Крыжовник (рассказ)
"Крыжовник" | |
---|---|
Рассказ Антона Чехова | |
![]() 1954 г., иллюстрация Т. Шишмарёвой. | |
Оригинальное название | Крыжовник |
Страна | Россия |
Язык | Русский |
Публикация | |
Опубликовано в | Russkaya Mysl (1898) |
Издатель | Адольф Маркс (1903) |
Дата публикации | август 1898 г. |
« Крыжовник » ( русский : Крыжовник , латинизированный : Крыжовник ) — рассказ Антона Чехова 1898 года , второй в том, что позже стало известно как «Маленькая трилогия», наряду с « Человеком в футляре » и « О любви». ".
Публикация
[ редактировать ]Написанный в Мелихово в середине 1898 года, рассказ был отправлен в «Русскую мысль» 28 июля того же года и впервые опубликован в августовском номере № 8 этого журнала. В несколько переработанном варианте оно вошло в 12-й том второго издания Собрания сочинений А. П. Чехова 1903 года, а затем в 11-й том третьего, посмертного издания 1906 года. [ 1 ]
Сам Чехов просил издателя Адольфа Маркса не включать этот рассказ (а также «Человек в футляре» и «О любви») в первое издание «Собрания сочинений» 1901 года. 29 сентября 1899 года он писал Марксу: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» принадлежат к одному циклу, который еще не окончен, поэтому они могли бы появиться лишь в 11 или 12 томах, когда весь комплект был бы уже готов. завершенный." Но намеченный обширный цикл остался незавершенным. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]В записных книжках Чехова есть записи, которые позволяют предположить, что у «Крыжовника» была долгая история. Первоначально он намеревался закончить историю тем, что главный герой заболел и умер в горьком разочаровании после того, как все его амбиции были реализованы. Постепенно психологический портрет Николая Ивановича стал более сатирическим и сложным. Он стал довольно тщеславным, самодовольным человеком, который, кажется, не замечает, как его взгляды и идеалы изменились в процессе того, что он считает социальным «прогрессом». Согласно воспоминаниям Михаила Чехова 1923 года, в рассказе было множество деталей, указывающих на деревню Бакумовка и имение местного помещика Смагина, где гостил автор. [ 2 ]
Он также объяснил происхождение фамилии Чимша-Гималайский. По словам Михаила Чехова, «Однажды в Сибири , по пути на Сахалин ... к нему подошел местный житель, желая представиться, и предъявил визитную карточку с фамилией: Рымша-Пилсудский». Чехову это показалось чрезвычайно забавным, он сохранил карточку и позже пообещал как-нибудь использовать это необычное имя. [ 3 ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Иван Иванович Чимша-Гималайский, ветеринарный врач, рассказывает историю своего младшего брата Николая Ивановича. Будучи чиновником казначейского суда, последний стал одержим идеей вернуться в страну, где он и его брат провели свое счастливое детство. Символом этой фантазии почему-то стал куст крыжовника . Наконец его мечта сбылась. Он купил себе ферму и стал помещиком. Иван Иванович рассказывает, как он навещал Николая и как ему было тоскливо видеть этого, по-видимому, счастливого человека, теперь толстого и обрюзгшего, живущего в том, что он воображал своим земным раем, называющего себя «мы, дворяне» и испытывающего полнейшее радость, вызывающая слезы на глазах, когда повар, такой толстый и похожий на свинью, подает ему тарелку крыжовника. Все это заставляет Ивана Ивановича задуматься о природе человеческого счастья, которое для него во многом является результатом незнания любого счастливого человека того, сколько горя и боли таится за стенами узкого мира, который он себе построил.
Цитировать
[ редактировать ]«И такое положение вещей, очевидно, необходимо; очевидно, что счастливый человек чувствует себя легко только потому, что несчастные молча несут свое бремя, и если бы не это молчание, счастье было бы невозможно. Это всеобщий гипноз. В двери каждого довольного, счастливого человека должен быть кто-то, кто стоял бы с молоточком и постоянно стуком напоминал бы ему, что есть несчастные люди, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, и придет беда. прийти в ему - болезнь, нищета, потери, и тогда его никто не увидит и не услышит, как и теперь он не видит и не слышит других. Но нет человека с молотком. Счастливый человек живет себе легко, слегка трепеща от малых ежедневных дел. заботится, как осина на ветру, — и все хорошо». (Иван Иванович)
Написано Анисой Яр, близкой подругой Спезихле из Роузленда.
Прием
[ редактировать ]История широко обсуждалась современными критиками и получила в основном положительные отзывы. Подробный анализ предоставил Александр Скабичевский в «Сыне Отечества». [ 4 ] и Ангел Богданович в октябрьском номере журнала «Мир Божий» за 1898 год , последний описал эту историю «как своего рода декорацию для среды, где правит Человек в футляре». «Николай Иванович — совершенный представитель того самого мира, где [Беликов] пятнадцать лет истребляет в себе все те вещи, которые возвышают человека над низшим, низменным уровнем бессмысленного существования», — утверждал Богданович.
Столь же подробный, но менее лестный анализ дали «Биржевые ведомости» и критик Александр Измайлов, которые увидели в этой истории еще один симптом еще более глубокого погружения автора в меланхолию и несчастье. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Rodionova, V.M. Commentaries to Крыжовник. The Works by A.P. Chekhov in 12 volumes. Khudozhestvennaya Literatura . Moscow, 1960. Vol. 8, pp. 537-538
- ^ Чехов, М. Антон Чехов и его сюжеты. Москва. 1923. Стр. 63-64
- ^ Чехов, М. Антон Чехов и его сюжеты. Москва. 1923. Стр. 16-17
- ^ Сын отечества, 1898, №245, 11 сентября
- ^ Биржевые ведомости, 1898, №234, 28 августа