Магда Логомер
Магда Логомер | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Другие имена | Геруцина |
Род занятий | Травник, целитель |
Известный | осужден за колдовство |
Магда Логомер , родившаяся 18 мая 1706 года в Крижевцах (современная Хорватия ), также известная как Геруцина , была травником из города Крижевци, которую сосед обвинил в колдовстве и отравлении .
Логомер был подвергнут пыткам и приговорен к смертной казни в 1758 году, до вмешательства Марии Терезии . 23 ноября 1758 года она написала письмо, подтверждающее ее оправдание и разрешающее ей вернуться в свой дом в Крижевцах под особой защитой.
Считается, что суд над Магдой Логомер положил конец массовым преследованиям ведьм в Хорватии. Ее случай известен благодаря публикации отчета доктора Герарда ван Свитена в конце 1913 года. Доктор осматривал и лечил Магду Логомер по просьбе королевы после пыток, которым она подверглась, а также по переписке между высшими чиновниками королевы. Королевство Хорватия и Венский суд.
Ее историю также рассказала Мария Юрич Загорка в своем популярном романе о ведьмах в Загребе .
Биография
[ редактировать ]
Магда Логомер родилась 18 мая 1706 года в Подгаеце , в Королевстве Хорватия Австро -Венгерской империи . [ 1 ] Ее родители согласно записи о крещении — Стефан Логомер и Анастасия Янкович. [ 2 ]
Происхождение имени Геруцина.
[ редактировать ]Прозвище Геруцины, вероятно, произошло от места первоначального проживания ее мужа. Она вышла замуж за Франьо Херука в 1727 году. Таким образом, имя Херучина можно интерпретировать как просто указание на имя ее мужа. Однако остается возможным и другое объяснение: в кадастре 1857 года между Подгацем и деревней Брчковчина можно найти место под названием «Герук». Франьо Херуц проживал в Брчковчине, и добавление Херука могло означать, что Магда Логомер происходила «от Херука». [ 2 ]
Местный исторический контекст в Крижевцах
[ редактировать ]
Жизнь Магды Логомер проходила в неспокойной обстановке. В 1735 году пожар уничтожил треть города. Около 1740–1741 годов суды над ведьмами привели к казни 13 женщин. В 1752 году Мария Терезия объединила верхний и нижний город, получивший название Крижевцы. В 1755 году еще один пожар опустошил имения между Крижевцами, Врбовцем и Бисагом, и вспыхнуло крестьянское восстание. В этот период были построены новые церкви. Никола Бенгер , родившийся в 1695 году в Крижевцах и умерший в 1766 году в Лепоглаве, был историком и монахом-паулином . Он представил исторические отчеты того времени и места. [ 2 ]
В то время имеются две исторические хроники от разных лиц, в которых вообще не упоминается случай Геруцины. Один отчет исходит от приходского священника Крижевци Ивана Йосиповича, который занимался в основном межсельскими делами, а другой отчет принадлежит Бальтазару Адаму Крчеличу и включает заметки о хорватских делах. Таким образом, масштаб дела сводится скорее к вмешательству Марии Терезии Австрийской в местные дела. [ 2 ]
Рассмотрение дел о предполагаемом колдовстве
[ редактировать ]В то время многие интеллектуалы отрицали существование ведьм, и хотя Мария Терезия Австрийская лично верила в их существование, она с подозрением относилась к тому, как проводились судебные процессы. 63 ведьмы были привлечены к ответственности по законам о колдовстве в период с 1740 по 1752 год в графствах Загреб, Вараждин и Крижевцы, в то время, когда преследования в регионе были на пике. В соседней Венгрии волна преследований прошла между 1720 и 1730 годами, и снова в 1740 году 450 предполагаемых ведьм были привлечены к ответственности. Все эти судебные процессы проводились с использованием жестоких методов допроса, основанных на пытках, которые были законны при Габсбургской монархии в Хорватии, но кодифицированы строгими правовыми правилами в соответствии с кодексом Фердинанда. [ 2 ]
Допускается не более трех пыток подряд, порядок применения инструментов строго регламентирован. Правила также требуют строгого ведения записей с подробным описанием использованных инструментов и методов пыток, а также точных дат и времени. Эти правила предоставили документацию для рассмотрения дела Магды Логомер. [ 2 ] Примеры инструментов, используемых для пыток, включали колесо и расчленение, а также жгут, который заключался в затягивании шеи винтом и постепенном увеличении давления. [ 2 ]
Свадьба
[ редактировать ]Магда вышла замуж за Франьо Херука (родился около 1700 г., умер 9 февраля 1727 г.). Ей был 21 год. У них было шестеро детей: Маргарет 1727 г.р., Якоб 1733 г., Барбара 1735 г., Эмерик 1740 г., Катарина 1743 г. и Маттиас 1746 г. Неизвестно, сколько из них достигли совершеннолетия, хотя известно, что их дочь Барбара выжила. , так как она давала показания на суде над своей матерью. [ 2 ]
Магда Логомер практиковала травничество и готовила лекарства для своих пациентов, которые в целом оставались довольными. Хотя практика сбора трав не была запрещена, было запрещено изготавливать яды, и когда человека подозревали в том, что он ведьма, то, что он был травником, часто было фактором, приводящим к подозрению и отягчающим обстоятельством. [ 2 ]
Обвинение и суд за колдовство
[ редактировать ]Быть травником на практике означало сбор трав и приготовление лекарств, но неизвестно, как она обучилась этой профессии, требовавшей хорошего знания растений. Однако было известно, что клиенты ценили ее знания и рекомендовали ее, а она передала свои знания дочери Барбаре, которая иногда помогала ей в бизнесе. [ 2 ]
Несколько отчетов о предыдущих судебных разбирательствах подчеркнули ее личность. Однажды она была заключена в тюрьму после физической ссоры с другой женщиной, которую она ударила, и сбежала, получив предупреждение. В ходе суда Магда призналась, что ударила другую женщину, Еву Облачич, так сильно, что та потеряла сознание. Ранее у нее также была ссора со своим крестным отцом Матией Сунсичем, который работал бондарем из-за деревянной ванны. У нее также были проблемные отношения с судьей Степаном Швагелем. Матия Сунсич, свидетель на суде, заявил, что Магда призналась ему, что только страх перед Швагелем мешал ей использовать свои целительские навыки. Средняя продолжительность жизни в то время в Крижевцах составляла от 40 до 50 лет, а Магде на момент суда был 51 год, последний ребенок родился в 40 лет, поэтому у нее было хорошее здоровье. [ 2 ]
Еще одним аспектом, который следует принять во внимание, является тот факт, что, будучи свидетельницей казней ведьм в городе между 1740 и 1741 годами, она могла осознавать опасности своей профессии. Она также могла знать о страхе, коренящемся в суевериях людей в отношении подозреваемых в ведьмах. Таким образом, она могла использовать этот страх в своих интересах, но также стремилась разрешить споры, выплатив компенсацию, чтобы избежать обвинений в колдовстве, элементов, которые были обнаружены в нескольких ее физических ссорах. [ 2 ]
Одна из ее соседок, Ева Облачич, обвинила Магду Логомер в занятиях черной магией. Ева Облачич была убеждена, что Магда ее отравила, и описала, как Магда приставала к ней, когда она лежала в постели с лихорадкой, Магда Логомер превратилась в муху и кружилась вокруг ее головы. [ 2 ] [ 3 ] В ходе суда было проведено расследование, и многие люди подтвердили, что были свидетелями якобы дьявольских действий Магды Логомер. Адвокаты Магды указывали, что императрица Мария Терезия не была извещена о судебном процессе, как того требуют новые правила, установленные Марией Терезией при ее восшествии на престол, но все это было напрасно. Магду Логомер подвергли пыткам и признались в сексуальных отношениях с дьяволом. На ее теле были обнаружены следы дьявола, и 22 апреля 1758 года ее приговорили к смертной казни. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ]

Магду Логомер отправили в медицинскую клинику, и ее осмотрел Жерар ван Свитен, личный врач Марии Терезии Австрийской. [ 4 ] [ 1 ] Он сообщил королеве о перенесенных ею пытках и позже опубликовал. 9 июня 1758 года Мария Терезия была проинформирована об этом случае и приказала графу Франьо Надажди, тогда изгнанному из королевства, прислать к ней Магду, чтобы она могла встретиться с ней лично. Магду осматривали профессор медицины Де Хаен и Джерард Ван Свитен. [ 6 ] который был не только личным врачом императрицы, но и придворным экспертом по колдовству. Экспертиза выявила множество подробностей, о которых императрице не сообщили, а также примененные пытки, в результате которых Магда получила многочисленные травмы. Два эксперта сообщили о своем обследовании Марии Терезии и заявили, что судья Крижевского суда был суеверным. Джордж Ван Свитен верил в колдовство, но сомневался, что ведьмы могут летать на метлах и вызывать плохую погоду. [ 7 ] и посвятил себя убеждению Марии Терезии в необходимости отмены судов над ведьмами, приводивших к казням. [ 8 ]
23 ноября 1758 года императрица в письме, адресованном запрету Хорватии, оправдала Магду. [ 5 ] и отправил ее домой в Крижевцы под особую защиту. [ 7 ]
Этот вывод был частью более общей борьбы с суевериями и утверждения центральной власти Марии Терезии. Письмо остановило судебные процессы над ведьмами, поскольку означало, что местному суду придется тратить деньги и силы, чтобы защитить свой приговор в Вене, при этом вероятность того, что приговор будет подтвержден императрицей Марией Терезией, мала. [ 3 ]
Конец жизни
[ редактировать ]О конце жизни Магды Логомер информации мало, а дата ее смерти неизвестна. Однако записи показывают, что ее муж умер через два года после ее возвращения, как и двое из обвинявших ее людей, что, должно быть, не облегчило ее социальную реинтеграцию, учитывая местные слухи и подозрения в колдовстве против нее. [ 2 ]
Исторический контекст охоты на ведьм
[ редактировать ]Суды над ведьмами в целом проходили быстро и оперативно. Королевство Хорватия было территорией, входившей в состав Габсбургской монархии , а затем Австрийской империи с 1527 года, и управлялось в личной унии с Венгрией правителями дома Габсбургов . Однако он имел право меча Ius Gladiii . Он мог беспрепятственно проводить судебные процессы, выносить смертные приговоры без обращения в высший суд Австро-Венгерской или Хорватской монархии. [ 9 ]
Мария Тереза хотела искоренить суеверия в своем королевстве, и охота на ведьм и черная магия больше не были ее приоритетом. Она обязала подтверждать все смертные приговоры за колдовство своей единственной властью. [ 6 ] Это ознаменовало упадок охоты на ведьм повсюду в Европе, и если нельзя отрицать, что философия Просвещения сыграла свою роль, не следует преуменьшать инструментализацию осуждения процессов над ведьмами ради укрепления власти центрального государства. над местными юрисдикциями, с заявленным желанием бороться с суевериями. [ 6 ]
В 1740 году, в том же году, когда Фридрих Великий запретил применение пыток в судах над ведьмами, Мария Терезия издала указ, в котором указывалось, что все дела о колдовстве должны рассматриваться исключительно в рамках имперской юрисдикции. В 1766 году этот указ был подкреплен Общим постановлением о принятом отношении, в котором говорилось: [ 10 ]
Во время нашего правления ни разу не было обнаружено настоящего колдуна, но суды такого рода всегда основывались на обмане, вызванном злобой, глупостью или безумием обвиняемых, или каким-либо другим пороком. [ 11 ]
Однако она уточнила, что необходимо соблюдать осторожность, чтобы предотвратить любые акты колдовства. Формально применение пыток не было отменено до 1776 года. В 1787 году Иосиф II демонтировал весь юридический арсенал, посвященный черной магии и колдовству. [ 11 ]
Потомство
[ редактировать ]
Мария Юрич Загорка опубликовала книгу «Гричка Вьештица» («Ведьма из Грича»), основанную на реальных исторических фактах. [ 1 ] Дело Магды Логомер известно благодаря правовым событиям, произошедшим после суда над ней. Никаких дальнейших следов законных преследований ведьм в Хорватии нет, хотя нет уверенности в том, что их не было. В любом случае, поскольку никаких исторических следов о них не сохранилось, этот процесс знаменует собой конец предполагаемых преследований ведьм в Хорватии. Отчет доктора Герарда ван Свитена был опубликован в 1913 и 1924 годах в газете «Обзор», а этот случай обсуждается в переписке между высшими чиновниками Королевства Хорватия и Венским двором, причем эти документы представляют собой исторические записи. [ 12 ] Позже этот случай упоминался в популярных романах. [ 2 ] Мария Юрич Загорка, хорватская писательница, обратила внимание на публикацию репортажа Герарда ван Свитена. Между 1912 и 1914 годами она опубликовала Grička Vještica («Ведьма Грича») в виде серийных романов в ежедневной газете Male novine («Маленькая газета»). [ 13 ] В этих романах она вызывает в художественной форме несколько исторических фигур ведьм, некоторые под их настоящими именами, а другие под вымышленными именами, включая Геруцину. Упоминается причастность Марии Терезии Австрийской к отмене приговора суда. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Арну, Колетт (2017). История колдовства (на французском языке). Франция. ISBN 979-10-210-2774-9 . OCLC 1191840198 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Керн, Эдмунд М. (1999). «Конец судам над ведьмами в Австрии: новый взгляд на просвещенное государство» . Ежегодник истории Австрии . 30 (опубликовано 10 февраля 2009 г.): 159–185. дои : 10.1017/S006723780001599X . ISSN 1558-5255 . ПМИД 21180204 . .
- Балог, Зденко (01 февраля 2017 г.). «Магда Логомер Геруцина» . Крис 18
- Анкарлоо, Бенгт и Хеннингсен, Густав (ред.), Сочинения. Том. 13, Европа ведьм 1400–1700: исторические и антропологические исследования , Стокгольм: Nerenius & Santérus, 1987.
- Ведьминская Европа 1400-1700: историко-антропологические исследования . Бенгт Анкарлоо, Густав Хеннингсен. Стокгольм: А.-Б. Северный книжный магазин. 1987. ISBN 91-85190-32-2 . OCLC 22289815 .
{{cite book}}
:CS1 maint: другие ( ссылка ) .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Ведьмы в Хорватии — с подходом» . Либела (на хорватском языке) . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Балог, Зденко (01 февраля 2017 г.). «Магда Логомер Геруцина» . Крис XVIII (на хорватском языке).
- ^ Jump up to: а б «Matica hrvatska - Hrvatska revija 3, 2009 - Охота на ведьм в районе Загреба» . www.matica.hr . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Ведьмы в Хорватии» . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б ива (19 октября 2021 г.). «Специальный выпуск Хэллоуина: Ведьмы» . Недооцененный подкаст о Хорватии . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Керн, Эдмунд М. (10 февраля 2009 г.). «Конец судам над ведьмами в Австрии: новый взгляд на просвещенное государство» . Ежегодник истории Австрии . 30 : 159–185. дои : 10.1017/S006723780001599X . ISSN 0067-2378 . ПМИД 21180204 .
- ^ Jump up to: а б "Križevci.eu - персонаж / Магда логомер геруцина" . www.krizevci.eu . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Анкарлоо, Бенгт и Хеннингсен, Густав (ред.), Сочинения. Том. 13, Европа ведьм 1400–1700: исторические и антропологические исследования , Стокгольм: Nerenius & Santérus, 1987.
- ^ ива (19 октября 2021 г.). «Специальный выпуск Хэллоуина: Ведьмы» . Недооцененный подкаст о Хорватии . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Статьи о магии, колдовстве, гаданиях и тому подобном (на немецком языке). 1766.
- ^ Jump up to: а б Арну, Колетт (2017). История колдовства (на французском языке). Талландье. ISBN 979-10-210-2774-9 . OCLC 1191840198 .
- ^ Балог, Зденко (28 декабря 2016 г.). «Магда Логомер Геруцина» . Cris: Журнал Исторического общества Крижевци (на хорватском языке). XVIII (1) (опубликовано в 2016 г.): 119–132 . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «Мария Юрич Загорка — Словарь творческих женщин» . www.dictionnaire-creatrice.com . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ Куюнджич, Яна. «Значение и наследие Марии Юрич Загорки» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )