Ревущая труба
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Октябрь 2021 г. ) |
«Ревущая труба» | |||
---|---|---|---|
Рассказ Л. Спрэга де Кампа и Флетчера Пратта | |||
![]() Обложка журнала Unknown , май 1940 года, с изображением «Ревущей трубы». | |||
Страна | Соединенные Штаты | ||
Язык | Английский | ||
Жанр (ы) | Фантастика | ||
Публикация | |||
Издатель | Стрит и Смит | ||
Тип носителя | Печать ( Журнал ) | ||
Дата публикации | 1940 | ||
Хронология | |||
Ряд | Гарольд Ши | ||
|
« Ревущая труба » — в жанре фэнтези новелла американских писателей Л. Спраг де Кампа и Флетчера Пратта . Первоначальный рассказ из серии о Гарольде Ши , он был впервые опубликован в майском номере фантастического журнала Unknown за 1940 год . Впервые он появился в виде книги вместе со своим продолжением « Математика магии » в сборнике «Неполный чародей » , выпущенном в твердом переплете издательством Генри Холт и компания в 1941 году и в мягкой обложке издательством Pyramid Books в 1960 году. переиздано в различных сборниках многими другими издателями, включая The Compleat Enchanter (1975), The Incompleat Enchanter (1979), The Complete «Полный чародей» (1989) и «Математика магии: истории чародеев Л. Спрэга де Кампа и Флетчера Пратта» (2007). Он был переведен на голландский и итальянский языки . В 2016 году рассказ вошел в шорт-лист премии «Ретро Хьюго» за лучшую новеллу.
Истории Гарольда Ши — это сказки о параллельных мирах , в которых вселенные, в которых действует магия, сосуществуют с нашей собственной, и в которых вселенные, основанные на мифологиях, легендах и литературных фантазиях нашего мира, могут быть достигнуты путем согласования с ними своего разума с помощью системы символических логика. В «Ревущей трубе» Шиа посещает свой первый такой мир — мир скандинавской мифологии .
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Психолог Рид Чалмерс предполагает, что психические проблемы его пациентов могут возникать из-за того, что их разум не полностью синхронизирован с миром, в котором они живут, а, скорее, частично синхронизирован с другими, параллельными вселенными. Он считает, что если бы их разумы были правильно настроены, их можно было бы вылечить, и, напротив, если бы они были полностью перестроены в другую вселенную, они были бы спроецированы в эту вселенную. Чалмерс разработал систему символической логики для кодирования основных предположений Вселенной в математическую формулу, использование которой, по его мнению, могло бы повлиять на такое переустройство. Однако он не решается подвергнуть свою теорию практической проверке.
Подчиненный коллега Чалмерса Гарольд Ши испытывает меньше сомнений. Неудовлетворенный своей жизнью, он пытается использовать метод своего босса, чтобы перенести себя в мир ирландской героической мифологии , где с помощью своих современных знаний он думает представить себя чудотворцем. Однако межпространственное путешествие оказывается неточной наукой, и он не достигает своей целевой реальности, приземляясь вместо этого в явно более холодный и мрачный мир скандинавских мифов. Более того, настройка завершена; теперь говоря на древнескандинавском языке, Ши не может читать англоязычный « Справочник бойскаутов», который он принес в качестве руководства по выживанию - что еще хуже, он обнаруживает, что суеверная, донаучная система убеждений его нового мира закодирована в его основах физики. Его спички не зажигаются, нож из нержавеющей стали ржавеет, а магия действительно работает. Хуже всего то, что мир стоит на пороге Рагнарёка , финального конфликта между Богами и Гигантами.
Потерянный и замерзший, Шиа сталкивается с Одинном , который приводит его на усадьбу смертных Сверре, где встречаются Боги. Там с ним подружился слуга Тьяльфи , через чьи кабинеты он попадает под сомнительное покровительство злобного и вредного бога Локи . Более близок по духу соперник Локи Хеймдалль , который рассказывает Ши о ситуации. Кажется, что перспективы богов в предстоящей битве неясны, поскольку два их самых мощных магических оружия, меч молот Тора и Фрея , были украдены их врагами.
Шиа участвует в поисках сокровищ богов, присоединяясь к Тору, Локи и Тьяльфи в экспедиции к крепости ледяного гиганта Утгардалоки . Там боги вступают в состязания со своими хозяевами: Тор невероятно проигрывает в борьбе с древней старухой, а Локи терпит поражение в соревновании по поеданию. Шиа, видя иллюзии Гигантов, обнаруживает, что противник Тора - Змей Мидгарда , а Локи - огонь. Понимая, что оружие, которое они ищут, может присутствовать под аналогичной маскировкой, он находит заколдованный молот Тора под колчаном стрел. Тор вызывает его, и начинается королевская битва, в которой Шиа и Хеймдалль, присутствующие инкогнито, захватываются Огненными Гигантами и отправляются в тюрьму.
Эти двое находят тюремную жизнь жестокой и скучной, проводя время, гоняясь за тараканами, пока Ши не придумывает план, как обманом заставить их тролля -тюремщика Снегга освободить их. Притворяясь колдуном, он убеждает Сногга, что может уменьшить огромный нос тролля и таким образом сделать его достаточно «красивым» (по стандартам троллей), чтобы завоевать жену. Шиа думает, что он и Хеймдалль смогут убедить Снегга, что заклинание сработало, притворившись, что видят уменьшение, но, к его удивлению, притворное заклинание действительно работает. Тролль выполняет свою часть сделки, и во время их побега Снегг возвращает меч Фрея.
Их поиски увенчались успехом, но Рагнарек уже близко, и Хеймдалль не может вызвать богов на битву без разрешения Одина. Продолжая свои эксперименты с магией, Ши поднимает пару летающих метел, чтобы быстро доставить их к себе. Поездка оказалась более интересной, чем могла бы быть, поскольку метлы оказались аэродинамически нестабильными. Они догоняют Одина в Хель, самом холодном из Девяти миров, где переодетый вождь богов консультируется с пророчицей , союзной врагу. Хеймдалль сообщает об их успехе. Понимая личности богов, разъяренная ведьма пытается изгнать их с помощью своей магии. Они смеются над ее усилиями, и Один поручает Хеймдаллю трубить в трубу и собрать богов. Ведьма обращает свою ярость против Шиа, и на него действует изгнание. Шум ревущей трубы все еще звучит в его ушах, и он внезапно оказывается снова среди своих друзей в своем собственном мире.
Связь со скандинавской мифологией
[ редактировать ]Сюжетная линия повести основана на мифах об экспедиции Тора в Йотунхем, рассказанных в «Gylfaginning» разделе Снорри Стурлусона » « Прозаической Эдды , и пророчестве Вёльвы относительно Рагнарёка в поэме «Völuspá» , сохранившемся в « Поэтической Эдде» .
Источники
[ редактировать ]- Блейлер, Эверетт (1948). Контрольный список фантастической литературы . Чикаго: Издательство Шаста. стр. 95 .
- Лафлин, Шарлотта; Дэниел Дж. Х. Левак (1983). Де Камп: Библиография Л. Спрэга де Кампа . Сан-Франциско: Андервуд/Миллер. стр. 67–68, 232–234.