Архипелаг (термин)
Нусантара — индонезийское название морской Юго-Восточной Азии (или ее части). Это старояванский термин, который буквально означает «внешние острова». [1] В Индонезии под этим словом обычно понимают Индонезийский архипелаг . [2] [3] За пределами Индонезии этот термин был принят для обозначения Малайского архипелага . [4]
Слово Нусантара взято из клятвы Гаджи Мады в 1336 году, записанной в древнеяванском Параратоне . [5] Гаджа Мада был могущественным военачальником и премьер-министром Маджапахита , которому приписывают то, что он привел империю к пику славы. Гаджа Мада произнес клятву под названием Сумпа Палапа , в которой он поклялся не есть никакой пищи, содержащей специи , пока не завоюет всю Нусантару под славой Маджапахита.
Концепция Нусантары как единого региона не была изобретена Гаджой Мадой в 1336 году. Термин Нусантара был впервые использован Кертанегарой из Сингхасари в надписи Мула Малурунг, датированной 1255 годом. Более того, в 1275 году термин Чакравала Мандала Двипантара был использован им для описания стремление к объединению архипелага Юго-Восточной Азии под управлением Сингхасари и положило начало его усилиям по достижению этой цели. Двипантара - это санскритское слово, обозначающее «острова между ними», что делает его синонимом Нусантары, поскольку и двипа , и нуса означают «остров». [6] [7] Кертанегара предполагал союз морских королевств и государств Юго-Восточной Азии под руководством Сингхасари как оплот против подъема экспансионистской монголами . , возглавляемой династии Юань китайской [8]
В более широком смысле Нусантара в современном языковом использовании включает родственные австронезийским культурным и языковым землям, а именно Индонезию , Малайзию , Сингапур , Южный Таиланд , Филиппины , Бруней , Восточный Тимор и Тайвань , исключая при этом Папуа-Новую Гвинею . [9] [ циклическая ссылка ] [10] [11] [ не удалось пройти проверку ]
Этимология
[ редактировать ]Термин Нусантара происходит от комбинации двух слов австронезийского и санскритского происхождения, слово нуса ( см. также нуса ), означающее «остров» на старо-яванском языке , в конечном итоге происходит от прото-малайско-полинезийского слова *nusa с тем же значением, [12] а слово антара - яванское заимствованное слово, заимствованное из санскрита अन्तरा ( antara ), что означает «между» или «посередине». [13] таким образом создается составное слово нуса («остров») + антара («интервал, промежуточное пространство; другой, другой, другой»), и вместе оно означает «внешние острова», как упоминается в старояванской рукописи XIV века Параратон и Нагаракретагама. [14]
Древние концепции
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]Нусантара — старояванское слово, которое встречается в рукописи Параратона . На яванском языке Нусантара происходит от нуса «остров» и антара «между». Это означает «внешние острова» или «другие острова» (в смысле «острова за Явой, между Индийским и Тихим океанами »), имея в виду острова за пределами Явы, находящиеся под гегемонией Империи Маджапахит . В наше время этот термин часто ошибочно переводят как « архипелаг ». [15] Согласно концепции государства Маджапахита, монарх имел власть над тремя областями:
- Негара Агунг , или Великое Государство — основная сфера королевства, где Маджапахит сформировался, прежде чем стать империей. Сюда входили столица и прилегающие территории, где король эффективно осуществлял свое правительство: территория внутри и вокруг королевской столицы Тровулан , порт Чангу и участки долины реки Брантас недалеко от столицы, а также горные районы к югу и юго-западу от столицы. столица, вплоть до пиков Пананггунган и Арджуно-Велиранг . Коридор долины реки Брантас, соединяющий район Маджапахит-Тровулан с Чанггу и устьевые районы в Кахурипане (Сидоарджо) и Худжунг-Галухе (Сурабая), также считается частью Негара-Агунга .
- Манканегара , территории, окружающие Негара Агунг — так традиционно обозначались провинции Маджапахит Восточной и Центральной Явы, управляемые Бхресами (герцогами), близкими родственниками короля. Это включало остальную часть Явы , а также Мадуру и Бали . Эти районы находились под прямым влиянием придворной культуры Маджапахита и были обязаны платить ежегодную дань; их правители могли быть напрямую связаны с королевской семьей Маджапахита, быть в союзе с ней и / или вступать в брак с ней. Чиновники и офицеры Маджапахита были размещены в этих местах для регулирования их внешнеторговой деятельности и сбора налогов, но помимо этого провинции Манканегара пользовались значительной автономией во внутренних делах. В более поздние периоды заморские провинции, принявшие яванскую культуру или имевшие значительное торговое значение, также считались манканегарой . Правитель этих провинций был либо добровольным вассалом короля Маджапахита, либо регентом, назначенным королем для управления регионом. Эти миры включали Дхармасрая , Пагаруюнг. , Лампунг и Палембанг на Суматре .
- Нусантара , территории, которые не отражали яванскую культуру, но были включены в качестве колоний, которые должны были платить ежегодную дань. Сюда входили вассальные королевства и колонии на Малайском полуострове , Борнео , [ нужна ссылка ] Малые Зондские острова , Сулавеси , [ нужна ссылка ] Малуку , Новая Гвинея и архипелаг Сулу . Эти регионы пользовались значительной автономией и внутренней свободой, и чиновники и военные Маджапахита не обязательно размещались там; однако любые вызовы надзору в Маджапахите могли повлечь за собой серьезную реакцию. [ нужна ссылка ]
Слово Нусантара использовалось не только яванцами и не исчезло после падения Маджапахита. Это слово можно найти в «Малайских Анналах» , классической малайской литературе, написанной еще в 1612 году, но оно осталось известным даже в рукописи 1808 года: [16] [17]
Королевство Его Величества (Маджапахит) было в то время слишком велико, вся Ява находилась под его властью, а половина королей архипелага уже была ему подвластна .
Очень большим было в то время королевство Багинда (царь Маджапахита), вся Ява находилась под законом Багинды , а половина царей архипелага Нусантара была покорна Багинде . [18]
Концепция Нусантары в 20 веке
[ редактировать ]В 1920 году Эрнест Франсуа Эжен Доувес Деккер (1879–1950), также известный как Сетиабуди, предложил Нусантару в качестве названия независимой страны Индонезия, которое не содержало никаких слов, этимологически связанных с названием Индии или Индии . [19] Это первый случай появления термина Нусантара после того, как он был записан в Параратона рукописи .
Определение Нусантары, введенное Сетиабуди, отличается от определения этого термина 14 века. В эпоху Маджапахита Нусантара описал завоеванные вассальные территории. Сетиабуди определил Нусантару как все индонезийские регионы от Сабанга до Мерауке .
Современное использование
[ редактировать ]Индонезия
[ редактировать ]В настоящее время на индонезийском языке Нусантара является синонимом либо Индонезийского архипелага , либо национальной территории Индонезии. [20] В этом смысле термин Нусантара исключает Малайзию, Сингапур, Бруней, Восточный Тимор и Филиппины. В 1967 году она трансформировалась в концепцию Вавасан Нусантара , или «архипелажного мировоззрения», которая рассматривает архипелажную область Индонезии (острова и моря внутри/окружающие страну) как единое единство нескольких аспектов, главным образом социокультурных, языковых. политическое, экономическое, движимое безопасностью и оборонительное единство. [21]
Нусантара – это также название будущей столицы Индонезии . [22]
За пределами Индонезии
[ редактировать ]В Брунее , Малайзии и Сингапуре этот термин обычно используется для обозначения Малайского архипелага или малайского королевства ( малайский : Алам Мелайу ), которое включает эти страны.
В более научной манере, без национальных границ, Нусантара в современном языке «относится к сфере влияния австронезийских культурных и языковых островов, которые включают Индонезию , Малайзию , Сингапур , самую южную часть Таиланда , Филиппины , Бруней , Восточный Тимор и, возможно, даже Тайвань , но это не касается территорий Папуа-Новой Гвинеи ». [9] [ циклическая ссылка ]
Нусантара изучает
[ редактировать ]Общество Нусантара в Москве проводит исследования истории, культуры, языков и политики региона Нусантара.
См. также
[ редактировать ]- Ост-Индия
- Большая Индонезия
- История Индонезии
- Индонезийский архипелаг
- Ирредентизм
- Исламский архипелаг
- Малайский архипелаг
- Малайская раса
- Малайский мир
- Малайзийность
- Мафилиндо
- Морская Юго-Восточная Азия
- Наньян (регион)
- Морская торговая и коммуникационная сеть Нусантао
- Общество Нусантара
- Информация об архипелаге
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Френд, Т. (2003). Индонезийские судьбы . Издательство Гарвардского университета. п. 601 . ISBN 0-674-01137-6 .
- ^ Эчолс, Джон М.; Шадили, Хасан (1989), Индонезийско-английский словарь (1-е изд.), Джакарта: Gramedia, ISBN 979-403-756-7
- ^ «Результаты поиска — KBBI Online» . kbbi.kemdikbud.go.id . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ «Нусантара | Перевод с малайского на английский — Оксфордские словари» . Оксфордский малайский живой словарь . Архивировано из оригинала 20 июля 2018 года . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ Мпу, Прапанка; Ю., Падмапуспита (1966). Параратон . Студенческий парк.
- ^ «Кертанагара дан Нусантара» . История (на индонезийском языке). 18 января 2022 года. Архивировано из оригинала 22 октября 2023 года . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ Сантико, Хариани (май 2020 г.). «Религиозная жизнь короля Кертанегары» . КАЛПАТАРУ, журнал «Археология» . 29 (1): 29–38 . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Утомо, Бамбанг Буди (30 ноября 2009 г.). «Маджапахит в судоходстве и торговле на архипелаге». Археологические периодические издания . 29 (2). Археологический центр Джокьякарты: 1–14. doi : 10.30883/jba.v29i2.375 (неактивен 11 июня 2024 г.). ISSN 2548-7132 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июнь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Эверс, Ханс-Дитер (2016). «Нусантара: история концепции». Журнал малазийского отделения Королевского азиатского общества . 89 (1): 3–14. дои : 10.1353/рас.2016.0004 . S2CID 163375995 .
- ^ Мохд. Зариат Абдул Рани (2005). «Между исламом и индуизмом в малайском мире: некоторые заметки западных исследователей» . САРИ: Малайский журнал природы и цивилизации . 23 . Национальный университет Малайзии: 67–82. ISSN 0127-2721 .
Еще одна вещь, которую необходимо объяснить, — это разница в терминах, которые они используют для обозначения области, о которой говорят. Нью-Джерси Кром (далее Кром), например, использовал термин «Архипелаг», а Бернард Х. М. Влекке (далее Влекке) и Дж. К. Ван Леур (Ван Леур) назвали территорию своих исследований «Индонезия». Хотя существуют различия в терминах, но после исследования было обнаружено, что объем их дискуссий в среднем относится к одной и той же области, а именно к области, упомянутой Аль-Аттасом в его лекции под названием «Ислам в малайской истории и культуре» (1972 г.). ) как «Малайско-Индонезийские острова».
- ^ Хафиза Исаханид (11 октября 2018 г.). «Термин Нусантара используется без духа малайского объединения» . Ежедневные новости .
Понятие архипелага в понимании индонезийцев сильно отличается от того, что понимают малазийцы, даже почти все другие страны Юго-Восточной Азии, включая Сингапур... когда большинство жителей Юго-Восточной Азии называют архипелаг регионом Малайского архипелага или страной в В Юго-Восточной Азии индонезийцы вместо этого думают, что архипелаг является чисто индонезийским.
- ^ Слово «нуса» в Kamus Besar Bahasa Indonesia, Джакарта: Агентство по развитию и развитию языка — Министерство образования, культуры, исследований и технологий Республики Индонезия, 2016.
- ^ Монье Уильямс (1899), «अन्तर», в Санскритско-английском словаре, […], новое издание, Оксфорд: В Clarendon Press, →OCLC , страница 0043
- ^ Видья Лестари Нингсих (18 января 2022 г.). «История названий архипелагов» . Компас.com . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ Гейнор, Дженнифер Л. (2007). «Морские идеологии и этнические аномалии». В Бентли Джерри Х.; Бриденталь, Рената; Виген, Карен (ред.). Морские пейзажи: морские истории, прибрежные культуры и трансокеанские обмены . Издательство Гавайского университета. стр. 59–65 . ISBN 9780824830274 .
- ^ Исмаил, Абдул Рахман Хаджи (1998). «Малайские летописи» . Малазийское отделение Королевского азиатского общества : 93. ISBN. 9789679948134 .
- ^ Ахмад, А. Самад (1979). Сулалат Салатин (Малайская история) . Совет малайзийского языка и библиотек. п. 43.
- ^ Нугрохо, Ираван Джоко (2009). Исправление истории Маджапахита . Разнообразие СМИ. п. 227.
- ^ Влекке, Бернард Х.М. (1943), Нусантара: История Восточно-Индийского архипелага (1-е изд.), Нидерланды: паб Ayer Co, стр. 107–111. 303–470, ISBN 978-0-405-09776-8
- ^ «nusantara | Перевод с индонезийского на английский — Оксфордские словари» . Оксфордский живой словарь индонезийского языка . Архивировано из оригинала 25 декабря 2017 года . Проверено 24 декабря 2017 г.
- ^ Батчер, Джон Г.; Элсон, RE (24 марта 2017 г.). Суверенитет и море: как Индонезия стала архипелажным государством . НУС Пресс. ISBN 9789814722216 .
- ^ Сирегар, Кики (17 января 2022 г.). «Министр Индонезии объявляет название новой национальной столицы на востоке Калимантана» . ЦНА . Архивировано из оригинала 17 января 2022 года . Проверено 3 октября 2022 г.