Чемпионат мира Формулы-1 2010 г.
Чемпионат мира Формулы-1 2010 года — 64-й сезон FIA Формулы-1 автогонок . Red Bull Racing выиграла свой первый Кубок конструкторов, финишировав со счетом 1–2 в Бразилии , а Себастьян Феттель из Red Bull Racing выиграл чемпионат пилотов после победы в финальной гонке сезона в Абу-Даби . При этом Феттель стал самым молодым чемпионом мира среди пилотов за 61-летнюю историю чемпионата. Победа Феттеля в чемпионате пришла после драматического финала сезона в Абу-Даби , где три других гонщика также могли выиграть чемпионат – товарищ Феттеля по команде Red Bull Racing Марк Уэббер , Ferrari из Фернандо Алонсо и McLaren из Льюис Хэмилтон . [ 1 ]
Это был последний сезон Bridgestone в качестве единственного поставщика шин в Формуле-1, поскольку компания объявила, что не будет продлевать контракт по окончании сезона. После нескольких месяцев раздумий компания Pirelli была выбрана поставщиком шин на сезон 2011 года на Всемирного совета автоспорта FIA заседании в Женеве в июне 2010 года.
Была изменена система начисления очков : за первое место начисляется 25 очков, за второе - 18, за третье - 15, затем 12, 10, 8, 6, 4, 2 и 1 за четвертое-десятое. Технические и спортивные правила, действующие в этом сезоне, стали предметом многочисленных дискуссий . В этом сезоне также впервые с 1993 года была запрещена дозаправка во время пит-стопов гонки .
Перед началом сезона чемпион среди пилотов 2009 года Дженсон Баттон присоединился к McLaren , а чемпион конструкторов 2009 года Brawn GP был куплен немецким производителем автомобилей Mercedes-Benz и переименован в Mercedes GP . В сезоне 2010 года вернулся самый успешный гонщик в истории Формулы-1 на тот момент: семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер завершил карьеру после трехлетнего отсутствия с 2006 года. [ 2 ]
Первая гонка сезона прошла 14 марта в Бахрейне , а сезон завершился 14 ноября в Объединенных Арабских Эмиратах после 19 автогонок, проведенных в 18 странах на пяти континентах. [ 3 ]
По состоянию на 2024 год [update]На сегодняшний день это был последний раз, когда команда, независимая от заказчика-двигателя, выиграла Кубок конструкторов, прежде чем Red Bull Racing была назначена основным заводским партнером Renault в сезонах 2011–2015 годов.
Команды и водители
[ редактировать ]Следующие команды и гонщики участвовали в FIA чемпионате мира Формулы-1 2010 года . [ 4 ] С уходом BMW и Toyota из спорта разнообразие двигателей в Формуле-1 упало до 30-летнего минимума: всего четыре производителя двигателей обеспечивают всю сетку (Ferrari, Mercedes, Renault и Cosworth), что является самым низким показателем с 1980 года . К стартовой решетке присоединились четыре новые команды: Mercedes, Lotus Racing, Virgin Racing и HRT. Команды соревновались на шинах, поставленных Bridgestone .
Бесплатная практика водителей
[ редактировать ]В течение сезона четыре конструктора участвовали в свободных тренировках только для гонщиков.
Конструктор | Практика водителей | ||
---|---|---|---|
Имя водителя | Раунды | ||
Форс Индия – Мерседес | Пол ди Реста | 2–5, 9–10, 12, 14 | |
HRT - Косворт | Христианский клиент Сакон Ямамото |
5, 9 7 | |
Лотос - Косворт | Файруз Фаузи | 3, 10–11, 15, 19 | |
Девственница - Косворт | Жером д'Амброзио | 15–18 | |
Источники: [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 16 ] [ 29 ] |
Процесс ввода новых записей
[ редактировать ]FIA объявила о своем намерении открыть сетку, нацеливаясь на участие в общей сложности 13 команд, и в июле 2009 года выбрала три новые команды из 15 новых претендентов, а также подтвердила участие всех 10 существующих команд. [ 30 ] Предполагается, что существующие команды Формулы-1 в рамках организации FOTA согласовали систему технической поддержки для помощи новым командам. Это компромиссное предложение предполагало поставку деталей и знаний в области дизайна новым участникам, но не полноценных клиентов, в обмен на что от идеи ограничения бюджета отказались. [ 31 ]
В список трех команд, опубликованный в июле 2009 года, вошли Campos Meta, испанская команда, которую возглавляет бывший гонщик и владелец команды GP2 Адриан Кампос , и мадридское спортивное рекламное агентство Meta Image; Manor Grand Prix, команда F3, которой руководят Джон Бут и дизайнер Ник Вирт (который ранее был участником команды Simtek Ford, участвовавшей в соревнованиях в 1994 и 1995 годах ); и US F1 , команда, созданная бывшим дизайнером Кеном Андерсоном и журналистом Питером Виндзором . [ 32 ] После ухода BMW Sauber Lotus Racing получила разрешение вернуться на стартовую решетку впервые после Гран-при Австралии 1994 года . [ 33 ] Manor стал известен как Virgin Racing после того, как Virgin Group Ричарда Брэнсона приобрела права на название команды. [ 34 ] в то время как Кампос-Мета была переименована в Hispania Racing после того, как инвестор Хосе Рамон Карабанте купил команду у Адриана Кампоса незадолго до первой гонки сезона. [ 35 ] USF1 официально отказалась от участия в чемпионате в начале марта после нескольких месяцев спекуляций и обвинений со стороны информаторов о том, что команда в течение нескольких месяцев была парализована плохим руководством. [ 36 ]
FIA также получила несколько заявок на участие от других гоночных команд, в том числе от участника Мировой серии Renault и Ле-Мана участника Epsilon Euskadi . [ 37 ] Дэйва Ричардса Prodrive Очень успешный костюм [ 38 ] и итальянская команда туристических автомобилей N.Technology. [ 39 ] а также переосмысление бывших команд March , [ 40 ] Брэбэм , [ 40 ] Лола Тачки [ 41 ] и Team Lotus (не путать с Lotus Racing). [ 42 ] Заинтересованность проявила и команда Team Superfund , австрийская команда, которую возглавляет бывший гонщик Алекс Вурц. [ 43 ] и myf1dream.com, команда, созданная любителями спорта и финансируемая за счет их пожертвований. [ 44 ] Опытный участник спортивных и туристических автомобилей Рэй Маллок Лимитед намеревался подать заявку на участие. [ 45 ] но отказался от этого после политического кризиса в середине сезона .
Наибольший интерес для средств массовой информации вызвал Гран-при Стефана , созданный Зораном Стефановичем и провозглашенный первой сербской командой Формулы-1. [ 46 ] Стефан утверждал, что приобрел останки заброшенного шасси и двигателя Toyota TF110 и имел доступ к бывшей штаб-квартире Toyota Motorsport в Кельне, Германия. После того, как Стефанович был исключен из стартовой сетки, он подал жалобу в Европейскую комиссию по поводу процесса отбора участников, а затем объявил о своем намерении продолжить разработку шасси Toyota, переименованного в Stefan S-01, и команда даже зашла так далеко. как отправить оборудование в Бахрейн, Австралию и Малайзию. После ряда трудностей, включая отмену запланированных тестов в Португалии, когда Bridgestone отказалась поставлять шины, [ 47 ] Стефан попытался купить несуществующую запись USF1, но эта попытка была заблокирована. В конце концов Стефану было отказано 4 марта, когда FIA заявило, что невозможно подавать заявки так близко к открытию сезона. [ 48 ]
Изменения в команде
[ редактировать ]- 29 июля 2009 года BMW объявила о своем выходе из Формулы-1 в конце сезона 2009 года , сославшись на отсутствие будущей жизнеспособности и устойчивости программы Формулы-1. [ 49 ] После неудачного выкупа у Qadbak Investments [ 50 ] команда была продана обратно Питеру Зауберу . [ 51 ] FIA официально приняла команду на старт 2010 года под названием BMW Sauber 3 декабря, используя швейцарскую гоночную лицензию и Ferrari двигатели после ухода Toyota . [ 52 ] [ 53 ]
- Toyota вышла из Формулы-1 4 ноября 2009 года из-за финансовых трудностей в автомобильной промышленности. После объявления о том, что они не будут продавать команду, [ 54 ] их место в стартовой решетке досталось команде Sauber . Затем представители Stefan Grand Prix заявили, что приобрели права на бывшую штаб-квартиру Toyota Motorsport в Кельне и TF110, который был переименован в Stefan S-01. Уход Toyota означал, что впервые с 1982 года в этом виде спорта не будет участвовать производитель двигателей, имеющий японскую лицензию, до 2015 года , когда Honda вернулась в спорт с командой McLaren .
- Scuderia Toro Rosso стала независимым конструктором в 2010 году после того, как дизайн-студия Red Bull Technologies предоставила шасси для первых лет гонок. Это позволило команде приобрести шасси заказчика, несмотря на то, что эта концепция была запрещена FIA . Эта лазейка была закрыта в 2010 году, а это означает, что автомобиль STR5 2010 года стал первым автомобилем Toro Rosso, построенным самостоятельно, потратив большую часть 2009 года на расширение своей операционной базы в Фаэнце , Италия , для размещения производственных мощностей. [ 55 ]
- Daimler AG , материнская компания Mercedes-Benz , купила 75,1% контрольного пакета акций чемпиона 2009 года Brawn GP , переименовав команду в Mercedes Grand Prix . Последней гонкой Mercedes в Формуле-1 стал Гран-при Италии 1955 года . [ 56 ] Бывшие 40% акций Mercedes в McLaren Group были выкуплены обратно McLaren, хотя Mercedes продолжит поставлять двигатели McLaren и оказывать спонсорскую поддержку до конца сезона 2014 года. Mercedes подписал спонсорское соглашение с Petronas , при этом малазийская нефтяная компания прекратила сотрудничество с BMW Sauber , а команда была переименована в Mercedes GP Petronas Formula One Team . [ 57 ]
- Renault продала Жерару Лопесу и его инвестиционной компании Genii Capital 75% контрольного пакета акций, чтобы обеспечить будущее команды. Команда продолжала работать под названием Renault, а моторный отдел остался в полной собственности Renault. [ 58 ] Сделка оставила Renault возможность вернуть себе полную собственность после стабилизации экономической ситуации.
Изменения драйверов
[ редактировать ]- Измененные команды
- 2005 и 2006 годов Чемпион мира Фернандо Алонсо покинул Renault и перешёл в Ferrari в 2010 году, заменив Кими Райкконена , покинувшего команду в конце сезона 2009 года. [ 59 ] Алонсо подписал трехлетний контракт до конца 2012 года с возможностью продления еще на несколько лет.
- Рубенс Баррикелло перешел из Брауна в Уильямс . [ 10 ]
- Чемпион мира по рейнингу Дженсон Баттон присоединился к Льюису Хэмилтону в McLaren после того, как ему не удалось договориться о контракте с Mercedes , которая выкупила его команду Brawn GP в 2009 году . [ 60 ] Это означало, что McLaren подписала контракт с двумя последними чемпионами мира и имела первый состав двукратных чемпионов в этом виде спорта со времен Айртона Сенны и Алена Проста , также выступавших за McLaren, в 1989 году .
- Тимо Глок официально присоединился к Virgin Racing , после того как покинул команду Toyota Racing . [ 24 ]
- Камуи Кобаяши , дебютировавший за ныне несуществующую команду Toyota в конце 2009 года, прикрывая травмированного Тимо Глока, перешёл в только что возрожденную команду Sauber . [ 23 ]
- Хейкки Ковалайнен присоединился к новой команде Lotus Racing после ухода из McLaren . [ 16 ]
- Роберт Кубица покинул BMW Sauber и перешел в Renault в 2010 году, заменив Алонсо.
- Нико Росберг покинул Williams в конце сезона 2009 года, проработав в команде четыре года с 2006 года, перейдя в Mercedes .
- Ярно Трулли перешёл из Toyota в Lotus Racing . [ 16 ]
- Вошел в Формулу-1
- Карун Чандхок , занявший восемнадцатое место в серии GP2 2009 года за Ocean Racing Technology , присоединился к бывшему iSport International товарищу по команде Бруно Сенне в Hispania Racing . Чандок был вторым гонщиком Формулы-1 из Индии после Нараина Картикеяна, выступавшего на Гран-при Иордании в 2005 году . [ 17 ]
- Лукас ди Грасси , занявший третье место в серии GP2 2009 года в категории Racing Engineering , присоединился к Тимо Глоку в Virgin Racing . [ 25 ]
- Нико Хюлькенберг , чемпион серии GP2 2009 года в составе Гран-при ART , дебютировал в Формуле-1 за команду Williams вместе с Баррикелло. [ 10 ]
- Виталий Петров , занявший второе место в серии GP2 2009 года, перешёл из Барвы Аддакс к партнёру Роберту Кубице в Renault , став первым российским пилотом в чемпионате мира Формулы-1. [ 12 ]
- Бруно Сенна , племянник трехкратного чемпиона мира Айртона Сенны , присоединился к Hispania Racing в 2010 году, вернув имя Сенны в Формулу-1 через шестнадцать лет после смерти своего дяди в 1994 году. [ 21 ]
- Покинул Формулу-1
- Джанкарло Физикелла стал резервным пилотом и тест-пилотом Ferrari в 2010 году, покинув Force India и присоединившись к Ferrari в конце 2009 года . [ 61 ] Не сумев обеспечить себе участие в гонках, он записался на участие в серии Ле-Ман . [ 62 ]
- Ромен Грожан не смог заключить контракт с Renault из-за назначения Петрова вторым гонщиком Renault и участвовал в первом чемпионате мира FIA GT1 для Matech Competition .
- После неудачного сезона 2009 года Williams пилот Казуки Накадзима не смог обеспечить себе участие в 2010 году. 19 февраля было подтверждено, что он присоединится к амбициозной сербской команде Stefan Grand Prix , несмотря на отсутствие у них выхода на стартовую решетку. [ 63 ]
- 2007 года Чемпион мира Кими Райкконен взял двухлетний творческий отпуск в Формуле-1 в 2010 году после того, как его менеджеры подтвердили, что переговоры с McLaren официально подошли к концу. [ 64 ] Вместо этого Райкконен присоединился к юниорской команде Citroën на чемпионате мира по ралли 2010 года , управляя Citroën C4 WRC в двенадцати из тринадцати этапов чемпионата. [ 65 ]
- Вернулся в Формулу-1.
- Педро де ла Роса вернулся в Формулу-1 за команду Sauber . [ 66 ] ранее работал тест-пилотом McLaren . Его возвращение положило конец трехлетнему отсутствию в гонках с 2007 года, а его последний старт на Гран-при приходился на половину сезона в 2006 году .
- Семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер официально присоединился к Mercedes 23 декабря 2009 года, завершив трехлетний перерыв в спорте с 2007 года. [ 2 ] Первоначально Шумахер намеревался вернуться в Ferrari в 2009 году , чтобы заменить травмированного Фелипе Массу , но ему помешала травма, полученная в результате аварии на мотоцикле, и контракт с Mercedes не был подписан до тех пор, пока он не получил справку о состоянии здоровья. Шумахер ранее выступал за Mercedes на чемпионате мира по спортивным автомобилям 1991 года . [ 2 ]
- Изменения в середине сезона
- Сакон Ямамото , который последний раз выступал в Формуле-1 за Spyker и тестировал за Renault , заменил Бруно Сенну в Испании на Гран-при Великобритании . [ 20 ] ранее он принимал участие в пятничной тренировке на Гран-при Турции . Команда подтвердила, что Сенна вернется на свое место на Гран-при Германии . [ 67 ] Затем Ямамото заменил Каруна Чандхока на Гран-при Германии и далее, за исключением гонок в Сингапуре , Бразилии и Абу-Даби , где место занял Кристиан Клиен . [ 19 ]
- Во время перерыва в середине сезона Ник Хайдфельд покинул Mercedes, чтобы приступить к новой роли вместе с Pirelli в качестве официального тест-пилота перед их возвращением в Формулу-1 . [ 68 ]
- После окончания европейского сезона на Гран-при Италии Педро де ла Роса был заменен BMW Sauber и заменен Ником Хайдфельдом , который последний раз выступал за команду в 2009 году . [ 22 ] Сообщалось, что изменение было внесено из-за плохой игры де ла Росы по сравнению с его товарищем по команде Камуи Кобаяши в целом и из-за знания Хайдфельдом трасс трасс Марина-Бэй и Яс-Марина в частности. Когда Хайдфельд присоединился к Sauber, бывший Renault пилот Ромен Грожан был призван заменить его в Pirelli. [ 69 ]
- Hispania Racing Пилот-испытатель Кристиан Клиен заменил Сакона Ямамото на Гран-при Сингапура после того, как Ямамото предположительно заразился пищевым отравлением перед гонкой. [ 18 ] но позже его видели в сингапурском паддоке без видимых симптомов, что вызвало разговоры о невыплаченных долгах японского гонщика и дальнейших финансовых проблемах, с которыми пришлось столкнуться команде, когда на машине на выходные появился логотип одного из личных спонсоров Клиена. [ 70 ] Руководитель команды Колин Коллес подтвердил, что договоренность будет рассчитана на одну гонку, и Ямамото вернется в кабину Сузуки , если он вовремя выздоровеет. [ 71 ] Клиен также заменил Ямамото в «Интерлагосе» и Абу-Даби , хотя никаких объяснений по поводу замены не было дано. [ 72 ]
Календарь сезона
[ редактировать ]опубликовал предварительный календарь на 2010 год, 21 сентября 2009 года Всемирный совет автоспорта включающий 19 гонок. [ 3 ] за которым последовал второй предварительный график, в котором были изменены даты Гран-при Абу-Даби и Бразилии. [ 73 ] Окончательный календарь был выпущен 11 декабря 2009 года. [ 74 ]
Изменения календаря
[ редактировать ]- Гран -при Бахрейна проводился на новой трассе на международной трассе Бахрейна . В этой конфигурации гонщики покидают старую трассу вскоре после четвертого поворота и следуют по кругу длиной почти 900 метров, прежде чем снова присоединиться к трассе перед старым пятым поворотом. Это увеличило общую дистанцию круга с 5,412 км (3,363 мили) до 6,299 км (3,914 мили). [ 76 ] Гонка вернулась к первоначальной схеме трассы 2012 года . Гран -при Бахрейна 2011 года был отменен из-за протестов в Бахрейне в том году. [ 77 ]
- Первоначально Гран -при Великобритании планировалось перенести с трассы Сильверстоун в Донингтон-Парк в 2010 году. [ 78 ] но владельцам Донингтон-парка не удалось собрать необходимые облигации в размере 135 миллионов фунтов стерлингов для реконструкции трассы и инфраструктуры. [ 79 ] После длительных переговоров с Берни Экклстоуном организаторы Сильверстоуна пришли к соглашению, согласно которому Гран-при Великобритании будет проводиться на этой трассе в течение следующих семнадцати лет с использованием новой конфигурации «Арена», которая увеличивает расстояние круга на 760 метров (0,47 мили). . [ 80 ] [ 81 ]
- Гран -при Канады вернулся в 2010 году после годичного отсутствия. [ 82 ]
- Гран -при Германии вернулся в Хоккенхайм на один год после проведения на Нюрбургринге в 2009 году.
- Гран -при Японии должен был вернуться на Fuji Speedway в 2010 году в рамках ежегодной ротации с Suzuka Circuit . Однако владельцы Fuji, Toyota, заявили, что отказались от планов Fuji по проведению гонки, назвав основной причиной этого глобальную рецессию. [ 83 ] Сузука продолжит проводить мероприятие в 2010 и 2011 годах. [ 84 ]
- Южная Корея впервые появилась в календаре Формулы-1 под названием Гран-при Кореи, гонка прошла на Корейской международной трассе в Йонгаме 24 октября. 12 октября автодром прошел проверку. [ 85 ]
Место и даты тестирования
[ редактировать ]Тест | Событие | Схема | Время сеансов | Даты | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Утро | Полдень | Начинать | Конец | |||
1 | Предсезонный тест | Трасса Рикардо Тормо , Валенсия | 8:00-12:00 | 13:00-17:00 | 1 февраля | 3 февраля |
2 | Предсезонный тест | Постоянная трасса Хереса , Херес де ла Фронтера | 8:00-12:00 | 13:00-17:00 | 10 февраля | 13 февраля |
3 | Предсезонный тест | Постоянная трасса Хереса , Херес де ла Фронтера | 8:00-12:00 | 13:00-17:00 | 17 февраля | 20 февраля |
4 | Предсезонный тест | Трасса Каталонии , Монтмело | 8:00-12:00 | 13:00-17:00 | 25 февраля | 28 февраля |
5 | Предсезонный тест | Международная трасса Бахрейна , Сахир | 8:00-12:00 | 13:00-17:00 | 5 марта | 7 марта |
6 | Тест юных водителей | Трасса Яс Марина , Абу-Даби | 9:00-13:00 | 14:00-18:00 | 16 ноября | 17 ноября |
7 | Пирелли Тест | Трасса Яс Марина , Абу-Даби | 9:00-13:00 | 14:00-18:00 | 19 ноября | 20 ноября |
Изменения
[ редактировать ]Изменения в правилах
[ редактировать ]- Дозаправка во время гонки была отменена впервые с 1993 года . [ 86 ] [ 87 ] Несмотря на резолюцию по ограничению бюджета и решение вернуться к правилам 2009 года в 2010 году, FOTA выразила заинтересованность в запрете на заправку, поскольку это представляет собой способ сократить расходы. [ 88 ]
- Для размещения дополнительных команд максимальное количество автомобилей, допускаемых к участию в гонке, увеличено с 24 до 26 машин. [ 90 ] Руководство Формулы-1 предложило финансовую поддержку всем новым командам в 2010 году в виде 10 миллионов долларов (6,25 миллиона фунтов стерлингов, 6,8 миллиона евро), а также бесплатную транспортировку двух шасси и 10 000 кг (22 049 фунтов) груза на каждую гонку. [ 91 ] Возросшее количество команд теперь требует, чтобы гаражи распределялись на равной основе на каждом Гран-при.
- Командам пришлось омологировать определенные части автомобиля, в том числе кабину выживания водителя, конструкции крена, все противоударные конструкции, а также передние и задние колеса. [ 92 ] это означает, что их нельзя было модифицировать в течение сезона без письменного разрешения FIA по соображениям безопасности и надежности. [ 93 ] Минимальный вес автомобиля увеличился с 605 кг до 620 кг (с 1334 до 1367 фунтов), чтобы лучше подходить более тяжелым водителям с блоками KERS , несмотря на согласие FOTA не использовать эту систему. [ 94 ]
- Система квалификации была изменена с учетом дополнительных автомобилей: 7 машин выбывают из первой квалификационной сессии, 7 — из второй сессии и 10 машин будут бороться за поул-позицию в третьей сессии. Третью сессию планировалось провести в малотопливной конфигурации из-за запрета на дозаправку. [ 95 ] хотя эти гонщики должны начать гонку на комплекте шин, использованном в третьей сессии. [ 96 ] Если в квалификации шина повреждена, то технический делегат FIA оценит степень повреждения и может разрешить автомобилю сменить шины на комплект, который он считает безопасным. [ 92 ]
- В течение уик-энда гонщикам выдали одиннадцать комплектов шин по сравнению с четырнадцатью комплектами в 2009 году . [ 96 ] Три из этих комплектов предназначались только для тренировок и были возвращены до начала квалификации, независимо от того, использовались они или нет. Передние шины были заужены с 270 мм (11 дюймов) до 245 мм (9,6 дюйма), чтобы улучшить баланс сцепления между передней и задней частью. Колпаки колес и обогреватели ободов были запрещены, а покрышкам разрешалось воздействовать только на внешнюю поверхность шины. [ 97 ]
- В 2010 году была утверждена новая система начисления очков в ответ на увеличение сетки. С 2003 года очки начислялись восьми лучшим игрокам со счетом 10–8–6–5–4–3–2–1. По системе 2010 года десять лучших классифицированных финишеров награждались по принципу 25–18–15–12–10–8–6–4–2–1. [ 96 ]
- Система стюардов имела фиксированный резерв стюардов для каждой гонки, включая бывших гонщиков, вместо ротационного состава. [ 98 ] Это должно было сделать процесс управления стюардами более прозрачным после недавних разногласий с участием стюардов. Раньше стюарды могли назначать только двадцатипятисекундные штрафы за нарушения, которые произошли слишком поздно в гонке, чтобы гонщики не могли получить обычный штраф, но в 2010 году они имели право назначать двадцатисекундные штрафы гонщикам, которые могли получил штраф за проезд и тридцатисекундные штрафы тем, кто должен был получить штраф с остановкой и движением. Пенальти нужно было выполнить в течение двух кругов после выдачи, а не трех, как в предыдущие годы. [ 92 ]
- Запасным гонщикам был разрешен один день тестов при условии, что они не участвовали в гонках Формулы-1 в течение последних двух календарных лет. Это было ответом на то, что несколько гонщиков в 2009 году участвовали в своих дебютных выходных, не имея опыта управления своей машиной Формулы-1. [ 99 ] Командам также разрешено использовать запасного гонщика на пятничных тренировках. [ 97 ] [ 100 ]
- Устройства с электроприводом, поднимающие любую часть автомобиля во время пит-стопа, были запрещены, а чтобы команды не выпускали машину на путь встречного гонщика на пит-лейне, экипажу приходилось ждать, пока встречный гонщик окажется в пределах 25 м. Зона (82 фута) по обе стороны от пит-бокса пройдена.
- Соглашение Согласия , регулирующее Формулу-1, было продлено на Гран-при Венгрии 2009 года . Было включено несколько предложений по сокращению затрат, таких как ограничение количества аэродинамических модернизаций, разрешенных в течение сезона, и ограничение количества персонала команды, посещающего уик-энд Гран-при. [ 93 ] Также было включено положение, согласно которому команды теперь могли пропустить до трех гонок, прежде чем их исключили из чемпионата, хотя FIA должна была наложить определенный штраф за пропущенную гонку. [ 101 ]
- Пока гонка приостановлена, ни гонка, ни система хронометража не будут остановлены; однако продолжительность приостановки гонки будет добавлена к максимальному двухчасовому периоду. [ 102 ]
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]- Новая система закрытого парка , опробованная в Бахрейне , заключалась в том, чтобы автомобили были запечатаны в пакеты в гаражах команд и контролировались камерами с низким разрешением, переключаясь на выходной сигнал высокой четкости, если обнаруживалось движение внутри гаража. Система стала постоянной процедурой для закрытого парка Гран-при Австралии . [ 103 ]
- Боковые зеркала , которые раньше рассматривались как аэродинамические средства, а не для удобства водителей, больше не могут быть установлены в «внешнем» положении из-за опасений по поводу плохой видимости, которые привели к нескольким случаям случайной блокировки в Мельбурне . Запрет вступил в силу начиная с Гран-при Испании . [ 104 ]
- После успеха Гран-при Канады поставщик шин Bridgestone объявил о намерении увеличить разницу между своими составами для Гран-при Германии , а это означает, что командам придется иметь дело с крайностями в резиновых смесях. [ 105 ]
- На заседании Всемирного совета по автоспорту FIA в Женеве 23 июня были уточнены правила, касающиеся состояния автомобилей безопасности, после инцидента на последнем круге с участием Михаэля Шумахера и Фернандо Алонсо на Гран-при Монако . Ни одна машина не может обгонять до тех пор, пока она впервые не пересечет первую линию машины безопасности, когда машина безопасности возвращается в боксы. Однако, если машина безопасности все еще задействована в начале последнего круга или задействована во время последнего круга, она выедет на пит-лейн в конце круга, и машины как обычно возьмут клетчатый флаг без обгона. [ 106 ]
- О любом автомобиле, который движется неоправданно медленно, беспорядочно или который считается потенциально опасным для других водителей, будет сообщено стюардам. Это применимо независимо от того, движется ли такой автомобиль по трассе, въезду на пит-лейн или пит-лейн. [ 106 ] Чтобы не попасть под пристальное внимание стюардов, гонщик должен вернуться на боксы в течение заранее определенного времени круга, установленного стюардами.
- Если после тренировки требуется образец топлива, соответствующий автомобиль должен быть сначала доставлен обратно в боксы своим ходом. [ 106 ] Это стало ответом на квалификацию Гран-при Канады, когда Льюис Хэмилтон остановился на трассе после того, как его команда сообщила ему, что у него, возможно, не осталось достаточно топлива в баке для взятия пробы после сессии. Хотя никаких действий против Хэмилтона предпринято не было, стюарды предприняли шаги, чтобы помешать командам намеренно делать это в будущем.
- После небольшого разногласия, когда Ferrari провела «съемочный день» во Фьорано перед Гран-при Европы, используя автомобиль, включающий детали, которые должны были дебютировать на гонке (что, по мнению некоторых, было попыткой обойти запреты на испытания), в правила были внесены изменения. свод правил, который означает, что командам будет запрещено использовать части, которые не участвовали в гонках на съемках или мероприятии для СМИ. [ 107 ]
- Ferrari и Red Bull были обвинены в том, что передние крылья сгибались на высокой скорости, прижимая их к земле ближе, чем разрешено. Хотя ни одно крыло ни разу не выдержало испытаний технических специалистов, на Гран-при Бельгии испытания стали более строгими за счет увеличения нагрузки, прикладываемой к крыльям. [ 108 ] Аналогичные изменения были внесены на Гран-при Италии в тест передней части пола под носом (известной как нагрудник). [ 109 ]
Автомобиль безопасности
[ редактировать ]- Новый Mercedes-Benz SLS AMG был представлен в качестве автомобиля безопасности 2010 года. [ 110 ] [ 111 ] [ 112 ]
- После разногласий на Гран-при Европы правила использования автомобилей безопасности были пересмотрены перед Гран-при Великобритании . В случае использования автомобиля безопасности гонщикам дается «дельта-время» – 120% стандартного гоночного круга (т.е. если стандартное время круга составляет одну минуту сорок секунд, дельта-время составляет две минуты) – минимальный круг. время, в течение которого нужно вернуться в боксы, иначе вас накажут за превышение скорости. Однако после аварии Уэббер - Ковалайнен в Валенсии несколько гонщиков были оштрафованы за нарушение дельты времени, поскольку они ехали перед аварией, и машина безопасности была задействована, когда они приближались к концу круга; по сути, они благополучно проехали круг на гоночной скорости и при первой же возможности выехали на яму. Вместо того, чтобы следовать разнице времени, гонщики должны снизить скорость до скорости машины безопасности с момента ее запуска, но будут освобождены от этого на последних двухстах метрах круга. В результате это не позволит водителям получить преимущество, зайдя на пит-стоп при первой же возможности и опередив машину безопасности. [ 113 ]
Предсезонка
[ редактировать ]Спор по поводу правил и отколовшейся серии
[ редактировать ]( Международная автомобильная федерация FIA) планировала ввести ограничение бюджета, чтобы защитить спорт и сократить расходы. Предложение имело дополнительный лимит бюджета в 30 миллионов евро (45 миллионов долларов, 27 миллионов фунтов стерлингов), при этом командам, номинировавшим его, предоставлялась большая техническая и дизайнерская свобода. Команды возражали против того, что, по их мнению, будет двухуровневым чемпионатом, и пять команд Ассоциации команд Формулы-1 (FOTA), Ferrari , BMW Sauber , Renault , Red Bull Racing и Toro Rosso объявили о своем намерении отказаться от участия в чемпионате 2010 года. чемпионат. [ 114 ] [ 115 ] Позже BMW Sauber объявила о своем выходе из Формулы-1 по окончании сезона 2009 года. [ 116 ]
После переговоров команды FOTA единогласно решили отказаться от участия в конце сезона 2009 года, если правила ограничения бюджета не будут изменены. [ 117 ] Williams и Force India подали свои заявки и были временно отстранены от участия в FOTA. [ 118 ] [ 119 ] а остальные команды подали условные заявки на сезон 2010 года. Список участников 2010 года был опубликован FIA 12 июня, в него вошли все команды 2009 года и три новые команды: Campos Meta , Virgin Racing и US F1 Team . [ 120 ] В ходе переговоров между FIA и FOTA не удалось найти решение проблем с ограничением бюджета, и восемь команд FOTA объявили о намерении сформировать отделившуюся серию на 2010 год. [ 121 ] Однако после заседания Всемирного совета автоспорта 24 июня FOTA согласилась остаться в Формуле-1, а президент FIA Макс Мосли подтвердил, что не будет баллотироваться на переизбрание в октябре. [ 122 ]
Во время встречи 8 июля между FIA и FOTA по будущим правилам команды покинули встречу после того, как им сообщили, что они не заявлены на участие в сезоне 2010 года и, следовательно, не могут участвовать в обсуждениях нормативных требований. [ 123 ] В ответ было объявлено, что планы по созданию отдельной серии все еще реализуются. [ 124 ] Переговоры по новому Соглашению Согласия непосредственно с CVC , обладателями коммерческих прав, привели к окончательному завершению спора с его подписанием FIA 1 августа. Новое Соглашение Согласия обеспечило будущее этого вида спорта до истечения срока его действия в 2012 году. [ 125 ]
Тестирование
[ редактировать ]График тестов нового сезона начался 1 декабря 2009 года с трехдневного «Теста молодых пилотов» (для гонщиков, на счету которых менее трех стартов в гонках Формулы-1) на испанской трассе Херес . Великобритании в Формуле-3 Чемпион Даниэль Риккардо был самым быстрым за Red Bull Racing . Как и в 2009 году, командам было разрешено проезжать максимум 15 000 км (9 300 миль) в течение пятнадцати дней февраля. Сеансы тестирования были подтверждены для Валенсии (1–3 февраля), Хереса (10–13 февраля и 17–20 февраля), Барселоны (25–28 февраля) и трассы на выносливость Бахрейна (5–7 марта). [ 126 ] Все, кроме Кампоса/Испании и американской Формулы-1, приняли участие в предсезонных тестах. [ 127 ] [ 128 ]
Предсезонные тесты начались на трассе Рикардо Тормо в Валенсии с участием семи команд. Ferrari доминировала в тестовой сессии, а Фелипе Масса показал лучшее время круга в первый день. [ 129 ] и два. [ 130 ] В своем первом выступлении за команду Фернандо Алонсо установил лучшее общее время на третий день тестов - 1:11.470. [ 131 ]
Вторая сессия прошла на трассе Circuito de Jerez , в Испании на протяжении всего теста лил сильный ливень. Это также стало первым публичным тестом для новой команды Virgin Racing , которая проехала всего пять кругов после того, как нехватка запчастей стала проблемой. [ 132 ] Льюис Хэмилтон показал лучший круг в тесте во время сухой субботней сессии с результатом 1:19.583. [ 133 ]
На третий тест в Хересе в рамках еще одного четырехдневного теста также повлияли смешанные погодные условия. [ 134 ] [ 135 ] Lotus Racing начала свои первые публичные тесты с T127 . [ 136 ] Предпоследний [ 137 ] а в последние дни погода была солнечной: Дженсон Баттон показал лучшее время (1:18.871). [ 138 ]
Четвертые тесты прошли на трассе Каталонии Барселоне в . Испытание началось в солнечную погоду с ливневыми дождями, продолжавшимися в течение выходных. Неудачное тестирование Virgin продолжилось после Лукаса ди Грасси крушения [ 139 ] и другие механические проблемы. [ 140 ] Льюис Хэмилтон установил самый быстрый круг недели (1:20,472), при этом большинство команд в воскресенье работали с низким расходом топлива. [ 141 ]
Последние предсезонные тесты прошли на трассе Bahrain Endurance Circuit в Сахире . Испытания начались в солнечную погоду и продолжались в выходные. Mercedes присоединяется к Жаку Вильнёву для тестирования замены Нико Росберга, который не смог поехать в Бахрейн после аварии с автобусом в Барселоне . Марк Уэббер установил самый быстрый круг недели (1:55,874), при этом большинство команд в субботу ездили с низким расходом топлива.
Отчет
[ редактировать ]В сезоне 2010 года дебютировали три новые команды: Virgin , Lotus и Hispania . Команды часто были более чем на три секунды за круг медленнее, чем признанные команды. После борьбы с проблемами надежности в начале сезона, три команды вскоре утвердились в лидерах Lotus, а их лучшим результатом стало двенадцатое место Хейкки Ковалайнена в Японии. Virgin столкнулась с трудностями после того, как обнаружила, что их топливный бак слишком мал, что вынудило их перенести график разработки на пять гонок назад, чтобы построить машину, которая могла бы финишировать в гонке. Hispania была самой медленной из трех, и к середине сезона регулярно меняла своих пилотов, но пара четырнадцатых мест Каруна Чандхока в Австралии и Монако позволила команде опередить Virgin в Кубке конструкторов на протяжении большей части сезона. сезон.
В отличие от 2009 года , ни один гонщик не смог доминировать на ранних этапах сезона 2010 года. Фернандо Алонсо выиграл первую гонку сезона в Бахрейне после того, как двигатель Себастьяна Феттеля дал сбой, при этом Алонсо стал шестым гонщиком Ferrari , одержавшим победу в дебютном матче за итальянскую команду. Действующий чемпион мира Дженсон Баттон одержал победу в Австралии второй год подряд, в то время как Феттель победил в Малайзии , создав уникальную ситуацию, которая продлится до конца сезона, когда ни один гонщик не сможет выиграть гонку, лидируя в чемпионате мира.
Баттон стал первым гонщиком, выигравшим более одной гонки с победой в Китае , но Марк Уэббер станет первым, кто одержит победы подряд с победами в Испании и Монако . Уэббер лидировал на Гран-при Турции, когда его товарищ по команде Феттель на 40-м круге попытался сделать пас, что закончилось столкновением двух Red Bulls ; Феттель сошел с дистанции, а Уэббер восстановился и финишировал третьим после будущего победителя гонки Льюиса Хэмилтона и Дженсона Баттона. Хэмилтон повторит подвиг Уэббера, одержавший подряд победы, заняв первое место в Канаде .
В середине сезона разногласия начались на Гран-при Европы в Валенсии из-за спорного решения о машине безопасности. Марк Уэббер столкнулся с Хейкки Ковалайненом на самой быстрой точке трассы, в результате столкновения Уэббер разрушил переднее крыло и отправил Уэббера в сальто. Автомобиль безопасности был немедленно задействован, присоединившись к трассе позади лидера гонки Феттеля, но опередив Хэмилтона, занявшего тогда второе место, и Ferrari Алонсо и Фелипе Массы . Хэмилтон обогнал машину безопасности, когда она выезжала с пит-лейна, но после того, как она пересекла линию управления машиной безопасности. Стюардам гонки потребовалось двадцать минут, чтобы вынести вердикт о нарушении, и хотя Хэмилтону был назначен штраф за проезд за свои действия, это не имело большого эффекта, поскольку он уже был достаточно далеко от остальной части поля.
Гран -при Великобритании ознаменовал середину сезона и стал свидетелем дальнейшей напряженности внутри Red Bull. Руководитель команды Кристиан Хорнер снял новое переднее антикрыло команды с машины Уэббера и установил его на машину Феттеля для квалификации и гонки после того, как крыло немецкого пилота было повреждено на последней тренировке. Уэббер выиграл гонку, обойдя Феттеля со второго старта, который затем на первом круге получил прокол и был вынужден выйти на пит-стоп. [ 142 ]
На Гран-при Германии Ferrari вернулась в форму: Алонсо и Масса были самыми быстрыми по ходу гоночной встречи. В годовщину аварии Фелипе Масса лидировал большую часть гонки, прежде чем сообщение из бокса Феррари оказалось закодированной инструкцией, приказывающей Массе отодвинуться и пропустить Алонсо, что дало Алонсо семь дополнительных очков чемпионата мира за его окончательную победу. Ferrari была оштрафована на 100 000 долларов США за использование приказов команды с целью умышленного изменения результата гонки, а также подверглась дальнейшим санкциям на заседании Всемирного совета автоспорта FIA в сентябре, где им предъявлены обвинения в нанесении ущерба репутации этого вида спорта, несмотря на слушания. в конечном итоге оправдал Феррари за отсутствием доказательств.
Финишировав шестым в Германии, Уэббер снова выиграл в Венгрии после того, как Феттель нарушил малоизвестное правило использования машины безопасности и получил штраф за проезд, который понизил его до третьего места, а Льюис Хэмилтон выиграл мокрый Гран-при Бельгии у Марка Уэббера и Роберта Кубицы . Феттель попал в столкновение с Баттоном, в результате которого был выбит действующий чемпион мира, в то время как Феттель получил второй штраф за проезд за такое же количество гонок. Фернандо Алонсо сошел с дистанции после ошибки на мокрой дороге. Европейский сезон завершился в Италии , где Алонсо одержал свою третью победу в сезоне и добавил к своему счету четвертую победу – и свой первый турнир Большого шлема – в Сингапуре .
Red Bull подтвердили свое доминирование в Японии : Феттель уверенно одержал победу над Уэббером, а Алонсо занял третье место. Они были готовы продолжить свое выступление на Гран-при Кореи , отложенном из-за дождя , но ранняя авария выбила Уэббера, а поздний отказ двигателя у Феттеля принес победу Алонсо. Нико Хюлькенберг завоевал свою первую поул-позицию за Williams с преимуществом более чем на секунду в меняющихся условиях в Бразилии , но Red Bull в четвертый раз финишировал со счетом 1–2 в сезоне, набрав достаточно очков, чтобы быть объявленным чемпионом мира среди конструкторов всего за шестой раз. год соревнований.
За неделю до финальной гонки сезона Red Bull повторили свое намерение не использовать командные приказы, решение, за которое их широко критиковали, поскольку, позволив Марку Уэбберу финишировать впереди Себастьяна Феттеля, это означало бы, что он отставал от Фернандо Алонсо всего на на одно очко впереди гонки в Абу-Даби. Тем не менее, австралиец изо всех сил пытался набрать скорость на протяжении всего уик-энда, квалифицируясь позади Алонсо и не имея возможности обойти пилота Ferrari на протяжении большей части гонки. Как и Уэббер, Алонсо в своей стратегии шин выбрал ранний пит-стоп, но оказался позади российского новичка Виталия Петрова . Принимая во внимание впереди идущие машины, которые еще не остановились, это означало, что Алонсо будет бежать шестым на трассе, тогда как ему нужно финишировать четвертым, чтобы завоевать титул.
Дженсон Баттон из McLaren лидировал в гонке, когда Себастьян Феттель, чемпион мира 2009 года, пытался увеличить свое преимущество настолько, чтобы избежать дорогостоящей встречи с Робертом Кубицей после того, как Льюис Хэмилтон оказался позади пилота Renault; прохождение Кубицы дало бы ему шанс догнать Феттеля, который снова лидировал, когда Баттон вышел из ямы. Баттону требовалось преимущество в двадцать две секунды, чтобы вернуться на трассу впереди Кубицы и Хэмилтона, но Кубица смог сравниться с ним по времени круга, и McLaren были вынуждены выставить Баттона, который вернулся четвертым после своего товарища по команде, став третьим, когда Кубица вышел на пит-стоп. В то время как Кубица должен был вернуться где-то позади Марка Уэббера, Виталий Петров настолько удерживал Уэббера и Алонсо, что, когда Кубица завершил свою остановку, он вышел на трассу впереди них, добавив свое имя в список гонщиков, которых Алонсо должен был обогнать, чтобы обогнать их. выиграть чемпионат мира. Себастьян Феттель выиграл гонку, а McLarens заняли второе и третье места. Алонсо не смог обойти Петрова и поэтому финишировал седьмым, отдав титул Феттелю с преимуществом в четыре очка. В Абу-Даби Себастьян Феттель впервые возглавил чемпионат мира 2010 года. [ 143 ] Лишь дважды в истории Формулы-1 чемпион мира среди пилотов лидировал в чемпионате только в последней гонке: в 1964 и 1976 годах .
Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]Гран-при
[ редактировать ]Система подсчета очков
[ редактировать ]Очки были вручены 10 лучшим классифицированным финишерам. [ 145 ]
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место | 7-е место | 8-е место | 9-е | 10-е место |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Очки | 25 | 18 | 15 | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 | 2 | 1 |
Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей
[ редактировать ]
|
|
Примечания:
- † – Пилоты не финишировали в Гран-при, но были классифицированы, поскольку преодолели более 90% дистанции гонки.
Турнирная таблица чемпионата мира среди конструкторов
[ редактировать ]
|
|
Примечания:
- † – Пилоты не финишировали в Гран-при, но были классифицированы, поскольку преодолели более 90% дистанции гонки.
- В официальных результатах чемпионата конструкторов FIA среди конструкторов указаны Red Bull Racing, Vodafone McLaren Mercedes, Scuderia Ferrari Marlboro и т. д. [ 146 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перестановки титулов – кто и что должен делать, чтобы стать чемпионом?» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 13 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2010 г. . Проверено 27 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ноубл, Джонатан (23 декабря 2009 г.). «Шумахер возвращается в Формулу-1» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 26 декабря 2009 года . Проверено 23 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Предварительный календарь на 2010 год показывает 19 гонок» . fia.com . Международная автомобильная федерация . 21 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 15 декабря 2010 года . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Чемпионат мира Формулы-1 FIA – Заявочный список» . fia.com . Международная автомобильная федерация . 3 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 2 марта 2012 г. Проверено 31 января 2014 г.
- ^ «Vodafone McLaren Mercedes подписывает многолетний контракт с действующим чемпионом мира Дженсоном Баттоном» . mclaren.com . Водафон Макларен Мерседес . 18 ноября 2009 года. Архивировано из оригинала 20 ноября 2009 года . Проверено 18 ноября 2009 г.
- ^ «McLaren продлевает контракт Хэмилтона» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . 18 января 2008 года . Проверено 17 марта 2009 г.
- ^ Инглиш, Стивен (20 января 2010 г.). «Шумахер забирает третий номер у Росберга» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 23 января 2010 года . Проверено 20 января 2010 г.
- ^ Бир, Мэтт (23 июля 2009 г.). «Red Bull сохранит Уэббера на 2010 год» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 25 июля 2009 г.
- ^ «Масса продлевает контракт с Ferrari до 2010 года» . Манипе F1. 16 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 11 февраля 2009 г. Проверено 20 мая 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Состав пилотов Williams на 2010 год» . УильямсФ1. 2 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 5 ноября 2009 г. . Проверено 2 ноября 2009 г.
- ^ «Кубица присоединится к Renault в 2010 году» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . 7 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 10 октября 2009 г. . Проверено 7 октября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Элизальде, Пабло (31 января 2010 г.). «Renault представляет R30, — подтверждает Петров» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 3 февраля 2010 года . Проверено 31 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Элизальде, Пабло (27 ноября 2009 г.). «Сутил и Льюцци подтверждены в Force India» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 30 ноября 2009 года . Проверено 27 ноября 2009 г.
- ^ «Буэми останется в Toro Rosso» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . 9 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2009 г. . Проверено 9 ноября 2009 г.
- ^ Элизальде, Пабло (22 января 2010 г.). «Альгерсуари подтвержден в Toro Rosso» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 25 января 2010 года . Проверено 22 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Трулли подтвердил Ковалайнен в Lotus» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . 14 декабря 2009 года . Проверено 14 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ноубл, Джонатан (4 марта 2010 г.). «Чандхок объявлен водителем HRT» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 4 марта 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Коллантайн, Кейт (24 сентября 2010 г.). «Клин занимает место Ямамото в HRT» . F1 Фанатик . Кейт Коллантайн. Архивировано из оригинала 25 сентября 2010 года . Проверено 24 сентября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Элизальде, Пабло (16 июля 2010 г.). «Ямамото заменяет Чандока в HRT» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 18 июля 2010 года . Проверено 16 июля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Благородный, Джонатан; Бир, Мэтт (8 июля 2010 г.). «Ямамото заменит Сенну в Британии» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 10 июля 2010 года . Проверено 8 июля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ноубл, Джонатан (31 октября 2009 г.). «Кампос имел честь предоставить Сенне место в Формуле-1» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 3 ноября 2009 года . Проверено 31 октября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Купер, Адам (14 сентября 2010 г.). «Sauber подтверждает приход Хайдфельда и уход де ла Розы» . Блог Адама Купера о Формуле-1 . Адам Купер. Архивировано из оригинала 17 сентября 2010 года . Проверено 14 сентября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Команда Sauber F1 набирает японца Камуи Кобаяши» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . 16 декабря 2009 года. Архивировано из оригинала 18 декабря 2009 года . Проверено 16 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Глок возглавит новую команду Manor F1» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . 17 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2009 г. . Проверено 17 ноября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ноубл, Джонатан (15 декабря 2009 г.). «Ди Грасси станет партнером Glock в Virgin» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 18 декабря 2009 года . Проверено 15 декабря 2009 г.
- ^ Гудлад, Фил (2 февраля 2010 г.). «Поль ди Реста станет тест-пилотом Force India» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . Архивировано из оригинала 5 февраля 2010 года . Проверено 2 февраля 2010 г.
- ^ Бир, Мэтт (5 мая 2010 г.). «Клин получает резервное место в Hispania» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 8 мая 2010 года . Проверено 5 мая 2010 г.
- ^ Бир, Мэтт (17 апреля 2010 г.). «Ямамото получает контракт на тестирование Hispania» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 20 апреля 2010 года . Проверено 17 апреля 2010 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (11 сентября 2010 г.). «Virgin намерена сохранить Глока ди Грасси» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 13 сентября 2010 года . Проверено 11 сентября 2010 г.
- ^ «Пятнадцать команд подали заявки на участие в Формуле-1» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . 12 июня 2009 года . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Стро, Эдд (28 мая 2009 г.). «FOTA согласовала план помощи новым командам» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 30 мая 2009 года . Проверено 29 мая 2009 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (12 июня 2009 г.). «FIA объявляет список участников Формулы-1 2010 года» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 15 июня 2009 года . Проверено 12 июня 2009 г.
- ^ «Lotus подтвердил, поскольку FIA настаивает на участии 14 команд в 2010 году» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 15 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 20 сентября 2009 года . Проверено 15 сентября 2009 г.
- ^ Бир, Мэтт (30 ноября 2009 г.). «Поместье будет участвовать в гонках под титулом Virgin Racing» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 3 декабря 2009 года . Проверено 1 декабря 2009 г.
- ^ «Новички Кампоса переименованы в команду Hispania Racing F1» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . 3 марта 2010 г. Проверено 3 марта 2010 г.
- ^ Благородный, Джонатан; Ренкен, Дитер (2 марта 2010 г.). «Команда США F1 прекращает работу» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 4 марта 2010 года . Проверено 2 марта 2010 г.
- ^ Элизальде, Пабло (3 июня 2009 г.). «Эпсилон подтверждает попытку участия в Формуле-1 2010 года» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 6 июня 2009 года . Проверено 4 июня 2009 г.
- ^ «Prodrive подтверждает заявку на участие в 2010 году» . itv.com . ИТВ Спорт . 29 мая 2009 года. Архивировано из оригинала 24 июля 2009 года . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Инглиш, Стивен (3 июня 2009 г.). «N.Technology подает заявку F1» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 6 июня 2009 года . Проверено 3 июня 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кьярелли, Саймон (3 июня 2009 г.). «Формула-1: Марч и Брэбэм подали заявки на 2010 год» . Моторный репортаж . Компания Motor Report Pty. Ltd. Проверено 4 июня 2009 г.
- ^ Элизальде, Пабло (29 мая 2009 г.). «Лола подтверждает участие в Формуле-1 2010 года» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 30 мая 2009 года . Проверено 29 мая 2009 г.
- ^ «Заявка Prodrive на место в Формуле 1» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . 29 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2009 г. . Проверено 4 июня 2009 г.
- ^ Стрэнг, Саймон (31 мая 2009 г.). «Вурц собирается привести Superfund в Формулу-1» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 5 июня 2009 года . Проверено 31 мая 2009 г.
- ^ Журнал Autosport, 18 июня 2009 г., стр. 13.
- ^ Ноубл, Джонатан (20 мая 2009 г.). «Пять новых команд подали заявки на участие в Формуле-1» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 23 мая 2009 года . Проверено 16 июня 2009 г.
- ^ Коллинз, Сэм (5 августа 2009 г.). «Эксклюзив: владелец Гран-при Стефана высказывается по поводу выбора в Формуле-1» . Racecar-engineering.com . ИПЦ Медиа . Архивировано из оригинала 30 ноября 2009 года . Проверено 3 декабря 2009 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (22 февраля 2010 г.). «Гран-при Стефана отменяет тест в Портимао» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 24 февраля 2010 года . Проверено 22 февраля 2010 г.
- ^ «Новой команде Stefan GP отклонили заявку на участие в Формуле 1» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . 4 марта 2010 г. Проверено 4 марта 2010 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (29 июля 2009 г.). «BMW покинет Формулу-1 в конце 2009 года» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 29 июля 2009 г.
- ^ Элизальде, Пабло (15 сентября 2009 г.). «BMW находит покупателя для команды Формулы-1» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 15 сентября 2009 г.
- ^ Элизальде, Пабло (27 ноября 2009 г.). «BMW продает команду Формулы-1 обратно Питеру Зауберу» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 30 ноября 2009 года . Проверено 27 ноября 2009 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (3 декабря 2009 г.). «Sauber получает место в Формуле-1 2010 года» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 6 декабря 2009 года . Проверено 3 декабря 2009 г.
- ^ Пиво, Мэтт; Ноубл, Джонатан (24 сентября 2009 г.). «Тайссен подтверждает сделку по производству двигателей Ferrari» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 24 сентября 2009 г.
- ^ «Продажа команды Toyota не вариант» . InfinityDomain.co.uk . Бесконечный домен. 6 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 19 августа 2011 г. Проверено 7 января 2010 г.
- ^ Пиво, Мэтт; Ноубл, Джонатан (9 ноября 2009 г.). «STR надеется на первую машину, не принадлежащую Red Bull» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 12 ноября 2009 года . Проверено 9 ноября 2009 г.
- ^ «Mercedes поглощает Brawn» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . 16 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 19 ноября 2009 г. . Проверено 16 ноября 2009 г.
- ^ «Mercedes GP подписывает соглашение с Petronas» . f1technical.net . F1 Технический. 21 декабря 2009 года . Проверено 27 декабря 2009 г.
- ^ Бенсон, Эндрю (16 декабря 2009 г.). «Renault будет выступать в Формуле 1 после продажи своей команды» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . Архивировано из оригинала 17 декабря 2009 года . Проверено 16 декабря 2009 г.
- ^ Бенсон, Эндрю (30 сентября 2009 г.). «Феррари подтверждает захват Алонсо» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . Архивировано из оригинала 12 марта 2012 года . Проверено 1 ноября 2009 г.
- ^ «Mercedes-Benz приобретает команду Brawn GP» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 16 ноября 2009 года. Архивировано из оригинала 8 января 2010 года . Проверено 21 декабря 2009 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (3 сентября 2009 г.). «Физикелла: Ferrari — моя мечта» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 3 сентября 2009 г.
- ^ Инглиш, Стивен (1 февраля 2010 г.). «Физикелла записывается на серию Ле-Ман» . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 3 февраля 2010 года . Проверено 1 февраля 2010 г.
- ^ Элизальде, Пабло; Ренкен, Дитер (19 февраля 2010 г.). «Штефан GP зажигает машину Формулы 1» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 19 февраля 2010 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (18 ноября 2009 г.). «Райкконен возьмет творческий отпуск в 2010 году» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 20 ноября 2009 года . Проверено 18 ноября 2009 г.
- ^ Бир, Мэтт (4 декабря 2009 г.). «Райкконен присоединяется к WRC вместе с Citroen» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 5 января 2010 года . Проверено 4 декабря 2009 г.
- ^ «Педро де ла Роса будет выступать за команду BMW Sauber F1» . Гоночная машина . Racecar New Media Services Ltd. 20 января 2010 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2011 г. . Проверено 18 июня 2011 г.
- ^ Коллантайн, Кейт (9 июля 2010 г.). «Сенна вернется на ЗГТ в Германию» . F1 Фанатик . Кейт Коллантайн. Архивировано из оригинала 11 июля 2010 года . Проверено 10 июля 2010 г.
- ^ Элизальде, Пабло (17 августа 2010 г.). «Хайдфельд выпущен Mercedes GP» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 20 августа 2010 года . Проверено 18 августа 2010 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (16 сентября 2010 г.). «Грожан будет тестировать Pirelli в Монце» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 19 сентября 2010 года . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ Хэй-Николлс, Адам (30 сентября 2010 г.). «Нет денег – нет драйва» . ЭСПН Ф1 . ЭСПН . Архивировано из оригинала 4 октября 2010 года . Проверено 7 октября 2010 г.
- ^ Бир, Мэтт (24 сентября 2010 г.). «Клин заменяет Ямамото» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 27 сентября 2010 года . Проверено 24 сентября 2010 г.
- ^ Коллантайн, Кейт (4 ноября 2010 г.). «Клин снова занимает место Ямамото в HRT» . F1 Фанатик . Кейт Коллантайн. Архивировано из оригинала 7 ноября 2010 года . Проверено 5 ноября 2010 г.
- ^ «Всемирный совет автоспорта, 21.10.2009» . fia.com . Международная автомобильная федерация . 21 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 24 октября 2009 года . Проверено 21 октября 2009 г.
- ^ «Всемирный совет автоспорта, 12.11.2009» . fia.com . Международная автомобильная федерация . 11 декабря 2009 года. Архивировано из оригинала 14 декабря 2009 года . Проверено 11 декабря 2009 г.
- ^ «Календарь Формулы-1 2010» . Статистика автоспорта . Проверено 2 апреля 2022 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (25 января 2010 г.). «Бахрейн представляет макет новостей о гонке Формулы-1» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 28 января 2010 года . Проверено 27 января 2010 г.
- ^ Элизальде, Пабло (16 августа 2010 г.). «Бахрейн возвращается к старой планировке 2011 года» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 18 августа 2010 года . Проверено 1 сентября 2010 г.
- ^ «Донингтон получает Гран-при Великобритании с 2010 года» . itv.com . ИТВ Спорт . 4 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 4 июля 2008 г. Проверено 4 июля 2008 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (23 октября 2009 г.). «Донингтон признает, что план облигаций провалился» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 26 октября 2009 года . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ Элизальде, Пабло (7 декабря 2009 г.). «Сильверстоун обеспечивает Гран-при Великобритании с 2010 года» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 12 декабря 2009 года . Проверено 7 декабря 2009 г.
- ^ Бир, Мэтт (11 февраля 2010 г.). «Сильверстоун будет использовать новую трассу на Гран-при 2010 года» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 11 февраля 2010 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (27 ноября 2009 г.). «Канада подтверждает возвращение Формулы-1 в 2010 году» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 30 ноября 2009 года . Проверено 27 ноября 2009 г.
- ^ Кэри, Том (7 июля 2009 г.). «Гран-при Японии в опасности из-за кредитного кризиса в Формуле-1» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 7 июля 2009 г.
- ^ «Сузука проведет следующие три Гран-при Японии» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . 23 августа 2009 года . Проверено 23 августа 2009 г.
- ^ «Гран-при Кореи получил добро от FIA» . autosport.com . 12 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 15 октября 2010 г. Проверено 12 октября 2010 г.
- ^ Элизальде, Пабло (30 апреля 2009 г.). «Запрет на заправку подтвержден на следующий сезон» . autosport.com (требуется регистрация) . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 3 мая 2009 года . Проверено 30 апреля 2009 г.
- ^ «Заправки запретят с 2010 года» . ИТВ Ф1 . ИТВ Спорт ; ИТВ . 12 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2009 г. Проверено 19 июля 2010 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (26 июня 2009 г.). «Запрет на заправку в сезоне 2010 года все еще действует» . autosport.com (требуется регистрация) . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 29 июня 2009 года . Проверено 26 июня 2009 г.
- ^ «Сравнение Ferrari F60/F10 накладных расходов» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 8 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 11 февраля 2010 г. Проверено 19 февраля 2010 г.
- ^ Стро, Эдд (30 апреля 2009 г.). «FIA подтверждает ограничение бюджета на 2010 год в размере 40 миллионов фунтов стерлингов» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 2 мая 2009 года . Проверено 30 апреля 2009 г.
- ^ Стро, Эдд (30 апреля 2009 г.). «Новые команды получат финансовую поддержку» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 3 мая 2009 года . Проверено 30 апреля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Коллантайн, Кейт (12 февраля 2010 г.). «Опубликованы правила Формулы-1 2010 года: FIA меняет штрафы после гонки и топливные декларации» . F1 Фанатик . Кейт Коллантайн. Архивировано из оригинала 14 февраля 2010 года . Проверено 16 февраля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Команды подробно рассказывают о «документе по регулированию затрат» » . Motorsport.com . ГММ. 24 июля 2009 года . Проверено 18 июня 2011 г.
- ^ Элизальде, Пабло (30 апреля 2009 г.). «ФИА увеличивает минимальный вес автомобиля» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 3 мая 2009 года . Проверено 30 апреля 2009 г.
- ^ Стрэнг, Саймон (19 августа 2009 г.). «Изменения в правилах квалификации 2010 года» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 20 августа 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Комиссия FIA Формулы-1 (2 февраля 2010 г.). «Пресс-релиз Комиссии Формулы-1 FIA от 02.02.2010» . fia.com . Международная автомобильная федерация . Архивировано из оригинала 5 февраля 2010 года . Проверено 30 марта 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Превью сезона 2010 года. Часть первая» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 5 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 24 марта 2010 г. . Проверено 6 марта 2010 г.
- ^ Стро, Эдд (11 декабря 2009 г.). «Бывшие гонщики Формулы-1 войдут в состав стюардов» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 14 декабря 2009 года . Проверено 12 декабря 2009 г.
- ^ Бир, Мэтт (16 декабря 2009 г.). «Запасные водители для прохождения тестовых дней» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 16 декабря 2009 г.
- ^ Спортивный регламент Формулы-1 2010 г. - опубликован 23 июня 2010 г. Проверено 22 ноября 2010 г.
- ^ Бернштейн, Вив (19 февраля 2010 г.). «Команда США изо всех сил пытается достичь стартовой линии» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 25 февраля 2010 года . Проверено 20 февраля 2010 г.
- ^ «Спортивный регламент Формулы-1 2010 года» (PDF) . fia.com . Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ Аллен, Джеймс (25 марта 2010 г.). «Закрытый парк FIA опирается на технологии камер Big Brother» . Джеймс Аллен на Формуле 1 . Джеймс Аллен . Архивировано из оригинала 28 марта 2010 года . Проверено 25 марта 2010 г.
- ^ Пиво, Мэтт; Ноубл, Джонатан (1 апреля 2010 г.). «Навесные зеркала запретят» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 4 апреля 2010 года . Проверено 1 апреля 2010 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (21 июня 2010 г.). «Bridgestone увеличивает дефицит шин» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 24 июня 2010 года . Проверено 21 июня 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Всемирный совет автоспорта: 23.06.2010» . fia.com . Международная автомобильная федерация . 23 июня 2010 года. Архивировано из оригинала 26 июня 2010 года . Проверено 23 июня 2010 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (15 июля 2010 г.). «Команды Формулы-1 согласились изменить правила тестирования» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 18 июля 2010 года . Проверено 15 июля 2010 г.
- ^ «Пересмотренный тест на изгиб переднего крыла» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 29 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 1 сентября 2010 года . Проверено 1 сентября 2010 г.
- ^ «Пересмотренный тест на гибкость пола» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 29 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 1 сентября 2010 года . Проверено 1 сентября 2010 г.
- ^ «Mercedes представляет новый автомобиль безопасности с крылом чайки» . ЭСПН Ф1 . ЭСПН . 26 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 28 февраля 2010 года . Проверено 26 февраля 2010 г.
- ^ «Mercedes-AMG GT S: новый автомобиль безопасности Бернда Майлендерса» . 9 марта 2015 года . Проверено 3 апреля 2015 г.
- ^ «Mercedes представляет новые безопасные и медицинские автомобили 2015 года» . Гонщик . Публикации Хеймаркет . 6 марта 2015 года. Архивировано из оригинала 4 апреля 2015 года . Проверено 2 апреля 2015 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (8 июля 2010 г.). «Изменены процедуры обеспечения безопасности автомобиля» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 11 июля 2010 года . Проверено 8 июля 2010 г.
- ^ «CP24-Court отклоняет предложение Ferrari прекратить ограничение бюджета Формулы-1 – Новости CTV, шоу и спорт – Канадское телевидение» . Телевизионная сеть СТВ . CTVglobemedia . 20 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 20 января 2012 г. . Проверено 11 марта 2010 г.
- ^ Кэри, Том (14 мая 2009 г.). «Берни Экклстоун уверен в сделке по поводу ограничения бюджета Формулы-1 – Telegraph» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 11 марта 2010 г.
- ^ «BMW покинет Формулу-1 в конце сезона» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . 29 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 29 июля 2009 года . Проверено 29 июля 2009 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (24 мая 2009 г.). «Команды требуют, чтобы FIA отказалась от правил 2010 года» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 23 июля 2009 г.
- ^ «Уильямс отстранен от участия в FOTA» . SpeedTV.com . Скорость . 27 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 30 июня 2009 г. . Проверено 15 февраля 2010 г.
- ^ «Форс Индия дисквалифицирована Фотой» . Телеграф . Калькутта : Издательство Ананда . 9 июня 2009 года. Архивировано из оригинала 12 июня 2009 года . Проверено 15 февраля 2010 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (12 июня 2009 г.). «FIA объявляет список участников Формулы-1 2010 года» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 15 июня 2009 года . Проверено 23 июля 2009 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (18 июня 2009 г.). «Команды FOTA запускают отрывную серию» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 21 июня 2009 года . Проверено 23 июля 2009 г.
- ^ Инглиш, Стивен (24 июня 2009 г.). «Мосли: В Формуле 1 достигнут мир» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 27 июня 2009 года . Проверено 23 июля 2009 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (8 июля 2009 г.). «FOTA заявляет, что FIA ставит Формулу 1 под угрозу» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 23 июля 2009 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (9 июля 2009 г.). «FOTA продвигается вперед с отрывом» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 23 июля 2009 г.
- ^ Бир, Мэтт (1 августа 2009 г.). «Наконец-то подписано Новое Соглашение Согласия» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 1 августа 2009 г.
- ^ Коллантайн, Кейт (5 января 2010 г.). «Подтверждены даты испытаний Формулы-1 2010» . F1 Фанатик . Кейт Коллантайн. Архивировано из оригинала 7 января 2010 года . Проверено 5 января 2010 г.
- ^ Инглиш, Стивен (27 января 2010 г.). «Кампос может пропустить все испытания» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 30 января 2010 года . Проверено 27 января 2010 г.
- ^ «Андерсон: USF1 может пропустить до четырех гонок» . PlanetF1.com . 365 Медиа Группа. 20 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 23 февраля 2010 года . Проверено 20 февраля 2010 г.
- ^ «Валенсия, день первый – Масса лидирует за Ferrari» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 1 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 10 февраля 2010 года . Проверено 18 февраля 2010 г.
- ^ «Валенсия, день второй – Масса остается самым быстрым в Испании» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 2 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 12 февраля 2010 г. Проверено 18 февраля 2010 г.
- ^ «Валенсия, день третий – Ferrari остается на вершине, а Алонсо дебютирует» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 3 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 12 февраля 2010 года . Проверено 18 февраля 2010 г.
- ^ Инглиш, Стивен (11 февраля 2010 г.). «Нехватка запчастей останавливает испытания Virgin» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 18 февраля 2010 г.
- ^ «Четвертый день в Хересе – Хэмилтон и Макларен заканчивают на высоком уровне» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 13 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 24 марта 2010 года . Проверено 18 февраля 2010 г.
- ^ «Колонка сплетен о Формуле-1 в четверг» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . 18 февраля 2010 года . Проверено 18 февраля 2010 г.
- ^ «внезапный ливень... <Кадры действия>» . ИТВ Ф1 . ИТВ Спорт . 17 февраля 2010 г. Проверено 18 февраля 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Элизальде, Пабло (12 февраля 2010 г.). «Lotus представляет в Лондоне автомобиль 2010 года» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 12 февраля 2010 г.
- ^ «Третий день в Хересе – преимущество Уэббера и Red Bull в Испании» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 19 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2010 года . Проверено 21 февраля 2010 г.
- ^ «Четвертый день в Хересе – Баттон завершил тест на вершине» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 20 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2010 года . Проверено 20 февраля 2010 г.
- ^ «Первый день «Барселоны» – Уэббер устанавливает стандарты» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 25 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 17 марта 2010 года . Проверено 27 февраля 2010 г.
- ^ «Третий день в Барселоне – Росберг лидирует в Mercedes GP» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 27 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 24 марта 2010 года . Проверено 27 февраля 2010 г.
- ^ «Четвертый день в Барселоне – в последний день отвечает Хэмилтон» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 28 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 2 марта 2010 г. Проверено 28 февраля 2010 г.
- ^ Лителл, Фил (12 июля 2010 г.). «Гражданская война Red Bull играет на руку Баттону и Хэмилтону в McLaren» . Спортинго . Архивировано из оригинала 31 декабря 2010 года . Проверено 20 ноября 2010 г.
- ^ «Феттель завоевал титул чемпиона мира в Формуле-1 после триумфа в Абу-Даби» . Си-Эн-Эн Интернэшнл . CNN . 15 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 18 ноября 2010 года . Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ «Итоги Формулы-1 2010» . Статистика автоспорта . Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ Джонс, Брюс (2011). Гран-при 2011: Официальный спортивный гид ITV . Лондон, Англия: Carlton Books. п. 108. ИСБН 978-1-84732-728-4 – через Интернет-архив .
- ^ Перейти обратно: а б с «Гид сезона 2010» . 15 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Чемпионат мира Формулы-1 2010 г. - итоги чемпионата за год на DriverDB.com
- Официальный сайт Формулы-1.
- Официальный сайт Международной автомобильной федерации.
- Спортивный регламент Формулы-1, 23 июня 2010 г., argent.fia.com, архивировано на web.archive.org.
- Технический регламент Формулы-1, 23 июня 2010 г., argent.fia.com, архивировано на web.archive.org.
- Руководство сезона чемпионата мира Формулы-1 2010 года, fia.com, заархивировано на web.archive.org.
- Классификация чемпионата мира Формулы-1 2010 года, fia.com, заархивировано на web.archive.org.