Ромео и Джульетта (Прокофьев)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Ромео и Джульетта | |
---|---|
![]() Памятная монета с изображением сцены из балета. | |
Хореограф | Иво Ваня-Псота |
Музыка | Сергей Прокофьев |
Либретто | Адриан Пиотровский, Сергей Радлов, Сергей Прокофьев, Леонид Лавровский |
На основе | Ромео и Джульетта |
Премьера | 1938 Театр Махен , Брно |
Оригинальная балетная труппа | Балет Национального театра, Брно |
Персонажи | Иво Ваня-Псота и Ромео Зора Шемберова и Джульетта |
Жанр | Драматический балет |
Ромео и Джульетта ( русский : Ромео и Джульетта , романизированный : Ромео и Джульетта ), соч. «64» — балет Сергея Прокофьева по Уильяма Шекспира « пьесе Ромео и Джульетта» . Впервые сочиненный в 1935 году, он был существенно переработан к своей советской премьере в начале 1940 года. Прокофьев составил из балета три оркестровые сюиты и сюиту для фортепиано соло.
Предыстория и премьера
[ редактировать ]На основе синопсиса Адриана Пиотровского (который первым предложил эту тему Прокофьеву). [1] и Сергея Радлова, балет был написан Прокофьевым в сентябре 1935 года по их сценарию, который следовал принципам «драмбалета» (драматизированного балета, официально продвигаемого в Кировском балете для замены произведений, основанных преимущественно на хореографическом показе и новаторстве). [2] После резкого ухода Радлова из Кирова в июне 1934 года было подписано новое соглашение с Большим театром в Москве при том понимании, что Пиотровский останется в нем. [3]
Однако первоначальный счастливый финал балета (вопреки Шекспиру ) вызвал споры среди советских деятелей культуры. [4] Затем постановка балета была отложена на неопределенный срок, когда по распоряжению председателя Комитета по делам искусств Платона Керженцева в Большом театре была произведена капитальная реконструкция . [5] Неспособность поставить балет в Советском Союзе до 1940 года, возможно, также была результатом последствий для исполнительского искусства после Правдой « осуждения » Дмитрия Шостаковича в 1936 году, а также других «дегенеративных модернистов», включая Пиотровского. [6] Дирижер Юрий Файер часто встречался с Прокофьевым во время написания музыки и настоятельно призывал композитора вернуться к традиционному финалу. Файер дирижировал первым спектаклем балета в Большом театре.
Сюиты из музыки балета звучали в Москве и США , а полная премьера балета состоялась в «Махен» театре в Брно (тогда в Чехословакии , ныне в Чехии ) 30 декабря 1938 года. [7] Эта версия представляла собой одноактную постановку с музыкой в основном из первых двух сюит. Прокофьев не смог присутствовать на премьере из-за ограничения на выезд.
Историю создания балета рассказал сам композитор Сергей Прокофьев :
В конце декабря (1934 года) я вернулся в Ленинград специально для переговоров с Кировским театром. Я выразил желание найти лирический сценарий для балета… Мы начали вспоминать сценарии: Пиотровский назвал « Пеллеас и Меллисанду », « Тристан и Изольда », «Ромео и Джульетта». Я сразу «прицепилась» к последнему – лучше невозможно было найти! Договорились, что Пиотровский, Радлов и я (С.П.) будем писать либретто. В качестве продюсера было решено привлечь Ростислава Захарова – бывшего ученика Радлова… Однако контракт с Кировским театром мы не заключили… Я приехал в Москву, и Голованов, тогдашний главный дирижер Большого театра, сказал, что если это было по поводу "Ромео" Большой театр сразу бы заключил со мной контракт. Контракт был подписан летом 1935 года. Театр предоставил мне возможность работать над балетом в «Поленово» – доме отдыха Большого театра, где мне удалось почти закончить балет на сочиненные весной темы. В театре состоялся прослушивание балета. Это не имело успеха. Балет тогда не был поставлен на сцене... Однако в 1939 (1940) году он был поставлен в Кировском театре. Р. Захаров отказался от участия после того, как балет был отклонен Большим театром. Лавровский же при постановке балета в Ленинграде довольно многое добавил к тому, что было сочинено до него. Позже я решил включить его в число соавторов либретто. [8]
1940 г. Кировского производства.
[ редактировать ]
Сегодня он более известен благодаря значительно переработанной версии, которая была впервые представлена в Кировском театре (ныне Мариинский театр) в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) 11 января 1940 года с хореографией Леонида Лавровского и Галиной Улановой и Константином Сергеевым в главных ролях. роли. Несмотря на возражения Прокофьева, Лавровский существенно изменил партитуру балета. Эта постановка получила международное признание и была удостоена Сталинской премии .
В 1955 году на «Мосфильме» была снята киноверсия этой постановки с Галиной Улановой в роли Джульетты и Юрием Ждановым в роли Ромео. Этот фильм получил награду за лучший лирический фильм и был номинирован на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля 1955 года .
Оригинальный состав
- Галина Уланова , Джульетта
- Konstantin Sergeyev , Romeo
- Роберт Гербек, Тибальт
- Andrei Lopukhov, Mercutio
Возрождения и другие постановки
[ редактировать ]В 1955 году Фредерик Эштон поставил постановку «Ромео и Джульетта» для Датского королевского балета .
В 1962 году Джона Крэнко « хореография Ромео и Джульетта» для Штутгартского балета помогла труппе добиться мировой репутации. Американская премьера состоялась в 1969 году.
В 1965 году Кеннета Макмиллана для Королевского балета в Королевском оперном театре Ковент-Гарден состоялась премьера хореографа версии сэра . Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев Главные партии танцевали . Фонтейн, которого считали близким к пенсии, начал новую карьеру благодаря партнерству с Нуреевым. Также в 1965 году Олег Виноградов ставит версию в России, работая помощником балетмейстера Петра Гусева .
В 1971 году Джон Ноймайер , частично вдохновленный Джоном Крэнко, создал во Франкфурте еще одну версию балета. Ноймайера В 1974 году в Гамбурге состоялась премьера «Ромео и Джульетты» как его первого полнометражного балета с труппой.
В 1977 году Рудольф Нуреев создал новую версию «Ромео и Джульетты» для Лондонского фестивального балета, сегодняшнего Английского национального балета . Он исполнил главную партию Ромео с британскими балеринами Евой Евдокимовой и Патрисией Руанн, создав партию Джульетты. В партнерстве они совершили поездку по постановке по всему миру. Ева Евдокимова танцевала главную партию Джульетты в Лондоне и Париже, и этот балет продолжает оставаться популярным в репертуаре ENB, последнее возрождение которого состоялось в 2010 году в постановке Патрисии Руанн и Фредерика Яна из оригинального состава 1977 года. Этот спектакль также был поставлен балетом театра Ла Скала в 1980 году и балетом Парижской оперы в 1984 году и стал известным спектаклем в репертуаре POB.
В 1979 году Юрий Григорович создал для Большого театра новую версию, «которая устранила большую часть сценических реквизитов и стилизовала действие под цельнотанцевальный текст». Он был возрожден в 2010 году и остается в репертуаре Большого театра. [9]

В 1985 году хореографа Ласло Сереги состоялась премьера постановки в Венгерском национальном балете в Будапеште .
В 1990 году режиссёр Армондо Линус Акоста использовал партитуру Прокофьева в исполнении Лондонского симфонического оркестра для создания киноадаптации пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта». . Джульетта» Акосты «Ромео была задумана как фильм-концерт с живым оркестром, исполняющим саундтрек, и была исполнена как таковая с международным признанием под руководством таких дирижеров, как Андре Превен , Барри Вордсворт и Николас Клеобери . [ нужна ссылка ]

В 1991 году Кристофер Гейбл поставил собственную постановку для Северного театра балета. Хореографию поставил Массимо Мориконе , в роли Ромео выступили Уильям Уокер, а в роли Джульетты — Джейн Риган.
В 1996 году хореограф Жан-Кристоф Майо представил свою версию «Ромео и Джульетты» в балете Монте-Карло . Вдохновленный эпизодическим характером классической партитуры Сергея Прокофьева, Майо построил действие в манере, близкой к кинематографическому повествованию. Вместо того, чтобы сосредоточиться на темах политико-социальной оппозиции между двумя враждующими кланами, «Ромео и Джульетта» подчеркивает двойственность и двусмысленность подросткового возраста.
В 2007 году Питер Мартинс поставил «Ромео + Джульетта» в New York City Ballet на музыку Прокофьева.
В 2008 году Кшиштоф Пастор представил свою версию Шотландского балета в Эдинбургском фестивальном театре . Польская премьера этой версии состоялась в Польском национальном балете в Варшаве , а премьера в США — в балете Джоффри в 2014 году.
4 июля 2008 года с одобрения семьи Прокофьевых и разрешения Российского государственного архива состоялась мировая премьера оригинальной партитуры Прокофьева. Музыковед Саймон Моррисон , автор книги «Народный артист: Советские годы Прокофьева» , раскопал оригинальные материалы в московских архивах, получил разрешения и реконструировал всю партитуру. Марк Моррис поставил хореографию к постановке. Танцевальная группа Марка Морриса представила премьеру произведения в Центре исполнительских искусств Фишера Бард-колледжа в штате Нью-Йорк. Впоследствии постановка начала годовой тур, который включал Беркли, Норфолк, Лондон, Нью-Йорк и Чикаго.
В 2011 году Национальный балет Канады представил в Торонто премьеру новой хореографии «Ромео и Джульетта» Алексея Ратманского , а в начале 2012 года планирует гастролировать по Западной Канаде.
Также в 2011 году Грэм Мерфи создал свою версию «Ромео и Джульетты» для Австралийского балета . [10]
В 2015 году Стэнтон Уэлч представил свою версию «Ромео и Джульетты» для Хьюстонского балета .
В 2019 году в Curve Theater Лестер Мэтью Борн поставил альтернативную адаптацию « Ромео и Джульетты» , действие которой происходит в психиатрической больнице под названием «Институт Вероны». Он был снят с Корделией Брейтуэйт в роли Джульетты , Пэрис Фицпатрик в роли Ромео и Дэном Райтом в роли Тибальта .
Счет
[ редактировать ]Инструментарий
[ редактировать ]Помимо стандартного инструментария, в балете также требуется использование тенор-саксофона . Этот голос придает оркестру уникальное звучание, поскольку используется как сольно, так и в составе ансамбля. Прокофьев также использовал в балете корнет , виолу д'амур и мандолину , придав музыке итальянский колорит.
Полное оснащение выглядит следующим образом:
|
|
|
Партитура публикуется «Музыкой» и Российским государственным издательством.
Структура
[ редактировать ]Список действий, сцен и музыкальных номеров. [11]
Сцена | Нет. | Оригинальное название на русском языке | Английское название | Индикация темпа | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Акт 1 | |||||
1 | Вступление | Введение | Очень быстро | ||
сцена 1 | 2 | Ромео | Ромео | Анданте | |
3 | Улица просыпается | Улица пробуждается | Аллегретто | ||
4 | Утренний танец | Утренний танец | Аллегро | ||
5 | Ссора | Ссора | Аллегро бруско | ||
6 | Бой | Бой | Скоро | ||
7 | Приказ герцога | Принц отдает приказ | Анданте | также известный как Приказ Герцога. Введение Монтекки и Капулетти в сюите № 2 | |
8 | Интерлюдия | Интерлюдия | Анданте помпосо (В том же темпе) | ||
сцена 2 | 9 | Приготовление к балу (Джульетта и Кормилица) | Подготовка к балу (Джульетта и медсестра) | Очень быстро. Просто шучу | он же У Капулетти (Подготовка к балу) |
10 | Джульетта-Девочка | Джульетта в юности | Живой | она же Молодая Джульетта | |
11 | Съезд гостей (Менуэт) | Прибытие гостей (Менуэт) | Очень умеренный | ||
12 | Маски (Ромео, Меркуцио и Бенволио в масках) | Маски (Ромео, Меркуцио и Бенволио в масках) | Боевое Анданте | ||
13 | Танец рыцарей | Танец рыцарей | Тяжелое аллегро | Основная партия Монтекки и Капулетти в Сюите № 2. | |
14 | Вариация Джульетты | Вариация Джульетты | Модерато (почти Аллегретто) | ||
15 | Меркуцио | Меркуцио | Веселый и игривый | ||
16 | Мадригал | Мадригал | Анданте тендер | ||
17 | Тибальд узнает Ромео | Тибальт узнает Ромео | Аллегро | ||
18 | Гавот (Разъезд гостей) | Гавот (Отъезд гостей) | Аллегро | Гавот (часть III) из «Классической» симфонии , соч. 25 | |
19 | Сцена у балкона | Сцена на балконе | Ларгетто | ||
20 | Вариация Ромео | Вариация Ромео | Аллегретто аморозо | ||
21 | Любовный танец | Любовный танец | Анданте | ||
Акт 2 | |||||
сцена 3 | 22 | Народный танец | Народный танец | Веселый и игривый | |
23 | Ромео и Меркуцио | Ромео и Меркуцио | Анданте тендер | ||
24 | Танец пяти пар | Танец пяти пар. | Виво | Танец в сюите № 2 | |
25 | Танец с мандолинами | Танец с мандолинами | Живой | ||
26 | Кормилица | Медсестра | Шуточная пословица | ||
27 | Кормилица передает Ромео записку от Джульетты | Кормилица передает Ромео записку от Джульетты | Живой | он же Медсестра и Ромео | |
сцена 4 | 28 | Ромео у патера Лоренцо | Ромео у брата Лаврентия | Анданте выразительное | |
29 | Джульетта у патера Лоренцо | Джульетта у монаха Лоренса | Этот | ||
сцена 5 | 30 | Народное веселье продолжается | Народ продолжает веселиться | Виво | то же публичное веселье |
31 | Снова народный танец | Народный танец снова | Веселый и игривый | a.k.a. Further Public Festivities (Снова народный праздник) | |
32 | Встреча Тибальда с Меркуцио | Тибальт встречает Меркуцио | Умеренный | он же Встреча Тибальта и Меркуцио | |
33 | Тибальд бьётся с Меркуцио | Битва Тибальта и Меркуцио. | Осадок | он же Дуэль | |
34 | Меркуцио умирает | Смерть Меркуцио | Умеренный | ||
35 | Ромео решает мстить за смерть Меркуцио | Ромео решает отомстить за смерть Меркуцио | Анданте. Анимированные | он же Смерть Тибальта | |
36 | Финал второго действия | Финал второго акта | Драматическое адажио | ||
Акт 3 | |||||
37 | Вступление | Введение | Анданте | реприза №7 | |
сцена 6 | 38 | Ромео и Джульетта (Спальня Джульетты) | Ромео и Джульетта (спальня Джульетты) | Этот | |
39 | Прощание перед разлукой | Прощание перед расставанием | Анданте | он же Ромео прощается с Джульеттой или Последнее прощание | |
40 | Кормилица | Медсестра | Очень быстро | ||
41 | Джульетта отказывается выйти за Париса | Джульетта отказывается выходить замуж за Париса | Живой | ||
42 | Джульетта одна | Джульетта одна | Адажио | ||
43 | Интерлюдия | Интерлюдия | Адажио | ||
Сцена 7 | 44 | У Лоренцо | У монаха Лаврентия | Анданте | также известный как «В келье монаха Лаврентия» |
45 | Интерлюдия | Интерлюдия | В то же время | ||
Сцена 8 | 46 | Снова у Джульетты | Опять в спальне Джульетты | Умеренное спокойствие | |
47 | Джульетта одна | Джульетта одна | Анданте | ||
48 | Утренняя серенада | Утренняя серенада | Игривый | он же Обаде | |
49 | Танец девушек с лилиями | Танец девушек с лилиями | С элегантностью | ||
50 | У постели Джульетты | У постели Джульетты | Очень быстро | ||
Акт 4: Эпилог | |||||
Сцена 9 | 51 | Похороны Джульетты | Похороны Джульетты | Похоронная пословица | Ромео у гроба Джульетты в сюите № 2 |
52 | Смерть Джульетты | Смерть Джульетты | Адажио (менее трогательно, чем в предыдущем темпе) |
Оркестровые сюиты взяты из произведения
[ редактировать ]Заметим, что по композиционным соображениям названия номеров всех трех сюит не всегда точно соответствуют названиям номеров в полном балете.
Сюита № 1 из оперы «Ромео и Джульетта» , соч. 64бис
[ редактировать ]- Народный танец
- Сцена ( «Улица пробуждается »)
- Мадригал
- Менуэт ( Приход гостей )
- Маски
- Ромео и Джульетта ( Сцена на балконе и Любовный танец )
- Смерть Тибальта (Содержит части № 33, 6, 35 и 36 из полной партитуры)
Сюита № 2 из оперы «Ромео и Джульетта» , соч. 64тер
[ редактировать ]- Монтекки и Капулетти ( Принц отдает приказ и Танец рыцарей )
- Джульетта в юности
- Брат Лаврентий ( «Ромео у брата Лаврентия »)
- Танец ( Танец пяти пар )
- Ромео и Джульетта перед расставанием
- Танец девушек с лилиями
- Ромео у могилы Джульетты (Могила Джульетты)
Сюита № 3 из оперы «Ромео и Джульетта» , соч. 101
[ редактировать ]- Ромео у фонтана ( Введение и Ромео )
- Утренний танец
- Джульетта ( Вариация Джульетты и Джульетта у брата Лоренса )
- Медсестра ( Подготовка к балу и Медсестра )
- Обаде ( Утренняя серенада )
- Смерть Джульетты
Десять пьес для фортепиано, соч. 75
[ редактировать ]Прокофьев сократил избранную музыку из балета « Ромео и Джульетта: десять пьес для фортепиано» , соч. 75, которые были исполнены в 1936 и 1937 годах. [12]
- Народный танец
- Сцена: Улица пробуждается
- Менуэт: Прибытие гостей
- Джульетта в юности
- Маскарады
- Монтекки и Капулетти
- Монах Лоуренс
- Меркуцио
- Танец девушек с лилиями
- Ромео и Джульетта перед расставанием
Записи
[ редактировать ]Сам Сергей Прокофьев сделал первую запись музыки из балета с Московским филармоническим оркестром в 1938 году. С тех пор были записи как партитуры, так и различных отрывков, например оркестровых сюит, подготовленных композитором. Леопольд Стоковский дирижировал Симфоническим оркестром NBC в ранней стереозаписи в 1954 году. Геннадий Рождественский и Симфонический оркестр Большого театра записали полную партитуру в 1959 году. Андре Превен с Лондонским симфоническим оркестром и Лорин Маазель с Кливлендским оркестром сделали записи полная партитура в 1973 году. Майкл Тилсон Томас дирижировал Симфоническим оркестром Сан-Франциско в 1995 году, отрывками из партитуры, для RCA Victor . Георг Шолти дирижировал Чикагским симфоническим оркестром в записи вместе с Классической симфонией. Валерий Гергиев сделал две записи: с Кировским оркестром в 1990 году и с Лондонским симфоническим оркестром в 2011 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Моррисон 2008 , с. 32.
- ^ Эзрахи 2012 , с. 43.
- ^ Моррисон 2008 , стр. 32–33.
- ^ Моррисон 2008 , стр. 36–37.
- ^ Моррисон 2008 , с. 37.
- ^ Кларк 1995 , с. 291.
- ^ Моррисон 2007 .
- ^ Светлана Петухова. Балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» [Petukhova S. The Ballet of Sergei Prokofiev "Romeo and Juliet"]. Moscow, 2018, pp. 31-32 // Мендельсон-Прокофьева М.А. Дневники. [Mendelson-Prokofieva M.A. Diaries.], Moscow, 2012, pp. 485-488
- ^ Маколи 2014 .
- ^ «Ромео и Джульетта – Австралийский балет» . Танцевальный журнал . Декабрь 2011.
- ^ S. Prokofiev: Op. 64 Romeo and Juliet, Ballet in Four Acts, Nine Scenes. Moscow: Muzyka, 1976. (С. Прокофьев: Соч. 64 Ромео и Джульетта, Балет в четырех действиях, девяти картинах. Москва: Издательство «Музыка», 1976 г.)
- ^ Перераспределение 2001 .
Источники
[ редактировать ]- Кларк, Катерина (1995). Петербург: Горнило культурной революции . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 9780674663367 .
- Эзрахи, Кристина (2012). Лебеди Кремля: балет и власть в Советской России . Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета . ISBN 9780822962144 .
- Маколи, Алистер (4 июня 2014 г.). «На экране: для Большого театра нет шрамов и скандалов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 августа 2014 г.
- Моррисон, Саймон (2007). Счастливый конец Ромео и Джульетты (PDF) . Международный симпозиум русского балета. Институт Гарримана .
- Моррисон, Саймон (2008). Народный артист: Советские годы Прокофьева . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acprof:oso/9780195181678.001.0001 . ISBN 9780195181678 – через Оксфордскую стипендию онлайн .
- Редепеннинг, Доротея (2001). «Прокофьев, Сергей (Сергеевич)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.22402 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Ромео и Джульетта Балет, хореография Рудольфа Нуреева
- 7 марта 1985 г. Рецензия Анны Киссельгофф на «Нью-Йорк таймс».
- Ромео и Джульетта, По мотивам Шекспира : веб-сайт о первой постановке с использованием оригинальной партитуры Прокофьева , реконструированной Саймоном Моррисоном.
- Ромео и Джульетта (Балет) : Бесплатные партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Ромео и Джульетта (1-я сюита) : бесплатные партитуры в рамках проекта International Music Score Library Project.
- Ромео и Джульетта (2-я сюита) : бесплатные партитуры в рамках проекта International Music Score Library Project.
- Руководство для прослушивания на основе записи Кливлендского оркестра под управлением Лорина Маазеля.