Электричество на Шаббате

Электричество на Шаббате относится к различным правилам и мнениям относительно использования электрических устройств евреями, которые наблюдают Шаббат . Различные раввинские власти произносится на то, что разрешено, а что нет, но есть много разногласий в подробной интерпретации, как между различными отдельными органами, так и между отраслями иудаизма .
В ортодоксальном иудаизме полностью запрещено использовать электрические устройства на Шаббате, поскольку некоторые считают, что включение лампочки накаливания нарушает библейский запрет на воспламенение пожара . Консервативные власти, с другой стороны, обычно отвергают аргумент, что включение ламп накаливания считается «зажигающим». [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Комитет консервативного движения по еврейскому законодательству и стандартам утверждает, что «воздержание от операционных огней и других разрешенных электрических приборов является благочестивым поведением», но не требуется, в то же время заявляет, что использование некоторых электрических устройств (таких как компьютеры, камеры, камеры, камеры, камеры, камеры, камеры, камеры, камеры, камеры, камеры, камеры, камеры, камеры, камеры, камеры, камеры и смартфоны, которые записывают данные), запрещены на Шаббате. [ 4 ] существуют разногласия Позиция (власти еврейского законодательства ) в отношении технических галачиков по причинам запрета операции электропроизводительных приборов (власти еврейского законодательства). Было предложено по меньшей мере шесть основных причин и меньшинство (включая Рав Шломо Залман Ауэрбах [ 5 ] ) верь, что включение большинства электрических приборов запрещено только из -за общей еврейской практики и традиций ( Минхаг ) и поддерживать дух Шаббата, но не по какой -либо существенной технической галачковой причине.
Хотя непосредственно эксплуатационные приборы запрещены в ортодоксальности, в соответствии с некоторыми властями разрешены несколько косвенных методов. [ 6 ] Действия, которые активируют электрическое устройство, но специально не предназначены для этого, могут быть допущены, если активация не обязательно произойдет или если человек не выигрывает от автоматической работы прибора.
Случайные запреты и длина
[ редактировать ]Многие электрические устройства не могут использоваться на Шаббате по причинам, не связанным с электричеством. Например:
- Электрическая плита не может быть использована для приготовления пищи, поскольку все приготовления пищи запрещены ( Бишул ).
- Электрическая газонокосилка не может быть использована, поскольку разрезание травы любым способом запрещено ( Kotzer ).
- Использование компьютера может нарушить запрет на написание ( Kotev ), либо при отображении слов на экране, либо сохранения информации на диск (см. Обсуждение Fuller ниже).
И наоборот, даже если использование электрического устройства обычно было бы запрещено на Шаббате, в определенных обстоятельствах оно может быть разрешено из -за недостатков, которые применяются ко всем запретам Шаббата. Например:
- Если нарушение Шаббата - единственный способ спасти человеческую жизнь ( Пикуах Нефеш ), можно и должно это сделать.
- Если кто -то выполняет деятельность, которая косвенно вызывает нарушение Шаббата ( GRAMA ), уровень нарушения считается ниже. Если присутствуют другие причины снисходительности, деятельность может стать разрешенной при определенных условиях.
- Если кто -то выполняет деятельность, которая имеет нежелательные следствия от нарушения Шаббата ( Мелаха, она Тжина Црича Легуфа ), уровень нарушения считается ниже. Если присутствуют другие причины снисходительности, деятельность может стать разрешена.
- Если кто -то выполняет деятельность, которая имеет нежелательные следствия, возможно, (не определенно) нарушение Шаббата ( Davar She'eino Mitkaven ), деятельность разрешена на Шаббате.
Лампы накаливания
[ редактировать ]Из 39 категорий творческих видов деятельности, запрещенных на Шаббате, раввинские власти связали как минимум три с лампами накаливания. Подавляющее большинство ортодоксальных галахических властей утверждают, что включение света накаливания на Шаббате нарушает библейский запрет на «воспламенение» огонь ( иврит : язание, hav'arah ), потому что нить становится горячим, как уголь. [ 7 ] Некоторые утверждают, что это нарушает запрет на «приготовление пищи». [ 7 ] Другим подходом является подход Раавада , который будет классифицировать свет накаливания как третью творческую деятельность: «Завершение продукта» (иврит: מכה בפטיש, макке -бапатиш : буквально, «ударив в последний удар молотка»). [ 8 ]
Мишна утолить , в контексте законов, запрещающих приготовление пищи, гласит: «Тот, кто нагревает металлический горшок, может не залить в нее холодную воду, чтобы нагреть [воду], но он может налить воду в кастрюлю или чашку, чтобы [ Сосуд ]. " [ 9 ] В Gemara говорит , Рав что ему разрешено добавлять воду, чтобы охладить ее, но запрещено добавлять воду для формирования металла. Шмуэль говорит, что также разрешено добавлять достаточно воды, чтобы формировать металл, если это не его намерение, но если он намерен формировать металл, он запрещен. [ 10 ] В другом контексте Рав Шешет говорит, что «приготовление» металлическая нить запрещена аналогией с приготовлением специй. [ 11 ]
Раввин Шломо Залман Ауэрбах запрещает повышение (или опускание) уровня электрического нагревателя с регулируемым циферблатом, поскольку в процессе включаются многочисленные нагревательные элементы. [ 12 ]
Консервативный раввин Даниэль Невинс утверждал, что, согласно традиционным галахическим источникам, нагревание нити не запрещено, поскольку тепло не вызывает каких -либо существенных изменений в металле и не приносит пользы. [ 4 ]
Флуоресцентные и светодиодные огни
[ редактировать ]В то время как видимый свет, полученный флуоресцентными лампами, поступает из фосфорного покрытия, которое светятся при низкой температуре, такие лампы также включают металлические электроды , которые нагреваются до очень высокой температуры, что вызывает те же проблемы с галахией, что и лампы накаливания. Тем не менее, светодиодные лампы не содержат нити горячего металла и не имеют таких же галахических вопросов, хотя они могут быть галахически проблематичными по причинам, обсуждаемым позже в этой статье.
Законы Шаббата, потенциально связанные с электричеством
[ редактировать ]Другие запреты могут применяться к электрическим устройствам, которые не связаны с нагреванием металла для сияющих температур.
Ель
[ редактировать ]Талмуд запрещает внедрять ароматный аромат в одежду на Шаббате. [ нужно разъяснения ] [ 13 ] По словам Раши , это связано с тем, что существует раббинский запрет на «создание чего -либо нового» ( Molid ). [ 14 ] Раввин Ицхак Шмелкс предложил применять Молид к генерации электрического тока. [ 15 ] Раввин Шломо Залман Ауэрбах и многие другие не согласны с этим применением. Среди других причин они утверждают, что Молид является ограниченной категорией, которую нельзя расширить в течение определений, навязанных талмудическими мудрецами. [ 16 ] Rav Auerbach также заявил, что Molid применяется только в том случае, когда новое свойство видно (что не так с электрическим током в схеме, но, например, когда экраны компьютера загораются). [ 17 ] Невинс поддержал рассуждения Рава Ауэрбаха. [ 4 ]
В любом случае, Molid, по -видимому, применяет только создание электрической цепи, а не для погашения существующего тока (или изменяя его прочность). [ 17 ]
Кости
[ редактировать ]Chazon Ish писал, что закрытие электрической цепи для создания электрического тока библейски запрещено как «здание» ( Boneh ), а открытие закрытого цепи запрещено как «разрушающее». [ 18 ]
R 'Shlomo Zalman Auerbach энергично не согласился с Chazon Ish. Среди других причин он утверждал, что строительство и уничтожение должны быть принципиально постоянными по своему характеру, тогда как большинство электрических устройств обычно включаются и выключаются по желанию, и человек, который поворачивает его, обычно намеревается, что он будет выключен в некоторую более позднюю точку и наоборот. Создание предмета, который является принципиально временным по своему характеру, является максимум раббинического запрета, и Рав Ауэрбах сказал, что открытие и закрытие схемы похоже на открытие и закрытие двери, что вообще не запрещено. [ 19 ] Многие другие православные власти также занимают эту позицию, [ 20 ] Как и Консервативный комитет по еврейскому праву и стандартам. [ 4 ]
Один современный орган утверждает, что даже в соответствии с Chazon Ish запрет «строительства» не будет применяться к изменению состояния электрических цепей на компьютере, который уже работает. [ 20 ]
Мале Бапатиш
[ редактировать ]Чазон Иш, кроме того, утверждал, что закрытие схемы для визуализации устройства может нарушить библейский запрет на бапатиша малея (нанесение последнего удара молотка, т.е. заполнение продукта). [ 21 ] Аргумент будет заключаться в том, что электрическое устройство не завершено, поскольку оно не функционирует, если электричество не включено.
Раббис Шломо Залман Ауэрбах, Яаков Брейш и Невинс решительно не согласны, потому что малея бапатиш относится к принципиально постоянному акту, который требует больших усилий, и включение электрического прибора является принципиально временным, поскольку он будет отключен, и требует минимального количества усилий. [ 4 ] [ 22 ]
Раввин Ошер Вайс утверждает, что намеренно создание электрической схемы нарушает малео -бапатиш (по его мнению) любая деятельность, которая достаточно значима и творческая , потому что Как макеха бапатиш . Он также утверждает, что непреднамеренное создание схемы (так же часто происходит, когда электронные устройства работают в окрестностях человека) полностью разрешено, так как она не имеет уровня значимости, необходимого для квалификации как бапатиш . [ 23 ]
Искры
[ редактировать ]Намеренно создание горящих искры , например, путем потирания камней вместе, чтобы вызвать огонь, запрещено Шаббату как воспламенение огня; Возможно, что этот запрет включает в себя искры, на мгновение сгенерированные при включении электрического прибора. [ 24 ] Тем не менее, R 'Shlomo Zalman Auerbach Erecently по нескольким причинам: освещение искры не нравится, и может не произойти, а искры очень малы, поэтому они не могут считаться значимыми. С помощью твердотельной технологии вероятность генерации искры значительно снижается. [ 24 ] [ 25 ]
-лауреат Нобелевской премии Физик Ричард Фейнман рассказал, что, оставаясь в еврейской семинарии на конференции, к нему подошли некоторые молодые раввины, которые спросили его, является ли электричество огнем. Он ответил, что это не так, затем спросил, почему они хотели знать. Он был шокирован, узнав, что они вообще не заинтересованы в науке, но только хотел разъяснения, чтобы помочь им в интерпретации Талмуда. Фейнман объяснил им, что электричество отличалось от огня тем, что это не был химическим процессом, и указал на наличие электричества в атомах и, следовательно, каждое явление, происходящее в мире. Поскольку раввины были обеспокоены созданием искры, когда кнопка была нажата, чтобы закрыть цепь, Фейнман предложил следующее решение: «Если это беспокоит вас, вы можете положить конденсатор через переключатель, поэтому электричество будет продолжаться и выключить без выключения. любая искра - где бы то ни было. Но по какой -то причине им тоже не понравилась эта идея ». [ 26 ]
Дополнительный расход топлива
[ редактировать ]Включение прибора может косвенно привести к тому, что электростанция потребляет больше топлива, и так же нарушает Мавир, увеличение пожара. [ 27 ] По разным причинам большинство органов власти разрешают эту косвенную причинность, если электроэнергия управляется неевреями. [ 28 ] (Если электростанция эксплуатируется евреями, проблема более сложна. См. Ниже приведенный ниже раздел относительно израильских электростанций.)
Нагрев проволоки или нить
[ редактировать ]Внедрение тока в проволоку может привести к нагреванию провода до температуры Yad Sledet BO . Согласно Chazon ISH, это приведет к запрету работы такого устройства. [ 18 ] Тем не менее, R 'Auerbach не согласен, заявляя, что нагревательный металл запрещен только тогда, когда намерение состоит в том, чтобы модифицировать металл (например, отпуск ). [ 29 ] Некоторые считают, что распространенность твердой технологии сделала реальность, лежащую в основе этой проблемы устаревшей во многих случаях. [ 30 ]
Обычай
[ редактировать ]Раввин Шломо Залман Ауэрбах отверг какой-либо технический запрет на электроэнергию: «По моему мнению, нет запрета [использовать электричество] на Шаббат или Йом Тов ... нет запрета на тонкую настройку или молид ... (однако, я [я Рабби Ауэрбах] боюсь, что массы ошибаются и включают лампы накаливания на субботу, и, таким образом, я не разрешаю электроэнергию при отсутствии больших потребностей ...) ... Этот вопрос требует дальнейшего анализа. Я считаю, что нет никакого запрета использовать электричество в субботу, если электричество не приводит к запрету, как приготовление пищи или запуск пламени ». [ 5 ]
Тем не менее, он рассмотрел использование электричества, запрещенной обычаем, и, следовательно, позволит его использовать только в ситуациях больших потребностей. [ 5 ]
Практические приложения
[ редактировать ]В целом, с ортодоксальной точки зрения, допустимо извлечь выгоду из большинства электрических объектов во время Шаббата, при условии, что они предварительно установлены до начала Шаббата, а состояние прибора не изменяется вручную во время Шаббата. К ним относятся свет, отопление и кондиционер .
Приготовление приборов
[ редактировать ]Приготовление пищи, будь то электрическими или другими средствами, обычно запрещено на Шаббате. Еда может быть горячей, когда она приготовлена до начала Шаббата. Существуют различные законы, регулирующие то, как эта еда остается горячей и обслуживаемой. Часто меша или мультиварка для этой цели используется .
Холодильники
[ редактировать ]Хотя большинство наблюдательных евреев Shabbat позволяют открывать и закрывать холодильник во время Шаббата, некоторые власти требуют, чтобы дверь была открыта только после того, как мотор холодильника уже работает. В противном случае двигатель будет вызвана рано повышать повышение температуры косвенно вызванным потоком тепла снаружи. Большинство холодильников и морозильников автоматически включают двигатель, чтобы управлять охлаждающим насосом, когда термостат обнаруживает слишком высокую температуру, чтобы держать пищу холодной. Тем не менее, Auerbach и большинство властей разрешают открывать дверь, потому что этот результат является косвенным и потому что есть дополнительные основания для снижения. [ 31 ] [ 32 ]
Кроме того, любой свет накаливания, который запускается после открытия двери, должен быть отключен перед Шаббатом. Не разрешено открывать дверь, если свет будет включен, потому что, в отличие от работающего двигателя, включение света является библейским запретом, тогда как работа двигателя может быть раввиническим запретом, а также свет включается сразу же, как Эффект открытия холодильника, тогда как включение двигателя является косвенным эффектом. [ 33 ]
Некоторые производители приборов внедрили тонкие проектные аспекты для размещения евреев, наблюдающих Шаббат. В 1998 году линия Whirlpool's KitchenAid запатентовала «субботняя режим», и с тех пор многие производители последовали, предлагая аналогичные варианты. Эти режимы обычно выключают электронные дисплеи, отключают огни духовки и холодильника, которые включаются автоматически, и используют таймеры задержки, которые допускают разрешенные элементы управления температурой. [ 34 ] По словам Джона Фасмана, «около половины всех печи и холодильников на рынке (включая те, которые сделаны GE, Whirlpool и KitchenAid), теперь имеют субботний режим». [ 35 ]
Термостаты
[ редактировать ]Некоторые раввинские власти задавали вопрос, что если до начала Шаббата установлен термостат для системы отопления или кондиционирования воздуха, если изменения, внесенные в температуру комнаты, в которой содержится термостат, могут повлиять на статус системы/выключения. Особая проблема вызывает действие, которое намеренно запускает термостат; Например, если термостат настроен на то, чтобы включить жару комнаты, а обитатель комнаты желает, чтобы обогреватель включился, открывая окно, чтобы дать холодный воздух в комнату, тем самым заставляя тепло включать.
В то время как большинство раввинов постановили, что пример намеренно впустить холодный воздух в комнату для эксплуатации термостата, представляет собой нарушение Шаббата, если человек открывает окно для какого -либо другого, законного, разума и холодного воздуха в качестве побочного эффекта, Нарушения не произошло. Кроме того, большинство согласны с тем, что если человек, который не намерен управлять термостатом, делает что -то, что, как оказалось, его управляет, нарушение не произошло.
Несколько раввинских органов полностью запретили использование систем отопления или охлаждения, контролируемых термостатом на Шаббате, заявляя, что действия человека, которые запускают систему, представляют собой нарушение, независимо от намерения.
Хотя (в целом) запрещено регулировать электрическое устройство, чтобы оно включалось или выключено раньше , многие органы власти позволяют корректировать его, чтобы ожидаемое изменение было отложено , а текущее состояние сохранилось дольше. [ 36 ] Согласно разрешающему мнению, если в настоящее время отключена система отопления (поскольку температура в настоящее время выше, чем настройка термостата), можно было бы снизить термостат, так как это приводит к тому, что система отопления остается в своем токе «Off». дольше
Телевидение и радио
[ редактировать ]Большинство раввинских властей запрещают смотреть телевизор во время Шаббата, даже если телевизор включен до начала Шаббата, и его настройки не изменяются. Тем не менее, большинство раввинов разрешили программирование устройства для записи телевизионных программ во время Шаббата, программирования, которое должно быть выполнено до начала Шаббата и просмотра после. [ Цитация необходима ]
Большинство властей также запрещают включать или слушать радио. Причина в том, что, хотя электрический ток не включается, радио издает громкий шум, попадая под раввинский запрет на издавать шум с помощью инструмента, предназначенного для шума. Тем не менее, может быть разрешено увеличить объем радио, который уже включен, потому что многие власти позволяют добавлять к электрическому току. Элиэзер Уолденберг говорит, что изменение станции на радио с помощью циферблата запрещено, но Шломо Ауэрбах говорит, что это разрешено. [ 37 ]
Независимо от допустимости, почти все власти (включая консервативных Невинс) считают, что просмотр телевизора, слушание радио или использование приборов для аналогичных целей на Шаббате нарушает дух Шаббата и не является идеальным. [ 4 ]
Еврейский народ также может не оставить определенные устройства на Marit Ayin - запрет делать что -то, что другой может рассматривать как запретительное в еврейском законодательстве. [ Цитация необходима ]
Компьютеры и подобные приборы
[ редактировать ]В дополнение к возможным галахическим проблемам с любым использованием электроэнергии, некоторые дополнительные проблемы могут применяться при использовании электронных устройств, таких как компьютеры.
Написание на экране
[ редактировать ]Мнения различаются в отношении того, что текст появляется на электронном экране (например, экран компьютера или мобильный телефон). Многие утверждают, что, поскольку текст появится только на экране только в течение короткого периода, библейский запрет на написание и стирание постоянного текста не нарушается, поэтому действие запрещено только раббиновым законом. [ 38 ] Раввин Шмуэль Вуснер был более строгим, утверждая, что, поскольку текст на экране может длиться значительный промежуток времени (т. Е. Зачав), он считается «постоянным» письмом, что запрещено. [ 39 ] Тем не менее, другие власти говорят, что даже в соответствии с подходом Вуснера библейский запрет не будет применяться, если у устройства есть заставка , которая автоматически заменяет содержимое экрана через короткое время, [ 20 ] Или, если устройство имеет батарейное питание (и не подключено) и неизбежно исчерпает батарею не слишком долго. [ 20 ] [ 17 ]
Это решение может зависеть от типа используемого дисплея. Например, при использовании ЭЛТ -дисплея (но не позднее виды дисплея) слова, которые появляются на экране компьютера, на самом деле мерцают много раз в секунду; Согласно некоторым властям, это означает, что такое письмо вообще не рассматривается. [ 40 ] [ 20 ] С другой стороны, текст на дисплее e Ink (например, Amazon Kindle ) остается навсегда, даже если устройство теряет электроэнергию (если только пользователь не решает изменить текст), что делает его библейски запрещенным. [ 17 ] [ 41 ]
Писать на диск
[ редактировать ]Другая проблема - запись информации на компьютере (например, сохранение файла или отправка текстового сообщения, которое будет храниться на сервере или на телефоне получателя). Консервативный раввин Даниэль Невинс написал, что такая запись нарушает библейский запрет на написание. [ 4 ] Среди православных властей мнения разделяются на то, нарушает ли магнитная запись запрета письма. [ 20 ] Кроме того, R 'Shlomo Zalman Auerbach утверждал, что запись может нарушать отдельный библейский запрет «построения», поскольку один из них создает возможность для компьютера, чтобы показать вам эту информацию позже. [ 42 ] [ 20 ]
Другие соображения
[ редактировать ]Также сомнительно, является ли использование клавиатуры или другого устройства ввода для изменения того, что отображается, является прямым эффектом, поскольку это зависит как от клавиатуры, так и от предварительно запрограммированного поведения устройства. [ Цитация необходима ] Что касается печати документа на бумаге, некоторые власти рассматривают его как Grama и только раббинически запрещены (поскольку печать происходит только через некоторое время, и после того, как компьютер рассчитал, как лучше всего печатать), в то время как другие рассматривают его как простое письмо и, следовательно, библейски запрещены. [ 20 ]
Использование компьютера можно считать «Uvdin d'Hol» (занятия по буднику/обыденну), которым запрещено раввины для сохранения духа святости Шаббата, предотвращая выполнение неотъемлемых или изнурительных задач и специфических для буднего дня занятия на Шаббате.
Раввин Наум Рабинович постановил, что солдаты (которым нужно писать, чтобы спасти жизни), предпочтительно использовать ручку с исчезающими чернилами (которые раббиноз Запреты, связанные с использованием компьютера. [ 17 ]
Приложение Shabbos было предложенным приложением для Android, которое утверждает его создатели, чтобы дать евреям допустимо использовать смартфон для текста на Шаббате. [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] Разработчики заявили, что заявка будет опубликована в декабре 2014 года, [ 47 ] Но приложение было отложено и в конечном итоге никогда не было выпущено. При объявлении приложение вызвало шум среди общественности, и многие раввины выступили против развития. [ 43 ] [ 48 ]
Телефон
[ редактировать ]Как и другие электрические приборы, телефоны связаны с аналогичными ограничениями на Шаббат. Работа по телефону может включать отдельные запреты на каждом этапе операции. Таким образом, удаление телефона из приемника для создания тонального тона, закрывающего цепь и издает шум. Набор закрывает больше схем и создает больше шумов. Говоря по телефону увеличивает существующий текущий, но Шломо Ауэрбах и многие другие власти разрешают это. Повесить телефон открывает схему, которая является библейским запретом на «уничтожение» в соответствии с Chazon Ish, но раббиновой запрет, по мнению других. [ 49 ]
Набор на многих телефонах, включая мобильные телефоны, также вызывает записание чисел на экране дисплея, что нарушает запрет на написание (как описано выше). Если на Shabbat должен быть сделан телефонный звонок, другие факторы равны, предпочтительнее использовать телефон без экрана дисплея. [ Цитация необходима ]
Сомнительно, разрешено ли использовать автоответчик или голосовую почту для получения сообщений, оставленных во время Шаббата, поскольку человек извлекает выгоду из нарушения Шаббата, особенно если вызывающий - еврей. [ 50 ]
В чрезвычайном случае, когда должен быть сделан телефонный звонок, чтобы сэкономить срок службы, разрешается телефонный звонок . Кроме того, был изобретен специальный телефон, чтобы минимизировать галахические проблемы, касающиеся использования телефона на Шаббате; Изобретатели утверждают, что его использование солдатами или другими важными работниками в менее неотложных ситуациях разрешено. Этот телефон продается как « кошерный телефон» (не связанный с «кошерными телефонами» в некоторых других еврейских сообществах, в которых отсутствует доступ в Интернет или СМИ, чтобы соответствовать запретам в Интернете в этих сообществах). [ 51 ]
Микрофоны
[ редактировать ]Существуют различные взгляды на использование микрофона во время Шаббата. В то время как большинство православных раввинских органов запрещают использование микрофонов, был некоторый аргумент в пользу использования микрофона в синагоге, которая включается до начала Шаббата на том основании, что микрофон не создает человеческий голос, а скорее усиливает это. У тех, кто в большинстве, которые запрещают микрофон, имеют различные опасения, включая проводимость электричества, на которую влияет человеческий голос, и внимание, которое обращается из звука, исходящего от динамиков. [ 52 ]
Был разработан «Шаббатский микрофон», который предназначен для того, чтобы позволить раввинам или хаззанам усиливать и передавать свой голос, не влияя на электрический ток микрофона для удержания конгрегаций, не нарушая Шаббат. Он использует акусто-флюидную технологию и постоянный электрический ток , поэтому источник звука не изменяет состояние электрического тока. [ 53 ] Это не было одобрено всеми православными раввинскими властями. Раввины не согласны с тем, можно ли использовать даже шаббатский микрофон при записи звука. [ 54 ]
Прачечная
[ редактировать ]Мытья одежды не разрешена на Шаббате, будь то вручную или машину. Большинство раввинских властей запретили, что стиральная машина или сушилка работают на Шаббате, даже если она установлена до начала Шаббата. Если машина все еще работает после того, как Шаббат начинается, когда это не было запланировано, не может быть получено из одежды или других объектов в приборе во время этого Шаббата. [ Цитация необходима ]
Автомобили
[ редактировать ]По словам православных властей, во время вождения по Шаббату запрещено непосредственно из -за сжигания топлива, современные автомобили также имеют многочисленные электрические компоненты, чья работа запрещена во время Шаббата. К ним относятся фары и другие внешние и внутренние огни, сигналы поворота и датчики. Кроме того, работа транспортного средства включает в себя много использования электрических и электрических цепей. Согласно многим консервативным органам, это использование электроэнергии не запрещено, и в определенных обстоятельствах может даже быть разрешено управлять автомобилем, оснащенным двигателем внутреннего сгорания . [ 4 ]
Лифты
[ редактировать ]Работа лифта, как правило, запрещена православными властями по нескольким причинам. Тем не менее, лифты Шаббата были разработаны автоматически для перемещения с одного этажа к другому, независимо от того, едет ли человек на лифте или нет, поэтому многие власти разрешают использовать такие лифты при определенных обстоятельствах. Экологические преимущества снижения потребления энергии, когда устройство не используется, теряются.
Системы наблюдения
[ редактировать ]Использование автоматических систем наблюдения было рассмотрено. Примеры включают в себя телевидение с замкнутым циклом , видеокамеры и детекторы движения . [ 55 ] Человек, который ходит в виде камеры операционного наблюдения, может разрешить фотографию, если камера должна быть передана, чтобы войти в здание или место, а фотография не имеет прямой пользы для прохожих. Это называется Pesik Reisha Delo Nicha Leih ( арамейский : פסיק רישא דלא ניחא ליה, свободный перевод: «неизбежное результирующее действие, которое не приносит пользы тому, кто косвенно вызвал это действие»). [ 56 ] Тем не менее, запрещено сознательно пройти мимо датчика движения, который включает свет на Шаббат, если улица или место темное, и потому что включение света существенно приносит пользу человеку, и это Песик Рейша Денича Лейх ( арамейский : арамейский: арамейский: арамейский פסיק רישא דניחא ליה, свободный перевод: «неизбежное результат, которое приносит пользу тому, кто косвенно вызвал это действие»). Наблюдательными евреями рекомендуется не проходить мимо датчика движения, который, как они знают, есть, и будут включать свет или закрывать глаза при этом. [ 57 ]
Статическое электричество
[ редактировать ]Многие власти позволяют разделять одежду или выполнять другие действия, которые могут генерировать искры из -за статического электричества . [ 58 ]
Доение коров
[ редактировать ]Некоторые обзорные статьи были опубликованы о допустимости доильных коров на Шаббате с использованием автоматизированных машин. [ 59 ] [ 60 ] Доильные коровы в корне запрещены на Шаббат, [ 61 ] но ему разрешено облегчить страдания коровьей коровьи, если молоко разрешается тратить, а не храниться. [ 62 ]
Из -за желания, чтобы столько молока не было отходом, было предложено прикрепить насосную машину на Шаббат, чтобы первые несколько капель были отходом, а затем поместили контейнер для хранения последующего потока молока. В то время как Чазон Иш писал, что такая практика запрещена, он, как сообщается, разрешил ее, когда их спрашивали устно, и некоторые общины соответственно использовали эту практику. [ 63 ] Использование устройства, изобретенного Институтом Зомета в 1980 -х годах, которое позволило переходу от доения на отходы до доения в контейнеры, чтобы произойти косвенно без вмешательства человека, акт доильных коров стал более косвенным и, следовательно, с большей вероятностью будет разрешен. [ 64 ] Еще одно решение, в котором коровы подключены к машине с выключением электричества, и электричество вскоре включается автоматически, чтобы доить коров, было разрешено теоретически Шазоном Иш и стало практичным в конце 20 -го века. В настоящее время он практикуется религиозным кибуцем в SDE Eliyahu . [ 65 ]
Способы обхода запретов на Шаббат
[ редактировать ]Было разработано несколько инноваций для удовлетворения потребностей пользователя Shabbat-Observant, не нарушая Шаббат.
Шаббатские часы
[ редактировать ]В целом, Халача позволяет еврею начать действие, посвященное Шаббат, в пятницу (до Шаббата), даже если действие будет выполнено автоматически на Шаббате. [ 66 ] Таким образом, консенсус современных властей позволяет еврею программировать таймер (называемый «часами Шаббата») перед Шаббатом для автоматического выполнения запрещенного действия на Шаббат. [ 67 ] Например, в пятницу днем разрешено прикреплять таймер к выключающему выключающему отключению, чтобы свет выключился поздно вечером в пятницу, когда люди захотят спать, и снова включится на следующий день, когда люди не спит.
Тем не менее, исключением из этого правила может быть производство шума, который нарушает мирную среду Шаббата, как показано в дискуссии в Талмуде о том, может ли еврей добавить пшеницу в пятницу к водной мельнице, которая будет автоматически работать на Шаббате, Потому что добавление пшеницы на мельницу вызовет громкий шум. [ 68 ] Ришоним не согласен с тем, какое мнение является нормативным. Джозеф Каро в Shulchan Aruch разрешает это действие, но Моисей Иссерлс ( RAMO ) запрещает ему отсутствовать большую потребность. [ 67 ] Соответственно, раввины Моисей Файнштейн и Шломо Ауэрбах запрещают программировать радио, которое включается во время Шаббата, или позволяет ему работать на Шаббате не из -за нарушения электричества как такового, а скорее потому, что шум радио нарушает отдельный запрет.
Некоторые власти подняли другие причины, чтобы запретить часы Шаббата в целом, но консенсус многих раввинов допускает их использование. [ 69 ] [ 67 ] В настоящее время они обычно используются для управления огнями в частных домах, для эксплуатации посудомоечных машин и молочных коров в Shabbat-Observant Kibbutzim и Moshavim , и для различных целей в общественных учреждениях, таких как больницы и отели.
Регулирование часов Shabbat на Шаббате
[ редактировать ]Часы Shabbat, как правило, являются механическими устройствами, которые «запрограммируются», перемещающиеся колышки, которые представляют конкретные часы. Одно из них разрешено в Шаббате перемещать колышки на механическом устройстве, но когда колышки являются частью часов Shabbat, полученное занятие (например, включение света) может быть запрещено. Необходимо рассмотреть несколько разных случаев:
- Регулируя часы Shabbat так, чтобы свет включался , раньше, чем в противном случае: это запрещено, хотя некоторые власти снисходительны в ситуациях нуждающихся, поскольку это можно считать косвенно включать свет ( Grama ). [ 70 ] [ 71 ]
- Регулирование часов Shabbat так, чтобы свет включался , позже, чем это было бы иначе: почти все власти допускают это, и обычная практика заключается в том, чтобы разрешить это. [ 70 ] [ 71 ] Однако, если корректировка осуществляется путем удаления и повторного вентилятора ПЭГ, повторное введение может привести к тому, что свет включится ранее по сравнению с состоянием NO PEG, что, вероятно, было бы запрещено, как обсуждалось ранее. [ 71 ]
- Регулируя часы Shabbat так, чтобы свет выключался , раньше, чем в противном случае: это похоже на случай включения света раньше, и, следовательно, запрещено. Тем не менее, акт выключения света менее галахически серьезный, чем его включение (раббиновый, а не библейский запрет), поэтому Р'Кломо Залман Ауэрбах разрешает, если свет (или другое устройство) имеет тип, чей операция является только раббинотически Запрещено, поскольку множественные слои раввинского запрета создают больше основания для снисходительности. [ 71 ]
- Регулирование часов Shabbat так, чтобы свет выключался , позже, чем он имел бы в противном случае: это похоже на случай включения света позже и, таким образом, разрешено. [ 70 ] [ 71 ] (Меньшинство властей считает, что это запрещено из -за того, что приводит к большему количеству электроэнергии, чем было бы иначе.) [ 71 ]
Другие предлагаемые обходы
[ редактировать ]Kosherlamp , проданный с 2004 года, представляет собой лампу , в которой электричество постоянно работает, но которая содержит скользящую крышку так, чтобы свет мог быть открыт или заблокирован по желанию. Таким образом, лампа может быть «включена» или «выключена», хотя на самом деле лампочка всегда включена.
В 2015 году был введен настенный переключатель Kosherswitch на фоне споров, [ 72 ] в качестве средства контроля электроэнергии по требованию таким образом, который допустим в соответствии с несколькими православными властями. [ 73 ] [ 74 ]
Использование электричества, вырабатываемого на израильских электростанциях
[ редактировать ]Было написано несколько обзорных статей о допустимости использования электроэнергии, генерируемой на израильских электростанциях. [ 75 ] В принципе, это должно быть запрещено, потому что никто не может выиграть от действия, совершенного в нарушение Шаббата. Так, например, если еврей зажигает свечу в нарушение Шаббата, как он, так и другим евреям запрещены читать книгу, используя эту свечу. Точно так же, если еврей производит электричество на электростанции в нарушение Шаббата, другие евреи могут не извлечь выгоду из этого электричества. Тем не менее, есть несколько соображений, позволяющих евреям генерировать электроэнергию на израильских электростанциях и использовать электроэнергию, вырабатываемую таким образом.
Генерирование электричества
[ редактировать ]Основным мотивом разрешения генерирования электричества является Пикуах Нефеш (иврит: פיקוח נפש, «спасение жизни»). Электричество, вырабатываемое на Шаббате, необходимо для повседневных операций больниц, первой помощи центров , амбулаторных больных , которым требуется медицинская помощь в своих домах, и климат-контроль для людей, которые в ней нуждаются, холодильник для ребенка или пожилых людей, которые должны есть охлажденная еда и, возможно, уличные огни , которые помогают предотвратить дорожные аварии. Поскольку невозможно провести различие между электрическим током, идущим в целях, признанных как Пикуах Нефеш и другие цели, все производство электроэнергии классифицируется как Пикуах Нефеш . Аргумент, основанный на Pikuach Nefesh, позволил бы еврею работать на электростанции на Шаббате для выработки электроэнергии. Раввины Шломо Зальман Ауэрбах [ 76 ] и Шломо Горен [ 77 ] разрешить это, но Ауэрбах и Моше Файнштейн [ 78 ] Вопрос, почему неевреи не используются для выполнения этой работы.
Использование электричества
[ редактировать ]Предполагая, что еврейский работник может генерировать электричество на Шаббате из-за Пикуаха Нефеша , мнения разделяются на то, могут ли еврейские потребители использовать это электричество для не пикуах-nefesh . Раввин Шломо Горен запрещает использование его в обычных обстоятельствах, используя талмудический прецедент: если мясо готовится для пациента, которому он нуждается в пикуахе , никто другой не может съесть это мясо, так как эта возможность может поощрять повар, чтобы приготовить больше мяса, чем необходимо, нарушать Шаббат без оправдания. Тем не менее, раввин Шломо Ауэрбах, который разрешает генерацию электричества на Шаббате с некоторыми колебаниями (см. Цитацию ниже), также позволяет использовать электричество на основе другого талмудического прецедента: если больному пациенту требуется мясо, и нет мертвого мяса. Живое животное может быть убито (в противном случае в нарушение Шаббата), и его избыточное мясо может быть поглощено другими на Шаббате. Поскольку в этом случае невозможно приготовить мясо , не убивая целое животное, обоснование, которое нарушитель может сделать более чем необходимо, не удерживается. [ 79 ]
Другой возможной причиной снисходительности является тот факт, что некоторые еврейские работники электростанции не знают, что их работа считается нарушением Шаббата. Таким образом, это можно считать непреднамеренным (иврит: שוגג, Shogeg ). Когда человек непреднамеренно нарушает Шаббат (в отличие от намеренно), некоторые власти позволяют другим евреям извлечь выгоду из нарушения. Таким образом, клиентам может быть разрешено использовать электроэнергию, генерируемую на Шаббате. [ 80 ]
В настоящее время общепринято, что потребители могут использовать электроэнергию с электростанции. [ 81 ] [ 82 ] Тем не менее, часть сообщества Charedi отказывается использовать электрическую сетку (вместо работы Электрические генераторы дома), следуя мнению Чазон -Иша, который утверждал, что даже если электростанция может работать допустимо, использование ее электричества будет запрещено, поскольку светские работники там не уважают Шаббат, и использование их электроэнергии покажет общественное одобрение их действия. [ 81 ]
Предполагается, что в будущем, когда израильские растения, генерирующие угольные, выключаются и заменяются электростанциями природного газа, будет возможно автоматически запускать все электрические растения без вмешательства человека, удаляя галахические вопросы об использовании этого электричества на Шаббат. [ 83 ]
Альтернативы публично генерируемому электричеству
[ редактировать ]Десятки тысяч израильских харедмов , образуя значительную долю населения хареды, запускают частные электрические генераторы, чтобы избежать использования общественного электроснабжения на Шаббате. [ 84 ] Некоторый [ ВОЗ? ] Даже отказ от использования генератора, потому что конечный продукт электроэнергии неотличим от того, что предоставляется обычным потребителям, поэтому использование электричества каким-либо образом представляет собой внешний вид нарушения халахи. Некоторые из этих людей [ ВОЗ? ] Используйте керосиновую лампу, которая предоставляет им минимальное количество света, а некоторые используют только Shabbat Candles для ужина в пятницу вечером.
Некоторые люди, которые не используют электроэнергию, также не используют смесители или другие механизмы, которые обеспечивают воду из общественных материалов, потому что муниципальные водяные насосы эксплуатируются электрически. Эти люди готовят контейнеры с водой в пятницу, достаточные для удовлетворения своих потребностей в Шаббате.
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Нойландер, Артур. «Использование электричества в субботу». Материалы раввинского собрания 14 (1950) 165–171.
- ^ Адлер, Моррис; Агус, Джейкоб; и Фридман, Теодор. «Ответы на субботу». Материалы раввинского собрания 14 (1950), 112–137.
- ^ Кляйн, Исаак. Руководство по еврейской религиозной практике. Еврейская богословская семинария Америки: Нью -Йорк, 1979.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Даниэль Невинс, использование электрических и электронных устройств на Шаббате
- ^ Jump up to: а беременный в Бройд и Джахтер , часть II, раздел Г.
- ^ Лабрич, Баттегай, Наоми, Каспар (2018). Еврейская Швейцария: 50 объектов рассказывают свои истории . Кристоф Мериан. С. 202–205. ISBN 978-3856168476 .
{{cite book}}
: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а беременный Раввин Майкл Бройд и Рабби Ховард Джахтер, использование электричества на Шаббате и Йом Тов , часть 1, раздел А. Журнал Галачи и современного общества № XXI - весна 1991 - Песах 5751.
- ^ Комментарии к Мишне Торе , законы Шаббата 12: 1
- ^ Шаббат 41а.
- ^ Шаббат 41b
- ^ Yevamot 6b
- ^ Шломо Залман Ауэрбах, Минчат Шломо с. 111
- ^ Бейтца 23а
- ^ Раши в Бейтза 23а
- ^ Beit yitzchak , Joreh 2:31
- ^ Бройд и Джахтер, часть II, раздел А.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Что не так с текстовыми сообщениями на Шаббате? Галахический анализ
- ^ Jump up to: а беременный Чазон Иш, Шат Каин 50: 9
- ^ Бройд и Джахтер, часть II, раздел B
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Магистр Написание в «Шаббате» над написанием компьютера
- ^ Чазон Иш, Чассон Цепь, 50: 9
- ^ Бройд и Джахтер, часть II, раздел С.
- ^ Рав Ашер Вайс Новый взгляд на использование электричества на Шаббате - часть вторая раввина Хаим Джахтер
- ^ Jump up to: а беременный Мавир (8) - нитзоттост
- ^ Бройд и Джахтер, часть II, раздел D.
- ^ Конечно, вы шутите, мистер Фейнман!: Приключения любопытного персонажа , глава - это электричество? , Ричард Фейнман, Ральф Лейтон (участник), Эдвард Хатчингс (редактор), 1985, WW Norton, ISBN 0-393-01921-7 , 1997 Мягкая обложка: ISBN 0-393-31604-1 [1]
- ^ «Электричество на Шаббате» .
- ^ Бройд и Джахтер, часть II, раздел E.
- ^ Минчат Шломо, с. 107
- ^ Бройд и Джахтер, часть II, раздел Ф.
- ^ Минчас Шломо, глава 10; Бройд и Джахтер, часть IV, раздел А.
- ^ Раввин Хаим Джахтер, открывая холодильники на Шаббате
- ^ Бройд и Джунжер, сноска 59.
- ^ Горман, Карма Р. (2009). «Религия по требованию: религиозный дизайн». Дизайн и культура . 1 (1): 9–22. doi : 10.2752/175470709787375715 . S2CID 143513427 .
- ^ Фасман, Джон (март -апрель 2006). «Попытка сохранить субботу полностью». ИДЕНТИФИКАТОР .
- ^ Peninei Halakha - 06. Таймеры
- ^ Jachter and Broyde, часть IV, раздел C.
- ^ Раббис Шломо Залман Ауэрбах (Шульчан Шломо 340: 11), Моше Файнштейн и Дов Лиор
- ^ Шевет Халеви 6:37, приведя пример написания на своем теле, которое является библейски запрещено (Шаббат 104B)
- ^ Rabow Salt
- ^ Чтение Kindle на Шаббате
- ^ Шемират Шаббат Кехилчата , Глава 66 Сноска 211
- ^ Jump up to: а беременный Ханна Дрейфус (2 октября 2014 г.). «Новое приложение Shabbos создает шум среди православных кругов» . Еврейская неделя . Архивировано с оригинала 7 октября 2014 года . Получено 12 октября 2014 года .
- ^ Дэвид Шама (2 октября 2014 г.). «Приложение позволяет еврейским детям текст в субботу-и оставаться в складке; приложение« Шаббос »вызывает противоречие в еврейской общине-и монументальное онлайн-дискуссия о еврейском законе» . Времена Израиля . Получено 3 октября 2014 года .
- ^ Даниэль Корен (2 октября 2014 г.). «Наконец, теперь вы можете написать по субботам благодаря новому« приложению Shabbos » . Shalom Life . Архивировано с оригинала 7 октября 2014 года . Получено 12 октября 2014 года .
- ^ «Приложение приложения Shabbos изменит еврейскую жизнь, воспитывает раббинового гнева, или и то, и другое?» Полем Еврейские деловые новости. 2 октября 2014 года . Получено 12 октября 2014 года .
- ^ «Почему мы отменили нашу кампанию Kickstarter» . Shabbos App. 22 октября 2014 года. Архивировано с оригинала 21 октября 2014 года . Получено 22 октября 2014 года .
- ^ Эрик Шехтер (3 октября 2014 г.). «Приложение Shabbos для субботних текстовых сообщений Roils Rabbis» . Популярная механика . Получено 13 октября 2014 года .
- ^ Бройд и Джахтер, часть IV, раздел B.
- ^ Дж. Дэвид Слейх . Современные галахические проблемы , том 5, страницы 157–170.
- ^ «Представляем:« Кошерный телефон », разрешенный на Шаббате» . Израильские национальные новости .
- ^ Блейх, Дж. Дэвид (30 сентября 1977 г.). Современные галахические проблемы . KTAV Publishing House, Inc. с. 231 - через интернет -архив.
Микрофон Шаббат.
- ^ «Акусто-флюидное улучшение звука для православных еврейских пространств поклонения» . Архивировано из оригинала 23 февраля 2005 года . Получено 23 февраля 2005 года .
- ^ На записи услуги Shabbat и yom tov
- ^ Дж. Дэвид Блейх , Современные халахические проблемы , том 5, страницы 129–156.
- ^ Блейх, там же.
- ^ Ribiat, место. как.
- ^ Бройд и Джахтер, часть IV, раздел D.
- ^ Говард Джахтер и Эзра Фрейзер, Grey Matter , том 1, страницы 201–214.
- ^ Techumin 15: 394–410, цитируется в Jachter and Frazer 1: 213.
- ^ Из -за Мефареика (иврит: מפרק), подкатегория Dash (иврит: דש MOMESHING ); Shabbat 95a, цитируется в Jachter and Frazer 1: 200.
- ^ R ' Abraham Isaac Kook разрешил молочным фермерам попросить неевреев доить корову в соответствии с средневековым решением Махарама Ротенбурга . Хотя доение корова-это библейский запрет, просящий, чтобы нееврея выполнить запрещенный акт на Шаббате является лишь раббиновым запретом, поэтому облегчить боль животного ее разрешено (Jachter and Frazer 1: 202). На религиозном кибутциме в Израиле, где живут только евреи, может быть не практично просить неевреев доить коров. Рав Кук, признавая эту реальность в свое время, и Чазон Иш разрешил доить корову и позволив потратить впустую молоко, потому что это также является лишь раббиновым запретом и может быть разрешено из -за смягчающего фактора, чтобы предотвратить ощущение боли (коровь ( Джахтер и Фрейзер 1: 204).
- ^ Хаим Навон, Национальное право: класс 21, доение на Шаббате
- ^ Junger and Frazer 1: 206-9.
- ^ Junger and Frazer 1: 210–214.
- ^ Шаббат 17b-18a; Мишнхи Тора , законы Шаббата 3: 1; Продолжающийся Сухан Стоим 252: 1
- ^ Jump up to: а беременный в Размышления о Торе, таймеры на Шаббате и Йом Тов
- ^ Шаббат 18а
- ^ Broyde and Jachter, section V, part A.
- ^ Jump up to: а беременный в Пениней Халаха: таймеры
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Broyde and Jachter, part V, section B.
- ^ «Нью -Йорк - проливает свет на Kosherswitch» . www.vosizneias.com . 20 апреля 2015 года.
- ^ «Одобрения/благословения« Кошерсвич -контрол Электричество на Шаббате! » Полем www.kosherswitch.com .
- ^ «Отвечать на« Kosherswitch -control Электричество на Шаббате! » Полем www.kosherswitch.com .
- ^ Говард Джахтер и Эзра Фрейзер, Grey Matter , том 2, страницы 54–66; Levi Yitzchak Halperin , Teshuvot Ma'aseh Chosheiv 1:31 и Yisrael Rozen , Techumin 16: 36–50 (цитируется в Jachter and Frazer 2:55).
- ^ Teshuvot Minchat Shlomo 2:15 и Tinyana 24. цитируется в Jachter и Frazer 2:56.
- ^ Meishiv Milchamah 1: 366–385. Цитируется в Jachter и Frazer 2:56.
- ^ Teshuvot IGROT MOSHE ( Orach Chaim 4: 127). Цитируется в Jachter и Frazer 2:56.
- ^ Цитируется в Jachter и Frazer 2: 56–57.
- ^ Использование электричества в субботу
- ^ Jump up to: а беременный Dauntat Koach Hashmalit Beshabbat
- ^ 05. Использование электричества, которое было произведено на Шаббате
- ^ Электричество в субботу
- ^ Не все «кошерные» в ультра -ортодоксаторах генераторах
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Левин, Дэн (2 сентября 2008 г.). «Предприниматели находят способы заставить технологию работать с еврейской субботой» . New York Times . ISSN 0362-4331 . Получено 4 мая 2024 года .
Ссылки
[ редактировать ]- Майкл Бройд и Говард Джахтер ( Pesach 1991). Использование электричества на Шаббате и Йом Тов . Журнал Галача и Современного общества , № XXI. Получено на 2008-05-16.
- Энциклопедия Талмудит , «Электричество» 18: 155–190.
- Довид Рибиат. 39 Melochos: выяснение 39 Melochos от концепции до практического применения . Nanuet, NY: Feldheim Publishers, 1999. Том 4, стр. 1201ff.
- Раввин Хайм Халиви Донин. Быть евреем, руководство по еврейскому соблюдению в современной жизни , Basic Books, 1972, 1991, ISBN 0-465-08624-1 , страницы 89–93