Человек в деле
«Человек в деле» | |
---|---|
Рассказ Антона Чехова | |
Памятник Беликову рядом с гимназией Чехова в Таганроге. | |
Оригинальное название | Человек в футляре |
Страна | Россия |
Язык | Русский |
Публикация | |
Опубликовано в | Russkaya Mysl (1898) |
Издатель | Адольф Маркс (1901) |
Дата публикации | июль 1898 г. |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2022 г. ) |
« Человек в футляре » ( русский : Человек в футляре , латинизированный : Человек в футляре ) — рассказ Антона Чехова 1898 года , первая часть того, что позже было названо «Маленькой трилогией» , наряду с « Крыжовником » и «Крыжовником». О любви ».
Публикация
[ редактировать ]История была написана в Ницце , Франция . 15 июня 1898 года Чехов отправил его «Русской мысли » редактору Виктору Гольцеву . Впервые он был опубликован в номере журнала № 7 за июль 1898 года. В несколько переработанной версии оно вошло в 12-й том второго издания «Собрания сочинений А. П. Чехова» 1903 года, а затем в 11-й том третьего, посмертного издания 1906 года. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]По словам брата автора Михаила Чехова , прототипом Беликова, главного героя повести, был А. Ф. Дьяконов, инспектор Таганрогской городской гимназии , которую окончил Чехов. Дьяконова в этом контексте упоминали и другие источники, в том числе В.Г. Тан-Богораз. [ 2 ] и П. Сурожский. [ 3 ] Видимо, были и другие кандидаты. В записной книжке Чехова 1896 года есть запись: «С 15 по 18 августа у меня гостил М. О. Меньшиков... Меньшиков даже в сухую погоду носит калош, носит с собой зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, и избегает умываться. с холодной водой» [ 1 ]
Сюжет
[ редактировать ]История, рассказанная гимназическим учителем Буркиным своему другу Ивану Иванычу Чимше-Гималайскому после долгого дня, проведенного на охоте в деревне, повествует о его коллеге Беликове, учителе греческого языка и антагонисте повести.
Страдая паранойей (он носит галоши и тяжелое пальто даже в самую теплую погоду), Беликов цепляется за официальные правила и настаивает на том, чтобы и другие поступали так же, относясь ко всему подозрительно и настороженно, потому что «никогда нельзя предсказать, какой вред может быть причинен». исходить из этого». Он терроризирует не только свою школу, но и весь город своими мелкими требованиями, протестует против всяких реальных или воображаемых беспорядков. Все боятся этого человека, у которого есть привычка ходить в гости и по часу сидеть молча, чтобы "сохранить хорошие отношения с коллегами".
Тогда в школу Беликова назначается новый учитель по имени Михаил Коваленко, и он приводит с собой свою бойкую и веселую сестру Вареньку. Мгновенно все дамы в школе решают, что Беликов должен на ней жениться, и она, кажется, не против. Беликов, как и все остальные, очарован этой женщиной, пришедшей на место происшествия «как Афродита», но его преследует обычный страх перед какими-то непредвиденными осложнениями.
Дела Беликова начинают идти не так, когда кто-то рисует на него карикатуру в калошах с Варенькой на руке. Этим он приходит в ужас и полностью теряет равновесие. И вот однажды он замечает Вареньку и ее брата, катающихся на велосипеде. Раздосадованный и напуганный тем, как низко могут упасть учителя, подавая ученикам плохой пример, он идет навестить Коваленко, чтобы предупредить его о тяжелых последствиях такого поведения. Последний отчитывает его, называя «подонком», а после того, как Беликов угрожает донести на него школьному начальству, тут же отправляет его скатиться по лестнице. Беликов благополучно приземляется на дно, но случайно оказывается там Варенька и, находя сцену ужасно смешной, разражается диким смехом. Беликов возвращается домой, снимает со стола портрет возлюбленной, ложится спать, заболевает и через месяц умирает.
Учителя возвращаются с кладбища в хорошем настроении, надеясь, что теперь дела начнут меняться к лучшему, но жизнь продолжается «...как прежде, так же мрачно, гнетуще и бессмысленно — жизнь, не запрещенная государством». запрещены, но и не разрешены полностью", - считает Буркин.
Прием
[ редактировать ]Эта история разделила современное критическое мнение. Правая пресса в целом отреагировала негативно, особенно враждебную рецензию (под названием «Некоторые вещи о Чехове и его делах») написал К. Медведский в «Московских ведомостях » . Николай Минский в «Биржевой газете» интерпретировал этот рассказ как мягкий, «декадентский» квазисоциальный этюд, во многом подчеркивая кажущееся «безразличие» Чехова к своим персонажам. Аким Волынский в «Северном вестнике» интерпретировал эту историю как застенчивый гимн «маленькому человеку». [ 4 ]
Оглядываясь назад, можно сказать, что первый по-настоящему глубокий анализ характера Беликова в отношении политической и социальной атмосферы в России того времени был сделан Ангелом Богдановичем , который (в октябрьском номере журнала «Мир Божий» за 1898 год ) хвалил Чехова за открытие нового, но все же абсолютно реалистический социальный тип. Тем не менее Богданович считал эту историю крайне пессимистической и жаловался на «болезненное» мышление ее автора, которое мешает ему стать по-настоящему великим реалистом.
Весьма позитивным оказался отзыв в «Сыне Отечества». [ 5 ] Александра Скабичевского , который считал Чехова не только прекрасным художником, но и проницательным социальным комментатором. Он поставил Беликова в один ряд с наиболее запоминающимися произведениями Гоголя и Гончарова .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Родионова В.М. Комментарии к «Человеку в футляре». Произведения А. П. Чехова в 12 томах. Современная литература . Москва, 1960. Том. 8, с. 535-536
- ^ Чеховский юбилейный сборник. Изд. Учительского дома. Москва. 1910, стр. 496
- ^ День, 1914, №177, 2 июля
- ^ Северный вестник, 1898, октябрь-декабрь, №№10-12
- ^ Сын отечества, 1898, №238, 4 сентября
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Миллер, Кристиан (2018). Влияние природы на повествование в художественной литературе Чехова (Диссертация). ПроКвест 2118555696 .
- Бэлэнеску, Сорина (март 2017 г.). «Странные персонажи Чехова» (PDF) . Бюллетень интегративной психиатрии . 23 (1): 73–81. Гейл A555619769 .
- Хуланицки, Лео; Савиньяк, Давид (2019). Антон Чехов как мастер рассказа: Очерки современной советской литературной критики . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-11-080256-6 .
- Колдер, Ангус (1976). Россия открыта: Художественная литература девятнадцатого века от Пушкина до Чехова . Барнс и Ноубл. ISBN 978-0-06-490924-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Человек в футляре , the original Russian text
- «Человек в футляре» , английский перевод Констанс Гарнетт