Расхитительница гробниц (видеоигра 1996 года)
Расхитительница гробниц | |
---|---|
![]() Европейская обложка | |
Разработчик(и) | Основной дизайн [а] |
Издатель(и) | Эйдос Интерактив [б] |
Программист(ы) | Пол Дуглас |
Художник(а) | Тоби Гард |
Писатель(и) | Вики Арнольд |
Композитор(ы) | Натан МакКри |
Ряд | Расхитительница гробниц |
Платформа(ы) | Сега Сатурн MS-DOS PlayStation Н-Гейдж Карманный ПК iOS Андроид |
Выпускать | 24 октября 1996 г. |
Жанр (ы) | Приключенческий боевик |
Режим(ы) | Одиночная игра |
Tomb Raider — это приключенческая видеоигра 1996 года, разработанная Core Design и изданная Eidos Interactive как дебютная игра в медиа-франшизе Tomb Raider . Впервые она была выпущена на Sega Saturn , а вскоре последовали версии для MS-DOS и PlayStation . Более поздние выпуски вышли для Mac OS (1999 г.), Pocket PC (2002 г.), N-Gage (2003 г.), iOS (2013 г.) и Android (2015 г.). В игре рассказывается об археологе-авантюристе Ларе Крофт , которую бизнесвумен Жаклин Натла наняла для поиска артефакта под названием «Наследник Атлантиды» . В игровом процессе Лара перемещается по уровням, разделенным на несколько областей и комплексов комнат, сражаясь с врагами и решая головоломки для продвижения. новые отдельные уровни . В 1997 году был выпущен пакет расширения под названием Unfinished Business, содержащий
Первоначальная концепция была создана Тоби Гардом , который считается создателем Лары и работал ведущим художником проекта. Производство началось в 1994 году и заняло 18 месяцев при бюджете в 440 000 фунтов стерлингов. Характер Лары был основан на нескольких влияниях, включая Танкистку , Индиану Джонса и Круто сваренных . Инновационный для своего времени трехмерный сеточный дизайн уровней был вдохновлен структурой египетских гробниц. Музыку написал Натан МакКри , черпавший вдохновение из английской классической музыки. Первоначально анонсированная в 1995 году, игра получила широкое внимание прессы и активно продвигалась со стороны Eidos Interactive.
Tomb Raider получила высокую оценку за инновационную 3D-графику, элементы управления и игровой процесс. Игра получила несколько отраслевых наград и считается одной из величайших видеоигр, когда-либо созданных . Это также одна из самых продаваемых игр для PlayStation: по всему миру было продано семь миллионов единиц, и она оставалась самой продаваемой игрой во франшизе Tomb Raider до перезагрузки в 2013 году . Сама Лара Крофт стала культурной иконой, завоевав известность как один из самых узнаваемых игровых персонажей. После успеха игры было выпущено множество сиквелов, начиная с Tomb Raider II римейк Tomb Raider: Anniversary в 1997 году . В 2007 году был выпущен . Обновленная версия Tomb Raider вместе с Unfinished Business была выпущена как часть Tomb Raider I. –III Обновление в 2024 году.
Геймплей
[ редактировать ]
Tomb Raider — это приключенческая видеоигра , в которой игрок берет на себя роль археолога-искателя приключений Лары Крофт , которая путешествует по череде древних руин и гробниц в поисках древнего артефакта. [8] [9] Игра разделена на четыре зоны: Перу , Греция , Египет и затерянный континент Атлантида . Доступ к уровню обучения, установленному в доме Лары в поместье Крофт, можно получить из стартового меню. [10] Игра представлена с видом от третьего лица . Лара всегда видна, и камера следит за действием, по умолчанию фокусируясь на плечах Лары, но игрок может вручную управлять камерой, чтобы лучше рассмотреть местность. [8] Игра автоматически переключается на другой вид камеры в ключевых точках, чтобы дать игроку более широкий обзор новой области или добавить кинематографический эффект. [11] В версиях для Sega Saturn и PlayStation игроки сохраняют свой прогресс на уровне с помощью кристаллов сохранения, а в версиях для ПК игрок может сохраниться в любой момент. [12] Если Лара убита, игрок должен начать заново с предыдущего сохранения. [13]
Цель Tomb Raider — провести Лару через ряд гробниц и других локаций в поисках сокровищ и артефактов. По пути она должна убивать опасных животных и существ, собирая предметы и решая головоломки. [8] Акцент делается на исследовании, решении головоломок и навигации по окрестностям Лары для прохождения каждого уровня. [11] [14] Движение в игре разнообразно и позволяет осуществлять сложное взаимодействие с окружающей средой. В дополнение к стандартному передвижению с помощью управления танком Лара может ходить, перепрыгивать пропасти, скользить по уступам и плавать через водоемы. [13] [12] [15] Определенные комбинации кнопок позволяют Ларе либо выполнить стойку на руках из висящего положения, либо выполнить прыжок с лебедем. [10]
У Лары есть две основные позиции: одна с обнаженным оружием и одна со свободными руками. Когда ее оружие вытащено, она автоматически фиксируется на любых ближайших целях. Привязка к ближайшим целям не позволяет ей выполнять другие действия, требующие ее рук, например, хвататься за выступы, чтобы не упасть. По умолчанию она носит с собой два пистолета с бесконечным боезапасом. [11] Дополнительное оружие включает дробовик , двойные магнумы и двойные Узи . [10] Кнопка общего действия используется для выполнения широкого спектра движений, таких как взятие предметов, нажатие переключателей, стрельба из оружия, толкание или вытягивание блоков, а также хватание за выступы. В число предметов, которые нужно подобрать, входят боеприпасы , маленькие и большие аптечки, ключи и артефакты, необходимые для прохождения этапа. Любой собранный предмет сохраняется в инвентаре Лары до тех пор, пока не будет использован. [13] На каждом этапе может быть обнаружен один или несколько секретов. Раскрывать эти секреты необязательно, и когда игрок находит один из них, звучит мелодия. Местоположение этих секретов различается по сложности достижения. Игрок обычно награждается дополнительными предметами. [10]
Сюжет
[ редактировать ]К археологу-авантюристу Ларе Крофт обращается наемник по имени Ларсон, который работает на бизнесвумен Жаклин Натла. Натла нанимает Лару, чтобы она приобрела Наследника, загадочный артефакт, похороненный в гробнице Квалопека в горах Перу . После извлечения Отпрыска из гробницы Квалопека, Лара попадает в засаду Ларсона, который после своего поражения показывает, что у нее всего лишь часть артефакта, а Натла послала конкурирующего охотника за сокровищами Пьера Дюпона забрать другие части. Ворвавшись в офис Натлы, чтобы узнать местонахождение Пьера, Лара обнаруживает дневник средневекового монаха и узнает, что Наследник — это могущественный артефакт, состоящий из трех частей, которые были разделены между тремя правителями древнего континента Атлантида , и одна из этих частей. похоронен рядом с бывшим правителем Атлантиды Тихоканом под древним монастырем Святого Франциска Безумие в Греции .
Путешествуя по монастырю и после нескольких перестрелок с Пьером, Лара находит могилу Тихокана, где убивает Пьера и забирает вторую часть Отпрыска, который он взял. Из фрески она узнает, что Тихокан безуспешно пытался воскресить Атлантиду после катастрофы, поразившей первоначальный континент. После объединения обеих частей Отпрыска Ларе показано видение, в котором показано, что третья и последняя часть Отпрыска была спрятана в Египте после того, как третий правитель Атлантиды, предатель, который использовал артефакт для создания породы монстров, был схвачен и заключен в тюрьму. Тихокана и Квалопека. Пробираясь через Египет к затерянному городу Хамун, Лара убивает Ларсона и находит третью часть Наследника.
Выйдя из пещер, Лара попадает в засаду Натлы и трех ее приспешников, которые захватывают Потомка. Лара убегает и прячется на борту яхты Натлы, которая доставит ее на вулканический остров, на котором находится пирамида Атлантиды, наполненная монстрами. Уничтожив приспешников Натлы и пройдя через пирамиду, Лара находит Отпрыска и видит остальную часть видения, показывая, что Натла - предательница. Лара сталкивается с Натлой, которая сообщает, что намерена использовать свою армию для продвижения эволюции человечества, поскольку она считает, что и Атлантида, и нынешняя цивилизация слишком мягкие, чтобы противостоять катастрофе. Лара решает уничтожить Потомка, и попытка Натлы остановить ее отправляет ее в расселину. После битвы с большим безногим монстром Лара стреляет в Отпрыска, вызывая цепную реакцию, которая начинает разрушать пирамиду. Лара убивает крылатую Натлу и сбегает с взрывающегося острова.
Разработка
[ редактировать ]
Первоначальная концепция Tomb Raider была создана Тоби Гардом , который работал в Core Design , студии разработки игр, базирующейся в Дерби , Англия , которая зарекомендовала себя разработкой игр для домашних компьютеров и консолей Sega . [16] [17] [18] Это было предложено Гардом главе компании Джереми Хит-Смиту во время мозгового штурма в 1994 году по разработке концепций игры для будущей консоли PlayStation . Весь персонал одобрил, и Хит-Смит дал Гарду разрешение начать проект, как только он закончит работу над BC Racers для Sega CD . [16] Концепция игры была создана прежде всего, ее основными моментами были ее кинематографическое представление и трехмерный опыт, управляемый персонажами. [19] [20]
В первоначальную команду входили Гард и Пол Дугласы, которые работали над дизайном и подготовкой к производству в течение шести месяцев, прежде чем команда расширилась до шести человек, включая программистов Гэвина Раммери и Джейсона Гослинга, а также дизайнеров/художников уровней Нила Бойда и Хизер Гибсон. [16] [19] Команда хотела совместить приключенческий стиль Ultima Underworld и 3D-персонажей, представленных в Virtua Fighter . [20] Бюджет разработки игры на тот момент составлял примерно 440 000 фунтов стерлингов. [21] Атмосфера производства была довольно неформальной. [18] Разработка началась в 1994 году и продолжалась восемнадцать месяцев. [17] [22] команда пережила чрезмерные овертаймы и кризис . На последних этапах [18] Во время производства Core Design была продана компании CentreGold, которая, в свою очередь, была куплена Eidos Interactive в мае 1996 года, которая стала издателем игры. [18] [21] [23]
Когда Гард впервые представил идею игры, на концепт-арте был изображен главный мужчина, сильно напоминавший Индиану Джонса . Хит-Смит попросил внести изменения по юридическим причинам. [22] [24] [25] [26] Когда Гард создавал первоначальный дизайн-документ, он решил предоставить игроку выбор пола и создал женщину-искательницу приключений рядом с мужским персонажем. Как только он понял, что создание и анимация двух игровых персонажей потребует вдвое больше работы по дизайну, он решил вернуться к одному. [25] Женский персонаж, которого первоначально звали Лаура Круз, был его любимым, поэтому он отказался от мужского персонажа до начала разработки. [21] [22] [25] [27] [28] После того, как Eidos стала издателем игры, они безуспешно лоббировали выбор главного героя-мужчины. [21] Говоря о своем подходе к концепции, Гард отметил, что сознательно пошел против тенденций издателя при разработке как персонажа, так и игрового процесса. [27] Лаура претерпела несколько изменений, прежде чем разработчики остановились на окончательной версии, включая изменение имени на Лара Крофт после того, как руководители Eidos в США возражали против первоначального имени. [24] [29] Вдохновением для создания персонажа Лары Крофт послужил персонаж Танкистка , главная героиня сериала об Индиане Джонсе и фильм Джона Ву « Вкрутую» . [20] Особенно преувеличенные физические пропорции Лары были осознанным выбором Гарда, поскольку он хотел создать карикатурное олицетворение женщин, которые могли бы стать иконой боевиков для молодого поколения. [20] [22] [30] Движения Лары были анимированы и скоординированы вручную, а не созданы с помощью захвата движения . Причина этого заключалась в том, что команда хотела единообразия в ее движениях, что было невозможно с помощью технологии захвата движения того времени. [28]
С самых ранних этапов игры команда хотела, чтобы в названии были гробницы и пирамиды. [10] В раннем наброске истории Ларе предстоит столкнуться с конкурирующей группой под названием «Рейдеры Хаоса». На уровнях Греции Лара и Пьер должны были быть менее враждебными соперниками, помогая друг другу решать головоломки на первом уровне. Ларсон произошел от персонажа африкаанс по имени Ларс Крюгер, который играл аналогичную роль в оригинальном сюжете. [21] Сам сценарий был написан Вики Арнольд, которая присоединилась к нам в 1995 году и будет работать над более поздними играми Tomb Raider . [21] [31] Гард и Дуглас создали базовый набросок истории вместе с первоначальным дизайном игры, а затем, присоединившись к проекту, Арнольд превратил его в сценарий. [21] Задача Арнольда заключалась в написании диалогов и создании связного повествования вокруг локаций, выбранных членами команды. Хотя дизайн персонажей Лары и первоначальная концепция Гарда присутствовали, большая часть дополнительных деталей была разработана Арнольдом. [31]
Команда намеренно сохранила проект простым и сравнительно скромным по объему. [30] Дизайн платформера во многом заимствован из Prince of Persia , где враг-двойник в разделе «Атлантида» является данью уважения Теневому принцу из этой игры. [21] Большое количество врагов-животных должно было заземлить игроков в мире до появления более фантастических элементов, а также их было легче анимировать и программировать, чем врагов-людей. Персоналу также было не по себе, что Лара убила такое количество людей. [30] Первоначальная концепция уделяла особое внимание боевым действиям, но с началом производства акцент сместился на платформер и решение головоломок. План, вошедший в окончательный продукт, заключался в том, чтобы использовать размещение врагов, чтобы перевести атмосферу из чистого приключенческого боевика в атмосферу ужасов . [21] Команда сознательно развернула историю в реальных археологических местах, представляющих несколько культур. Бойд и Гибсон погрузились в литературу и историю каждой культуры в первых трех областях, вдохновленных соответственно Империей инков , Классической Грецией и Древним Египтом . [32] Уровни Греции были установлены после того, как были снижены запланированные уровни в Ангкор-Вате , Камбоджа . [21] Тренировочный уровень Croft Manor был построен Гардом за выходные. [10] Его дизайн был основан на изображениях грузинских усадеб, взятых из неизвестного справочника. [21]
Дизайн и платформы
[ редактировать ]Игра была разработана для Sega Saturn , MS-DOS персональных компьютеров (ПК) и PlayStation. [12] все три версии находятся в разработке одновременно. [21] Гослинг руководил программированием версии Saturn. [25] Дуглас описал игровой код для каждой игры как идентичный, с дополнительным уровнем специального кода, позволяющим адаптировать игру для каждой платформы. [21] В то время как Sony Europe одобрила игру на раннем этапе, что сделало Tomb Raider одним из первых одобренных сторонних продуктов для PlayStation, Sony America изначально отвергла концепцию игры и потребовала большего и лучшего контента. [21] [22] Дуглас обвинил в такой реакции то, что Core Design представила Tomb Raider слишком рано в производстве. [21] В ответ команда разработчиков внесла несколько изменений в документацию по дизайну игры и выпустила версию для оборудования Sony, что привело к одобрению Sony во всем мире. [22] [26] Что касается версии Saturn, Sega заключила соглашение об эксклюзивности в Европе, а это означает, что версия Saturn была выпущена в этом регионе раньше других версий. [21] Core Design и Sega заключили сделку в течение последних нескольких месяцев разработки, поэтому команде пришлось закончить версию Saturn на шесть недель раньше, чем планировалось, что заставило их работать еще больше. [16]
После выпуска версии Saturn был обнаружен ряд ошибок, затронувших все версии игры; из-за временной эксклюзивности команда разработчиков исправила эти ошибки для версий для PlayStation и ПК. [25] Двумя заметными сохранившимися ошибками во всех версиях были «угловая ошибка», которая позволяла игрокам масштабировать архитектуру, неоднократно прыгая в угол; [21] и ошибка, из-за которой игра не распознавала сбор секрета на последнем уровне. [10] В 1997 году Core Design начала переговоры с Nintendo о выпуске версии игры для Nintendo 64 и начала работу над портом, ожидая, что переговоры будут успешными. [33] Планирование осуществлялось в период с 1996 по 1997 год, когда Дуглас хотел перепроектировать игровую механику, включив в нее аналоговое управление с помощью джойстика. [21] Команда так и не получила комплекты разработки для Nintendo 64. [21] и от порта отказались, когда Sony заключила сделку, согласно которой последующие игры Tomb Raider оставались эксклюзивными для PlayStation до 2000 года. [12] [21]
3D-приключенческий боевик от третьего лица, такой как Tomb Raider, был беспрецедентным в то время, и команде разработчиков потребовалось несколько месяцев, чтобы найти способ воплотить видение Гарда в игре на аппаратном обеспечении того времени, в частности заставить персонажа игрока взаимодействовать со средой произвольной формы. В Tomb Raider , как и во многих играх того времени, использовался специально созданный игровой движок. Двигатель был спроектирован и построен Дугласом при содействии Раммери. [21] [25] Раммери создал редактор уровней, который позволял создавать уровни «бесшовно». [16] По словам Раммери, решение построить игровые уровни по сетке стало ключевым прорывом в создании игры. [34] Представители Core Design утверждают, что до разработки Tomb Raider у них были «некоторые трудности» с 32-битной разработкой. [35] [36]
Программа редактора уровней была разработана таким образом, чтобы разработчики могли легко вносить быстрые изменения в определенные области. [21] [28] Еще одним отмеченным аспектом была многослойность уровней по сравнению с эквивалентными 3D-приключенческими играми того времени, которые в основном ограничивались системой с плоским полом и небольшой вертикальностью. [28] Дизайн взаимосвязанных комнат был вдохновлен египетскими многокомнатными гробницами, в частности гробницей Тутанхамона . [22] Шаблон на основе сетки был необходим из-за управления танком на d-pad и технологии рендеринга на основе четырехполигонов Saturn. [21] Уровни сначала проектировались с использованием каркасной конструкции, при этом каждая область на этом этапе имела только связи с другими областями уровня и стенами. Затем команда добавила элементы архитектуры и игрового процесса, такие как ловушки и враги, а затем реализовала различные значения освещения. [32] Из-за временных и технических ограничений запланированные открытые площадки пришлось сократить. [27]
На выбор вида от третьего лица повлияло мнение команды о том, что этот тип игры недостаточно представлен по сравнению с шутерами от первого лица, такими как Doom . Вид от третьего лица означал, что было сложно реализовать несколько элементов, включая управление персонажем и камерой. [28] Камера имела четыре предустановленных ракурса, которые плавно переключались в зависимости от положения персонажа и прохождения уровня. Для стандартной навигации и боя камера фиксировалась в определенной точке и ориентировалась вокруг Лары, фокусируясь на этом объекте. [32] Двойной пистолет Лары использовался в ранних прототипах. [31] Система прицеливания была спроектирована таким образом, чтобы каждая рука орудия имела ось прицеливания с общей «точкой наилучшего обзора», где оба орудия стреляли по одной и той же цели. Для подводной среды эффекты были созданы с использованием затенения Гуро для создания эффектов пульсации и освещения в реальном времени. [32]
Аудио
[ редактировать ]Музыку для Tomb Raider написал Натан МакКри , который в то время был штатным композитором Core Design. [37] Основным источником вдохновения для создания партитуры МакКри послужила английская классическая музыка. [38] На этот подход напрямую повлияли его разговоры с Гардом о характере Лары. Исходя из этого, он сохранил основную тему простой и мелодичной. [37] В основной теме использовался мотив из четырех нот, который продолжает появляться на протяжении всей серии. [37] [39] Пьеса «Where The Depths Unfold», использованная во время плавания Лары под водой, представляла собой хоровое произведение. [37] [38] У них не было ни места, ни бюджета для записи живой музыки, что было непросто для МакКри, поскольку ему нужно было создавать все это с помощью синтезаторов. Чтобы хор звучал реалистично, он вставил записи своего дыхания в нужных точках, чтобы хор звучал как настоящий. [37] Для каждого трека МакКри получил базовое описание того, где будет использоваться музыка, а затем ему оставалось ее создать. Времени на переписывание не было, поэтому каждый трек включался в игру в том виде, в котором он был написан изначально. [38]
В отличие от большинства других игр того времени, на протяжении всей игры не было постоянно играющего музыкального трека; вместо этого ограниченные музыкальные реплики воспроизводились только в специально выбранные моменты, чтобы произвести драматический эффект. [40] На протяжении большей части игры единственным звуком, который слышен, являются эффекты, основанные на действиях, атмосферные звуки, а также собственное ворчание и вздохи Лары, все из которых были улучшены, поскольку им не приходилось конкурировать с музыкой. По словам МакКри, игра была оценена таким образом, потому что ему было отведено очень мало времени на эту работу, что вынуждало его быстро писать фрагменты, не задумываясь о том, куда они пойдут в игре. Когда саундтрек был наконец применен, разработчики обнаружили, что мелодии лучше всего работают, если применить их к определенным местам. [34] Симфонические звуки были созданы с использованием платы Orchestral Expansion компании Roland Corporation для клавишных инструментов серии JV. [41]
Английская актриса озвучивания Шелли Блонд озвучила Лару. Ей дали работу после того, как позвонил ее агент и попросил записать на пленку несколько реплик для прослушивания. В то время она чувствовала большое давление, поскольку Core Design потратила три месяца на поиск подходящего голоса. [42] Она вспоминала: «Меня попросили исполнить ее голос в очень простой, безэмоциональной манере, в духе «женского Бонда ». Я бы добавила своему голосу больше интонаций, тона и эмоций, но они хотели оставить его таким, каким он был. они чувствовали, что это должно звучать, и это было совершенно правильно. Моя работа заключалась в том, чтобы воплотить их характер в жизнь». [25]
По словам Блонд, она потратила четыре-пять часов на запись голоса Лары, включая ворчание, крики и другие звуки усилий и смерти. [42] Другой источник приписывает эти звуки Гибсону, PR-менеджеру Core Design Сьюзи Хэмилтон и звукорежиссеру Мартину Айвсону, чья высота голоса была повышена. [10] Блондинка не возвращалась ни на какие последующие записи. [12] В интервью 2011 года Блонд заявила, что ее уход произошел из-за несогласия с «некоторыми вещами» внутри Core Design и Eidos. [42] но пять лет спустя она сказала, что ее попросили повторить роль, но ей пришлось отказаться из-за других обязательств. [25] Она дала разрешение на повторное использование ее голосовой работы, в то время как диалог персонажа будет озвучивать Джудит Гиббинс. [12] [25]
Релиз и версии
[ редактировать ]Впервые Tomb Raider была подтверждена в 1995 году, хотя подробности разработчики не разглашали. [23] Пресса не уделяла особого внимания до тех пор, пока на выставке Electronic Entertainment Expo в 1996 году не была показана демонстрация , что заставило прессу и общественность обратить на нее больше внимания. [18] Была огромная реклама, большая часть которой вообще не касалась команды Core Design, что вызвало смешанные чувства. [16] [18] Хотя масштаб будущей популярности игры не был в сознании команды, ее хороший прием на игровых мероприятиях намекал на успех игры. [16] Чтобы продвигать игру, Eidos наняла моделей, которые изображали Лару Крофт на торговых мероприятиях. Сначала они наняли Натали Кук, но, очевидно, из-за ее несоответствия кросс-медийным планам Эйдоса в отношении персонажа, в 1997 году ее заменили на Рону Митру . [12] [19] Митра служила моделью Лары до 1998 года. [12]
Впервые игра была выпущена для Saturn в Европе 24 октября 1996 года. [43] В Северной Америке версии Saturn, PlayStation и MS-DOS были выпущены одновременно 14 ноября. [44] В Европе версии для PlayStation и MS-DOS были выпущены 22 ноября. [45] [46] Будущие патчи для ПК позволили игре работать на Windows 95 . [6] Версия для ПК была выпущена в Steam 29 ноября 2012 года. [47] Версии для PlayStation и Saturn также были опубликованы в Японии в 1997 году компанией Victor Interactive Software под названием Tomb Raiders . Версия Saturn была выпущена 14 января, а версия для PlayStation — 14 февраля. [5] [6] Версия для PlayStation была переиздана для PlayStation Network в Северной Америке в августе 2009 года и в Европе в августе 2010 года. [48] Realtech VR предприняла попытку ремастерить первые три игры Tomb Raider для Windows, но из-за того, что сначала не было получено разрешение у тогдашнего владельца франшизы Square Enix , проект был отменен. [49]
В 1997 году четыре новых уровня были выпущены в пакете расширения для версии для Windows, известном под названием Tomb Raider: Unfinished Business . В пакет расширения также вошли рекламные материалы для продолжения игры Tomb Raider II . [50] В 1998 году уровни были доступны в качестве загружаемого контента для версии Windows, а 20 марта была выпущена бюджетная версия, содержащая как оригинальную игру, так и дополнительные уровни под названием Tomb Raider Gold . [51] [52] Производством этих новых уровней руководил Фил Кэмпбелл, новичок, которого перевели в Core Design после отмены другого проекта. [53] [54] Две новые области, получившие название «Незавершенное дело», расположены среди руин пирамиды Атлантиды; и «Тень кошки», в котором Лара исследовала храм в Египте, посвященный богине Бастет . [52] «Unfinished Business» задумывался как альтернативный, более сложный финал игры с большим количеством врагов-мутантов и упором на сложный платформер. [55] Идея «Тени кошки» родилась на основе статуи кошки, использованной на уровне Хамун, причем уровни были посвящены девяти жизням кошки. [56] Из-за проблем с лицензированием в нескольких более поздних переизданиях контент уровня Gold был исключен . [57]
Игра была выпущена для Mac OS 16 марта 1999 года. Она была портирована на платформу компанией Aspyr и основана на Tomb Raider Gold . [1] Порт для Pocket PC был опубликован Handango в июле 2002 года. [2] [7] Он был выпущен на N-Gage в качестве первого запуска 7 октября в Северной Америке и 10 октября в Европе. [58] [59] [60] [61] Оба порта были разработаны Ideaworks3D . [2] [3] Tomb Raider была портирована на устройства iOS , разработана и издана Square Enix. Порт был выпущен 17 декабря 2013 года и включает дополнительные уровни версии Gold . [4] Эта версия была выпущена на Android в апреле 2015 года. устройствах [62]
обнаженный рейдер
[ редактировать ]Печально известной частью истории Tomb Raider является созданный фанатами программный патч, получивший название Nude Raider . Патч, добавленный к существующей копии игры Tomb Raider для ПК , заставил Лару казаться обнаженной. [63] В 1999 году компания Core Design рассматривала возможность подачи иска против веб-сайтов, на которых размещались обнаженные фотографии Лары Крофт, заявив, что «у нас большое количество молодых поклонников, и мы не хотим, чтобы они натыкались на эти фотографии, когда они обычно ищут Tomb Raider». ". [63] Eidos разослала письма о прекращении противоправных действий владельцам URL-адреса nuderaider.com , на котором размещался патч, с целью обеспечить соблюдение своих авторских прав на Tomb Raider . Сайтам, на которых изображены обнаженные изображения Лары Крофт, были отправлены уведомления о прекращении и закрытии. [64] и Eidos Interactive получила права на доменное имя Nude Raider . [65] Ходили слухи, что в игре есть чит-код для наготы Лары. Руководство действительно предлагало добавить его разработчикам, но они отказались. [66] В ответ на разногласия Core Design включила в продолжение секретный код; якобы аналогичный обнаженный код, он на самом деле взрывает Лару. [66]
Прием
[ редактировать ]Агрегатор | Счет | |||
---|---|---|---|---|
iOS | ПК | ПС | Сатурн | |
Рейтинги игр | Н/Д | 92% [83] | 90% [84] | 87% [85] |
Метакритик | 55/100 [86] | Н/Д | 91/100 [87] | Н/Д |
Публикация | Счет | |||
---|---|---|---|---|
iOS | ПК | ПС | Сатурн | |
Компьютерные и видеоигры | Н/Д | Н/Д | Н/Д | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Край | Н/Д | 9/10 [68] | 9/10 [68] | Н/Д |
Ежемесячник электронных игр | Н/Д | Н/Д | 9.125/10 [69] | Н/Д |
Фамицу | Н/Д | Н/Д | 24/40 [71] | 31/40 [70] |
ИграРеволюция | Н/Д | А [72] | А [73] | А- [73] |
ИгрыМастер | Н/Д | Н/Д | Н/Д | 95% [74] |
GameSpot | Н/Д | 8.5/10 [75] | 8.5/10 [76] | 7.9/10 [77] |
GameZone | Н/Д | 7/10 [78] | Н/Д | Н/Д |
ИГН | Н/Д | Н/Д | 9.3/10 [79] | Н/Д |
Следующее поколение | Н/Д | Н/Д | Н/Д | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
TouchАркады | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | Н/Д | Н/Д | Н/Д |
Журнал Sega Saturn | Н/Д | Н/Д | Н/Д | 92% [82] |
После выпуска в 1996 году игра получила широкую оценку журналов по видеоиграм за разнообразие и глубину контроля. [76] [77] [80] [82] [88] революционная графика , [69] [76] [80] [88] интригующая обстановка, [69] [76] [80] [82] и использование время от времени боевых действий для поддержания атмосферы напряженности. [77] [80] [82] [89] Райан Макдональд из GameSpot описал игру, в которой есть решение головоломок из Resident Evil , кровавое действие из Loaded и возможность иметь 360-градусную свободу в игровом процессе. [77] Игра была связана с версией Street Fighter Alpha 2 для Saturn по Electronic Gaming Monthly версии журнала «Игра месяца», а их группа обзора заявила, что она выделялась среди других игр и была лучшим релизом для PlayStation на тот момент. [69] Компания Next Generation назвала ее «заставляющей задуматься, захватывающим приключенческим боевиком, который по интенсивности может сравниться с любым из лучших произведений Голливуда», назвав ее знаковой игрой и потенциальным законодателем моды для этого поколения консолей. [80]
Некоторые критики оценили версию для PlayStation лучше, чем версию для Saturn. Макдональд написал, что его графика была более четкой. [77] и GamePro набрала на полбалла больше, чем версия Saturn в каждой категории, несмотря на то, что первая отметила «хорошие результаты». [89] Однако компания Next Generation заявила, что не будет проверять версию для PlayStation, поскольку различия между ней и версией Saturn незначительны. [80] Аналогичным образом, Electronic Gaming Monthly рассмотрел только версию для PlayStation и в статье об игре заявил, что обе версии были играбельными и приятными, но при этом имели идентичную графику. [69] Ретроспективный анализ игры, проведенный Digital Foundry, назвал версию Saturn наименее приятной из-за более низкой частоты кадров и худшего звука по сравнению с другими версиями. [6] Компания Next Generation рассмотрела версию Tomb Raider Gold для ПК , оценила ее на три звезды из пяти и написала, что это подходящая покупка для новичков в серии, причем старые игроки с большей вероятностью будут загружать уровни с сайта игры. [90]
Tomb Raider была признана игрой года по версии Computer Games Strategy Plus в 1996 году , а также получила награду журнала как лучшая игра года в формате 3D Action. [91] Она стала финалистом награды CNET Gamecenter 1996 года «Лучшая экшн-игра», которая досталась Quake . [92] Electronic Gaming Monthly назвал Tomb Raider вторым в номинациях «Игра года для PlayStation» (после Tekken 2 ) и «Игра года Saturn» (после Dragon Force ), отметив, что обе версии были разработаны для оптимального использования преимуществ возможности каждой консоли. Они назвали ее второй в номинациях «Экшн-игра года» (после «Крепкого орешка ») и «Приключенческой игры года» (после Super Mario 64 ), а также «Игры года» (снова после Super Mario) . 64 ). [93] Он получил награду «Лучшая анимация» на церемонии вручения наград Spotlight Awards 1996 года . [94]
Менее чем через год после ее выпуска журнал Electronic Gaming Monthly поставил версию Tomb Raider для PlayStation на 54-е место среди лучших консольных видеоигр всех времен, особенно ссылаясь на ее обширные и интересные области для исследования. [95] В 1998 году журнал PC Gamer назвал ее 47-й лучшей компьютерной игрой из выпущенных, а редакторы назвали ее «огромным развлечением и достойным примером постмодернистской игровой истории». [96] В 2001 году Game Informer поставил ее на 86-е место среди лучших игр, когда-либо созданных. Они похвалили Лару за привлекательность как для геймеров, так и для негеймеров. [97]
Продажи и похвалы
[ редактировать ]На момент выпуска Tomb Raider трижды возглавил британские чарты. [12] и внес значительный вклад в успех PlayStation. [35] В прошлом году Eidos Interactive зафиксировала убыток до уплаты налогов почти в 2,6 миллиона долларов. Успех игры превратил эту потерю в прибыль в размере 14,5 миллионов долларов за год. [98] Будучи одной из самых продаваемых игр для консоли PlayStation, она была одной из первых, выпущенных в серии « Platinum » PlayStation, а ее успех сделал Tomb Raider II самой ожидаемой игрой 1997 года. [99] К 1997 году 2,5 миллиона единиц. по всему миру было продано [100] Версия для Sega Saturn также имела успех, став одной из самых продаваемых систем в рождественском сезоне 1996 года. [101]
В августе 1998 года компьютерная версия игры получила «Платиновую» награду за продажи от Verband der Unterhaltungssoftware Deutschland (VUD), а ее версия для PlayStation получила «Золотую». [102] Эти призы обозначают продажи в 200 000 и 100 000 единиц соответственно в Германии, Австрии и Швейцарии. [103] В течение первых трех месяцев 1997 года Tomb Raider была девятой самой продаваемой консольной игрой в США с объемом продаж 143 000 единиц. Это сделало ее самой продаваемой игрой для PlayStation в стране за тот период. [104] Tomb Raider было продано тиражом более 7 миллионов копий по всему миру. [105] Tomb Raider вместе со своим преемником Tomb Raider II были двумя самыми продаваемыми играми франшизы до перезагрузки 2013 года . [106] [107]
В 1999 году компания Next Generation поместила Tomb Raider на 22-е место в списке «50 лучших игр всех времен», отметив, что дизайн уровней и художественное оформление создают настоящее ощущение исследования и достижения. [108] В 2001 году GameSpot включил Tomb Raider в список «15 самых влиятельных игр всех времен», заявив, что она послужила образцом для многих последующих 3D-приключенческих игр и помогла стимулировать рынок 3D-ускорителей для ПК. [109] В 2004 году официальный британский журнал PlayStation Magazine назвал Tomb Raider четвертой лучшей игрой всех времен. [110]
Она получила множество наград «Игра года» от ведущих отраслевых изданий. [99] В 1998 году Tomb Raider получила премию Origins Award как лучшая компьютерная игра в жанре экшен 1997 года . [111] В 1999 году Тоби Гард и Пол Дуглас выиграли премию Бернерса-Ли Interactive BAFTA за лучший вклад в индустрию за работу по созданию франшизы. [112] В 2018 году Национальный музей игры Стронг включил Tomb Raider в свой Всемирный зал славы видеоигр . [113]
Наследие
[ редактировать ]Сиквелы
[ редактировать ]Продолжение игры, Tomb Raider II , находилось на стадии разработки, когда производство Tomb Raider подходило к концу. [17] Под давлением Eidos Interactive компания Core Design ежегодно в период с 1997 по 2000 год разрабатывала новую Tomb Raider , что создавало значительную нагрузку на команду. Их борьба завершилась сложной разработкой Tomb Raider: The Angel of Darkness для PlayStation 2 . Выпустив игру, получив плохую оценку критиков и низкие продажи, Eidos Interactive передала франшизу другой принадлежащей им студии разработки, Crystal Dynamics , которая перезагрузила серию в 2006 году с Tomb Raider: Legend . [22] [26] [34]
Оригинальная игра и расширение Unfinished Business были выпущены как часть Tomb Raider I–III Remastered , ремастера высокого разрешения для Nintendo Switch , PlayStation 4 , PlayStation 5 , Windows , Xbox One и Xbox Series X/S . Выпущенный 14 февраля 2024 года, он был разработан и опубликован компанией Aspyr в сотрудничестве с Crystal Dynamics . Ремастер включает в себя варианты новых схем управления и обновленную графику. [114]
Влияние
[ редактировать ]После выхода Tomb Raider Лара Крофт сама стала игровой иконой, увидев беспрецедентное перекрестное продвижение в СМИ. В их число входили реклама автомобилей и продуктов питания, появление на обложке The Face и просьбы о спонсорстве от сторонних компаний. [12] [19] [22] Уровень сложности, достигнутый Tomb Raider за счет сочетания современной графики, атмосферного саундтрека и кинематографического подхода к игровому процессу, был в то время беспрецедентным. [12] [35] [115]
Хотя Гарду нравилось работать в Core Design, он хотел иметь больший творческий контроль, и ему не нравилось, как Эйдос обращался с Ларой Крофт в рекламных материалах, в которых основное внимание уделялось ее сексуальности в ущерб ее игровой характеристике. Гард и Дуглас покинули Core Design в 1997 году и основали собственную студию Confounding Factor. [22] [30] Это вызвало смешанные чувства у оставшихся сотрудников Core Design, которые уже работали над следующей игрой серии. [16] Выступая в 2004 году, Гард сказал, что хотел бы выпустить продолжение, но отметил, что Лара изменила его первоначальную концепцию для нее, из-за чего он не был уверен, как он с ней справится. [27] В конечном итоге Гард вернулся во франшизу с Tomb Raider: Legend . [16] [24]
После выпуска Legend компания Crystal Dynamics создала ремейк Tomb Raider, используя движок Legend и непрерывность. Гард выступил в качестве одного из авторов сюжета, конкретизировав как основное повествование, так и характеристику Лары. [22] [116] Ремейк был разработан совместно Crystal Dynamics и Buzz Monkey Software . [117] под названием Tomb Raider: Anniversary Игра вышла во всем мире в 2007 году для PlayStation 2, Windows, PlayStation Portable , Xbox 360 и Wii . [118] [119] [120]
Интерес фанатов к игре сохраняется с момента ее первого выпуска. В 2016 году разработчик Тимур «XProger» Гагиев начал работу над OpenLara, с открытым исходным кодом портом оригинального движка Tomb Raider . Дальнейшее развитие этого проекта позволило Tomb Raider портировать на многие современные и устаревшие системы, такие как 3DO Interactive Multiplayer , 32X , Xbox , iPhone и Nintendo 3DS . В январе 2022 года вышла версия для Game Boy Advance , которая привлекла внимание ряда СМИ. [121] [122] [123] [124]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Порт Mac OS, разработанный Aspyr , [1] N-Gage и Pocket PC Порты от Ideaworks3D , [2] [3] и мобильные порты от Square Enix . [4]
- ^ Японские версии Saturn и PlayStation, опубликованные Victor Interactive Software , [5] [6] Версия для карманного ПК от Handango , [7] и мобильные порты от Square Enix . [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Tomb Raider Gold выпущена для Macintosh» . Аспир . 16 марта 1999 года. Архивировано из оригинала 1 октября 1999 года . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Анонсирован выпуск Tomb Raider на карманном ПК» . Хроники Расхитительницы гробниц (фан-сайт) . 2002. Архивировано из оригинала 14 августа 2020 года . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «IDEaWorks3D — Работает» . Идеяворкс3D . Архивировано из оригинала 1 июля 2006 года . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уэлш, Крис (17 декабря 2013 г.). «Оригинальная игра Tomb Raider выйдет на iOS за 99 центов» . Грань . Архивировано из оригинала 17 декабря 2013 года . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Информация о продукте Dengeki Spike «Tomb Raider: Anniversary» . Денгеки Онлайн . 2007. Архивировано из оригинала 28 июля 2014 года . Проверено 28 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Digital Foundry (13 ноября 2016 г.). «DF Retro: анализ Tomb Raider на PS1/Saturn/DOS/Win95» . Ютуб . Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 года . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Играйте в Карманную расхитительницу гробниц» . ГеймСпот . 11 июня 2002 г. Архивировано из оригинала 14 августа 2020 г. Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Расхитители гробниц: Лара Крофт и храмы судьбы» (PDF) . Ежемесячник электронных игр . № 86. Зифф Дэвис . Сентябрь 1996 г., стр. 88–89. Архивировано (PDF) из оригинала 21 августа 2019 года . Проверено 6 июня 2020 г.
- ^ Коуп, Джейми (декабрь 1996 г.). «Расхитительница гробниц: Как стрелять по гориллам в бочке» . Игра Революция . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 2 августа 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Даужам, Матье; Прайс, Джеймс (11 апреля 2006 г.). «Предыдущие приключения». Лара Крофт: Легенда расхитительницы гробниц. Полное руководство . Контейнерный интерактив. стр. 174–177. ISBN 1-9035-1181-Х .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Брайт, Роб (август 1996 г.). «Девушки в бикини с автоматами» . Журнал Sega Saturn . № 10. Emap International Limited . стр. 58–61.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к GameTrailers (17 февраля 2013 г.). Ретроспектива Tomb Raider, часть первая . Ютуб (видео). Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Основной дизайн (14 ноября 1996 г.). Буклет с инструкциями по игре Tomb Raider (PlayStation) . Эйдос Интерактив .
- ^ «Расхитительница гробниц: Индиана Джейн и храмы судьбы» (PDF) . Ежемесячник электронных игр . № 89. Зифф Дэвис . Декабрь 1996 г., стр. 226–7. Архивировано (PDF) из оригинала 6 февраля 2016 года . Проверено 6 июня 2020 г.
- ^ Тодд, Хэмиш (1 марта 2013 г.). «Неисчислимые богатства: сложный платформер Tomb Raider» . Гамасутра . Архивировано из оригинала 9 сентября 2015 года . Проверено 19 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Инь-Пул, Уэсли (27 октября 2016 г.). «20 лет спустя, история Tomb Raider, рассказанная людьми, которые там были» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 27 октября 2016 года . Проверено 11 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бойер, Криспин (сентябрь 1997 г.). «Straight to the Core… (интервью с Эндрю Томпсоном)» . Ежемесячник электронных игр . № 98. С. 94–96.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Мосс, Ричард (31 марта 2015 г.). « Это было похоже на ограбление»: Tomb Raider и падение Core Design» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 8 июля 2020 года . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Сойер, Миранда (июнь 1997 г.). «Лара попала в лицо: статья Миранды Сойер» . Крофт Таймс . Архивировано из оригинала 22 мая 2007 года . Проверено 31 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гард, Тоби (28 июня 2001 г.). «Вопросы и ответы: Человек, создавший Лару» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 15 декабря 2002 года . Проверено 12 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В «Вопросы и ответы о Tomb Raider с Полом Дугласом» . Фан-сайт основного дизайна . 2 апреля 2020 года. Архивировано из оригинала 10 августа 2020 года . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Гард, Тоби ; Смит, Джереми Хит; Ливингстон, Ян (интервью); Хоуз, Кили (рассказчик) (2007). Открой прошлое: ретроспективный документальный фильм о Расхитительнице гробниц (Бонусный DVD к годовщине Расхитительницы гробниц). Эйдос Интерактив / GameTap . Также известно как « Десять лет Tomb Raider: ретроспектива GameTap».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Профиль IP: Расхитительница гробниц» . Развивать . 14 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2015 г. . Проверено 22 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хаусон, Грег (18 апреля 2006 г.). «Говорит Создатель Лары» . Лондон: Guardian Unlimited . Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 года . Проверено 2 августа 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Торп, Ник; Джонс, Дарран (декабрь 2016 г.). «Создание Tomb Raider». Ретро-геймер . № 163. Будущее издательства . стр. 18–24.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уэйнрайт, Лорен (4 ноября 2011 г.). «Искупление Лары Крофт» . ИГН . Архивировано из оригинала 10 мая 2008 года . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Интервью с Тоби Гардом». Игровой информер . № 137. GameSpot . Август 2004.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Создание Расхитительницы гробниц». Tomb Raider: Официальные секреты игры . Игры Прима. Декабрь 1996 г. ISBN. 0-7615-0931-3 . Стенограмма
- ^ Магнус Андерсон и Ребекка Левин (2012). Grand Thieves и Tomb Raiders: как британские видеоигры завоевали мир . Аурум Интертеймент. ISBN 978-1845137045 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дженкинс, Дэвид (23 октября 1998 г.). «Интервью с Тоби Гардом» . Гамасутра . Архивировано из оригинала 11 мая 2015 года . Проверено 11 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Интервью с Вики Арнольд» . ГеймСпот . 1998. Архивировано из оригинала 1 декабря 1998 года . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «История на обложке: Расхитительница гробниц» . Злые машины Sega (46). EMAP : 16–21. Август 1996 года.
- ^ «В студии» . Следующее поколение . № 30. Imagine Media . Июнь 1997. с. 19.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Торп, Ник; Джонс, Дарран (декабрь 2016 г.). «20 лет иконы: Расхитительница гробниц». Ретро-геймер (163). Будущие публикации : 16–29.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блаш, Фабиан; Филдер, Лорен (31 октября 2000 г.). «История Tomb Raider от GameSpot» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 6 марта 2009 года . Проверено 1 июня 2010 г.
- ^ «Самая популярная женщина в мире!». Следующее поколение . № 36. Imagine Media . Декабрь 1997. с. 9.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Грининг, Крис (7 декабря 2014 г.). «Интервью Натана МакКри: 21 год новаторского игрового аудио» . Музыка из видеоигр онлайн . Архивировано из оригинала 14 июля 2015 года . Проверено 19 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Интервью с: Натаном МакКри» . Платформа онлайн . 27 ноября 2013 года. Архивировано из оригинала 23 июля 2015 года . Проверено 19 ноября 2015 г.
- ^ «Еще одно недавнее интервью» . Веб-сайт Троэльса Бруна Фольмана. 31 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 16 сентября 2009 г. Проверено 19 июня 2018 г.
- ^ Брайт, Роб (ноябрь 1996 г.). «Музыкальные настроения» . Журнал Sega Saturn . № 13. Emap International Limited . п. 57.
- ↑ Интервью «НЕЙТАН МакКРИ И МЭТТ КЕМП: Музыка для компьютерных игр». Архивировано 27 октября 2014 г. в Wayback Machine , Sound On Sound , май 2000 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Интервью с Шелли Блонд — оригинальный голос Лары Крофт — The Gaming Liberty» . Игровая свобода. 6 января 2011 года. Архивировано из оригинала 8 января 2011 года . Проверено 25 марта 2017 г.
- ^ « Расхитительница гробниц на Sega Saturn» . Ежедневное зеркало . 24 октября 1996 г. с. 69 . Проверено 7 апреля 2024 г.
Выход сегодня
- ^ «Она крутая, она сексуальная, она Лара Крофт в «Расхитительнице гробниц» Эйдоса для ПК, PlayStation и Saturn (пресс-релиз)» . Фан-сайт основного дизайна . 14 ноября 1996 года. Архивировано из оригинала 14 августа 2020 года . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ «Эволюция Tomb Raider» . Игра . 16 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 14 августа 2020 г. . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ «Расхитительница гробниц для ПК» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 19 февраля 2009 года . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ Макуч, Эдди (29 ноября 2012 г.). «Tomb Raider 1-5 попал в Steam» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 11 декабря 2019 года . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ «Эксклюзивные дополнения для подписчиков PlayStation Plus – PlayStation.Blog.Europe» . Блог PlayStation . 13 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 8 сентября 2012 года . Проверено 19 апреля 2012 г.
- ^ Худ, Вик (22 марта 2018 г.). «Ремастеры Tomb Raider отменены, потому что никто не спросил, смогут ли они их сделать» . Компьютерные игры . Архивировано из оригинала 15 июня 2018 года . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ «Планируется расширение Tomb Raider» . Следующее поколение . 27 марта 1997 года. Архивировано из оригинала 5 июня 1997 года . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ «Расхитительница гробниц: Неоконченное дело» . Основной дизайн . Архивировано из оригинала 9 июля 1998 года . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лабрад, Дэвид (1998). «В поисках золота: интервью с дизайнером Tomb Raider Gold Филипом Кэмпбеллом» . Адреналиновое хранилище . Архивировано из оригинала 7 мая 1998 года . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ «Жизнь и времена Фила Кэмпбелла» . Официальный сайт Фила Кэмпбелла . Архивировано из оригинала 20 декабря 2009 года . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ Перчес, Роберт (9 января 2020 г.). «Удивительные истории человека, о котором вы никогда не слышали» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 16 апреля 2020 года . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ «Золото Расхитительницы гробниц: Неоконченное дело» . Сайт Расхитительницы гробниц . Архивировано из оригинала 11 мая 2000 года . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ «Золото Расхитительницы гробниц: Тень кошки» . Сайт Расхитительницы гробниц . Архивировано из оригинала 12 мая 2000 года . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ Кармайкл, Стефани (6 декабря 2012 г.). «Эти пропавшие игры Tomb Raider могут быть похоронены навсегда» . ВенчурБит . Архивировано из оригинала 23 мая 2019 года . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ Гибсон, Джо (11 марта 2003 г.). «Расхитительница гробниц (ННГ)» . GameSpy . Архивировано из оригинала 13 июня 2007 года . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ «Запуск N-Gage» . ИГН . 7 октября 2003 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2004 г. Проверено 7 апреля 2024 г.
- ^ Брамвелл, Том (10 октября 2003 г.). "Что нового?" . Еврогеймер . Проверено 7 апреля 2024 г.
- ^ Брамвелл, Том (15 октября 2003 г.). «Tomb Raider возглавила чарт N-Gage» . Еврогеймер . Проверено 7 апреля 2024 г.
- ^ «Оригинальная игра Tomb Raider появится на устройствах Android!» . Сквер Эникс . 2 апреля 2015 года . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Наука и технологии | «Обнаженным рейдерам» грозит судебный иск» . Новости Би-би-си . 18 марта 1999 года. Архивировано из оригинала 6 ноября 2012 года . Проверено 7 сентября 2012 г.
- ^ Сотрудники IGN (22 марта 1999 г.). « Разгон «Обнаженного рейдера»» . ИГН . Архивировано из оригинала 24 августа 2007 года . Проверено 31 июля 2007 г.
- ^ Legal Technology Insider, E-Business + Law Newsletter 30 (1999)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б GameTrailers (24 марта 2013 г.). Поп-фантастика: Сезон 3: Эпизод 33: Обнаженный рейдер . Ютуб (видео). Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 года.
- ^ «Компьютерные и видеоигры — выпуск 181 (1996–12) (изображения EMAP) (GB)» . Архив.орг . Декабрь 1996 г. Архивировано из оригинала 4 апреля 2016 г. Проверено 11 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Обзор Tomb Raider | Edge Online» . Край . 17 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 17 марта 2013 г. . Проверено 11 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Команда обзора: Расхитительница гробниц». Ежемесячник электронных игр . № 89. Зифф Дэвис . Декабрь 1996 г., стр. 84, 89.
- ^ Sega Saturn — Расхитительницы гробниц [Sega Saturn — Расхитительницы гробниц]. Фамицу (на японском языке). № 424. ASCII Media Works . 17 января 1997 г.
- ^ Расхитители гробниц (ПС) . Фамицу . Архивировано из оригинала 22 ноября 2015 года . Проверено 22 ноября 2015 г.
- ^ «Обзор «Расхитительницы гробниц» . 20 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2000 г. Проверено 11 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Страница обзора Game Revolution — Game Revolution» . Игра Революция . 30 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 11 марта 2016 г.
- ^ GamesMaster , выпуск 49, страницы 34-37.
- ^ «Обзор ПК-версии Tomb Raider» . GameSpot, Великобритания . Архивировано из оригинала 22 июля 2012 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стербаков, Хью (9 декабря 1996 г.). «Обзор Tomb Raider PS1» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Проверено 6 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Макдональд, Райан (1 декабря 1996 г.). «Обзор «Расхитительницы гробниц» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 6 декабря 2017 года . Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ «Расхитительница гробниц в Gamezone-Test» . Gamezone.de (на немецком языке). 26 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 12 марта 2016 г. Проверено 11 марта 2016 г.
- ^ «Обзор «Расхитительницы гробниц» . ИГН . Архивировано из оригинала 12 ноября 2011 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г «Индиана Джонсинг». Следующее поколение . № 25. Imagine Media . Январь 1997 г. с. 180.
- ^ Масгрейв, Шон (31 декабря 2013 г.). « Обзор «Расхитительницы гробниц I»: катастрофические меры контроля разрушают хороший порт» . ТачАркада . Архивировано из оригинала 23 июня 2018 года . Проверено 23 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Автомат, Рад (ноябрь 1996 г.). «Рецензия: Расхитительница гробниц». Журнал Sega Saturn . № 13. Emap International Limited . стр. 70–71.
- ^ «Расхитительница гробниц (1996) для ПК» . Рейтинги игр . CBS Интерактив . Архивировано из оригинала 23 ноября 2017 года . Проверено 23 июня 2018 г.
- ^ «Расхитительница гробниц для PlayStation» . Рейтинги игр . CBS Интерактив . Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 1 августа 2011 г.
- ^ «Расхитительница гробниц для Сатурна» . Рейтинги игр . CBS Интерактив . Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 1 августа 2011 г.
- ^ «Обзоры Tomb Raider I для iPhone/iPad» . Метакритик . CBS Интерактив . Архивировано из оригинала 19 июля 2018 года . Проверено 23 июня 2018 г.
- ^ «Расхитительница гробниц для обзоров PlayStation» . Метакритик . CBS Интерактив . Архивировано из оригинала 25 ноября 2010 года . Проверено 1 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бро Базз (январь 1997 г.). «Сатурн ПроРевью: Расхитительница гробниц» . ГеймПро . № 100. ИДГ . п. 110.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бро Базз (февраль 1997 г.). «Обзор PlayStation Pro: Расхитительница гробниц» . ГеймПро . № 101. ИДГ . п. 66.
- ^ «Финал» . Следующее поколение . № 43. Imagine Media . Июль 1998 г. с. 118.
- ^ « Компьютерные игры Strategy Plus объявляет награду 1996 года» . Компьютерные игры «Стратегия плюс» . 25 марта 1997 года. Архивировано из оригинала 14 июня 1997 года . Проверено 2 ноября 2010 г.
- ^ «Награды Gamecenter за 96 лет» . vrenture.com/ Игровой центр . Архивировано из оригинала 5 февраля 1997 года.
- ^ «Лучшее за 96-е» (PDF) . Ежемесячник электронных игр . № 92. Зифф Дэвис . Март 1997 г., стр. 82–90. Архивировано (PDF) из оригинала 6 июня 2020 года . Проверено 6 июня 2020 г.
- ^ «Лауреаты премии «В центре внимания» . Следующее поколение . № 31. Imagine Media . Июль 1997 г. с. 21.
- ^ «100 лучших игр всех времен». Ежемесячник электронных игр . № 100. Зифф Дэвис . Ноябрь 1997 г. с. 126.
- ^ «50 лучших игр всех времен». ПК-геймер США . Том. 5, нет. 10 октября 1998 г. стр. 86, 87, 89, 90, 92, 98, 101, 102, 109, 110, 113, 114, 117, 118, 125, 126, 129, 130.
- ^ Корк, Джефф (16 ноября 2009 г.). «100 лучших игр всех времен по версии Game Informer (около 100 выпуска)» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 19 января 2016 года . Проверено 2 декабря 2013 г.
- ^ Newsweek (10 июня 1997 г.). «Статья в Newsweek» . Newsweek . Архивировано из оригинала 25 апреля 2005 года . Проверено 2 августа 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Tomb Raider от Eidos Interactive получила несколько наград «Игра года» и награду Codie. — Бесплатная онлайн-библиотека» . Thefreelibrary.com. 10 марта 1997 года. Архивировано из оригинала 15 марта 2016 года . Проверено 29 мая 2012 г.
- ^ Ротштейн, Эдвард (8 декабря 1997 г.). «Game Boy от Nintendo живет как ностальгия по более простым компьютерным играм» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 27 мая 2015 года . Проверено 25 декабря 2021 г.
- ^ «Кто выиграл войны видеоигр 1996 года?» . Следующее поколение . № 28. Imagine Media . Апрель 1997 г. с. 17.
- ^ «Смотрите TCM Hannover – блестящее событие на CebitHome» (пресс-релиз) (на немецком языке). Ассоциация развлекательного программного обеспечения Германии. 26 августа 1998 г. Архивировано из оригинала 13 июля 2000 г.
- ^ «Награды за продажи VUD: ноябрь 2002 г.» (пресс-релиз) (на немецком языке). Ассоциация развлекательного программного обеспечения Германии. Архивировано из оригинала 10 января 2003 года.
- ^ Хорвиц, Джер (15 мая 1997 г.). «Далекая орбита Сатурна» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 12 марта 2000 года.
- ^ «Эйдос празднует с Ларой Крофт Расхитительница гробниц: годовщина» . ГеймСпот . 30 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 г. Проверено 12 января 2018 г.
- ^ «Перезапуск Tomb Raider 2013 года, проданный тиражом в 8,5 миллионов копий, стал самым продаваемым продуктом франшизы» . ВенчурБит . 6 августа 2015 г. Архивировано из оригинала 23 августа 2021 г. . Проверено 15 августа 2020 г. .
- ^ «Рекомендуемое приобретение Eidos plc компанией SQEX Ltd» (PDF) . Сквер Эникс . 30 марта 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 мая 2016 г. . Проверено 20 марта 2012 г.
- ^ «50 лучших игр всех времен» (PDF) . Следующее поколение . № 50. Imagine Media . Февраль 1999 г. с. 78. Архивировано (PDF) из оригинала 6 июня 2020 года . Проверено 6 июня 2020 г.
- ^ Сотрудники GameSpot (2001). «GameSpot представляет: 15 самых влиятельных игр всех времен» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 31 июля 2007 г.
- ↑ Официальный выпуск журнала PlayStation Magazine в Великобритании, выпуск 108, стр. 28, Future Publishing , март 2004 г.
- ^ Origin Awards, список победителей, 1997 г.
- ^ «Премия BAFTA» . Награды.bafta.org . Архивировано из оригинала 16 февраля 2021 года . Проверено 31 июля 2020 г.
- ^ "Расхитительница гробниц" . Стронг Национальный музей игры . Сильный . Архивировано из оригинала 6 мая 2022 года . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ «Aspyr и Crystal Dynamics представляют обновленную версию Tomb Raider I-III с Ларой Крофт в главной роли, которая выйдет на ПК и консоли 14 февраля 2024 года» . Кристальная динамика . 14 сентября 2023 года. Архивировано из оригинала 14 ноября 2023 года . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ Фанк, Джо (август 1997 г.), «Вставьте монету (редакционная статья)» , Electronic Gaming Monthly , стр. 6, заархивировано 28 февраля 2005 г. , получено 31 июля 2007 г.
- ^ Crystal Dynamics (1 июня 2007 г.). Годовщина Tomb Raider — Дневник разработчиков 5 (Видео). Eidos Interactive , Храм геймера. Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 года.
- ^ Добсон, Джейсон (1 июня 2007 г.). «Вопросы и ответы: Ламер из Crystal Dynamics о 10 годах расхитителей гробниц» . Гамасутра . Архивировано из оригинала 29 октября 2017 года . Проверено 14 февраля 2016 г.
- ^ Гловер, Крис (19 июня 2006 г.). «Эйдос подтверждает выпуск «10-летия» Tomb Raider» . SCi Entertainment. Архивировано из оригинала 12 февраля 2007 года . Проверено 25 июля 2018 г.
- ^ Синклер, Брендан (17 октября 2007 г.). «Расхитительница гробниц: Годовщина 360 лет» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 22 июля 2018 года . Проверено 25 июля 2018 г.
- ^ Казамассина, Мэтт (14 мая 2007 г.). «Eidos Talks Wii Лара Крофт» . ИГН . Архивировано из оригинала 19 мая 2007 года . Проверено 25 июля 2018 г.
- ^ Дулан, Лиам (15 января 2022 г.). «Случайно: OG Tomb Raider выглядит потрясающе на Game Boy Advance» . Нинтендо Лайф . Архивировано из оригинала 18 января 2022 года . Проверено 18 января 2022 г.
- ^ Цвизен, Зак (15 января 2022 г.). «Кто-то получил классическую игру Tomb Raider для PS1, работающую на Game Boy Advance» . Котаку . Архивировано из оригинала 18 января 2022 года . Проверено 18 января 2022 г.
- ^ Деветис, Энтони (17 января 2022 г.). «Моддер запускает классическую игру Tomb Raider для PS1 на Game Boy Advance» . ГеймРант . Архивировано из оригинала 18 января 2022 года . Проверено 18 января 2022 г.
- ^ Макферран, Дэмиен (4 января 2024 г.). «Вот Tomb Raider, работающая на Sega 32X» . Продление времени . Хукшот Медиа . Архивировано из оригинала 4 января 2024 года . Проверено 4 января 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сойер, Миранда (июнь 1997 г.), «Лара попала в лицо» , The Face , заархивировано из оригинала 9 апреля 2007 г. , получено 31 июля 2007 г.
- Блаш III, Фабиан; Филдер, Лорен (2002), The History of Tomb Raider , GameSpot , заархивировано из оригинала 14 февраля 2009 г. , получено 31 июля 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- видеоигры 1996 года
- 3D-платформер
- Игры для Android (операционная система)
- Атлантида в художественной литературе
- Игры с основным дизайном
- ДОС-игры
- Эйдос Интерактивные игры
- IOS-игры
- Игры N-Gage
- Лауреаты премии Origins
- Игры для PlayStation (консоли)
- Игры для сети PlayStation
- игры для сеги сатурн
- Отмененные игры для Nintendo 64
- Однопользовательские видеоигры
- Игры Расхитительница гробниц
- Виктор Интерактивные игры программного обеспечения
- Видеоигры, написанные Натаном МакКри
- Видеоигры с участием главных героев-женщин
- Видеоигры, действие которых происходит в Атлантиде
- Видеоигры, действие которых происходит в Египте
- Видеоигры, действие которых происходит в Греции
- Действие видеоигр происходит в Калькутте
- Видеоигры, действие которых происходит в Перу
- Видеоигры, действие которых происходит в Суррее
- Видеоигры, действие которых происходит в 1996 году.
- Видеоигры с пакетами расширения
- Игры, коммерчески выпущенные на DOSBox
- Всемирный зал славы видеоигр
- Аспир игры
- Видеоигры, разработанные в Великобритании.
- Игры Ideaworks Game Studio