Стигматы
Стигматы ( древнегреческий : στίγματα , множественное число от στίγμα стигмы , «метка, пятно, клеймо»), в католицизме — это телесные раны, шрамы и боль, которые появляются в местах, соответствующих распятия ранам Иисуса Христа : руки, запястья, ноги. , возле сердца, голову (от тернового венца) и спину (от нешения креста и бичевания). [1]
Св. Франциск Ассизский широко считается первым зарегистрированным стигматиком. На протяжении более пятидесяти лет святой Падре Пио из Пьетрельчины из Ордена младших братьев-капуцинов сообщал о стигматах, которые изучались несколькими врачами 20-го века. Стигматика — это прежде всего римско-католическое явление; Восточная Православная Церковь не исповедует никакой официальной точки зрения по ним. [2]
Высокий процент (вероятно, более 80%) всех стигматиков составляют женщины. [3] В своей книге «Стигматы: средневековый феномен в современную эпоху » Тед Харрисон предполагает, что не существует единого механизма образования следов стигматов. Важно то, что знаки признаются другими как имеющие религиозное значение. [4] Большинство случаев стигматов возникли в результате обмана. [5] [6] Некоторые случаи также включали сообщения о таинственной чаше в видениях, из которой стигматикам давали пить, или об ощущении острого меча, вонзаемого в грудь. [7]
Описание
Человек, имеющий раны от стигматов, является стигматиком или стигматиком . В 6:17 Послании к Галатам Святой Павел говорит:
Остальных трудов я не допускаю, потому что ношу на своем теле знаки Иисуса.
Отныне никто пусть не отягощает меня, ибо я ношу на теле моем знаки Господа Иисуса.
Крылья στίγμα ( ) — это след на коже. [10]
Зарегистрированные случаи стигматов принимают различные формы. На многих изображены некоторые или все пять священных ран , которые, согласно Библии , были нанесены Иисусу во время его распятия: раны на запястьях и ногах от гвоздей; и в бок, от копья. На некоторых стигматиках видны раны на лбу, похожие на те, что нанесены терновым венцом . [3] Стигматы в виде тернового венца, появившиеся в 20 веке, например, на Мари Роуз Феррон , неоднократно фотографировались. [11] [12] [13] Другие зарегистрированные формы включают кровавые слезы или кровавый пот, а также раны на спине, как от бичевания .
Многие стигматы демонстрируют повторяющееся кровотечение, которое останавливается, а затем начинается иногда после принятия Святого Причастия ; значительная часть стигматиков проявила сильное желание часто причащаться. [3] Относительно высокий процент стигматиков также демонстрирует инедию , заявляя, что они живут с минимальным количеством еды или воды (или вообще без нее) в течение длительных периодов времени, за исключением Святой Евхаристии . Некоторые демонстрируют потерю веса, а более тщательное расследование часто выявляет доказательства подделки. [3]
Некоторые стигматики утверждают, что чувствуют боль от ран без внешних следов; их называют «невидимыми стигматами». [3] Раны некоторых стигматиков не свертываются и кажутся свежими и незараженными. Говорят, что в некоторых случаях кровь из ран имеет приятный ароматный запах, известный как « Запах святости» .
Людей, получивших стигматы, часто описывают как экстатиков , переполненных эмоциями после получения стигматов. [14]
В своей статье «Гостеприимство и боль » христианский богослов Иван Ильич утверждает: «Сострадание ко Христу... есть вера настолько сильная и настолько глубоко воплощенная, что она ведет к индивидуальному воплощению созерцаемой боли». Его тезис состоит в том, что стигматы возникают в результате исключительной остроты религиозной веры и желания ассоциировать себя со страдающим Мессией .
В отличие от « Пяти святых ран Христа», некоторые мистики, такие как Франциск Ассизский и отец Пио из Петральчины, сообщали о спонтанном регрессе и закрытии своих стигматов в дни после их смерти. [15] [ нужны разъяснения ] Оба они утверждали, что получили божественные стигматы как на руках, так и на ногах. [16]
Конкретные случаи
Святой Ансберт Руанский
Святой Франциск широко считается первым зарегистрированным стигматиком. Существуют более ранние сообщения о стигматах, однако нет единого мнения о том, как понималось понятие стигматов до Святого Франциска. [17] Св. Ансберт Руанский (ум. 695 г. н.э.) можно считать первым зарегистрированным стигматиком в христианской истории. После его смерти свидетели утверждали следующее:
«Когда они открыли его гробницу и думали, что его тело будет вонять из-за количества времени, прошедшего с тех пор, как оно было погребено, из него исходил такой сладкий ароматный запах, как будто от разнообразия цветов, и вся церковь наполнилась небольшим количеством капли бальзама. И когда братья, пришедшие навестить его из соседней губернии... сняли с него одежду, в которой он был похоронен, потому что хотели переодеть его, желая одеть его в новую одежду, они нашли на его предплечьях знак господствующего креста, несущего подобие красного цвета. Всем верующим было очевидно, что дано было понять, что он при жизни носил руки Христовы в своем сердце, поэтому на его сердце открылись стигматы Христовы. тело мертвеца». [18]
Святой Франциск Ассизский
Св. Франциск Ассизский широко считается первым зарегистрированным стигматиком в христианской истории. [19] В 1224 году [20] за два года до своей смерти он отправился в путешествие на гору Ла-Верна для сорокадневного поста. Легенда гласит, что однажды утром, недалеко от праздника Воздвижения Креста Господня , Франциску во время его молитвы явился шестикрылый ангел. Когда ангел приблизился, Франциск увидел, что ангел был распят. Он был смирен этим зрелищем, и его сердце наполнилось восторгом, дополненным болью и страданием. Когда ангел ушел, у Франциска остались раны на руках, ногах и боку, как будто нанесенные тем же копьем, которое пронзило бок Христа. На его руках и ногах сразу возник образ гвоздей, а из раны на боку часто сочилась кровь. [21] Папа Александр IV и другие свидетели заявили, что видели эти следы как до, так и после его смерти. [20] В традиционных художественных изображениях происшествия Франциска сопровождает брат-францисканец. [22]
Первый биограф святого Франциска, Томас Челано , сообщает об этом событии в своей «Первой жизни святого Франциска» 1230 года :
Когда блаженный раб Божий увидел все это, он исполнился удивления, но не знал, что означает это видение. Он очень радовался милостивому и милостивому выражению лица, с которым, как он увидел, смотрел на него серафим, красота которого была неописуемой; однако его встревожил тот факт, что серафим был прикреплен к кресту и ужасно страдал. Так Франциск поднялся, можно сказать, грустный и счастливый, радость и горе чередовались в нем. Он с тревогой задавался вопросом, что могло означать это видение, и душа его тревожилась, ища понимания. И так как разум его тщетно искал объяснения, а сердце его наполнялось недоумением от великой новизны этого видения, то на его руках и ногах стали появляться следы от гвоздей, точно так же, как он видел их несколько раньше у распятого человека. над ним.
Его запястья и ступни, казалось, были пробиты гвоздями, причем шляпки гвоздей появлялись на запястьях и на верхних сторонах ступней, а кончики - на другой стороне. Следы были круглыми на ладонях каждой руки, но вытянутыми на другой стороне, а небольшие кусочки плоти, выступающие из остальных частей, принимали вид кончиков ногтей, согнутых и отогнутых назад. Точно так же следы от гвоздей остались на его ногах и выступали за пределы остального тела. Причем на правом боку у него была большая рана, как будто ее проткнули копьем, и она часто кровоточила так, что его туника и штаны пропитывались его священной кровью. [23]
Из записей о физических недугах и симптомах святого Франциска Эдвард Фредерик Хартунг в 1935 году пришел к выводу, что он знает, какие проблемы со здоровьем преследовали святого Франциска. Хартунг считал, что у него болезнь глаз, известная как трахома и квартановая малярия . [24]
Квартановая малярия поражает печень , селезенку и желудок , вызывая у пострадавшего сильную боль. Одно из осложнений четырехдневной малярии, которое иногда наблюдалось во времена Франциска, известно как пурпура — пурпурное кровоизлияние в кожу. По словам Хартунга, «если бы это был случай святого Франциска, он был бы поражен экхимозами , чрезвычайно большой пурпурой . Пурпурные пятна крови могли быть проколоты в пустыне и выглядели как открытая рана, подобная ране Христос." [24] [25]
В 1987 году для объяснения ран была предложена более поздняя медицинская гипотеза: утверждалось, что Святой Франциск, возможно, заразился проказой . [26]
Святой Падре Пио из Пьетрельчины
На протяжении более пятидесяти лет Падре Пио из Пьетрельчины сообщал о стигматах, которые изучали несколько врачей 20-го века, независимость которых от Церкви неизвестна. [27] [28] [29] Сообщается, что наблюдения были необъяснимыми, и раны так и не заразились. [27] [28] [30] Его раны однажды зажили, но появились снова. [31] осматривал Луиджи Романелли, главный врач городской больницы Барлетты Раны около года . Врач Анджело Мария Мерла отметил, что раны не имели туберкулезного происхождения, но не смог поставить официальный диагноз без дополнительных исследований. [32] хирург Джорджио Феста также обследовал их в 1920 и 1925 годах. Частнопрактикующий [32] Профессор Джузеппе Бастианелли , врач Папы Бенедикта XV , осмотрел раны, но отчета о его обследованиях не было сделано. Патологоанатом Амико Бигнами из Римского университета также осмотрел раны, назвав их неглубокими. Феста, который изначально был согласен с Бигнами, позже описал раны как поверхностные, когда они покрыты струпьями. [32] Джорджио Феста отметил, что «по краям поражений кожа совершенно нормальная и не имеет никаких признаков отека , проникновения или покраснения, даже при осмотре с помощью хорошей лупы». [32] Альберто Казерта сделал рентген рук в 1954 году и не обнаружил никаких отклонений в костной структуре. [32] Джузеппе Сала , который работал врачом Пио в период с 1956 по 1968 год, отметил, что анализы показали, что в его крови нет никаких признаков отклонений от нормы. [32]
Были как религиозные, так и нерелигиозные критики, которые обвиняли Падре Пио в подделке своих стигматов, утверждая, что он использовал карболовую кислоту для заживления ран. Историк Серджио Луццато рассказал, что в 1919 году, согласно одному документу из архива Ватикана, Пио попросил у фармацевта карболовую кислоту. Она сказала, что это для стерилизации шприцев, используемых для вакцинации. [33]
Амико Бигнами в отчете написал, что раны были вызваны « невротическим некрозом ». Он предположил, что они были нанесены бессознательно в результате внушения и искусственно поддерживались йодом , который Пио использовал в качестве дезинфицирующего средства. [32] В 1922 году врач Агостино Джемелли писал, что Пио был истериком и его стигматы были вызваны им самим, а не сверхъестественного происхождения. [34] Джемелли также предположил, что его раны оставались открытыми с помощью карболовой кислоты. [34] Джорджио Феста, исследовавший стигматы монаха 28 октября 1919 года, написал в своем отчете, что они «не являются результатом травмы внешнего происхождения и не являются результатом применения сильно раздражающих химикатов». [35]
Всю свою жизнь Пио скрывал свои раны, надевая перчатки без пальцев . На момент смерти не было никаких ран, только «чистая кожа». [36]
Мариам Трезия Хирамель
Первой святой из Индии со стигматами была монахиня Мариам Трезия Чирамель . [37] Она была канонизирована 13 октября 2019 года Папой Франциском . [38]
Стигматы и пол
В конце девятнадцатого века французский врач по имени доктор А. Имбер-Губейр начал составлять перепись известных стигматиков с тринадцатого века до своего времени. Эта перепись включает 280 женщин и 41 мужчину-стигматика, то есть женщины составляют чуть более 87% списка. [39] Кроме того, в апреле 2019 года Университет Антверпена опубликовал базу данных о 244 стигматиках. 92% стигматиков в базе данных — женщины. [40] В некоторых случаях сестры монастыря пытались оградить стигматизированных женщин от общественного внимания, часто из-за страха, как их состояние повлияет на репутацию монастыря. [40] Таким образом, количество женщин-стигматиков может быть даже выше, чем показывают исторические данные.
Несмотря на большое количество женщин-стигматиков на протяжении всей истории, наиболее известными и наименее оспариваемыми стигматиками, такими как Франциск Ассизский и Падре Пио, были мужчины. [39]
Научные исследования
Многие стигматики были разоблачены за использование обмана. [5] [6] Магдалена де ла Крус , например, перед смертью призналась, что ее стигматы были преднамеренным обманом. [41]
Ранний невролог Дезире-Маглуар Бурневиль опубликовал работы, в которых говорилось, что святые, утверждающие, что творят чудеса или стигматы, а также те, кто утверждает, что они одержимы , на самом деле страдают эпилепсией или истерией . [42] [43] Некоторые современные исследования показали, что стигматы имеют истерическое происхождение или связаны с диссоциативным расстройством личности . [44] [45] [46] [47]
Существует связь между ограничением диеты путем голодания , диссоциативными психическими состояниями и членовредительством в контексте религиозных убеждений. [48] Случаи нервной анорексии часто демонстрируют членовредительство, подобное стигматам, как часть ритуального обсессивно-компульсивного расстройства . Сообщалось о связи между голоданием и членовредительством среди военнопленных и во время голода . [49] [50] [51]
Психолог Леонард Зусне в своей книге «Аномалистическая психология: исследование магического мышления» (1989) написал:
Случаи стигматизма делятся на две категории: раны, нанесенные самому себе, которые могут быть либо обманом, либо бессознательным самонанесением, и те, которые вызваны эмоциональными состояниями... Самоиндуцированный (посредством самовнушения) зуд и последующее расчесывание кожи. которое человек не осознает, скорее всего, произойдет у внушаемых людей, если стимулом является мысленная или реальная картина Распятия, используемая во время медитации, и если основным мотивом является получение стигматов. Мотивом этого может быть бессознательный конфликт и желание уйти из невыносимой ситуации в инвалидность, где о нуждах человека заботятся. Тогда это становится случаем истерической конверсионной реакции. Многие случаи стигматизма можно объяснить мошенничеством или неосознанным нанесением себе ран. [52]
В своей книге «Стигматы: средневековый феномен в современную эпоху » Тед Харрисон предполагает, что не существует единого механизма образования следов стигматов. В ходе изучения современных случаев Харрисон не нашел никаких доказательств того, что знаки имели сверхъестественное происхождение. Однако он пришел к выводу, что знаки естественного происхождения не обязательно должны быть подделкой. Некоторые стигматики отметили себя попытками пострадать со Христом как формой благочестия. Другие пометили себя случайно, и свидетели отметили их отметки как стигматы. Часто знаки человеческого происхождения вызывали глубокие и подлинные религиозные отклики. [4]
Харрисон также отметил, что после святого Франциска Ассизского стигматы «рассматривались как преимущественно женский опыт», при этом соотношение стигматиков между женщинами и мужчинами составляло 7 к 1. Те мужчины, которые были стигматическими, не были рукоположены, включая Святого Франциска. Харрисон утверждает, что во многих случаях стигматы были следствием интенсивного личного мистического служения, которое практиковали те, кто был исключен из священства. Лишь в двадцатом веке появились случаи стигматических священников . [53]
Одно из предположений состоит в том, что синдром болезненных синяков может объяснить редкие случаи возникновения стигматов, не вызванных самим собой. [47] [54] [55] [56] [57]
Скептически настроенный исследователь Джо Никелл , расследовавший недавние случаи стигматов, таких как Катя Ривас, [58] отметил, что они неотличимы от мистификации . [36]
В 2002 году психоаналитическое исследование стигматичной Терезы Нойманн предположило, что ее стигматы возникли в результате симптомов посттравматического стресса, выраженных в бессознательном членовредительстве посредством аномального самовнушения. [59]
Согласно исследованию французского богослова Иоахима Буфле , в XXI веке во всем мире насчитывалось 200 стигматиков. Большинство из них достигло третьего возраста, не имея особых проблем со здоровьем. Самым старым стигматиком была Мари-Жюли Джаэнни , которая умерла в 1941 году в возрасте 91 года. По состоянию на 1997 год стигматиков, объявленных Римско-католической церковью святыми, было всего 7 человек. [60]
Нехристианские стигматы
У варао дельты Ориноко созерцатель духов-покровителей может мистическим образом вызвать развитие «...(воображаемых) отверстий на ладонях». [61]
Буддийские «стигматы» [62] [63] регулярно указываются в буддийском искусстве .
Некоторые спиритуалистические медиумы также производят стигматы. Утверждалось, что во время сеансов немецкого медиума Марии Фоллхардт появлялись кровоточащие раны. [64] Однако Альберт Молль , психиатр, посчитал ее явления обманными. [65]
Известные стигматики
- Франциск Ассизский
- Маргарита Бэйс
- Мария Эсперанса де Бьянкини
- Мариам Бауарди
- Люси Брокаделли
- Бенедетта Карлини
- Рита из Кашии
- Мариам Трезия Хирамель
- Энн Кэтрин Эммерих
- Натуцца Эволо
- Мари Роуз Феррон
- Джемма Гальгани
- Вероника Джулиани
- Тереза Хелена Хиггинсон
- Мария Воплощения
- Мари Джули Джаэнни
- Амалия Иисуса, бичуемая
- Луиза Лато
- Мария Доменика Лаццери
- Аннелиз Мишель [66] [67]
- Тереза Нойманн
- Марселин Нищий
- Луиза Пикаррета
- Падре Пио
- Екатерина Риччи
- Марта Робин
- Екатерина Сиенская
- Златко Судья
- Рода Уайз
Ссылки
- ^ «Стигматы (христианский мистицизм)» . Британская энциклопедия . Проверено 3 июля 2018 г.
- ^ «Проявления – вопросы и ответы» . oca.org .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Кэрролл, Майкл П. (1989). Католические культы и религиозные обряды: психологическое исследование . Издательство Университета Макгилла-Куина. стр. 80–84. ISBN 0-7735-0693-4
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Харрисон, Тед (1994). Стигматы: средневековый феномен в современную эпоху . Сент-Мартинс Пресс. ISBN 978-0-312-11372-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэрролл, Роберт Тодд . (2003). Словарь скептика: собрание странных убеждений, забавных обманов и опасных заблуждений . Уайли. стр. 366–367. ISBN 0-471-27242-6
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Никелл, Джо . (2004). «Стигматы Лилиан Бернас» . Скептический исследователь . Проверено 12 мая 2016 г.
- ^ Иоганн Йозеф фон Геррес (1883). Стигматы, тр. из «Мистика», изд. Х. Остина .
- ^ Святой Франциск Ассизский Джеймса Ле Гоффа ISBN 0-415-28473-2 стр. 44
- ^ Майлз, Маргарет Рут. (2004). Слово стало плотью: история христианской мысли . Уайли. стр. 160–161. ISBN 978-1-4051-0846-1
- ^ Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский словарь s.v.
- ^ Майкл Фрез, 1993, Они несли раны Христа , OSV Publishing. ISBN 0-87973-422-1 стр. 125
- ^ Стигматик: Мари-Роуз Феррон, автор Жанна С. Бонен, 1988 г. ISBN 2-89039-161-2 стр. 153
- ^ Религия и американские культуры: энциклопедия традиций, Том 1 Гэри Ладермана, Луиса Д. Леона, 2003 г. ISBN 1-57607-238-X с. 336
- ^ «Католическая энциклопедия: Мистические стигматы» . Проверено 2 июля 2008 г.
- ^ «Сто лет назад стигматы Падре Пио: когда наука сдается» . L'Avvenire (на итальянском языке). 20 сентября 2018 года.
Через несколько часов после смерти они полностью исчезли, не оставив после себя никаких следов.
- ^ «Святой Франциск: источники, подтверждающие его стигматы» . 24 октября 2019 г.
- ^ Мюссиг, К. (21 февраля 2013 г.). Признаки спасения: эволюция стигматической духовности до Франциска Ассизского: история церкви. Кембриджское ядро. https://www.cambridge.org/core/journals/church-history/article/signs-of-salvation-the-evolution-of-stigmatic-spirituality-before-francis-of-assisi/5303041ED21A96178473592D1ADD06B5
- ^ Мюссиг, Кэролайн (2013). «Признаки спасения: эволюция стигматической духовности до Франциска Ассизского» . История Церкви . 82 (1): 40–68. дои : 10.1017/S000964071200251X . JSTOR 23358905 . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ «Как обстоят дела со стигматами?» . Прямой наркотик. 20 февраля 1998 г. Проверено 27 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Макалистер, Александр (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 918. . В
- ^ «Стигматы святого Франциска Ассизского» . Францисканские монахи TOR Архивировано из оригинала 07 марта 2012 г. Проверено 27 февраля 2012 г.
- ^ Фрэнсис, Генри С. (1963). «Сассета: распятие со святым Франциском». Бюллетень Художественного музея Кливленда . 50 (3). Кливлендский художественный музей: 46–49. JSTOR 25151940 .
- ^ «Средневековый справочник: Фома Челано: Жития святого Франциска» . Фордхэм.edu . Проверено 27 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хартунг, Эдвард Фредерик. (1935). Святой Франциск и средневековая медицина . Анналы истории медицины 7: 85–91.
- ^ «Медицина: стигматы Святого Франциска» . Время . 11 марта 1935 г. ISSN 0040-781X . Архивировано из оригинала 16 ноября 2007 года . Проверено 14 сентября 2009 г.
- ^ Шазлейн, Джоан; Сулмаси, Дэниел П. (1987). Диагноз Святого Франциска: доказательства проказы . Францисканские исследования 47: 181–217.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Стигматик» . Журнал «Тайм» . 19 декабря 1949 года. Архивировано из оригинала 1 мая 2008 года . Проверено 19 января 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Терпение падре» . Журнал «Тайм» . 24 апреля 1964 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 19 января 2008 г.
- ^ Мари ОСБ, Дом Антуан (24 апреля 2000 г.). «Письмо о блаженном Падере Пио: Стигматы – Таинства покаяния и Евхаристии – Страдания» . Проверено 27 сентября 2006 г.
- ^ Майкл Фриз, 1989, Они несли раны Христа: Тайна священных стигматов , OSV Publishing ISBN 0-87973-422-1, стр. 283–285.
- ^ «Падре Пио» . Britannica.com . 1968 год . Проверено 27 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Раффин, Барнард. (1991). Падре Пио: Правдивая история . ОСВ Пресс. стр. 160–178. ISBN 0-87973-673-9
- ↑ Цитата: Мария Де Вито сказала: «Я была поклонницей Падре Пио и впервые встретила его 31 июля 1919 года... он лично дал мне пустую бутылку и спросил, буду ли я выступать в качестве шофера для перевезти его обратно из Фоджи в Сан-Джованни Ротондо с четырьмя граммами чистой карболовой кислоты... Он объяснил, что кислота предназначена для дезинфекции шприцев для инъекций. Он также попросил другие вещи, например, пастилки Валда. Мур, Малькольм (24 октября 2007 г.). «Падре Пио из Италии «подделал свои стигматы кислотой » . «Дейли телеграф» . Рим . Проверено 25 апреля 2012 г. .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хиггинс, Майкл В. (2006). Преследование святого: стремление к созданию святых . Ананси Пресс. п. 129. ISBN 0-88784-181-3
- ^ Гаэта, Саверио; Торниелли, Андреа (2008). Падре Пио, последний подозреваемый: правда о монахе стигматов (на итальянском языке). Казале Монферрато (Алессандрия): Пьемме.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Никелл, Джо . (2001). Секретные материалы из реальной жизни: расследование паранормальных явлений . Университет Кентукки Пресс. стр. 276–288. ISBN 0-8131-2210-4
- ^ [ нужна ссылка ]
- ^ «Мать Мариам Тресия Манкидиян: от молчаливого мистика к апостолу семьи» . www.vaticannews.va . 12 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уилсон, Ян (1989). Стигматы: расследование загадочного появления ран Христа у сотен людей от средневековой Италии до современной Америки . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер и Роу. стр. 10, 62. ISBN. 0062509748 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смейерс, Кристоф (осень 2018 г.). «Создание архива стигматичных религиозных женщин». Ирландский ежеквартальный обзор . 107 : 337–339 – через JSTOR.
- ^ Никелл, Джо . (2001). Секретные материалы из реальной жизни: расследование паранормальных явлений . Университет Кентукки Пресс. п. 281. ISBN 0-8131-2210-4 «То, что многие стигматики были подделками, хорошо известно. Например, Магдалена де ла Крус, заболев в 1543 году и опасаясь умереть грешницей, призналась, что ее стигматы, индии и другие явления были преднамеренными. обманы».
- ^ Портер, Дороти; Портер, Рой (1993). Врачи, политика и общество: исторические очерки . Родопи. стр. 120–121. ISBN 90-5183-510-8
- ^ Хустведт, Асти. (2011). Медицинские музы: истерия в Париже девятнадцатого века . Блумсбери. п. 279. ISBN 978-1-4088-2235-7
- ^ Маццони, Кристина (1996). Святая истерия: невроз, мистика и гендер в европейской культуре . Издательство Корнельского университета. стр. 24–28, 136–140. ISBN 0-8014-3229-4
- ^ Зайдль, О. (2008). Стигматизация и отсутствие питания в случае Терезы Нейман (1898–1962) . Нервенарцт 79 (7): 836–843.
- ^ Регал, Брайан (2009). Лженаука: критическая энциклопедия . Гринвуд. стр. 154–155. ISBN 978-0-313-35507-3
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Клюгер, Н.; Крибье, Б. (2013). Стигматы: от святого Франциска Ассизского до идиопатического гематидроза . Анналы дерматологии и венерологии 140: 771–777.
- ^ Фесслер, Дэниел (2002). «Голод, серотонин и символизм. Психобиокультурный взгляд на стигматы» (PDF) . Разум и общество: когнитивные исследования в экономике и социальных науках . 3 (2): 81–96. Архивировано из оригинала (PDF) 22 февраля 2006 г. Проверено 12 сентября 2009 г.
- ^ Ярюра-Тобиас, Хосе А.; Незироглу, Фуген А.; Каплан, Стивен (1995). «Самовлечение, анорексия и дисменорея при обсессивно-компульсивном расстройстве». Международный журнал расстройств пищевого поведения . 17 (1): 33–38. doi : 10.1002/1098-108X(199501)17:1<33::AID-EAT2260170104>3.0.CO;2-2 . ПМИД 7894450 .
- ^ Кертин, AP (1946). «Заключение под японцами» . БМЖ . 2 (4476): 585–586. дои : 10.1136/bmj.2.4476.585 . ISSN 0959-8138 . ПМК 2054516 . ПМИД 21284113 .
- ^ Киз, Ансель (1950). Биология человеческого голодания . Университет Миннесоты Пресс.
- ^ Зусне, Леонард; Джонс, Уоррен Х. (1989). Аномалистическая психология: исследование магического мышления . Лоуренс Эрлбаум Associates, Inc., стр. 54–56. ISBN 978-0-805-80507-9
- ^ Харрисон, Тед (1994). Стигматы: средневековый феномен в современную эпоху . Сент-Мартинс Пресс. ISBN 978-0-312-11372-8 .
- ^ Рано, Лоретта Ф; Лифшуц, Джозеф Э. (1974). Случай стигматов Лоретты . Генеральная психиатрия 30 (2): 197–200.
- ^ Ратнов, О.Д. (1980). Психогенные пурпуры: обзор сенсибилизации аутоэритроцитов, аутосенсибилизации к ДНК, «истерических» и фактических кровотечений и религиозных стигматов . Семин Гематол 17: 192–213.
- ^ Панконези, Э., и Хаутманн, Г. (1995). «Стресс, стигматизация и психосоматические пурпуры». Международная ангиология 14: 130–137.
- ^ Армандо Де Винсентис (2011). «Новый взгляд на феномен Natuzza Evolo» . Итальянский комитет по расследованию заявлений о паранормальных явлениях . Проверено 12 мая 2016 г.
- ^ «Ривас, Каталина (Катя или Катя)» . Словарь скептика .
- ^ Олбрайт, М. (2002). «Стигматы: психологическое и этическое послание посттравматического страдальца». Психоанализ и современная мысль . 25 (3): 329–358.
- ^ «Падре Пио: в Италии 21 заклеймён как монах» . Рим: Аднкронос . 18 декабря 1997 года.
- ^ Йоханнес Вильберт: Баскетбольные изделия Варао . ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ МУЗЕЯ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ , Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, № 3, 1975. стр. 5–6.
- ^ Кейт Тейлор и Джон Уитмор: Очерки вьетнамского прошлого . Программа Юго-Восточной Азии, Корнельский университет, 1985. с. 278
- ^ цитируется в книге Инг-Бритт Транкелл и Лора Саммерс: Грани власти и ее ограничения . Кафедра культурной антропологии Уппсальского университета, 1998. с. 24
- ^ Шепард, Лесли. (1991). Энциклопедия оккультизма и парапсихологии . Исследовательская компания Гейла. п. 1779 г.
- ^ Вольфрам, Хизер (2012). «Уловка, манипуляция и фарс: критика оккультизма Альбертом Моллом» . Медицинская история . 56 (2): 277–295. дои : 10.1017/mdh.2011.37 . ПМЦ 3381525 . ПМИД 23002297 .
- ^ « Бог сказал нам изгнать ее демонов». Реальная история сериала Netflix «Экзорцизм Эмили Роуз» . www.mamamia.com.au . 22 марта 2020 г. Проверено 4 октября 2023 г.
- ^ « Бог сказал нам изгнать демонов моей дочери. Я не сожалею о ее смерти » . www.telegraph.co.uk . 27 ноября 2005 г. Проверено 4 октября 2023 г.
Дальнейшее чтение
- Био, Рене. (1962). Загадка стигматов . Книги Боярышника.
- Кэрролл, Роберт Тодд . (2003). Стигматы . В словаре скептика . Уайли. ISBN 978-0-471-27242-7
- Харрисон, Тед. (1994). Стигматы: средневековый феномен в современную эпоху . Сент-Мартинс Пресс. ISBN 0-312-11372-2
- Маццони, Кристина. (1996). Святая истерия: невроз, мистика и гендер в европейской культуре . Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-3229-4
- Никелл, Джо . (1993). В поисках чуда: плачущие иконы, реликвии, стигматы, видения и исцеления . Книги Прометея. ISBN 1-57392-680-9
- Рэдфорд, Бенджамин . (2014). Что такое Стигматы? . ЖиваяНаука . Проверено 12 мая 2016 г.
- Уилсон, Ян . (1988). Кровоточащий разум: исследование загадочного явления стигматов . Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-297-79099-4
- Яром, Ница. (1992). Тело, кровь и сексуальность: психоаналитическое исследование стигматов Святого Франциска и их исторического контекста . Издательство Питера Лэнга.
- Ван Осселер, Тина; Граус, Андреа; Росси, Леонардо; Смейерс, Кристоф (12 октября 2020 г.). Преданность и продвижение стигматики в Европе c. 1800–1950, между святыми и знаменитостями (PDF) . Серия книг «Нумен» - исследования по истории религий. Том. 167. Лейден, Бостон: Брилл. п. 487. ИСБН 978-90-04-43935-1 . ISSN 0169-8834 . LCCN 2020031449 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 сентября 2021 г.
Внешние ссылки
- СМИ, связанные со стигматами, на Викискладе?