Живое ископаемое (рассказ)
«Живое ископаемое» | |
---|---|
Рассказ Л. Спрэга де Кампа | |
![]() Чарльза Шнеемана. Иллюстрация история в поразительной научной фантастике | |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Жанр (ы) | научная фантастика |
Публикация | |
Опубликовано в | Потрясающая научная фантастика |
Издатель | Street & Smith Publications, Inc. |
Тип носителя | Печать (Журнал) |
Дата публикации | Февраль 1939 г. |
«Живое ископаемое» — научно-фантастический рассказ американского писателя Л. Спрэга де Кампа о концепциях вымирания человечества и будущей эволюции. Впервые оно было опубликовано в журнале Astounding Science-Fiction в феврале 1939 года. [ 1 ] [ 2 ] Впервые он появился в виде книги в антологии «Сокровищница научной фантастики» (Crown Publishers, 1948); [ 1 ] [ 2 ] позже он появился в антологиях «Ворота в завтрашний день» (Атенеум, 1973), [ 1 ] [ 2 ] и Великие мастера SFWA, Том 1 ( Tor Books , 1999). [ 2 ] Рассказ переведен на датский , шведский. [ 1 ] и итальянский . [ 2 ]
Возможно, это самое раннее художественное произведение, посвященное популярной впоследствии теме замены человечества другими разумными приматами в будущем, позднее воплощенной в « Пьера Буля » Планете обезьян .
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]В далеком будущем (возможно, через пять-десять миллионов лет) люди и большая часть мировой фауны вымерли, а их место заняли новые существа из оставшихся видов. Jmu , разумные приматы произошли от обезьян-капуцинов , теперь заполняют нишу, оставленную людьми, гигантские агути — лошадей, гигантские тапиры — слонов . Есть также гигантские кролики. Другие животные, такие как медведи, львы, олени, гуси, утки, змеи, стрекозы, кузнечики, блохи и подёнки, продолжают выживать, выполняя свою прежнюю экологическую роль. Это мир истощенных ресурсов, большая часть которых была израсходована людьми, но Джму развили до довольно высокого уровня свои собственные технологии, включая воздушные шары , винтовки, бинокли и камеры.
Два Джму из Южной Америки, зоолог Навпутта и его гид Чуджи, натуралист- любитель , исследуют то, что когда-то было районом Питтсбурга в Восточном лесу Северной Америки. Их цель — каталогизировать новые виды и исследовать скудные, разрушительные остатки человеческой цивилизации. Они встречают Нгучоя Цу Чау, лесоруба из местной колонии Джму . Он один; его собственный партнер, Джага Цу Шрра, недавно был убит гремучей змеей . Нгучой относится к новичкам с подозрением, но услужливо направляет их к огромному рощу ценной сосны.
В сосновом лесу ученые наткнулись на свежие кости, которые Навпутта с энтузиазмом идентифицирует как человеческие, ранее известные только по окаменелостям. Похоже, их застрелил Джму . Позже Навпутте удается застрелить живого экземпляра, примитива, вооруженного деревянной дубинкой, с которого он снимает шкуру и препарирует в интересах науки. Обнаруженные другими людьми, он и Чуджи поспешно отступают, поднимая сельскую местность сигнальными барабанами, а все племя охотится на них с копьями. Джму . отгоняют племя огнем и избегают последующей засады Они опережают преследование, но люди все еще идут по их следу.
Навпутта и Чуджи встречаются обратно в лагере Нгучоя и обнаруживают, что он отсутствует. Размышляя о предыдущих подозрениях, они приходят к выводу, что лесной разведчик первым столкнулся с людьми и разбудил их, убив человека, останки которого они первоначально нашли. Затем он направил своих товарищей Джму в то же место, намереваясь, чтобы они встретили свою собственную смерть от рук разгневанных людей, оставив ему единоличное, неоспоримое право на ценную древесину. В этом свете им также приходит в голову, что смерть партнера Нгучоя произошла в наиболее удобное для него время. Они находят могилу Джавы и обнаруживают, что он умер от огнестрельного ранения, а не от укуса змеи.
По возвращении Нгучоя они удивляют разведчика, который сознается. После этого они конфискуют его каноэ и уходят вниз по реке, оставляя его одного, чтобы встретить месть приближающихся людей. Навпутта планирует вернуться в Южную Америку до того, как местные колонисты заново откроют и опустошат лес, надеясь, что человеческая среда обитания будет выделена в качестве заповедника для этих живых окаменелостей .
Прием
[ редактировать ]Джон К. Эйкен в своей рецензии на антологию «Сокровищница научной фантастики » включил «Живое ископаемое» в «дюжину или более… первоклассных рассказов, которыми он может похвастаться». [ 3 ]
Критики Алексей и Кори Паншин отметили экологический подтекст этой истории, отметив, что она предполагает, что «наше падение произошло не в результате действия какого-то железного закона роста и упадка, а, скорее, в результате множества человеческих ошибок». не последним из которых было злоупотребление окружающей средой... Но для де Кампа человечество ни в коем случае не было неизбежно обречено. Был очевидный путь вперед, и он заключался в том, чтобы мы приняли природу, а не восстали против нее. " [ 4 ]
Отношение к другим работам
[ редактировать ]Сюжетная особенность других приматов, занявших место вымершего человечества в далеком будущем, исследуется и в романе де Кампа «Род Homo» (1950), написанном в соавторстве с П. Шайлер Миллер . Другое использование разумных приматов можно найти в более позднем рассказе де Кампа « Синий жираф » (1939). Решающий план ученого, пытающегося убить жадного противника в защиту науки, отражен в его более позднем рассказе « В группе » (1952).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Лафлин, Шарлотта и Левак, Дэниел Дж. Х. Де Камп: Библиография Л. Спрэга де Кампа . Сан-Франциско, Андервуд/Миллер, 1983, стр. 204.
- ^ Jump up to: а б с д и «Живое ископаемое» Список названий в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- ^ Эйкен, Джон К. «Лучше, чем лучшее» (обзор) в Fantasy Review v. 2, вып. 9 июня/июля. '48, с. 10.
- ^ Паншин, Алексей и Кори. Мир за холмом: научная фантастика и поиски превосходства. Лос-Анджелес, Джереми П. Тарчер, Inc., 1989, страницы 291–292.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Живое ископаемое» Список названий в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики