Jump to content

Епископ (рассказ)

"Епископ"
Рассказ Антона Чехова
Chekhov in 1901
Оригинальное название Архиерей
Страна Россия
Язык Русский
Публикация
Опубликовано в Zhurnal Dlya Vsekh (1902)
Издатель Адольф Маркс (1903, 1906)
Дата публикации апрель 1902 г.

« Епископ » ( русский : Архиерей , латинизированный : Архиереи ) — рассказ Антона Чехова 1902 года , впервые опубликованный в апрельском номере журнала «Для всех» за 1902 год . Повесть, повествующая о последних днях неизлечимо больного священника, во многом отражает психологическое состояние автора, который был в тот момент полон предчувствий собственной неминуемой кончины, и в этом отношении считается отчасти автобиографическим. [ 1 ] [ 2 ]

Публикация

[ редактировать ]

Чехов пообещал Виктору Миролюбову написать рассказ для «Журнала для всех» В письме от декабря 1899 года . Но к работе он приступил гораздо позже, судя по его письму Ольге Книппер от 16 марта 1901 года , в котором он писал: «Теперь я пишу рассказ под названием «Епископ», основанный на сюжетной линии, которая сидела у меня в голове. около пятнадцати лет». В июле того же года Миролюбов напомнил Чехову о своем давнем обещании подписчикам журнала. Чехов в письме от 3 августа заверил его, что произведение находится в стадии разработки, но в октябре ему пришлось извиниться за некоторые дальнейшие задержки. Он отправил рассказ в журнал лишь 20 февраля 1902 года с извинениями, объясняя задержку ухудшением здоровья и как бы предупредив, что будет «бросить вызов цензорам за каждое слово» и не допустит, чтобы опубликован сильно искаженный текст. Были действительно серьезные цензурные сокращения, не говоря уже о зияющих корректорских ляпах, на исправление которых Чехову понадобился еще месяц. Наконец, «Епископ» был опубликован в № 4 апрельского номера журнала 1902 года. Zhurnal Dlya Vsekh .

В несколько переработанном варианте оно вошло в 12 том второго издания 1903 года «Собрания сочинений А. П. Чехова», изданного Адольфом Марксом . Затем он появился в 11 томе посмертного третьего издания 1906 года. [ 3 ]

Петр, епископ Старо-Петровского женского монастыря, чувствует слабость и недомогание. Во время вечерней службы накануне Вербного воскресенья, раздавая побеги вербы , он видит в толпе женщину, похожую на его мать, которую он не видел девять лет. Ни с того ни с сего из его глаз начинают течь слезы... Усталый и в каком-то тумане он возвращается в свою монастырскую спальню, затем узнает от отца Сысоя, заезжего монаха, что его мать действительно приехала к нему в гости, привезя с собой ее Катя, восьмилетняя племянница. Это доставляет ему огромную радость, он проводит ночь в мечтах... Но он не может заснуть еще и потому, что состояние его ухудшается, и его как будто в лихорадке.

Встречая мать и ребенка, Петр чувствует себя счастливым и приподнятым, но закрадывается странное чувство: кажется, будто старуха слишком робка, слишком уважительна в его присутствии, тогда как во время беседы со стариком Сысоем она чувствует себя, по-видимому, совершенно расслабленно и весело. Следующие несколько дней Петр очень занят: он служит в городском соборе, ходит к епархиальному архиерею, затем видит генеральшу, которая очень больна... И все больше и больше все эти дела, которыми он занимается, кажутся ему все более незначительным. Поддавшись болезни, он все больше и больше раздражается на окружающих его людей, ни с одним из которых он не может поговорить. Его охватывает иррациональное желание оказаться за границей.

Проходит еще одна бессонная ночь. Утром у Петра начинается кровотечение из кишечника. Сысой бросается за врачом, который распознает тиф . После часа кровотечения Петр худеет и бледнеет, чувствуя себя «...как будто все, что произошло до этого, осталось далеко-далеко позади и никогда больше не повторится». «Сынок мой, почему ты так выглядишь?» его напуганная мать продолжает повторять, но он не может дать ей ответа. Бесконечные часы медленно тянутся. В субботу утром, за день до пасхального воскресенья, Петр умирает.

Через месяц в город приезжает новый епископ, и все забывают об умершем. Его мать уезжает в отдаленный городок, чтобы жить с зятем. Иногда, когда «...она выходит ночью, чтобы привести свою корову, и встречает на пастбище других женщин, [она] начинает говорить о своих детях и внуках и говорит, что у нее был сын епископ, и это она — говорит робко, боясь, что ей не поверят... Да и есть такие, которые ей не верят».

Прототипом главного героя повести считается ялтинский епископ Михаил Грибановский, скончавшийся в 1898 году в возрасте 41 года.

SN Шчукин [ примечание 1 ] В своих воспоминаниях вспоминает один конкретный эпизод начала 1899 года, который наверняка дал Чехову оригинальную идею повести. «Однажды, когда он еще жил на даче в Иловайске, А.П. вернулся из города весьма оживленный. Он увидел у фотографа фотографию Михаила, епископа Таврического. [ примечание 2 ] Портрет его очень впечатлил, он купил его и некоторое время рассматривал дома... Епископ не был стариком, но страдал тяжелой формой чахотки. На фотографии он был со своей старой матерью... У него было это живое, умное, очень грустное лицо страдающего человека... Антон Павлович много расспрашивал о епископе Михаиле, и позже я послал ему книгу последнего под названием Над Евангелиями ». [ 4 ]

Щюкин продолжал: «Однажды [Антон Павлович] рассказал мне: «Вот, вот прекрасная идея для рассказа. Архиерей ведет утреннюю службу в Чистый четверг . Он болен. Церковь переполнена. Поет клирос. Архиерей читает. Страсти Иисуса он сильно подчеркивает текстом, он чувствует жалость к Христу, к людям, к самому себе. Затем он чувствует, как будто на него сваливается какое-то бремя, осознает, что он. может быть, умирает, что он может умереть в любой момент, то это его чувство, то ли через тон его голоса, общее напряжение в атмосфере, то ли каким-то другим невидимым, непостижимым образом, передается затем окружающим его священнослужителям. к молящемуся народу. Чувствуя приближение своей кончины, Архиерей начинает плакать, и вся церковь плачет вместе с ним. Все охвачены этим прикосновением неминуемой смерти». [ 5 ]

Щюкинскую версию истории повести решительно поддержал Иван Бунин . [ 1 ]

По мнению Михаила Чехова , прототипом главного героя повести стал Степан Алексеевич Петров, живший на Садово-Кудринской улице в Москве. Будучи студентом филфака Московского университета, он вдруг стал монахом и вскоре сделал блестящую карьеру в богословии. «Отец Сергий, как его стали называть, часто навещал Антона Павловича в Ялте, преимущественно на даче последнего, в Яутке», — по словам Михаила Чехова. [ 6 ] Более поздние историки литературы поставили это предположение под сомнение. Чехов переписывался с отцом Сергием в 1897—1900 и 1902—1904 годах, но впервые они встретились, видимо, только весной 1904 года. [ 1 ]

Лишь после смерти Чехова и с публикацией его переписки стало ясно, сколько личных мыслей и автобиографических подробностей вошло в главного героя. Предчувствие смерти, чувство одиночества в провинциальной запустении, гнев на бесчисленные мелочи, мешавшие его работе, были основными мотивами его ялтинских писем 1899—1902 годов. Он жаловался на необходимость снова и снова пить чай («...гости провели у меня теперь больше часа, потом просили чая, теперь пошли ставить самовар», 30 октября 1899 г., Ольге Книппер) и нескончаемый поток гостей «…среди которых нет ни одного человека, с которым я мог бы поговорить и излить свое сердце» (слова Петра в повести); быть «больным и одиноким», [ 7 ] и ощущение «как будто в изгнании». [ 8 ] «Сначала я думал, что у меня тиф, теперь я вижу, что это другое дело», - сообщил он Книперу 6 сентября 1901 года, затем два месяца спустя: «Так что теперь я все думаю: а как насчет поездки за границу?». Несколько раз он упоминал, что думает покинуть Ялту и просто уехать, «свободно бродить по миру», — еще одна идея, которую он поделился с епископом Петром. [ 1 ]

История получила в целом положительные отзывы в современной российской прессе. Рецензент «Биржевых ведомостей» (подпись А.И., от 14 мая 1902 года, № 129) назвал рассказ «одним из самых красивых и изящных» в чеховском сборнике. Некоторые критики (в том числе А. Эльф в «Восточном обозрении ») высоко оценили рассказ как за его художественные достоинства, так и за то, как он дает подробную и проницательную картину жизни русского священнослужителя. 14 октября Миролюбов писал Чехову: «Я был в Ясной Поляне , Старик [ Лев Толстой ] выразил восторг Епископу и спросил о твоем здоровье». [ 3 ]

Иван Бунин писал, что повесть «написана чудесно. Только тот, кто занимается писательством и знает адские пытки, может понять всю красоту этого дела». [ 9 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Сергей Николаевич Щюкин (1871-1931) был ялтинским священником и духовником Чехова, с которым он впервые встретился в январе 1899 года. Он также публиковал рассказы под псевдонимом Воскресенский. Его воспоминания о Чехове были опубликованы в октябрьском номере «Русской мысли» за 1911 год , а затем вошли в сборник «Воспоминания о Чехове» 1960 года . Щюкин прислал Чехову упомянутую им книгу 24 апреля 1899 года.
  2. Епископ Михаил Грибановский (1856-1898) был известным религиозным писателем того времени. Есть, правда, одна деталь: епископ Петр происходит из крестьянской семьи, а предки епископа Михаила во многих поколениях были священниками.
  1. ^ Jump up to: а б с д Комментарии к Ариерею // Чехов А. П. Арчирей // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 томах. Сочинения: В 18 томах. / Академия наук СССР. Институт мировой лит. их. А. М. Горький. — М.: Наука, 1974—1982. Т. 10. [Рассказы, романы], 1898-1903. - М.: Наука, 1977. - С. 186—201.
  2. ^ Чехов пишет о человеке, в положении которого он находился в это время сам. Предчувствие близкой смерти, одиночество, обилие мелочей, отрывавших от дела, множество посетителей и в то же время «хоть бы один человек, с которым можно было бы поговорить, отвести душу!» — такие мотивы наполняют ялтинские письма Чехова 1899—1902 гг.
  3. ^ Jump up to: а б Rodionova, V.M. Commentaries to Архиерей. The Works by A.P. Chekhov in 12 volumes. Khudozhestvennaya Literatura . Moscow, 1960. Vol. 8, pp. 559-562
  4. ^ Chekhov Remembered // Чехов в воспоминаниях, стр. 465—466
  5. ^ Вот, — сказал он как-то, — прекрасная тема для рассказа. Архиерей служит утреню в великий четверг. Он болен. Церковь полна народом. Певчие поют. Архиерей читает евангелие страстей. Он проникается тем, что читает, душу охватывает жалость ко Христу, к людям, к самому себе. Он чувствует вдруг, что ему тяжело, что он может скоро умереть, что может умереть сейчас. И это его чувство — звуками ли голоса, общей ли напряженностью чувства, другими ли, невидными и непонятными путями — передается тем, кто с ним служит, потом молящимся, одному, другому, всем. Чувствуя приближение смерти, плачет архиерей, плачет и вся церковь. И вся церковь вместе с ним проникается ощущением смерти, неотвратимой, уже идущей» [ Chekhov Remembered , 1960, р. 466].
  6. ^ Антон Чехов и его сюжеты. Москва, 1923, стр. 46-48
  7. Письмо Ольге Книппер, 23 февраля 1901 г.
  8. Письмо Петру Вайнбергу , 28 апреля 1901 г.
  9. ^ Литературное наследство, т.68, АН СССР, 1960, стр. 406
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b4a37468201816848047a7bbb85728b8__1680445800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/b8/b4a37468201816848047a7bbb85728b8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Bishop (short story) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)