Украденная соня
«Украденная соня» | |
---|---|
Рассказ Л. Спрэга де Кампа | |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Жанр (ы) | научная фантастика |
Публикация | |
Опубликовано в | Потрясающая научная фантастика |
Издатель | Стрит и Смит |
Тип носителя | Печать ( Журнал ) |
Дата публикации | апрель, май 1941 г. |
«Украденная соня» — научно-фантастическая новелла американского писателя Л. Спрэга де Кампа . Впервые он был опубликован в виде серий в журнале Astounding Science-Fiction за апрель и май 1941 года. [1] [2] и впервые появился в виде книги в сборнике де Кампа «Разделяй и властвуй» ( Fantasy Press , 1948). [3] [4] История также появилась в антологиях «Поразительные истории: сборник к 60-летию» ( Easton Press , 1990) и «Лучшее из поразительных: классические короткие романы золотого века научной фантастики» ( Carroll & Graf , 1992). [2]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Америка 2236 года — это разрозненная империя, в которой власть осуществляется конкурирующими бизнес-конгломератами, организованными по феодальным принципам. В этих компаниях рождаются сотрудники, которые пользуются их лояльностью и для которых они работают всю свою жизнь. Среди них компании Кросли и Стромберга, которые выступают в роли Монтекки и Капулетти в романе главных героев, напоминающем Ромео и Джульетту .
Главный герой Гораций Джунипер-Халлетт — «белый воротничок» компании Crosley. Повышенный до звания Бизнесмена за достойное поведение в конфликте с вражескими Стромбергами, он впоследствии изгнан из своей компании после несанкционированной ссоры с сотрудником Стромберга Лейном-Уолшем, который также арестован. Но бесчестие Горация - это всего лишь уловка со стороны председателя Кросли Арчвина Тейлора-Тинга, позволяющего ему действовать в качестве конфиденциального следователя от его имени; в случае успеха он будет восстановлен в должности и повышен в должности.
Кажется, мавзолеи страны заполнены «сонями» (названными в честь видов грызунов, впадающих в спячку) — людьми прошлых эпох, которые сами были помещены в анабиоз, надеясь возродиться в мире лучше, чем тот, в котором они покинули. Одна такая «соня», инженер по имени Арнольд Райан, пропала. Считается, что его украла другая фирма, чтобы вернуть к жизни его специализированные и потенциально высокодоходные знания. Гораций Джунипер-Халлетт должен выяснить, что случилось с Райаном, и, если возможно, передать его Кросли.
Осложнения возникают сами собой. Хорас влюбился в Джанет Бикам-Коутс, замечательную девушку, но из Стромбергов, а это категорически запрещено. Он также оказывается в непростом союзе с бывшим врагом Лейном-Уолшем, который, как выяснилось, выполняет то же секретное задание для конкурирующей фирмы. В конце концов они обнаруживают, что Райан является частью чего-то гораздо большего, чем корпоративное превосходство; не что иное, как обширный заговор против статус-кво среди простых инженеров, чей плохо оплачиваемый труд поддерживает богатство компаний.
Следователи рассорились; Лейн-Уолш жаждет разоблачить заговор, а Гораций склонен присоединиться к нему, поскольку его роман с Джанет обречен, если общество останется прежним. Когда власти закрываются, Гораций и Джанет сбегают с Райаном на Гавайи , в этом будущем свободная нация сопротивляется корпоративному доминированию. Секреты Райана позволят Гавайям подорвать деятельность корпораций и свергнуть их режим.
Прием
[ редактировать ]Джон К. Эйкен в статье для Fantasy Review оценивает де Кампа «почти в своих лучших проявлениях» в этой истории, а его лучшие качества — как «действительно очень хорошие». Он считает это «в целом столь же веселым и приятным [рассказом], который можно встретить за пару лет чтения». Он ценит основу научной фантастики де Кампа «в поведении реальных людей, живущих в незнакомых социальных условиях, логически развитых на основе сегодняшних тенденций или на основе заданной предпосылки». Он считает этот рассказ «более основательным», чем « Разделяй и властвуй », произведение, вместе с которым оно было опубликовано в виде книги; «Читатель, однако, узнает неудержимого де Кампа в описании брачной ночи героя, проведенной под кроватью жены в компании ручной пумы и в муках сенной лихорадки». [5]
Поразительный рецензент П. Шайлер Миллер считал это «одной из радостей времен старого «Поразительного» среднего размера» и демонстрирующим «то же детальное знание истории, которое дало нам « Чтобы не наступила тьма »… создать гипотетические общества будущего, которые будут копировать общества прошлого, но с различиями». Он похвалил эту историю за то, что она «предоставляет нам больше удовольствия, чем все издатели фэнтези». [6]
Сэм Московиц писал: «Де Камп выстоял перед огромной конкуренцией в области научной фантастики, в которую входили Хайнлайн, Ван Фогт, Стерджен и Азимов. «Украденная соня»… была такой же умной и ловкой в своем образе американского крупного бизнеса. затвердевание в феодальные касты, как и все, что делали его современники по своим специальностям в то время». [7] [8]
Уильям Маттатиас Робинс считает, что «две истории... правильно связаны между собой, потому что действие каждой из них происходит в будущем, в аристократической социальной среде. «Соня», которую он отмечает, «представляет собой вариацию истории о Ромео и Джульетте». «Прослеживает переход мальчика к взрослости, его развитие политического сознания и исполнение желаний своего сердца», когда он борется с «фанатизмом, классовой системой и своей семьей», чтобы помочь «свергнуть [] коррумпированное торговое общество». [9]
Джон Дж. Пирс отмечает, что, хотя «[т] сюжет сосредоточен на заговоре инженеров, которые возмущаются феодальной эксплуатацией, ... позиция де Кампа аполитична, и ничто в «Украденной соне» не должно восприниматься более серьезно, чем ритуал разгона оруженосца в низшие чины «белых воротничков»: «Вы признаны недостойными деловых почестей, отдайте свой портфель». [10]
По словам Эрла Терри Кемпа, эта история «показывает довоенные работы де Кампа в лучшем виде и стала вехой в интеграции приключений в общество, из которого они возникли». Он считает, что автор «очень забавно играл с силами, формирующими общество, что демонстрирует значительную социологическую проницательность» и что «как это часто бывает с работами де Кампа, идеи, лежащие в основе этой истории, еще более интересны». чем [сам рассказ]. Произведение Де Кампа представляет собой своего рода нонсенс Льюиса Кэрролла, ставший осмысленным, и эта фраза лучше всего описывает… новеллу». [11]
Джейми Тодд Рубин пишет: «[t] это тот тип историй, который, как можно представить, появляется чаще в 1960-х, чем в 1940-х годах, это попытка взглянуть на то, куда движется общество, на восстание против корпораций и на то, к чему они могут привести. в каком-то смысле де Камп опередил здесь свое время». [12] Он также отмечает, что де Камп «хорошо справляется с тем, чтобы наполнить свою художественную литературу юмором, который хорошо работает». [13] и «обладает одним из самых современных стилей письма среди всех поразительных авторов» той эпохи, что означает, что «его произведения обычно кажутся лишенными мякоти, и его темы часто применимы сегодня так же хорошо, как и семьдесят лет назад». [12] Он оценивает произведение как «хорошую историю». [12] но «это не слишком впечатлило меня, потому что мне кажется, что я видел подобное раньше». [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лафлин, Шарлотта; Дэниел Дж. Х. Левак (1983). Де Камп: Библиография Л. Спрэга де Кампа . Сан-Франциско: Андервуд/Миллер. п. 244.
- ^ Jump up to: а б Список названий «Украденной сони» в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- ^ Лафлин, Шарлотта; Дэниел Дж. Х. Левак (1983). Де Камп: Библиография Л. Спрэга де Кампа . Сан-Франциско: Андервуд/Миллер. стр. 49–50.
- ^ «Разделяй и властвуй» (сборник) Список названий в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики.
- ^ Эйкен, Джон К. «Юмор де Кампа», в Fantasy Review , т. 3, вып. 14 апреля/мая 1949 г. , с. 23.
- ^ Миллер, П. Шайлер. «Рецензии на книги». В «Поразительной научной фантастике» , т. 44, вып. 1 сентября 1949 г., стр. 150–151.
- ^ Московиц, Сэм. «Профиль научной фантастики: Л. Спраг де Камп: меч и сатира». В «Удивительных историях» , т. 38, вып. 2 февраля 1964 г., с. 102.
- ^ Московиц, Сэм. «Л. Спрэг де Камп». В «Искателях завтрашнего дня: мастера современной научной фантастики» (Нью-Йорк: Ballantine Books, 1967), стр. 163.
- ^ Робинс, Уильям Маттатиас. «Л. Спрэг де Камп», в «Литературно-биографическом словаре», том 8: Американские писатели-фантасты двадцатого века, часть 1: AL (Детройт, Мичиган, The Gale Group, 1981), стр. 112, 115.
- ^ Пирс, Джон Дж. Основы научной фантастики: исследование воображения и эволюции , Нью-Йорк: Greenwood Press, 1987, стр. 193-194.
- ^ Кемп, Эрл Терри. «Серия гимнов, часть первая», в eI 27 (т. 5, № 4), август 2006 г., пункт 11.
- ^ Jump up to: а б с Рубин, Джейми Тодд. «Каникулы Золотого века, серия 22: Поразительная научная фантастика, апрель 1941 года», опубликовано 21 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Рубин, Джейми Тодд. «Каникулы Золотого века, серия 23: Поразительная научная фантастика, май 1941 года», опубликовано 4 сентября 2011 г.