Скованный человек
"Скованный человек" | |
---|---|
Рассказ Л. Спрэга де Кампа | |
![]() иллюстрация к рассказу в Захватывающие чудесные истории | |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Жанр (ы) | научная фантастика |
Публикация | |
Опубликовано в | Захватывающие чудесные истории |
Издатель | Стандартные журналы, Inc. |
Тип носителя | Печать (Журнал) |
Дата публикации | Октябрь 1949 года. |
«Скованный человек» — классический научно-фантастический рассказ Л. Спрэга де Кампа . Впервые он был опубликован в журнале Thrilling Wonder Stories в октябре 1949 года. Впервые он появился в виде книги в антологии « Моя лучшая научно-фантастическая история» в твердом переплете (Merlin Press, 1949). Он также появился в антологии в мягкой обложке «Форма вещей» (Популярная библиотека, 1965). [ 1 ] [ 2 ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Томас Оттерберн, застенчивый, кроткий инженер, позволяет уговорить себя стать первым человеком-подопытным кроликом в эксперименте с использованием психоэлектронного устройства для создания брони, отражающей сильные силы. Основная проблема заключается в том, что поле распространяется как внутрь, так и наружу от поверхности тела, возможно, затрагивая мозг; испытания на животных показывают, что он может подавлять торможение у субъекта. Испытание на Оттерберне прошло успешно; генерируется ожидаемое поле, и он утверждает, что не чувствует никакого умственного воздействия. Но после этого он отказывается снимать устройство и, выходя из лаборатории, приглашает на свидание женщину-инженера Люси Кнайпф; раньше он всегда был слишком робок, чтобы пригласить ее на свидание.
Теперь ультра-экстравертированный Оттерберн ведет Люси в дорогой ресторан, где становится грубым и оскорбительным из-за того, что он считает запоздалым обслуживанием. Получив счет, он отправляет Люси на мюзикл, который они должны посетить, а сам решительно оспаривает обвинение в употреблении спиртных напитков. Он уходит, не заплатив, его личное силовое поле позволяет ему действовать относительно безнаказанно. В театре он обнаруживает, что напуганная Люси поддержала его, поэтому он приглашает женщину с улицы. Не впечатленный представлением, он бросает помидоры в артистов, а затем в швейцаров, когда они приходят его выгнать. Убегая за кулисы, он вытаскивает у художника-декоратора баллончик с зеленой краской и развлекается, размазывая ее по полуобнаженным хористкам; в возникшем шуме он сбегает из здания. Затем он крадет лошадь полицейского, чтобы покататься. Вскоре после этого он бросил его, уклоняясь от погони в парикмахерской и размышляя о новых адских беспорядках.
На следующее утро Оттерберна арестовывают в его доме; Люси, поняв, что происходит, сообщила о нем. Его лаборатория выручает его, и устройство, генерирующее поле, удаляется, но Оттерберн не возвращается к своему прежнему состоянию; эффект на его разум, похоже, может быть постоянным. Полагая, что даже при отсутствии сдерживающих факторов чувство корысти заставит его обуздать свое дикое поведение, сотрудники лаборатории решают, что будет безопасно отпустить его на свободу. Со своей стороны, Оттерберн это не беспокоит, он абсолютно уверен в своей способности управлять своей жизнью. Покинув свою позицию, он уходит, насвистывая.
Некоторое время спустя изменившийся Оттерберн приходит на свою прежнюю работу и рассказывает, что отговорил ресторан и театр от выдвижения обвинений, успешно убедив их, что его выходки были хорошей рекламой, и уговорил себя стать продавцом краски, которую он использовал. в два раза больше прежней зарплаты инженера. Его босс оплакивает потерю одного из своих лучших ученых; с другой стороны, его низкооплачиваемые бывшие коллеги огорчены его новым процветанием.
Прием
[ редактировать ]Джеффри А. Бодри, рассматривая эту историю вместе с другими частями в «Форме вещей» , выделил ее для комментариев вместе с двумя другими, отметив, что он «кивал с ошеломленным сочувствием», прочитав ее. Он охарактеризовал общее содержание антологии как «истории конца 40-х и начала 50-х годов… «мясистые, населенные сумасшедшими учеными, хорошими учеными и беспомощными молодыми «девушками», но… очень веселые». [ 3 ]
Сам де Камп, по крайней мере поначалу, считал этот рассказ одним из своих лучших произведений, выбрав его в качестве своей записи в антологии « Моя лучшая научно-фантастическая история» (ноябрь 1949 г.) и обосновав свой выбор в кратком сопроводительном предисловии «Почему я Выбран «Скованный человек». [ 4 ]
Отношение к другим работам
[ редактировать ]Де Камп по-иному подошел к теме лечения застенчивости в одноименном фильме « Человек с гидом » (1952), где главный герой покупает услугу, позволяющую специалистам контролировать его действия в трудные моменты.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лафлин, Шарлотта и Левак, Дэниел Дж. Х. Де Камп: Библиография Л. Спрэга де Кампа . Сан-Франциско, Андервуд/Миллер, 1983, стр. 179.
- ^ Список названий «Сбитый человек» в базе данных интернет-спекулятивной фантастики.
- ^ Бодри, Джеффри А. «Рекомендуемая литература: Sci Fidelity». В газете «Вашингтон Пост» от 30 сентября 1990 г., стр. O14.
- ^ Лафлин, Шарлотта и Левак, Дэниел Дж. Х. Де Камп: Библиография Л. Спрэга де Кампа . Сан-Франциско, Андервуд/Миллер, 1983, стр. 263.