The Yakovlev Yak-130 ( NATO reporting name : Mitten ) [ 3 ] представляет собой дозвуковой двухместный усовершенствованный учебно-тренировочный и легкий боевой самолет, первоначально разработанный Яковлевым и Aermacchi как «Як / АЭМ-130». Он также позиционировался как потенциальный легкий штурмовик. Разработка самолета началась в 1991 году, первый полет состоялся 25 апреля 1996 года. В 2002 году он выиграл государственный тендер России на поставку учебно-тренировочных самолетов, а в 2010 году самолет поступил на вооружение ВВС России . [ 1 ] Являясь учебно-тренировочным самолетом Як-130 способен повторить характеристики нескольких истребителей поколения 4+, а также Су-57 пятого поколения . Он также может выполнять легкие штурмовые и разведывательные задачи, имея боевую нагрузку 3000 кг (6600 фунтов).
В начале 1990-х годов советское правительство обратилось к промышленности с просьбой разработать новый самолет для замены чешских учебно -тренировочных самолетов Aero L-29 Delfin и Aero L-39 Albatros . Предложения выдвинули пять конструкторских бюро. Среди них были Сухой С-54 , Мясищев М-200, Микоян МиГ-АТ и Яковлев Як-УТС. В 1991 году от остальных предложений отказались и остались только МиГ-АТ и Як-УТС. [ нужна ссылка ] По оценкам ВВС новой независимой России, их потребность составит около 1000 самолетов. [ 4 ]
Разработка Як-УТС началась в 1991 году, проектирование завершилось в сентябре 1993 года. [ 5 ] Однако с распадом Советского Союза Яковлев был вынужден искать зарубежного партнера. После переговоров в 1992 году в 1993 году было достигнуто соглашение с итальянской компанией Aermacchi о совместной разработке самолета, который теперь стал Як/АЕМ-130; [ 6 ] Aermacchi будет отвечать за финансовую и техническую поддержку проекта. [ 7 ] Первый прототип, получивший название Як-130Д, был построен компанией «Сокол» в Нижнем Новгороде, Россия, и был публично представлен в июне 1995 года. [ 8 ] [ 9 ] Свой первый полет самолет совершил 25 апреля 1996 года из аэропорта Жуковский под управлением главного летчика-испытателя Яковлева Андрея Синицына. [ 10 ]
В 2000 году различия в приоритетах между двумя фирмами привели к прекращению партнерства, когда каждая из них разрабатывала самолет независимо. Итальянская версия получила название М-346 ; За техническую документацию самолета Яковлев получил 77 миллионов долларов. [ 4 ] Яковлев сможет продавать самолеты в такие страны, как Содружество Независимых Государств , Индию, Словакию и Алжир. Aermacchi сможет продавать свою продукцию, в частности, странам НАТО. [ 4 ]
В марте 2002 года главком Владимир Михайлов заявил, что Як-130 и МиГ-АТ выбраны в качестве новых учебно-тренировочных самолетов ВВС России. [ 4 ] [ 11 ] Однако Як-130 считался лучшим, поскольку мог выполнять двойную роль: учебно-тренировочного и боевого самолета. [ 12 ] 10 апреля 2002 года было объявлено, что Як-130 выбран победителем тендера на учебно-тренировочные самолеты для базовой и повышенной подготовки пилотов, обойдя МиГ-АТ. [ 13 ] К тому времени ВВС России заказали 10 Як-130, а общая стоимость НИОКР, включавшая строительство и испытания четырех предсерийных самолетов, составила около 200 миллионов долларов, 84% из которых было профинансировано. Яковлевым, а остальное - российским правительством. [ 4 ] [ 11 ] Однако сообщалось, что уже в 1996 году было потрачено около 500 миллионов долларов. [ 2 ]
Планы по созданию легкого штурмовика на базе Як-130 были заморожены в конце 2011 года. Самолет, получивший название Як-131, не отвечал критическим требованиям безопасности пилотов, выдвинутым ВВС России. [ нужна ссылка ] Вместо этого ВВС переключили внимание на замену на базе Су-25 . [ 14 ]
Помимо учебной роли, самолет способен выполнять легкие штурмовые и разведывательные задачи. [ 15 ] Он может нести боевую нагрузку в 3000 кг (6600 фунтов), состоящую из различного управляемого и неуправляемого вооружения, вспомогательных топливных баков и блоков электроники. [ 17 ] По словам его главного конструктора Константина Поповича, в ходе этапа испытаний, завершившегося в декабре 2009 года, самолет испытывался "со всем бортовым вооружением массой до 500 кг, состоящим на вооружении ВВС России". [ 15 ] Як-130 имеет девять точек подвески: две законцовки крыла, шесть подкрыльевых и одну подфюзеляжную. [ 16 ]
Як-130 на авиасалоне МАКС-2005
Двойные двигатели самолета установлены под удлиненными корнями крыла, которые доходят вперед до фонаря кабины. Два двигателя Ивченко «Прогресс АИ-222-25» с полным цифровым управлением двигателем ( FADEC ) создают в общей сложности 49 килоньютонов (11 000 фунтов-сил) тяги. Также предлагается модернизированный двигатель «-28», увеличивающий тягу до 53 кН (12 000 фунтов силы). При нормальной взлетной массе 7250 кг (15 980 фунтов) тяговооруженность 0,70 достигается с двигателями «-25» или 0,77 с двигателями «-28». Для сравнения: 0,65 у BAE Systems Hawk 128 и 0,49 у Aero Vodochody L-159B . [ 16 ]
Максимальный внутренний запас топлива составляет 1700 кг (3700 фунтов). С двумя внешними боевыми топливными баками эта цифра увеличивается до 2600 кг (5700 фунтов). Максимальная истинная воздушная скорость составляет 0,93 Маха (572 узла), практический потолок - 12 500 м (41 000 футов), а коэффициент перегрузки - от -3 до +9 g. Типичные взлетная скорость и дистанция в «чистой» конфигурации составляют 209 км/ч (113 узлов) и 550 м (1800 футов), посадочные показатели — 191 км/ч (103 узла) и 750 м (2460 футов) соответственно. . Предел бокового ветра составляет 56 км/ч (30 узлов). [ 16 ]
Комплекс боевой подготовки на Як-130 включает в себя моделируемые и реальные системы стрельбы ракетами «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», бомбосбрасывания, артиллерийской стрельбы и бортовые системы самозащиты.
В 2005 году ВВС России получили первый заказ на 12 Як-130. ВКС России намерены закупить не менее 72 Як-130, чего хватит для оснащения четырех учебных полков. [ 19 ] Ее главнокомандующий генерал-полковник Александр Зелин объявил 8 ноября 2011 года, что Минобороны России должно в течение двух недель подписать контракт с корпорацией "Иркут" на поставку 65 дополнительных самолетов. [ 20 ] – 55 твердых заказов плюс 10 опций. [ 16 ] Зелин заявил, что поставки планируется завершить к 2017 году. [ 20 ]
Первый серийный самолет был передан учебному центру в Липецке 19 февраля 2010 года. [ 1 ] После выполнения в июне 2011 года контракта 2005 года на 12 самолетов Як-130 производства завода "Сокол" для Минобороны России было принято решение, что все последующие заказы Як-130, как отечественные, так и экспортные, будут выполняться Иркутским авиационным заводом. корпорации «Иркут». [ 21 ] Однако ВВС России получили первый Як-130, построенный Иркутским заводом, лишь в октябре 2012 года. [ 22 ]
В феврале 2014 года корпорация «Иркут» объявила о контракте с Министерством обороны России (МО) на поставку в ВВС дополнительных усовершенствованных учебно-тренировочных самолетов Як-130. По словам президента "Иркута" Олега Демченко, в декабре компания подписала контракт с Минобороны на поставку 12 Як-130 для формирования новой пилотажной группы. [ 23 ] [ ненадежный источник? ] Одновременно был подписан второй контракт еще на 10 самолетов для Военно-морской авиации России . [ нужна ссылка ]
Алжир был первым экспортным заказчиком Як-130, заказав 16 самолетов в марте 2006 года. Их поставки начались всего через несколько месяцев после поступления первых Як-130 в ВВС России в 2011 году, и заказ был выполнен к концу 2011 года. в следующем году. [ 5 ]
В январе 2014 года Бангладеш заказала 24 Як-130. Самолеты приобретены за счет расширенного кредита России. [ 24 ] Позже заказ был сокращен до 16 самолетов. [ 25 ] Первая партия из шести самолетов была поставлена 20 сентября 2015 года. [ 26 ] Вторая партия из пяти самолетов была поставлена 29 декабря 2015 года, а следующие пять - к первому кварталу 2016 года. [ 27 ]
В декабре 2012 года правительство Беларуси подписало соглашение с Россией о поставке Беларуси четырех Як-130 к апрелю 2015 года. Еще один заказ на четыре самолета был принят в августе 2015 года, и они были поставлены в ноябре 2016 года. [ 5 ] Еще четыре самолета были поставлены в 2019 году, в результате чего общее количество самолетов достигло 12. Все они были доставлены в 206-й летный учебный центр. [ 28 ]
Заказан неизвестный номер. Первая партия из двух самолетов была доставлена в начале сентября 2023 года. Они проходят испытания в иранских условиях на 8-й базе тактических ВВС Ирана недалеко от Исфахана. [ 29 ] [ 30 ]
Мьянма заказала шесть Як-130 в июне 2015 года. Все шесть самолетов были поставлены в декабре 2017 года. Еще шесть самолетов были заказаны позже. [ 5 ] После переворота 2021 года Мьянма получила еще шесть самолетов, которые были представлены на церемонии 74-й годовщины ВВС Мьянмы. [ 31 ]
Два раунда переговоров с Россией относительно потенциального заказа на Як-130 состоялись в 2010 и 2012 годах соответственно. Твердых заказов на это не последовало, но Як-130 может быть куплен для замены нынешних казахстанских учебно-тренировочных самолетов Aero L-39 C, когда у них закончится срок службы. [ 5 ]
Ливия разместила заказ на шесть самолетов. Поставки ожидались в 2011–2012 гг. [ 15 ] но Ливийский национальный переходный совет отменил заказ на Як-130 в сентябре 2011 года в рамках пересмотра всех существующих контрактов на вооружение. [ 39 ]
Сирия согласилась закупить 36 самолетов. [ 40 ] но их поставка была отложена Россией из-за конфликта в Сирии. [ 41 ] В мае 2014 года Россия объявила, что поставит Сирии Як-130. Ожидалось, что Сирия получит девять самолетов к концу 2014 года, 12 в 2015 году и 15 в 2016 году, всего 36 самолетов. [ 42 ] [ 43 ] Однако по состоянию на 2019 год поставок не было. [ 5 ]
Первый прототип, получивший обозначение Як-130Д и зарегистрированный как RA-43130, совершил свой первый полет 25 апреля 1996 года в Жуковском . [ 5 ]
30 апреля 2004 года первый предсерийный Як-130, собранный на заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде , совершил свой первый полет. [ 1 ] Самолет впервые был представлен на Парижском авиасалоне в июне 2005 года. [ 13 ] За ним последовали еще три предсерийных самолета. [ 5 ]
В декабре 2009 года самолет завершил государственные испытания и был принят на вооружение ВВС России. [ 5 ]
Як-130 использовался в боевых действиях во внутреннем конфликте в Мьянме , как минимум, с 2020 года. [ 44 ] Его использование подверглось критике после того, как в Интернете появились поддающиеся проверке доказательства военных авиаударов по гражданскому населению. [ 45 ] [ 46 ]
26 июня 2006 г.: прототип Як-130 разбился в Рязанской области. Оба пилота благополучно катапультировались, не получив травм. [ 47 ]
разбился серийный Як-130 29 мая 2010 г.: на Липецкой авиабазе . Несчастный случай произошел во время испытаний. Оба пилота катапультировались; их состояние было удовлетворительным. Жертв и ранений среди людей на земле нет. [ 48 ] [ 49 ]
18 февраля 2022 г.: Народные силы обороны против хунты (PDF) в Мьянме заявили, что повредили два Як-130 на базе ВВС в Хмауби. [ 56 ] [ 31 ]
29 июня 2022 г.: Предполагается, что Як-130 ВВС Мьянмы был поврежден в результате столкновения с птицей. [ 57 ]
9 мая 2024 г.: Як-130 ВВС Бангладеш разбился в Чаттограмме . Официальные лица Бангладеш объяснили катастрофу возможной механической неисправностью. На видео с камер видеонаблюдения видно, как самолет выполняет три крена элеронов при быстром снижении, а затем врезается в взлетно-посадочную полосу с правой стороны и без шасси. Затем самолет загорелся, подпрыгнул вверх и снова взлетел. Оба члена экипажа катапультировались и были спасены живыми. Пилот скончался в больнице, второй пилот получил серьезные травмы. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ]
Модернизированная версия с большим количеством вооружения и оборудования, представленная в августе 2024 года. В основном предназначена для экспортного рынка. [ 65 ]
Узлов подвески: 9 (по 1 на каждой законцовке крыла, по 3 под каждым крылом и 1 под фюзеляжем) [ 16 ] грузоподъемностью до 3000 кг (6614 фунтов) с возможностью перевозки комбинаций:
^ Velovich, Alexander (7–13 June 1995). "Yakovlev rolls out Yak-130". Flight International : 20.
^ Пенни, Стюарт (10–16 июня 2003 г.). «Гибкий дизайн» . Flight International : 94. Архивировано из оригинала 19 июля 2018 года . Проверено 19 июля 2018 г.
^ «Як-130 – учебно-боевой новый век». Взлет : 30–39. Июнь 2005 года.
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: c3ac8f493fb00a61d28e04c233e9afee__1726209780 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/ee/c3ac8f493fb00a61d28e04c233e9afee.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Yakovlev Yak-130 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)