Дуэль (повесть Чехова)
![]() Первое издание | |
Автор | Anton Chekhov |
---|---|
Оригинальное название | Дуэль |
Язык | Русский |
Жанр | Новелла |
Издатель | Novoye Vremya |
Дата публикации | 1891 |
Место публикации | Россия |
Тип носителя | Печать ( в мягкой и твердой обложке ) |
Дуэль ( русский : Дуэль , латинизированный : Дуэль ) — новелла Антона Чехова , первоначально опубликованная в 1891 году; его экранизировали Иосиф Хейфиц в 1973 году (как «Плохой хороший человек в главной роли » с Владимиром Высоцким ) и Довер Косашвили в 2010 году (как «Дуэль »).
Публикация
[ редактировать ]«Дуэль» впервые была напечатана в Алексея Суворина газете «Новое время» в октябре – ноябре 1891 года, после чего Суворин отредактировал повесть и опубликовал ее отдельным изданием. В 1890-х годах книга выдержала девять переизданий. Чехов включил «Дуэль» в шестой том своего собрания сочинений , изданного Адольфом Марксом в 1899–1901 годах. [ 1 ] [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Чехов приступил к написанию повести в январе 1891 года. [ 1 ] По словам Михаила Чехова , во время работы над ним Чехов регулярно встречался с зоологом и писателем Владимиром Вагнером . У них были длительные дискуссии, одна из которых касалась популярной в то время концепции «права сильного», легшей в основу философии главного героя Фон Корена, для которого, видимо, Вагнер послужил образцом. . [ 3 ]
Сюжет
[ редактировать ]Иван Андреич Лаевский — образованный русский аристократ, сбежавший в черноморскую деревню с замужней женщиной Надеждой Федоровной. В начале повести он разлюбил Надежду Федоровну, имеющую романы с другими мужчинами, и хочет уйти от нее. Он получает письмо, в котором сообщается, что ее муж умер; однако он прячет письмо в книге и не говорит ей об этом. По его словам, это было бы все равно, что предложить ей выйти за него замуж.
Лаевский признается Александру Давидычу Самойленко, военному врачу, который подружился с Лаевским и присматривает за ним. Самойленко убеждает Лаевского жениться на Надежде Федоровне, даже если он ее не любит. Лаевский говорит, что не может жениться на женщине, к которой у него нет чувств, но и не может бросить ее, потому что у нее нет родственников и выживание зависит от него. Самойленко велит ему дать ей достаточно денег на жизнь. Лаевский, однако, говорит, что у него долг в 2000 рублей и он не может себе этого позволить.
Что касается Надежды Федоровны, то она считает себя самой красивой молодой женщиной в этом городе. У нее был роман на одну ночь с комиссаром полиции Кирилиным, от которого с тех пор она сбегает. Она задолжала купцу триста рублей и подумывает отдать себя в уплату долга его малолетнему сыну Ачмианову, который ей нравится.
У Самойленко в доме двое жильцов, и они обсуждают философию, науку и литературу за обеденным столом и в других местах. Один из них — Николай Васильич фон Корен, зоолог; другой — дьякон Победов в русской церкви. Доктор, зоолог и дьякон обсуждают новую идею эволюции. В дружеской беседе дьякон говорит, что человек произошел от Бога, а Фон Корен утверждает, что человек произошел от обезьяны. Он объясняет, как более приспособленные животные выживают, чтобы передать свою силу потомкам, а более слабые животные умирают.
Фон Корен использует Лаевского как пример человека, который не способен выжить. Когда Лаевский приехал в город, он принес с собой привычки, которые обыватели считают неотесанными. Фон Корен говорит, что Лаевскому нельзя разрешать воспроизводить потомство; иначе такие неотесанные дети, как Лаевский, были бы по всей России. Фон Корен сравнивает Лаевского с микробом холеры и говорит, что хотел бы убить самого Лаевского, как убивают вредителя. Самойленко и диакон отвергают эти идеи, Самойленко из сострадания, а диакон потому, что верит в любовь, которой научил Христос. Самойленко обижается на то, что Фон Корен оскорбляет Лаевского, и они отвергают его «немецкие» идеи.
Лаевский решает уехать из города в Петербург. Он говорит, что пойдет первым и пошлет за Надеждой Федоровной после того, как устроится, но Самойленко и фон Корен знают, что это его способ бросить ее. Поскольку денег у него нет, он просит Самойленко одолжить ему 300 рублей. Самойленко соглашается, но у него нет денег. Он говорит Лаевскому, что ему, в свою очередь, придется одолжить его у третьего лица, а затем, после того как Лаевский уходит, просит у Фон Корена ссуду. Фон Корен соглашается при условии, что Лаевский заберет с собой Надежду Федоровну в Петербург.
Лаевский возвращается через день за деньгами. Фон Корен относится к нему презрительно и ссылается на его личные трудности. Лаевский приходит в ярость и обвиняет Самойленко в предательстве его доверия. Самойленко с негодованием отвергает обвинение, но Лаевский угрожает им обоим, пытаясь заставить их оставить его в покое. Фон Корен превращает это в вызов на дуэль и принимает его. Лаевский соглашается, друзья не могут их отговорить, и они устраивают дуэль на пистолетах.
Тем временем Надежду Федоровну преследует Кирилин. Он пытается шантажировать ее, чтобы она снова занялась с ним сексом под угрозой разоблачения как прелюбодейка. Наконец она соглашается встретиться с ним снова той ночью и еще одну ночь после этого. Другой ее преследователь, сын портного Ачмианов, узнает о ее свидании с исправником.
В ночь перед дуэлью Лаевский пьет и играет в карты. Ачмианов велит Лаевскому следовать за ним для встречи с кем-то по очень важному делу. Он ведет Лаевского в комнату, где Кирилин и Надежда Федоровна занимаются сексом. Затем Лаевский идет домой, больше расстроенный романом с исправником, чем дуэлью.
Утром в день дуэли друзья Лаевского и фон Корена пытаются уговорить их простить друг друга. Лаевский соглашается и извиняется, но Фон Корен настаивает на том, чтобы довести дело до конца. Лаевский намеренно промахивается, стреляя из пистолета в воздух. Фон Корен, опытный стрелок, целится в голову Лаевского. Тем временем из кустов появляется спешащий к месту происшествия дьякон и кричит, от чего Фон Корен вздрагивает и промахивается по Лаевскому.
Лаевский возвращается домой и меняет свое мнение. Он снова влюбляется в Федоровну; они женятся через три недели. После свадьбы Лаевский стал другим человеком и упорно трудится, чтобы расплатиться с долгами. Фон Корен готовится покинуть город. Он поражен преображением Лаевского и говорит, что если бы Лаевский изначально был таким, они могли бы стать хорошими друзьями. Перед отъездом он посещает дом молодоженов, где его тепло встречают Лаевский и Надежда Федоровна. Лаевский и Фон Корен пожимают друг другу руки и эмоционально прощаются.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Muratova, K. D. Commentaries to Дуэль. The Works by A.P. Chekhov in 12 volumes. Khudozhestvennaya Literature . Moscow, 1960. Vol. 6, pp. 524-525
- ^ Макановицки, Барбара (1971). Антон Чехов: Семь повестей; Введение . WW Нортон и компания. стр. 10–11. ISBN 0393005526 . Проверено 24 июня 2012 г.
- ^ Михаил Чехов. О Чехове. Москва, 1933, с. 209
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Дуэль в стандартных электронных книгах
- Электронная книга «Дуэль и другие истории» проекта «Гутенберг»
Аудиокнига «Дуэль», являющаяся общественным достоянием, на LibriVox