Крестный отец
Аллахдадская резня | |
---|---|
Расположение | Мешхед , Каджар, Иран |
Дата | 1839 |
Цель | Иранские евреи |
Тип атаки | Погром , принудительное обращение |
Летальные исходы | 40+ евреев |
Преступники | Иранские мусульмане |
Аллахдад в 1839 году против ( персидский : الله داد , перевод «Божья справедливость» ) — погром , устроенный мусульманами еврейской общины Мешхади в городе Мешхед , Каджар, Иран . Оно характеризовалось массовыми убийствами и обращением евреев ислам в этом районе в насильственным . После этого события многие евреи Мешхеди начали активно практиковать крипто-иудаизм , поверхностно придерживаясь исламских убеждений. Инцидент в Аллахдаде стал выдающимся событием в двойственной истории еврейско-мусульманских отношений , поскольку целая община евреев была вынуждена принять христианство, и это был один из первых случаев, когда европейское еврейство вмешалось в защиту иранских евреев. [ 1 ]
Это событие было впервые описано в путевом журнале Джозефа Вольфа 1845 года «Рассказ о миссии в Бухару», в котором он писал:
В понедельник, 11 марта, я прибыл в Аскерею, находящуюся в двух милях от Мешеда. Я послал к королевскому мехмундару и голаму британского посольства. Первым, кто пришел мне навстречу, был мулла Меди (Мешиах), еврей, у которого я поселился двенадцать лет назад и который очень гостеприимно относился ко мне, когда я был в беде, нищете и нищете, до прибытия Аббаса Мирзы в Мешед из Нишапур . Все евреи Мешеда, сто пятьдесят семей, были вынуждены семь лет назад обратиться в мусульманство. Случай был следующий: у бедной женщины заболела рука; врач-мусульманин посоветовал ей убить собаку и опустить руку в ее кровь; она так и сделала; когда внезапно все население поднялось и заявило, что они сделали это в насмешку над своим Пророком. Тридцать пять евреев были убиты за несколько минут; остальные, охваченные ужасом, стали мусульманами; а фанатичные и алчные мусульмане кричали: «Свет Мухаммеда упал на них!» Втайне они теперь более ревностные евреи, чем когда-либо; но называют себя, как евреи в Испании, Анусим, «вынужденные!» Их дети не могут подавить свои чувства, когда родители называют их мусульманскими именами! Но мулла Меди и мулла Моше верят во Христа, и мулла Меди попросил меня крестить его. Он принес величайшую пользу англичанам в Хераут и Кандагар , о чем убедительно свидетельствуют его отзывы от Роулинсона и других. [ 2 ]
В другом повествовании о том же событии этот инцидент произошел во время священного для шиитов месяца Мухаррам. Шииты маршировали по улицам в память о Хусейне ибн Али, когда еврейская женщина выбрасывала собаку, которую она убила по медицинским показаниям. Ее обвинили в умышленном оскорблении шиитов. [ 3 ]
Еще одно повествование сообщает, что собака была всего лишь предлогом, а конфликт возник из-за более ранних столкновений между сейидом (потомком Мухаммеда) и евреями, которые не хотели платить ему за хусайнию, которую он построил возле еврейских коммерческих магазинов. [ 4 ]
В любом случае рекомендация врача-мусульманина кажется маловероятной, поскольку и исламские, и еврейские законы считают собачью кровь нечистой.
Правитель Мешхеда [ нужны разъяснения ] приказал своим людям входить в еврейские дома, а толпа напала на еврейскую общину, подожгла синагогу, грабила дома, похищала девочек и убивала от 30 до 40 человек. Приставив ножи к горлу, еврейские патриархи были вынуждены громко заявить о своей «верности» исламу, поскольку лидеры общины договорились, что для спасения оставшихся 2400 евреев все должны принять христианство. Большинство из них обратились и остались в Мешхеде, приняв мусульманские имена, а некоторые уехали в другие иранские еврейские общины и в Афганистан. Этот день стал известен как Аллахдад («Божья справедливость»). [ 5 ]
Это событие можно также понимать в контексте более широких еврейско-персидских отношений. Многие евреи Мешхеда, в том числе глава местной еврейской общины мулла Махди Акаджан, служили агентами британского правительства. Этот факт, а также недавний вывод Ирана из Герата в 1838 году под дипломатическим давлением со стороны британского правительства, создал все более враждебную атмосферу по отношению к евреям в Мешхеде. [ 6 ] Через несколько лет после инцидента с вмешательством Мозеса Монтефиоре, тогдашнего главы британского еврейства, указом Мухаммад-шаха евреям было разрешено вернуться в иудаизм. Однако большинство евреев, опасаясь гнева местного населения, решили жить внешне как мусульмане и жить как криптоевреи . [ 7 ] Внешне они вели себя как мусульмане: их одежда, имена и образ жизни напоминали жизнь иранских соседей. Однако дома они тайно учили своих детей читать на иврите , зажигали свечи и соблюдали Шаббат . [ 8 ] Некоторые евреи Мешхади больше не чувствовали себя в безопасности в Мешхеде и решили переехать в другие города региона, такие как Бухара и Самарканд . Большая группа переехала в Герат на территории современного Афганистана , где большинство мусульман были суннитами и более терпимы к евреям, чем к шиитам. [ 9 ]
Группа персидских еврейских беженцев из Мешхеда, спасавшихся от преследований дома в Каджарской Персии, поселилась в Империи сикхов примерно в 1839 году. Большинство еврейских семей поселились в Равалпинди (в частности, в районе Бабу Мохаллах) и Пешаваре . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Прошло почти столетие, прежде чем евреи Мешхеда начали открыто исповедовать свою веру с приходом более либеральной династии Пехлеви (1925–1979). После Второй мировой войны большинство из них поселились в Тегеране , Израиле или Нью-Йорке . [ 14 ] 4000 из них переехали в Соединенные Штаты , где многие из них вели успешный бизнес по производству ювелирных изделий и ковров. Коммерческий район Грейт-Нек , штат Нью-Йорк , был преобразован для удовлетворения нужд Мешхади и других иранских евреев . Многие предприятия там соответствуют иранским обычаям и вкусам.
Во всем мире насчитывается 20 000 машхади, из которых около 10 000 проживают в Израиле. Из Мешхади в Соединенных Штатах многие из них живут в Грейт-Нек, штат Нью-Йорк.
См. также
[ редактировать ]- Антисемитизм в исламе
- Кровавый навет Шираза, 1910 г.
- Анусим
- Чала
- Конверсы
- Донме
- История евреев в Иране
- История евреев под властью мусульман
- Исламско-еврейские отношения
- Маррано
- Новички
- Религиозный антисемитизм
- обувь
- Синагога Ю Ав
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Между иностранцами и шиитами, Дэниел Цадик, стр. 35, Stanford University Press, 2007.
- ^ Рассказ о миссии в Бухару в 1843-1845 годах с целью выяснить судьбу полковника Стоддарта и капитана Конолли , стр. 147 , Лондон, Дж. В. Паркер, 1845 г.
- ^ Между иностранцами и шиитами, Дэниел Цадик, Stanford University Press, 2007, стр. 35.
- ^ Между иностранцами и шиитами, Дэниел Цадик, Stanford University Press, 2007, стр. 35.
- ^ «Евреи Мешхеди в Нью-Йорке» . Весна 2003 года.
- ↑ Между иностранцами и шиитами, Дэниел Цадик, стр. 35, Stanford University Press, 2007.
- ↑ Между иностранцами и шиитами, Дэниел Цадик, стр. 36, Stanford University Press, 2007.
- ^ Патай, Рафаэль (1997). Джадид аль-Ислам: еврейские «новые мусульмане» Мешхеда . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 0-8143-2652-8 .
- ↑ Евреи Ближнего Востока и Северной Африки в наше время, Рива С. Саймон, Майкл Менахем Ласкиер, Сара Регер, Columbia University Press, 13 августа 2013 г.
- ^ Тахир, Саиф (3 марта 2016 г.). «Утерянная еврейская история Равалпинди, Пакистан» . blogs.timesofisrael.com . Проверено 27 февраля 2023 г.
История евреев Равалпинди восходит к 1839 году, когда многие еврейские семьи из Мешхеда бежали, спасаясь от преследований, и поселились в различных частях субконтинента, включая Пешавар и Равалпинди.
- ^ Консидайн, Крейг (2017). Ислам, раса и плюрализм в пакистанской диаспоре . Милтон: Рутледж. ISBN 978-1-315-46276-9 . OCLC 993691884 .
- ^ Хан, Навид Аман (12 мая 2018 г.). «Пакистанские евреи и PTI» . Ежедневные Таймс . Проверено 27 февраля 2023 г.
- ^ «Равалпинди – Управление развития Равалпинди» . Управление развития Равалпинди (rda.gop.pk) . Проверено 27 февраля 2023 г.
Евреи впервые прибыли в район Бабу Мохалла в Равалпинди из Мешхеда, Персия, в 1839 году, чтобы спастись от антиеврейских законов, установленных династией Каджаров.
- ↑ «Двойная жизнь евреев Мешхади» , «Джерузалем Пост» , 22 августа 2007 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мехрдад Аманат, Еврейская идентичность в Иране: сопротивление и обращение в ислам и веру бахаи ( IB Tauris , 2011), ISBN 978-1-84511-891-4 , стр. 47 и далее. Отрывки доступны в Google Книгах .
- Хильда Ниссими, Крипто-еврейские машхади: формирование религиозной и общинной идентичности в их путешествии из Ирана в Нью-Йорк (Sussex Academic Press, 2007), ISBN 978-1-84519-160-3. Отрывки доступны в Google Книгах.
- Альберт Каганович, Евреи Мешхади (джедиды) в Центральной Азии (Клаус Шварц Верлаг, 2007), ISBN 978-3-87997-141-6 [1]