Гонки Формулы-1
Формула-1 |
---|
— Гран-при Формулы-1 это автогоночное мероприятие, которое длится три дня (обычно с пятницы по воскресенье) с серией тренировок и квалификационных сессий перед гонкой в воскресенье. Текущие правила предусматривают две свободные тренировки в пятницу, утреннюю тренировку и дневную квалификационную сессию в субботу, а также гонку, проводимую в воскресенье днем или вечером, хотя структура выходных менялась много раз за историю спорта. . Исторически Гран-при Монако проходило в четверг, а не в пятницу (до 2021 года включительно ), и все расписание Гран-при Лас-Вегаса (начиная с его первого этапа в 2023 году ), Бахрейна и Саудовской Аравии Гран-при (только в 2024 году ) переносится на один день вперед. В большинстве гоночных уик-эндов Формулы-1 проводятся и другие мероприятия, такие как гонки в других сериях Международной автомобильной федерации (FIA), таких как Формула 2 или Формула 3 .
Бесплатная практика
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2023 г. ) |
С 2006 года перед гонкой проводятся три свободных тренировки (часто сокращенно FP1, FP2 и FP3). Первое проводится в пятницу утром, второе — в пятницу днем, а третье — в субботу утром. С 2021 года все занятия длятся один час; до этого пятничные занятия длились 90 минут, а субботние — один час. Кроме того, в 2021 году автомобили теперь будут помещаться в условия закрытого парка после третьей тренировки, а не квалификации. Частные тесты теперь строго ограничены, но третьему гонщику (например, резервному, тестовому или младшему гонщику) разрешается принять участие в первой пятничной бесплатной тренировке вместо обычного водителя. [ 1 ] Вторая тренировка -при Бахрейна , Сингапура и Гран Абу-Даби состоится вечером, поскольку эти гонки проводятся ночью. Все тренировки на Гран-при Лас-Вегаса проходили ночью.
Квалификационный
[ редактировать ]
Перед каждой гонкой проводится квалификационная сессия, в которой определяется порядок, в котором автомобили будут выстроены в очередь в начале гонки: самый быстрый квалификационный участник стартует впереди, а самый медленный сзади. Водители, которые по каким-либо причинам не смогли установить время, также отодвигаются на задний план.
Исторические методы
[ редактировать ]Традиционно до 1996 года квалификация делилась на две одночасовые сессии; первый состоялся в пятницу (четверг в Монако ) во второй половине дня с 13:00 до 14:00 по местному времени, второй - в субботу днем в то же время. Самое быстрое время, установленное каждым гонщиком в каждой сессии, засчитывается в их окончательное положение на стартовой решетке . Каждый гонщик имел право проехать двенадцать кругов за квалификационную сессию. [ 2 ]
В 1996 году квалификация была изменена: пятничная квалификационная сессия была отменена в пользу единственной квалификационной сессии, проводимой в субботу днем. Как и раньше, каждый гонщик был ограничен двенадцатью кругами с включением правила 107% , исключающего гонщиков с медленным временем прохождения круга. Это было рассчитано путем использования времени гонщика на поул-позиции и добавления 7% для получения контрольного времени. [ 3 ] Этот формат сохранялся до завершения сезона 2002 года . В период с 2003 по 2005 год квалификационная сессия проводилась в один круг и проходила в пятницу и субботу во второй половине дня, машины работали по одной. В 2003 году порядок пятничных заездов был определен: лидер чемпионата пилотов вышел первым. Порядок субботних забегов определялся временем, установленным во второй половине дня пятничной квалификации: самый быстрый бежал последним, а самый медленный первым. Между началом субботней квалификации и началом гонки дозаправка не разрешалась, поэтому гонщики квалифицировались на гоночном топливе. Время круга во время дневной сессии в пятницу не определило порядок на стартовой решетке. [ 4 ]
В 2004 году пятничная сессия была перенесена на субботу. [ 5 ] Порядок выступлений в первой сессии теперь основывался на результатах предыдущей гонки. Сначала обе сессии проводились подряд, но позже первая сессия была перенесена на более раннее время. В начале 2005 года заседания проводились в субботу днем и в воскресенье утром. Время прохождения круга в обеих сессиях учитывалось для определения общей совокупной позиции. [ 6 ] Начиная с Гран-при Европы 2005 года , воскресная утренняя сессия была отменена ради единственной гонки в субботу днем, что оказалось непопулярным среди гонщиков, команд и телеведущих. Порядок бега был обратным результату предыдущей гонки. [ 7 ] [ 8 ]
Текущий формат
[ редактировать ]С 2006 года квалификация проходит в субботу днем по трехэтапной системе «на выбывание». Определению порядка сетки посвящен один час, разделенный на три периода с короткими перерывами между ними. [ 9 ] С 2010 года первый квалификационный период (Q1) длится восемнадцать минут, в нем участвуют все двадцать автомобилей. В конце первого квартала пять самых медленных гонщиков выбывают из дальнейших квалификационных раундов и занимают позиции с шестнадцатой по двадцатую в таблице в зависимости от их лучшего времени круга. Любому гонщику, пытающемуся установить квалификационное время по окончании периода, разрешается закончить свой круг, однако новые круги не могут быть начаты после появления клетчатого флага. После небольшого перерыва начинается второй период (Q2) (продолжительностью 15 минут), на трассе выезжают пятнадцать машин. В конце второго квартала пять самых медленных гонщиков снова выбывают, занимая позиции с одиннадцатой по пятнадцатую. Наконец, в третьем квалификационном периоде (Q3) (продолжительностью 12 минут) участвуют десять самых быстрых гонщиков второго периода. Пилотам выдаются новые комплекты мягких шин, и у них есть двенадцать минут, чтобы установить квалификационное время, которое определит десять лучших позиций на стартовой решетке. Пилот, показавший лучшее время в квалификации, считается поул-позицией. , позиция на стартовой решетке, обеспечивающая наилучшую физическую позицию для начала гонки. [ 9 ]
Пилоты могут проехать столько кругов, сколько пожелают, в течение разрешенного времени квалификационной сессии. Начиная с сезона 2022 года всем гонщикам разрешено стартовать на шинах по своему выбору, независимо от их положения на стартовой решетке, тогда как ранее от гонщиков, стартовавших с 10 лучших позиций на стартовой решетке, требовалось стартовать на той же шине, что и что они установили лучшее время круга во второй квалификационной сессии. Как правило, гонщик покидает боксы и едет по трассе, чтобы добраться до линии старта/финиша ( внешнего круга ). Пересекнув черту, они попытаются проехать по трассе как можно быстрее за один или несколько кругов ( летающий круг или горячий круг ). Это время круга, которое используется при расчете положения на стартовой решетке. Наконец, гонщик продолжит движение по трассе и снова выедет на пит-лейн (круг ) ; однако это всего лишь стратегия, и правила не обязывают ни одну команду следовать этой формуле, поскольку гонщики могут решить проехать несколько кругов на лету, прежде чем вернуться в боксы. В первых двух гонках В сезоне 2016 года использовался измененный формат: гонщики выбывали во время сессий, а не только в конце, и только восемь гонщиков прошли в финальную сессию. Квалификация вернулась к прежнему формату, начиная с Гран-при Китая 2016 года . [ 10 ] [ 11 ]
Квалификация спринта
[ редактировать ]После решения сделать спринты автономными с 2023 года и далее, для спринтов была выделена отдельная квалификационная сессия, получившая название «перестрелка спринта» в 2023 году и «квалификация спринта» в 2024 году. Формат спринтерской серии буллитов такой же, как квалификация, но состоит из трех сегментов. (названные «SQ1», «SQ2» и «SQ3» вместо «Q1», «Q2» и «Q3») короче — 12 минут, 10 минут и 8 минут вместо 18, 15 и 12 минут. Первоначально новые шины были обязательными для каждого этапа: средние для SQ1 и SQ2 и мягкие для SQ3. [ 12 ] Это было изменено для Гран-при Австрии 2023 года , чтобы дать командам возможность использовать любой комплект мягких шин, новых или бывших в употреблении, для SQ3 после того, как Ландо Норрис не смог участвовать в SQ3 на Гран-при Азербайджана 2023 года из-за исчерпания своего распределения. мягких шин. [ а ] [ 13 ]
Квалификационные требования
[ редактировать ]По состоянию на 2023 год заявлено десять команд на чемпионат мира Формулы-1 , каждая из которых заявит по две машины, всего двадцать машин. [ 14 ] Регламент устанавливает ограничение в двадцать шесть заявок на участие в чемпионате. [ 15 ] В некоторые периоды в истории Формулы-1 количество автомобилей, заявленных на каждую гонку, превышало разрешенное количество, которое исторически менялось от гонки к гонке в зависимости от используемой трассы; Монако , например, в течение многих лет допускало к участию в соревнованиях только двадцать автомобилей из-за ограниченного пространства. Самые медленные автомобили, превышающие лимит трассы, не будут иметь права участвовать в гонке и будут отмечены как «Не прошедшие квалификацию» (DNQ) в результатах гонки. [ 16 ]
Историческая предварительная квалификация
[ редактировать ]В конце 1970-х годов проводились предварительные квалификационные сессии, но в конце 1980-х и начале 1990-х годов количество автомобилей, пытающихся принять участие в каждой гонке, в некоторых гонках достигало тридцати девяти. Из-за опасности одновременного присутствия на трассе большого количества машин предварительные квалификационные сессии были повторно введены для команд с худшими показателями за предыдущие двенадцать месяцев, включая любые новые команды. Обычно только четыре самые быстрые машины из этой сессии затем допускались к собственно квалификационной сессии, где тридцать машин боролись за двадцать шесть мест на стартовой решетке гонки. Самые медленные автомобили предварительной квалификации были отмечены в результатах гонки как «Не прошедшие предварительную квалификацию» (DNPQ). Предварительная квалификация была прекращена после Гран-при Венгрии 1992 года, когда многие небольшие команды ушли из спорта. [ 16 ] [ 17 ] [ нужен лучший источник ]
правило 107%
[ редактировать ]Поскольку количество автомобилей, участвовавших в чемпионате мира, упало ниже двадцати шести, возникла ситуация, при которой любая участвовавшая машина автоматически квалифицировалась для участия в гонке, независимо от того, насколько медленно она двигалась. Правило 107% было введено в 1996 году , чтобы предотвратить участие в чемпионате совершенно неконкурентоспособных автомобилей. Если квалификационное время автомобиля не находилось в пределах 7% от времени игрока с поулом, этот автомобиль не будет квалифицирован для участия в гонке, за исключением случаев, когда стюарды гонки будут на усмотрение такой ситуации, как квалификационная сессия, пострадавшая от дождя. Например, если время поула составляло одну минуту и сорок секунд, любая машина, допущенная к участию в гонках, должна была установить время в пределах одной минуты и сорока семи секунд. [ 18 ]
Правило 107% было отменено в 2003 году , поскольку в правилах FIA ранее указывалось, что 24 автомобиля могут стартовать в гонке Формулы-1, и минимум двадцать автомобилей должны участвовать в гонке. [ нужна ссылка ] В 2003 году процедура квалификации была изменена на систему с одним кругом, что сделало правило недействующим. Однако были опасения по поводу темпов работы новых команд в сезоне 2010 года. Поскольку с сезона 2006 года процедура квалификации была изменена на трехэтапную систему на выбывание, теперь это правило можно было ввести повторно. Таким образом, правило 107% было вновь введено в сезоне Формулы-1 2011 года . В настоящее время, чтобы пройти квалификацию для участия в гонке, автомобили, выбывшие в первом квартале, должны быть в пределах 7% от самого быстрого времени в первом квартале. [ 9 ] [ 19 ]
С тех пор, как правило было вновь введено, только дважды автомобили не смогли пройти квалификацию на Гран-при – оба раза с участием автомобилей Hispania Racing и оба раза на Гран-при Австралии , а именно в 2011 году ( Витантонио Люцци и Нараин Картикеян ) и 2012 году (Картикеян ). и Педро де ла Роса ). По своему усмотрению стюарды могут разрешить участвовать в гонке гонщику, который не смог установить квалификационное время в пределах желаемого диапазона в 107%. например, на Гран-при Великобритании 2018 года Лэнс Стролл и Брендон Хартли не смогли установить время в пределах 107%, но им было разрешено участвовать в гонках на основании удовлетворительного времени круга в свободных тренировках. После того, как одиннадцать гонщиков не смогли показать удовлетворительное время в первом квартале на Гран-при Венгрии 2016 года из-за ненастной погоды, в 2018 году в правила были внесены поправки, так что на влажные сессии не подпадало правило 107% .
Штрафы за сетку
[ редактировать ]Водителям или автомобилям могут быть назначены штрафы в отношении их стартовых позиций, обычно за превышение ограничений по компонентам или спортивные нарушения во время свободных тренировок, квалификации или предыдущей гонки. Это может привести к тому, что стартовая сетка будет существенно отличаться от квалификационного порядка. [ нужна ссылка ]
Спринт
[ редактировать ]Во время чемпионата мира Формулы-1 2021 года Формула-1 опробовала систему «спринтерской квалификации» на трех Гран-при – Великобритании , Италии и Сан-Паулу – в которой сетка воскресной гонки определялась спринтом на 100 км в субботу. [ 20 ] [ 21 ] В гоночный уик-энд со спринтерской квалификацией сессии в пятницу вместо обычных двух тренировок состояли из одной тренировки и традиционной квалификационной сессии, которая была ограничена мягкими шинами и определяла сетку для спринтерской квалификации. Считалось, что только победитель спринтерской квалификации занял поул-позицию в основном Гран-при, и они получили трофей, аналогичный трофею за поул-позицию, присуждаемому на других гоночных уик-эндах. Трое лучших финалистов спринтерской квалификации 2021 года получили очки чемпионата мира по системе подсчета очков 3–2–1. [ 22 ] Формула-1 придерживалась спринтов на трех этапах, хотя первоначально планировала увеличить их количество до шести. [ 23 ] [ 24 ] От этих планов отказались после того, как командам не удалось договориться о ограничениях затрат на дополнительные спринтерские соревнования. [ 25 ]
В сезоне 2022 года «квалификация спринта» была переименована в «спринт». Формат выходных остался неизменным с 2021 года и проводился на Гран-при Эмилии-Романьи , Австрии и Сан-Паулу, причем очки теперь начисляются восьми лучшим финишерам, а не трем финишерам, как это было в 2021 году. В отличие от сезона 2021 года, гонщик, показавший лучшее время в квалификации, был засчитан как официальный обладатель поула (если не был наказан), при этом победитель спринта продолжал иметь право начните основную гонку с первого места на стартовой решетке. [ 26 ] [ 27 ]
С 2023 года были реализованы отдельные спринтерские соревнования, а это означает, что результат спринтерской гонки больше не будет определять сетку основной гонки. [ 28 ] Эти планы были утверждены за несколько дней до Гран-при Азербайджана 2023 года – первого из шести соревнований календаря 2023 года, в котором будет проводиться спринтерский формат. Формат спринтерских соревнований в 2023 году предусматривал пятницу, состоящую из одной тренировки, за которой следовала квалификация, которая определяла стартовую сетку основной гонки в воскресенье; в то время как в субботу была проведена специальная квалификационная сессия, названная спринтерской перестрелкой , которая определила сетку спринтерской гонки (называемой «спринт»), которая также состоялась позже в субботу. структура спринтерских уик-эндов была снова изменена В 2024 году с целью рационализировать спринтерские соревнования и отделить их от остальной части уик-энда Гран-при. [ 29 ] [ 30 ] Спринтерская серия пенальти, определяющая стартовую сетку спринтерской гонки, была перенесена на полдень пятницы после единственной тренировки за выходные. Спринт станет первой сессией, которая состоится в субботу, после чего последует квалификация к основной гонке. Сам Гран-при останется в воскресенье. [ 31 ] [ 32 ] В течение первых трех сезонов спринтерского формата был один период закрытого парка, начиная с пятничной квалификационной сессии Гран-при и до начала Гран-при. Однако в 2024 году есть два отдельных периода закрытого парка: первый длится от начала квалификации спринта до начала спринта, а второй длится от субботней квалификации Гран-при до начала самого Гран-при. Это сделано для того, чтобы команды могли точно настроить свои машины между окончанием спринта и началом квалификации Гран-при. [ 33 ]
Раса
[ редактировать ]
Сама гонка проводится в воскресенье днем, за исключением ночных гонок в Сингапуре , Бахрейне , Катаре , Лас-Вегасе и Саудовской Аравии , а также дневной/ночной гонки в финале сезона в Абу-Даби . Гран -при Лас-Вегаса проводился в субботу, а Гран-при Бахрейна и Саудовской Аравии планируется перенести на субботу в 2024 году; До этого последней гонкой, которая не проводилась в воскресенье, был Гран-при Южной Африки 1985 года , который проходил в субботу.
Старт гонки
[ редактировать ]За тридцать минут до начала гонки автомобили выезжают на трассу для любого количества разминочных кругов (формально называемых разведывательными кругами) при условии, что они проезжают через пит-лейн, а не через стартовую решетку, после чего они собираются на стартовой решетке в порядок, в котором они квалифицировались. [ 34 ] В час гонки зеленый свет означает начало относительно медленного группового круга, во время которого все машины маршируют по трассе, выполняя окончательный прогрев шин и проверку систем. [ 34 ] Затем автомобили возвращаются на назначенное место на стартовой решетке для старта гонки стоя. Система стартовых огней, состоящая из пяти пар огней, установленных над линией старта/финиша, затем зажигает каждую пару с интервалом в одну секунду. Как только все пять пар загорятся, через случайный промежуток времени от 0,2 до 3 секунд, [ нужна ссылка ] Красный свет выключается директором гонки , после чего гонка начинается. [ 35 ] Длина гонки определяется как наименьшее количество полных кругов, превышающее 305 километров (единственным исключением является Гран-при Монако, длина гонки которого составляет 78 кругов / 260,5 км). [ 36 ] хотя иногда некоторые расы сокращаются из-за особых обстоятельств. Продолжительность гонки не может превышать двух часов — если этот интервал достигнут, гонка будет завершена в конце следующего полного круга — если гонка не будет остановлена красным флагом, и в этом случае общее время, включая красный флаг остановка не должна превышать трех часов, а общее время, исключая остановку под красным флагом, не может превышать двух часов. [ 37 ] На Гран-при Бельгии 2021 года трехчасовой обратный отсчет был остановлен из-за форс-мажорных обстоятельств . [ 38 ]
Пит-стопы
[ редактировать ]Каждый гонщик также обязан использовать два разных типа сухого состава во время сухой гонки и поэтому должен сделать обязательный пит-стоп. [ 39 ] Выбор времени пит-стопов по отношению к другим машинам имеет решающее значение: если они следуют за другой машиной, но не могут обогнать, водитель может попытаться оставаться на трассе как можно дольше или немедленно пит-стоп, поскольку новые шины обычно быстрее. До сезона 2010 года водители делали пит-стопы для дозаправки более одного раза во время гонки, поскольку автомобили в среднем проезжали два километра на литр (приблизительно пять миль на галлон). Сейчас эта цифра выше из-за изменений в двигателях с 2014 года , в результате чего дозаправка во время гонок запрещена с 2010 года . [ 40 ] Если гонщик начинает гонку на промежуточных или мокрых шинах, он не обязан делать пит-стоп.
Церемония подиума
[ редактировать ]В конце гонки гонщики, занявшие первое, второе и третье места, занимают свои места на подиуме, где они стоят, и звучит национальный гимн страны победителя гонки и их команды. Затем высокопоставленные лица страны, принимающей гонку, вручают трофеи гонщикам и кубок конструктора представителю команды победителя, а гонщики-победители опрыскивают шампанским и дают интервью. Затем трое водителей идут в медиа-зал на пресс-конференцию, где отвечают на вопросы на английском и родном языках.
Система баллов
[ редактировать ]Исторические методы
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что гонки оценивались на основе подсчета пяти мест: то есть по системе подсчета очков 8–6–4–3–2, при этом обладатель самого быстрого гоночного круга также получал бонусное очко. В 1961 году подсчет очков был пересмотрен, чтобы дать победителю девять очков вместо восьми, а единственное очко, присуждаемое за самый быстрый круг, впервые в прошлом году присуждалось за шестое место. В 1991 году система начисления очков была снова пересмотрена, чтобы дать победителю 10 очков, при этом все остальные бомбардиры зафиксировали тот же результат 6–4–3–2–1. В 2003 году FIA дополнительно пересмотрела систему подсчета очков, чтобы распределить очки между первыми восемью классифицированными финишерами (классифицированный финишер должен пройти 90% дистанции гонки) по шкале 10–8–6–5–4–3–2–1. [ 41 ]
В определенные моменты между 1950 и 1990 годами очки гонщиков за сезон подсчитывались на основе их лучших результатов на чемпионате мира, которые варьировались от 4 до 11 за сезон, а в конце 1960-х и 1970-х очки подсчитывались на основе их лучших результатов на чемпионате мира, которые варьировались от 4 до 11 за сезон. их лучшие результаты в каждой половине сезона, число которых варьировалось от четырех до семи. Это было сделано для того, чтобы уравнять шансы команд, у которых, возможно, не было средств для участия во всех соревнованиях. С появлением « Соглашений Согласия » эта практика была прекращена, хотя она заметно проявлялась на нескольких чемпионатах мира в 1970-х и 1980-х годах, в первую очередь в 1988 году , когда Ален Прост набрал в общей сложности 105 очков против 94 у Айртона Сенны , но из-за Только 11 лучших результатов, засчитываемых в чемпионат мира, выиграл Сенна с итоговым счетом 90–87.
Текущая система
[ редактировать ]Формат | % завершенный | Позиция | Самый быстрый круг [ б ] | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место | 7-е место | 8-е место | 9-е | 10-е место | |||
Раса | 75% – 100% | 25 | 18 | 15 | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 | 2 | 1 | 1 |
50% – <75% [ с ] | 19 | 14 | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | |
25% – <50% [ с ] | 13 | 10 | 8 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Никто | Никто | |
2 гоночных круга – <25% [ с ] | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | Никто | Никто | |||||
<2 гоночных круга | Никто | Никто | ||||||||||
Спринт [ д ] | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Никто | Никто |
Очки начисляются гонщикам и командам в зависимости от того, где они финишируют в гонке. Победитель получает 25 очков, занявший второе место - 18 очков, из них 15, 12, 10, 8, 6, 4, 2 и 1 очко за позиции с 3 по 10 соответственно. [ 42 ] Одно дополнительное очко присуждается гонщику и команде, проехавшим самый быстрый круг в гонке, но только в том случае, если этот гонщик финиширует в 10 лучших позициях. [ 43 ] В ничьей призы и очки суммируются и распределяются поровну между всеми гонщиками, показавшими равные результаты. [ 44 ] : Статья 7.1. [ Когда это применимо? необходимы разъяснения ] Победителем ежегодного чемпионата становится гонщик (или команда Кубка конструкторов), набравший наибольшее количество очков. Если количество очков одинаковое, приоритет отдается гонщику с большим количеством побед. Если это то же самое, то будут определены самые вторые места и так далее. [ 44 ] : Статья 7.2. [ 45 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Теоретически Норрис мог использовать промежуточные или полностью мокрые шины во время сухой сессии SQ3.
- ^ Очко за самый быстрый круг присуждается только в том случае, если гонщик финиширует в топ-10.
- ^ Jump up to: а б с Как минимум два круга должны быть пройдены при наличии зеленого флага ; применяется как к гонкам, остановленным под красным флагом и не возобновленным, так и к гонкам, сокращенным из-за достижения заранее определенного лимита времени.
- ^ Эта система используется для спринтерских гонок (также известных как «спринты»).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Спортивный регламент Формулы-1 2014 года» (PDF) . ФИА.com . Международная автомобильная федерация . 28 февраля 2014 г. Архивировано (PDF) из оригинала 21 апреля 2014 г. . Проверено 20 апреля 2014 г.
- ^ Доменжоз, Люк (1995). «Спортивный регламент». Ежегодник Формулы-1, 1995 год . Издательство Хроноспортс. стр. 216–217. ISBN 2-940125-06-6 .
- ^ «Новые правила на 1996 год» . ГранПри.com. 4 марта 1996 года. Архивировано из оригинала 12 июня 2014 года . Проверено 10 мая 2014 г.
- ^ «Решение Комиссии Ф1» . ФИА . 28 октября 2002 г. Архивировано из оригинала 4 июня 2004 г. Проверено 5 мая 2014 г.
- ^ «Что нового в сезоне 2004 года?» . Formula1.com ( Чемпионат мира Формулы-1 с ограниченной ответственностью ). 3 марта 2004 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2014 г. Проверено 10 мая 2014 г.
- ^ Уильямс, Ричард (9 марта 2005 г.). «Никаких изменений, поскольку формула один продолжает дурачить законодателей» . The Guardian ( Медиа-группа Guardian ). Архивировано из оригинала 13 мая 2014 года . Проверено 10 мая 2014 г.
- ^ Бенсон, Эндрю (27 мая 2005 г.). «Победа ждет Феррари» . Би-би-си Спорт ( Би-би-си ). Архивировано из оригинала 25 августа 2023 года . Проверено 10 мая 2014 г.
- ^ Бир, Мэтт (17 февраля 2005 г.). «Нет воскресной квалификации на ITV» . Автоспорт ( Haymarket Publications ). Архивировано из оригинала 13 мая 2014 года . Проверено 10 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Практика и квалификация» . Формула1.com. Архивировано из оригинала 16 мая 2010 года . Проверено 31 января 2015 г.
- ^ «Определение сетки — история квалификационных форматов Формулы-1» . Формула 1 . 17 марта 2016 г. Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ «Все квалификационные форматы Формулы-1 за всю историю» . Новости гонок365 . 13 июля 2021 г. Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ «Объяснение: все, что вам нужно знать о формате спринта Формулы-1 2023 года» . Formula1.com . 25 апреля 2023 года. Архивировано из оригинала 20 мая 2023 года . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ Купер, Адам (29 июня 2023 г.). «FIA меняет правила использования шин для спринтерской квалификации Формулы-1, чтобы избежать фарса» . Motorsport.com . Архивировано из оригинала 29 июня 2023 года . Проверено 29 июня 2023 г.
- ^ «Список участников чемпионата мира Формулы-1 2019» . ФИА.com . Архивировано из оригинала 28 февраля 2019 года . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы о Формуле 1» . autosport.com. Архивировано из оригинала 13 апреля 2015 года . Проверено 31 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Что вы имеете в виду под гоночными выходными?» . эффжуан. 6 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 19 апреля 2015 года . Проверено 31 января 2015 г.
- ^ Савард, Джо (1 ноября 1989 г.). «Невезучий 13: Ужасы предварительной квалификации» . GrandPrix.com . Внутри F1 Inc. Архивировано из оригинала 3 июля 2022 года . Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ «Альтернатива правилу 107%» . АтласF1. Архивировано из оригинала 7 октября 2015 года . Проверено 31 января 2015 г.
- ^ "Пресс-релиз" . ФИА.com . Международная автомобильная федерация . 23 июня 2010 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2010 г. Проверено 23 июня 2010 г.
- ^ «Сильверстоун примет первую квалификацию спринта на Гран-при Великобритании Формулы-1 2021 года» . silverstone.co.uk . 28 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 30 апреля 2021 года . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ «Все, что вам нужно знать о формате спринта Формулы-1, который возвращается в эти выходные в Монце» . Formula1.com . 9 сентября 2021 года. Архивировано из оригинала 9 сентября 2021 года . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ «Все, что вам нужно знать о формате спринта Формулы-1, включая то, как он работает» . Formula1.com . Архивировано из оригинала 10 мая 2021 г. Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ Благородный, Джонатан. «Раскрыто: шесть мест, где Формула-1 планирует провести спринтерские гонки в 2022 году» . autosport.com . Сеть автоспорта. Архивировано из оригинала 22 июня 2022 года . Проверено 4 декабря 2021 г.
- ^ Благородный, Джонатан. «Формула-1 предлагает компромиссный план на три спринта в 2022 году» . Motorsport.com . Сеть автоспорта. Архивировано из оригинала 3 февраля 2022 года . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ Благородный, Джонатан. «Денежный спор в Формуле-1 может сорвать планы спринтерских гонок на 2022 год » autosport.com . Сеть автоспорта. Архивировано из оригинала 18 января 2022 года . Проверено 18 января 2022 г.
- ^ «Формула-1 проведет три спринтерских этапа в 2022 году – и будет предложено больше очков» . Formula1.com . Формула Один. Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 14 февраля 2022 г.
- ^ Барретто, Лоуренс (17 апреля 2022 г.). «Как работает спринт Формулы-1? Формат объяснился перед Имолой» . Formula1.com . Архивировано из оригинала 9 июля 2022 года . Проверено 15 июня 2022 г.
- ^ Благородный, Джон. «Формула-1 собирается вернуться к идее автономного спринта» . Motorsport.com . Сеть автоспорта. Архивировано из оригинала 10 ноября 2022 года . Проверено 10 ноября 2022 г.
- ^ Никол, Джейк (24 ноября 2023 г.). «Комиссия Формулы-1 согласилась отменить запрет 2025 года; формат спринта будет изменен» . Новости гонок365 . Архивировано из оригинала 27 ноября 2023 года . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (24 ноября 2023 г.). «Формула-1 утверждает планы по обновлению формата спринта на 2024 год; общий запрет на шины отменен» . Motorsport.com . Архивировано из оригинала 26 ноября 2023 года . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ «Формат уик-энда спринтерских гонок Формулы-1 изменится в 2024 году» . www.motorsport.com . 05 февраля 2024 г. Проверено 5 февраля 2024 г.
- ^ Сутилл, Джош (5 февраля 2024 г.). «Анонсирован новый формат Sprint + DRS и настройки двигателя» . Гонка . Гоночные СМИ . Проверено 5 февраля 2024 г.
- ^ «Пять изменений в правилах Формулы-1, на которые следует обратить внимание в 2024 году» . Команда Mercedes-AMG PETRONAS F1 . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Глоссарий» . Формула1.com. Архивировано из оригинала 2 августа 2009 года . Проверено 31 января 2015 г.
- ^ «Старт гонки» (PDF) . формула1-словарь.net. Архивировано (PDF) из оригинала 8 мая 2016 года . Проверено 31 января 2015 г.
- ^ «Гоночная дистанция» . Формула1.com. Архивировано из оригинала 21 января 2015 года . Проверено 31 января 2015 г.
- ^ «Предсезонные вопросы и ответы с Чарли Уайтингом из FIA» . Формула1.com. 12 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 15 апреля 2012 года . Проверено 16 апреля 2016 г.
- ^ «Стюарды Гран-при Бельгии отодвинули лимит времени на гонку после того, как сильный дождь задержал гонку в Спа» . Formula1.com . 29 августа 2021 г. Архивировано из оригинала 29 августа 2021 г. Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ «Шины» . Формула1.com. Архивировано из оригинала 19 января 2015 года . Проверено 31 января 2015 г.
- ^ «Заправка» . формула1-словарь.net. Архивировано из оригинала 10 февраля 2015 года . Проверено 31 января 2015 г.
- ^ Дугалл, Ангус (2013). Величайший автогонщик . Бальбоа Пресс . ISBN 9781452510965 .
- ^ «Формула-1 вводит новую систему начисления очков в сезоне 2010 года» . Би-би-си Спорт ( Би-би-си ). 2 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 29 ноября 2017 г. Проверено 10 мая 2014 г.
- ^ «Бонусное очко будет начислено за самый быстрый круг в 2019 году» . Formula1.com . 11 марта 2019 года. Архивировано из оригинала 13 марта 2019 года . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Спортивный регламент Формулы-1 на 2024 год (выпуск 6)» (PDF) . Международная автомобильная федерация . 30 апреля 2024 г. Проверено 28 июля 2024 г.
- ^ «Очки» . Formula1.com ( Чемпионат мира Формулы-1 с ограниченной ответственностью ). Архивировано из оригинала 3 октября 2012 года . Проверено 10 мая 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Действующий спортивный регламент Формулы-1 на 2020 год . Опубликовано FIA 23 ноября 2020 г.
- Действующий Технический регламент Формулы-1 – 2020 . Опубликовано FIA 19 июня 2020 г.