Видение мечты
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2013 г. ) |

Видение во сне или visio — это литературный прием, в котором сон или видение рассказывается как раскрывающее знание или истину, которая недоступна сновидцу или мечтателю в обычном состоянии бодрствования. Хотя сны случаются часто на протяжении всей истории литературы, визионерская литература как жанр внезапно начала процветать и особенно характерна для раннесредневековой Европы . [ 1 ] Как в древней, так и в средневековой форме, видение во сне часто считается божественным. Жанр возродился в эпоху романтизма , когда сны рассматривались как творческие ворота к творческим возможностям, выходящим за рамки рациональных расчетов. [ 2 ]
Этот жанр обычно следует структуре, согласно которой рассказчик рассказывает о своем опыте засыпания, сновидений и бодрствования, причем история часто представляет собой аллегорию . Сон, составляющий тему стихотворения, вызван событиями из жизни наяву, о которых говорится в начале стихотворения. «Видение» решает эти проблемы наяву через возможности воображаемых пейзажей, предлагаемых состоянием сна. В ходе сна рассказчику, часто с помощью гида, предлагаются перспективы, которые обеспечивают потенциальное решение его проблем наяву. Стихотворение заканчивается тем, что рассказчик просыпается, решив записать сон, создавая таким образом стихотворение. Условное обозначение сновидений широко использовалось в европейской , древнерусской , средневековой латинской , мусульманской , гностической , еврейской и других литературах.
Видения в средневековой европейской литературе
[ редактировать ]В книге «Средневековые латинские видения» российский филолог Борис Ярхо исследует жанр сновидений, определяя его с точки зрения формы и содержания. К формальным сторонам жанра исследователь относит, во-первых, дидактику самого жанра видений, который должен открыть читателю некоторые истины; во-вторых, наличие образа « ясновидящего » (или визионера), имеющего две функции: «он должен воспринять содержание видения чисто духовно» и «должен связать содержание видения с чувственными образами». [ 3 ] В-третьих, к формальным аспектам относятся психофизиологические явления , то есть ситуация и обстоятельства видения: заторможенность , галлюцинации и сновидения .
Содержание жанра видений основано на описании картин загробного мира , призраков и явлений потусторонних сил , а также эсхатологии . Кроме того, средневековые видения могут быть наполнены и актуальным содержанием, примыкающим к «вечному», то есть загробному, потустороннему: в видения могут проникать социально-политические контексты и т. д.
Ярхо обращает внимание на внутреннюю структуру видений, выделяя два типа — «одновершинные» видения и «многовершинные» (эсхатологические) видения. Структура второго типа видения может быть «архаичной», «классической» или «сложно систематизированной». [ 3 ]
О генезисе средневековых видений Розалия Шор пишет в «Литературной энциклопедии» (1929-1939):
До XII века все видения записывались на латыни , с XII века существуют переводные, а с XIII — оригинальные видения на народных языках. Наиболее полная форма видений представлена в латинской поэзии духовенства: этот жанр тесно связан с канонической и апокрифической религиозной литературой и близок церковной проповеди.
Вершиной жанра средневекового видения считается » Данте « Божественная комедия , которую можно назвать развернутым видением, исходя из ее сюжетно-композиционных особенностей. [ 4 ]
Деформация жанра видений
[ редактировать ]В ходе эволюционного развития жанр видений в европейской литературе претерпевает закономерные исторические изменения: видения начинают использоваться авторами как средство передачи сатирического содержания, для написания памфлетов на злободневные обстоятельства. Как отмечает Р.О. Шор,
начиная с Х века форма и содержание видений вызывали протест, зачастую со стороны рассекреченных слоев самого духовенства (бедных священнослужителей и школьников-голиардов ). Все это приводит к периодическим видениям. С другой стороны, форму видений перенимает куртуазно-рыцарская поэзия в народных языках: видения здесь приобретают новое содержание, становясь обрамлением любовно-дидактической аллегории — такой, как, например, «Fabliau dou dieu d'amour». (История Бога любви), «Venus la déesse d'amors» ( Венера — богиня любви) и, наконец, — энциклопедия куртуазной любви — знаменитый « Роман о Розе ». Гийома де Лорриса . [ 5 ]
Видения в древнерусской литературе
[ редактировать ]Жанр видений был одним из типичных жанров древнерусской литературы, кроме того, отдельные его элементы могли проникать в структуру других жанров древнерусского произведения. Например, особенности жанра видений Николай Прокофьев обнаружил в рассказах, прогулках, житиях, приметах и многих других источниках. [ 6 ]
Композиция традиционного древнерусского видения такова: сюжет начинается с молитвы, предваряющей психофизиологические состояния, сопровождающиеся видениями. Затем герой видит потусторонние силы, которые, явив визионеру « откровение », решают какой-то вопрос. Описан страх ясновидящего, после чего раскрывается смысл самого «откровения». В заключение те же самые силы призывают провидца проповедовать то, что он видел.
Характер образов в древнерусских видениях двоякий: это могут быть как персонажи христианской мифологии , не нуждающиеся в толковании, так и символические или аллегорические образы живой природы (восходящие к древнерусским языческим верованиям). Исследуя генезис видений, Николай Прокофьев возводит их к жанру сновидений , очень популярному в древности. [ 6 ]
Героями древнерусского эпоса часто являются боги , и это явление обычно дается во сне . [ 6 ]
Некоторые исследователи приходят к выводу, что жанр видений постепенно исчезает из литературы после петровской эпохи . Русский писатель Александр Пигин, который в своей книге «Видения потустороннего мира в русских рукописных книгах» приводит целый корпус текстов, свидетельствующих о том, что жанр видений в русской рукописной традиции не умирает в XIX—XX веках, а также обращает внимание на незнание жанра. [ 7 ] Определяя предмет древнерусских видений, он говорит о «малой эсхатологии », т. е. учении о посмертной судьбе человеческой души, и о «большой эсхатологии» — учении о конце света :
Предметом видений является «малая» (или «частная») эсхатология , поскольку весь интерес в них сосредоточен на посмертной судьбе личности. [ 7 ]
Пигин указывает, что видения как жанр имеют корни в архаичных анимистических представлениях, а представления о «потустороннем мире» встречаются у всех народов.
Авторы и работы
[ редактировать ]латинский
[ редактировать ]Древний римлянин
[ редактировать ]
- Августин Гиппопотамский , Солилоквия
- Боэций , Об утешении философии.
- Цицерон , Сон Сципиона
- Макробий , Комментарий к сну Цицерона о Сципионе.
Средневековая латынь
[ редактировать ]- Джон Гауэр , Vox Clamantis. Первая книга представляет собой отчет о крестьянском восстании.
- Ален де Лилль , О плаче природы
- Брат Маркус, Визио Тнугдали («Видение Тундейла»)
Французский
[ редактировать ]
- Гийом де Лоррис и Жан де Мён , Роман де ла Роза , также переведенный на среднеанглийский Джеффри Чосером
- Мари де Франс , Легенда о чистилище святого Патрика
- Le Chemin de Povreté et de Richesse , стихотворение-мечта XIV века, включенное в Le Ménagier de Paris.
- Исследование «Долгий путь» , Кристина де Пизан.
ирландский
[ редактировать ]- См. также Айслинг , Современная литература на ирландском языке .
- Джеффри Китинг
- Аоган О Раталле
- Эоган Руа О Суиллабхайн
- Шон «Кларах» Макдональд
- Брайан Мерриман
- Падрайг Пьерайс Кундун
- Шон Гаэлак О Суиллабхайн
итальянский
[ редактировать ]- Данте Алигьери , «Божественная комедия» изображает условности литературы о снах-видениях, хотя Данте прямо говорит, что его видение не является сном.
Старый английский
[ редактировать ]- Беда , Видение Сухого Хелма
- Аноним, «Сон о кресте» – проводником в «Сне о кресте» является Крест, на котором был распят Христос .
Среднеанглийский
[ редактировать ]
- Джеффри Чосер , «Легенда о хороших женщинах» , «Дом славы» , «Книга герцогини» , «Птичий парламент » – «Птичий парламент» представляет собой видение во сне, в котором рассказчик засыпает, читая « Сон Сципиона» , и его проводят в обнесенный стеной сад . его ненадолго сопровождает Во сне сам Сципион Старший .
- Уильям Ленгленд , Пирс Пахарь или Visio Willelmi de Petro Plowman ( Видение Уильяма Пирса Пахаря ) — апокалиптическое среднеанглийское аллегорическое повествование, приписываемое Уильяму Ленгленду , одно из величайших произведений английской литературы . Он написан нерифмованными аллитеративными стихами, разделенными на части, называемые passus (латинское слово «шаг»).
- Сэр Джон Клэнвоу , «Кукушка и соловей»
- Аноним, трех веков Парламент
- Аноним, Виннер и Вастур
- Жемчужный поэт , Жемчуг
- Видение Тундале , перевод с латыни Visio Tnugdali .
- Джон Лидгейт , «Храм стекла»
Современный английский
[ редактировать ]- Джон Баньян , «Путешествие пилигрима»
- Перси Биши Шелли , «Триумф жизни»
- Уильям Моррис , Вести из ниоткуда , Мечта Джона Болла
- К.С. Льюис , «Великий развод» рассказывает о видении во сне, в котором автор присоединяется к группе проклятых, отправляющихся на автобусе в отпуск на небеса, где они встречают различных персонажей из своего прошлого, которые пытаются умолять их прийти и присоединиться к компании те, кто на небесах.
- Иглз , « Отель Калифорния »
- » Льюиса Кэрролла « Приключения Алисы в стране чудес (1865) представляют собой видение во сне.
- Книга Джеймса Джойса (ирландского писателя) « Поминки по Финнегану » (1939) представляет собой огромную космическую мечту.
Старый русский
[ редактировать ]- Сказание о полку Игореве
- Молитва Даниила Замурованного
- Обо всем этом
- Книга глубины
- И некоторые древнерусские летописи .
Шотландский гэльский
[ редактировать ]Украинский
[ редактировать ]- См. также украинскую литературу.
- Тараса Шевченко Мечта
валлийский
[ редактировать ]- Аноним, «Сон Ронабви» , возможно, сатира на средневековый сон.
- Аноним, Мечта Максена Вледига
Библиография
[ редактировать ]- Boris Yarkho (1989). "Средневековые латинские видения" [ Восток-Запад: Исследования, переводы, публикации ] (in Russian). Moscow. ISBN 5-02-016791-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ананья Джаханара Кабир, Рай, смерть и Судный день в англосаксонской литературе (Cambridge University Press, 2001, 2004), стр. 78.
- ^ Кристин Кеньон, Джонс, «Мечты и сновидения», в Энциклопедии эпохи романтизма, 1760–1850 (Тейлор и Фрэнсис, 2004), том. 1, стр. 293–294; Дуглас Б. Уилсон, Романтическая мечта: Вордсворт и поэтика бессознательного (University of Nebraska Press, 1993), стр. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Ярхо, Борис Исаакович. Из книги «Средневековые латинские видения» // Восток-Запад: Исследования, переводы, публикации. Вып. 4. — М.: Наука, 1989. — ISBN 5-02-016791-6
- ^ Шор 1939 .
- ^ Шор, Розалия (1939). Видение [ Литературная энциклопедия ] (на русском языке). Москва. п. 447.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Nikolai Prokofiev. Vision as a genre in Ancient Russian literature / / Uchenye zapiski MSPI im. V. I. Lenin. - M., 1964. - Vol. 231: Voprosy stila khudozhestvennoy literatury. - p. 37-38
- ^ Перейти обратно: а б Alexander Pigin. Visions of the Other world in Russian handwritten books. - St. Petersburg, 2006. - p. 3-21. А. В. Пигин. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.