Jump to content

Договоры Торрихоса-Картера

Договоры Торрихоса-Картера
Джимми Картер и Омар Торрихос пожимают друг другу руки через несколько минут после подписания договоров Торрихоса-Картера.
Тип Двусторонние договоры
Подписано 7 сентября 1977 г. ( 07.09.1977 )
Расположение Здание Панамериканского союза , Вашингтон, округ Колумбия, США
Оригинал
подписанты
Подписавшиеся Джимми Картер
Омар Торрихос
Ратификаторы
  • Панама Панама
  • Соединенные Штаты Соединенные Штаты
Языки английский и испанский

Договоры Торрихоса-Картера (исп. Tratados Torrijos-Carter ) — это два договора, подписанные Соединенными Штатами и Панамой в Вашингтоне, округ Колумбия, 7 сентября 1977 года, которые заменили Договор Хэя-Бунау-Варилья 1903 года. Эти договоры гарантировали, что Панама получит контроль над Панамским каналом после 1999 года, положив конец контролю над каналом, который США осуществляли с 1903 года. Договоры названы в честь двух подписавших сторон, президента США Джимми Картера и командующего Национальной гвардией Панамы генерала Омара Торрихоса .

Этот первый договор официально называется «Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала» (исп. « Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала »). [ 1 ] и широко известен как «Договор о нейтралитете». По этому договору США сохраняли за собой постоянное право защищать канал от любой угрозы, которая могла бы помешать их продолжению нейтрального обслуживания кораблей всех стран. Второй договор называется «Договор о Панамском канале» ( Tratado del Canal de Panamá ). [ 2 ] и при условии, что с 12:00 31 декабря 1999 г. Панама возьмет на себя полный контроль над работой канала и возьмет на себя основную ответственность за его защиту.

Панамские усилия по пересмотру первоначального договора Хей-Бунау-Варилья продолжались почти с момента его первого подписания в ноябре 1903 года, через несколько недель после того, как Панама получила независимость от Колумбии . Однако активность по пересмотру или отмене договора значительно возросла после Суэцкого кризиса , а события 1964 года ускорили полный разрыв отношений между США и Панамой. 9 января того же года панамские студенты вошли в зону канала, чтобы поднять панамский флаг рядом с американским флагом в соответствии с соглашением 1963 года о разрядке напряженности между двумя странами. Панамцы, наблюдавшие за этим событием, начали бунтовать после того, как ученики, поднявшие панамский флаг, подверглись насмешкам и преследованиям со стороны американских школьных чиновников, учеников и их родителей. Во время потасовки каким-то образом порвался панамский флаг. Последовали массовые беспорядки, в ходе которых более 20 панамцев были убиты и около 500 получили ранения. Большинство жертв было вызвано огнем американских войск, которые были призваны для защиты собственности зоны канала, включая частные дома сотрудников зоны канала. 9 января — национальный праздник Панамы, известный как День мучеников .

На следующий день, 10 января, Панама разорвала дипломатические отношения с США, а 19 января президент Панамы Роберто Кьяри заявил, что Панама не будет восстанавливать дипломатические отношения с США до тех пор, пока США не согласятся начать переговоры по новому договору. договор. Первые шаги в этом направлении были сделаны вскоре после этого, 3 апреля 1964 года, когда обе страны согласились на немедленное возобновление дипломатических отношений, а США согласились принять процедуры для «устранения причин конфликта между двумя странами». Несколько недель спустя Роберт Б. Андерсон , специальный представитель президента Линдона Джонсона , прилетел в Панаму, чтобы подготовить почву для будущих переговоров. Переговоры в течение следующих лет привели к заключению договора в 1967 году, но он не был ратифицирован в Панаме. [ 3 ]

Да
Нет
Два бюллетеня для панамского плебисцита 1977 года

После провала этих договоров в Панаме произошла смена правительства после военного переворота 1968 года . Новое правительство было консолидировано под руководством Омара Торрихоса, который решил окончательно отвергнуть договор 1967 года. [ 4 ] [ 5 ] В ответ на отсутствие прогресса в переговорах с администрацией Никсона правительству Торрихоса удалось провести в марте 1973 года сессию Совета Безопасности ООН в Панама-Сити, где оно привлекло значительную международную поддержку своего дела. Дипломатический провал также привлек внимание Генри Киссинджера и помог придать импульс соглашению Тэка-Киссинджера 1974 года, которое обеспечило решающую основу для продвижения переговоров. «Именно эта работа, начавшаяся в конце 1972 года, сделала Панаму видимой проблемой, которую Картер смело надеялся решить как водораздел для нового стиля внешней политики и эпохи улучшения отношений с Латинской Америкой». [ 6 ]

Администрация Картера придала каналу высокий приоритет, начиная с переходного периода. Этот вопрос был поднят на первый план специальной комиссией, возглавляемой послом Солом Линовицем . Несколько человек, связанных с этой комиссией, будут играть важную роль в политике администрации Картера в Латинской Америке, включая самого Линовица и старшего директора СНБ Роберта А. Пастора . [ 7 ] Переговоры возобновились 15 февраля 1977 года и завершились к 10 августа того же года. С американской стороны переговорщиками были Элсуорт Банкер и Сол Линовиц ; Панамскую сторону переговоров возглавил Ромуло Эскобар Бетанкур . Сенатор Деннис ДеКончини выступил спонсором важной поправки к Договору о Панамском канале, которая позволила Сенату прийти к консенсусу о передаче контроля над каналом Панаме. За несколько дней до того, как было достигнуто окончательное соглашение по договорам, президент Джимми Картер разослал всем членам Конгресса телеграмму, в которой информировал их о статусе переговоров и просил воздержаться от вынесения решения по договору до тех пор, пока у них не будет возможности внимательно изучить его. . Сенатор Стром Турмонд ответил на призыв Картера, заявив в своей речи позже в тот же день: «Канал наш, мы купили и заплатили за него, и мы должны сохранить его».

Ратификация

[ редактировать ]

Оба договора были впоследствии ратифицированы в Панаме, получив 67,4% голосов на референдуме, состоявшемся 23 октября 1977 года. Чтобы обеспечить всеобщее обсуждение договоров и в ответ на заявления противников договора в США о том, что Панама неспособна демократически ратифицировав их, ограничения на прессу и политические партии были сняты за несколько недель до голосования. В день голосования 96% избирателей Панамы, имеющих право голоса, пришли на избирательные участки, что на тот момент было самой высокой явкой избирателей в Панаме. Договор о нейтралитете вызывал серьезную обеспокоенность среди избирателей, особенно среди левых политических сил, и был одной из причин, по которой договоры не смогли получить еще большую общественную поддержку.

Сенат Соединенных Штатов рекомендовал и согласился на ратификацию первого договора 16 марта 1978 года и второго договора 18 апреля с одинаковым перевесом: 68 против 32. [ 8 ] В обоих случаях 52 демократа и 16 республиканцев проголосовали за рекомендацию и согласие на ратификацию, а 10 демократов и 22 республиканца проголосовали против.

Эти договоры стали источником яростных споров в Соединенных Штатах, особенно среди консерваторов во главе с Рональдом Рейганом , Стромом Турмондом и Джесси Хелмсом , которые считали их сдачей стратегического американского актива тому, что они охарактеризовали как враждебное правительство. Атака была мобилизована многочисленными группами, особенно Американским консервативным союзом , Консервативным собранием , Комитетом по выживанию свободного конгресса , «Гражданами за республику» , Фондом Американского совета безопасности , « Молодыми республиканцами» , Национальным консервативным комитетом политических действий , Совет национальной обороны, «Молодые американцы за свободу» , Совет межамериканской безопасности и Республиканская организация действий кампуса. [ 9 ]

В годы, предшествовавшие (и последующие) окончательной передаче активов канала, предпринимались попытки объявить договоры Картера-Торрихоса недействительными, например, Совместная резолюция Палаты представителей 77 (HJR 77), представленная Хелен Ченовет-Хейдж . Поддержка HJR 77 была частью платформы Техасской республиканской партии 2000 года , но больше не фигурировала в платформе 2004 года. [ 10 ] [ 11 ]

Поддерживать

[ редактировать ]

Поддержка договоров исходила от различных групп, включая Объединенный комитет начальников штабов и членов Конгресса, таких как Эрнест Холлингс , Хьюберт Хамфри , [ 12 ] и, самое главное, Говард Бейкер и Роберт Берд . [ 13 ] Среди других сторонников были адмирал Элмо Зумвальт и генерал Максвелл Тейлор ; [ 14 ] Джон Уэйн , друживший с Омаром Торрихосом, [ 15 ] АФТ-КПП Президент Джордж Мини , государственные деятели Аверелл Гарриман , Дин Раск , Джордж Болл , Генри Кэбот Лодж и Джон Шерман Купер , а также бывшая первая леди леди Берд Джонсон . [ 16 ] Более умеренные консерваторы, в том числе бывший президент Джеральд Форд и Генри Киссинджер, сделали публичные заявления в поддержку договора. [ 17 ] Организованные усилия по продвижению договоров исходили от Американского комитета за договоры о канале и новые направления. [ 16 ] Многие мировые лидеры также выступили в поддержку договоров, в том числе положительные заявления премьер-министра Барбадоса Тома Адамса , президента Боливии Уго Бансера , президента Доминиканской Республики Хоакина Балагера , президента Гватемалы Кьелла Лаугеруда , премьер-министра Гайаны Форбса Бёрнема , президента Никарагуа Анастасио Сомосы , президента Перу. Франсиско Моралес Бермудес , президент Чили Аугусто Пиночет , президент Коста-Рики Даниэль Одубер и президент Венесуэлы Карлос Андрес Перес . [ 18 ]

Выполнение

[ редактировать ]
Торжественная передача зоны канала у шлюзов Мирафлорес 31 декабря 1999 г.

В договоре был изложен график передачи канала, ведущий к полной передаче всех земель и зданий в районе канала Панаме. Самым непосредственным последствием этого договора стало то, что Зона канала как единое целое прекратила свое существование 1 октября 1979 года. Заключительная фаза договора завершилась 31 декабря 1999 года. В этот день Соединенные Штаты отказались от контроля над Панамский канал и все районы бывшей зоны Панамского канала. [ 19 ]

В результате договоров к 2000 году почти 370 000 акров (580 квадратных миль; 1500 км²) 2 ), в том числе около 7000 зданий, таких как военные объекты, склады, школы и частные дома, были переданы Панаме. В 1993 году правительство Панамы создало временное агентство ( Autoridad de la Región Interoceánica или «Управление межокеанического региона», обычно называемое ARI) для управления и обслуживания возвращенной собственности. [ нужна ссылка ]

В день вступления договора в силу большая часть земель в бывшей зоне канала перешла к Панаме. Однако договор предусматривал передачу многих территорий и объектов зоны канала в течение следующих 20 лет. В договоре территории и объекты были конкретно классифицированы по названиям как «Военные районы координации», «Оборонительные объекты» и «Районы, подпадающие под действие отдельного двустороннего соглашения». Они должны были быть переданы США Панаме в определенные временные промежутки или просто к концу 243-месячного периода действия договора.

1 октября 1979 года среди множества таких участков, обозначенных в договоре, 34 превратились в настоящие анклавы (полностью окруженные землей, находящейся исключительно под юрисдикцией Панамы). В последующие годы, когда другие территории были переданы Панаме, возникли еще восемь настоящих анклавов. Из этих 42 настоящих анклавов 14 были связаны с военной логистикой, семь были объектами военной связи, пять объектов Федерального управления гражданской авиации , пять анклавов военного жилья, три территории военных баз, два военных исследовательских объекта, четыре участка средней школы, одна начальная школа и одна больница. По меньшей мере еще 13 участков были окружены не только землей, находящейся под абсолютной юрисдикцией Панамы, но и «Зоной гражданской координации» (жильем), на которую в соответствии с договором распространялись элементы публичного права как США, так и Панамы.

Кроме того, в договоре многочисленные территории и отдельные объекты были определены комиссией как «операционные зоны канала» для совместных текущих операций США и Панамы. В день вступления договора в силу многие из них, в том числе плотина Мэдден , оказались окружены территорией Панамы. Сразу после полудня по местному времени 31 декабря 1999 года все участки бывшей зоны канала всех типов перешли под исключительную юрисдикцию Панамы. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]

В литературе

[ редактировать ]

Грэм Грин присутствовал на подписании контракта с Габриэлем Гарсиа Маркесом . Грин написал о своем опыте в своей книге « Знакомство с генералом: история участия» . [ 24 ]

  1. ^ Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала с приложениями и протоколом . Подписано в Вашингтоне 7 сентября 1977 года. Вступило в силу 1 октября 1979 года при условии соблюдения поправки, условия, оговорки и договоренности. 33 ЕСН 1; ТИАС 10029 ; 1161 ЕНТС 177.
  2. ^ Договор о Панамском канале . Подписано в Вашингтоне 7 сентября 1977 года. Вступило в силу 1 октября 1979 года. 33 УСТ 39; ТИАС 10030
  3. ^ « Бюллетень «Si» для панамского плебисцита по договорам о канале 1977 года» . Цифровые коллекции Университета Флориды . Архивировано из оригинала 27 июля 2021 года.
  4. ^ Лонг, Том (2015). Латинская Америка противостоит Соединенным Штатам: асимметрия и влияние . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 76–81. ISBN  978-1-316-34389-0 . OCLC   949924794 .
  5. ^ Хаэн Суарес, Омар (2005). Переговоры по договорам Торрихоса-Картера: 1970-1979 (первое издание). Панама: Управление Панамского канала. ISBN  9962-607-32-9 . OCLC   76839311 .
  6. ^ Лонг, Т. (1 апреля 2014 г.). «Нанесение канала на карту: определение повестки дня Панамы и заседания Совета Безопасности 1973 года» (PDF) . Дипломатическая история . 38 (2): 431–455. дои : 10.1093/dh/dht096 . ISSN   0145-2096 .
  7. ^ Пастор Роберт А. (1992). Администрация Картера и Латинская Америка: проверка принципов . Картер-центр Университета Эмори.
  8. ^ «Вехи: 1977–1980: Панамский канал и договоры Торрихоса-Картера» . Офис историка дипломатической службы Института Государственного департамента США . Проверено 28 августа 2021 г.
  9. ^ Дэвид Скидмор, (1994), стр. 297–99.
  10. ^ «Республиканская партия новой модели» . 9 октября 2003 года . Проверено 27 августа 2018 г.
  11. ^ «Республиканская партия Техаса: Платформа Республиканской партии Техаса 2004 года» . 25 декабря 2005 года. Архивировано из оригинала 25 декабря 2005 года . Проверено 27 августа 2018 г.
  12. ^ «Международные отношения Соединенных Штатов, 1977–1980, том XXIX, Панама - Офис историка» . History.state.gov . Проверено 2 мая 2023 г.
  13. ^ «Сенат США: лидеры Сената и договоры о Панамском канале» . www.senate.gov . Проверено 2 мая 2023 г.
  14. ^ «Международные отношения Соединенных Штатов, 1977–1980, том XXIX, Панама - Офис историка» . History.state.gov . Проверено 2 мая 2023 г.
  15. ^ «Джон Уэйн имел оживленную переписку с президентами Картером и Рейганом» . АП НОВОСТИ . Проверено 2 мая 2023 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б «Интернет-издание Альманаха CQ» . Пресс-библиотека CQ . Проверено 2 мая 2023 г.
  17. ^ Картер, Джимми (2010). Дневник Белого дома . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. п. 83. ИСБН  978-0-374-28099-4 . OCLC   555656307 .
  18. ^ «Список документов по договорам Панамского канала» . Президентская библиотека и музей Джимми Картера . Архивировано из оригинала 2 мая 2023 года . Проверено 2 мая 2023 г.
  19. ^ «Церемония передачи Чехии Панаме у шлюзов Мирафлорес» . Цифровые коллекции Университета Флориды . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
  20. ^ Договор о Панамском канале: реализация статьи IV (TIAS 10032) . Договоры США и другие международные соглашения. Том. 33. Государственный департамент США. 1987. стр. 307–432.
  21. ^ Ормсби, Уильям Х. «Переход к Договору о Панамском канале (октябрь 1979 г. - декабрь 1999 г.)» . Проверено 11 июля 2015 г.
  22. ^ Ормсби, Уильям Х. «ПЕРЕХОД К ДОГОВОРУ О ПАНАМСКОМ КАНАЛЕ – ВОЕННЫЕ УСЛОВИЯ. КРАТКИЙ ОБЗОР ПЕРЕДАЧИ ВОЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ И СОКРАЩЕНИЯ ВОЕННЫХ СИЛ» . Проверено 11 июля 2015 г.
  23. ^ «Раздел карты зоны канала. Курунду 1» . Проверено 23 июля 2015 г.
  24. ^ «Осмысление Панамы Грина» . Университет Северной Джорджии.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дж. Майкл Хоган; Панамский канал в американской политике: внутренняя пропаганда и эволюция политики , издательство Южного Иллинойского университета, 1986 г.
  • Томас Холлихан, «Публичная полемика по поводу договоров о Панамском канале: анализ риторики американской внешней политики», Western Journal of Speech Communication , осень 1986 г., стр. 371+
  • Джордж Д. Моффетт III, Пределы победы: ратификация договоров о Панамском канале , Cornell University Press, 1985.
  • М. Норьега и П. Эйснер. Узник Америки — Мемуары Мануэля Норьеги , Random House, 1997.
  • Дэвид Скидмор, «Группы интересов внешней политики и президентская власть: Джимми Картер и битва за ратификацию договоров о Панамском канале», в книге Герберта Д. Розенбаума и Алексея Угринского, ред. Джимми Картер: внешняя политика и постпрезидентские годы Greenwood Press. 1994. стр. 297–328 онлайн.
  • Крейг Аллен Смит, «Лидерство, ориентация и риторическое видение: Джимми Картер, «новые правые» и Панамский канал», Ежеквартальный журнал президентских исследований , весна 1986 г., стр. 323+
  • Гэддис Смит, Мораль, причина и власть: американская дипломатия в годы Картера (1986), стр. 111–15.
  • Роберт А. Стронг, «Джимми Картер и договоры о Панамском канале». Ежеквартальный журнал президентских исследований (1991), 21.2: 269–286. JSTOR   27550717 .
  • Мэри К. Свиллинг, «Бизнес канала: экономика и политика Инициативы администрации Картера по зоне Панамского канала, 1978» . Очерки истории экономики и бизнеса (2012) 22:275-89.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eeadfeb7a8b06f1e93ea4f11a5bf0934__1722782460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/34/eeadfeb7a8b06f1e93ea4f11a5bf0934.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Torrijos–Carter Treaties - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)