Jump to content

германское право

(Перенаправлено из древнегерманского права )
Открытие Эдикта Ротари в рукописи XI или XII века.

Германское право — научный термин, используемый для описания ряда общих черт между различными кодексами законов ( Leges Barbarorum , «законы варваров», также называемые Leges ) ранних германских народов . Их сравнивали с утверждениями Тацита и Цезаря , а также с сводами законов высокого и позднего средневековья Германии и Скандинавии. До 1950-х годов эти общие черты считались результатом особой германской правовой культуры. С тех пор ученые поставили под сомнение эту предпосылку и утверждали, что многие «германские» особенности вместо этого происходят из провинциального римского права . Хотя большинство ученых больше не считают, что германское право представляло собой отдельную правовую систему, некоторые все еще выступают за сохранение этого термина и за возможность того, что некоторые аспекты Законов, в частности, происходят из германской культуры. [1] [2] [3] По состоянию на 2023 год ученые пришли к единому мнению, что германское право лучше всего понимать в отличие от римского права, поскольку оно не было «изучено» и не учитывало региональные особенности. [4]

Хотя Leges Barbarorum были написаны на латыни , а не на каком-либо германском языке , кодексы англосаксонского права были составлены на древнеанглийском языке . Изучение англосаксонских и континентально-германских правовых кодексов никогда не было полностью интегрированным. [5]

Определение и споры

[ редактировать ]

По состоянию на 2023 год ученые пришли к единому мнению, что германское право лучше всего понимается в отличие от римского права , поскольку, хотя римское право было «изучено» и одинаково во всех регионах, германское право не изучалось и включало региональные особенности. [4] Этот консенсус заменил старый в результате переоценки представлений о германских началах и связанных с ними националистических идеологиях, к которым они были привязаны. [6] Более ранние ученые, вдохновленные Тацитом и Юлием Цезарем , часто представляли германские народы как единое целое, которым они не были. [4] Из-за этого германское право представляло собой не единую правовую систему, а группу связанных систем. [7]

Хотя германское право, похоже, никогда не было конкурирующей единой системой с римским правом, общие черты германских законов все же можно охарактеризовать как «германские», если сравнивать их с римским правом. [8] [2] К ним относятся упор на устную речь , жесты, шаблонный язык, юридическую символику и ритуал. [9] Некоторые элементы Законов , такие как использование народных слов, могут раскрывать аспекты изначально германского или, по крайней мере, неримского права. Историк права Рут Шмидт-Виганд пишет, что этот разговорный язык, часто в форме латинизированных слов, принадлежит к «древнейшим слоям германского юридического языка» и имеет некоторое сходство с готским. [10] [3] Филолог и историк Д.Х. Грин заявил, что введение германских «народных юридических терминов, даже в частично латинизированной форме» произошло только в раннем средневековье и что только «народная» терминология была «достаточно точной с юридической точки зрения, чтобы передать, что означала варварская практика». ". [11]

Старый консенсус и критика

[ редактировать ]

Изучение «германского права» возникло в современный период, когда ученые считали, что писаные и неписаные принципы древних германских народов можно реконструировать в достаточно связной форме. [12] Начиная с Реформации , изучение «германского права» обычно объединялось с «немецким правом», традицию, которую продолжили влиятельные ученые Якоб Гримм , Карл фон Амира и Генрих Бруннер . Этот закон якобы раскрывал национальный характер немцев. [6] До середины 20 века большинство ученых предполагали существование особой германской правовой культуры и права. Этот закон рассматривался как важный элемент в формировании современного европейского права и идентичности, наряду с римским и каноническим правом . [13]

Ученые реконструировали германское право на основе античного (Цезарь и Тацит), раннесредневекового (главным образом так называемых Leges Barbarorum — законов, написанных различными континентальными германскими народами с пятого по восьмой век), [14] и позднесредневековые источники (в основном скандинавские). [15] По мнению этих ученых, германское право было основано на обществе, управляемом собраниями свободных земледельцев (вещи ) , контролирующих себя в клановых группах ( Сиппес ) и участвовавших в кровной мести вне клановых групп, которые урегулировались посредством компенсации в форма ( вергильд ). Эта реконструированная правовая система также исключала некоторых преступников путем объявления их вне закона и в административном отношении содержала определенную степень сакрального королевского сана ; свиты . вокруг королей, связанных клятвами верности, формировались [16]

Ранние идеи о германском праве стали объектом пристального внимания ученых с 1950-х годов, и отдельные его аспекты, такие как юридическое значение групп родства, свиты и лояльности, а также концепция объявления вне закона, больше не могут быть оправданы. [17] [18] Помимо предположения об общей германской правовой традиции и использовании источников разного типа из разных мест и периодов времени, [17] нет известных местных источников раннего германского права. Цезарь и Тацит действительно упоминают некоторые аспекты германской правовой культуры, которые вновь появляются в более поздних источниках, однако их тексты не являются объективным сообщением о фактах, и не существует других античных источников, подтверждающих существование общих германских институтов. [19] [20]

Рейнхард Венскус показал, что один важный «германский» элемент, использование народных собраний, демонстрирует заметное сходство с развитием событий среди галлов и римлян и, следовательно, скорее всего, был результатом внешнего влияния, а не конкретно германского. [21] Даже Leges Barbarorum были написаны под римским и христианским влиянием и часто с помощью римских юристов. [22] Начиная с Уолтера Гоффарта , ученые утверждали, что Законы содержат большое количество «вульгарного латинского права», неофициальной правовой системы, которая, как они утверждают, действовала в римских провинциях. [23] Это затрудняет определение того, происходят ли общие черты между ними из общей германской правовой концепции или нет. [24]

Законы варваров

[ редактировать ]

Термин leges barbarorum , «законы варваров», использованный редактором Паоло Канчиани [ он ] еще в 1781 году, отражает негативное оценочное суждение о реальных сводах законов, созданных этими германскими народами. он был сохранен редакцией Monumenta Germaniae Historica . В XIX веке [25] Кодексы законов написаны на латыни, часто с использованием многих латинизированных германских терминов, за исключением англосаксонских кодексов законов , которые были написаны на просторечии еще в шестом веке. [14] Законы имеют общие черты, такие как устность , важность судебной процедуры и опора на компенсационное правосудие для разрешения споров. [26]

Легы . являются продуктом смешения германской, позднеримской и раннехристианской правовой культур [27] Вообще говоря, чем дальше на периферии Римской империи были изданы эти своды законов, тем меньшее влияние они оказывали на римскую юриспруденцию. [28] Таким образом, Дусил, Канновский и Шведлер утверждают, что своды законов вестготов демонстрируют большое римское влияние, тогда как Lex Salica практически не демонстрирует его. [29]

Самый ранний из легов касался германских групп, живущих либо как федераты , либо как завоеватели среди римского народа и регулирующих свои отношения с ним. [30] Эти самые ранние кодексы, написанные вестготами в Испании (475 г.), [а] Вероятно, они были действительны не только для германских жителей этих королевств, но и для римских. [32] [33] Эти самые ранние своды законов повлияли на последующие, такие как бургундский Lex Burgundionum ), изданный королем Гундобадом , и франкский Lex Salica (между 507 и 511 гг.), возможно, изданный Хлодвигом I. (между 480 и 501 гг . Последним сводом законов этой самой ранней серии кодификаций был Эдикт Ротари , изданный в 643 году лангобардским королем Ротари . [30] [34]

Следующий набор сводов законов, которые должны были быть составлены, Lex and Pactus Alemannorum и Lex Bajuvariorum , были написаны в 8 веке, вероятно, по указанию католической церкви . [35] Последний свод сводов законов, изданных на континенте, Ewa ad Amorem , Lex Frisonum , Lex Saxonum и Lex Thuringorum , был написан под патронажем Карла Великого в 9 веке; Все эти коды демонстрируют заметное сходство с ранними кодами. [36]

Кодекс законов Люди Эмитент Год завершения/
одобрение
Кодекс Эйрика вестготы Эурик в. 480
Закон бургундцев бургундцы Гундобад в. 500
Закон ивы Помимо Франкса Хлодвиг I в. 500
Закон Этельберта Королевство Кент Этельберт Кентский начало 7 века
Аламаннский договор Аламанни в. 620
Лекс Рипуария Прибрежные франки 630-е
Эдикт Ротари Лангобарды Ротари 643
Закон вестготов вестготы Рекчесвинт 654
Закон Хлотхера и Эдрика Королевство Кент Хлотхер и Эдрик Кентский конец 7 века
Закон Витреда Королевство Кент Уитред из Кента после 690
Закон Аламанни Аламанни 730
Закон Бажувариса Баварцы в. 745
Лекс Фризионум фризы Карл Великий в. 785
Закон саксов саксы Карл Великий 803
Закон Тюрингии тюрингцы Карл Великий 9 век
Ева любить Часть
Низкие страны
Неизвестный 9 век

Общие элементы

[ редактировать ]

Источники и природа права

[ редактировать ]

В отличие от римского права, которое обычно создавалось императорами, германская правовая культура считала закон неизменным, и поэтому было необходимо найти закон в каждом отдельном случае. Законы существовали потому, что они были традиционными и потому что подобные дела решались раньше. [7] Это ясно показано в прологе Lex Salica , в котором четверо мужчин описываются как выясненные, что такое закон, а не создавшие его. [29] Большинство легов говорится о том, что они были составлены на собрании великих людей королевства, его армии или его народа; тогда как южные легы упоминают роль короля, северные - нет. [37]

Слово, означающее «закон», а также «религия» в западногерманских языках, представлено древневерхненемецким êwa ; [б] есть некоторые свидетельства существования этого слова из названий, сохранившихся на древнескандинавском и готском языках. [39] Ива используется в латинских текстах Leges barbaroum для обозначения неписаных законов и обычаев народа, но также относится и к кодифицированным писаным законам. [40] Джейкоб Гримм утверждал, что использование слова Êwa также для обозначения «религии» означало, что в дохристианском германском праве также существовал религиозный аспект; [41] Вместо этого Рут Шмидт-Виганд [ де ] утверждает, что юридическому термину êwa христианские миссионеры придали христианское религиозное значение, как и другим юридическим терминам, которым не хватало какого-либо языческого религиозного значения, которое приобрело христианское значение. [42]

Устность и грамотность

[ редактировать ]

Германские народы изначально имели полностью устную правовую культуру , которая включала в себя множество юридически значимых ритуалов, жестов, языка и символики для создания конкретной юридической процедуры. [43] Поскольку устный закон никогда не может быть установлен так же, как писаный закон, использование правильной процедуры было фактически более важным, чем окончательное принятое юридическое решение, и в конечном итоге законом было то, что сообщество считало действительным в данный момент. [44]

Из-за изначально устного характера германского права акт письменного оформления легов уже был актом синтеза с римской правовой культурой. [1] Развитие различных сводов законов демонстрирует общую тенденцию перехода от устной правовой культуры к культуре письма, основанной на тексте. [45] Неясно, в какой степени письменные юридические тексты использовались в суде: в то время как Патрик Вормальд и многие немецкие ученые утверждали, что тексты Легеса существовали в основном из соображений представительства и престижа, другие ученые, такие как Розамунд МакКиттерик, утверждали, что количество Наличие сохранившихся рукописей и физических указаний на их частое использование означает, что они действительно применялись на практике. [46]

[ редактировать ]

Германская юридическая лексика реконструируется на основе множества источников, включая ранние заимствования в финских языках , предполагаемые переводы германских терминов у Тацита, очевидно юридические термины в готской Библии , элементы германских имен, германские слова, обнаруженные в Leges barbarorum, а также в более поздних народные юридические тексты, начиная с древнеанглийского языка (7–9 вв.). [47] Нет никаких свидетельств универсальной протогерманской юридической терминологии; скорее, отдельные языки демонстрируют разнообразие юридической терминологии, причем в самых ранних примерах отсутствует даже общее германское слово, означающее «закон». [48] Однако существует множество примеров германских юридических терминов, общих для различных ранних кодексов, которые указывают на общие правовые традиции. [49] [50]

Современная наука больше не постулирует общепринятую германскую практику бракосочетания. [51] и не существует общего германского термина для обозначения «брака». [52] До конца 20-го века историки права, используя Leges , а затем и норвежские повествовательные и юридические источники, делили германские браки на три типа:

  1. Мунтехе , характеризующийся брачным договором, вручением невесте подарка или утреннего подарка невесте и приобретением мунта ( mundium в ломбардских законах означает «защита», первоначально «рука»), [53] или юридическая власть мужа над женой; [54]
  2. Friedelehe (от древневерхненемецкого : friudila , древнескандинавского : friðla, frilla «возлюбленная»), форма брака, в которой отсутствует невеста или утренний подарок, и при которой муж не имел власти над своей женой (это оставалось в ее семье) ; [55]
  3. Кебсехе ( сожительство ), брак свободного мужчины с несвободной женщиной. [55]

теории, в ходе раннего Средневековья Фриделехе Согласно этой , Кебсехе и многоженство были отменены в пользу Мунтехе посредством нападок Церкви. [56] [57]

Ни одна из трех форм брака, предложенных более старыми учеными, не упоминается как таковая в средневековых источниках. [58] В академических работах 1990-х и 2000-х годов отвергалось понятие Фриделе как конструкции, подтверждения которой в источниках не обнаружено. [59] в то время как Кебсехе было объяснено как вообще не являющаяся формой брака. [60]

Учреждения

[ редактировать ]

«Племя»/ род

[ редактировать ]

Традиционно самая ранняя государственная организация среди германских народов описывалась как «племя». Утверждалось, что «племена» — это стабильные, генетически и культурно сплоченные нации, имевшие свои законы, территории и государственные протогосударственные институты. [61] Использование слова «племя» подразумевает, что различные германские народы на самом деле были подразделениями более крупного «германского» народа. [62] Согласно этому пониманию, «племена» затем основали отдельные раннегерманские королевства поздней античности и раннего средневековья как «племенные государства». [63]

После работы Райнхарда Венскуса в 1960-х годах ученые начали использовать термин «род» (множественное число родов ), сообщества, заявляющие (а не обладающие) общим биологическим происхождением, как способ дистанцировать обсуждение германских племен от этого более раннего образа мышления. [64] [65] В этом новом понимании германские народы не были устойчивыми этническими единицами, а постоянно распадались и реформировались в процессе этногенеза . [66] Более того, неясно, сформировали ли роды ранние германские королевства или же они не были созданы в процессе формирования государства. [67]

Помимо утверждения об общем происхождении, Венскус также считал, что отдельные роды имеют и развивают свои собственные правовые порядки. [64] Почти все роды , ставшие послеримскими государствами, приняли свои собственные законы. [68] и отдельные Leges , а также другие раннесредневековые источники упоминают, что законы принадлежат отдельным «народам» под различными латинскими терминами (включая populus , natio , gens ). [69] Однако существуют разногласия относительно того, являются ли эти письменные источники все еще частью «родовой системы» законов, или же такая система просуществовала даже в эпоху Высокого Средневековья с Заксеншпигелем . [64]

Традиционно законы понимались как применимые только к одному этнически определенному роду внутри королевства, исключая, таким образом, римлян и любой другой род , который был включен в государственное устройство - лица, принадлежащие к этой группе, будут судиться по их собственному закону («субъектность закона»). "). [70] Этот принцип зародился в римском праве. [71] Однако среди ученых существуют разногласия относительно того, предназначались ли самые ранние своды законов, законы готов и бургундов, для всех людей на их территории или только для лиц определенной этнической принадлежности. [72] [73] Lex Salica гораздо яснее проводит этнические различия в тексте, возможно, поощряя ассимиляцию с франкской идентичностью. [74] К периоду Каролингов путаница между социальным статусом и этнической принадлежностью, с одной стороны, и между этническим и территориальным правом, с другой, по существу превратила систему в систему «мобильного территориального права», в которой человек мог претендовать на закон своей территории. рождение. [75]

Ассамблея

[ редактировать ]

Как и во многих архаичных обществах без сильной монархии, [76] Раннее германское право, по-видимому, имело форму народных собраний. [77] Самый ранний засвидетельствованный термин для этих собраний в германском языке — вещь . [с] По словам Тацита, в римский период такие собрания созывались в новолуние или полнолуние и на них принимались важные решения (Тацит, Германия 11–13). [77] Германские ассамблеи функционировали как для принятия важных политических решений (или для легитимизации решений, принятых правителями), так и для работы в качестве судов. [80] Судя по всему, на первых порах собрания не имели председательствующих судей. Скорее, члены коллективно выносили решения, основанные на консенсусе, и действовали скорее как арбитры, чем как суды в современном смысле этого слова. [81]

Собрание находилось под защитой богов, и враждующие стороны могли посещать его, не опасаясь насилия. [82] Использование вещи в качестве эпитета в надписи III века нашей эры, посвященной « Марсу Вингсусу », очевидно, имеющему отношение к германскому богу Тиру , а также перевод римского dies Martii («день Марса », вторник) как дингсдаг («день вещи » , современный немецкий Dienstag ) как вариант тисдага («день Тира»), привел к теории, что вещь находилась под защитой Тира в языческие времена. [83]

В Leges Alamannorum указано, что все свободные люди должны были появиться на народном собрании, но в остальном такое указание отсутствует для франкского периода Меровингов . [84] В более поздние периоды за пределами Скандинавии собрания состояли из важных людей, а не из всего свободного населения. [85] В вестготских законах нет никакого упоминания о народном собрании. [86] в то время как англосаксонские законы и история не содержат свидетельств существования каких-либо общекоролевских народных собраний, а только более мелкие местные или региональные собрания, проводимые под разными названиями. [87]

Медальон или тройной солид остготского Теодориха короля Великого с надписью: Rex Theodericus Pius Princis «Король Теодорих, благочестивый принц (?)»

В германских языках встречается множество различных терминов, означающих короля, в том числе þiudans , truhtin и хитрость . [88] Термины, обозначающие германских правителей в римских источниках, включают reges («короли»), principes («вожди») и duces («лидеры/герцоги»), однако все эти термины являются иностранными атрибуциями, а не обязательно отражают местную терминологию. [89] Стефани Дик предполагает, что эти термины не используются с какой-либо реальной дифференциацией в римских источниках и все их следует переводить как «лидеры». [90]

Засвидетельствовано, что не у всех германских народов были короли, и разные короли, похоже, имели разные функции и роли. [91] К народам без королей в разное время относились герулы , гепиды и саксы . [92] По мнению Тацита, короли избирались народом из группы подходящих кандидатов, но не имели права командования (Германия, 7). [93] Уолтер Пол утверждает, что власть короля, вероятно, была личной, а не связана напрямую с должностью. [94] Власть королей со временем росла: хотя изначально они, казалось, были в основном военными лидерами, в ходе периода миграции они стали более институциональными и авторитетными правителями. [95]

Ученые спорят о происхождении германского королевства. Тацит проводит различие между «королями» и «герцогами», поскольку короли выбирались из-за их благородства, а герцоги - за их боевое мастерство. Это утверждение использовалось для объяснения того, что германское королевство имело сакральный и военный компоненты, которые позже были объединены. [96] Однако более поздние исследования показали, что сакральное царствование недостаточно засвидетельствовано за пределами гораздо более поздних скандинавских источников, тогда как царствование военного руководства — да. [97] Деннис Ховард Грин выступает за развитие терминологии от «юданов» до «трухтина» и хитрости , что отражает изменение природы германского королевского правления сначала на преимущественно военный институт, а затем на более постоянный, династический институт. [98]

Группа родства

[ редактировать ]

В германских языках есть несколько слов, обозначающих кланы или группы родства, в первую очередь родственные древневерхненемецким sibba и kunni , встречающиеся в этом значении во всех германских языках. [99] Согласно традиционному пониманию германского права, клан содержал всех кровных родственников и был необходим для защиты и помощи личности. [100] Утверждалось, что отдельные люди не имеют никакого отношения к более крупному племенному государству за пределами клана. [101] Это помогло ему отомстить (см. Вражда ), получить вергильд за тех, кто был убит или ранен (см. Компенсационное правосудие ), и выступило помощником присяги. [100]

Современные ученые признают существование клановых групп как социального фактора среди германских народов, но утверждают, что никогда не существовало организованной, юридически признанной клановой организации, как постулировали более старые ученые. [102] Как германские термины, так и термины, встречающиеся в Законах для обозначения групп родства, недостаточно точны, чтобы указать на то, что кланы существовали как юридические лица: вместо этого группа «отношений», к которым человек мог обращаться, не была фиксированной или стабильной. [103]

[ редактировать ]

Вражда (в Leges , faida ) [д] относится к форме насильственной самопомощи, при которой потерпевшая сторона пыталась устранить несправедливость, самостоятельно применяя насилие или месть. [105] Немецкие ученые склонны понимать вражду как правовой институт, основанный на свободе личности, отсутствии мощной государственной власти и необходимости разрешения локальных конфликтов, тогда как франкоязычные ученые вместо этого подчеркивают вражду как незаконную деятельность. [106] В то время как римское право не допускало вражды, легы обычно рассматривали любой юридический вопрос как вопрос, который можно было решить в частном порядке. [105]

Хотя некоторые ученые утверждают, что вражда могла возникнуть из-за «вульгарного латинского закона», эта вражда широко распространена в Легах и более поздней германской литературе, что делает неримское происхождение вполне очевидным. [107] Однако разные легы делают разные предположения о распрях и дают единую картину того, как они выглядели или действовали. [108] Существование распрей между родственными группами среди ранних германских народов упоминается Тацитом в «Германии» , гл. 12 и 21, включая различные шаги, предпринятые для разрешения конфликта. [109] В постримских варварских королевствах, похоже, наблюдался рост негосударственного насилия и насильственных смертей по мере упадка центральной власти. [110] Различные законы демонстрируют попытки ограничить практику вражды, однако в конечном итоге не предотвратить ее. [111]

Компенсационное правосудие

[ редактировать ]
Изображение убийства несовершеннолетнего и последующей выплаты Вергильду, Heidelberger Sachsenspiegel Cgm 165 fol. 11р. Это одно из немногих изображений вергильдовой платы Средневековья. [112]

Все законы содержат перечень компенсационных выплат, которые преступник должен выплатить своим жертвам или родственникам жертвы за совершение личного преступления. [113] В западногерманских языках этот платеж известен под термином древневерхненемецкий : buoza , древнеанглийский : bōta . [114] Эта форма юридического примирения была направлена ​​​​на предотвращение возникновения распрей, предлагая мирный способ прекращения споров между группами. [115] Кодификацию этих каталогов поощряли короли отдельных германских королевств, которые были заинтересованы в предотвращении кровопролития. Некоторые законы, такие как Lex Salica и Lex Thuringiorum , требуют, чтобы часть компенсации за кражу выплачивалась королю. Позже некоторые короли попытались заменить систему компенсаций другими формами правосудия, такими как смертная казнь. [116]

Стипендия подчеркнула разнообразие компенсаций за различные правонарушения и восприняла это как показатель отсутствия единообразия во всех кодексах. [117] Вместо этого Ноэль Ленски утверждал, что диапазон перечисленных преступлений, связанных с телесными повреждениями, в целом одинаков во всех кодексах и что составы близко отражают друг друга, если рассчитывать в процентах от ценности Вергильда человека, что указывает на общую традицию. [118]

В случае, если человек был убит или ранен, было украдено животное или совершено другое правонарушение, компенсация называется вергильд . [и] Ученые спорят, был ли вергильд традиционной германской правовой концепцией или же она развилась из римского предшественника . [120] Различные кодексы одинаково распределяют компенсации в зависимости от того, был ли человек полностью свободным, наполовину свободным или порабощенным. Некоторые также проводят различия по статусу среди свободных людей, как в случае с Lex Burgundonum , в то время как Lex Salica не показывает градации среди свободных мужчин. [121] Иногда цены были выше, чем можно было легко заплатить, что могло привести к компромиссу. [122] В других случаях к помощи обвиняемому привлекались социальные сети или церковь давала деньги взаймы, чтобы положить конец вражде. [123] Оплата может осуществляться в натуральной форме, а не в валюте. [122] Когда компенсации не могли быть выплачены, истец имел возможность поработить ответчика. [124]

Судебное испытание

[ редактировать ]
Испытание кипятком, из рукописи HAB Cod. Гвельф. 3.1 2° Sachsenspiegel , л. 19в.

Испытание ( judicium Dei «суд Божий») было методом, используемым для того, чтобы заставить Бога раскрыть вину или невиновность человека, обвиняемого в преступлении. Он основывался на идее, что Бог вмешается в мир, чтобы предотвратить осуждение невиновного человека. [125] Подобные практики засвидетельствованы в других культурах по всему миру, в том числе в Кодексе Хаммурапи . [126] Методы, найденные в Законах и более поздних средневековых законах, включали испытание горячей водой, при котором человек опускал руку в кипящий котел, испытание горячим железом, при котором человек носил раскаленное железо, и испытание боем , при котором двое боевиков боролись за определение вины или невиновности обвиняемой стороны. [127] Самым важным из них было испытание боем. [125]

Общепризнанным является германское происхождение испытания боем. [128] Он появляется рано и широко среди многих германских народов. [129] Дусил, Канновский и Шведлер пишут, что это важное различие между германским и римским правом, и выводят его из времени, предшествовавшего контакту германцев с римлянами. [130]

В отличие от испытания боем, ученые спорят о том, были ли испытания огнем и водой вдохновлены христианством или произошли от дохристианской германской традиции. [131] [64] Роберт Бартлетт утверждает, что практика испытания огнем и водой имеет франкское происхождение, а франкское влияние распространило ее по Европе. Он утверждает, что эта практика отсутствует в ранних бургундских, алеманнских, баварских и кентских сводах законов и, следовательно, не может иметь пангерманского происхождения. [132] Вместо этого Хайнц Хольцауэр утверждает, что испытание огнем и водой было распространенным германским, дохристианским методом испытания, который он связывает с жеребьевкой, найденной у Тацита. [133]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Второй ранний список некоторых законов, фрагментарный Edictum Theodorici, либо приписывается остготам в Италии (вероятно, во время правления Теодориха Великого ), либо является еще одним примером вестготского кодекса их короля Теодориха II . [31] [32]
  2. ^ Этимология неясна, но, вероятно, представляет собой протогерманское * aiwa- , которое, возможно, представляло собой комбинацию двух корней: один связан с санскритским eva (закон), а другой - с латинским aevum eternity. [38]
  3. ^ Вероятно, связано со «временем» þeihs (от PGmc *þinhaz) и первоначально означало время, в которое собрание было назначено на собрание. [78] В Lex Salica латинизированный народный термин mallus или mallum , от PGmc *maþla- «речь, собрание». и законах, на которые он повлиял, вместо этого для обозначения собрания используется [79]
  4. Латинская форма происходит от одного из нескольких потомков протогерманского слова * ga-faih-iþō- , что означает «вражда», «месть». [104]
  5. ^ Этот термин наиболее часто встречается в древнеанглийском и древневерхненемецком языках. термин mangæld В скандинавских языках используется . Альтернативные термины в Leges включают leudardi , от leod («человек»). [119]
  1. ^ Jump up to: а б Дилчер 2011 , с. 251.
  2. ^ Jump up to: а б Фрушоне 2010 .
  3. ^ Jump up to: а б Тимпе и Скардигли, 2010 , с. 801.
  4. ^ Jump up to: а б с Дусил, Канновски и Шведлер, 2023 , стр. 78.
  5. ^ Сапожник 2018 , стр. 251–252.
  6. ^ Jump up to: а б Калб 2016 .
  7. ^ Jump up to: а б Ваутерс и де Бенито, 2017 , с. 33.
  8. ^ Дусил, Канновски и Шведлер, 2023 , стр. 78–79.
  9. ^ Дилчер 2011 , стр. 246–247.
  10. ^ Шмидт-Виганд 2010a , с. 396.
  11. ^ Грин 1998 , с. 30.
  12. ^ Сапожник 2018 , с. 249.
  13. ^ Дилчер 2011 , стр. 241–242.
  14. ^ Jump up to: а б Шмидт-Виганд 2010а , с. 389.
  15. ^ Люк 2010 , с. 423.
  16. ^ Тимпе и Скардигли 2010 , стр. 790–791.
  17. ^ Jump up to: а б Тимпе и Скардигли, 2010 , с. 811.
  18. ^ Дилчер 2011 , с. 245.
  19. ^ Тимпе и Скардигли 2010 , стр. 798–799.
  20. ^ Дилчер 2011 , с. 243.
  21. ^ Тимпе и Скардигли 2010 , стр. 811–812.
  22. ^ Люк 2010 , стр. 423–424.
  23. ^ Ленский 2023 , стр. 357–358.
  24. ^ Тимпе и Скардигли 2010 , стр. 800–801.
  25. ^ Сапожник 2018 , с. 251.
  26. ^ Дусил, Канновски и Шведлер, 2023 , стр. 79.
  27. ^ Шмидт-Виганд 2010b , с. 585.
  28. ^ Дрю ​​1991 , с. 21–22.
  29. ^ Jump up to: а б Дусил, Канновски и Шведлер 2023 , стр. 86.
  30. ^ Jump up to: а б Шмидт-Виганд 2010а , с. 392.
  31. ^ Дрю ​​1991 , с. 22.
  32. ^ Jump up to: а б Вормальд 2002 , стр. 27.
  33. ^ Люк 2010 , стр. 425–426.
  34. ^ Люк 2010 , с. 426.
  35. ^ Шмидт-Виганд 2010a , с. 393.
  36. ^ Шмидт-Виганд 2010a , с. 394.
  37. ^ Люк 2010 , с. 427.
  38. ^ Шмидт-Виганд 2010d , стр. 70–71.
  39. ^ Грин 1998 , стр. 31–32.
  40. ^ Шмидт-Виганд 2010d , с. 70.
  41. ^ Грин 1998 , стр. 31–34.
  42. ^ Шмидт-Виганд 2010d , с. 72.
  43. ^ Люк 2010 , с. 419-420.
  44. ^ Дусил, Канновски и Шведлер, 2023 , стр. 135–136.
  45. ^ Шмидт-Виганд 2010a , стр. 394–395.
  46. ^ Хоппенбауверс 2013 , с. 265.
  47. ^ Науманн и Шмидт-Виганд 2010 , стр. 535–537.
  48. ^ Науманн и Шмидт-Виганд 2010 , с. 537.
  49. ^ Манске 1973 , стр. 537.
  50. ^ Ольберг 1991 .
  51. ^ Каррас 2006 , стр. 124.
  52. ^ Шульце 2010 , с. 480.
  53. ^ Каррас 2006 , с. 128.
  54. ^ Шульце 2010 , с. 483.
  55. ^ Jump up to: а б Шульце 2010 , с. 488.
  56. ^ Бухгольц 2008 , с. 1193.
  57. ^ Шульце 2010 , с. 481.
  58. ^ Каррас 2006 , стр. 124, 127–130, 139–140.
  59. ^ Шуман 2008a , стр. 1807–1809.
  60. ^ Шуман 2008b , стр. 1695–1696.
  61. ^ Springer & Steuer 2010 , стр. 997–999.
  62. ^ Springer & Steuer 2010 , с. 995-997.
  63. ^ Springer & Steuer 2010 , стр. 999.
  64. ^ Jump up to: а б с д Пол 2016 .
  65. ^ Springer & Steuer 2010 , с. 1001.
  66. ^ Гетц 2002 , с. 5.
  67. ^ Гетц 2002 , с. 3.
  68. ^ Вормальд 2002 , с. 21.
  69. ^ Шмидт-Виганд 2010b , стр. 1171–1173.
  70. ^ Вормальд 2002 , с. 22.
  71. ^ Хоппенбауверс 2013 , с. 266.
  72. ^ Ленский 2023 , стр. 359–360.
  73. ^ Вормальд 2002 , стр. 24–28.
  74. ^ Вормальд 2002 , стр. 31–32.
  75. ^ Хоппенбауверс 2013 , стр. 263–264.
  76. ^ Бек и Венскус 2010 , с. 887.
  77. ^ Jump up to: а б Хардт 2010 , стр. 1177.
  78. ^ Beck & Wenskus 2010 , стр. 886.
  79. ^ Шмидт-Виганд 2010b , стр. 381–382.
  80. ^ Beck & Wenskus 2010 , стр. 900–901.
  81. ^ Дусил, Канновски и Шведлер, 2023 , стр. 131–133.
  82. ^ Дусил, Канновски и Шведлер 2023 , стр. 131.
  83. ^ Грин 1998 , стр. 34–35.
  84. ^ Хардт 2010 , стр. 1178.
  85. ^ Хардт 2010 , стр. 1179.
  86. ^ Дрю ​​1991 , с. 23.
  87. ^ Бек и Венскус 2010 , с. 896.
  88. ^ Seebold & Schneider 2010 , стр. 204–205.
  89. ^ Seebold & Schneider 2010 , стр. 206–207.
  90. ^ Дик 2008 , с. 211.
  91. ^ Пол 2004 , с. 65.
  92. ^ Грин 1998 , с. 121.
  93. ^ Грин 1998 , стр. 121–122.
  94. ^ Пол 2004 , с. 68.
  95. ^ Дик 2008 , стр. 211–214.
  96. ^ Seebold & Schneider 2010 , с. 207.
  97. ^ Пол 2004 , стр. 67–68.
  98. ^ Грин 1998 , стр. 134–139.
  99. ^ Грин 1998 , стр. 59, 62.
  100. ^ Jump up to: а б Тимпе и Скардигли, 2010 , с. 791.
  101. ^ Саар и Штраух 2010 , с. 947.
  102. ^ Саар и Штраух 2010 , стр. 948–949.
  103. ^ Саар и Штраух 2010 , стр. 950–953.
  104. ^ Мейнеке и Кауфманн 2010 , стр. 560–563.
  105. ^ Jump up to: а б Сапожник 2018 , с. 253.
  106. ^ Дусил, Канновски и Шведлер 2023 , стр. 135.
  107. ^ Вормальд 2002 , с. 30.
  108. ^ Мейнеке и Кауфманн 2010 , с. 569
  109. ^ Мейнеке и Кауфманн 2010 , стр. 564–565.
  110. ^ Дусил, Канновски и Шведлер, 2023 , стр. 130–131.
  111. ^ Мейнеке и Кауфманн 2010 , стр. 567–570.
  112. ^ Эсдерс 2021 , с. 1.
  113. ^ Кёрнтген 2010 , стр. 359.
  114. ^ Шмидт-Виганд 2010e , с. 917.
  115. ^ Бек 2010 , с. 215.
  116. ^ Кёрнтген 2010 , стр. 459–460.
  117. ^ Вормальд 2002 .
  118. ^ Ленский 2023 , стр. 384–400.
  119. ^ Шмидт-Виганд 2010e , стр. 914–915.
  120. ^ Шмидт-Виганд 2010e , стр. 922–923.
  121. ^ Шмидт-Виганд 2010e , с. 915–917.
  122. ^ Jump up to: а б Шмидт-Виганд 2010e , стр. 917–918.
  123. ^ Эсдерс 2021 , стр. 1–2.
  124. ^ Ленский 2022 , стр. 262–265.
  125. ^ Jump up to: а б Теленок 2016а .
  126. ^ Бартлетт 1986 , с. 2.
  127. ^ Хольцхауэр и Пеш 2010 , стр. 301–304.
  128. ^ Хольцхауэр и Пеш 2010 , стр. 299–300.
  129. ^ Бартлетт 1986 , с. 103.
  130. ^ Дусил, Канновски и Шведлер, 2023 , стр. 140–141.
  131. ^ Хольцхауэр и Пеш 2010 , с. 298.
  132. ^ Бартлетт 1986 , стр. 5–7.
  133. ^ Хольцхауэр и Пеш 2010 , стр. 298–299.

Источники

[ редактировать ]
  • Бартлетт, Роберт (1986). Испытание огнем и водой: средневековое судебное испытание . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780198219736 .
  • Бек, Генрих (2010) [2005]. «Искупление» . Германская античность онлайн .
  • Бек, Генрих; Венскус, Рейнхард; и др. (2010) [1984]. "вещь" . Германская античность онлайн .
  • Бухгольц, Стефан (2008). "До". Краткий словарь по истории немецкого права . Том 1 (2-е изд.). стр. 1192–1213.
  • Дик, Стефани (2008). Миф о «германском» королевстве: Исследования по организации правления у германоязычных варваров до начала периода миграции . Настоящий лексикон германской древности - дополнительные тома. Том 60. де Грютер. дои : 10.1515/9783110209976 . ISBN  978-3-11-020034-8 .
  • Дилчер, Герхард (2011). «Германское право». Краткий словарь по истории немецкого права . Том 2 (2-е изд.). стр. 241–252.
  • Дрю, Кэтрин Фишер (1991). Законы салийских франков . Издательство Пенсильванского университета. дои : 10.9783/9780812200508 . ISBN  978-0-8122-8256-6 .
  • Дусил, Стефан; Канновски, Бернд; Шведлер, Джеральд (2023). «Глава 2 Раннее средневековье (500–1100 гг.)». В Масферрере, Анисето; ван Ри, Швейцария; Донлан, Шон; Хестерс, Корнелис (ред.). Спутник западных юридических традиций: от античности до двадцатого века . Брилл. стр. 77–160. дои : 10.1163/9789004687257_004 .
  • Эсдерс, Стефан (2021). «Глава 1 Вергильд и денежная логика разрешения конфликтов в раннем средневековье». В Боте, Лукас; Эсдерс, Стефан; Ниждам, Хан (ред.). Вергельд, Компенсация и покаяние: денежная логика разрешения конфликтов в раннем средневековье . стр. 1–37. дои : 10.1163/9789004466128_002 .
  • Фрушоне, Даниэла (2010). «О «германском» » . Героический век: журнал средневековой Северо-Западной Европы . 14 .
  • Гетц, Ханс-Вернер (2002). "Введение". У Гетца, Ганс-Вернер; Ярнут, Йорг; Пол, Уолтер (ред.). Регна и роды: отношения между позднеантичными и раннесредневековыми народами и королевствами в трансформации римского мира . Брилл. стр. 1–11. дои : 10.1163/9789047404255_004 . ISBN  978-90-474-0425-5 .
  • Грин, Деннис Х. (1998). Язык и история в раннегерманском мире (изд. 2001 г.). Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-79423-7 .
  • Хардт, Матиас (2010) [2006]. «Народное собрание» . Германская античность онлайн .
  • Хольцхауэр, Хайнц; Пеш, Александра (2010) [2002]. «Ордал» . Германская античность онлайн .
  • Хоппенбауверс, П. (2013). «Leges Nationum и этническая личность права в империи Карла Великого» В Дуиндаме, Джером; Харрис, Джилл Диана; Хамфресс, Кэролайн; Нимрод, Гурвиц (ред.). Закон и империя: идеи, практика, действующие лица . Брилл. стр. 100-1 251–274. дои : 10.1163/9789004249516_013 . ISBN  978-90-04-24529-7 .
  • Калб, Герберт (2016). «Немецкое право». В Мелвилле, Герт (ред.). Интернет-энциклопедия средневековья Брилла . Брилл. дои : 10.1163/2213-2139_bema_SIM_033749 .
  • Калб, Герберт (2016a). «Судебный процесс». В Мелвилле, Герт (ред.). Интернет-энциклопедия средневековья Брилла . Брилл. дои : 10.1163/2213-2139_bema_SIM_033745 .
  • Каррас, Рут Мазо (2006). «История брака и миф о Фриделе». Раннесредневековая Европа . 14 (2): 119–152. дои : 10.1111/j.1468-0254.2006.00177.x . S2CID   162024433 .
  • Кёрнтген, Людгер (2010) [2000]. «Композиционные системы» . Германская античность онлайн .
  • Ленски, Ноэль (2022). «Рабство у вестготов». Ин де Вет, Крис; Калос, Майджастина; Вуоланто, Вилле (ред.). Рабство в позднеантичном мире, 200-700 гг . н.э. Издательство Кембриджского университета. стр. 251–280. дои : 10.1017/9781108568159.014 . ISBN  978-1-108-56815-9 .
  • Ленски, Ноэль (2023). «Право и язык в римской и германской традициях: исследование Liber Iudiciorum 6.4.3 и идея инурии в вестготском праве» . В Лоренци, Карло; Наварра, Мария Луиза (ред.). Труды Константиновской романистической академии, том. XXV, Построение позднеантичного юридического текста . Издательство ali&no. стр. 355–427.
  • Люк, Хайнер (2010) [2003]. "Верно" . Германская античность онлайн . стр. 418–447.
  • Мюнске, Хорст Хайдер (1973). Дюршайд, Криста; Гардт, Андреас; Зондереггер, Стефан; Райхманн, Оскар (ред.). Германская юридическая лексика в области правонарушений; филологические и лингвогеографические исследования . Берлин, Нью-Йорк: де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110829488 . ISBN  978-3-11-082948-8 .
  • Мейнеке, Экард; Кауфманн, Эккехард (2010) [1994]. «Вражда» . Германская античность онлайн .
  • Науманн, Ганс Петер; Шмидт-Виганд, Рут (2010) [2003]. «Юридический язык». Германская античность онлайн .
  • Пол, Уолтер (2004). Германцы (2-е изд.). Издательство Р. Ольденбурга. ISBN  3-486-56755-1 .
  • Пол, Уолтер (2016). «Языковые системы». Интернет-энциклопедия средневековья Брилла . Брилл. дои : 10.1163/2213-2139_bema_SIM_033730 .
  • Саар, Стефан Кристиан; Штраух, Дитер (2010) [2005]. «Клан» . Германская античность онлайн . де Грюйтер.
  • Шмидт-Виганд, Рут (2010a) [2001]. «Легес» . Германская античность онлайн . стр. 419–447.
  • Шмидт-Виганд, Рут (2010b) [2003]. «Права народа» . Германская античность онлайн .
  • Шмидт-Виганд, Рут (2010d) [1994]. «Эва» . Германская античность онлайн .
  • Шмидт-Виганд, Рут (2010e) [2006]. «Вергельд» . Германская античность онлайн .
  • Шульце, Райнер (2010) [1986]. «Брачное право» . Германская античность онлайн . стр. 961–999.
  • Шуман, Ева (2008a). «Мирный брак». Краткий словарь по истории немецкого права . Том 1 (2-е изд.). стр. 1805–1807.
  • Шуман, Ева (2008b). «Кубши, наложница». Краткий словарь по истории немецкого права . Том 1 (2-е изд.). стр. 1695–1697.
  • Зеебольд, Эльмар; Шнайдер, Рейнхард (2010) [2000]. «Король и королевская семья» . Германская античность онлайн . де Грюйтер.
  • Шумейкер, Карл (2018). «Германское право» . В Хейкки Пихлаямяки; Маркус Д. Даббер; Марк Годфри (ред.). Оксфордский справочник по истории европейского права . Издательство Оксфордского университета. стр. 249–263. doi : 10.1093/oxfordhb/9780198785521.013.11 . ISBN  978-0-19-878552-1 .
  • Спрингер, Матиас; Штойер, Хайко (2010) [2005]. «Племя и государство» . Германская античность онлайн . де Грюйтер.
  • Тимпе, Дитер; Скардигли, Барбара; и др. (2010) [1998]. «Германские народы, Германия, германская древность» . Германская античность онлайн . стр. 363–876.
  • Ольберг, Г. (1991). Названия социальных классов, классов и групп в Leges Barbarorum . Берлин, Нью-Йорк: де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110850062 . ISBN  978-3-11-085006-2 .
  • Воутерс, Барт; де Бенито, Марко (2017). «Глава 2: Раннее средневековье». История права в Европе: Введение . Элгар. стр. 31–43. doi : 10.4337/9781786430762 (неактивен 10 апреля 2024 г.). {{cite book}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка )
  • Вормальд, К. Патрик (2002). «The 'leges barbarorum': право и этническая принадлежность на постримском Западе». У Гетца, Ганс-Вернер; Ярнут, Ян; Пол, Уолтер (ред.). Регна и роды. Взаимоотношения позднеантичных и раннесредневековых народов и королевств в преобразовании римского мира . Лейден: Брилл. стр. 21–53. дои : 10.1163/9789047404255_006 . ISBN  978-90-474-0425-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: af6e9196a29c9cf1e50832c1407280d6__1721803260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/d6/af6e9196a29c9cf1e50832c1407280d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Germanic law - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)