Махавирачарита
Махавирачарита («Подвиги великого героя») — пьеса санскритского драматурга VIII века Бхавабхути, основанная на ранней жизни Рамы , героя Рамаяны и почитаемого как индуистское божество. [ 1 ] Это первая пьеса Бхавабхути. [ 2 ] таким образом, ему не хватает характера и стиля по сравнению с двумя его известными более поздними работами: Малатимадхава и Уттарарамачарита . [ 1 ] Хотя в настоящее время он состоит из семи актов, весь настоящий текст, возможно, не был написан Бхавабхути.
Структура и сюжет
[ редактировать ]Спектакль состоит из семи действий. Большинство современных ученых сходятся во мнении, что Бхавабхути написал пьесу с начала только до 46-го стиха пятого акта. [ 2 ] [ 3 ] По одной из теорий, остальная часть пьесы потеряна во времени. Другая теория предполагает, что Бхавабути оставил пьесу незавершенной после 46-го стиха пятого акта. Однако два разных расширения заменяют утраченный материал и составляют семь актов. Североиндийская версия составлена поэтом Винаякой, а южноиндийская версия приписывается Субрахманье, но это оспаривается. [ 2 ] Обе версии не похожи на стиль Бхавабути. Однако версия для Северной Индии считается более качественной, чем версия для Южной Индии. [ 4 ]
Оригинал Бхавабхути: Акт I - V.46.
[ редактировать ]Пролог начинается с того, что сутрадхара (рассказчик) поет молитву Богу, после чего следует введение Бхавабхути и тем пьесы, указывающих отправную точку и контекст истории, изображенной в первом акте. В первом акте мудрец Вишвамитра призвал своих учеников Раму и своего брата Лакшману охранять его жертвоприношение от демонов. Он также пригласил царя Джанаку на место жертвоприношения, но тот не смог присутствовать и послал своего брата Кушадваджу и дочерей Ситу и Урмилу в качестве своих делегатов. [ 5 ]
Акт I начинается с того, что Вишвамитра представляет принцев Айодхьяна Кушадхвадже, который, в свою очередь, представляет мудрецу своих племянниц. Из-за кулисы Ахалия приветствует Раму как своего спасителя, а Вишвамитра рассказывает свою историю царской семье Митхилы. Сита понимает, что Рама не обычное существо, и испытывает к нему чувства. Сарвамайя, посланник короля демонов Ланки — Раваны , — требует Ситу в качестве своего короля. Разгневанный Лакшамана реагирует, но Рама его успокаивает. Внезапно демоница Татака нападает на место жертвоприношения. Вишвамитра приказывает Раме убить ее, но Рама не решается убить женщину. Мудрец оправдывает ее убийство, поскольку в противном случае она убила бы священников. Могущественный Татака убит, что шокирует Сарвамайю. Довольный Вишвамитра дарует принцу божественное оружие. Кушадваджа желает, чтобы Рама был его зятем. Джанака ставит условие: только тот, кто сможет натянуть огромный лук бога Шивы, сможет завоевать руку Ситы. Итак, Рама надевает тетиву на лук, разрывая ее при этом. Кушадхваджа и Вишвамитра решают выдать Ситу и Урмилу замуж за Раму и Лакшаману. сыновья Татаки Марича и Субаху нападают на место жертвоприношения. Вишвамитра приказывает Раме убить их, положив конец Закону. [ 6 ]
Во втором акте министр Раваны Мальяван и сестра Сурпанакха обсуждают новости о смерти Татаки и Субаху, чудом побеге Маричи и женитьбе Рамы. Приходит письмо от Паршурамы с завуалированной угрозой Раване прекратить зверства над мудрецами в лесу Дандака или столкнуться с последствиями. Он предлагает дружбу при условии, что он прекратит резню. Мальяван провоцирует Паршураму против Рамы, сломавшего лук своего гуру Шивы. В главной сцене действа разъяренный Паршурама прибывает в Митхилу и врывается во внутренние покои Рамы и Ситы. Рама, которого обнимает испуганная Сита, встречает Паршураму и хвалит его за то, что тот успокоил воина-мудреца. Пока Ситу уводят, по приказу Паршурамы на место происшествия прибывают Джанака и его семейный священник Сатананда и отправляют Раму внутрь. Сатананда пытается умиротворить Паршураму и напоминает ему, что он нарушил социальные нормы, войдя во внутренние покои, но Паршурама не обращает внимания. [ 7 ]
Мудрец Вашиштха , семейный священник Рамы, Вишвамитры и Сатананды пытается успокоить Паршураму в акте III, используя аргументы, включая мольбу отца Дашаратхи, старшинство Вашиштхи по отношению к Паршураме (поэтому Паршурама должен слушать своего дядю Васиштху) и предупреждение Сатананды использовать свою силу покаяния против своего кузена Паршурамы. Джанака и Дашаратха вмешиваются и ускоряют спор. Когда сцена готова к битве между Вишвамитрой и силами покаяния Паршурамы, входит Рама и смиренно хвалит Паршураму, который готовится сразиться с ним. [ 8 ]
В акте IV Маляван и Сурпанакха посещают Митхилу на летательной машине и узнают о поражении Паршурамы. Мальяван приказывает Сурпанакхе завладеть телом Мантары мачехи Рамы, царицы Кайкейи , служанки . Он замышляет привести Раму в лес Дандака, где демоны Раваны и обезьяна союзник- Вали избавятся от него. Тогда Ситу можно было бы легко получить для Раваны, и его брат Вибхишана не смог бы вмешаться. Если он встанет на сторону Рамы, план провалится и Ланка будет обречена, предупреждает Мальяван. В главной сцене побеждённый Паршурама вежливо разговаривает с мудрецами и королями, с которыми он поссорился в последнем акте и получает прощение за свои проступки. Мудрецы благословляют Раму и Ситу и уходят. Паршурама отдает свое оружие и просит Раму защитить мудрецов леса Дандака. Одержимая Мантара приносит фальшивое письмо от Кайкейи, в котором Дашаратха поручает отправить Раму в лес на 14-летнее изгнание и короновать ее сына Бхарату королем. Слушая это желание, Дашаратха теряет сознание. Бхарата соглашается править королевством до тех пор, пока Рама не вернется, и берет сандалии Рамы как напоминание. Затем описывается горе Айодхьи. Рама с Ситой и Лакшманой отправляются в лес и разбивают лагерь. Читракута , где демон Вирадха беспокоит людей. [ 9 ]
Акт V начинается с короткого рассказа о том, как Сурпанакха жаждет, чтобы Рама и Лакшмана порезали ей нос, когда они переехали в Панчавати . Демоны Хара , Душана и Трисирас нападают в знак оправдания и погибают. Стервятник Джатаю видит, как Рама и Лакшмана преследуют оленя, а Равана похищает Ситу. Джатаю умирает, пытаясь защитить Ситу. В своих последних словах он раскрывает Раме похитителя Ситы. Двигаясь вперед, они слышат сигнал бедствия Шраманы. Лакшмана убивает демона Кабандху и освобождает Шраману, посланника, объединившего силы с братом Вали Сугривой . Мальяван подстрекает Вали напасть на убитого горем Раму. Вали противостоит Раме, и на этом пятый акт Бхавабхути заканчивается. [ 10 ]
Северо-индийская рукопись
[ редактировать ]Акт V продолжается честной дуэлью между Вали и Рамой. Рама убивает Вали, который на последнем издыхании просит у Рамы прощения и советует ему заключить союз с Сугривой и Вибхишаной. [ 11 ]
Акт VI начинается с разочарованного Малявана, узнавшего, что его планы провалились, Ланку поджигает генерал-обезьяна Рамы Хануман , а также одержимость Раваны Ситой и его жены Мандодари мольбой вернуть Ситу. В главной сцене Мандодари рассказывает Раване о мосте из текучих камней, построенном обезьянами. Прибывает обезьяний посланник Рамы Ангада , но его мирное соглашение отклоняется. Начинаются приготовления к бою. Бог Индра и гандхарва Читраратха приходят, чтобы стать свидетелями эпической войны. Вся война представлена как диалог между ними. Наконец, Рама убивает Равану. [ 11 ]
Акт VII начинается с того, что правящие божества городов Ланка и Алака обсуждают суд Ситы огнем, коронацию Вибхишаны и приготовления Рамы к возвращению домой. Рама и его группа возвращаются в Айодхью на летательной машине Раваны, описывая места, которые они видят под собой. Хануман летит вперед, чтобы передать Бхарате сообщение о прибытии Рамы. Раму встречает приветственная вечеринка, и спектакль заканчивается коронацией Рамы. [ 11 ]
Южноиндийская рукопись
[ редактировать ]Акт V продолжается, когда Вали и Рама соглашаются сражаться. [ 12 ]
В шестом акте Рама убивает оленя, не зная, что это Вали, проклятый мудрецом и превратившийся в оленя. Мудрец Агастья дает Раме божественное видение, чтобы он мог увидеть злые замыслы Мальявана и Раваны. [ 12 ]
Акт VII начинается с разговора Индры и Дашаратхи, прибывших с небес в Айодхью на летающем аппарате. Они обсуждают поражение Раваны, коронацию Вибхишаны, огненное испытание Ситы и прибытие Рамы в Айодхью. Боги и мудрецы благословляют коронованных Раму и Ситу, завершая пьесу. [ 12 ]
Темы
[ редактировать ]Хотя вдохновением Бхавабхути является Рамаяна, самое раннее повествование о жизни Рамы; он отклонялся от сюжета Рамаяны во многих местах, например, любовные чувства в сердце Ситы, Кайкейи, освобожденный от всей вины, Сурпанакха, овладевающий Мантарой, и Рама, убивающий Вали в честной битве. Бхавабхути даже дословно процитировал некоторые стихи из Рамаяны. Уникальной особенностью пьесы является сюжетность Малявана. [ 13 ] В то время как в Рамаяне ясно, что Рама справедливо убивает Вали из укромного места, пока Вали и Сугрива участвуют в дуэли, Бхавабхути изображает Вали в союзе со злодеем Раваной и убитым в честной битве, тем самым узаконивая смерть Вали от рук Рамы. [ 3 ]
Самая выдающаяся раса — это Вира , или героизм, выраженный в доблестной речи Рамы. Другие расы включают Раудру (гнев) в речи Паршурамы и Бибхасту (отвращение) в гротескных описаниях демонов и их трупов. Бхавабхути использует 20 поэтических размеров в 200 стихах пьесы. [ 14 ]
Многое о жизни Бхавабхути известно из сведений, данных им в прологе этой пьесы. [ 15 ]
Оценка
[ редактировать ]Два акта посвящены противостоянию Рамы и Парашурамы. Этот чрезмерно растянутый диалог считается признаком незрелости Бхавабхути в этот период. [ 1 ] Пьесу также критикуют как перечень событий, а не как связную композицию. [ 16 ] Бхавабути хвалят за характеристики различных эпических личностей и новаторскую переработку истории, создавая различные новые темы и события. [ 16 ] [ 1 ] Политический анализ Бхавабути и его обработка эпизодов Мантары, Сурпанакхи и Паршурамы на фоне хитрой политической подоплеки Малявана заслуживают высокой оценки. [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Махавира Чарита». Словарь индологии . Дорогая книга. 2009. с. 134.
- ^ Jump up to: а б с Мираши с.111
- ^ Jump up to: а б Пиллаи, С. Девадас (1997). Индийская социология через Гурье, Словарь . Популярный Пракашан. п. 213.
- ^ Мираши стр.146
- ^ Мираши стр.111-3.
- ^ Мираши, стр. 113-6.
- ^ Мираши, стр. 116-22.
- ^ Мираши стр.122-9.
- ^ Мираши, стр. 129-37.
- ^ Мираши, стр. 137-42.
- ^ Jump up to: а б с Мираши стр.142-4
- ^ Jump up to: а б с Мираши стр.144-6
- ^ Мираши стр. 146-8
- ^ Мираши стр. 151.
- ^ «Бхавабути». Словарь индологии . Дорогая книга. 2009. с. 32.
- ^ Jump up to: а б с Дас, Сисир Кумар (2005). История индийской литературы, 500-1399: от куртуазной к народной . История индийской литературы. Сахитья Академия . п. 56.
Книги
[ редактировать ]- Мираши, В.В. (1996). «Махавира-чарита». Бхавабхути . Издательство Мотилал Банарсидас. ISBN 81-208-1180-1 .