Jump to content

Видение мечты

(Перенаправлено из аллегории Снов )
Боэций в тюрьме

Видение во сне или visio — это литературный прием, в котором сон или видение рассказывается как раскрывающее знание или истину, которая недоступна сновидцу или мечтателю в обычном состоянии бодрствования. Хотя сны случаются часто на протяжении всей истории литературы, визионерская литература как жанр внезапно начала процветать и особенно характерна для раннесредневековой Европы . [ 1 ] Как в древней, так и в средневековой форме, видение во сне часто считается божественным. Жанр возродился в эпоху романтизма , когда сны рассматривались как творческие ворота к творческим возможностям, выходящим за рамки рациональных расчетов. [ 2 ]

Этот жанр обычно следует структуре, согласно которой рассказчик рассказывает о своем опыте засыпания, сновидений и бодрствования, причем история часто представляет собой аллегорию . Сон, составляющий тему стихотворения, вызван событиями из жизни наяву, о которых говорится в начале стихотворения. «Видение» решает эти проблемы наяву через возможности воображаемых пейзажей, предлагаемых состоянием сна. В ходе сна рассказчику, часто с помощью гида, предлагаются перспективы, которые обеспечивают потенциальное решение его проблем наяву. Стихотворение заканчивается тем, что рассказчик просыпается, решив записать сон, создавая таким образом стихотворение. Условное обозначение сновидений широко использовалось в европейской , древнерусской , средневековой латинской , мусульманской , гностической , еврейской и других литературах.

Видения в средневековой европейской литературе

[ редактировать ]

В книге «Средневековые латинские видения» российский филолог Борис Ярхо исследует жанр сновидений, определяя его с точки зрения формы и содержания. К формальным сторонам жанра исследователь относит, во-первых, дидактику самого жанра видений, который должен открыть читателю некоторые истины; во-вторых, наличие образа « ясновидящего » (или визионера), имеющего две функции: «он должен воспринять содержание видения чисто духовно» и «должен связать содержание видения с чувственными образами». [ 3 ] В-третьих, к формальным аспектам относятся психофизиологические явления , то есть ситуация и обстоятельства видения: заторможенность , галлюцинации и сновидения .

Содержание жанра видений основано на описании картин загробного мира , призраков и явлений потусторонних сил , а также эсхатологии . Кроме того, средневековые видения могут быть наполнены и актуальным содержанием, примыкающим к «вечному», то есть загробному, потустороннему: в видения могут проникать социально-политические контексты и т. д.

Ярхо обращает внимание на внутреннюю структуру видений, выделяя два типа — «одновершинные» видения и «многовершинные» (эсхатологические) видения. Структура второго типа видения может быть «архаичной», «классической» или «сложно систематизированной». [ 3 ]

О генезисе средневековых видений Розалия Шор пишет в «Литературной энциклопедии» (1929-1939):

До XII века все видения записывались на латыни , с XII века существуют переводные, а с XIII — оригинальные видения на народных языках. Наиболее полная форма видений представлена ​​в латинской поэзии духовенства: этот жанр тесно связан с канонической и апокрифической религиозной литературой и близок церковной проповеди.

Вершиной жанра средневекового видения считается » Данте « Божественная комедия , которую можно назвать развернутым видением, исходя из ее сюжетно-композиционных особенностей. [ 4 ]

Деформация жанра видений

[ редактировать ]

В ходе эволюционного развития жанр видений в европейской литературе претерпевает закономерные исторические изменения: видения начинают использоваться авторами как средство передачи сатирического содержания, для написания памфлетов на злободневные обстоятельства. Как отмечает Р.О. Шор,

начиная с Х века форма и содержание видений вызывали протест, зачастую со стороны рассекреченных слоев самого духовенства (бедных священнослужителей и школьников-голиардов ). Все это приводит к периодическим видениям. С другой стороны, форму видений перенимает куртуазно-рыцарская поэзия в народных языках: видения здесь приобретают новое содержание, становясь обрамлением любовно-дидактической аллегории — такой, как, например, «Fabliau dou dieu d'amour». (История Бога любви), «Venus la déesse d'amors» ( Венера — богиня любви) и, наконец, — энциклопедия куртуазной любви — знаменитый « Роман о Розе ». Гийома де Лорриса . [ 5 ]

Видения в древнерусской литературе

[ редактировать ]

Жанр видений был одним из типичных жанров древнерусской литературы, кроме того, отдельные его элементы могли проникать в структуру других жанров древнерусского произведения. Например, особенности жанра видений Николай Прокофьев обнаружил в рассказах, прогулках, житиях, приметах и ​​многих других источниках. [ 6 ]

Композиция традиционного древнерусского видения такова: сюжет начинается с молитвы, предваряющей психофизиологические состояния, сопровождающиеся видениями. Затем герой видит потусторонние силы, которые, явив визионеру « откровение », решают какой-то вопрос. Описан страх ясновидящего, после чего раскрывается смысл самого «откровения». В заключение те же самые силы призывают провидца проповедовать то, что он видел.

Характер образов в древнерусских видениях двоякий: это могут быть как персонажи христианской мифологии , не нуждающиеся в толковании, так и символические или аллегорические образы живой природы (восходящие к древнерусским языческим верованиям). Исследуя генезис видений, Николай Прокофьев возводит их к жанру сновидений , очень популярному в древности. [ 6 ]

Героями древнерусского эпоса часто являются боги , и это явление обычно дается во сне . [ 6 ]

Некоторые исследователи приходят к выводу, что жанр видений постепенно исчезает из литературы после петровской эпохи . Русский писатель Александр Пигин, который в своей книге «Видения потустороннего мира в русских рукописных книгах» приводит целый корпус текстов, свидетельствующих о том, что жанр видений в русской рукописной традиции не умирает в XIX—XX веках, а также обращает внимание на незнание жанра. [ 7 ] Определяя предмет древнерусских видений, он говорит о «малой эсхатологии », т. е. учении о посмертной судьбе человеческой души, и о «большой эсхатологии» — учении о конце света :

Предметом видений является «малая» (или «частная») эсхатология , поскольку весь интерес в них сосредоточен на посмертной судьбе личности. [ 7 ]

Пигин указывает, что видения как жанр имеют корни в архаичных анимистических представлениях, а представления о «потустороннем мире» встречаются у всех народов.

Авторы и работы

[ редактировать ]

латинский

[ редактировать ]

Древний римлянин

[ редактировать ]
Цицерон

Средневековая латынь

[ редактировать ]

Французский

[ редактировать ]
Уильям Лоррис

ирландский

[ редактировать ]

итальянский

[ редактировать ]

Старый английский

[ редактировать ]

Среднеанглийский

[ редактировать ]
Джеффри Чосер

Современный английский

[ редактировать ]

Старый русский

[ редактировать ]

Шотландский гэльский

[ редактировать ]

Украинский

[ редактировать ]

валлийский

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Boris Yarkho (1989). "Средневековые латинские видения" [ Восток-Запад: Исследования, переводы, публикации ] (in Russian). Moscow. ISBN  5-02-016791-6 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  1. ^ Ананья Джаханара Кабир, Рай, смерть и Судный день в англосаксонской литературе (Cambridge University Press, 2001, 2004), стр. 78.
  2. ^ Кристин Кеньон, Джонс, «Мечты и сновидения», в Энциклопедии эпохи романтизма, 1760–1850 (Тейлор и Фрэнсис, 2004), том. 1, стр. 293–294; Дуглас Б. Уилсон, Романтическая мечта: Вордсворт и поэтика бессознательного (University of Nebraska Press, 1993), стр. 11.
  3. ^ Перейти обратно: а б Ярхо, Борис Исаакович. Из книги «Средневековые латинские видения» // Восток-Запад: Исследования, переводы, публикации. Вып. 4. — М.: Наука, 1989. — ISBN   5-02-016791-6
  4. ^ Шор 1939 .
  5. ^ Шор, Розалия (1939). Видение [ Литературная энциклопедия ] (на русском языке). Москва. п. 447. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  6. ^ Перейти обратно: а б с Nikolai Prokofiev. Vision as a genre in Ancient Russian literature / / Uchenye zapiski MSPI im. V. I. Lenin. - M., 1964. - Vol. 231: Voprosy stila khudozhestvennoy literatury. - p. 37-38
  7. ^ Перейти обратно: а б Alexander Pigin. Visions of the Other world in Russian handwritten books. - St. Petersburg, 2006. - p. 3-21. А. В. Пигин. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 836c65ce3ef88e9719cee2043af2bad2__1709585460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/d2/836c65ce3ef88e9719cee2043af2bad2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dream vision - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)