Пистолет для динозавра
«Пистолет для динозавра» | |||
---|---|---|---|
Рассказ Л. Спрэга де Кампа | |||
![]() Эда Эмшвиллера Иллюстрация история в научной фантастике «Галактика» | |||
Страна | Соединенные Штаты | ||
Язык | Английский | ||
Жанр (ы) | научная фантастика | ||
Публикация | |||
Опубликовано в | Галактическая научная фантастика | ||
Тип носителя | Печать ( Журнал ) | ||
Дата публикации | Март 1956 г. | ||
Хронология | |||
Ряд | Реджинальд Риверс | ||
|
« Пистолет для динозавра » — классический о путешествиях во времени . научно-фантастический рассказ [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] американского писателя Л. Спрэга де Кампа [ 4 ] [ 5 ] как часть его серии «Реки времени» . [ 5 ] [ 6 ] В нем рассказывается история четырех мужчин, которые отправились в прошлое, чтобы охотиться на динозавров.
Впервые он был опубликован в журнале Galaxy Science Fiction в марте 1956 года и впервые появился в виде книги в антологии «Мир, которого не могло быть» и 8 других научно-фантастических романов ( Doubleday , 1959). [ 4 ] [ 5 ] С тех пор он был переиздан во многих других антологиях, включая «Кривую времени» (1968), «3000 лет фэнтези и научной фантастики» (1972), «На заре времени» (1979), [ 4 ] [ 5 ] Научная фантастика от А до Я (1982), Выбор великих магистров (1989), Динозавры! (1990), Динозавры (1996), Временные пейзажи: истории путешествий во времени (1997), Великие мастера SFWA, Том 1 (1999), Мир, перевернутый с ног на голову (2005) и Лучшие истории о путешествиях во времени 20-го века ( 2005), [ 5 ] а также такие сборники произведений де Кампа, как «Пистолет для динозавров и другие творческие сказки» (1963), «Лучшее из Л. Спрэга де Кампа» (1978), [ 4 ] [ 5 ] Реки времени (1993) и «Годы становления: истории путешествий во времени Л. Спрэга де Кампа» (2005). [ 5 ] Оно было переведено на французский язык , [ 5 ] немецкий , итальянский , [ 4 ] [ 5 ] чешский [ 4 ] и голландский . [ 4 ] [ 5 ] Он также был адаптирован для радио и комиксов. [ 4 ] [ 7 ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]История принимает форму повествования от первого лица главного героя, охотника во времени Реджинальда Риверса, рассказанного мистеру Селигману, потенциальному клиенту его по сафари бизнеса во времени. Вклад Селигмана в этот разговор опущен, и его следует выводить из вклада Риверса. Риверс сообщает клиенту, что он недостаточно велик, чтобы охотиться на периода , динозавров мелового и иллюстрирует свою точку зрения расширенным анекдотом из предыдущей экспедиции, который составляет основную часть рассказа.
В рассматриваемом случае Риверс и его партнер Чандра Айяр уводят в прошлое еще двух клиентов. Одна из них, Кортни Джеймс (по мотивам Джека Парсонса) . [ 8 ] ), тщеславный, высокомерный и избалованный плейбой; другой, Август Хольцингер, невысокий, робкий человек, недавно разбогатевший (сафари на время обходится недешево). Перед поездкой они тестируют несколько орудий на полигоне, чтобы определиться с оружием для каждого из них. Небольшой размер Хольцингера делает его неспособным эффективно обращаться со слоновьим ружьем , которое рекомендует Риверс (отдача сбивает его с ног), и, вопреки здравому смыслу, Риверс позволяет Хольцингеру путешествовать на сафари с оружием более легкого калибра.
Джеймс оказывается неуправляемым, стреляя в каждое существо в поле зрения и портя выстрелы Хольцингера. В конечном итоге глупость Джеймса доставляет ему настоящие неприятности, когда он случайно стреляет из своей винтовки в спящего тираннозавра , который, в результате, просыпается и бросается на него и Айяра. Джеймс паникует и пытается убежать, но сталкивается с Айяром и сбивает их обоих с ног. Хольцингер пытается спасти их, стреляя в динозавра, но его пистолет недостаточно мощный, чтобы убить его, и его действия только привлекают его к стрелку. Несмотря на все усилия Риверса и Айяра спасти Хольцингера, Тираннозавр хватает его и убегает с его телом. После безуспешных поисков Тираннозавра с целью найти тело Хольцингера, завязывается яростная ссора с Джеймсом. Он и гиды обвиняют друг друга в смерти своего товарища, что приводит к драке между Джеймсом и Риверсом, в которой Джеймс терпит поражение. Джеймс пытается выстрелить в Риверса, но Айяр нокаутирует его. Затем Джеймс клянется отомстить.
Позже, после того как экспедиция вернулась в настоящее, Джеймс убеждает профессора Прочаску, изобретателя камеры времени, снова отправить его обратно в меловой период, но в момент, предшествующий предыдущему визиту сафари. Его план состоит в том, чтобы застрелить Риверса и Айяра в тот момент, когда они впервые вышли из машины времени. Однако, поскольку этого явно не произошло, пространственно-временной континуум избегает парадокса, спонтанно возвращая Джеймса в настоящее, при этом задействованные силы мгновенно убивают его.
Завершая свой рассказ, Риверс высказывает свою точку зрения по поводу Селигмана, подчеркивая судьбу Хольцингера.
Пересмотр и продолжения
[ редактировать ]Де Камп немного переработал историю для ее включения в «Реки времени», чтобы обновить устаревшие палеонтологические термины и датированные ссылки. [ 9 ] В одном случае результат оказался неудачным; в оригинальной версии истории Риверс оценивает вес Селигмана как в фунтах, так и в камнях ; [ 10 ] в пересмотренной версии обе меры отображаются в килограммах , в результате чего Риверс производит одни и те же вычисления дважды. [ 11 ]
Спустя много лет после написания рассказа де Камп написал еще восемь рассказов о его главном герое, путешествующем во времени охотнике Реджинальде Риверсе; все девять рассказов затем были собраны как «Реки времени» (1993). [ 12 ] Десятый рассказ о Риверсе, «Пистолет не для динозавра», автором которого является Крис Банч , позже появился в трибьют-антологии Гарри Горлицы 2005 года в честь Л. Спрэга де Кампа «Завершенный Чародей» . [ 6 ] [ 13 ]
Прием
[ редактировать ]Рассказ был номинирован на премию Хьюго 1956 года за лучшую новеллу .
П. Шайлер Миллер называет эту историю «одной из классических историй о путешествиях во времени, вторгающихся во времена динозавров». [ 1 ]
С. Э. Коттс называет ее «одной из моих любимых», отмечая, что «эта тема о сафари в прошлое успешно рассматривалась другими авторами, но эта версия имеет серьезные достоинства». [ 14 ]
Сэм Московиц , который в этот период считал «сюжеты де Кампа менее острыми», назвал эту историю «выдающимся исключением», обсуждая «с видом спокойного авторитета проблему того, какой тип оружия и какая методология лучше всего подходят для стрельбы по динозаврам. " [ 15 ]
Дон Д'Аммасса называет это «бесспорно классической историей об опасностях путешествий во времени». [ 2 ]
Гарри Горлица считает это произведение «классическим, ... в то же время прекрасным исследованием персонажей, размышлением о парадоксах путешествий во времени (здесь они рассматриваются как нечто, чего континуум стремится избежать, а не как вероятный результат путешествия в прошлое)». и великолепное воссоздание исчезнувшего мира. Де Камп заставляет читателя почувствовать жару и влажность мира, в который перенеслись Реджинальд Риверс и его группа охотников, и почувствовать укусы. насекомые с ротовым аппаратом эволюционировали, чтобы протыкать шкуру динозавра. Он мастерски обсуждает трудности, связанные с охотой на вымерших чудовищ с помощью оружия, достаточно маленького, чтобы с ним мог справиться один человек. Когда возникают проблемы, они делают это как естественное следствие личности персонажей. и благодаря этому стали более трогательными и убедительными». Он считает, что эта история «также очень хорошо состарилась, несмотря на огромный рост палеонтологических знаний за последние полвека». [ 3 ]
Влияние и литературные отклики
[ редактировать ]- Марк Б. Гудвин утверждает, что история де Кампа «популяризировала идею о том, что пахицефалозавры использовали свои куполообразные черепа как своего рода таран», идею, впервые предложенную как «дикая идея» палеонтологом позвоночных Эдвином Х. Колбертом в 1955 году. [ 16 ] (Эпизод с пахицефалозавром появляется на страницах 14–15 истории, опубликованной в «Реках времени ».) [ 17 ]
- Дэвид Дрейк в своем рассказе 1981 года « Сафари во времени » использует очень похожий набор персонажей и событий. В «Сафари во времени» главный герой отвергает как заблуждение важный момент (в обеих историях) о необходимости достаточно большого оружия, чтобы убить динозавра, тем самым противореча более ранней истории.
- Автор Леонард Ричардсон упоминает свое разочарование по поводу того, что эта история «не о динозавре, покупающем ружье», как одно из факторов, повлиявших на него при написании собственного рассказа 2009 года «Давайте теперь восхвалим удивительных динозавров». [ 18 ] [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Миллер, П. Шайлер. «Справочная библиотека», в журнале Analog Science Fact - Science Fiction , т. 71, вып. 5 июля 1963 г., с. 90.
- ^ Jump up to: а б Д'Аммасса, Дон. «де КАМПА, Л. Спрэг», в книге «Писатели-фантасты двадцатого века » (3-е изд.), Чикаго: St. James Press, c1991, стр. 192.
- ^ Jump up to: а б Горлица, Гарри. «Введение» в книге «Годы создания: истории путешествий во времени Л. Спрэга де Кампа» , Фрамингем, Массачусетс: NESFA Press, 2005, стр. 12-13.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Лафлин, Шарлотта; Дэниел Дж. Х. Левак (1983). Де Камп: Библиография Л. Спрэга де Кампа . Сан-Франциско: Андервуд/Миллер. стр. 173–174.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Пистолет для динозавров» Список названий в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- ^ Jump up to: а б Реджинальда Риверса Список серий в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- ^ Уиллис, Джесси. «X минус один: Пистолет для динозавра» по рассказу Л. Спрэга де Кампа, 30 августа 2011 г.
- ^ Л. Спрэг де Камп, Время и шанс: автобиография , Дональд М. Грант: Хэмптон-Фолс, Нью-Хэмпшир, 1996, стр. 213
- ^ Де Камп, Л. Спраг (1993). Реки времени . Нью-Йорк: Баен. п. 258.
- ^ Де Камп, Л. Спрэг. «Пистолет для динозавра», в Galaxy Science Fiction , т. 11, вып. 5 марта 1956 г., с. 7: «Сколько ты весишь? Сто тридцать? Посмотрим, это меньше десяти стоунов, это мой нижний предел».
- ^ Де Камп, Л. Спрэг. «Пистолет для динозавра» в «Реках времени» (Нью-Йорк: Баен, 1993, стр. 1): «Сколько ты весишь? Пятьдесят четыре килограмма? Посмотрим — это меньше шестидесяти килограммов, это мой нижний предел. "
- ^ Список названий «Реки времени» в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики.
- ↑ «Чародей завершен: антология дани уважения Л. Спраг де Кампу» , внесенная в базу данных Интернет-спекулятивной фантастики.
- ^ Коттс, С.Э. «Спектроскоп» в «Удивительных историях » , т. 37, вып. 9 сентября 1963 г., с. 125.
- ^ Московиц, Сэм. «Л. Спрэг де Камп» в «Искателях завтрашнего дня» , 1967, с. 168.
- ^ Гудвин, Марк Б. «Присмотритесь». В Dig v. 12 нет. 6 июля/августа. 2010, стр. 8-12.
- ^ Де Камп, Л. Спраг (1993). Реки времени . Нью-Йорк: Баен. стр. 14–15.
- ^ Леонард Ричардсон. «О происхождении удивительных динозавров». News You Can Binise , запись в блоге от 14 июля 2009 г., вторник, 16:48. Проверено 20:10, 25 июля 2009 г. (UTC).
- ^ Леонард Ричардсон. «Давайте теперь восхвалим удивительных динозавров». Архивировано 17 июля 2009 г. в Wayback Machine . Еженедельник Strange Horizons , 13 июля 2009 г. Получено в 20:16, 25 июля 2009 г. (UTC).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Пистолет для динозавров» Список названий в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- Пистолет для динозавра в Интернет-архиве
- "Пистолет для динозавра" (аудио) на X Minus One , радио NBC, 7 марта 1956 г.