Jump to content

Мигель Абенсур

Мигель Абенсур
Мигель Абенсур
Рожденный 13 февраля 1939 г.
Умер 22 апреля 2017 г.
Заметная работа Демократия против государства (1997)
Школа Континентальная философия , Либертарианский социализм
Учреждения Париж VII
Основные интересы
Политическая философия , история идей , демократия , эмансипация , революция , тоталитаризм , утопия
Известные идеи
Новый утопический дух
Повстанческая демократия
Диалектика эмансипации

Мигель Абенсур (англ. Французский: [abɑ̃suʁ] , 13 февраля 1939 — 22 апреля 2017) — французский философ, специализирующийся на политической философии .

Начал свою академическую карьеру в качестве профессора политологии в Дижоне , затем в Реймском университете , а затем преподавал политическую философию в парижском университете Дидро ( Жюсье ), где стал почётным профессором . Основатель и директор редакционного сборника «Критика политики» в Payot и президент Международного колледжа философии с 1985 по 1987 год. Его обычно считают левым либертарианским мыслителем и теоретиком радикальной демократии . [1] [2] [3]

Вместе с такими мыслителями, как Клод Лефор , Пьер Кластр , Корнелиус Касториадис и Марсель Гоше , Абенсур внес большой вклад в обновление французской политической философии в послевоенный период. [4] Зная о многочисленных спорах вокруг наследия, истории и историографии Французской революции во Франции, он исследовал противоречия французских революционеров и комментировал их тексты (особенно Сен-Жюста ). После повторного открытия Карла Маркса , особенно его ранних работ , Абенсур стремился отличить собственную мысль Маркса от марксизма . После прихода нацистского режима и Холокоста , итальянского фашизма и борьбы с советским тоталитаризмом Абенсур задался вопросом о природе того тоталитарного опыта, в котором он видит расцвет господства и исчезновение политики. Более того, хотя некоторые политические лидеры во Франции и во всем мире выступают за либеральную демократию, Абенсур подчеркивал различие между представительным правительством и демократией.

В том же духе критики Абенсур предложил множество исследований Теодора В. Адорно , Ханны Арендт и Эммануэля Левинаса . Он исследовал историю утопии и определил в ней «новый утопический дух». Наконец, Абенсур разработал концепцию демократии, которую он называет «повстанческой демократией». Эта сложная идея, родственная другим теориям радикальной демократии, настаивает на распаде государственной формы и политического доминирования как на подлинном демократическом моменте в высшей степени.

Будь то редактор, мыслитель или общественный интеллектуал, Мигель Абенсур всегда размышлял об освобождении угнетенных. Выступая путеводной нитью его мысли, никогда не покидал его вопрос, поставленный Этьеном де Ла Боэти : «почему большинство угнетенных не восстает?» В конце концов, он переформулировал этот фундаментальный вопрос, используя термины Баруха Спинозы : «Почему люди борются за свое рабство, как если бы оно было ради собственного спасения?»

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Абенсур родился в феврале 1939 года в семье родителей, приехавших во Францию ​​из Алжира всего за несколько месяцев до начала Второй мировой войны ему пришлось скрываться . Во время оккупации , так как его отец был евреем. [1] Семья покинула Париж и поселилась в деревне в Нижних Пиренеях . Размышляя об этом периоде своей жизни в длинном интервью, которое дал Мишель Энодо, он заявил:

Мы жили в маленькой деревне, и мои родители указали мне на дома, которых нам следует избегать, и на людей, с которыми нельзя разговаривать. Ребенку, несомненно, чрезвычайно тревожно осознавать, что мир, в котором он живет каждый день, разделен на две части и включает в себя опасные места и людей.

Мигель Абенсур, Политическое сообщество «всех», с. 12 [перевод]

После войны его отец работал переводчиком с немецкого языка на Нюрнбергском процессе . В том же интервью Энодо философ рассказал еще об одном тревожном эпизоде ​​из своего детства:

Примерно в двенадцать лет я порылся на его книжной полке и нашел среди судебных документов томик фотографий о лагерях смерти . Эта книга внезапно открыла для меня неожиданную вселенную, которая бросала вызов всем мыслям. Я помню фотографии депортированных, чьи взгляды обращались ко мне, как будто они с другой планеты; Я помню груды, настоящие груды стаканов высотой в несколько метров, пронзительные кадры массовых убийств . Эти образы никогда не покидали меня.

Мигель Абенсур, Сообщество «всех», с. 376 [перевод]
Изображение города Оран, расположенного в Алжире.
Фотография города Оран ( Алжир ), сделанная с горы Айдур (2013 г.).

Абенсур был также глубоко отмечен периодом Алжирской войны , «особенно идеей о том, что пытки широко практиковались, даже людьми, которые были частью [французского] сопротивления ». [5] [фр] В 1957 году он провел часть лета в Оране : «Там царила атмосфера всеобщей ненависти. Все общины презирали друг друга. Я также мог наблюдать унижения, которые алжирцы ежедневно терпели со стороны французских колонизаторов . [6] [фр] "

Академическая карьера

[ редактировать ]

Имея факультет политологии, Абенсур начал свою преподавательскую карьеру в качестве профессора этой дисциплины в Дижоне в 1960-х годах. [2] [7] Позже он некоторое время проработал в CNRS . В 1973 году он получил докторскую степень по политологии после успешной защиты в 1973 году Государственной программы по утопии XIX века, которой руководил сначала Шарль Эйзенманн , а затем Жиль Делёз . [8]

В 1970-е годы, когда была учреждена докторская программа по политической теории , он был назначен профессором политологии в Реймсском университете . [8] Он основал там Центр политической философии. [9] куда Клод Лефор и Пьер Кластр . приезжали представить свои работы [10] В 1990 году он поступил в Парижский университет VII имени Дени Дидро , где преподавал до конца своей карьеры и в конечном итоге стал почетным профессором политической философии. [8] В рамках этого университета он принял участие в авантюре Центра социологии политических практик и репрезентаций и дочернего журнала Tumultes . [2]

Будучи профессором, он руководил докторскими диссертациями нескольких влиятельных деятелей обновления политической философии во Франции, в том числе Люка Ферри , Филиппа Рейно, Жана-Мишеля Бенье и Этьена Тассена. [11]

Интеллектуальное путешествие

[ редактировать ]

Из журнала в журнал

[ редактировать ]

Мигель Абенсур был «активной фигурой в мире журналов. [12] [фр] Его первая опубликованная статья, появившаяся в двух частях в « Исторических анналах французской революции» , была посвящена Сен-Жюсту . [13] [14] Впоследствии, помимо своей академической и преподавательской деятельности, Абенсур сотрудничал с различными журналами, такими как Текстуры и Libre . По словам Франка Берто, эти два журнала сыграли значительную роль в возрождении политической философии во Франции в переломный момент 1980-х годов с критическим обсуждением тем демократии и тоталитаризма , эмансипации и господства. [15]

Его участие в этих журналах было интенсивным. [16] и дебаты среди сотрудников различных журналов были весьма оживленными. [15] В интервью 2007 года Жан-Клоду Пуаза, размышляя о своем путешествии, Абенсур заявил: «Я больше ориентирован на журналы. Я участвовал в «Текстуры» , «Libre» , «Passé-Present» , «Tumultes таких проектах , как ». введение дистанции между членами журнала. [17] [фр] "

В начале 1970-х годов Абенсур стал сотрудничать с журналом «Текстуры» , созданным и возглавляемым бельгийским феноменологом Марком Риширом. [18] В 1977 году вместе с Корнелиусом Касториадисом , Пьером Кластром , Марселем Гоше , Клодом Лефором и Морисом Лучани он стал соучредителем журнала Libre под редакциями Payot. [18]

С 1982 по 1984 год сотрудничал с журналом Passé-Present . [19] созданный и возглавляемый Клодом Лефором. [18] В середине 1990-х годов он сотрудничал с журналом Tumultes , издаваемым Центром социологии практик и политических репрезентаций в Париже VII, под руководством Сони Даян-Герцбрун. [20] Он также участвовал в составе редколлегии журнала Épokhé , созданного и возглавляемого Марком Риширом. [21]

Наконец, в 2017 году, незадолго до своей кончины, он стал соучредителем журнала Prismes вместе с Мишель Коэн-Халими, Анн Купец, Жеральдин Мюльманн , Катей Женель и Жилем Муто. Первый том Prismes был опубликован в 2018 году. [22]

Международный колледж философии

[ редактировать ]

В 1980-х годах Абенсур работал в Международном колледже философии . Он возглавлял ее коллегиальное собрание с ноября 1985 по декабрь 1987 года, сменив Жака Деррида и Жана-Франсуа Лиотара . [23] По словам Элизабет де Фонтенэ, «[Абенсур] проявил подлинную изобретательность в демократическом и эффективном управлении институтом, который все еще находился в хрупком и нестабильном состоянии своего зарождающегося государства. [24] Она указывает, что именно он «установил принцип голосования , и именно под руководством исполнительного комитета, который он возглавлял, были назначены программные директора, а значит, и новый институт коллегиального собрания». [24] [фр] Она также отмечает, что он инициировал создание коллекции «Библиотека международного колледжа философии» с изданиями Обье и был движущей силой создания Cahiers Международного колледжа философии, [24] журнал, который собирал материалы как внутри, так и за пределами университета, следуя модели, аналогичной модели Франкфуртской школы . [25]

Кроме того, его президентство запомнилось « Хайдеггер . Вопросы ouvertes» коллоквиумом , состоявшимся в марте 1987 года, на котором Эммануэль Левинас согласился выразить свое глубокое двойственное отношение к немецкому философу и его причастности к нацистскому режиму . [10] В разговоре об истории Международного колледжа философии Деррида вновь вспоминает этот коллоквиум, организованный Элианой Эскубас и Абенсуром: [24] [25] «Пример коллоквиума Хайдеггера — мы могли бы привести многие другие, если бы у нас было время — был особенно примечателен в этом отношении, потому что он происходил в разгар « дела Хайдеггера ». Я помню интервенции, где, с одной стороны, демонстрировалась компетентность в интерпретации текстов Хайдеггера, а с другой - демонстрировались различные способы несогласия с Хайдеггером, постановки вопросов, особенно политических, к его текстам и мыслям, не поддаваясь при этом средствам массовой информации. испытания и поспешные методы, которые доминировали на общественной сцене. [25] [фр] "

Конфликты и интеллектуальная дружба

[ редактировать ]

У Абенсура были разногласия с двумя основателями журнала Libre : Клодом Лефором и Марселем Гоше . С Лефортом разногласия возникли в 1990-х годах, когда Лефорт предложил критику Французской революции через призму тоталитаризма и, таким образом, согласился с интерпретацией историка Франсуа Фюре , тенденциозной в глазах Абенсура. [26]

В случае с Гоше разрыв официально произошел, когда Гоше, бывший друг и коллега, обвинил Абенсура в том, что он является лидером «бунтования». [27] Гоше использовал этот термин для описания парадоксальной позиции некоторых антитоталитарных крайне левых, которые изо всех сил пытались примирить свою любовь к демократии с ультракритической позицией. По мнению Гоше, эстетика непримиримости и культ разрыва нелегко сосуществуют с идеей коллективного самоуправления. В своем ответе Абенсур отверг критику Гоше и принял ярлык «бунтовщика». [28] В то время как Гоше, следуя за упадком революционного горизонта и установлением определенной либеральной реальности, рассматривал демократию и революцию как противоположности, Абенсур утверждал, что эта оппозиция является нулевой, поскольку, следуя проницательности молодого Карла Маркса в его критике гегелевского политического права, Сущность демократии можно понимать только как непрерывные усилия по сопротивлению и даже разрушению формы государства , превращая демократию в революционный режим в лучшем виде.

Фотомонтаж Карла Маркса с обложкой книги Мигеля Абенсура и Луи Жановера « Максимилиан Рубель». Чтобы заново открыть Маркса .

Абенсур разделил путь с Максимилианом Рубелем , опубликовав «Маркс» Рубеля , критику марксизма, в своем сборнике «Критика политики». [29] После публикации полного собрания сочинений Маркса в « Плеяде » Абенсур написал статью под названием «Pour lire Marx», защищающую редакционную работу Рубеля. [30] Он также разделял с Рубелем «тезис Маркса, занимающегося единой критикой буржуазного общества, ориентированного на проект радикального освобождения. [7] [фр] Запуская новый сборник «Критика политики» в изданиях Klincksieck, Абенсур переиздал одну из книг Рубеля: « Карл Маркс, очерк интеллектуальной биографии» . [31]

Абенсур также сформировал глубокую дружбу и настоящее интеллектуальное общение с Луи Жановером, [32] который, среди прочего, сотрудничал с Рубелем при издании полного собрания сочинений Маркса в «Плеяде». В память о Рубеле Абенсур и Жановер опубликовали «Максимилиана Рубеля». Налейте переделку Маркса . [33]

Абенсур умер 22 апреля 2017 года (в возрасте 78 лет) в Париже. Его тело покоится на кладбище Пер-Лашез . [10]

Жизнь редактора

[ редактировать ]

Передача работ

[ редактировать ]

Абенсур был неутомимым конвейером текстов. [11] По словам Люсии Саградини, «вся интеллектуальная жизнь Мигеля Абенсура была переплетена с воплощением философской мысли, которая пересекалась с чтением, написанием книг, а также с работой по передаче, с участием авторов критической теории , приему которой он способствовал на французском языке, и также благодаря своей многолетней работе профессором. [34] [фр] "

антрополога « Пьера Кластра » Общество против государства (1974), сопровождаемое двумя книгами под редакцией Мигеля Абенсура.

Таким образом, Абенсур обеспечил передачу значительного количества текстов: более сотни наименований из его коллекции «Критика политики» в Payot. [16] Среди многих своих подвигов он опубликовал полное собрание сочинений Луи Антуана де Сен-Жюста . [35] он редактировал журнал Cahier de L'Herne, посвященный Эммануэлю Левинасу, содержащий множество неопубликованных материалов, [36] он организовал коллоквиум, посвященный творчеству Ханны Арендт, в Международном колледже философии , [37] именно он инициировал французский перевод книги Эдварда П. Томпсона « Становление английского рабочего класса» ; [38] и в качестве своей первой редакционной работы он опубликовал несколько текстов Огюста Бланки . [39]

Более того, Абенсур взял на себя задачу сохранить « Коперниканскую революцию ». [40] которые Пьер Кластр ввел в антропологическую мысль. В мае 1982 года он организовал двухдневный коллоквиум под названием «Из творчества Пьера Кластра: антропология и политика». [41] материалы опубликованы в 1987 году в книге L'Esprit des lois sauvages . [42] В ноябре 2009 года он руководил коллоквиумом под названием «Пьер Кластр и мы. Коперниканская революция и вопрос о государстве». Некоторые материалы этого коллоквиума были собраны в 2011 году в отредактированном сборнике под названием «Пьер Кластр» . [43] который включает письма Андре Дю Буше и Поля Остера . Бенто Прадо-младшего В нем также представлены переводы предисловия к бразильскому изданию сборника текстов Кластра « Археология насилия» , [44] Предисловие Тани Стоизе Лимы и Марсио Гольдмана к книге «Общество против государства » [45] Пола Остера и введение к «Хроникам индейцев гуаяки» . [46] Наконец, в этот том включены два неопубликованных текста Кластра: «Счастливы ли дикари?» и «Последние индейцы Амазонки».

Чтобы оценить количество текстов, прошедших через руки Абенсура, следует обратиться к материалам, представленным на двух коллоквиумах, посвященных его работе; [47] [48] плюс отзывы, собранные в коллективной работе «Критика политики». Вокруг Мигеля Абенсура , [8] и в номере журнала Liignes, отдающего ему дань уважения. [49] Также следует посетить библиотеку Мигеля Абенсура ; [50] в этой книге перечислены все книги из его личной библиотеки, включая те, которые он одалживал своим ученикам.

Возглавляю коллекцию

[ редактировать ]

«Критика политики». Абенсур был основателем сборника [51] в издательстве Payot (с 1974 по 2015 год). [52] После редакционного спора он продолжал сборник в издательстве Klincksieck с 2016 года до своей кончины в 2017 году, все еще под названием «Критика политики». Сейчас коллекцию возглавляет Мишель Коэн-Халими. [53]

Выражением «критика политики» (или «критика политики» на английском языке) Абенсур, по словам Николя Пуарье, стремился «обозначить созвездие мыслителей, движимых общим стремлением к свободе, а также практикам и событиям». которые демонстрируют, что люди могут найти в себе средства избежать рабства. [2] [фр] Антония Бирнбаум так описывает создание этого сборника: «Молодой человек, вдохновленный своими чтениями, возвращается из США и предлагает издателю Payot создать антиучебник, используя критические тексты из политической философии . После некоторых трудностей с получением прав издатель делает ему еще одно предложение: «Не предпочитаете ли вы вместо этого создать сборник?» Мсье Абенсур соглашается. [54] [фр] "

Передняя обложка Джузеппе (Жозефа) Феррари книги Les philosophes salariés , отредактированной Абенсуром в 1983 году в его сборнике «Критика политики» (с логотипом «CP» под именем автора).

Помимо переиздания работ менее известных авторов ( Джузеппе Пелли Бенчивенни , Жан-Батист Кузен де Грейнвиль или Фердинанд Домела Ньювенхейс ) и публикации диссертаций молодых исследователей (Этьен Тассен, Жеральдин Мюльман , Блез Башофен, Мартен Бро или Николя Пуарье ), Абенсур способствовал распространению сочинений основателей Франкфуртской школы во Франции, предложив переводы их произведений, [54] например, первое название в сборнике « Макса Хоркхаймера » Затмение разума . [55] Позже у него были переведены книги Теодора В. Адорно , Франца Ноймана , Юргена Хабермаса и Оскара Негта , а также авторов, тесно связанных с Франкфуртской школой, таких как Эрнст Блох , Вальтер Беньямин или Зигфрид Кракауэр .

По словам Антонии Бирнбаум, «именно связь с эмансипацией мотивирует отношения Мигеля Абенсура с книгами. [54] [фр] «Для Николя Пуарье» М. Абенсур был издателем, для которого акт публикации сам по себе был актом мысли. [2] [фр] «Действительно, его редакционная деятельность [11] была неотъемлемой частью его философской работы, а тексты опубликованных им авторов лежали в основе его размышлений, как видно из этого отрывка: «Чтобы рассмотреть вопрос о возвращении политических вопросов, — пишет Абенсур, — необходимо исследование отношения между критической теорией (Теодор В. Адорно, Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе ) и политической философией. В то время как критическая теория тяготеет к катастрофизму , означающему ассоциацию между господством и политикой, политическая философия, напротив, иногда стремится стереть феномен. Доминирование в пользу политического пространства, задуманного по модели обмена между равными участниками. Критическая политическая философия должна учитывать, следуя Ла Боэти , особенно тот факт, что доминирование имеет тенденцию возникать внутри политической сферы. [56] [фр] "

Издание « Рассуждения Этьена де Ла Боэти о добровольном рабстве». [57] была «символической и первой работой» [10] из сборника «Критика политики»; явный пример «критического политического подхода к доминированию». [7] [фр] «Это издание, в работе над которым принимали участие будущие сотрудники журнала «Libre» ( Гоше , Лефор и Кластр ), было задумано и реализовано Абенсуром.

Исследования и работы

[ редактировать ]

Мысль Абенсура, распространенная в многочисленных статьях, переплетенная с размышлениями об утопиях и движимая «повстанческой» концепцией демократии, представляет собой «критически-утопическую политическую философию». [56] направленный на эмансипацию. Ниже, среди множества исследований, проводимых Абенсуром, обсуждаются его критика политической философии, его подход к революции, раскрытие альтернативной утопии, его обеспокоенность по поводу тоталитаризма и его концепция демократии.

Критика политической философии

[ редактировать ]

Абенсур был заинтересован в выявлении сущности политики и условий ее возможности. Он исследовал моменты, когда люди собираются вместе, чтобы предпринять действия или объединиться для определенной цели, например, восстание , революция, забастовка , создание советов и т. д. Углубляясь в разнообразие политических явлений, он исследовал их пределы, будь то в форме доминирования, аполитизма или тоталитаризма . [58] [59] Кроме того, он размышлял о многих видах политических институтов, которые воплощают аспекты политической деятельности, таких как рабочие советы, руководство , собрания , демократия или государство . [40] [58] Его волновало определение того, является ли конкретная политическая деятельность или институт действительно политическим и какой вклад они могут внести в эмансипацию. Например, может ли тоталитаризм, лишающий свое население всякой уникальности, инициативы и, в конечном счете, плюрализма, считаться политическим режимом?

Более того, Абенсур поставил под сомнение связь между философской деятельностью и политической деятельностью. Абенсур считал, что политическая философия , как линия мысли, так и академическая дисциплина , имеет тенденцию подчинять политику принципам, отличным от ее собственных. Черпая вдохновение из идей Ханны Арендт, [60] Абенсур утверждал, что сдвиг в политической философии произошел в эпоху Платона , и с тех пор она, как академическая дисциплина, последовательно навязывала свои собственные категории и цели «политическим вещам» ( les Chooses Politiques на английском языке). Другими словами, аргумент Абенсура заключается в том, что политическая философия непреднамеренно увековечила системы доминирования, одновременно препятствуя стремлению к подлинной эмансипации.

Французская революция: путеводный свет

[ редактировать ]

Абенсур рано увлекся изучением революционных событий: «Я начал писать докторскую диссертацию примерно в 1965 году», — заявил Абенсур. «Изначально я планировал изучать якобинство . Но понял, что это неосуществимо, и отказался от этой идеи. [48] [фр] Несмотря на то, что он отказался от этого конкретного фокуса, сочинения и действия французских революционеров , а также интерпретация их усилий продолжали интриговать его. Действительно, вопросы о Французской революции и, в более широком масштабе, революциях регулярно всплывали в работах Абенсура. Прежде всего , для Абенсура понятие революции « более , чем любое другое событие, занимает центральное место в истории. [61] [фр] "

Жана Дюплесси-Берто Картина «Штурм Тюильри 10 августа 1792 года» во время Французской революции (1793 г.).

В созвездии мыслителей, обсуждаемом Абенсуром, Луи Антуан де Сен-Жюст занимает центральное место. Абенсур представил французского революционера как прекрасную иллюстрацию того, что он считал загадкой Французской революции: «Когда мы говорим о Сен-Жюсте, эта загадка становится тем более устрашающей, потому что это загадка самой революции и, возможно, всей революции. [62] [фр] «В сочинениях, речах, а иногда и неоднозначных действиях Сен-Жюста запечатлены конкретные моменты, идеи и события Французской революции. С одной стороны, это стремление отменить Ancien Régime , а с другой - определенная консервативная настойчивость. Таким образом, когда Абенсур исследует Французскую революцию через призму Сен-Жюста: «Речь идет больше о том, чтобы подвергнуть сомнению странную трансформацию Революции в высшую власть, размышляя о том, как Революция превращается в новый абсолют. [61] [фр] "

Абенсур также подошел к революции с точки зрения героизма . [61] По его словам, героизм шел рука об руку с революцией и, пожалуй, можно сказать, что он является характерной чертой каждой революции: «Что касается меня, я считал героизм основным данным, конститутивным измерением революции. героизм, который можно рассматривать как существенный элемент революции в строгом смысле этого слова, то есть это среда, в которую погружены действующие лица» [63] [фр] .

Однако Абенсур постарался отличить современного героя от героя античного ; кроме того, он установил типологию современного героизма: «антигероический героизм», «героизм искренности», «героизм владения внешностью». [61] По мнению Абенсура, современные революционные герои склонны заменять этическими политические цели целями. Следовательно, революция перестанет быть политической, а этической и, как следствие, потеряет свою основную цель, т. е. изменение организации политического сообщества. Еще более тревожно то, что, по словам Абенсура, многие революционные герои хотели использовать революцию, чтобы фактически положить конец политике, которая считалась по своей сути конфликтной и жестокой. Этот последний аспект героизма особенно губителен, поскольку он направлен ни на что иное, как на отрицание существования политических вещей и, следовательно, на создание пространства, где может иметь место доминирование.

Тем не менее Абенсур по-прежнему связывал героизм со свободой : «Опыт Революции, как опыт свободы, был сопряжен с чрезвычайной опасностью; любой, кто этого не знал, ничего об этом не знал. [62] [фр] "

Абенсур посвятил утопии XIX века свою диссертацию государственную . : «Формы социалистически-коммунистической утопии. Очерк критического коммунизма и утопии» (1973, два тома так и не изданы) [23] ). В нем, по словам Моны Озуф , «Мигель Абенсур предпринимает, вопреки определенному марксизму , но с помощью определенного Маркса , реабилитацию утопии. [64] [фр] Начиная с социалистов-утопистов и перечитывая Карла Маркса, он считал утопию многогранной и выделял разные периоды утопии в XIX веке:

Гравюра Амброзиуса Гольбейна карты острова Томаса Мора для Утопия издания за ноябрь 1518 года.

Этот последний период, этот «новый утопический дух», продолжился и в XX веке и принял новую форму: «особенность нового утопического духа состоит в том, чтобы производить не утопии, а дискурс об утопии, обновленное мышление об утопии. выдающиеся имена — Эрнст Блох , Мартин Бубер , критическая теория ( Маркузе , Адорно , Вальтер Беньямин ), а также Эммануэль Левинас , [...]. Надо также учитывать некоторые направления сюрреализма , особенно в Андре Бретона отношениях с Фурье, и определенные направления авангарда , такие как ситуационизм или журнал «Утопия» во Франции. [65] [фр] "

В более общем плане Абенсур считал, что «точно так же, как ошибочно сводить утопию к литературному жанру , рискуя отсоединить ее от социально-политической и рассматривать ее только с точки зрения истории литературы , столь же абсурдно читать утопию, как если бы это было изображение исторического общества или рассказ о путешествиях конкретного существующего политического сообщества . [66] [фр] этих редукций и интерпретаций утопии Абенсур в своем редакционном сборнике «Критика политики» выдвинул множественность точек Против » « зрения . и таким образом предпринял попытку беспрецедентного вмешательства в политическую сферу. [67] [фр] «; он рассматривал Пьера Леру как «утопического активиста с давней утопической практикой». [66] [фр] он верил, что Карл Маркс осуществил «спасение путем переноса» утопии; [68] он считал, что Вальтер Беньямин «преследует мифологию или бред», населяющий или разрушающий утопии XIX века; [67] или он обнаружил у Эммануэля Левинаса другой способ мышления утопии, «Мысль об утопии под знаком Встречи». [69] [фр] "

На более глубоком уровне Абенсур представлял людей как «утопических животных»: «[Это выражение] является попыткой представить человека, его тонкости, возможно, неподходящими, необнаружимыми, уклоняющимися от назначения в конкретное место и тем самым указывающими на неведомое место. -место Именно в этом смысле человек утопичен или что Левинас мог говорить об утопии человека. [70] [фр] И добавил: «А не пойти ли нам дальше? Не потому ли, что человек анархичен, он устанавливает связи с не-местом утопии? [70] [фр] Наконец, Абенсур видел в утопии «упорный порыв к свободе и справедливости , который, несмотря на все неудачи, все отрицания, все поражения, возрождается в истории, выходит на поверхность, который даже в самой мрачной из катастроф дает о себе знать, сопротивляется, как будто сама катастрофа порождает новый утопический вызов. [65] [фр] "

Тоталитаризм: экзистенциальная угроза для политики

[ редактировать ]

Абенсур был глубоко обеспокоен возникновением тоталитаризма , этими попытками положить конец политическому, особенно нацистскому режиму и советскому режиму .

Альберта Шпеера по План строительству новой столицы « Германии » для нацистской Германии по требованию Адольфа Гитлера .

Абенсур считал тоталитаризм полной новинкой в ​​социально-историческом плане и ключевым фактом ХХ века: «Можно сказать, двойная новизна: тоталитаризм — это новый элемент нашего века и, как таковой, его «ядро». ( Ханна Арендт ); в истории доминирования оно представляет собой радикально новую форму , поскольку оно направлено не что иное, как стереть политическое состояние людей. [58] [фр] Таким образом, для Абенсура тоталитаризм есть форма «беспрецедентного, несравненного господства, и в силу своей несоизмеримости он несводим к другим формам господства, появившимся в истории, будь то деспотизм , тирания или фашизм , поскольку существуют фашизмы ». которые не обязательно являются тоталитарными. [58] [фр] "

Более того, по мнению Абенсура, еще одной характеристикой тоталитаризма является то, как он порождает аполитизм . Тоталитаризм следует понимать не как «излишек политики», а скорее как «разрушение политики», поскольку он напрямую атакует сами условия возможности политики.

Исследование Абенсура Альберта Шпеера , нацистского архитектора, прекрасно иллюстрирует непоправимую рану, нанесенную тоталитаризмом политике. [59] Абенсур утверждает, что вся архитектура (будь то дом, здание, частная или институциональная структура, площадь или даже городское планирование и т. д.) варьируется в зависимости от политических режимов и способов установления политики. В случае тоталитаризма: «Архитектура как конститутивный элемент тоталитарного режима, где разворачивается его архе , его власть, устанавливает пространство, которое не является ни общественным, ни политическим. [59] [фр] Памятники, спроектированные и созданные Альбертом Шпеером, воплотили это отрицание политики. Более того, они были направлены на неделимое объединение немецкого народа : «Нацистская монументальность, как гигантизм масс ( «человеческие стены»), так и гигантизм зданий, вместо того, чтобы создавать «общественность», он производит массовое и «компактное», стремясь к абсолютному сплочению. [59] [фр] "

Потомство

[ редактировать ]

Во-первых, Абенсур завещал потомкам свою «Критику политики» — редакционный сборник с «потрясающим каталогом». [1] В своем некрологе Роберт Маджори написал: «Этот сборник является, можно сказать, его «опусом». [71] [фр] Это суждение совпадает с мнением Жана Бирнбаума , который в статье 2006 года, посвященной сборнику Абенсура, написал: «Действительно, редко интеллектуальное призвание и редакционное приключение столь замечательно сходились в одном пути идей. [72] [фр] Со своей стороны Флоран Перье подчеркнул, что этот сборник был «одним из самых важных во франкоязычном мире в более широкой области политической философии» . [10] [фр] Другие, как Эммануэль Рено и Ив Синтомер, написав «Введение» к работе, посвященной критической теории, [73] или, как Жан-Франсуа Кервеган, задававшийся вопросом о долговременном влиянии введения Хабермаса во французскую философию , [74] признал важность этого сборника для восприятия французами сочинений теоретиков Франкфуртской школы . Луи Пинто, признавая роль Абенсура как посредника в восприятии критической теории , утверждал, что Абенсур «способствовал изобретению нового интеллектуального стиля в философской области, своего рода « авангардного академизма », который претендовал на радикальный разрыв, отличный от тех, философского авангарда предыдущего поколения, иногда называемого « постмодерном ». [75] [фр] "

Более того, среди работ и исследований Абенсура два полюса особенно привлекли внимание комментаторов и комментаторов: утопический полюс и демократический полюс. Что касается первого полюса, Луи Жановер вспоминал контекст исследований и работ Абенсура: «На самом деле, ему предстоит не только найти забытых авторов в то время, когда утопия была изгнана в это неопределенное пространство, известное как домарксизм, но и а также вновь ввести их в генеалогию рабочего движения . [49] [фр] В том же номере журнала Lignes Мишель Коэн-Халими и Софи Ваних писали: «Таким образом, Мигель Абенсур героически стал одним из величайших мыслителей утопии, одним из величайших проводников утопий всех времен, от Томаса Мора до Уолтера Бенджамин . [49] [фр] "

Демократический полюс исследований и работ Абенсура привлек большое внимание, поскольку его идея «повстанческой демократии» согласуется с определенными теоретическими концепциями демократии (особенно с концепциями Клода Лефора , Корнелиуса Касториадиса , Жака Рансьера , Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф ), которые теперь все вместе называются как « радикальная демократия ». [76] [77] [16] По словам Моник Руйе-Буаро, «в дикой или «повстанческой» демократии Мигеля Абенсура цель состоит в том, чтобы поддержать идею плюрализма внутри политического сообщества , и это происходит в агонистических рамках борьбы против государства , сопротивления Состояние. [3] [фр] В том же духе Макс Блехман писал: «В истинной демократии абстрактное политическое Государство растворяется, поскольку оно сводится к основам: конституционная объективация, не более того, и важно подчеркнуть, не что иное, как политический момент общее самоопределение всего демоса . [8] [фр] Однако «повстанческая демократия» Абенсура не лишена критики. Например, Мартин Делейш утверждал, что концепция демократии против государства, то есть противопоставление всего народа институциональной форме государства, подразумевает представление народа как своего рода тотальность, «единство которой является одновременно целью и принципом истинной демократии». [78] [фр] Точно так же Одрик Витьелло заметил: «Можно подвергнуть сомнению конкретный результат такой концепции, враждебной всякой институционализации : если каждый институт ведет к архе , [...], если демократия всегда возникает «против государства», это кажется трудным, если это не невозможно, то установить подлинно демократический режим. [79] [фр] "

Работает

[ редактировать ]

Переведенные тексты (подборка)

[ редактировать ]
  • Абенсур, Мигель. Демократия против государства: Маркс и макиавеллистский момент. Перевод Макса Блехмана и Мартина Бро. Кембридж: Polity Press, 2011 [1997].
  • Абенсур, Мигель. «Дикая демократия» и «Принцип анархии» [1994]». Перевод Макса Блехмана. Философия и социальная критика 28, вып. 6 (2002): 703–26. https://doi.org/10.1177/019145370202800606
  • Абенсур, Мигель. «Утопия и демократия [1997]». В книге «Усталость от демократии: борьба с провалом либеральной демократии » под редакцией Обеда Фраусто, Джейсона А. Пауэлла и Сары Витале, перевод Мэтью Лоренцена, 27–38. Лондон: Пэлгрейв Макмиллан, 2020.
  • Абенсур, Мигель. Утопия от Томаса Мора до Уолтера Беньямина . Перевод Рэймонда Н. Маккензи. Миннеаполис: Univocal, 2017 [2000].

На французском языке

[ редактировать ]
  • Инструкция по взятию оружия. Вечность сквозь звезды. Астрономическая гипотеза и другие тексты Огюста Бланки, созданные и представленные Мигелем Абенсуром и Валентином Пелоссом , Париж, Тет-де-Фей, 1973; отредактировано Sens & Tonka в 2000 году.
  • О компактности: архитектура и тоталитарные режимы , Париж, Sens & Tonka, 1997.
  • L'Utopie de Thomas More à Walter Benjamin , Paris, Sens & Tonka, 2000. [Английский перевод: Utopia от Томаса Мора до Уолтера Бенджамина , Миннеаполис, Univocal Publishing, 2017].
  • Суд над главными мечтателями , Арль, Салливер, 2000.
  • Демократия против государства: Маркс и момент Макиавелли , Париж, Le Félin, 2004. [Английский перевод: Демократия против государства: Маркс и момент Макиавелли , Кембридж, Polity, 2011].
  • Смеясь над законами, судьей и богами: импульс Сен-Жюста , Лион, Орлье, 2005.
  • Ханна Арендт против политической философии? , Париж, Сенс и Тонка, 2006.
  • Максимилиан Рубель , чтобы заново открыть Маркса , в сотрудничестве с Луи Жановером , Париж, Sens & Tonka, 2008.
  • За критическую политическую философию , Paris, Sens & Tonka, 2009.
  • Человек — утопическое животное / Utopians II , Арль, Les Editions de La Nuit, 2010.
  • Суд над главными мечтателями (новое расширенное издание) / Utopians I , Арль, Les Editions de La Nuit, 2011.
  1. ^ Jump up to: а б с Бирнбаум, Жан (25 апреля 2017 г.). «Философ Мигель Абенсур умер» . Мир . п. 14 . Проверено 8 августа 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Пуарье, Николас (6 октября 2017 г.). «Мигель Абенсур, эмансипация через утопию» . Жизнь идей . Проверено 8 августа 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б Руй-Буаро, Моник (23 июля 2018 г.). «Мигель Абенсур, либертарианский мыслитель» . Линии . 56 (Специальный выпуск: Мигель Абенсур, Утопическое суммирование): 103–14. дои : 10.3917/lignes.056.0103 .
  4. ^ Бро, Мартин; Холман, Кристофер; Магнуссон, Рэйчел; Маццокки, Пол; Пеннер, Девин, ред. (2015). Мышление о радикальной демократии: возвращение к политике в послевоенной Франции . Торонто: Издательство Университета Торонто. стр. 3–30. ISBN  978-1-4426-2199-2 .
  5. ^ Комби, Элен (23 апреля 2017 г.). «Мигель Абенсур, мыслитель, выступающий против склона политической философии» . Культура Франции . Проверено 8 августа 2023 г.
  6. ^ Абенсур, Мигель (2014). Политическое сообщество «всех». Желание свободы Желание утопии: Интервью с Мишелем Энодо . Париж: Les Belles Lettres. п. 13. ISBN  9782251445113 .
  7. ^ Jump up to: а б с Дельмотт, Фабьен (5 мая 2015 г.). «Мигель Абенсур: переосмысление утопии» . Жизнь идей . Проверено 8 августа 2023 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и Купец, Энн; Тассен, Этьен, ред. (2006). Критика политики: Вокруг Мигеля Абенсура . Париж: Сенс и Тонка. п. 617. ИСБН  978-2-84534-130-2 .
  9. ^ Вермерен, Патрис (28 мая 2017 г.). «По случаю смерти Мигеля Абенсура» . Мирманда Проверено 8 августа 2023 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Перье, Флоран (2017). «Мигель Абенсур, утопия как общая нить» . Жду Надо . 37 :68–72.
  11. ^ Jump up to: а б с Бро, Мартин (2003). «Критика господства, мысль об эмансипации. О политической философии Мигеля Абенсура» . Политика и общества . 22 (3): 45–69. дои : 10.7202/008850ar .
  12. ^ Борд, Франсуа (2018). «Призмы. Критическая теория» . Обзор журналов . 60 :113–19.
  13. ^ Абенсур, Мигель (1966). «Политическая философия Сен-Жюста. Проблемы и социальные рамки» . Исторические анналы Французской революции . 38 (185): 1–32. дои : 10.3406/ahrf.1966.3825 .
  14. ^ Абенсур, Мигель (1966). «Политическая философия Сен-Жюста проблематика и социальные рамки (продолжение и конец)» . Исторические анналы Французской революции . 38 (185): 341–58. дои : 10.3406/ahrf.1966.3876 .
  15. ^ Jump up to: а б Берто, Франк (2007). «_Textures_ и _Libre_ (1971-1980): попытка обновить политическую философию во Франции». В Урмане, Франсуа; Бодуэн, Жан (ред.). Отзывы и динамика разрывов . Ренн: Press Universitaires de Rennes. стр. 105–29. ISBN  978-2753504288 .
  16. ^ Jump up to: а б с Сервера-Марзал, Мануэль; Пуарье, Николас (2017). «Некролог - Желание утопий. В честь Мигеля Абенсура» . Документальная литература . Проверено 8 августа 2023 г.
  17. ^ Пуаза, Жан-Клод; Абенсур, Мигель (2015). «Интервью с Мигелем Абенсуром» . Философия . 44 (2): 11–37. дои : 10.3917/phoir.044.0011 .
  18. ^ Jump up to: а б с Доссе, Франсуа (2014). Касториадис: Жизнь . Париж: Открытие. ISBN  978-2-7071-7126-9 .
  19. ^ «Прошлое настоящее (1982–1984)» . Литературные журналы . 14 июня 2019 г. Проверено 8 августа 2023 г.
  20. ^ Чинголани, Патик (2011). «Рождение беспорядков» . Беспорядки . 37 (2): 19–22. дои : 10.3917/tumu.037.0019 .
  21. ^ «Эпохе» . Издания Жерома Миллона . Проверено 8 августа 2023 г.
  22. ^ «Призмы: критическая теория» . Сенс, Тонка и Си . 2018 . Проверено 8 августа 2023 г.
  23. ^ Jump up to: а б Сервера-Марзал, Мануэль (2013). Мигель Абенсур: Критика господства, мысль об эмансипации . Париж: Сенс и Тонка. п. 15. ISBN  978-2-84534-216-3 .
  24. ^ Jump up to: а б с д Фонтенэ, Элизабет де (2006). «Президентство утопии». В Купец, Энн (ред.). Критика политики: Вокруг Мигеля Абенсура . Париж: Сенс и Тонка. стр. 25–6. ISBN  978-2845341302 .
  25. ^ Jump up to: а б с Абенсур, Мигель; Деррида, Жак; Добблс, Дэниел; Фонтенэ, Элизабет; Малле, Мария-Луиза; Тассен, Этьен (1998). «Разговор вокруг Международного философского колледжа» . Линии . 35 (35): 121–36. дои : 10.3917/lines0.035.0121 . S2CID   144428968 .
  26. ^ Вермерен, Патрис (2018). «Сен-Жюст против Сен-Жюста? Мигель Абенсур, революция как загадка и парадокс ее героя». В Сервера-Марзал, Мануэль (ред.). Стремление к утопии: Политика и эмансипация с Мигелем Абенсуром (изд. Пуарье). Николас: Чувство и Тонка. ISBN  978-2-343-14225-8 .
  27. ^ Гоше, Марсель (2003). Историческое состояние (на французском языке). Париж: Фондовый. стр. 203–205. ISBN  9782070775767 .
  28. ^ Абенсур, Мигель (2008). Письмо бунтовщика Марселю Гоше, обращенное к нормальной политике (на французском языке). Париж: Сенс и Тонка. ISBN  9782845341821 .
  29. ^ Рубель, Максимилиан (1974). Маркс, критика марксизма . Пэрис: Пайот. ISBN  978-2228892964 .
  30. ^ Абенсур, Мигель (1970). «Читать Маркса» . Французский журнал политических наук . 20 (4): 772–88. дои : 10.3406/rfsp.1970.393250 .
  31. ^ Рубель, Максимилиан (2016). Карл Маркс, очерк интеллектуальной биографии . Париж: Клинксик.
  32. ^ Джановер, Луи (3 мая 2017 г.). «Для Мигеля. Этический смысл его работы» . Либерталия . Проверено 9 августа 2023 г.
  33. ^ Абенсур, Мигель; Джановер, Луи (2008). Максимилиан Рубель, чтобы заново открыть Маркса . Париж: Сенс и Тонка. ISBN  978-2-84534-180-7 .
  34. ^ Саградини, Люсия (2017). «Налейте Мигеля Абенсура» . Вариации (20). дои : 10.4000/вариации.875 .
  35. ^ Сен-Жюст, Луи Антуан де (2004). Абенсур, Мигель (ред.). Полные работы . Париж: Галлимар. ISBN  978-2-07-042275-3 .
  36. ^ Абенсур, Мигель; Шалье, Кэтрин, ред. (1993). Каье де л'Эрн: Эммануэль Левинас . Париж: Универсальный французский книжный магазин. ISBN  2851970690 .
  37. ^ Международный колледж философии; Гете-Институт Парижа (2004). Политика и мысль: Конференция Ханны Арендт . Париж: Payot & Rivages. ISBN  978-2-228-89893-5 .
  38. ^ Томпсон, Эдвард Палмер (2012). Становление английского рабочего класса . Париж: Порог.
  39. ^ Бланки, Огюст (2000). Абенсур, Мигель; Пелоссе, Валентин (ред.). Инструкция по взятию оружия. Вечность сквозь звезды: Астрономическая гипотеза и другие тексты . Париж: Французское энциклопедическое общество.
  40. ^ Jump up to: а б Абенсур, Мигель (2011). Демократия против государства: Маркс и макиавеллистский момент . Перевод Блехмана, Макса; Бро, Мартин. Кембридж: Политика. ISBN  978-0-7456-5009-8 .
  41. ^ JLP (2001). «Документы для использования в истории Французской ассоциации политических наук 1949–1999» . Французский журнал политических наук . 51 (1–2).
  42. ^ Абенсур, Мигель, изд. (1987). Дух диких законов: Пьер Кластр или новая политическая антропология . Париж: Порог. ISBN  978-2-02-009778-9 .
  43. ^ Бенсур, Мигель; Купец, Энн, ред. (2011). Пьер Кластр . Париж: Сенс и Тонка. ISBN  978-2-84534-199-9 .
  44. ^ Кластр, Пьер (2004). Археология насилия (на португальском языке). Сан-Паулу: Косак и Найфи.
  45. ^ Кластр, Пьер (2003). Общество против государства: исследование политической антропологии (на португальском языке). Сан-Паулу: Косак и Найфи.
  46. ^ Кластр, Пьер (1998). Хроника индейцев Гуаяки . Нью-Йорк: Зональные книги.
  47. ^ Абенсур, Мигель; и др. (2006). «Критика политики. Вокруг Мигеля Абенсура» . Цифровая библиотека ЮНЕСКО . Проверено 9 августа 2023 г.
  48. ^ Jump up to: а б Сервера-Марзал, Мануэль; Пуарье, Николас, ред. (2018). Стремление к утопии. Политика и эмансипация с Мигелем Абенсуром . Париж: L'Harmattan. ISBN  978-2-343-14225-8 .
  49. ^ Jump up to: а б с Коэн-Халими, Мишель; Вахнич, Софи, ред. (2018). «Спецвыпуск: Мигель Абенсур. Утопический вызов» . Линии . 56 (2).
  50. ^ Купец, Энн; Манних, Дэвид, ред. (2019). Библиотека Мигеля Абенсура . Париж: Сенс и Тонка.
  51. ^ Хоркхаймер, Макс (1974). « Критика политики» Мигеля Абенсура». Затмение разума . Пэрис: Пайот.
  52. ^ BnF, Уведомление о редакционном сборе (Payot) (1974). Критика политики . Пайот . Проверено 9 августа 2023 г. - из Генерального каталога BnF.
  53. ^ BnF, Уведомление о редакционном сборнике (Килнксик). «Критика политики» . Общий каталог БнФ . Проверено 9 августа 2023 г.
  54. ^ Jump up to: а б с Бирнбаум, Антония (2006). «Мигель Абенсур, коллекционер и утопист». В Купец, Анна; Тассен, Этьен (ред.). Критика политики: Вокруг Мигеля Абенсура . Париж: Сенс и Тонка.
  55. ^ Хоркхаймер, Макс (1974). Затмение разума . Пэрис: Пайот.
  56. ^ Jump up to: а б Абенсур, Мигель (2003). «Критическая политическая философия и эмансипация?» . Политика и общества . 22 (3): 119–42. дои : 10.7202/008853ар .
  57. ^ Ла Боэти, Этьен де (1976). Беседа о добровольном рабстве . Пэрис: Пайот.
  58. ^ Jump up to: а б с д Абенсур, Мигель (2009). За критическую политическую философию . Париж: Сенс и Тонка.
  59. ^ Jump up to: а б с д Абенсур, Мигель (2009). От компактности . Париж: Сенс и Тонка. ISBN  978-2845341067 .
  60. ^ Абенсур, Мигель (2006). Ханна Арендт против политической философии? . Париж: Сенс и Тонка.
  61. ^ Jump up to: а б с д Абенсур, Мигель (2019). Сердце Брута . Париж: Сенс и Тонка.
  62. ^ Jump up to: а б Сен-Жюст, Луи Антуан де (2004). « Лира Сен-Жюст» Мигеля Абенсура. Полные работы . Париж: Галлимар.
  63. ^ Абенсур, Мигель (2019). Свет и грязь: Красное и Черное в тени 1793 года . Париж: Сенс и Тонка.
  64. ^ Озуф, Мона (1980). «Утопия, снова и снова» . Дебаты . 2 (2): 126. дои : 10.3917/deba.002.0126 .
  65. ^ Jump up to: а б Даян-Хезбрун, Соня; Купец, Энн; Мурар, Нума (2006). «Человек — утопическое животное: Интервью с Мигелем Абенсуром» . Движения . 45–46 (45–46): 71–86. дои : 10.3917/mouv.045.86 .
  66. ^ Jump up to: а б Абенсур, Мигель (2013). Суд над главными мечтателями: утописты I. Париж: Сенс и Тонка.
  67. ^ Jump up to: а б Абенсур, Мигель (2017). Утопия от Томаса Мора до Уолтера Беньямина . Миннеаполис: Однозначно.
  68. ^ Абенсур, Мигель (2013). История утопии и судьба ее критики: Утописты IV . Париж: Сенс и Тонка.
  69. ^ Абенсур, Мигель (2021). Левинас . Париж: Сенс и Тонка.
  70. ^ Jump up to: а б Абенсур, Мигель (2012). Эммануэль Левинас, Интрига человеческого. Между метаполитикой и политикой: Интервью с Даниэль Коэн-Левинас . Париж: Германн.
  71. ^ Майор, Роберт (24 апреля 2017 г.). «Мигель Абенсур, конец утопии» . Освобождение . п. 26 . Проверено 11 августа 2023 г.
  72. ^ Бирнбаум, Жан (10 августа 2023 г.). « Критика политики»: среди мастеров-мечтателей» . Мир . п. 15 . Проверено 11 августа 2023 г.
  73. ^ Рено, Эммануэль; Синтомер, Ив, ред. (2003). Где критическая теория? . Париж: Открытие.
  74. ^ Фоссель, Майкл; Хабер, Стефан; Кервеган, Жан-Франсуа (2015). «Эффект Хабермаса во французской философии» . Дух . 8–9 : 55–68.
  75. ^ Пинто, Луи (2020). «Торговля философскими идеями: дело французских посредников «критической теории» Франкфурта . Европейский журнал социальных наук . 58 (1): 117–47. дои : 10.4000/ress.6446 . S2CID   182530110 .
  76. ^ Шеврие, Марк; Кутюр, Ив; Виберт, Стефан, ред. (2015). Демократия и современность: Современная французская политическая мысль . Ренн: Press Universitaires de Rennes.
  77. ^ Делейше, Мартин; Дельмотт, Флоренция, ред. (2019). «Радикальная демократия: критические отзывы» . Политические причины (75).
  78. ^ Делейше, Мартин (2019). «Радикальная демократия и критика марксизма. Демократия, государство и конфликтность» . Политическая причина . 75 (75): 29–44. дои : 10.3917/rai.075.0029 . S2CID   210371835 .
  79. ^ Вителло, Одрик (2008). «Радикальная демократия» . DicoPo: Словарь политической теории . Проверено 11 августа 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8dd9860d5d1dd53c9c460feeaa2eb1e7__1718390640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/e7/8dd9860d5d1dd53c9c460feeaa2eb1e7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Miguel Abensour - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)