Разбойная королева
![]() первое издание Rogue Queen | |
Автор | Л. Спрэг де Камп |
---|---|
Художник обложки | Ричард Пауэрс |
Язык | Английский |
Ряд | Межпланетные путешествия |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Даблдэй |
Дата публикации | 1951 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (в твердом переплете) |
Страницы | ix, 222 стр. |
Rogue Queen — научно-фантастический роман американского писателя Л. Спрэга де Кампа , третья книга из серии Viagens Interplanetarias . Впервые он был опубликован в твердом переплете издательством Doubleday в 1951 году и в мягкой обложке издательством Dell Books в 1952 году. [ 1 ] [ 2 ] Более позднее издание в твердом переплете было выпущено The Easton Press в серии «Шедевры научной фантастики» в 1996 году; [ 2 ] более поздние издания в мягкой обложке были выпущены Ace Books (1965) и Signet Books (ноябрь 1972 г., переиздано в июне 1978 г.). [ 1 ] [ 2 ] Коммерческое издание в мягкой обложке было выпущено Bluejay Books в июне 1985 года. [ 2 ] Первое британское издание было опубликовано в мягкой обложке издательством Pinnacle Books в 1954 году; [ 1 ] [ 2 ] британское переиздание в твердом переплете последовало от Remploy в 1974 году. [ 1 ] Роман переведен на португальский , итальянский , французский и немецкий языки. [ 1 ] Электронное издание книги было опубликовано издательством Gollancz 's SF Gateway 29 сентября 2011 года как часть общего выпуска работ де Кампа в электронном виде. [ 3 ] [ 4 ]
Сюжет и сюжетная линия
[ редактировать ]На планете звезды Лаланд 21185 , известной терранам как Ормазд, доминирующий вид гуманоидов организован в сообщества-ульи, во многом подобные обществам земных муравьев и пчел . В каждом сообществе за воспроизводство отвечают сверхплодородная королева и несколько трутней-самцов, а все остальные задачи выполняют бесплодные рабочие-женщины. Этот статус-кво нарушается прибытием «Парижа » , исследовательского космического корабля Viagens Interplanetarias , космического управления Земли. Его смешанная команда, состоящая из социально равных и универсально плодовитых мужчин и женщин, открывает другие возможности для туземцев, и особенно для Ирода, ученого из общины Эльхам. Ее собственные антикварные исследования приводят ее к выводу, что общество Ормазда, возможно, когда-то было похоже на земное. Однако ее коллеги заинтересованы только в том, чтобы разузнать технологические секреты терран для возможного использования в военных целях. Ирод, подружившись с Уинстоном Блохом и Барбом Дюлаком, двумя новичками, по иронии судьбы оказывается в лучшем положении для этого, чем ее более корыстные товарищи.
Надеясь спасти Антиса, осужденного дрона, к которому она питает платонически-романтические чувства, Ирод использует своих новых друзей сначала, чтобы осуществить спасение, а затем вмешаться в политику Эльхамни, чтобы отменить его смертный приговор. Вторая попытка имеет неприятные последствия, в результате чего она, Антис и их союзники скрываются от правосудия. Преследуемые как Эльхамни, так и преступной бандой дрона-изгоя Витиаса, который намеревается заполучить терранское оружие, они теряются в пустыне и близки к голодной смерти. Чтобы выжить, Ирод вынуждена отказаться от своей вегетарианской диеты и есть мясо, которое считается ядовитым для всех женщин, кроме королев. Его фактическое воздействие на нее заключается в том, что она заставляет ее сексуально созреть, что делает ее самой королевой, хотя и без сообщества, которым можно было бы управлять. Она и Антис становятся любовниками. После этого, все еще преследуемые бандой Витиаса, этим четверым удается достичь Оракула Ледвида, нейтральной силы среди враждующих сообществ. К их удивлению, нынешний обитатель офиса Оракула оказывается другим инопланетянином, Гильдакком с планеты Тот в Проционическая система, единственная выжившая в предыдущей экспедиции.
С помощью Гильдакка дроны-изгои были остановлены, а затем стали союзниками, продемонстрировав в ходе переговоров, что Ирод стала функциональной женщиной; Гилдакк отмечает, что если другие рабочие последуют ее примеру, у всех дронов появятся собственные партнеры. Витиас убивает Гильдакка, пытаясь сохранить свою власть, и, в свою очередь, его убивает Барбе. Остальные дроны выбирают Ирода и Антиса своими новыми лидерами. Затем восстановленные силы возвращаются в Эльхам, чтобы помочь в защите от враждебного сообщества Тваарм, которое только что начало долгожданное вторжение. Правительство, объявившее Ирода и Антиса вне закона, свергнуто, и объединенные силы их дронов и воинов Эльхама побеждают врага. В Эльхаме происходит социальная и политическая революция, и Ирод и Антис соглашаются на назначение представителями Viagens Interplanetarias в городах-государствах Ормазд.
Темы
[ редактировать ]Rogue Queen нарушила табу на сексуальные темы в американской научной фантастике, открыв путь для более смелых работ Филипа Хосе Фармера и других. Подход Де Кампа к обсуждаемой проблеме был явно неэротичным и неэксплуататорским, он рассматривал ее как часть жизни своих персонажей, которая оказалась одновременно второстепенной и неотъемлемой частью его сюжета. По сути, он нормализует это, делая это предметом обсуждения, а не изображения, перекладывая любую неловкость на умы персонажей. Стивен Сильвер предположил, что «без Rogue Queen , которая заложила основу, возможно, что антропологическая научная фантастика более позднего времени, а также ее гендерные исследования не произошли бы таким образом». [ 5 ]
Прием
[ редактировать ]Первые отзывы были в основном положительными. Энтони Баучер похвалил де Кампа за «создание научно-фантастического повествования, полностью посвященного сексу и, что удивительно, непорнографического», охарактеризовав повествование как «самый редкий из предметов коллекционирования: совершенно новый научно-фантастический сюжет». [ 6 ] Позже он и Дж. Фрэнсис МакКомас оценили Rogue Queen как «самую интересную недавнюю художественную экстраполяцию», отметив, что «[очень] активное и необычное мышление, энергичный сюжет и самая привлекательная нечеловеческая героиня делают [это] лучший роман де Кампа за многие годы». [ 7 ] Грофф Конклин охарактеризовал роман как «без сомнения, лучшее произведение, которое де Камп когда-либо разработал на основе своей концепции Viagens Interplanetarias », высоко оценив «[т] тщательно научный подход, с которым де Камп развивает детали этой культуры на далекой планете. провести параллель с пчелиным обществом, [как] захватывающим», с «историей о том, как это достигается… сделанной настолько реальной, настолько правдоподобной с человеческой точки зрения, что книга становится настоящим удовольствием для читать." [ 8 ] П. Шайлер Миллер также назвала роман «самым щедрым дивидендом в сериале», найдя его «по большому счету лучшим из рассказов Виагенса, разработанным с талантом де Кампиана к тщательно нелепой логике». [ 9 ] Он также назвал ее «шедевром серии Viagens и одной из лучших книг современной научной фантастики». [ 10 ] Рецензент журнала «Потрясающие истории» охарактеризовал книгу как «еще одну в том же духе» в «растущем списке нежных сатир» автора, причем «[эта] история... относительно неважна... существует только как средство для автору, чтобы кататься, пока он высмеивает людей и их слабости». [ 11 ] Вильерс Жерсон назвал это «гениальной, забавной сказкой», в которой «[этот] умный писатель-фантаст ... на этот раз удовлетворительно сочетал в себе как трюк, так и характеристики». [ 12 ]
Более поздние комментаторы были склонны повторять более ранние мнения. Уильям Маттатиас Робинс назвал его «одним из лучших романов [де Кампа]». [ 13 ] Джо Де Болт и Джон Р. Пфайффер отметили, что «[т] контраст в сексуальных моделях вызывает юмористические недоразумения со стороны ормаздианцев и служит высмеиванию наших романтических условностей». [ 14 ] Роберт Коулсон «настоятельно рекомендовал» книгу. Отметив, что это «любимый научно-фантастический роман моей жены Хуаниты , а Ирод — ее любимый персонаж… [с которым], как взрослый сорванец, [она] полностью отождествляла себя», признался: «Я весьма неравнодушен и к книге тоже; если я не совсем согласен с тем, что это лучший научно-фантастический роман, когда-либо написанный, то он определенно находится где-то в первой дюжине или около того». [ 15 ] По словам Коллин Пауэр , «ДеКэмп использует роман, чтобы подчеркнуть роль, которую относительно простой прогресс может сыграть в изменении общества. ... Этот роман содержит несколько тонких штрихов, которые раскрывают способность ДеКэмпа созреть как писателя. Его характеристики сильнее, его женщины менее стереотипны, а действие столь же увлекательно, как и в его более ранних работах... Он создает сложное, чужое, но навязчиво знакомое общество». Она отмечает, что Rogue Queen лучшим научно-фантастическим романом ДеКэмпа». критики считают [ 16 ] Дэвид Прингл , присвоив фильму оценку две звезды из трех, характеризует его как «приключение с нотками сатиры, рассказанное в привычной для автора легкой манере». [ 17 ] Гарри Горлица охарактеризовал роман как «помимо прочего, великолепную сатиру на марксизм». [ 18 ]
В некоторых последних оценках, особенно рецензентами-феминистками, книга оценивается более жестко. Стивен Сильвер , похвалив «первую половину романа [за] описание удивительного общества Автини», сожалеет, что «[к] сожалению, де Камп превращает историю в приключенческий роман примерно на полпути... теряя Вместо того, чтобы исследовать смену гендерных ролей, он просто рассказывает о приключении с мечом и волшебством, где наука занимает место волшебства». Он заявляет, что он «начинается как своего рода роман, в котором Урсула К. Ле Гуин исследует гендерные роли и заставляет нас задуматься о том, что общество навязывает человеку исключительно на основании его пола, [но] де Камп не поддерживает это антропологическое исследование, частично , возможно, из-за того этапа в его карьере и в научной фантастике, во время которого она была написана». Если бы оно было написано позже, оно «[p] возможно… могло бы [оправдать] свой потенциал». Однако он не забывает о роли книги в создании таких произведений, как Ле Гуин. [ 5 ]
Лаура Квилтер назвала это «довольно интересной научной фантастикой, но чертовски раздражающей. Даже для начала 50-х». Цитируя раннюю рецензию из Hartford Courant , в которой хвалилась его тонкость, она «просит не согласиться», указывая, как развитие сюжета поддерживало и защищало одобренные гендерные отношения того времени и места, в котором он был написан. Она заключает, что «забавно то, что эта история сама по себе является такой сатирой, что, если бы она была написана сегодня, ее назвали бы« политкорректной сатирой »». [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Лафлин, Шарлотта; Дэниел Дж. Х. Левак (1983). Де Камп: Библиография Л. Спрэга де Кампа . Сан-Франциско: Андервуд/Миллер. стр. 86–88.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Rogue Queen Список титулов в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- ^ Веб-страница Л. Спраг де Кампа издательской группы Orion.
- ^ Запись на Amazon.com об издании электронной книги SF Gateway.
- ^ Перейти обратно: а б «Обзоры Стивена Сильвера: Королева-изгой», Сайт научной фантастики: лучшее в научной фантастике и фэнтези , февраль 1997 г.
- ^ «Царство космонавтов», The New York Times , 29 июля 1951 г., стр. 160.
- ^ «Рекомендуемая литература», Журнал фэнтези и научной фантастики , декабрь 1951 г., стр. 87
- ^ «Пятизвездочная полка Галактики», Научная фантастика о Галактике , октябрь 1951 г., стр. 87-88.
- ^ "Справочная библиотека", Поразительная научная фантастика , ноябрь 1951 г., стр. 118-19.
- ^ «Справочная библиотека», Поразительная научная фантастика , апрель 1959 г., стр.147.
- ^ «Книжная полка научной фантастики», « Потрясающие истории » , ноябрь 1951 г., стр. 142.
- ^ «Царство космонавтов», The New York Times , 13 января 1952 г., стр. БР22.
- ^ «Л. Спраг Де Камп», Литературно-биографический словарь, Том 8: Американские писатели-фантасты двадцатого века, Часть 1: AL , Детройт, Мичиган, The Gale Group, 1981, стр. 117.
- ^ «Выдающиеся научно-фантастические книги: 1927–1979», Справочник научной фантастики , остров Мерсер, Вашингтон: Starmont House, c1981, стр. 312–313.
- ^ «Рецензии на книги», Удивительные научно-фантастические истории , ноябрь 1985 г., стр. 12-13.
- ^ «ДеКэмп, Л. (Лайон) Спрэг», Путеводитель для читателей по научной фантастике двадцатого века , Чикаго, Американская библиотечная ассоциация, 1989, стр. 174.
- ^ Полное руководство по научной фантастике: список научно-фантастических книг по названиям от Аризоны , второе издание, Олдершот, Англия, Scolar Press, c1995, стр. 310.
- ^ Горлица, Гарри. «Спраг: Введение». В «Завершенном чародее: антология дани Л. Спрэгу де Кампу» , Нью-Йорк: Baen Books, 2005.
- ^ Л. Спрэга Де Кампа «Обзор: Королева-изгой (1951)», Феминистская научная фантастика, фэнтези и утопия , 5 июля 2000 г.