Лима Литургия
Часть серии о |
Евхаристия |
---|
Лимская литургия — христианская экуменическая евхаристическая литургия. Он был написан для пленарного заседания Комиссии по вере и устройству Всемирного совета церквей (ВСЦ) в 1982 году в Лиме , Перу, и отражает богословские сходства документов встречи о крещении, евхаристии и служении (BEM), выраженные в литургии. Литургия вновь использовалась при закрытии заседания ЦК ВСЦ в 1982 году в Женеве , Швейцария, в 1983 году во время Шестой Ассамблеи ВСЦ в Ванкувере , Канада, в 1991 году на Седьмой Ассамблее ВСЦ в Канберре , Австралии, и, хотя и неофициально, в 1993 году на пятой всемирной конференции по вере и порядку в Сантьяго-де-Компостела , Испания. Хотя Евхаристия не совершалась на Ассамблеях ВСЦ после 1991 года с использованием Лимской или какой-либо другой литургии, Лимская литургия использовалась в экуменических мероприятиях по всему миру. Например, многие церкви в Северной Америке используют его в воскресенье Всемирного причастия .
Другая цель литургии – позволить как можно большему числу христиан принять участие в совместном совершении Евхаристии. Из-за церковной дисциплины представителям некоторых традиций, таких как католическая и восточно-православная церкви , не разрешается принимать Евхаристию во время совершения Лимской литургии. Литургия получила как похвалу, так и критику. Православные, в частности, критиковали литургию за то, что она не смогла решить вопрос экклезиологии и Евхаристии. Например, одна восточно-православная женщина , член Центрального комитета ВСЦ, была дискредитирована своей церковью за то, что принимала участие в совершении Лимской литургии в качестве чтецы , и в конечном итоге была вынуждена уйти в отставку.
История
[ редактировать ]Лимская литургия была написана для пленарного заседания Комиссии по вере и устройству Всемирного совета церквей (ВСЦ) 1982 года в Лиме , Перу. [ 1 ] Идея заключалась в том, чтобы отразить доктринальные сходства документа ВСЦ о крещении, евхаристии и служении (BEM), [ 2 ] хотя это был прежде всего документ по доктрине, а не литургии. [ 3 ] Еще одной экуменической целью было позволить как можно большему числу христиан принять участие в праздновании. [ 4 ] Главным составителем литургии был Макс Туриан . [ 5 ] который также играл ключевую роль в группе, создавшей БЭМ. [ 1 ] Когда в октябре 1981 года его попросили написать литургию, у него были «серьезные сомнения». [ 6 ] Туриан помнил о том, что литургия укоренена в традиции, а не о том, чем должна была быть Литургия в Лиме: выражение определенных богословских идей. [ 6 ] В конце концов, Туриан согласился составить проект литургии, стремясь написать ее на основе традиционных литургических документов, которые, по его мнению, соответствовали теологии БЭМ. [ 6 ] Лимская литургия не была частью документа BEM и имела статус неофициального приложения. [ 7 ] [ 8 ] В отличие от БЭМ, он не был отправлен для комментариев церквям-членам ВСЦ и не одобрен Комиссией веры и устройства. [ 7 ]
Лимская литургия впервые была совершена в Лиме 15 января 1982 года. [ 9 ] Празднующим был Дж . Роберт Райт из Епископальной церкви Соединенных Штатов . [ 10 ] Присутствовали представители всех христианских традиций. [ 2 ] и «самый широкий вселенский круг сослужителей, разрешенный канонически». [ 11 ] Однако католикам и православным членам не разрешалось принимать Евхаристию из-за церковной дисциплины в их традициях. В этом первоначальном праздновании текст литургии был сосредоточен на темах документа BEM – крещении , Евхаристии и служении – и будет изменен, чтобы лучше соответствовать темам дальнейшего использования. [ 11 ] Лимская литургия была использована снова 28 июля 1982 года при закрытии заседания Центрального комитета ВСЦ в часовне Экуменического центра в Женеве , Швейцария, с генеральным секретарем ВСЦ Филипом Поттером в качестве священнослужителя. [ 9 ] [ 11 ] В третий раз Лимская литургия была совершена во время Шестой Ассамблеи ВСЦ в Ванкувере , Канада, в 1983 году. [ 12 ] с архиепископом Кентерберийским Робертом Ранси в качестве празднующего. Ранси помогали шесть священников, представляющих различные традиции: лютеранин из Дании, реформатский индонезиец, методист из Бенина, баптист из Венгрии, служитель Моравской церкви из Ямайки и служитель Объединенной церкви Канады . [ 13 ] Большинство из 3500 участников причастились. [ 14 ] [ 15 ] Поскольку Ассамблея является высшим организационным уровнем ВСЦ, совершение Лимской литургии в Ванкувере можно рассматривать как показатель ее значимости как «хорошо отработанной и всеобъемлющей литургии», несмотря на ее неофициальный статус. [ 7 ] Многие считали это празднование кульминацией Ассамблеи, которую окрестили «Собранием поклонения». [ 16 ] Джанет Кроуфорд и Томас Ф. Бест описывают этот прорыв: «Богослужение больше не было проблемой , которую нужно было решать на собрании; теперь это был жизненно важный и яркий опыт, который нужно было отмечать на собрании». [ 16 ] Майра Блит заключает: «В Ванкувере возникло ощущение, что богослужение имеет больше силы для объединения и примирения, чем документы и переговоры». [ 17 ] Литургия вновь была совершена на Седьмой Ассамблее ВСЦ в Канберре , Австралия, в 1991 году. [ 15 ] На пятой всемирной конференции «Вера и устройство» в 1993 году в Сантьяго-де-Компостела , Испания, поощрялось использование Лимской литургии в сокращенной форме во время утренних богослужений, хотя это не входило в официальную программу конференции. [ 18 ]
После использования на мероприятиях ВСЦ Лимская литургия приобрела репутацию полезной экуменической литургии и стала одним из самых известных ресурсов экуменического богослужения. [ 11 ] [ 16 ] С тех пор его модифицировали и отмечали на многих местных экуменических мероприятиях почти во всех частях мира. [ 13 ] [ 19 ] Например, многие церкви в Северной Америке используют его в воскресенье Всемирного причастия . [ 20 ] По словам Джеффри Уэйнрайта , «его популярный прием является, по крайней мере, показателем ощущаемой потребности в инструменте, с помощью которого можно было бы исповедовать, прославлять, провозглашать и преподавать общую веру». [ 11 ] По словам Гордона Латропа: «Текст стал местом, где различные церкви могли встретиться друг с другом». [ 13 ] Латроп также объясняет свой успех высоким качеством. [ 21 ] Тереза Бергер объясняет успех тем, что он является выражением конвергенции БЭМ. [ 1 ] Хотя успех БЭМ позволил добиться успеха Лимской литургии, верно и обратное: Лимская литургия способствовала повышению значения БЭМ. [ 1 ] особенно его понимание Евхаристии. [ 5 ] По данным ВСЦ: «как выразился один видный немецкий экуменист, больше христиан узнали о БЭМ, участвуя в литургии в Лиме, чем читая сам БЭМ». [ 22 ] Однако литургия в Лиме подверглась критике со стороны католиков, православных и протестантов. [ 19 ] [ 23 ] по мнению Фридера Шульца, «разговоры об «экуменической мессе» преждевременны». [ 23 ] Православные, в частности, критиковали литургию за то, что она не смогла решить вопрос экклезиологии и Евхаристии. [ 19 ] Одна восточно-православная женщина , член Центрального комитета ВСЦ, Мэри Томас, была дискредитирована своей церковью за то, что принимала участие в совершении Лимской литургии в качестве чтецы , и в конечном итоге была вынуждена уйти в отставку. [ 24 ] Еще один повод для критики заключается в том, что Евхаристия больше не совершается на Ассамблеях ВСЦ после 1991 года, ни с Лимской литургией, ни с прежними процедурами ВСЦ. [ 19 ] Кроуфорд и Бест указывают на иронию того факта, что «хотя литургия в Лиме была предметом критического изучения и комментариев со стороны богословов и литургистов, сама Комиссия по вере и устройству еще не приступила к какому-либо продолжительному размышлению или пересмотру одной из его наиболее широко известные продукты». [ 16 ]
Туриан был членом экуменической общины Тэзе . Таким образом, Лимскую литургию иногда рассматривают как литургию, рожденную Тэзе. Последствиями этого являются не только развитие экуменизма, но и литургия как вклад литургического движения . [ 1 ]
Некоторые из его молитв с тех пор были включены в евхаристическую литургию Старой Католической Церкви . [ 25 ]
Структура
[ редактировать ]# | Часть | Примечания |
---|---|---|
я | Литургия Входа | |
1 | Он вошел | С антифоном и Славой Отцу Предпочтительно псалом , но можно и гимн . |
2 | Приветствие | |
3 | Признание | |
4 | отпущение грехов | |
5 | Кирие | Кирийская ектения. Используется |
6 | Глория | Мы славим Тебя |
II | Литургия Слова | |
7 | Собирать | |
8 | Первый урок | Из Ветхого Завета , Деяний или Откровения |
9 | Псалом медитации | |
10 | Послание | |
11 | Аллилуия | |
12 | Евангелие | |
13 | проповедь | |
14 | Тишина | |
15 | Я считаю | Никейско-Константинопольский Символ веры 381 г. |
16 | Заступничество | |
III | Литургия Евхаристии | |
17 | Офферторий | |
18 | Диалог | Господь с вами и возвысит сердца ваши |
19 | Предисловие | |
20 | Святой | |
21 | Эпиклезис I | |
22 | учреждение | Содержит слова учреждения |
23 | Анамнез | |
24 | Эпиклезис II | |
25 | Памятники | |
26 | Заключение | |
27 | Молитва Господня | |
28 | Пакс | Молитва о мире с последующим знаком мира |
29 | Фракция | |
30 | Агнус Деи | |
31 | Причастие | |
32 | Постпричастие | |
33 | Заключительный гимн | |
34 | Слово миссии | |
35 | Увольнение | Священническое благословение по тринитарной формуле |
Источники: Thurian 1982 ; Котила 2004 , стр. 216, 249, 251 |
В литургию включены элементы различных христианских традиций. [ 9 ] Точно так же служители различных традиций призваны совершать службу. [ 22 ]
Отпущение грехов основано на литургиях лютеранских церквей в Соединенных Штатах. Он носит явно декларативный характер (а не ориентировочный или оптативный). Это связано со служением церкви. [ 26 ]
Кайри стали особенно богатыми после встреч в Ванкувере и Канберре, хотя и Глория в оригинальном тексте Туриана они, по словам Мартиена Бринкмана, «недостают». [ 15 ] Разнообразные молитвы Кирие и Глории с тех пор стали визитной карточкой празднований во время заседаний ВСЦ. По мнению Бринкмана, именно по этой причине «о реальном значении литургии в Лиме всегда можно судить должным образом только на основании конкретного совершения литургии». [ 15 ]
Предложение опирается на еврейские корни христианства , принимая форму Бераха (благодарственной молитвы), благодати произнесенной перед едой. [ 27 ] Офферторий не только благодарит за хлеб и вино, как это принято во всех литургиях, но также включает молитву, взятую из литургических текстов Дидахе , которая молится о единстве Христианской Церкви и пришествии Царства. Это добавляет к темам творения и благодарения, обычно встречающимся в Офферториях, третье, эсхатологическое измерение. [ 28 ]
Формулировка « Анамнеза» основана на протестантской теологии мессы и избегает отсылки к католическому пониманию жертвенной природы мессы . Таким образом, вместо того, чтобы называть мессу жертвой прихожан, там говорится: «Помни жертву своего Сына». [ 29 ] [ 22 ] Такое же толкование можно найти и в формулировке первой Эпиклезиса , которая гласит: «Се, Господи, эту евхаристию, которую Ты Сам дал Церкви, и милостиво прими ее, как прими приношение Сына Твоего, которым мы восстановлены в Твой Завет, причащаясь Тела и Крови Христовых, наполни нас Святым Духом, чтобы мы были одним единым телом и одним единым духом во Христе, живой жертвой во славу Твоей славы». [ 29 ] [ 22 ] Первый эпиклезис относительно широк и фокусируется на воспоминании о делах Святого Духа в истории спасения. [ 30 ]
Пакс знак состоит из молитвы о мире, за которой следует настоящий мира . Это соответствует практике католической мессы. Молитва также отличается от молитвы Римского Миссала . [ 31 ]
Как это обычно бывает с новыми литургиями, Дробление теперь является независимой частью литургии. Это не так, например, в англиканской литургии, где это происходит во время и в контексте слов установления . [ 32 ] В Лимской литургии Дробь сопровождается словами, измененными из Первого послания к Коринфянам : «Хлеб, который преломляем, есть причастие Тела Христова, чаша благословения, за которую благодарим, есть причастие в Крови Христовой». Христос." [ 32 ] [ 22 ]
В Ванкувере служба начиналась и заканчивалась медитативными песнопениями, похожими на те, что используются сообществом Тэзе. [ 33 ]
Критике подверглась и структура литургии. [ 21 ] Латроп спрашивает:
Можно ли более четко обозначить разнообразные роли мирян и рукоположенных лидеров, столь важные для христианского собрания? Может быть, покаянный чин лучше поставить перед входным гимном или псалмом, а не в основной части самой литургии? Можно ли использовать kyrie как четкую – и, возможно, более обширную – литанию входа? Может ли сбор действовать более эффективно как входная молитва? Может ли сам текст уделить какое-то экуменическое внимание лекционным предложениям? Может ли гимнодия сыграть более важную роль? Могут ли существовать альтернативные формы ходатайства, включающие возможность бесплатных и местных молитв? Действительно ли место мира в обряде причастия является хорошим выбором для экуменических собраний? Можно ли было бы исключить приносящие молитвы при наличии сильной анафоры и, следовательно, отсутствии необходимости какой-либо дальнейшей молитвы о дарах? Можно ли избежать или уменьшить строго тематический характер молитвенных текстов, уделяя больше внимания всегда центральной, но постоянно меняющейся теме Священных Писаний дня, связанной с нашим спасением во Христе? Вообще, можно ли было меньше слов? [ 34 ]
По мнению Якобуса Безюйденхудта, подобные вопросы являются не просто критикой, но «помогут любому участнику литургии в Лиме адаптировать ее к конкретным обстоятельствам. Вопросы показывают, что литургия в Лиме не стоит на месте, но существует свобода творить». изменения в порядке литургии при условии, что эти изменения богословски обоснованы и оправданы». [ 4 ] Решение Латропа состоит в том, чтобы перейти от лимского понимания текста как центра экуменической литургии к форме ( Ordo ) как общему связующему звену. [ 35 ]
Записи
[ редактировать ]- Ковалевский, М. (2000). Файл-Литургия (Кабинет Ансамбля) . Кристофер. OCLC 884903807 . Каталожный номер: CHR77231.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Безуиденхудт 2010 , с. 161.
- ^ Перейти обратно: а б Хеллер 2002 , стр. 164.
- ^ Котила 2004 , стр. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Безуиденхудт 2010 , с. 165.
- ^ Перейти обратно: а б Уэйнрайт 2006 , с. 745.
- ^ Перейти обратно: а б с Безуиденхудт 2010 , с. 162н532.
- ^ Перейти обратно: а б с Безуиденхудт 2010 , с. 162.
- ^ Блит 2016 , с. 269.
- ^ Перейти обратно: а б с Отчет Общества церковного служения , 1990 г. , с. 31.
- ^ Уэйнрайт 2006 , стр. 745–746.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уэйнрайт 2006 , с. 746.
- ^ Ибебуике 1989 , с. 440.
- ^ Перейти обратно: а б с Безуиденхудт 2010 , с. 163.
- ^ Лейенбергер 2004 , с. 315.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бринкман 1995 , с. 115.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кроуфорд и Бест, 1994 , с. 87.
- ^ Блит 2016 , с. 273.
- ^ Кроуфорд и Бест 1994 , с. 89.
- ^ Перейти обратно: а б с д Росс и Джонс 2011 , с. 315.
- ^ Хейсер-Хониг 2007 .
- ^ Перейти обратно: а б Безуиденхудт 2010 , с. 164.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Туриан 1982 .
- ^ Перейти обратно: а б Шульц 1987 , с. 151.
- ^ Поставлено в 2005 г. , стр. 176–177.
- ^ Шниткер 2002 , с. 189.
- ^ Котила 2004 , стр. 181–182.
- ^ Андерсон 2002 , стр. 33–34.
- ^ Котила 2004 , стр. 216.
- ^ Перейти обратно: а б Котила 2004 , стр. 238.
- ^ Котила 2004 , стр. 230.
- ^ Котила 2004 , стр. 249.
- ^ Перейти обратно: а б Котила 2004 , стр. 251.
- ^ Отчет Общества церковного служения , 1990 г. , стр. 46.
- ^ Безуиденхудт 2010 , стр. 164–165.
- ^ Росс и Джонс 2011 , с. 319.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Андерсон, Э. Байрон (2002). «Литургическая молитва в церкви после Холокоста». Сталкиваться . 63 (1–2): 27–36. ISSN 0013-7081 .
- Безуиденхудт, Якобус (март 2010 г.). Литургия и духовность в экуменическом движении: систематически-богословская оценка (диссертация DTh). Репозиторий исследований SUNScholar. Стелленбош: Стелленбосский университет. hdl : 10019.1/3978 . ISSN 2310-7855 .
- Блит, Майра Н. (2016). «Экуменизм» . В Гордон-Тейлор, Бенджамин; Дэй, Джульетта (ред.). Изучение литургии и богослужения: Путеводитель Алкуина . Колледжвилл: Литургическая пресса. стр. 267–278. ISBN 978-0-8146-6335-6 .
- Бринкман, Мартиен Э. (1995). Прогресс в единстве?: Пятьдесят лет теологии внутри Всемирного совета церквей . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-0557-7 .
- «Лимская литургия» (PDF) . Отчет Общества церковного служения . 22 (1): 31–46. 1990. OCLC 877683243 .
- Кроуфорд, Джанет; Бест, Томас Ф. (1994). «Хвалите Господа на лире... и гамелане?: К Койнонии в поклонении». Экуменический обзор . 46 (1): 78–96. дои : 10.1111/j.1758-6623.1994.tb02909.x . ISSN 0013-0796 .
- Хеллер, Дагмар (2002). «Вселенское богослужение» . В Брэдшоу, Пол Ф. (ред.). Новый словарь литургии и богослужения SCM . Лондон: СКМ Пресс. стр. 163–165. ISBN 978-0-334-02883-3 .
- Хейзер-Хониг, Джоан (24 июля 2007 г.). «Практика Вечери Господней в реформатской и пресвитерианской традиции» . Кальвинский институт христианского богослужения . Проверено 16 марта 2020 г.
- Ибебуике, Поликарп К. (1989). Евхаристия: обсуждение Евхаристии Комиссией по вере и устройству Всемирного совета церквей, Лозанна, 1927 г. – Лима, 1982 г. Издательство Питера Лэнга. ISBN 978-3-631-42119-2 .
- Котила, Хейкки (2004). Об источниках литургии: Введение в историю и богословие богослужения (на финском языке) (3-е изд.). Хельсинки: Кирьяпая. ISBN 951-607-132-5 .
- Лейенбергер, Сэмюэл (2004). Бессмертное завещание архиепископа Кранмера: Книга общих молитв англиканской церкви: евангелистская литургия . Перевод Лойенбергера, Сэмюэля; Льюис Дж., Горин-младший Юджин: Wipf and Stock Publishers. ISBN 978-1-59244-679-7 .
- Ливерис, Леони Б. (2005). Древние табу и гендерные предрассудки: вызовы для православных женщин и Церкви . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9781315262574 . ISBN 0-7546-8245-5 – через ProQuest Ebook Central.
- Росс, Мелани; Джонс, Саймон, ред. (2011). Серьезное дело поклонения: очерки в честь Брайана Д. Спинкса . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-567-00609-7 .
- Шниткер, Таддеус А. (2002). «Евхаристия: старокатолическая» . В Брэдшоу, Пол Ф. (ред.). Новый словарь литургии и богослужения SCM . Лондон: СКМ Пресс. стр. 188–189. ISBN 978-0-334-02883-3 .
- Шульц, Фридер (1987). «О приеме «Лимской литургии» ». Studia Liturgica (на немецком языке). 17 (1–4): 151–156. дои : 10.1177/0039320787017001-417 . ISSN 0039-3207 . S2CID 192838478 .
- Туриан, Макс (1 января 1982 г.). «Евхаристическая Литургия Лимы» . Ойкумена . Всемирный совет церквей . Проверено 28 августа 2019 г.
- Уэйнрайт, Джеффри (2006). «Экуменические конвергенции» . В Уэйнрайте, Джеффри ; Вестерфилд Такер, Карен Б. (ред.). Оксфордская история христианского богослужения . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 721–754. ISBN 978-0-19-513886-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бест, Томас Ф.; Хеллер, Дагмар, ред. (1998). Евхаристическое богослужение в экуменическом контексте: Лимская литургия и не только . Женева: Публикации ВСЦ. ISBN 978-2-8254-1232-9 .
- Бергер, Тереза (2002). «Лимская литургия». Лосский, Николас; Бонино, Хосе Мигес; Поби, Джон; и др. (ред.). Словарь экуменического движения . Женева: Публикации ВСЦ. ISBN 978-2-8254-1354-8 .
- Бьюкенен, Колин (1983). ARCIC и Лима о крещении и Евхаристии: включая Лимскую евхаристическую литургию . Поклонение (86). Брамкот: Гроув. ISBN 978-0-907536-58-1 .
- «Совершение Евхаристии в экуменическом контексте: предложение» (PDF) . Ойкумена . Женева: Комиссия по вере и устройству, Всемирный совет церквей. 21 июня 2005 г.
- Хольце, Х. (1991). «Нереформационное общественное богослужение: совершение Святой Евхаристии из Лимской литургии с точки зрения ранних реформаторских литургий». Журнал теологии и церкви . 88 (3). ISSN 0044-3549 .
- Осб, Пласид Мюррей (1987). « Предлагаемый текст для общей Евхаристии»: плод Гленсталской экуменической конференции». Студия Литургика . 17 (1–4): 118–132. дои : 10.1177/0039320787017001-414 . ISSN 0039-3207 . S2CID 171940214 .
- Сирси, Эд (29 октября 2013 г.). «Вспоминая VI Ассамблею» . Святой писака .
- Туриан, Макс, изд. (1985). Экуменический взгляд на крещение, евхаристию и служение . Женева: Всемирный совет церквей. ISBN 2825407585 .
- Туриан, Макс; Уэйнрайт, Джеффри, ред. (1986). Крещение и Евхаристия: экуменическая конвергенция в праздновании . Эрдманс: Гранд-Рапидс. ISBN 0-8028-0005-Х .
- Уоткинс, Кейт (1984). «Лимская литургия: когда богословие становится литургией». Средний поток . 23 (3): 285–289. ISSN 0544-0653 .