Jump to content

Сербско-католическое движение в Дубровнике

(Перенаправлено с сербских католиков )

Сербо -католическое движение в Дубровнике ( сербско-хорватское : Дубровачки србокатолички покрет / Dubrovački srbokatolički pokret ) — культурное и политическое движение людей из Дубровника , которые, будучи католиками , объявляли себя сербами , в то время как Дубровник входил в состав Габсбургов Королевства . Далмация в 19-начале 20 веков. Первоначально возглавляемое интеллектуалами, которые поддерживали сильные просербские настроения, существовало два выдающихся воплощения движения: ранняя панславянская фаза под руководством Матии Бана и Медо Пучича , которая соответствовала иллирийскому движению , и более поздняя, ​​более сербская националистическая группа, которая была действовал между 1880-ми и 1908 годами, включая большое количество дубровницких интеллектуалов того времени. Движение, приверженцы которого известны как сербы-католики ( Срби католици/Srbi katolici ) или сербы-католики ( католички Срби/katolički Srbi ), в значительной степени исчезло с созданием Югославии .

Рагуза была основана в VII веке беженцами из Эпидавра , римского города, расположенного примерно в 15 км к югу, когда этот город был разрушен славянами , сражавшимися с аварами . В первые века своего существования город находился под властью Византийской империи. [ 1 ] Это был один из далматинских городов-государств . В XII и XIII веках Дубровник превратился в олигархическую республику и получил большую выгоду, став торговым форпостом растущего и процветающего сербского государства. [ 2 ] После крестовых походов Дубровник перешел под власть Венеции (1205–1358), которая передала свои учреждения далматинскому городу. По Задарскому мирному договору 1358 года Дубровник добился относительной независимости как вассальное государство Венгерского королевства . Между 14 веком и 1808 годом Дубровник управлял собой как свободное государство , хотя с 1382 по 1804 год он был данником Османской империи и платил ежегодную дань своему султану. [ 3 ] 27 мая 1806 года войска Французской империи оккупировали нейтральную Республику Рагузу . В 1808 году маршал Мармон издал прокламацию об упразднении Республики Рагуза и объединении ее территории с государством-сателлитом Французской империи, Наполеоновским Королевством Италия . На Венском конгрессе Рагуза и территории бывшей республики были включены в состав коронных земель Королевства Далмация , управляемого Габсбургской монархией , которая в 1867 году стала называться Австро-Венгрия , частью которой она оставалась до 1918 год.

Использование хорватского языка в повседневной речи увеличилось в конце 13 века, а в литературных произведениях - в середине 15 века. [ 4 ] В конце 14 века жители республики в основном были носителями хорватского языка. [ 5 ] они называли их хорватскими , славянскими или иллирийскими в то время . [ 6 ] Большинство источников позднего средневековья и раннего Нового времени просто называют славянских жителей Дубровника «славянскими», а их язык — « славянским ». [ 7 ] Ряд писателей XVI-XIX веков (до эпохи романтического национального пробуждения) открыто заявляли о себе как о хорватах , а о своем языке как о хорватском. [ нужна ссылка ] В ближайшие десятилетия Дубровник стал колыбелью хорватской литературы . [ 8 ]

Первоначально латынь использовалась в официальных документах республики. Итальянский язык вошел в употребление в 1420-х годах. [ 9 ] Оба языка использовались в официальной переписке Республики. [ 10 ] Чтобы противостоять демографическим изменениям, вызванным увеличением славянской иммиграции с Балкан, коренное романское население Рагузы, составлявшее олигархическое правительство республики, пыталось запретить использование любых славянских языков в официальных советах. Когда Рагуза входила в состав Наполеоновского Королевства Италии , между 1808 и 1810 годами, итальянский язык все еще использовался официально. На хорватском языке обычно говорили низшие классы, а на итальянском – высшие. Рагузцы в целом были двуязычными: в повседневных обязанностях говорили по-хорватски, а в официальных случаях - по-итальянски или смешивали оба языка. Были также рагузские авторы морлахизма , преимущественно итальянского и венецианского литературного движения. [ 11 ]

До XIX века трудно определить точное количество жителей Дубровника, называвших себя сербами. С усилением акцента на этнических различиях в девятнадцатом веке все чаще упоминаются сербы и хорваты как отдельные народы Дубровника. В Республике Рагуза существовала единая государственная религия — католицизм, прежде чем она была отменена в 1808 году. [ 12 ] Епарх Далмации Иосиф Раячич отправил в Дубровник первого православного священника Джордже Николаевича в 1833 году. [ 13 ] Православие получило равный статус с католицизмом лишь в 1848 году, к этому времени уже были сотни православных выходцев из Герцеговины в городе , сохранявших свою религиозную принадлежность к Сербской Православной Церкви . [ 12 ]

Начало 19 века

[ редактировать ]

В 19 веке политика Дубровника начала включать в себя вопрос принадлежности города – с появлением романтического национализма, такого как иллирийское движение и возникновение Королевства Сербия , а также сопротивления включению Дубровника в состав Королевства Сербия. Далмация . [ 14 ] Город, хотя и был католическим, имел многовековые исторические связи со своей преимущественно православной глубинкой, что подчеркивалось как через пропаганду современной Сербии, так и через многочисленные контакты городской интеллигенции с Сербией и Черногорией . [ 14 ]

Примерно в это же время началось культурное и политическое движение сербов в Дубровнике, в частности, статьей Николаевича 1838 года в газете «Србско-Далматинский журнал» (опубликованной в Задаре Божидаром Петрановичем ), в которой он заявил, что весь рагузский славянский литературный корпус является сербской литературой. [ 15 ]

В 1841 году Медо Пучич , писатель из старой католической дворянской семьи, познакомился с панславистами Яном Колларом и Павлом Юзефом Шафариком и начал поддерживать сербские национальные чувства. [ 16 ] Медо Пучич был первым человеком, публично назвавшим себя сербом, и в то же время считал, что хорватское название языка, на котором он говорил, было просто синонимом сербского имени, поэтому он фактически был приверженцем словинства , панславянского языка. взгляд на южнославянские народности. [ 14 ] Литературный журнал Slovinac [ sr ] , основанный Пучичем и другими в 1878 году, отражал эти взгляды.

Матия Бан , еще один католик из Дубровника, находился под настолько сильным влиянием панславистов и романтических националистов Михала Чайковского и Франтишека Заха в Стамбуле , что переехал в Белград в 1844 году, пытаясь продвигать свою идею о том, что сербский патриотизм должен выходить за рамки сербского православия и границы Княжества Сербия . [ 17 ] В Сербии группа энтузиастов Пана Пана работала с министром внутренних дел Сербии Илией Гарашаниным , автором книги «Начертание» , чтобы войти в высшие слои сербской политической жизни. [ 17 ] Однако они не были встречены единодушным признанием - Йован Стерия Попович и другие при поддержке Церкви в Сербии протестовали против их идей и, как следствие, против Вука Караджича о том, что сербский язык и национальность выходят за рамки православия. идеи [ 18 ]

Сербское спортивное общество Душан Могучий с доктором Мато Грацичем в центре, Дубровник, 1910 год.

Во время революций 1848 года в габсбургских областях (1848-1849) сербское правительство выступало на стороне южных славян в сербской Воеводине , и в то же время Матия Бан путешествовал по хорватским землям и выступал также за панславянство. как просербские идеи, утверждающие, что Королевство Далмация должно быть объединено с Королевством Хорватия-Славония , но также описывающие язык Дубровник по-сербски. [ 19 ] К 1850 году революция закончилась, и Пан, особенно потому, что он получил сербское гражданство в 1844 году, стал подозрительным для австрийской полиции в Дубровнике, которая начала за ним следить. [ 20 ] В этот момент его вызвали в Белград, где Гарашанин приостановил все свои операции и приказал ему навсегда вернуться в Белград. [ 20 ] Он колебался, но принц Александр и другие убедили его подчиниться. Однако он оставил свою семью в Дубровнике и опубликовал еще два номера журнала «Дубровник» в «Людевит Гай » в Загребе в 1851 и 1852 годах. издательстве [ 20 ]

Конец 19 века

[ редактировать ]

Политическая реальность Дубровника второй половины XIX века была довольно мрачной: исторический город был отнесен к незначительной периферии Австро -Венгерской монархии , и это оказало существенное влияние на местную политику и возникновение сербской власти. -Католическое движение. [ 21 ]

Через три десятилетия после Пана и Пучича, в 1880-х годах, значительная группа рагузских интеллектуалов независимо развила сербско-католические настроения, но на тот момент это было политическое движение, открыто враждебное хорватам и лидеры которого сотрудничали с проитальянскими автономистами. партии (т.е. она не была панславянской). [ 22 ]

После Берлинского конгресса 1878 года империя Габсбургов оккупировала Боснию и создала Австро-Венгерский кондоминиум Боснии и Герцеговины , что спровоцировало конфронтацию между сербской и хорватской национальными идеологиями, а новый «сербско-католический» круг Дубровника всё больше порвал с панславянская традиция ее основателей Пучича и Бана. [ 23 ] В том же году Сербия получила независимость.

При подготовке к выборам в Императорский совет 1879 года Сербская партия Далмации разорвала связи с Народной партией , что ознаменовало значительный сдвиг в политике Далмации того времени. Впоследствии, в 1890 году, коалиция Автономистской партии и Сербской партии победила на муниципальных выборах в Дубровнике, где автономисты считались «сербами-католиками». [ 24 ] На выборах 1899 года местные хорваты увидели свою большую ошибку и коалиция Народно-хорватской партии (с 1899 года новое название Народной партии в Далмации) и Партии правых к власти пришла .

вызвало серьезные местные разногласия Открытие памятника Гундуличу , которое планировалось с 1880 года, но в конечном итоге было отложено до 1893 года, .

Литература Дубровника , изданная сербской академической молодежью Дубровника (1900).

В 1904/1905 году культурное общество «Хорватский и сербский народный дом» из Цавтата (к югу от Дубровника) пропагандировало панславянские идеи. [ 25 ]

В 1908 году, с аннексией Боснии и Герцеговины Австрией , все сербские союзы, клубы и газеты в городе были закрыты и запрещены австрийскими властями, что привело к массовой эмиграции сербско-ориентированного высшего общества из города Дубровника. [ нужна ссылка ]

Матица Сербская в Дубровнике была основана в 1909 году по завещанию сербского бизнесмена Константина Вучковича. [ 26 ]

Движение постепенно закрылось, потому что процесс общего политического объединения хорватов и сербов, произошедший в начале 20 века, устранил смысл его существования, поскольку создание Югославии завершилось интеграцией с Сербией. [ 27 ]

Наследие

[ редактировать ]

После Первой мировой войны в Королевстве Югославия те сербы , которые остались в Дубровнике, высказались за югославское национальное единство, в отличие от хорватов в городе, которые высказались за сохранение автономного статуса Хорватии в Югославии и объединение Далмации с Хорватией. Славония.

В личной переписке с автором и критиком д-ром. Милан Шевич в 1932 году Марко Мурат жаловался, что православные сербы не признают католическую сербскую общину на основании своей веры. [ 28 ]

В 1939 году Дубровник и его район вошли в состав Бановины Хорватии, основанной в том же году. Эти обстоятельства усилили эмиграцию. Во времена Независимого государства Хорватия (1941-1945) город полностью переориентировался на хорватскую культуру.

Историография в Хорватии и Сербии не освещала это явление нейтрально - большое количество сербских работ о нем было субъективным и националистическим, пытаясь чрезмерно подчеркнуть его, в то время как хорватские работы, наоборот, имели тенденцию преуменьшать его. [ 14 ] Мачей Червинский [ pl ] заявил, что сербско-католическое движение имело непоследовательность и недостатки в языковом, культурном и этническом подтверждении сербской идентичности Дубровника. [ 29 ]

Организации

[ редактировать ]
Логотип сербской типографии в Дубровнике
Музыкальная концертная программа в честь основания Матицы Сербской в ​​Дубровнике, 1909 г.
  • Zadruga Srpkinja Dubrovkinja - основана в 1887 году.
  • Сербская академическая молодежь Дубровника - основана в 1900 году.
  • Сербская Зора - основана в 1901 году.
  • Ассоциация гимнастики и соколиной охоты Душана Силни - основана в 1907 году и возглавляется Мато Грацичем.
  • Matica srpska - основана в 1909 году, финансируется и основана Константином Вучковичем.
  • Типография Пасарича
  • Типография Маты Грацич
  • Союз сербских сельскохозяйственных кооперативов
  • Сербский сберегательный банк

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Каждан, Александр П., изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Нью-Йорк: Оксфордский университет. Пр. п. 665. ИСБН  978-0-19-504652-6 .
  2. ^ Рождение Югославии Генри Берлейна
  3. ^ Питчер, Дональд Эдгар. Историческая география Османской империи , Лейден: Брилл, 1968, стр. 70
  4. ^ Харрис, Робин (2003). Дубровник: история . Лондон: Саки. п. 247. ИСБН  978-0-86356-332-4 .
  5. ^ Юрланд, П. Стуре; Университет Сент-Эндрюс, ред. (2007). Языковые контакты и языки меньшинств на побережье Европы; [5-й Международный симпозиум по евролингвистике в Университете Сент-Эндрюс, Шотландия, 11–13 июня 2004 г.] . Исследования по евролингвистике. Берлин: Логос-Верл. п. 235. ИСБН  978-3-8325-1644-4 .
  6. ^ Харрис, Робин (2003). Дубровник: история . Лондон: Саки. п. 415. ИСБН  978-0-86356-332-4 .
  7. ^ Дж. Файн (5 февраля 2010 г.). Когда этническая принадлежность не имела значения . Издательство Мичиганского университета. стр. 155–156. ISBN  978-0472025602 .
  8. ^ Харрис, Робин (2003). Дубровник: история . Лондон: Саки. стр. 249, 260. ISBN.  978-0-86356-332-4 .
  9. ^ Харрис 2006 , с. 247.
  10. ^ Лодж и Пью 2007 , с. 240.
  11. ^ Милич Бретт, Бранислава (2014). Воображая Морлакки у Фортиса и Гольдони (доктор философии). Университет Альберты . стр. 1–213. дои : 10.7939/R3MM45 .
  12. ^ Jump up to: а б Банак 1983 , стр. 452.
  13. ^ Банак 1983 , с. 453
  14. ^ Jump up to: а б с д Младинео 2012 , с. 801.
  15. ^ Банак 1983 , с. 454.
  16. ^ Jump up to: а б Банак 1983 , с. 455.
  17. ^ Jump up to: а б Банак 1983 , с. 459.
  18. ^ Банак 1983 , стр. 459–460.
  19. ^ Банак 1983 , с. 461.
  20. ^ Jump up to: а б с Банак 1983 , стр. 463–464.
  21. ^ Младинео 2012 , с. 800–801.
  22. ^ Банак 1983 , стр. 464–465.
  23. ^ Банак 1983 , с. 473.
  24. ^ Райчич, Тихомир (октябрь 2001 г.). «Поведение сербской партии по отношению к далматинским автономистам в Австрийской Далмации» . Статьи / Институт исторических наук Хорватской академии наук и искусств в Задаре (на хорватском языке) (43). Хорватская академия наук и искусств : 375–388. ISSN   1330-0474 . Проверено 1 сентября 2011 г.
  25. ^ Национальный флаг объединенных сербов и хорватов, Дубровник, 1905 г. (на сербском языке)
  26. ^ Баич, Саня (12 июня 2017 г.). «Кирилика в периодической печати и литературных произведениях сербов-католиков побережья» . РАСЕН (на сербском языке) . Проверено 27 августа 2019 г.
  27. ^ Младинео 2012 , с. 802.
  28. ^ Божич, София (01 января 2014 г.). «Искусство, политика, повседневная жизнь – тематические рамки дружбы Марко Мурата и Милана Шевича» . Вклад в литературу, язык, историю и фольклор (80): 203–217. дои : 10.2298/PKJIF1480203B .
  29. ^ Червинский, Мацей (2020). «Языковой вопрос в сербском католическом журнале «Срдж» (1902–1908): тезисы, полемика, модели аргументации» . Обсуждения . 46 (1): 63–92. дои : 10.31724/rihjj.46.1.4 . ISSN   1849-0379 .
  30. ^ Банак 1983 , с. 449.
  31. ^ Банак 1983 , с. 456.
  32. ^ Jump up to: а б с Густин Чуляк, Оливия (7 февраля 2012 г.). « Вопрос Бошковича» Доктор Никола Толя: Сербизация жителей Дубровника была актом сопротивления Вене и Пешту» . Свободная Далмация (на хорватском языке) . Проверено 26 июня 2022 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: add5b2c7db74e02b0d217799554c9d3b__1723673460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/3b/add5b2c7db74e02b0d217799554c9d3b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Serb-Catholic movement in Dubrovnik - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)