Обручённые (рассказ)
"Обрученный" | |
---|---|
Рассказ Антона Чехова | |
![]() 1954 г., иллюстрация Д. А. Кубинского | |
Оригинальное название | Невеста |
Страна | Россия |
Язык | Русский |
Публикация | |
Опубликовано в | Zhurnal Dlya Vsekh (1903) |
Издатель | Адольф Маркс (1903, 1906) |
Дата публикации | декабрь 1903 г. |
« Обручённые » ( рус . Невеста , латинизировано : Невеста ), переводится также как «Невеста» , — рассказ Антона Чехова 1903 года , впервые опубликованный в № 12 за декабрь 1903 года «Журнала для всех ». В последнем завершенном рассказе Чехова «Обрученные» героиней является Надя, молодая женщина, которая сбегает от нелюбимой помолвки и поступает в университет и таким образом утверждает свою независимость. Другой важный персонаж, Саша, побуждающий ее на этот шаг, в финале умирает в туберкулёзном санатории , как и сам Чехов в 1904 году. [ 1 ]
Публикация
[ редактировать ]Название рассказа Чехов придумал, видимо, задолго до того, как начал его писать. 20 октября 1902 года, отвечая на телеграмму Виктора Миролюбова от 8 октября 1902 года , в которой редактор журнала спрашивал, что именно он может обещать своим подписчикам, Чехов писал: «Если вы хотите от меня названия рассказа, то пусть это будет «Невеста». , хотя позже это может быть изменено».
23 января 1903 года он сообщил Ольге Книппер : «Пишу сейчас рассказ для «Журнала для всех» , в несколько архаичной манере, в стиле 1870-х годов. Не знаю, что из этого может выйти». 30 января он снова написал ей: «Все идет так медленно, по ложке в час, может быть, потому, что в нем слишком много персонажей, а может быть, я потерял сноровку и должен научиться делать это». это снова?" [ 2 ]
Автор прекрасно осознавал возможное цензурное вмешательство. «Боюсь, что с моей невестой будут жестоко расправляться со стороны тех женихов, которые хотят контролировать целомудрие вашего журнала», — писал он Миролюбову 9 февраля. 27-го Чехов отправил рассказ в журнал. Попросив простить его за несколько задержек, он добавил: "Здоровье меня подводит, и мне тяжело теперь работать так, как раньше, я очень быстро устаю". [ 2 ]
В марте и июне, читая корректуру, Чехов подверг текст серьезной переработке. Наконец, оно было опубликовано в декабрьском номере «Журнала для всех» . В несколько переработанном варианте оно вошло в 12 том второго издания 1903 года « Собрания сочинений А. П. Чехова» , изданного Адольфом Марксом . Затем он появился в 11 томе посмертного третьего издания 1906 года. [ 2 ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Надя Шумина, 23-летняя провинциалка, живущая с матерью в имении бабушки, помолвлена с Андреем Андреевичем, сыном местного священника. Ее жених — приятный, но поверхностный и немотивированный мужчина, который только и делает, что играет на скрипке. Он нравится Наде, но по мере приближения даты свадьбы она чувствует себя несчастной. Она часто думает о Саше, дальнем родственнике с тяжелым заболеванием, который, как и каждый год, остается с Надиной семьей, чтобы «отдохнуть и выздороветь».
Саша часто откровенно разговаривает с Надей, умоляя ее перевернуть «жизнь с ног на голову». Он критикует ее богатую, праздную жизнь, указывая на то, что ни она, ни ее семья, ни ее жених не работают и живут за счет чужого труда. Он описывает это как «аморальное» и «поедание чужой жизни». Он говорит ей, что ей следует поехать в Петербург , где есть интересные и просвещенные люди, и учиться в университете.
Когда Надя идет с Андреем Андреичем смотреть дом, который готовят для пары, она презирает все в нем, считая, что это представляет собой «глупую, наивную, невыносимую пошлость». Ей становится ясно, что она никогда не любила своего жениха. Она начинает видеть в матери человека слабого, несчастного, полностью зависящего от милосердия свекрови, и не хочет идти по ее стопам.
Наконец, незадолго до запланированной даты свадьбы Надя решает нарушить все условности и сбежать. Когда Надя сообщает Саше о своем решении, он очень рад, и они строят планы ее тайного отъезда. Когда Саша уезжает на поезд в Москву, Надя провожает его до станции под предлогом проводов, а затем сама садится на поезд в Петербург. После этого она отправляет своей семье телеграмму, чтобы рассказать им, что она сделала.
Во время учебы в университете Надя получает добрые письма из дома: кажется, мама и бабушка ее простили. Она скучает по ним и тоскует по дому.
После сдачи выпускных экзаменов в мае она отправляется домой и по дороге навещает Сашу в Москве. Увидев Сашу, она замечает неопрятное состояние его комнаты и одежды, и он кажется ей менее новым и культурным, чем она прежде представляла. Он кашляет и выглядит очень больным. Она говорит ему, что в долгу перед ним, и называет его своим «самым близким и дорогим».
Когда Надя приходит домой, дома, ее мать и бабушка кажутся ей старше. Из-за того, как Надя расторгла помолвку, социальный статус ее семьи понизился, мать и бабушка боятся выходить на улицу в случае встречи с Андреем Андреичем или его отцом, а над Надей издеваются соседские дети. Надя мечтает вернуться в Петербург.
Позже летом они узнают, что Саша умер от туберкулеза. Надя размышляет, что ее жизнь действительно перевернулась, как того хотел Саша.
История заканчивается на неопределенной ноте: Надя собирает вещи, прощается с семьей и «полная жизни и приподнятого настроения [уезжает] из города — как она предполагала, навсегда».
Прием
[ редактировать ]Повесть широко обсуждалась как критиками, так и читающей публикой. Викентий Вересаев вспоминал: «Накануне [22 апреля 1903 года] у Горького мы читали рассказ Чехова «Невеста». Антон Павлович спросил меня: «Ну, что вы думаете о моем рассказе?» Мне стало не по себе, но я решил сказать начистоту: «Антон Павлович, девушки так не идут в революционное движение, а такие девушки, как ваша Надя, вообще не идут этим путем». Он посмотрел на меня с резкой настороженностью. «У них есть разные пути», — сказал он». [ 3 ]
Сергей Елпатьевский вспоминал, как Чехов просил его прочитать рассказ перед его публикацией. «Я так и сделал. Это случилось в «Обручении», где впервые появились какие-то веселые, жизнеутверждающие мотивы. Для меня стало очевидным, что произошла перемена во всем мировоззрении Чехова... и что это положило начало новый период в его творческой жизни». [ 4 ] Некоторые рецензенты отметили, насколько необычен и нов для Чехова относительно оптимистичный финал повести. «[Для героини] покинуть город — значит отказаться от мысли об эгоистическом существовании... о жизненных банальностях и вступить на блестящую дорогу самоотверженного труда», — Максимилиан Волошин писал в «Киевских отзывах » . Он благосклонно сравнивал Надю с тургеневскими девушками, отмечая, что если последние заняты преимущественно поисками любви, то чеховские героини тоскуют по смыслу жизни. [ 2 ]
Положительные отзывы поступали из «Мира Божьего» ( Ангел Богданович , пишу в январском номере 1904 года), «Правда» журнала (И. Джонсон, май 1904 года) и «Русь» . «Во всех своих рассказах Чехов предстает художником высокого идеала, просто этот идеал так высок, что перед ним наша жизнь кажется тоскливой и тривиальной», — писал критик и драматург Владимир Боциановский , утверждая, что некогда популярное представление о Равнодушие Чехова к своим героям никогда не имело ничего общего с действительностью. [ 5 ]
Среди тех, кто мало думал о новом оптимизме Чехова, были Михаил Гершензон ( «Научное слово» , январь 1904 г.) и критик-марксист Виктор Шулятиков. [ 6 ] Гершензон утверждал, что «как и большинство рассказов Чехова, этот скорее набросок, чем картинка», а герои и героини Чехова «представляют собой контуры, а не портреты». [ 7 ] Шулятиков, хотя и признавал некоторые положительные моменты в рассказе, все же считал мотивы Нади неясными и полагал, что с точки зрения истинного марксиста Чехов был лишь «ненадежным попутчиком». [ 2 ]
Экранизации
[ редактировать ]- Невеста , 1956 by Grigory Nikulin, with Tatyana Piletskaya as Nadya. YouTube , 1 hour 21 minutes (Russian)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Обручённый . Медицинская школа Нью-Йорка. Литературный раздел
- ^ Jump up to: а б с д и Rodionova, V.M. Commentaries to Невеста. The Works by A.P. Chekhov in 12 volumes. Khudozhestvennaya Literatura . Moscow, 1960. Vol. 8, pp. 563-572
- ^ А.П. Чехов в воспоминаниях современников. Гослитиздат. 1960, стр. 675
- ^ Chekhov Remembered by the Contemporaries // А.П. Чехов в воспоминаниях современников. Гослитиздат. Москва. 1960. Стр. 581
- ^ Русь, 1904, №22, 3 января
- ^ Courier , 24 December // В. Шулятиков. Критические этюды. — «Курьер», 1903, № 296, 24 декабря
- ^ М. Гершензон. Литературное обозрение. — «Научное слово», 1904, № 1, стр. 135. - "...этот рассказ, как большинство рассказов Чехова, не картина, а эскиз", персонажи Чехова — "...все-таки не портреты, а силуэты."
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Невеста , the original Russian text
- Обрученные , английский перевод