Waco CG-4
CG-4/Adrian | |
---|---|
CG-4A | |
Роль | Военный планер |
Производитель | Waco Aircraft Company |
Построен | Cessna Форд Гибсонский прибор |
Первый полет | 1942 |
Основные пользователи | ВВС армии США Королевские ВВС Королевские канадские ВВС ВМС США |
Номер построен | 13,909 [ 1 ] |
Варианты | Waco CG-15 |
Waco CG-4 был наиболее широко используемым американским военным планером Второй мировой войны . Он был назначен CG-4A военно-воздушными силами армии Соединенных Штатов , [ 2 ] и учитывая название службы Адриан (после римского императора ) британцами.
Глидер был спроектирован авиационной компанией Waco . Летные испытания начались в мае 1942 года. Более 13 900 CG-4AS в конечном итоге были доставлены.
Дизайн и разработка
[ редактировать ]CG-4A был построен из дерева и металла, покрытого тканью, и был снят с экипажем пилотом и копилотом. У него было два фиксированных основных колес и хвостового колеса.
CG-4A мог нести 13 войск и их оборудование. Грузовые грузы могут быть 1 ⁄ 4 -тонный грузовик (то есть джип ), гаубитцер 75 мм или 1 ⁄ 4 -тонный трейлер, загруженный через нос вверх вверх. Douglas C-47 Skytrains обычно использовались в качестве самолета. несколько буксиров Curtiss C-46 Commando использовались Во время и после операции « Рейн» .
Буксирная линия USAAF CG-4A была 11 ~ 16 дюймов (17 мм) нейлон , длиной 350 футов (110 м). Линия пикапа CG-4A была 15 ~ 16 дюймов (24 мм) нейлон диаметром, но длиной всего 225 футов (69 м), включая удвоенный петлю.
Стремясь определить области, где можно уменьшить стратегические материалы один XCG-4B с использованием древесины для основной конструкции. , в Timm Aircraft Corporation был построен [ 3 ]
Производство
[ редактировать ]С 1942 по 1945 год «Железная гора» Ford Motor Company в Кингсфорде, штат Мичиган , построил 4190 единиц модельных планеров CG-4A для использования в боевых операциях во время Второй мировой войны. Завод Кингсфорда построил больше планеров CG-4A, чем любая другая компания в стране по гораздо меньшей стоимости, чем другие производители.
16 компаний, которые были основными подрядчиками для производства CG-4A, были:
- Babcock Aircraft Company в Деланде, штат Флорида (60 единиц по 51 000 долларов США каждый) [ 4 ]
- Cessna Aircraft Company в Вичите, штат Канзас (750 единиц). Весь заказ был субподряд на новом заводе Boeing Aircraft Company.
- Самолет Содружества в Канзас -Сити, Канзас (1470 единиц)
- Ford Motor Company of Kingsford, штат Мичиган (4190 единиц по 14 891 долл. США каждый)
- G & A самолеты Уиллоу -Гроув, Пенсильвания (627 единиц)
- Общая авиационная корпорация Астории , Квинс, Нью -Йорк) (1112 единиц)
- Гибсон холодильник в Гринвилле, штат Мичиган (1078 единиц)
- Laister-Kauffman Corporation в Сент-Луисе, штат Миссури (310 единиц)
- Национальная авиационная корпорация в Элвуде, штат Индиана (одна подразделение, в астрономической $ 1 741 809) [ 5 ]
- Северо -западная авиационная корпорация Миннеаполиса , Миннесота (1510 единиц)
- Пратт-чтение Deep River, Коннектикут (956 единиц)
- Ridgefield Manufacturing Company из Риджфилда, штат Нью -Джерси (156 единиц)
- Робертсон самолетная корпорация в Сент -Луисе, штат Миссури (170 единиц)
- Timm Aircraft Company of van Nuys, Калифорния (434 единицы)
- Waco Aircraft Company of Troy, штат Огайо (1074 [999] подразделения по 19 367 долл. США каждый) [ 6 ]
- Ward Furniture Company в Форт -Смит, Арканзас (7 единиц) [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Фабрики проходили 24-часовые смены, чтобы построить планеры. Один ночной работник на фабрике авиационной компании Wicks в Канзас-Сити написал, написал,
На одной стороне огромной кирпичной комнаты находится вентилятор, работающий, с другой стороны, каскад воды, чтобы воздух не стал слишком насыщенным краской. Мужчины мужчины, распылители краски, покрывающие огромные крылья планера хаки или синим, и заканчивают его с этой захватывающей белой звездой, заключенной в синий круг, который раскрывает свой путь по всему миру для победы ... Крылья сначала покрыты тканью с холстом, растянутой, как обои, над фанерой, затем каждый шов, удержание, открытое место, закрытое место и край записан вниз со всеми клеями, который не только делает крылья воздухонепроницаемыми, но и покрывает мои руки, Мои брюки, мои брови, мои волосы и мои инструменты с быстро сухим пальто, которое очищается, как лак для ногтей, или отирает более тонким, который горит, как ад. [ 10 ]
Оперативная история
[ редактировать ]

База планера Sedalia была первоначально активирована 6 августа 1942 года. В ноябре 1942 года инсталляция стала авиационным полевым полем (после войны переименована в базу ВВС Whiteman ) и была назначена командованию 12 -го перевозчика военнослужащих Военно -воздушных сил армии Соединенных Штатов. Полем Поле послужило тренировочным местом для пилотов и десантников. Назначенный самолет включал в себя планер CG-4A, Curtiss C-46 Commando и Douglas C-47 Skytrain . Однако C-46 не использовался в качестве планета в бою до тех пор, пока в марте 1945 года операция (пересечение Рейна).
CG-4AS вступил в эксплуатацию в июле 1943 года во время вторжения союзников в Сицилии . Они были пролечены на 450 миль через Средиземноморье из Северной Африки для ночных нападений, таких как операция Ladbroke . Неопытность и плохие условия способствовали тяжелым потерям. Они участвовали в американских воздушных посадках в Нормандии 6 июня 1944 года, а также в других важных воздушных операциях в Европе и в китайском театре Бирмы Индии . Несмотря на то, что не намерение армейских воздушных сил, планеры, как правило, считались расходами высокопоставленных европейских театральных офицеров и боевого персонала и были заброшены или уничтожены после приземления. В то время как оборудование и методы для извлечения пролетаемых планеров были разработаны и доставлены в Европу, половина этого оборудования стала недоступной некоторыми высокопоставленными офицерами. [ Цитация необходима ] Несмотря на это отсутствие поддержки системы восстановления, несколько планеров были извлечены из Нормандии и даже больше из Operation Market Garden в Нидерландах и Веселе , Германия.
CG-4A обнаружил одолжение, где его небольшой размер был преимуществом. Более крупная британская воздушная скорость может нести больше солдат (сидения на 28 или джип или противотанковое оружие ), а британский генеральный самолет Гамилькар мог нести 7 тонн (достаточно для легкого танка ), но CG-4A мог приземлиться в Меньшие пространства. Кроме того, используя довольно простую систему схватки, C-47 в полете, оснащенный хвостовым крючком и тормозным барабаном, может «забрать» CG-4A, ожидающий на земле. [ 11 ] Система была использована в 1945 году, спасение выживших выживших в результате аварии Гремлина в 1945 году в горной долине Новой Гвинеи. [ 12 ]
CG-4A также использовался для отправки припасов партизанам в Югославии .
После окончания Второй мировой войны большинство оставшихся CG-4A были объявлены избытком, и почти все были проданы. Многие были куплены для дерева в больших коробках доставки. Другие были куплены для переоборудования в буксируемые дома для кемпинга с отрезанными крыльями и хвостовым концом и отбуксированы задним участком, а другие продаются для охоты на домики и кабины на боковых каникулах озера.
Последнее известное использование CG-4A было в начале 1950-х годов ВВС США с арктическим отрядом, помогающим научным исследованиям. CG-4AS использовались для того, чтобы доставить персонал вниз и вверх от плавающих ледяных флой, при этом планер отбуксирован, выпущен для посадки, а затем поднялся позже тем же самолетом, используя метод крюка и линии. Во время Второй мировой войны. Единственной модификацией CG-4A была подгонка широких лыж вместо шасси для посадки на арктических льдах. [ 13 ]
Варианты
[ редактировать ]

- XCG-4
- Прототипы, два встроенных, плюс одна статья для стресс -тестирования
- CG-4A
- Основной производственный вариант, выжившие стали G-4A в 1948 году, 13 903 построены 16 подрядчиками
- XCG-4B
- Один построенный Timm CG -4A с фанерной структурой
- XPG-1
- Один CG-4A преобразован с двумя двигателями Franklin 6AC-298-N3 на северо-западе
- XPG-2
- Один CG-4A преобразован с двумя двигателями 175 л.с. (130 кВт) Ranger L-440-1 от Ridgefield
- XPG-2A
- Две статьи: двигатели XPG-2 изменялись на 200 л.с. (150 кВт) плюс один CG-4A также преобразован с двигателями 200 л.с. (150 кВт)
- PG-2A
- Производство PG-2A с двумя 200 л.с. (150 кВт) L-440-7 с, переименован в G-2A в 1948 году, 10, построенный Northwestern
- XPG-2B
- Отменен вариант с двумя двигателями R-775-9
- LRW-1
- CG-4A переведен в ВМС США (13 единиц)
- G-2A
- PG-2A перепроектировано в 1948 году
- G-4A
- CG-4A переименовано в 1948 г.
- G-4C
- G-4A с различными буксирными, 35 конверсий
- Адриан Мк.И.
- Обозначение Королевских ВВС для CG-4A, 25 доставлено
- Hadrian Mk.ii
- Обозначение Королевских ВВС для CG-4A с изменениями оборудования
Операторы
[ редактировать ]
- Чехословацкие ВВС управляли 2 Wacos, назначенные NK-4 [ 14 ]
Несчастные случаи и инциденты
[ редактировать ]- 1 августа 1943 года: CG-4A-RO 42-788339 , построенный подрядчиком Робертсоном Aircraft Corporation , [ 15 ] Потерял свое правое крыло и упал на Землю сразу после освобождения от буксирного самолета над Ламбертом Филдом , Сент -Луис, штат Миссури , США. Несколько тысяч зрителей собрались для первой публичной демонстрации построенного в Сент-Луисе планера, который был доставлен 2 членами экипажа USAAF и несет мэра Сент-Луиса Уильяма Д. Беккера , соучредителя самолета Робертсона Майор Уильям Б. Робертсон , и и 6 других VIP -пассажиров; Все 10 жителей погибли в аварии. [ 16 ] Авария была связана с отказом дефектной подгонки стойки крыла, которая была предоставлена субподрядчиком; Пост-разрывистое расследование предъявило обвинение в самолете Робертсона в слабом контроле качества ; Несколько инспекторов были освобождены от долга. [ 15 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]
- 42-43809-демонстрируется в Музее армии, летящих в Среднем Уолпа, Хэмпшир . [ 17 ]
- 45-13696-CG-4A при восстановлении в Музее воздушного воздуха Yanks в Чино, штат Калифорния . [ 18 ] [ 19 ]
- 45-14647-Секция кабины на статическом дисплее в Музее Pima Air & Space в Тусоне, штат Аризона . [ 20 ]
- 45-15009-CG-4A на статической экспозиции в Музее командования Air Mobility на базе воздушных заводов в Дувре недалеко от Дувра, штат Делавэр . [ 21 ]
- 45-15574-на статическом выставке в Колыбельном музее авиационного музея в Гарден-Сити, Нью-Йорк . [ 22 ] [ 23 ]
- 45-15691-демонстрируется в Музее Silent Wings в Лаббоке, штат Техас . [ 24 ]
Кабина CG-4A в музее Silent Wings, 2008 - 45-15965-Выставлен в зоопарке Kalamazoo Air в Портедже, штат Мичиган . Он окрашен как 42–46574. [ 25 ] [ 26 ]
- 45-17241 на статическом дисплее в музее воздуха в Сэйнте-Мере-Эглиз, Нормандия . [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
- 45-27948-CG-4A на статическом выставке в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо . [ 30 ]
- Реплика - демонстрируется в музее WWIT Fighters Fagen в Гранит -Фолс, штат Миннесота . [ 31 ]
- Реплика - выставлен в музее Fighting Falcon в Гринвилле, штат Мичиган . [ 32 ]
- Неизвестно - демонстрируется в Историческом основе Диапазона Меномини в Железной горе, штат Мичиган . [ 33 ]
- Неизвестно-CG-4A выставлен в Национальном музее парящих в Элмире, Нью-Йорк . [ 34 ]
- Неизвестно - раздел кабины, выставленная в Центре наследия базы ВВС Трэвис в Фэрфилде, штат Калифорния . [ 35 ]
- CG-4A выставлен в музее Silent Wings в Лаббоке, штат Техас . [ 36 ]
- Неизвестно-CG-4A выставлен в Мемориальном музее Дона Ф. Пратта в Форт Кэмпбелл недалеко от Кларксвилля, штат Теннесси . [ 37 ]
- Неизвестно-CG-4A на статическом выставке в Йоркширском музее воздуха в Элвингтоне, Йоркшир . [ 38 ]
- Неизвестно - демонстрируется в The Assault Glider Trust в Шоубери, Шропшир . [ 39 ]
- Неизвестно - на статическом выставке в Музее Airborne & Special Operations в Фейетвилле, штат Северная Каролина . [ 40 ]
- Неизвестно - на статическом показе во время восстановления в Мемориальном музее ветеранов США в Хантсвилле, штат Алабама . [ 41 ]
- Реплика - в Музее самолетов Южно -Йоркшира , Донкастер , Соединенное Королевство . Реплика была выпущена для фильма, спасая рядового Райана . [ 42 ]
Технические характеристики (CG-4A)
[ редактировать ]

Данные от угла энтузиастов авиации. [ 43 ] и инструкции по эксплуатации пилота для армейской модели CG4A Glider (№ 09-40CA-1) [ 44 ]
Общие характеристики
- Экипаж: два пилота
- Емкость: 13 войск, или четверть тонн грузовики (джип) и 4 солдата, или 6 пометов и 4197 фунтов (1 904 кг) Полезная нагрузка [ 45 ]
- Длина: 48 футов 8 в (14,8 м)
- Размах крыльев: 83 фута 8 в (25,5 м)
- Высота: 15 футов 4 дюйма (4,7 м)
- Область крыла: 900 кв. Футов (83,6 м. 2 )
- Пустой вес: 3900 фунтов (1769 кг)
- Валовой вес: 7500 фунтов (3402 кг)
- Максимальный вес взлета: 7500 фунтов (3402 кг)
- Макс взлетает (аварийная нагрузка): 9 000 фунтов (4100 кг)
Производительность
- Максимальная скорость: 150 миль в час (240 км/ч, 130 кН) CAS [ N 1 ] на 7500 фунтов (3400 кг)
128 миль в час (206 км/ч) CAS/135 миль в час (217 км/ч) IAS при 9000 фунтов (4100 кг)
- Скорость круиза: 73 миль в час (117 км/ч, 63 кН) IAS [ N 2 ]
- Скорость стойла: 49 миль в час (79 км/ч, 43 кН) [ N 3 ] с дизайнерской загрузкой 7500 фунтов (3400 кг)
- Никогда не превышайте скорость : 150 миль в час (241 км/ч, 130 кН) IAS [ N 4 ]
- Максимальное соотношение скольжения: 12: 1 [ 46 ]
- Загрузка крыла: 8,33 фунта/кв. Фута (40,7 кг/м 2 )
- Скорость раковины : около 400 футов/мин (2 м/с) при тактической скорости скольжения (IAS 60 миль в час; 97 км/ч)
- Пробег на посадке : 600–800 футов (180–240 м) для обычной трехточечной посадки; «Посадочные рулоны составляют приблизительно от 2000 до 3000 футов (от 610 до 910 м), следует ожидать при более высоких чрезвычайных валовых весах ...»
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
- Waco CG-13 (CG-13A)
- Waco CG-15 (CG-15A)
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Airspeed Horsa
- DFS 230
- Общие самолеты Гамилькар
- ОБЩИЕ АВД
- Гота иди 242
- Schweizer Cargo Glider Designs
- Слингби висят
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Борьба с планерами Второй мировой войны» (8 мая 2020 г.) - Национальный музей воздуха и космического пространства
- ^ Phytzimon 1978, p. 1199.
- ^ «Информация о планере Waco CG-4A». Гладер мировой войны и военный музей . Получено: 30 мая 2015 года.
- ^ Джексон, Дэвид Д. «Места производства планеров Второй мировой войны». Warbirds и Airshows . Получено: 30 мая 2015 года.
- ^ Diehl 2002, p. 81.
- ^ Беднарек, Джанет Роуз Дейли и Майкл Х. Беднарек. Мечты о полете: авиация общего пользования в Соединенных Штатах. 1 074 Чарльза Дэй - «Авиационная авиационная служба округа Клинтон»
- ^ Андраде 1979, с. 96
- ^ "Вако CG-4." скрип Зеленый/ извлеченный ; 29 марта 2012 года.
- ^ "Вако CG-4." niehorsster.orbat.com. Получено; 29 марта 2012 года.
- ^ Раф, Джейн Бизли. «Моя тетя Допер:« Глинок Глэдис »на военной фабрике». 'Фелпс семейная история Получено: 29 марта 2012 года.
- ^ "Тихой партнер самолета". Популярная наука, февраль 1944, с. 98
- ^ "Спасение планера от Новой Гвинеи Шангрил-Ла." Sydney Morning Herald, 2 июля 1945 года.
- ^ «Аэропорт Ice Cube». Популярная механика , сентябрь 1952, с. 137.
- ^ Soukup 1979, с
- ^ Jump up to: а беременный Затем 2010, с. 24-25.
- ^ Associated Press, «Мэр и 9 умирают в аварии в Сент -Луисе», Dallas Morning News , Даллас, Техас, понедельник 2 августа 1943 года, номер 306, стр. 1.
- ^ «Досье планера-авиационная компания Weaver of Ohio (WACO) CG-4, S/N 42-43809 USAF, C/N BAPC-185» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ «Waco NZR Hadrian (CG-4A)» . Музей воздуха янки . Музей воздуха янки. 17 декабря 2016 года . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ «Досье планера-Weaver Aircraft Company из Огайо (WACO) CG-4, S/N 45-13696 USAAF» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ «Досье планера-авиационная компания Weaver of Ohio (Waco) CG-4, S/N 45-14647 USAAF» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ "CG-4A" . Музей командования воздушной мобильности . AMC Museum Foundation, INC . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ Стофф, Джошуа (сентябрь 2002 г.). «Счастливый конец Вако» . Воздух и космос . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ «Досье планера-Weaver Aircraft Company Of Ohio (Waco) CG-4A, S/N 45-15574 USAAF» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ «История музея» . Музей тихих крыльев . Город Лаббок, штат Техас . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ "Waco CG-4A Hadrian" . Воздушный зоопарк . Воздушный зоопарк . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ «Досье планера-авиационная компания Weaver of Ohio (Waco) CG-4, S/N 45-15965» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ "Waco и Horsa Gliders" . Воздушный музей . Музей в воздухе . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ "Здание Вако" . Воздушный музей . Музей в воздухе . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ «Выживание CG-4A» . Команда археологии Ассоциации Авиации Авиации . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ "Waco CG-4A Hadrian" . Национальный музей ВВС США . 16 апреля 2015 года . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ "Waco CG-4A боевой планер" . Фаген истребитель Второй мировой войны . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ "[Домашняя страница]" . Военный музей боевого сокола . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ «Планер мировой войны и военный музей» . Исторический основание диапазона меномине . Меноминский диапазон Исторический Фонд . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ "Waco / CG-4A" . Национальный парящий музей . Получено 16 сентября 2019 года .
- ^ «Вторая мировая война» . Центр наследия ВВС Трэвиса . Получено 16 сентября 2019 года .
- ^ «История музея» . Музей тихих крыльев . Город Лаббок, штат Техас . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ "Дон Ф. Пратт Музей" . Форт Кэмпбелл Исторический Фонд . Форт Кэмпбелл Исторический Фонд . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ "Вако Хадриан CG-4A" . Музей йоркширского воздуха . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ «Самолет» . Assault Glider Trust . Assault Glider Trust . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ "Основные экспонаты" . Фонд музея Airborne & Special Operation . Получено 24 декабря 2016 года .
- ^ «G-4A Glider World War Glider» . Получено 18 ноября 2021 года .
- ^ «Музей самолетов Южного Йоркшира | Список самолетов» .
- ^ WARE CG-4A 'HADRIAN'
- ^ Инструкции по эксплуатации пилота для армейской модели CG4A Glider (№ 09-40CA-1) .
- ^ Инструкции по эрекции и обслуживанию CG-4A Glider (№ 09-40CA-2), 15 февраля 1943 года.
- ^ "Waco CG-4A" . Airbum.com .
Библиография
[ редактировать ]- Руководство AAF № 50-17, Руководство по обучению пилота для планера CG-4A. Правительство США, 1945, Select Pages, доступные на Wikimedia Commons, категория: Waco CG-4.
- AAF к нет. 09-40CA-1, инструкции по эксплуатации пилота для армейской модели CG-4A Glider, британская модель Адриана. Правительство США, 1944, доступно на Wikimedia Commons, категория: Waco CG-4.
- Андраде, Джон М. Американские военные самолеты обозначения и сериалы с 1909 года. Эрл Шилтон, Лейстер, Великобритания: Мидлендские округа Publications, 1979. ISBN 0-904597-22-9 .
- Diehl, Alan E., Phd. Безмолвные рыцари: дует свисток на военные аварии и их сокрытия. Даллес, Вирджиния: Brassey's, Inc., 2002. ISBN 1-57488-412-3 .
- Fitzsimons, Bernard, ed. "Waco CG-4A". Иллюстрированная энциклопедия оружия и войны 20 -го века, том 11. Лондон: Фиб, 1978. ISBN 978-0-241-10864-2 .
- Геро, Дэвид Б. Военные авиационные катастрофы: значительные потери с 1908 года . Sparkford, Yoevil, Somerset, UK: Haynes Publishing, 2010, ISBN 978-1-84425-645-7 .
- Masters, Charles J., Glidermen of Neptune: Американская атака D-Day Glider Carbondale, Иллинойс: издательство Южного Иллинойса Университета, 1995. ISBN 978-0-809-32008-0 .
- Soukup, Oldřich (1979). «Глинеры Чехословацких ВВС (I.)» [Чехославакские военные планеры (I.)]. Авиация и космонаутика (в чешском). Тол. 55, нет. 18. стр. 693–695.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 3D-модель Waco CG-4
- «Тихой партнер самолета». Популярная наука , февраль 1944 г., с. 94-101. Первая большая статья о CG-4A, опубликованной во время Второй мировой войны; Редкие фотографии и рисунки
- "Glider Parade" Популярная механика , август 1944, с. 14–15.
- Итак, мы купили планер - летающий
- The Assault Glider Trust
- Музей тихих крыльев
- Музей авиации и специальных операций армии США, выставка планеров CG-4A Второй мировой войны, Форт-Брэгг, Северная Каролина.
- Подробные фотографии CG-4A в Национальном парящем музее
- Более подробные фотографии CG-4A в Национальном парящем музее, включая ручные страницы
- Национальная ассоциация пилотов мировой войны, Inc.
- Руководство по обучению пилота для Glider CG-4A - Музей летных цифровых коллекций
- Обучение по лету в планере - Цифровые коллекции музея полета