Jump to content

Куотермасс и яма (фильм)

(Перенаправлено с «Пять миллионов лет на Землю »)

Куотермасс и яма
Афиша театрального релиза Великобритании с четырьмя коронами
Том Чантрелл
Режиссер Рой Уорд Бейкер
Автор: Найджел Нил
На основе Куотермасс и яма
Найджел Нил
Продюсер: Энтони Нельсон Киз
В главных ролях Джеймс Дональд
Эндрю Кейр
Барбара Шелли
Джулиан Гловер
Кинематография Артур Грант
Под редакцией Спенсер Рив
Музыка Тристрам Кэри
Производство
компании
Распространено Associated British Pathé (Великобритания)
20th Century Fox (США)
Даты выпуска
  • 9 ноября 1967 г. ( 1967-11-09 )
(Великобритания)
  • 16 февраля 1968 г. ( 16 февраля 1968 г. )
(НАС)
Время работы
97 минут
Страна Великобритания
Язык Английский
Бюджет £275,000 [ 1 ]

«Куатермасс и яма» (американское название: «Пять миллионов лет до Земли ») — британский научно-фантастический фильм ужасов 1967 года производства Hammer Film Productions . [ 2 ] Это продолжение более ранних фильмов Хаммера «Кватермассовый эксперимент» и «Кватермасс 2» . Как и его предшественники, он основан на сериале BBC Television , в данном случае «Куатермасс и яма» , написанном Найджелом Нилом . [ 3 ] Сюжетная линия, во многом верная оригинальному телевизионному произведению, сосредоточена на обнаружении древних человеческих останков, захороненных на месте пристройки к лондонскому метро под названием Хоббс-Энд. Еще более шокирующие открытия приводят к участию учёного-космонавта Бернарда Куатермасса .

Режиссер Рой Уорд Бейкер , в главной роли Эндрю Кейр. [ 3 ] в главной роли профессора Бернарда Куотермасса , заменив Брайана Донлеви , сыгравшего эту роль в двух предыдущих фильмах. Джеймс Дональд , Барбара Шелли и Джулиан Гловер появляются в главных ролях. В ноябре 1967 года фильм получил положительные отзывы и в целом остается хорошо оцененным.

Рабочие, строящие пристройку к лондонскому метро в Хоббс-Энд, выкапывают странный череп. Палеонтолог возрастом пять миллионов лет доктор Мэтью Рони идентифицирует его как обезьяночеловека , более древнего, чем предыдущие находки. Один из помощников Рони обнаруживает поблизости часть металлического предмета. Полагая, что это неразорвавшаяся бомба, оставшаяся после бомбардировки Лондона , они вызывают армейскую группу по обезвреживанию бомб.

Тем временем профессор Бернард Куатермасс узнает, что его планы по колонизации Луны должны быть переданы военным, а также планы по созданию баз баллистических ракет в космосе. Полковник Брин назначен в Британскую экспериментальную ракетную группу Куатермасса. Когда команда по обезвреживанию бомб обращается за помощью к Брину, Куотермэсс сопровождает его на место. Когда в камере «бомбы» находят еще один череп, они понимают, что самому объекту тоже должно быть пять миллионов лет. Отмечая его невосприимчивость к теплу, Куотермасс подозревает, что оно имеет инопланетное происхождение, но Рони уверен, что обезьянолюди были земными.

Помощница Рони, Барбара Джадд, идет на стройплощадку вместе с Куотермасом. Ее заинтриговало название местности, и она вспомнила, что «Хоб» — старое имя Дьявола. Полицейский упоминает легенду о том, что в разбомбленном доме напротив вокзала обитают привидения. Все трое отправляются туда для расследования. Полицейский так напуган, что ему приходится уйти. Член группы по обезвреживанию бомб становится свидетелем призрачного призрака обезьяночеловека Рони, появляющегося через стену объекта. Куотермасс и Барбара находят исторические отчеты о призраках и других призрачных явлениях, уходящие вглубь веков и совпадающие с нарушениями земли вокруг Хоббс-Энда.

Реклама 1968 года.

Попытка открыть герметичную камеру объекта с помощью боразонового сверла не удалась. Позже, однако, видна небольшая дырочка, хотя оператор буровой установки Слэдден уверен, что не несет за нее ответственности. Дыра расширяется, открывая трупы трехногих инсектоидных существ с рогатыми головами. Изучение их физиологии позволяет предположить, что они прибыли с Марса . Куотермасс и Рони отмечают сходство между их внешностью и изображениями Дьявола, в то время как Куотермэсс полагает, что космический корабль является источником призрачных изображений и возмущений.

Они раскрывают свои выводы прессе, вызывая гнев министра правительства, который не санкционировал их заявления. Куотермасс предполагает, что обитатели космического корабля прибыли с умирающего Марса. Не имея возможности выжить на Земле, они стремились сохранить часть своей расы, создав колонию по доверенности, усилив интеллект и передав марсианские способности местным примитивным гоминидам . Куотермасс предполагает, что инсектоиды использовали более продвинутые медицинские и хирургические методы, чем те, что используются на современной Земле. Потомки этих обезьянолюдей превратились в людей, сохранив остатки марсианского влияния, похороненные в их подсознании. Брин считает, что «инопланетный корабль» — это нацистская пропаганда, призванная посеять страх среди лондонцев. Министр верит Брину и решает представить космический корабль на пресс-конференции.

Разбирая свою дрель, Слэдден охвачен психической силой и убегает. Его разум высвобождает телекинетические энергетические проявления, разрушая людей и имущество. Он приходит отдохнуть в церковь, где его находят Джадд и Куотермасс. Слэддену было видение полчищ насекомых под инопланетным небом. Слэдден также считал себя одним из них и чувствовал, что ему придется бежать, опасаясь за свою жизнь. Куотермасс возвращается в Хоббс-Энд, принося с собой машину, над которой работал Рони, которая воздействует на первобытную психику . Пытаясь воспроизвести обстоятельства, при которых пострадал Слэдден, он замечает, что Барбара попала под влияние космического корабля. Используя машину Рони, он записывает ее мысли. Куотермасс представляет запись министру и другим чиновникам. На нем показаны орды марсиан, участвующих в том, что он интерпретирует как геноцидную расовую чистку, чтобы очистить марсианские ульи от всех мутаций. Министр и Брин отклоняют запись.

Позже внутри корабля пропускается линия электропередачи, давая ему заряд электрической энергии. Эффект и масштаб влияния космического корабля на лондонцев возрастают; они неистовствуют, нападая на всех, кого считают отличными, со смертоносными телекинетическими проявлениями энергии. Брина тянет к космическому кораблю и убивает исходящая от него энергия. Куотермасс также попадает под контроль инопланетян, но Рони вырывает его из-под контроля, на которого это не влияет. Они понимают, что небольшая часть населения имеет иммунитет. Психическая энергия усиливается, разрывая улицы и здания, а над городом возвышается призрачный образ марсианина, напоминающий образ Дьявола из легенд. Вспоминая истории о том, как Дьявола можно было победить с помощью железа и воды, Рони предполагает, что марсианскую энергию можно сбросить на Землю. Куотермасс не дает Барбаре остановить Рони, который взбирается на строительный кран и поворачивает его в призрачное изображение. Кран загорается, разряжая энергию, убивая Рони. Имидж и его влияние на Лондон исчезают. Опустошенные, Куотермасс и Барбара молча стоят среди руин Лондона.

Барбара Шелли (Барбара Джадд), Джеймс Дональд (доктор Рони) и Эндрю Кейр (Куотермасс) в сцене из фильма «Куотермасс и яма»

Производство

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

Профессор Бернард Куотермасс был представлен публике в двух телевизионных сериалах BBC: «Эксперимент Куатермасс» (1953) и «Кватермасс II» (1955), написанных Найджелом Нилом. Права на оба этих сериала были приобретены компанией Hammer Film Productions , а экранизации — The Quatermass Xperiment и Quatermass 2 , обе режиссёра Вэла Геста и с Брайаном Донлеви в главной роли в роли Куотермасса, были выпущены в 1955 и 1957 годах соответственно. [ 4 ] Нил написал третий сериал « Куатермасс и яма » для BBC, который транслировался в декабре 1958 и январе 1959 года. Вновь заинтересовавшись созданием экранизации, Хаммер и Нил, которые к тому времени покинули BBC и работал сценаристом-фрилансером, завершил сценарий в 1961 году. Предполагалось, что Вэл Гест снова станет режиссером, а Брайан Донлеви повторит свою роль Куотермасса с производство начнется в 1963 году. [ 5 ] Обеспечить финансирование нового фильма «Куатермасс» оказалось непросто. В 1957 году Хаммер заключил сделку с Columbia Pictures на распространение своих картин, и в период с 1957 по 1964 год компании совместно работали над тридцатью фильмами. [ 6 ] Колумбия, которую не интересовал Куатермасс, передала сценарий, и производство на несколько лет зашло в тупик. [ 7 ] В 1964 году Нил и Энтони Хиндс представили в Колумбию переработанный малобюджетный сценарий, но отношения между Хаммером и Колумбией начали портиться, и сценарий снова был отклонен. [ 8 ] В 1966 году Хаммер заключил новое дистрибьюторское соглашение с Seven Arts Productions , Associated British Picture Corporation и Twentieth Century Fox ; «Куатермасс и Яма» наконец-то пошли в производство. [ 7 ]

Нил написал первый вариант сценария в 1961 году, но из-за трудностей с привлечением интереса со стороны американских софинансистов фильм не пошёл в производство до 1967 года. [ нужна ссылка ]

Сценарий во многом соответствует телевизионному оригиналу. Сюжет был сокращен, чтобы соответствовать более короткой продолжительности фильма, основной жертвой стало удаление сюжета с участием журналиста Джеймса Фуллалава. [ 7 ] Кульминация была изменена, чтобы сделать ее более кинематографичной: Рони использует кран, чтобы закоротить марсианское влияние, тогда как в телевизионной версии он бросает металлическую цепь в яму. [ 7 ] Место расположения ямы было изменено со строительной площадки на лондонское метро. [ 8 ] Заключительная сцена телевизионной версии, в которой Куотермасс умоляет человечество не допустить превращения Земли в «вторую мертвую планету», также была исключена в пользу кадра, в котором Куотермасс и Джадд сидят одни среди разрушений, нанесенных марсианским космическим кораблем. [ 9 ]

Эндрю Кейр, игравший Куотермасса, счел создание фильма неудачным опытом, полагая, что Бейкер хотел, чтобы Кеннет Мор на эту роль сыграл .

Джеймс Дональд впервые получил известность, сыграв Тео Ван Гога в фильме «Жажда жизни» (1956), а затем сыграл ряд ролей в фильмах о военнопленных времен Второй мировой войны «Мост через реку Квай» (1957), «Большой побег» (1963). ) и Крысиный король (1965). [ 10 ] [ нужен лучший источник ] Хотя Дональд и не играл главной роли, ему был присвоен статус самого успешного . [ 11 ]

Найджел Нил долгое время резко критиковал интерпретацию Куотермасса Брайаном Донлеви и лоббировал изменение роли, утверждая, что прошло достаточно времени, и зрители не будут сопротивляться смене актера. [ 12 ] На эту роль рассматривались несколько актеров, в том числе Андре Морелл , сыгравший Куатермасса в телевизионной версии «Куатермасса и ямы» . [ 13 ] Морелл не был заинтересован в возвращении к роли, которую он уже сыграл. [ 12 ] В конце концов продюсеры остановились на шотландском актере Эндрю Кейре, который играл второстепенные роли в других постановках Хаммера, включая «Пираты Кровавой реки» (1962), «Пираты корабля дьявола» (1964) и «Дракула: Принц тьмы» (1966). [ 13 ] Кейру эта съемка показалась неудачной: позже он вспоминал: «Режиссер Рой Уорд Бейкер не хотел, чтобы я играл на эту роль. Он хотел Кеннета Мора … и это были очень неудачные съемки. [...] Обычно Мне нравится ходить на работу каждый день. Но семь с половиной недель это был настоящий ад». [ 14 ] Рой Уорд Бейкер отрицал, что хотел Кеннета Мора, который, по его мнению, был бы «слишком хорош» для этой роли. [ 15 ] говоря: «Я понятия не имел, что он [Кейр] был недоволен, пока мы снимали. Его игра была абсолютно правильной во всех деталях, и я представлял его как звезду картины. Возможно, мне следовало вмешаться больше». [ 16 ] Он повторил роль Куотермасса для BBC Radio 3 в «Мемуарах Куотермасса» (1996), что сделало его единственным актером, кроме Донлеви, который играл эту роль более одного раза. [ 17 ]

Барбара Шелли регулярно играла главную роль в фильме «Молот», появившись в фильмах «Лагерь на Кровавом острове» (1958), «Тень кошки» (1961), «Горгона» (1964), «Тайна Кровавого острова» (1964), «Дракула: Принц тьмы». и Распутин, Безумный монах (1966) для них. [ 18 ] [ нужен лучший источник ] «Куатермасс и яма» был ее последним фильмом для компании, и впоследствии она работала на телевидении и в театре. [ 19 ] Рой Уорд Бейкер был особенно очарован своей главной героиней, и в 1974 году он рассказал журналу Bizarre Magazine , что он «без ума от нее в смысле любви. Мы вместе вальсировали на съемочной площадке, это был большой роман». [ 14 ]

К тому времени, когда «Куотермасс и яма» наконец приступили к производству, Вэл Гест был занят в «Казино Рояль» (1967), поэтому режиссерские обязанности вместо этого перешли к Рою Уорду Бейкеру. [ 12 ] Первым фильмом Бейкера был «Октябрьский человек» (1947), а наибольшую известность он получил благодаря фильмам «Тот, кто ушел» (1957) и «Ночь, которую стоит помнить» (1958). [ 20 ] После провала фильма «Две левые ноги» (1963) он перешел на телевидение, снимая эпизоды « Человеческие джунгли» (1963–64), «Святой» (1962–69) и «Мстители» . [ 21 ] Продюсер Энтони Нельсон Киз выбрал Бейкера в качестве режиссера, потому что он чувствовал, что его опыт работы над такими фильмами, как «Незабываемая ночь», дал ему технические знания, необходимые для удовлетворения важных требований к спецэффектам фильма. [ 7 ] Бейкер, со своей стороны, чувствовал, что его опыт работы в основанных на фактах драмах, таких как «Ночь, которую нужно помнить» и «Тот, кто ушел», позволил ему придать «Куотермассу» и «Яме» атмосферу реализма, необходимую для того, чтобы убедить публику. [ 15 ] Он был впечатлен сценарием Найджела Нила, посчитав, что сценарий был «напряженным, захватывающим и интригующим с отличным повествовательным сюжетом. Он вообще не нуждался в доработке. Все, что нужно было сделать, это снять его и снять». [ 22 ] Он также был впечатлен экономичной структурой Hammer Films: привыкший работать в крупных студиях с тысячами штатных сотрудников, он был удивлен, обнаружив, что основная деятельность Hammer Films состоит всего из пяти человек, и ему понравилось, как это повлияло на такое решение. -Процесс изготовления быстрый и простой. [ 15 ] «Куатермасс и яма» был первым фильмом, в котором режиссер был указан как «Рой Уорд Бейкер», ранее он был указан как «Рой Бейкер». Изменение было сделано, чтобы избежать путаницы с другим Роем Бейкером, который был звукорежиссером. [ 20 ] Позже Бейкер пожалел об этом изменении, поскольку многие считали его новым директором. [ 15 ]

Съемки проходили с 27 февраля по 25 апреля 1967 года. [ 8 ] Бюджет составил 275 000 фунтов стерлингов (5,47 миллиона фунтов стерлингов в 2023 году). [ 23 ] В это время Хаммер работал в Associated British Studios в Элстри , Борехамвуд . Из-за нехватки места производство было перенесено в соседнюю студию MGM Borehamwood . [ 6 ] В то время в студии MGM Studios не работало никаких других продюсеров, поэтому съемочная группа Quatermass имела полный доступ ко всем помещениям студии. [ 24 ] Бейкер был особенно рад возможности использовать обширную площадку MGM для оформления экстерьера станции метро. [ 24 ] В продюсерскую команду входили многие завсегдатаи Hammer. [ 25 ] включая художника-постановщика Бернарда Робинсона , который в шутку включил плакат Хаммера « Ведьмы» (1966) в оформление своей декорации для станции Хоббс-Энд. [ 26 ] Еще одним постоянным клиентом Hammer был супервайзер по спецэффектам Лес Боуи . Бейкер вспомнил, что у него был скандал с Боуи, который считал, что фильм полностью представляет собой картину со спецэффектами, когда он пытался провести первую конференцию по подготовке к съемкам. [ 16 ] Вклад Боуи в фильм включал сцену марсианской резни, которая была создана с использованием марионеток и живых саранчи , а также модельные сцены разрушения Лондона, включая кульминационную сцену, когда кран раскачивается в марсианское привидение. [ 27 ]

Тристрам Кэри был выбран для написания музыки к фильму «Куотермасс и яма» . Интерес к электронной музыке у него появился во время службы в Королевском флоте в качестве эксперта по электронике, работавшего на радаре во время Второй мировой войны. [ 28 ] Он стал профессиональным композитором в 1954 году, работая в кино, театре, на радио и телевидении. [ 29 ] с такими титрами, как «Убийцы леди» (1955). [ 30 ] Он сказал о своем задании: «Я не был в восторге от работы над фильмом, потому что Хаммеру нужна была масса электронного материала и много оркестровой музыки. Но у меня было трое детей, и все они учились в платных школах, поэтому мне нужны были все пенни, который я мог бы получить!" [ 31 ] Кэри также вспоминал, что «я думаю, что основным применением электроники в Куатермасе был сильный трясущийся и вибрирующий звук, который издавала «вещь в туннеле»… Сделать этот звук было не так уж и сложно, хотя я никогда не играл он был очень громким, потому что я не хотел разрушать свои колонки — у меня были надежды уничтожить несколько акустических систем в кинотеатрах, но этого не произошло». [ 32 ] Несколько оркестровых и электронных реплик из фильма были выпущены GDI Records в сборнике под названием The Quatermass Film Music Collection . [ 33 ] Саундтрек был выпущен на желтом виниле в Великобритании ко Дню музыкального магазина 2017. [ нужна ссылка ]

Последовательность заголовков

[ редактировать ]

Заголовок фильма «Куатермасс и яма» был задуман, чтобы вызвать воспоминания. Ким Ньюман в своей монографии Британского института кино (BFI) о фильме утверждает: «Слова «Hammer Film Production» появляются на черном фоне. Последовательные фрагменты мозаики показывают слегка психоделический череп. кость – возможно, карты или пейзажи – напоминающие как красную планету Марс, так и адское пламя. Кроме того, название написано неровными красными буквами». [ 34 ]

Сценарий был отправлен Джону Тревельяну из Британского совета киноцензоров в декабре 1966 года. [ 21 ] Тревельян ответил, что фильму потребуется сертификат X , и пожаловался на звук вибраций инопланетного корабля, показ марсианской резни, сцены разрушений и паники по мере того, как марсианское влияние распространяется, а также образ Дьявола. [ 24 ]

Критический

[ редактировать ]

Премьера фильма «Куотермэсс и яма» состоялась 9 ноября 1967 года, а он вышел в общий прокат как двойной полнометражный фильм с «Цирком страха» . 19 ноября [ 13 ] Он был выпущен в США под названием « Пять миллионов лет до Земли» в марте 1968 года. [ 35 ] Критики восприняли в целом положительно. В своей статье в «Таймс» Джон Рассел Тейлор обнаружил, что «после медленного начала, показывающего недостатки актерской игры и режиссуры, все действительно начинает меняться, когда загадочный объект, похожий на ракету, обнаруженный во время раскопок в Лондоне, оказывается реликвией доисторическая марсианская попытка (казалось бы, успешная) колонизировать Землю [...] Развитие этой ситуации скрупулезно проработано и фильм по-настоящему захватывает, даже когда (настоящее испытание это) Сила Зло наконец показано персонифицированным в туманных светящихся очертаниях, зрелище, как правило, скорее вызывает хихиканье, чем вздохи ужаса». [ 36 ]

Пол Эррол из Evening Standard охарактеризовал фильм как «хорошо сделанную, но многословную болтовню», и эту точку зрения поддержал Уильям Холл из Evening News, который охарактеризовал фильм как «развлекательную чушь» с «творческим финалом». [ 37 ] Чуть более критическую точку зрения высказала Пенелопа Мортимер в The Observer , которая сказала: «Из этой чепухи получается вполне хороший фильм, хорошо составленный, грамотно сфотографированный и в целом добротно исполненный. Чего ему совершенно не хватает, так это воображения». [ 38 ] Лесли Холливелл писала: «Третий фильм сериала «Куатермасс» — самый амбициозный, во многих отношениях изобретательный и приятный, но испорченный самой плодовитостью воображения автора: концепции просто слишком интеллектуальны, чтобы им можно было легко следовать в том, что должно быть. визуальный триллер. Кульминация, в которой дьявол поднимается над Лондоном и «заземляется», достаточно душераздирающая». [ 39 ]

Театральная касса

[ редактировать ]

По данным Fox, прокат фильма потребовал 1,2 миллиона долларов, чтобы окупиться, и он заработал всего 881 000 долларов (6,14 миллиона долларов в 2023 году). [ 40 ]

Наследие

[ редактировать ]

Фильм имел успех для Хаммера, и они быстро объявили, что Найджел Нил пишет для них новый рассказ о Куатермасе , но сценарий так и не пошел дальше нескольких предварительных обсуждений. [ 41 ] В конце концов Нил написал четвертый рассказ о Куотермассе , который транслировался в виде сериала из четырех частей под названием Quatermass на телевидении ITV в 1979 году, отредактированная версия которого также была выпущена ограниченным тиражом в кинотеатрах под названием The Quatermass Conclusion . [ 13 ] «Куатермасс и яма» ознаменовали возвращение Роя Уорда Бейкера к режиссуре кино. [ 20 ]

«Куатермасс и яма» по-прежнему пользуются большим уважением среди критиков. Джон Бакстер отмечает в книге «Научная фантастика в кино» , что «Бейкер разгадывает этот яркий триллер тяжело и интересно. [...] В фильме есть моменты чистого ужаса, возможно, самый эффектный из тех, в которых оператор буровой установки выгоняется с космического корабля». таинственной силой внутри, попадает в вихрь, который наполняет раскопки массой летающих бумаг». [ 42 ] Джон Броснан , пишущий в «Первобытном крике» , обнаружил, что «как сокращенная версия сериала фильм хорош, но старая черно-белая версия, хотя местами скрипучая и с плохими эффектами, по понятным причинам, все же работает на удивление хорошо, имея больше времени, чтобы создать тревожную атмосферу». [ 43 ] Билл Уоррен в фильме «Продолжайте наблюдать за небом!» сказал: «Амбициозность сюжетной линии заключена в хорошо продуманной тайне, которая разворачивается тщательно и ясно». [ 44 ] Найджел Нил испытывал смешанные чувства по поводу результата: «Я был очень доволен Эндрю Кейром, которого они в конечном итоге выбрали, и очень доволен фильмом. Однако есть несколько вещей, которые меня беспокоят... Спецэффекты в фильмах Хаммера всегда были дьявольскими». [ 27 ]

Было высказано предположение, что Тобе Хупера 1985 года «Жизненная сила» во многом является ремейком «Кватермасса и ямы» Хаммера . В интервью режиссер Тобе Хупер рассказал, как компания Cannon Films дала ему 25 миллионов долларов, полную свободу действий и книгу Колина Уилсона «Космические вампиры» . Затем Хупер рассказывает, как у него кружилась голова: «Я думал, что вернусь к своим корням и сделаю 70-миллиметровую пленку Hammer». [ 45 ]

Релиз для домашних СМИ

[ редактировать ]

Различные DVD с фильмом включают комментарии Найджела Нила и Роя Уорда Бейкера, а также интервью актеров и съемочной группы, трейлеры и часть телесериала «Мир Хаммера», посвященную набегам Хаммера на научную фантастику. [ 46 ]

Британский Blu-ray был выпущен 10 октября 2011 года. [ 47 ] за которым последовали релизы в США, Германии и Австралии. [ 48 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Халленбек и Мейкле 2011 , с. 135.
  2. ^ «Куотермасс и яма» . Поиск в коллекциях Британского института кино . Проверено 16 августа 2024 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Куотермасс и яма» . Классические фильмы Тернера . Проверено 14 апреля 2016 г.
  4. ^ Хирн и Барнс 1999 .
  5. ^ Мюррей 2006 , с. 76.
  6. ^ Перейти обратно: а б Хирн и Барнс 2007 , с. 13.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Кинси 2007 , с. 18.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Хирн и Барнс 2007 , с. 116.
  9. ^ Майер 2004 , с. 155.
  10. ^ Джеймс Дональд на IMDb
  11. ^ Хирн и Барнс 2007 , с. 11.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Мюррей 2006 , с. 95.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Хирн и Барнс 2007 , с. 117.
  14. ^ Перейти обратно: а б Майер 2004 , с. 40.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Нил и Бейкер, комментарии к DVD
  16. ^ Перейти обратно: а б Бейкер 2000 , с. 125.
  17. ^ Мюррей 2006 , с. 177.
  18. ^ Барбара Шелли на IMDb
  19. ^ Хирн и Барнс 2007 , с. 29.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Хирн и Барнс 2007 , с. 129.
  21. ^ Перейти обратно: а б Кинси 2007 , с. 20.
  22. ^ Бейкер 2000 , с. 124.
  23. ^ Кинси 2007 , с. 26.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Кинси 2007 , с. 21.
  25. ^ Кинси 2007 , с. 22.
  26. ^ Кинси 2007 , с. 24.
  27. ^ Перейти обратно: а б Кинси 2007 , с. 27.
  28. ^ Хаквейл 2008 , с. 125.
  29. ^ Хаквейл 2008 , с. 126.
  30. ^ Ньюман 2019 , с. 108.
  31. ^ Мартелл, с. 15.
  32. ^ Хаквейл 2008 , с. 129.
  33. ^ «Музыкальный сборник из фильмов Куотермасс» . www.SoundtrackCollector.com . Проверено 18 октября 2010 г.
  34. ^ Ньюман 2019 , с. 37.
  35. ^ Кинси 2007 , с. 67.
  36. ^ Тейлор, Джон Рассел (2 ноября 1967 г.). «Угроза с Марса». Таймс . Лондон.
  37. ^ Майер 2004 , с. 152.
  38. ^ Майер 2004 , с. 153.
  39. ^ Холливелл, Лесли (1989). Путеводитель по фильмам Холливелла (7-е изд.). Лондон: Паладин. п. 827. ИСБН  0-586-08894-6 .
  40. ^ Сильверман, Стивен М. (1988). Убежавшая лиса: Последние дни династии Зануков в двадцатом веке – Фокс . Секокус, Нью-Джерси: Лайл Стюарт. п. 327 . ISBN  9780818404856 .
  41. ^ Мюррей 2006 , с. 96.
  42. ^ Бакстер 1970 , с. 98.
  43. ^ Броснан 1995 , с. 149.
  44. ^ Уоррен 1982 , с. 339.
  45. ^ Миллер 2016 , с. 180.
  46. ^ Чендлер, Фил. «Куотермасс и яма» . www.dvdcult.com . Архивировано из оригинала 22 ноября 2010 года . Проверено 23 октября 2010 г.
  47. ^ «Куотермасс и яма» . Blu-Ray.com .
  48. ^ «Куотермасс и яма» . Blu-Ray.com .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f5ffe7d5f9454744f2b91f26d284a4e4__1725921240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/e4/f5ffe7d5f9454744f2b91f26d284a4e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Quatermass and the Pit (film) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)