Jump to content

Манчестер Арндейл

Координаты : 53 ° 29'00 ″ с.ш. 2 ° 14'29 ″ з.д.  /  53,48333 ° с.ш. 2,24139 ° з.д.  / 53,48333; -2,24139

Манчестер Арндейл
Главный вход
Расположение Манчестер, Англия
Координаты 53 ° 29'00 ″ с.ш. 2 ° 14'29 ″ з.д.  /  53,48333 ° с.ш. 2,24139 ° з.д.  / 53,48333; -2,24139
Дата открытия 1975 год ; 49 лет назад ( 1975 )
Разработчик Арндейл Проперти Траст
Владелец М&Г Недвижимость
Количество магазинов и услуг 210
Количество якорных арендаторов 7
Общая площадь торговых залов 1 300 000 кв. футов (120 000 м 2 ) 2 )
Количество этажей 3 (21 в Офисной башне)
Стоянка 1450 мест, NCP (Манчестер) Лимитед. [1] [2]
Веб-сайт Манчестер-Арндейл

Манчестер Арндейл — крупный торговый центр в Манчестере , Англия. [3] Он строился поэтапно в период с 1972 по 1979 год и обошелся в 100 миллионов фунтов стерлингов. [4] Manchester Arndale — крупнейший из сети центров Arndale, построенных по всей Великобритании в 1960-х и 1970-х годах. Он был реконструирован после взрыва в Манчестере в 1996 году .

Торговая площадь центра составляет чуть менее 1 400 000 кв. футов (130 000 м²). 2 ) (не считая универмагов Selfridges и Marks and Spencer , с которыми он соединен мостом), что делает его третьим по величине торговым центром в центре города в Европе. [5] Это один из крупнейших торговых центров Великобритании , который ежегодно посещают 41 миллион человек. [6] впереди Траффорд Центра , который привлекает 35 миллионов зрителей. [7]

Арндейл с Биржевой площади

Manchester Arndale был построен между 1971 и 1979 годами на Маркет-стрит в центре Манчестера застройщиками Town & City Properties, преемниками Arndale Property Trust, при финансовой поддержке Prudential Assurance Company и Manchester Corporation . Первая очередь открылась в 1975 году. Это был крупнейший центр Арндейла в Соединенном Королевстве.

Арндейл Проперти Траст

[ редактировать ]

Arndale Property Trust, основанный в начале 1950-х годов, получил свое название от своих основателей Арнольда Хагенбаха и Сэма Чиппиндейла. Хагенбах, йоркширец происхождения швейцарского , владел сетью булочных и с 1939 года инвестировал в торговые помещения. Чиппиндейл был агентом по недвижимости и бывшим государственным служащим из Отли . Компания Arndale была необычной, хотя и не уникальной среди компаний, занимающихся недвижимостью, поскольку располагалась за пределами Лондона и специализировалась на торговой недвижимости. Хагенбах инвестировал больше и был более тихим партнером. Чиппиндейл был прямолинеен и откровенен, но смог убедить скептически настроенные северные советы принять предложения компании, чего не смогли сделать лондонские застройщики. Арндейл купил недвижимость к северу от Маркет-стрит в 1952 году. [8] [9] [10] [11] [12]

Планы перепланировки

[ редактировать ]

Перед окончанием Второй мировой войны городской совет признал , что территория вокруг Маркет-стрит нуждается в реконструкции, и в период с 1942 по 1945 год был составлен план, но никакого прогресса добиться не удалось. В 1962 году газета City Surveyor заявила: «Манчестер [выкристаллизовался] в своей викторианской обстановке… Давно назрел новый облик города… Его неприглядные районы смешанной промышленной, коммерческой и жилой застройки необходимо систематически распутывать». и реконструирован на комплексной основе. Только таким образом город сможет занять свое подобающее место в качестве регионального центра». Корпорация использовала обязательные заказы на закупку, чтобы ускорить реконструкцию поврежденной бомбой Рыночной площади (между Кукурузной биржей и Королевской биржей — с тех пор здание было снесено), зданий СНГ и Пикадилли . По мнению геодезиста, «эти схемы значительно улучшили внешний вид центральной части города». Корпорация предпочла построить башню выше двух- или трехэтажного дома. подиум , форма, используемая во всех трех разработках, а затем и в Arndale. [13] Планировщики корпорации добавили принадлежащую им землю и здания к тем, которые приобрела Арндейл, чтобы увеличить размер доступного участка. [14]

Торговый центр

[ редактировать ]

Манчестер традиционно был доминирующим центром розничной торговли в мегаполисе и регионе, а Маркет-стрит была главной торговой улицей примерно с 1850 года. Позиции Манчестера ослабли в 1960-е годы, поскольку ассортимент товаров, доступных в других местах, увеличился. Салфорд сосредоточил три своих основных торговых центра в одном, чтобы избавить жителей от необходимости ездить в Манчестер за покупками. Центр города Стокпорта был очищен от хлопчатобумажных фабрик, чтобы улучшить его внешний вид, а основной сквозной маршрут был закрыт для строительства торгового центра Merseyway , что удвоило расходы местной розничной торговли. В количественном выражении, хотя в 1961 году расходы на розничную торговлю Манчестера были в 3,7 раза выше, чем в следующем по величине торговом районе агломерации, к 1971 году этот показатель упал в 2,8 раза. [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21]

В 1960-х и 1970-х годах желание обеспечить современные торговые центры преобладало среди большинства муниципалитетов крупных городов, где викторианские здания не могли удовлетворить потребности современных розничных торговцев. Другие примеры того периода включают арены для боя быков в Бирмингеме и Меррион-центр в Лидсе.

План 1965 года

[ редактировать ]

Версия схемы 1965 года, стоимостью 15 миллионов фунтов стерлингов и ограниченная Маркет-стрит, Корпорейшн-стрит , Уити-Гроув и Хай-стрит, должна была стать крупнейшим торговым центром Великобритании. [22] Единственное изменение границ (по состоянию на 2009 год) произошло в 1973 году (то есть до открытия) на месте бывших офисов Manchester Guardian на противоположной стороне Маркет-стрит. Бутс заняли площадь в 110 000 кв. футов (10 000 м²). 2 ) (брутто) расширение в целом, их самый большой магазин на тот момент. [23]

Городская недвижимость

[ редактировать ]

Arndale Property Trust была приобретена Town & City Properties в апреле 1968 года. [24] Общественное расследование застройки началось 18 июня 1968 года с утверждения, что существующая схема улиц, хотя и историческая, «безнадежно не соответствует современным требованиям». Офицер городского планирования заявил, что «проект будет сопоставим с лучшими проектами в Северной Америке и Скандинавии». [25] Схема должна была включать семь трактиров и гостиницу на 200 мест. [26] Экономист привел доказательства, что расходы в центре Манчестера удвоятся к 1981 году. [27] Расследование завершилось 8 июля 1968 г. [26] и сообщил в начале ноября 1969 года. Инспектор одобрил схему, отметив, что район к северу от Маркет-стрит нуждается в перепланировке, и было бы разумно перепланировать фасад. [28] Манчестерская корпорация принудительно приобрела еще 8 акров (3 га) собственности в 1970 году. [29] на деньги, полученные от продажи земель за городом, купленных для перелива жилья . [30]

Улицы и здания до 1971 года

[ редактировать ]
Маркет-стрит, смотрящая на запад (дата неизвестна)
Уити-Гроув, вид на запад, 1967 год, до реконструкции.

Этот район представлял собой лоскутное одеяло, состоящее в основном из викторианских зданий с планировкой улиц, переулков и дворов 17 и 18 веков. [25] На карте, использованной для собрания Британской ассоциации в 1961 году , показаны магазины, выходящие на Маркет-стрит и Кросс-стрит, а позади них складские или офисные здания. [31]

Ни в книге Стюарта «Камни Манчестера» (1956), ни в исследовании «Манчестерские здания» Шарпа и др. (1966) не описывается этот район или какие-либо здания в частности. Стюарт, как правило, силен в викторианской архитектуре, и ни одно из его 60 «основных зданий» не находилось в зоне реконструкции. Шарп и др. крытые старые и новые здания; из многих описанных более пятидесяти находятся в центре города, но ни одного не было на расчищенной территории. [32] [33] Певснер , писавший в 1969 году, когда разрешение было неизбежно, не нашел ничего примечательного. [34] HWD Sculthorpe, городской секретарь, назвал здания устаревшими, что стало доказательством общественного расследования. [29] В 1971 году Shop Property предсказал, что, поскольку «новые здания заменят существующие ветхие», центр города потеряет свой имидж улицы Коронации и станет «очень привлекательным» для розничных торговцев. [35] The Guardian , у которой были офисы на Кросс-стрит, написала в 1976 году, что Маркет-стрит в течение 30 лет находилась в «депрессивном состоянии и приходила в упадок». [36]

Более поздние описания более комплиментарны. Спринг (в 1979 году) писал о «чудовищах, которые вытеснили великое наследие города в области коммерческой и промышленной архитектуры девятнадцатого века - если судить по недавно построенному гигантскому и явно туалетному центру Арндейл». [37] Гамильтон (в 2001 году) писал, что этот район отражает богатство и лидерство Манчестера середины XIX века, где здания спроектированы ведущими британскими архитекторами. [38] Моран (в 2006 году) назвал это «лабиринтом характерных улиц». [39]

В начале 1960-х годов в этом районе было несколько заведений, которые сделали Манчестер, по описанию Ли , конкурентом Гамбурга как «веселого города Европы». Нелицензированные кофейни , где люди слушали живую и записываемую музыку и где не продавали алкоголь , фактически находились вне контроля полиции. В полицейском отчете 1965 года, составленном в штатском, курсантами известными как «отряд модераторов», они описывались как антисанитарные, тускло освещенные наркопритоны , которыми управляют «цветные люди», где у молодых людей отбирают деньги, а молодые женщины вовлекаются в проституцию . Закон о Манчестерских корпорациях 1965 года был принят после доклада и закрыл большинство из них. [40] Кинотеатр Cinephone был первым в Манчестере, где показывали «континентальные» фильмы с рейтингом X, в основном эротические. [41] лавки с подержанными книгами и то, что Ли назвал «собственной Карнаби-стрит К началу 1970-х годов открылись в Манчестере». « Семь звезд на Уити-Гроув» был одним из старейших пабов Манчестера, лицензия которого была выдана в 1356 году; Редфорд утверждал, что это «старейший лицензированный дом в Великобритании», хотя, вероятно, это было не так. [40] [42] [43]

Проектирование и строительство

[ редактировать ]
Территория до застройки

Архитекторами были Хью Уилсон и Дж. Л. Уомерсли . В их совместную работу входили Hulme Crescents и Манчестерский образовательный округ . Уомерсли, как городской архитектор Шеффилда , отвечал за послевоенную реконструкцию Шеффилда в 1950-х и 1960-х годах, включая центр города, а также обширные жилые комплексы, особенно Парк-Хилл .

Девелоперы и корпорация не предоставили архитекторам свободы действий. Разработчики требовали закрытого здания с небольшим количеством естественного света и отказались от более открытого дизайна с освещением на крыше. Корпорация настаивала на строительстве автовокзала, рынка, автостоянки, подземной железнодорожной станции и обеспечении доступа на палубу к последующим застройкам. Кэннон-стрит должна была оставаться открытой, без витрин магазинов. Корпоративной улице и Хай-стрит было разрешено размещать витрины магазинов на выходе на Маркет-стрит. Маркет-стрит, оживленная улица, имела витрины магазинов, поскольку предлагалось сделать ее пешеходной, но этого не произошло до 1981 года. Витрины были запрещены на большинстве внешних стен центра, и вместо этого они располагались внутри. Архитекторы, девелоперы и городской совет не ладили друг с другом. Архитекторы поняли, что «данное задание… создаст очень замкнутое здание. И мы сказали, что это не будет привлекательно». [44] [45]

Строительство началось в 1972 году, и центр открывался поэтапно: в сентябре 1976 года открылись башня Арндейл и 60 магазинов, за ним последовал торговый центр Knightsbridge Mall (мост через Маркет-стрит) в мае 1977 года, северный торговый центр в октябре 1977 года, рыночный зал Boots. и мост на Шамблс (через Корпорейшн-стрит) в 1978 году, а также автовокзал на Кэннон-стрит и ведущие магазины Littlewoods и British Home Stores в 1979 году. [46] На момент открытия в центре было 210 магазинов и более 200 рыночных прилавков. [21]

Стоимость, оцененная в 11½ миллиона фунтов стерлингов в ходе общественного расследования в 1968 году, выросла до 26 миллионов фунтов стерлингов к 1972 году. [36] и до 30 миллионов фунтов стерлингов к 1974 году, что привело к созданию Manchester Mortgage Corporation, партнерства Town & City, Prudential Assurance Company и Manchester Corporation. Совместная компания, управляемая Manchester Corporation, привлекла на фондовом рынке 5 миллионов фунтов стерлингов. [47] [48] (впервые для компании, созданной местными властями) после того, как Prudential признал, что не может полностью профинансировать проект. [14] Компания Town & City была близка к банкротству, что вынудило их совершить обратное поглощение Sterling Guarantee Trust Джеффри Стерлинга в апреле 1974 года. [49] [50] [51] и выпуск прав на сумму 25 миллионов фунтов стерлингов в 1975–1976 годах. [36] [52] К 1976 году затраты достигли 46 миллионов фунтов стерлингов, из которых 13 миллионов фунтов стерлингов поступили от совета. [52] Окончательная стоимость, которую Паркинсон-Бейли назвала «огромной», составила 100 миллионов фунтов стерлингов, включая 11,5 миллионов фунтов стерлингов за землю, 44,5 миллиона фунтов стерлингов за здание и 44 миллиона фунтов стерлингов за отделку. [53]

Первые дни

[ редактировать ]
Тотемная скульптура Франты Бельской в ​​Арндейл-центре (1977)
Фотография интерьера Арндейла 1977 года.

Центр был разделен на Маркет-стрит и Кэннон-стрит. К югу от Маркет-стрит, на месте старых зданий «Гардиан» , располагался филиал «Ботинок». Маркет-стрит была соединена торговым центром Найтсбридж, а затем мостом Вояджер. Часть между Маркет-стрит и Кэннон-стрит была в основном двухэтажной и содержала большую часть основных магазинов и доступ к офисному блоку. Входы на первом этаже находились на верхнем уровне со стороны Хай-стрит и на нижнем уровне со стороны Корпорейшн-стрит, используя уклон около 24 футов (7 м). Центральный вход с Маркет-стрит через мезонин ведет на площадь Халле, открытое пространство во всю высоту. Эти районы практически не изменились в 2009 году. К северу от Кэннон-стрит нижний этаж занимал автовокзал, на верхних — магазины, а 60 квартир над ними — . В конце Хай-стрит находился двухэтажный рынок. Кэннон-стрит была соединена торговым центром в конце Корпорейшн-стрит и туннелем в конце Хай-стрит. Вокруг центра существовал непрерывный путь, но не на одном уровне. В конце Хай-стрит Многоэтажная автостоянка располагалась над рыночным центром и Кэннон-стрит. Всего торговый центр имел площадь 1360 ярдов (1240 м ). Под центром проходила полноценная служебная дорога, 1 мили Длина (800 метров), с доступом из Уити-Гроув. Воспользовавшись изменением высоты, архитекторы надеялись решить проблему убеждения покупателей использовать верхнюю торговую зону. Хотя в северной части не было якорных складов, наличие автостоянки и автобусной остановки означало, что пешеходное движение проходило через этот район, избегая тихих мест. [54]

Первоначально в интерьере центра была установлена ​​скульптура чешской художницы Франты Бельской под названием «Тотем » высотой 9,45 метра (31 фут 0 дюймов) . Установленный в 1977 году, он стоял на полированном из терраццо постаменте посреди фонтана. Он символизировал экономическую историю Манчестера и включал в себя изображение шпиля Манчестерского судоходного канала . Изначально Бельский задумывал ее как водную скульптуру , но разработчики отказались от этой идеи. Тотем был награжден медалью Королевского британского общества скульпторов за 1976 год. Позже в 1987/88 году скульптура была снята во время ремонтных работ и выброшена. [55]

Последнее здание посчитали чрезмерно большим. The Guardian описала его в 1978 году как «ужасное предостережение против слишком масштабного мышления в британских городах» и «настолько похожее на замок по своей внешней силе, что любая проходящая мимо средневековая армия автоматически осадит его, а не будет делать там покупки». [44] К 1976 году от схемы метро отказались. [36] [56] и единственный выход на палубу был через Корпорейшн-стрит к другому жилому комплексу Town & City в Шамблс. [44] [57] На официальном открытии одна из ее сторонников, дама Кэтлин Оллереншоу , мэр Манчестера, прокомментировала: «Я не думала, что это будет так выглядеть, когда увидела модели из пробкового дерева». [38] «Нераскаявшиеся» архитекторы ответили, что они предоставили то, что их просили. [44] Кеннет Стоун сказал в 1978 году: «Мы не несем ответственности за все, что там происходит, но мы не сожалеем о решениях, которые мы приняли, в отличие от тех, которые были нам навязаны». Мнение критиков со временем не смягчилось, и в 1991 году центр был охарактеризован как «агрессивный внешне». [58] В 1996 году журнал The Economist отметил, что он «долгое время считался одним из самых уродливых торговых центров Европы… воплощением паршивой современной архитектуры… [внешний вид] ненавидели». [59] Газета Financial Times в 1997 году назвала это «чрезвычайно уродливым». [60] а в 2000 году «одно из самых нелюбимых зданий Великобритании». [61]

Основной причиной плохого приема был внешний вид. Большая часть центра была покрыта сборными бетонными панелями, облицованными керамической плиткой. [54] Плитка производства Shaw Hathernware. [62] были ярко-желтыми, по-разному описываемыми как «желчно-желтые», [63] «шпаклевка и шоколад» (некоторые части были коричневыми) [12] и «цвета рвоты». [59] Они вдохновили на прозвище «самая длинная стена туалета в Европе» и его вариации. [64] [65] По данным The Guardian , описание было придумано Норманом Шрапнелем , политическим обозревателем газеты. [66]

Последствия

[ редактировать ]

«Если на рыночной площади есть какая-то улица или старый магазин, доковая фабрика или склад, стена сарая или сада, мимо которой вы часто проходили и которую принимаете как должное, не ждите, что увидите ее там на следующей неделе. Потому что ее нет в списке, потому что бульдозеры не представляют никакого исторического интереса, и часть вашего прошлого исчезнет навсегда».

Джон Бетджеман в фильме «Похищение Британии» [67]

Оригинальная желтая башня Арндейл, которая остается частью нового комплекса Арндейл.

Реакция против комплексного развития наблюдалась еще до открытия центра. Книга Эмери и Дэна Крукшанка « Похищение Британии » с предисловием Джона Бетджемана была опубликована в ознаменование Года европейского архитектурного наследия в 1975 году. В книге описывается реконструкция около 20 городов под заголовком «сцены изнасилования» и используется Арндейл. как пример «жестокого уничтожения», предпринятого «разумом, который всерьез полагает, что центр Манчестера должен выглядеть как футуристическое видение или варварский новый город, заимствованный у Ле Корбюзье ». В том же году была сформирована группа давления «Спасите британское наследие» , отчасти для того, чтобы препятствовать массовому сносу ничем не примечательных промышленных зданий на севере Англии. [68] Несколько факторов, в том числе спад недвижимости в 1974–1976 годах, изменения в местном самоуправлении в 1974 году и изменения в законе после дела Поулсона , в которых застройщики коррумпировали политиков, чтобы ускорить реализацию схем, противоречащих более широким общественным интересам, действовали против дальнейшего развития событий такого масштаба. и тип Арндейла. [69] Компания Building Environment отметила, что, хотя Арндейлс является «достоянием любого города», эта схема «попахивает оппортунизмом, выходящим за рамки общих интересов города в целом». [14]

Наличие более миллиона квадратных футов (90 000 квадратных метров) торговых площадей исказило структуру покупок в центре Манчестера, и многие авторитетные розничные торговцы и торговые районы изо всех сил пытались адаптироваться. [70] Олдхэм-стрит потеряла крупные магазины, расположенные на их долгосрочных объектах, и было ясно, что этот район пострадает. [71] Закрытие магазинов и бывших текстильных складов, сравнимое с теми, которые были расчищены для Арндейла, означало, что этот район быстро пришел в упадок и, по мнению Беннисона и других, «почти окаменел». [72] [73] Район оставался в запустении, пока его не возродили как Северный квартал . в конце 1990-х годов [74] [75] Пикадилли Плаза , построенная в 1966 году, потеряла торговлю, когда открылся Арндейл, и была выставлена ​​на продажу за 10 миллионов фунтов стерлингов в середине 1979 года; как торговый центр он так и не восстановился. [76]

Стокс утверждает, что эти факторы лежат в основе стратегической точки зрения Совета графства Большой Манчестер о том, что в округе слишком много розничных мощностей. Начиная с 1977 года, GMC последовательно выступал против дальнейшего развития и не поддерживал его до 1986 года. [70] [77] В начале 1980-х годов торговля увеличилась, хотя политика GMC против развития и сохранения относительной важности торговых центров сохранилась. К середине 1980-х годов тенденция в розничной торговле переместилась из центров городов в пригороды. [78] [79]

GMC был упразднен в 1986 году, и, по словам Стокса, «заявки на участие в крупных торговых программах начали перетекать через беспилотную плотину». Следствием накопившихся заявлений стало то, что соседние недавно созданные власти Солфорда и Траффорда оказались перед « дилеммой заключенного » из-за конкурирующих загородных схем в Бартон-Локсе и Дамплингтоне , по размеру во многом схожих с Арндейлом. К 1989 году заявки на планирование почти пяти миллионов квадратных футов (460 000 квадратных метров) торговых площадей в Большом Манчестере остались нерешенными. [70] Общественное расследование (за которым последовали действия в апелляционном суде и рассмотрение дела в Палате лордов) одобрило предложение Дамплингтона ( Траффорд-центр ). Строительство началось в 1995 году. [80]

Хай-стрит в 2009 году. Сохранилась оригинальная желтая плитка.

Типичный срок жизни торгового центра составляет около 10–20 лет, после чего владельцы могут ничего не предпринимать, отремонтировать или снести. [81] В Арндейле ремонт начался примерно через шесть лет после открытия. Искусственное освещение и неразличимые торговые центры с множеством тупиков и отсутствием явного кругового маршрута означали, что покупатели были, по словам Морриса, «сбиты с толку его интенсивностью, похожей на лабиринт». Паркинсон-Бейли описала центр как «не самое приятное место для покупок… жарко и душно». [82] Критика была устранена обновлением на полмиллиона фунтов. [83] в который были вставлены фонари на крыше , чтобы обеспечить доступ дневного света, и высажены горшечные растения. [84] Чтобы улучшить навигацию и смягчить внешний вид, полы каждой зоны были выделены в отдельную цветовую гамму, установлены декоративные металлические изделия, в одном углу был установлен фонтан, а - вольер в другом в два этажа. Была установлена ​​собственная радиостанция Арндейла Center Sound. На площади Халле днем ​​располагался фуд-корт , а ночью при необходимости можно было использовать ее как концертную площадку. Беддингтон описывает результаты как «качественные, но неромантичные». [58]

В 1983 году компания Town & City сменила название на Sterling Guarantee Trust. [85] а в феврале 1985 года произошло слияние с компанией Peninsular and Oriental Steam Navigation Company (известной как P&O ), которой также руководил Джеффри Стерлинг. [86] Компания P&O решила отремонтировать Найтсбридж (мост через Маркет-стрит) и удвоить арендную плату. Работы проводились в 1990–1991 годах, и наиболее заметным изменением стал ресторанный дворик стоимостью 9 миллионов фунтов стерлингов (Voyagers) в районе, ранее не открытом для публики. Реконструкция прошла успешно и повысила популярность центра. [87] Другие реконструкции были проведены в 1991–1993 годах, несмотря на сопротивление торговцев, которые возражали против изменений, которые могли бы сделать центр «высококлассным». [88] В северную часть центра в течение многих лет вкладывалось мало инвестиций, а рыночный зал считался созревшим для улучшения. [89]

К 1991 году автовокзал стал самым загруженным в Манчестере: к 1991 году он обслуживал 30 000 пассажиров и совершал 1500 автобусных рейсов в день. [58] Это было непопулярно среди путешественников, особенно среди женщин. Его плохо освещенный интерьер, описанный как «грязный и ужасный», Тейлор определил как изначально угрожающий и «пейзаж страха». [90]

Взгляните на изобретательность гражданской гордости: мы, может, и уродливы, но наши уродливы больше, чем ваши.

Говард Джейкобсон [63]

Как торговый центр Manchester Arndale имел выдающийся успех, и мнения критиков не были единодушными, особенно его владельцев. [91] К 1996 году отель «Арндейл» был полностью сдан в аренду, а арендная плата составляла 20 миллионов фунтов стерлингов в год. [92] был седьмым по загруженности торговым районом Великобритании по объему продаж, [93] и его посещали 750 000 человек в неделю. [94] Поэт Лемн Сиссай написал

Центр Арндейла всегда был просто Центром Арндейла. Дворец из плексигласа и людей. Легкая феерия. ... рай для покупателя на земле. Во всей своей гигантской красе я люблю его. Некрасиво это или нет – это сугубо субъективное мнение. Внутри чудесно». [95]

Взрыв ИРА в 1996 году

[ редактировать ]
Фасад Арндейла на Корпоративную улицу после взрыва бомбы в 1996 году. Фургон был припаркован сразу за пешеходным мостом, на левой стороне дороги.

Центр стал мишенью для террористов. За поджогами в апреле 1991 года последовали взрывы зажигательных бомб в декабре 1991 года, в результате которых четырем магазинам был нанесен значительный ущерб. ) . В инцидентах, когда устройства были помещены в мягкую мебель в часы работы магазинов, была обвинена Временная Ирландская республиканская армия (ИРА [96] [97] После второй атаки рождественские покупки на следующий день в непострадавших магазинах продолжались в обычном режиме. Неназванный пожарный заметил: «Меня беспокоит то, что если здесь посадят большой, то здесь будет много стекла, и много людей погибнет». [98]

Около 09:20 субботнего утра, 15 июня 1996 года, двое мужчин припарковали автомобиль. 7 + 1 2 - длиннотонный (7,6-тонный) грузовик с бомбой массой 1500 кг (3300 фунтов) на Корпоративной улице между Marks & Spencer и Arndale. Около 09:45 на телеканал Granada TV поступило закодированное предупреждение . Обычное количество покупателей на выходных пополнилось футбольными фанатами, прибывшими в город на Россия - Германия матч Евро-1996 , который должен был состояться в воскресенье на " Олд Траффорд" . Около 80 000 человек были очищены от этого района полицией и персоналом магазина с использованием процедур, разработанных после взрыва ИРА в 1992 году, при содействии внешнего персонала, имеющего опыт сдерживания толпы, призванного помочь с футбольными фанатами. Бомба взорвалась в 11:17, вскоре после того, как армейская сапёрная группа прибыла из Ливерпуля и начала ее обезвреживать. Никто не погиб, но более 200 человек получили ранения, некоторые серьезно, в основном разлетевшимися стеклами, хотя одну беременную покупательницу взрывной волной подбросило в воздух. [99]

Всего пострадало 1200 объектов недвижимости на 43 улицах. Дом Маркса и Спенсера и прилегающий к нему дом Лонгриджа были признаны небезопасными в течение нескольких дней и снесены. Фасад отеля Arndale на Корпорейшн-стрит и пешеходный мост были структурно повреждены. [100] По оценкам перестраховочной , компании Swiss Re окончательная страховая выплата составила более 400 миллионов фунтов стерлингов, что сделало это на тот момент самой дорогой техногенной катастрофой за всю историю. [100] [101]

Перепланировка

[ редактировать ]
Интерьер пешеходного моста, соединяющего Арндейл с магазином Marks & Spencer через Корпоративную улицу.

Сразу после бомбардировки южная половина центра была отремонтирована и отремонтирована. Северная половина была отремонтирована: автобусы первоначально останавливались на самой Кэннон-стрит, а в январе 2006 года автовокзал был заменен развязкой Шудехилл . [102] Торговый центр Marks and Spencer, который особенно сильно пострадал в результате взрыва, вновь открылся в отдельном здании, соединенном с главным торговым центром на первом этаже стеклянным пешеходным мостом , спроектированным Стивеном Ходдером . Вскоре после открытия большого филиала здание было разделено на два независимых магазина. Половина осталась филиалом Marks and Spencer, а сторона, обращенная к Треугольнику, стала филиалом Selfridges .

Осенью 2003 года, на заключительном этапе восстановления центра города после бомбардировки, вся половина центра к северу от Кэннон-стрит была закрыта и снесена. [103] В течение следующих двух-трех лет северная половина центра была полностью перестроена и расширена. Первая фаза «северного расширения», известная как «Exchange Court», открылась 20 октября 2005 года. Exchange Court представляет собой флагман Великобритании и крупнейший в мире Next . магазин [4] [104] За этим последовал второй этап, известный как «New Cannon Street», который открылся 6 апреля 2006 года. Магазины на этом этапе включают новый флагманский филиал TopShop и Topman .

7 сентября 2006 года открылась третья и последняя очередь северной пристройки. В новом Зимнем саду представлены такие магазины, как новый Superdry (ранее HMV , Zavvi & Virgin Megastores ), книжный магазин Waterstone и новое одноуровневое помещение для рынка Арндейл. Завершенный торговый центр обеспечивает сообщение от Биржевой площади и Треугольника до Северного квартала , а также от Маркет-стрит до Принтворкс .

Также была отремонтирована южная половина центра. Площадь Галле была модернизирована, включая новые мансардные окна, [105] но все же существует значительная разница в уровнях естественного света между первоначальными торговыми центрами и северной пристройкой, где дизайнеры стремились максимизировать его.

Последние события

[ редактировать ]
Самая последняя пристройка к Арндейлу, открывшаяся в 2006 году.

К концу 1990-х годов центр больше не принадлежал Arndale Property Trust. В начале XXI века центр находился в совместной собственности M&G Real Estate и Intu Group до июня 2020 года, когда обанкротившаяся Intu перешла в управление . [106] [107]

После масштабной реконструкции центра после взрыва 1996 года его торговая площадь составила 1 300 000 кв. футов (120 000 м²). 2 ), что делает его крупнейшим торговым центром в центре города Европы, [5] рекорд, который он удерживал постоянно с момента постройки, за исключением краткого периода во время северной реконструкции, когда титул принадлежал Бирмингемской арене для корриды .

В рамках ремонта большая часть плитки была удалена и заменена облицовкой из песчаника и стекла. [82] В Манчестере Арндейле находится крупнейший магазин Next с самым большим стеклянным фасадом в Великобритании, а также крупнейший магазин офисной обуви за пределами Лондона по состоянию на апрель 2010 года.

В августе 2015 года Arndale объявил о запуске своей первой в истории инициативы Charity Star, в рамках которой центр будет собирать средства для выбранной благотворительной организации в течение целого года. [108]

Примерно в 2021 году последняя часть первоначального Arndale и прилегающего к нему Aleef News были отремонтированы, чтобы освободить место для двух арендаторов, Sports Direct и Тима Хортонса . Желтые плитки остаются нетронутыми.

Карта трамвайных остановок Metrolink возле Manchester Arndale

Фуд-корт

[ редактировать ]

Как и во многих крупных торговых центрах, в Manchester Arndale есть фуд-корт . Food-Chain, открытая под названием Voyagers в 1991 году, представляет собой фуд-корт на 800 мест, расположенный на втором этаже над дальней юго-западной оконечностью центра. До него можно добраться по застекленному эскалатору с Маркет-стрит, на лифте, доступ к которому осуществляется снаружи Boots, а также с первого этажа на юго-западной оконечности центра, недалеко от Аргоса и входа на первый этаж в Boots.

Транспорт

[ редактировать ]

появились планы строительства подземной железнодорожной станции В 1970-е годы в схеме туннеля Пик-Вик . Станцию ​​Royal Exchange планировалось построить под Кросс-стрит, чтобы обслуживать как Арндейл, так и Королевскую биржу . Схема была отменена, но под центром было построено подземное пространство, позволяющее в будущем добавить станцию ​​метро. [109]

Сегодня Manchester Arndale обслуживается тремя станциями трамвайной системы Manchester Metrolink : Market Street , Exchange Square и Shudehill Interchange , которая также является автобусной станцией. [110]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Как добраться сюда» . Веб-страницы Манчестера Арндейла . Архивировано из оригинала 17 декабря 2008 года . Проверено 12 декабря 2008 г.
  2. ^ NCP (Манчестер) Limited — совместное предприятие National Car Parks (NCP) и городского совета Манчестера , см. "О нас" . Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 года . Проверено 12 декабря 2008 г.
  3. ^ Кристофер Миддлтон (2001). «Смещение центра» . Хранитель . Проверено 24 октября 2013 г.
  4. ^ Jump up to: а б Фрейм, Дон (20 октября 2005 г.). «Раскрыто: новый Арндейл» . Манчестерские вечерние новости . МУЖСКИЕ СМИ . Проверено 12 сентября 2010 г.
  5. ^ Jump up to: а б «Манчестер Арндейл, торговый центр» (PDF) . Май 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 6 октября 2007 г. . Проверено 10 августа 2008 г.
  6. ^ «Самый загруженный год для Манчестерского центра Арндейл: в 2012 году через двери прошел 41 миллион человек» . Манчестерские вечерние новости . 3 января 2013 года . Проверено 3 января 2013 г.
  7. ^ Баундс, Эндрю (28 декабря 2010 г.). «Кольцо Тиллса в Траффорд Центре» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 11 декабря 2022 года.
  8. ^ Уэйнрайт, Мартин (20 января 1990 г.). «Наследие Арндейла: некролог Сэма Чиппиндейла». Хранитель .
  9. ^ «Арнольд Хагенбах: предприниматель, чьи торговые центры Арндейл привнесли современность в американском стиле на главные улицы послевоенной Британии». Таймс . 8 апреля 2005 г.
  10. ^ Марриотт, Оливер (1967). Бум недвижимости . Хэмиш Хэмилтон. ISBN  978-0-241-91325-3 .
  11. ^ «Арндейлское действие» . Неделя недвижимости . 6 августа 1999 г.
  12. ^ Jump up to: а б Аткинс, Филип; Пол Дэниэлс (1987). Путеводитель по Манчестеру: экскурсия по центру города, включая главные улицы и их здания . Манчестер: Гражданский фонд Северо-Запада. ISBN  978-0-901347-38-1 .
  13. ^ Николас, Р.: «Планирование города будущего», у Картера (1962), стр. 254–62.
  14. ^ Jump up to: а б с «Арндейл в Манчестере». Искусственная среда . 3 (3): 138–42. 1974.
  15. ^ Паркинсон-Бейли (2000), с. 203.
  16. ^ Роджерс, Брайан (1988). «Лицо центра Манчестера: архитектура викторианского города». Манчестерский географ . 9 : 31–9.
  17. ^ Воспоминания о Стокпорте: чудесные ностальгические местные фотографии 1940-х, 50-х и 60-х годов . Галифакс: Книги Настоящего Севера. 1996. ISBN  978-1-900463-55-3 .
  18. ^ «Большая игра для возрождения». Таймс . 2 ноября 1984 г.
  19. ^ Давенпорт, Питер (2 ноября 1984 г.). «Город Манчестер». Таймс .
  20. ^ Дженкинс, Рассел (2 ноября 1984 г.). «Грязный старый город сопротивляется». «Таймс» в пятницу .
  21. ^ Jump up to: а б Закон, Кристофер М. (1986). «Неопределенное будущее центра города: случай Манчестера». Манчестерский географ . 7 : 26–43.
  22. ^ «План на 15 миллионов фунтов стерлингов для центра Манчестера» . Таймс . 14 января 1965 года.
  23. ^ «Проект стоимостью 30 миллионов фунтов стерлингов для строительства центрального вокзала Манчестера» . Таймс . 18 января 1973 года.
  24. ^ «Цифры Town & City Properties на 9½ ПК выше». Таймс . 2 августа 1968 года.
  25. ^ Jump up to: а б Моррис, Майкл (19 июня 1968 г.). «Планы торгового центра площадью 30 акров». Хранитель .
  26. ^ Jump up to: а б «План развития центральной части города». Хранитель . 10 июля 1969 года.
  27. ^ «Привлечение покупательной способности». Хранитель . 3 июля 1968 года.
  28. ^ Моррис, Майкл (3 ноября 1969 г.). «Министерство утверждает торговый план города». Хранитель .
  29. ^ Jump up to: а б Моррис, Майкл (25 ноября 1970 г.). «23-этажная башня по плану города стоимостью 30 миллионов фунтов стерлингов». Хранитель .
  30. ^ Моррис, Майкл (23 июля 1970 г.). «План недвижимости Манчестера». Хранитель .
  31. ^ Фриман, Т.В. (1962) «Агломерация Манчестера», в Картере (1962), стр. 47–60.
  32. ^ Стюарт, Сесил (1956). Камни Манчестера . Лондон: Эдвард Арнольд.
  33. ^ Шарп, Денис; и др. (1966). Манчестерские здания . Архитектура Северо-Запада. Том. 19.
  34. ^ Певснер, Николаус (1969). Ланкашир . Здания Англии. Хармондсворт: Пингвин. ISBN  978-0-14-071036-6 .
  35. Магазин недвижимости (октябрь 1971 г.). Цитируется в: Шейпли, Питер (2010). «Предпринимательский город: роль местного самоуправления и реконструкция центра города в послевоенных промышленных английских городах». Британская история двадцатого века . 22 (4): 1–23. дои : 10.1093/tcbh/hwq049 .
  36. ^ Jump up to: а б с д Уотерхаус, Роберт (14 января 1976 г.). «Цитадель ищет мгновенного успеха». Хранитель .
  37. ^ Весна, Мартин (1979). «Манчестерский участковый центр». Здание . 236 (26): 21.
  38. ^ Jump up to: а б Гамильтон, Энди; и др. (2001). «Обучение с помощью визуальных систем для улучшения процесса городского планирования». Окружающая среда и планирование B: Планирование и дизайн . 28 (6): 833–45. дои : 10.1068/b2747t . S2CID   11580857 .
  39. ^ Моран, Джо; Люси Найт (12 марта 2007 г.). «Секреты шопинга в закрытых помещениях: торговый центр снова в городе. Больше не привязанный к пригороду, он снова открывает магазины в наших городских центрах — на передовой линии великой борьбы розничной торговли с онлайном». Новый государственный деятель .
  40. ^ Jump up to: а б Ли, CP (2002). «Топор падает». Shake, Rattle and Rain: создание популярной музыки в Манчестере, 1950–1995 годы . Оттери Сент-Мэри: Хардиндж Симпол. стр. 65–86. ISBN  978-1-84382-048-2 .
  41. ^ Тейлор, Эванс и Фрейзер (1996), стр. 124, 334.
  42. ^ Паркинсон-Бейли (2000), с. 209.
  43. ^ Редфорд, Артур (1939). История местного самоуправления в Манчестере . Том. 1. Лондон: Лонгманс. п. 100.
  44. ^ Jump up to: а б с д «Архитекторы взяли на себя всю палку... но на многие вопросы есть ответы». Хранитель . 16 октября 1978 года.
  45. ^ Паркинсон-Бейли (2000), стр. 194–5, 209–12.
  46. ^ «Новый облик Арндейла за 100 миллионов фунтов стерлингов». Манчестерские вечерние новости . 2 августа 2000 г.
  47. ^ Хэнсон, Майкл (23 апреля 1974 г.). «Местные органы власти присоединяются к партнерским схемам». Таймс .
  48. ^ Рэггетт, БП (1984). «Принципы партнерских схем: теория и практика». Журнал исследований недвижимости . 1 (2): 83–99. дои : 10.1080/02640828408723871 .
  49. ^ Дэвис, Джон (7 апреля 1974 г.). «Триумф Стерлинга». Наблюдатель .
  50. ^ Макрей, Хэмиш (7 июля 1983 г.). «Нет никакой гарантии, что P&O впишется в стерлинг, но никогда не знаешь наверняка». Хранитель .
  51. ^ Коутон, Родни (7 июля 1987 г.). «Специальный отчет о P&O (1837–1987) (1): Королевское приветствие в долгом путешествии». Таймс .
  52. ^ Jump up to: а б Хэнсон, Майкл (8 апреля 1976 г.). «Крупнейший торговый центр Великобритании». Хранитель .
  53. ^ Паркинсон-Бейли (2000), с. 210.
  54. ^ Jump up to: а б Уилсон, Хью; Льюис Уомерсли (ок. 1972 г.). Арндейл-центр, Манчестер . Манчестер: Манчестерский университет.
  55. ^ Уайк, Терри; Кокс, Гарри (2004). Общественная скульптура Большого Манчестера . Издательство Ливерпульского университета. стр. 155–6. ISBN  9780853235675 .
  56. ^ Хейвуд, Рассел (1998). «Учитывайте разрыв: городское планирование и местная железнодорожная сеть Манчестера: 1947–1996». Европейские исследования планирования . 6 (2): 187–210. дои : 10.1080/09654319808720454 .
  57. ^ Паркинсон-Бейли (2000).
  58. ^ Jump up to: а б с Беддингтон (1991), стр. 39, 40, 46–7, 163–5.
  59. ^ Jump up to: а б "Положительная сторона". Экономист . Том. 341, нет. 7989. 1996. с. 69.
  60. ^ Вольф, Ричард (10 марта 1997 г.). «Радикальный ремейк в сказке о двух городах». Файнэншл Таймс .
  61. ^ Джонс, Шейла (3 августа 2000 г.). «Наименее любимый торговый центр, подлежащий реконструкции» . Файнэншл Таймс .
  62. ^ Страттон, Майкл (1996). Структура и стиль: сохранение зданий 20 века . Лондон: E. & FN Spon. п. 184. ИСБН  978-0-419-21740-4 .
  63. ^ Jump up to: а б Джейкобсон, Ховард (3 декабря 1999 г.). «Мой Манчестер» . Независимый . Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года.
  64. ^ Шартр, Джон (16 августа 1976 г.). «Двенадцать приятных способов познакомиться со «вторым городом Англии» с точки зрения первого этажа». Таймс .
  65. ^ Брайсон, Билл (1993). Записки с маленького острова . Лондон: Даблдэй. п. 106. ИСБН  978-0-385-60073-6 .
  66. ^ «Сложный город, состоящий из множества центров, с отголосками Хрустального дворца и общественного туалета». Хранитель . 10 ноября 1981 года.
  67. ^ Бетджеман, Джон : в Amery & Cruickshank (1975), стр. 7.
  68. ^ Амери и Круикшанк (1975), стр. 12, 14; Паркинсон-Бейли (2000), стр. 204–5.
  69. ^ Гай (1994), стр. 83–6.
  70. ^ Jump up to: а б с Стокс, Найджел (1989). «Расследование покупок в Большом Манчестере. Пример стратегического планирования розничной торговли». Журнал исследований недвижимости . 6 (1): 57–83. дои : 10.1080/02640828908723973 .
  71. ^ Уорд, Дэвид (16 октября 1978 г.). «Продажа». Хранитель .
  72. ^ Боуман, Мэрион (12 декабря 1980 г.). «Главная улица, которая выпала». Хранитель .
  73. ^ Моррис, Майкл (8 августа 1983 г.). «Город пытается вернуть покупателей-спутников» . Хранитель .
  74. ^ Беннисон, Дэвид; Гэри Уорнаби и Доминик Медуэй (2007). «Роль кварталов в центрах крупных городов: манкунианский пример». Международный журнал управления розничной торговлей и дистрибуцией . 35 (8): 626–638. дои : 10.1108/09590550710758612 .
  75. ^ Тейлор и Холдер (2008), стр. 69–71.
  76. ^ Моррис, Майкл (21 июля 1979 г.). «Манчестер Плаза» на продажу. Хранитель .
  77. ^ План структуры Большого Манчестера: отчет об альтернативных стратегиях . Совет Большого Манчестера. 1977.
  78. ^ Ферни, Джон; Кристофер Мур и Сью Ферни (2003). Принципы розничной торговли . Баттерворт-Хайнеманн. ISBN  978-0-7506-4703-8 .
  79. ^ Джуэлл, Николас (2001). «Падение и взлет британского торгового центра». Журнал архитектуры . 6 (4): 317–378. дои : 10.1080/13602360110071450 . S2CID   144732171 .
  80. ^ Паркинсон-Бейли (2000), стр. 272–3.
  81. ^ Гай (1994), стр. 187–8.
  82. ^ Jump up to: а б Паркинсон-Бейли (2000), с. 211.
  83. ^ «Улучшение центра Арндейла». Здание . 247 (7372): 8. 1984.
  84. ^ Адамс, Дэвид; Крейг Уоткинс и Майкл Уайт (2005). Планирование, государственная политика и рынки недвижимости . Оксфорд: Блэквелл. ISBN  978-1-4051-2430-0 .
  85. ^ Пагано, Маргарета (7 июля 1983 г.). «Стерлинг станет заместителем председателя P&O». Хранитель .
  86. ^ Комиссия по монополиям и слияниям (1986 г.). Компания Peninsular and Oriental Steam Navigation Company и European Ferries Group PLC. Отчет о ситуации слияния (PDF) . Лондон: HMSO. Архивировано из оригинала (PDF) 4 февраля 2009 года . Проверено 22 февраля 2009 г.
  87. ^ Пью, К. (1992). «Реконструкция торговых центров». Управление недвижимостью . 10 (1): 38–46. дои : 10.1108/02637479210030213 .
  88. ^ Тейлор, Эванс и Фрейзер (1996), стр. 120–1, 333.
  89. ^ Манчестер: формирование города . Лондон: RIBA Enterprises. 2004. ISBN  978-1-85946-157-0 .
  90. ^ Тейлор, Эванс и Фрейзер (1996), стр. 110–1.
  91. ^ Уильямс (2003), с. 127.
  92. ^ Уильямс (2003), стр. 172–4.
  93. ^ Лондон, Саймон (9 июля 1996 г.). «Торговые центры лидируют». Файнэншл Таймс .
  94. ^ Фаррелли, Пол (31 августа 1997 г.). «P&O собирается продать Арндейл-центр за 300 миллионов фунтов стерлингов». Наблюдатель .
  95. ^ Сиссай, Лемн (3 августа 1996 г.). «Арндейл? Не меняйте ни одной плитки». Манчестерские вечерние новости .
  96. ^ Мейкле, Джеймс; и др. (9 декабря 1991 г.). «Атаки с зажигательными бомбами в магазинах вызывают страх перед кампанией ИРА» . Хранитель .
  97. ^ Шарратт, Том; Дункан Кэмпбелл (6 апреля 1991 г.). «Поджоги магазинов, связанных с сумкой на вокзале». Хранитель .
  98. ^ Клаустон, Эрленд; Дэвид Уорд (9 декабря 1991 г.). «Отважные рождественские покупатели выдерживают огонь и паводок» . Хранитель .
  99. ^ Лестер и Пантер (2006), стр. 10–15.
  100. ^ Jump up to: а б Уильямс (2003), с. 86–8.
  101. ^ Сенгупта, Ким (28 марта 1997 г.). «Цена в 411 миллионов фунтов стерлингов после того, как взрыв в Манчестере установил рекорд» . Независимый .
  102. ^ «Открывается транспортная развязка за £28 млн» . Новости Би-би-си . 28 января 2006 года . Проверено 12 сентября 2010 г.
  103. ^ Сноудон, Нил (4 сентября 2003 г.). «Начинается работа по созданию Арндейла больше и лучше». Манчестерские вечерние новости .
  104. ^ «Обновленный Арндейл открыт для публики» . Новости Би-би-си . 19 октября 2005 г. Проверено 12 сентября 2010 г.
  105. ^ Смит, Ребекка (20 февраля 2003 г.). «Небо - это предел». Манчестерские вечерние новости .
  106. ^ «Торговый центр Manchester Arndale, Манчестер» . Полностью розничная торговля . Архивировано из оригинала 14 августа 2021 года . Проверено 23 октября 2021 г.
  107. ^ «Место Северо-Запад | Intu назначает администраторов» . Место Северо-Запад . 26 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 24 мая 2021 года . Проверено 23 октября 2021 г.
  108. ^ «Благотворительные организации Манчестера: ВЫ хотите целый год сбора средств от Манчестер Арндейл?» . Dial2Donate . Проверено 2 сентября 2015 г.
  109. ^ Брук, Ричард; Додж, Мартин (2012). Инфра_MANC (PDF) . Галерея КУБ. п. 134 . Проверено 27 января 2016 г.
  110. ^ «Манчестер Арндейл — Манчестер» . Посетите Манчестер . Проверено 12 августа 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Эмери, Колин; Дэн Крукшанк (1975). Похищение Британии . Лондон: Элек. ISBN  978-0-236-30943-6 .
  • Беддингтон, Надин (1991). Торговые центры: развитие розничной торговли, проектирование и управление . Лондон: Архитектура Баттерворта. ISBN  978-0-7506-1213-5 .
  • Картер, Чарльз Фредерик, изд. (1962). Манчестер и его регион: обзор, подготовленный к собранию Британской ассоциации содействия развитию науки, проходившему в Манчестере с 29 августа по 5 сентября 1962 года . Манчестер: Издательство Манчестерского университета.
  • Гай, Клиффорд М (1994). Процесс развития розничной торговли: местоположение, собственность и планирование . Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-07504-6 .
  • Келли, Юан (2010). Восстановление Манчестера . Дерби: Книги Дерби. ISBN  978-1-85983-786-3 .
  • Кинг, Рэй (2006). Детонация: возрождение города . Clear Publications Limited. ISBN  978-0-9552621-0-4 .
  • Лестер, Сара; Стив Пантер (редакторы) (2006). Бомба в Манчестере . Манчестер: Manchester Evening News. ISBN  978-0-9549042-7-2 . {{cite book}}: |author2= имеет общее имя ( справка )
  • Паркинсон-Бейли, Джон Дж (2000). Манчестер: история архитектуры . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN  978-0-7190-5606-2 .
  • Пек, Джейми; Кевин Уорд (редакторы) (2002). Город революции: реструктуризация Манчестера . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN  978-0-7190-5888-2 . {{cite book}}: |author2= имеет общее имя ( справка )
  • Тейлор, Ян; Карен Эванс и Пенни Фрейзер (1996). Повесть о двух городах: исследование в Манчестере и Шеффилде . Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-13829-1 .
  • Тейлор, Саймон; Джулиан Холдер (2008). Северный квартал Манчестера . Суиндон: английское наследие. ISBN  978-1-873592-84-7 .
  • Уильямс, Гвиндаф (2003). Предприимчивый центр города: проблемы развития Манчестера . Лондон: Спон. ISBN  978-0-415-25262-1 .
  • Манчестер: формирование города . Лондон: RIBA Enterprises. 2004. ISBN  978-1-85946-157-0 .
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d4fe4dbf386407ca40b009126d49dfbf__1721385660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/bf/d4fe4dbf386407ca40b009126d49dfbf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Manchester Arndale - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)