В Ущелье
В Ущелье | |
---|---|
![]() Первое русское издание | |
Автор | Anton Chekhov |
Страна | Россия |
Язык | Русский |
Опубликовано в | Zhizn |
Издатель | Адольф Маркс |
Дата публикации | Январь 1900 г. |
В овраге ( рус . В овраге , латинизировано : В овраге ) — повесть Антона Чехова 1900 года , впервые опубликованная в январском № 1 журнала «Жизнь» . [ 1 ]
Персонажи
[ редактировать ]- Grigory Petrovich Tsybukin, an ageing village merchant.
- Анисим Григорьевич Цыбукин, старший сын Григория Петровича. Работает в городском уголовном розыске и любит похвастаться своей сверхъестественной способностью видеть насквозь всякую нечестность.
- Степан Григорьевич Цыбукин, младший сын. Отец должен был помочь, но его слабость и глухота сделали его бесполезным.
- Аксинья, жена Степана. Бессердечное, звериное существо необыкновенной красоты, с милой, «наивной» улыбкой.
- Варвара Николаевна, вторая жена Григория Петровича. Благочестивый человек, который любит варить фруктовые джемы и помогать бедным.
- Липа, жена Анисима. Происходит из очень бедной семьи и полностью подчиняется своей судьбе.
- Костыль, плотник, старый и мудрый человек. [ 2 ] [ 3 ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Григорий Цыбукин решает женить своего старшего сына Анисима. Последний воспринимает известие спокойно, но без энтузиазма. Его невеста Липа — бедная девушка, поэтому присоединение к семье Цыбукиных можно рассматривать как подарок судьбы для человека без приданого . Анисим приезжает за три дня до свадьбы и в подарок приносит серебряные рубли, которые выглядят как новенькие. На собственной свадьбе он быстро напивается и начинает хвастаться своим городским другом Самородовым, которого называет «особенным человеком». Незадолго до отъезда в город Анисим намекает о каком-то темном деле, в которое его втянул приятель Самородов. «Я либо разбогатею, либо погибну», — говорит он.
В день отъезда Анисима Варвара Николаевна пытается ему втолковать, что семья у них хоть и богатая, но жизнь у них весьма ужасная, ибо то, что они делают, - это обманывают народ всеми мыслимыми способами и ненавидятся им. Она упоминает Бога, но Анисима это не впечатляет. Он, человек, утверждающий, что обладает даром «видеть насквозь людей», никогда в жизни не встречал истинно верующего. На вокзале Цыбукин-старший просит сына остаться дома, обещая «осыпать его золотом», но тот говорит нет: ему, кажется, искренне нравится его работа в городе, связанная с раскрытием всякого рода мошенничеств и обманов. Фактически, даже за время своего недолгого пребывания в деревне ему по неосторожности удалось раскрыть два дела о мелкой краже.
Вскоре после ухода Анисима выясняется, что привезенные с ним серебряные рубли — фальшивые. Приходит известие, что ему и мошеннику по имени Самородов предъявлено обвинение в подделке документов. Цыбукин потрясен и напуган. Он велит Аксинье собрать все фальшивые рубли и бросить их в колодец. Вместо этого она передает их вертолетам команды в качестве оплаты.

Анисима заключают в тюрьму, а затем приговаривают к шести годам каторжных работ в Сибири, несмотря на попытки его отца обеспечить ему хорошую защиту в суде. Однако последний посещает городского адвоката и составляет завещание, завещающее все семейное имущество Никифору, новорожденному сыну Липы. В их число входит кирпичный завод, который Аксинья построила совместно с местными купцами братьями Хрымовыми на участке земли Цыбукина. Аксинья возмущена завещанием. Она устраивает скандал, затем вбегает в дом, где Липа стирает, хватает ведро и выливает на ребенка кипяток. На следующий день Никифор умирает в больнице, и Липа смущенно несет труп домой.
Старый Цыбукин в ужасе, но он слишком боится теперь Аксиньи. «И он был хорошенький ребенок... Ох, боже мой, боже мой... У тебя был только один ребенок, и ты недостаточно о нем заботилась, глупая девчонка», - это все, что он может заставить себя сказать. убитая горем молодая мать. Аксинья приказывает Липе выйти из дома. На следующий день после похорон девушка молча возвращается в дом матери.
Проходит три года. Формально Григорий Петрович по-прежнему является главой семьи, но дома всем заправляет Аксинья, кирпичный завод и привокзальный трактир, который она недавно построила с друзьями Хрымиными. Варвара до сих пор варит варенье и любит помогать бедным. В последний раз, когда Липа и ее мать видят старика Цыбукина, он вяло сидит у церкви, а пара мужчин рядом с ним спорят о том, имеет ли Аксинья, какой бы уважаемой фигурой она ни была в деревне, вообще право отказывать еду своему тестю, который уже три дня не ест.
Предыстория и публикации
[ редактировать ]С 1898 года Максим Горький , один из больших поклонников Чехова, делал попытки сблизить его с журналом «Жизнь» , с которым он сам был тесно связан. Для него была написана «В овраге», как ответ на многочисленные просьбы главного редактора Владимира Поссе .
Чехов впервые упомянул о работе над повестью в своем письме от 14 ноября 1899 года сестре Марии . 19 ноября он сообщил Поссе: «Эта большая новелла для «Жизни» находится в разработке, она будет готова, возможно, во второй половине декабря. [...] Там орда персонажей, много шума и суеты, так что один придется потрудиться, чтобы эта перенаселенность не была такой очевидной».
26 декабря в письме Михаилу Меньшикову Чехов описал «В овраге» как «рассказ о заводской жизни и о том, насколько она кисла». В своем письме Григорию Россолимо от 21 января 1900 года он назвал ее «моей последней новеллой о жизни деревенского народа».
20 ноября рассказ был отправлен в журнал его автором. «В овраге» впервые было напечатано в № 1 «Жизни » за январь 1900 года . Чехов был возмущен качеством корректуры и в письме Поссе от 11 января назвал ее «оргией типографской неряшливости». После редактирования оригинального текста Чехов включил рассказ в 12-й том второго издания своего собрания сочинений 1903 года, опубликованного Адольфом Марксом . Затем он был воспроизведен в одиннадцатом томе посмертного третьего издания 1906 года. [ 4 ]
По воспоминаниям Михаила Чехова , в основу рассказа лег «реальный несчастный случай, произошедший во время его пребывания на Сахалине ; что касается места действия, то это какое-то место недалеко от Мелихово». [ 5 ]
Ялтинский . учитель и писатель С. Н. Щукин в своих воспоминаниях цитирует слова Чехова, однажды сказавшего ему: «Я изображаю жизнь народа в среднерусских губерниях, ибо знаю ее лучше всех. Купцы Хрымины там, они настоящие, единственное их отличие» [из моих персонажей] они хуже. Их дети начинают пить водку с восьми лет, развращаются в детстве и разносят сифилис по всей округе... И в этом нет ничего особенного. этот случай, когда Липиного мальчика убили кипятком, земские врачи встречаются с такими случаями довольно часто». [ 6 ]
Иван Бунин вспоминал, что однажды рассказал Чехову, как местный дьякон съел два фунта икры на дне рождения его отца. «Именно с этого он начал свою повесть «В овраге», — добавил Бунин. [ 7 ]
Критический прием
[ редактировать ]
Как и до этого «Крестьяне» , «В овраге» вызвал широкое и бурное обсуждение в российской прессе. Некоторые критиковали автора за его чрезвычайно пессимистический взгляд на вещи, другие хвалили бескомпромиссное и прямолинейное послание рассказа. 28 декабря Владимир Поссе писал автору: «Какое беспощадное, жестокое откровение. Ничего театрального, но эффект огромен, всепроникающ и продолжает нарастать еще долго после прочтения повести». [ 1 ]
Чехов получил множество очень эмоциональных писем от своих последователей, одно из которых, Виктор Миролюбов , тогдашний редактор «Журнала для всех» , писал 9 февраля: «Трижды мне приходилось бросать чтение. Знаете это чувство, когда глаза наполняются слезами». и что-то наполняет грудь, как будто тебя отправляют в полет. [...] Дело не в твоем даре, а в твоем сердце, твоем глубоком чувстве... ко всему страдающему, к тем, кто погибает из-за своего невежества, которое это так распространено в это огромное гетто нашей жизни, где побеждают только животные инстинкты». [ 1 ]
Дмитрий Овсянико-Куликовский считал эту повесть изображением зла, которое породило в жизни появление новой сельской буржуазии. [ 8 ] В. П. Альбов считал «В овраге» лучшим рассказом автора по «глубине и тонкости сюжета», а также «проявлению новой философии, которую открыл для себя Чехов». [ 9 ] А. Ф. Кони в письме в ноябре 1900 года назвал «В овраге» жемчужиной русской литературы. [ 1 ]

В феврале 1900 года Максим Горький написал Чехову, чтобы сообщить ему, насколько сильное впечатление произвела эта повесть на Льва Толстого , а также на группу крестьян Полтавской области, которым он сам ее читал. «Вы действительно замечательный человек, Антон Павлович, и огромный талант!» добавил он. [ 10 ]
» рецензию Горький опубликовал в «Нижегородском вестнике , в которой восхвалял Чехова как не просто талантливого писателя, но и чрезвычайно влиятельную фигуру в контексте российской общественной и политической жизни. Споря с оппонентами, обвинявшими Чехова в равнодушии к своим героям и отсутствии собственных идей, он писал: «У Чехова есть свое мировоззрение, но и нечто гораздо большее. У него выработалось свое видение жизни.. .. которую он изображает во всем ее хаосе, со всеми ее нелепостями... с этой собственной высокой точки зрения [...] Его новая история трагична и ужасно мрачна, но [нота надежды] звучит сильнее. чем когда-либо и пробуждает в нас искру радости». [ 11 ]
Среди тех, кто оставил отрицательные отзывы, был главный недоброжелатель Чехова Виктор Буренин . В статье для «Нового времени» , газеты, принадлежавшей хорошему другу Чехова Алексею Суворину , он выстроил собственную, на первый взгляд шутливую теорию, согласно которой два главных героя повести, Анисим и Аксинья, были тайными марксистами. [ 12 ] Mikhail Menshikov [ 13 ] сосредоточился на женских персонажах повести и разделил их на три категории: деструктивные (Аксинья), созидательные (Липа) и консервативные (Варвара). Идея Меньшикова заключалась в том, что возникновение капитализма в сельской России было всего лишь преходящим увлечением, и он считал отношение Чехова к нему слишком серьезным.
Несколько критиков, среди них Александр Скабичевский , Ростислав Семенковский [ 14 ] и Александр Измайлов [ 15 ] приписывая автору создание великого произведения литературы, они все же жаловались на то, что они считали крайним пессимизмом повести, с «нотами полной нищеты, достигающей невыносимого крещендо», по словам Скабичевского. [ 16 ]
Киноверсии
[ редактировать ]- Касба — индийская адаптация 1991 года, режиссёр Кумар Шахани.
- Господи,_прости_нас_грешных ( Lord, Forgive Us Sinners ), a 1992 Ukrainian adaptation
- Колечко золотое, букет из алых роз ( Golden Ring, Bouquet of Scarlet Roses ), a 1994 Russian adaptation
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Commentaries to В овраге . А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. // Т. 10. [Рассказы, повести], 1898—1903. — М.: Наука, 1977. — С. 144—180.
- ^ "Краткое содержание повести Чехова "В овраге" " . briefly.ru (in Russian) . Retrieved 2017-06-03 .
- ^ Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.
- ^ Rodionova, V.M. Commentaries to В овраге. The Works by A.P. Chekhov in 12 volumes. Khudozhestvennaya Literatura . Moscow, 1960. Vol. 8, pp. 553-556
- ^ Anton Chekhov and His Plotlines // Антон Чехов и его сюжеты. Москва. 1923. Стр. 146
- ^ Chekhov Remembered by the Contemporaries // А.П. Чехов в воспоминаниях современников. Москва. Гослитиздат. 1960. Стр. 464. - Я описываю тут жизнь, какая встречается в средних губерниях, я ее больше знаю. И купцы Хрымины есть в действительности. Только на самом деле они еще хуже. Их дети с восьми лет начинают пить водку и с детских же лет развратничают; они заразили сифилисом всю округу. <...> А знаете, <...> вот то, что мальчика Липы обварили кипятком, это не исключительный случай; земские врачи нередко встречают такие случаи.
- ^ А.П. Чехов в воспоминаниях современников. Стр. 526
- ^ Овсянико-Куликовский Д. Н. «В овраге», повесть А.?П. Чехова // Вопросы психологии творчества / Д.?Н. Овсянико-Куликовский. 2-е изд. М., 2008. С. 248—256. 1-я публ.: Северный курьер. 1900. 4 мая. - ...Cуть повести — отображение картины зла и греха, сопряжённого с возникновением новой самобытной «буржуазии» из крестьян.
- ^ Альбов В.П. Два момента в развитии творчества Антона Павловича Чехова: (крит. очерк) // Мир Божий. 1903. № 1. С. 104—112.
- ^ Gorky and Chekhov. Correspondence, Articles, Quotes // М.Горький и А. Чехов. Переписка, статьи, высказывания. Гослитиздат. 1951. Стр. 75
- ^ Нижегородский вестник, 1900, №29, 30 января
- ^ Новое время, 1900, №8619, 25 февраля
- ^ Книжки "Недели". 1900, №3, март
- ^ Ежемесячное литературное приложение к журналу Нива, 1900, март
- ^ Биржевые ведомости, 1900б №77, 19 марта
- ^ Сын отечества, 1900, №49, 18 февраля