жертвоприношений. Они также приносят человеческие жертвы Тескатлипоке в страхе перед его судом, приносят свою кровь Кетцалькоатлю, который выступает против фатальных жертвоприношений, в благодарность за его кровавую жертву за них и приносят подношения многим другим богам для многих целей. Если эти жертвоприношения прекратятся или человечество не сможет угодить богам по какой-либо другой причине, это пятое солнце потемнеет, мир будет разрушен катастрофическим землетрясением, и Цицимитль убьет Уицилопочтли и все человечество.
Вариации и альтернативные мифы
[ редактировать ]Большая часть того, что известно о древних ацтеках, взята из немногих кодексов, сохранившихся после испанского завоевания. Их мифы могут сбивать с толку из-за отсутствия документации, а также из-за того, что существует множество популярных мифов, которые, кажется, противоречат друг другу. Это произошло из-за того, что изначально они передавались из уст в уста , а также потому, что ацтеки переняли многих своих богов от других племен, придавая этим богам свои собственные новые аспекты и наделяя их аспектами подобных богов из различных других культур. . Старые мифы могут быть очень похожи на новые, но при этом противоречить друг другу, утверждая, что другой бог совершил одно и то же действие, вероятно, потому, что мифы менялись в зависимости от популярности каждого из богов в данный момент.
В других вариациях этого мифа говорится, что Коатликуэ , богиня земли, была матерью четырех Тескатлипока и Цицимитля. В некоторых версиях говорится, что Кецалькоатль родился у нее первым, когда она была еще девственницей , часто упоминая его брата-близнеца Ксолотля , проводника мертвых и бога огня. Затем от обсидианового ножа у нее родился Тескатлипока, за ним последовал Цицимитль , а затем Уицилопочтли . Самый популярный вариант, включая Коатликуэ, изображает, как она первой родила Цицимитля. Много позже она родила Уицилопочтли, когда ей явился таинственный комок перьев. Затем Цицимитль обезглавил беременную Коатликуэ, посчитав оскорбительным то, что она родила еще одного ребенка. Затем Уицилопочтли вышел из ее чрева, владея огненным змеем, и начал свою эпическую войну с Цицимитлями, которых также называли Центсон Уицнауа . Иногда говорят, что он обезглавил Койольшауки и либо использовал ее голову, чтобы создать луну, либо бросил ее в каньон. Дальнейшие вариации изображают клубок перьев отцом Уицилопочтли или отцом Кетцалькоатля, а иногда и Ксолотля.
Другие варианты этого мифа утверждают, что только Кетцалькоатль и Тескатлипока родились у Ометеотля, которого в этом мифе заменил Коатликуэ, вероятно, потому, что к моменту прибытия испанцев у него не было абсолютно никаких верующих или храмов. Иногда говорят, что мужская характеристика Ометеотля называется Ометекухтли, а женская характеристика — Омесихуальт. Дальнейшие вариации этого мифа гласят, что только Кецалькоатль и Тескатлипока разорвали Чипактли, также известного как Тлалтекутли. [ нужна ссылка ] и что Шипе Тотек и Уицилопочтли затем построили мир из ее тела. Некоторые версии утверждают, что Тескатлипока на самом деле использовал свою ногу как приманку для Чипактли, прежде чем расчленить ее.
Порядок первых четырех солнц также варьируется, хотя приведенная выше версия является наиболее распространенной. Конец каждого мира последовательно соотносится с богом, который в то время был солнцем, во всех вариантах мифа, хотя потеря Шочикецаля не всегда идентифицируется как причина Тлалока для огненного дождя, который иначе не указывается и иногда говорится что Чалчиутликуэ намеренно затопил мир, без участия Тескатлипоки. Также говорят, что Тескатлипока создал половину солнца, которую затем съели его ягуары, прежде чем съесть гигантов.
Однако иногда говорят, что пятое солнце — это бог по имени Нанауацин . В этой версии мифа боги собрались во тьме, чтобы выбрать новое солнце, которое должно было принести себя в жертву, прыгнув в гигантский костер. Двумя добровольцами были младший сын Тлалока и Чальчиутликуэ, Текуцистекатль , и старый Нанауацин. Считалось, что Нанауацин слишком стар, чтобы хорошо загорать на солнце, но обоим предоставили возможность прыгнуть в костер. Текуцистекатль попробовал первым, но не хватило смелости идти сквозь жару возле огня и обернулся. Затем Нанауацин медленно подошел к огню, а затем в него и сгорел. Затем последовал Текуцистекатль. Более храбрый Нанауацин стал тем, что сейчас является солнцем, а Текуцистекатль стал гораздо менее впечатляющей луной. Бог, который устраняет разрыв между Нанауацином и Уицилопочтли, - это Тонатиу, который был болен, но омолодился, сжег себя заживо, а затем стал солнцем-воином и странствовал по небесам с душами тех, кто погиб в бою, отказываясь двигаться, если не двигаться. принесли достаточно жертв.
Краткое подведение итогов
[ редактировать ]- Науи-Оселотль (Солнце-Ягуар) – жители были гигантами, сожранными ягуарами. Мир был разрушен.
- Науи-Эхекатль (Солнце Ветра) – Жители превратились в обезьян. Этот мир был разрушен ураганами.
- Науи-Кияуитль (Дождевое солнце) – жители были уничтожены огненным дождем. Выжили только птицы (или жители выжили, став птицами).
- Нахуи-Атл (Водное Солнце) – Этот мир был затоплен, превратив жителей в рыб. Пара сбежала, но превратилась в собак.
- Нахуи-Олин (Солнце-Землетрясение) – Нынешние люди – жители этого мира. Если боги будут недовольны, этот мир будет разрушен землетрясениями (или одним большим землетрясением), а Цицимиме уничтожит всех его обитателей.
В популярной культуре
[ редактировать ]- Версия мифа с Нанауацином послужила обрамлением мексиканского фильма 1991 года « In Necuepaliztli in Aztlan» («Возвращение Ацтлана») Хуана Мора Катлетта .
- Версия мифа с Нанауацином есть в фильме 1996 года « Пять солнц: Священная история Мексики » Патрисии Амлин .
- Rage Against the Machine называет межкультурное насилие «пятым закатом» в своей песне « People of the Sun » из альбома Evil Empire .
- В научно-фантастическом сериале Томаса Харлана «Во времена Шестого Солнца» этот миф используется в качестве центральной точки сюжета, где древняя звездная цивилизация («люди Первого Солнца») исчезла и оставила галактику со многими опасными артефакты.
- Действие ролевой игры Shadowrun происходит в «Шестом мире».
- Концепция пяти солнц упоминается в «Равноденствии оникса» , где Кетцалькоатль утверждает, что боги создавали человечество четыре раза раньше. Тескатлипока стремится положить конец нынешней человеческой эпохе, поскольку он считает, что люди слишком жадны и тратят свою кровь в битвах, а не в жертвоприношениях.
- Последний эпизод « Виктора и Валентино» называется «Падение пятого солнца», и в нем также Тескатлипока играет центральную роль.
См. также
[ редактировать ]- Ацтекская мифология
- Ацтекская религия
- Ацтекская философия
- Пятый мир (мифология)
- Мезоамериканские учетные записи создания
- Солнечный камень
- Тринадцать небес
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хейли, Ричард (1992). «Голые кости: переосмысление мезоамериканской божественности» . История религий . 31 (3): 269–304. дои : 10.1086/463285 . ISSN 0018-2710 . JSTOR 1062864 . S2CID 161142066 .
- ^ Jump up to: а б Смит, Майкл Э. Ацтеки, 2-е изд. Издательство Блэквелл, 2005 г.
- ^ Археология коренных жителей Северной Америки Дина Р. Сноу.
- ^ Агилар-Морено, Мануэль. Ацтекский мир. Калифорнийский государственный университет , Лос-Анджелес, 2006 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Агилар-Морено, Мануэль (2006). Справочник по жизни в мире ацтеков . Лос-Анджелес: Калифорнийский государственный университет.
- Смит, Майкл Э. (2003). Ацтеки 2-е изд . Великобритания: Издательство Блэквелл.