Jump to content

Равнинные индейцы

Страница защищена ожидающими изменениями
(Перенаправлено с равнинных племен )

Стумикосаки цен .
Джордж Кэтлин , 1832 г.
Команчи ловят диких лошадей с помощью арканов, примерно 16 июля 1834 г.
Пятнистый хвост лакота сиу

Равнинные индейцы или коренные народы Великих равнин и канадских прерий — это индейские племена и коренных народов правительства групп , которые исторически жили на внутренних равнинах ( Великие равнины и канадские прерии ) Северной Америки. Хотя культуры охоты и земледелия жили на Великих равнинах на протяжении веков до контакта с европейцами, этот регион известен конной культурой , которая процветала с 17 века до конца 19 века. Их исторический кочевой образ жизни и вооруженное сопротивление доминированию со стороны правительства и вооруженных сил Канады и Соединенных Штатов сделали культурные группы равнинных индейцев архетипом в литературе и искусстве для коренных американцев во всем мире.

Племена равнин обычно делятся на две широкие категории, которые в некоторой степени пересекаются. Первая группа стала полностью кочевой конной культурой в XVIII и XIX веках, следуя за огромными стадами американских бизонов , хотя некоторые племена время от времени занимались сельским хозяйством. К ним относятся арапахо , ассинибойны , черноногие , шайенны , команчи , кроу , грос-вентры , кайова , лакота , липаны , равнинные апачи (или кайова-апачи ), равнинные кри , равнинные оджибве , сарси , накода (стоуни) и тонкава . Вторая группа вели оседлый и полуоседлый образ жизни и, помимо охоты на зубров, жили в деревнях, выращивали урожай и активно торговали с другими племенами. К ним относятся Арикара , Хидатса , Айова , Кау (или Канса) , Китсай , Мандан , Миссурия , Омаха , Осейджи , Отоэ , ​​Пауни , Понка , Куапо , Уичито , а также Санти Дакота , Янктонай и Янктон Дакота .

Охота на бизонов под маской из волчьей шкуры, Джордж Кэтлин , ок. 1832 г.
Территории ранних племен коренных американцев имеют цветовую маркировку лингвистической группы.

Первые жители Великих равнин совмещали охоту и собирательство дикорастущих растений. В этих культурах развивалось садоводство, а затем сельское хозяйство , поскольку они расселились в оседлых деревнях и городах. Кукуруза , родом из Мезоамерики и распространившаяся на север с юго-запада , получила широкое распространение на юге Великих равнин около 700 г. н.э. [1]

Многочисленные народы равнин охотились на американских бизонов (или буйволов), чтобы изготавливать предметы, используемые в повседневной жизни, такие как еда, чашки, украшения, ремесленные инструменты, ножи и одежда. Племена следили за сезонным выпасом и миграцией зубров. Равнинные индейцы жили в типи, потому что их было легко разобрать, и они позволяли вести кочевой образ жизни, охотясь за дичью.

Испанский был первым европейцем , исследователь Франсиско Васкес де Коронадо описавшим культуру равнинных индейцев. Он столкнулся с деревнями и городами деревенской культуры равнин . В поисках богатой земли под названием Кивира в 1541 году Коронадо наткнулся на народ Керечос в Техасе. Керечо были людьми, позже названными апачами . По словам испанцев, керечо жили «в палатках, сделанных из дубленых коровьих шкур (бизонов). Они сушат мясо на солнце, разрезая его тонко, как лист, а когда оно высохнет, перемалывают его, как муку, чтобы сохранить и сохранить. готовят из него что-то вроде морского супа... Они приправляют его жиром, который всегда стараются сохранить, когда убивают корову. Они опорожняют большую кишку, наполняют ее кровью и носят ее на шее. пейте, когда они хотят пить». [2] Коронадо описал многие общие черты культуры равнинных индейцев: вигвамы из кожи, травуа, запряженные собаками, язык жестов равнинных индейцев и основные продукты питания, такие как вяленое мясо и пеммикан .

Носители языка сиу , возможно, происходили из нижнего региона реки Миссисипи . Они были земледельцами и, возможно, были частью цивилизации строителей курганов в 9–12 веках. Войны с народами оджибве и кри вытеснили лакота (тетон-сиу) на запад, на Великие равнины, в середине-конце 17 века. [3] Шошоны и распространились на возникли в западной части Большого Бассейна север и восток до современных Айдахо и Вайоминга. К 1500 году некоторые восточные шошоны пересекли Скалистые горы и оказались на Великих равнинах. После 1750 года война и давление со стороны черноногих, кроу, лакота, шайеннов и арапахо оттеснили восточных шошонов на юг и запад. Некоторые из них мигрировали на юг, вплоть до Техаса, и к 1700 году стали команчами . [4]

Европейские исследователи и охотники (а позже и поселенцы) принесли с собой болезни, против которых у индейцев не было сопротивления. Считается, что от половины до двух третей индейцев равнин умерло от оспы . ко времени покупки Луизианы [5] распространилась Эпидемия оспы на Великих равнинах 1837 года по Великим равнинам, унеся жизни многих тысяч людей в период с 1837 по 1840 год. В конечном итоге, по оценкам, две трети населения черноногих умерло, а также половина ассинибойнов и арикара, треть населения Вороны и четверть пауни. [6]

Распространение лошади. Черная линия определяет распространение зубров.

Равнинные индейцы, найденные Коронадо, еще не обзавелись лошадьми; именно появление лошади произвело революцию в культуре равнин. Когда лошади были приобретены, племена равнин быстро включили их в свою повседневную жизнь. Люди на юго-западе начали приобретать лошадей в 16 веке, продавая или воруя их у испанских колонистов в Нью-Мексико. По мере того как конная культура продвигалась на север, команчи были одними из первых, кто перешел к полностью кочевому образу жизни. Это произошло к 1730-м годам, когда они приобрели достаточно лошадей, чтобы посадить на коней всех своих людей. [7]

Лошади позволяли индейцам равнин относительно легко добывать себе пропитание за счет, казалось бы, безграничных стад бизонов. Всадники могли путешествовать быстрее и дальше в поисках стад зубров и перевозить больше товаров, что позволяло им наслаждаться более богатой материальной средой, чем их предки-пешеходы. Для народов равнин лошадь стала предметом престижа и полезности. Они безмерно любили своих лошадей и образ жизни, который они позволяли.

Первым испанским завоевателем, привезшим лошадей в Новый Свет, был Эрнан Кортес в 1519 году. Однако Кортес привез со своей экспедицией всего около шестнадцати лошадей. Коронадо взял с собой в свою экспедицию 1539–1542 годов 558 лошадей. В то время индейцы этих регионов никогда не видели лошадей. Только две лошади Коронадо были кобылами, поэтому маловероятно, что он стал источником лошадей, которые позже равнинные индейцы сделали краеугольным камнем своей культуры. [8] : 429  Однако в 1592 году Хуан де Оньяте взял с собой 7000 голов скота, когда приехал на север, чтобы основать колонию в Нью-Мексико . В его табуне были как кобылы, так и жеребцы.

Пень Шайенна Хорна и его семья с лошадью и травуа , ок. 1871–1907 гг.

Индейцы пуэбло узнали о лошадях, работая на испанских колонистов. Испанцы пытались скрыть от коренных жителей знания о верховой езде, но, тем не менее, они научились, и некоторые из них бежали из своего рабства к своим испанским работодателям и взяли с собой лошадей. Некоторые лошади были приобретены путем торговли, несмотря на запреты на это. Другие лошади сбежали из плена и влались в дикой природе и были захвачены коренными народами. Во всех случаях лошадь была принята в их культуру, и стада увеличились. К 1659 году навахо с северо-запада Нью-Мексико совершали набеги на испанские колонии с целью кражи лошадей. К 1664 году апачи обменивали пленников других племен с испанцами на лошадей. Настоящее начало конной культуры на равнинах началось с восстания пуэбло 1680 года в Нью-Мексико и захвата тысяч лошадей и другого домашнего скота. Они продали много лошадей на север равнинным индейцам. [8] : 429–431  В 1683 году испанская экспедиция в Техас обнаружила лошадей среди коренных жителей. В 1690 году испанцы нашли несколько лошадей среди индейцев, живших в устье реки Колорадо в Техасе, и у каддо в восточном Техасе их было значительное количество. [9] [8] : 432 

Французский исследователь Клод Шарль Дю Тисне в 1719 году нашел 300 лошадей среди уичито на реке Ярь-медянка , но их все еще было недостаточно. Другой француз, Бургмон , смог купить только семь по высокой цене у Кау в 1724 году, что указывает на то, что среди племен Канзаса лошадей все еще было мало . В то время как распространение лошадей медленно продвигалось на север по Великим равнинам, оно продвигалось быстрее через Скалистые горы и Большой Бассейн . У шошонов в Вайоминге лошади появились примерно к 1700 году, а народ черноногих , самое северное из крупных племен равнин, обзавелся лошадьми в 1730-х годах. [8] : 429–437  равнин К 1770 году была создана конная культура , состоящая из кочевников-охотников на бизонов из Саскачевана и Альберты на юг, почти до Рио-Гранде . Вскоре после этого давление со стороны европейцев и евроамериканцев со всех сторон, а также европейские болезни привели к его упадку.

На этой картине Альфреда Джейкоба Миллера изображены равнинные индейцы, преследующие буйволов через небольшой утес. [10] Художественный музей Уолтерса.

Именно команчи, привлекшие внимание испанцев в Нью-Мексико в 1706 году, первыми осознали потенциал лошади. Будучи кочевниками, охотниками и скотоводами, хорошо обеспеченными лошадьми, они вытеснили большую часть апачей со смешанным хозяйством с равнин и к 1730-м годам доминировали на Великих равнинах к югу от реки Арканзас . [11] : 3–4(835–836)  Успех команчей побудил другие индейские племена принять аналогичный образ жизни. Индейцы южных равнин приобрели огромное количество лошадей. К 19 веку семьи команчей и кайова владели в среднем по 35 лошадей и мулов каждая, и только шесть или семь были необходимы для транспорта и войны. Лошади наносили ущерб окружающей среде, а также требовали рабочей силы для ухода за стадом. Раньше эгалитарные общества стали более разделены по богатству, что отрицательно сказалось на роли женщин. У самых богатых людей было несколько жен и пленниц, которые помогали управлять их имуществом, особенно лошадьми. [12]

Более мягкие зимы южных равнин способствовали развитию скотоводческого хозяйства индейцев. [13] На северо-восточных равнинах Канады индейцы были менее благосклонны: семьи владели меньшим количеством лошадей, оставались более зависимыми от собак для перевозки грузов и охотились на бизонов пешком. Нехватка лошадей на севере поощряла набеги и войны в борьбе за относительно небольшое количество лошадей, переживших суровые зимы. [14]

Лакота, также называемые тетон- сиу , наслаждались золотой серединой между Севером и Югом и к середине 19 века стали доминирующим племенем на равнинах. У них были относительно небольшие табуны лошадей, что оказывало меньшее воздействие на их экосистему. В то же время они занимали центральную часть ареала бизонов, который также был отличным регионом для добычи меха, который можно было продать французским и американским торговцам за такие товары, как оружие. Лакота стали очень могущественным племенем равнин. [15]

Убой зубра

[ редактировать ]
Эта карта истребления бизонов до 1889 года основана на исследованиях Уильяма Темпла Хорнадэя, проведенных в конце девятнадцатого века.

К XIX веку типичным годом лакота и других северных кочевников была совместная охота на буйволов ранней весной, когда их лошади оправлялись от суровой зимы. В июне и июле разбросанные группы племен собирались в большие лагеря, которые включали такие церемонии, как « Танец Солнца» . Эти собрания позволяли лидерам встречаться для принятия политических решений, планирования движений, разрешения споров, а также организации и запуска рейдовых экспедиций или военных отрядов. Осенью люди разделялись на более мелкие группы, чтобы облегчить охоту и заготовить мясо на долгую зиму. Между осенней охотой и наступлением зимы было время, когда воины лакота могли совершать набеги и воевать. С наступлением зимних снегопадов лакота поселились в зимних лагерях, где проводились сезонные церемонии и танцы, а также пытались обеспечить своих лошадей достаточным зимним кормом. [16] На южных равнинах с их более мягкой зимой осень и зима часто были сезоном набегов. Начиная с 1830-х годов, команчи и их союзники часто совершали набеги за лошадьми и другими товарами в глубь Мексики, иногда отправляясь на 1000 миль (1600 км) к югу от своих домов возле Ред-Ривер в Техасе и Оклахоме. [17]

Федеральное правительство США и местные органы власти поощряли охоту на бизонов по разным причинам: чтобы позволить владельцам ранчо выпасать свой скот без конкуренции со стороны другого крупного рогатого скота, а также морить голодом и ослаблять индейское население равнин, заставляя их оставаться в резервациях. [18] [19] Стада бизонов составляли основу экономики равнинных племен. Без зубров они были вынуждены переселиться в резервации или умереть от голода. [18]

Бизонов забивали ради шкур, а остальную часть животного оставляли разлагаться на земле. После того как животные сгнили, их кости собирали и в больших количествах отправляли обратно на восток. [20]

Куча черепов бизонов, 1870-е годы.

Железнодорожная отрасль также хотела, чтобы стада бизонов были забиты или уничтожены. Стада зубров на путях могли повредить локомотивы, если поезда не успели остановиться. В суровых зимних условиях стада часто укрывались в искусственных выемках, образованных уклоном дороги, вьющейся через холмы и горы. В результате стада зубров могли задерживать поезд на несколько дней. [ нужна ссылка ]

Убийство бизонов оказало существенное негативное воздействие на коренных американцев, которые на них полагались. Эти воздействия были как немедленными, так и постоянными. К началу 20-го века в странах с бизонами была более высокая детская смертность и безработица по сравнению с индийскими странами, которые никогда не зависели от зубров. К концу 20 века доход на душу населения в странах, где обитают зубры, был на 25% ниже. В то время как люди в общинах, занимающихся охотой на бизонов, когда-то были одними из самых высоких людей в мире, поколения, родившиеся после убийства бизонов, потеряли все свое преимущество в росте. [21]

Когда огромные стада начали сокращаться, обсуждались предложения по защите зубров. Буффало Билл Коди , среди прочих, высказался за защиту бизонов, поскольку видел, что давление на этот вид слишком велико. Но они были обескуражены, поскольку было признано, что индейцы равнин, часто воюющие с Соединенными Штатами, зависели от бизонов в качестве своего образа жизни. В 1874 году президент Улисс С. Грант « карманно наложил вето » на федеральный закон о защите сокращающихся стад бизонов. В 1875 году генерал Филип Шеридан призвал на совместном заседании Конгресса зарезать стада, чтобы лишить равнинных индейцев источника пищи. [22] Это означало, что в 19 веке на бизонов охотились почти до полного исчезновения , а к началу 1900-х годов их численность сократилась до нескольких сотен.

Индийские войны

[ редактировать ]
Ритуал «Танец призраков» , который, как верили лакота, воссоединит живых с духами мертвых, заставит белых захватчиков исчезнуть и принесет мир, процветание и единство индийским народам всего региона.

В конце 19 века между индейскими народами на равнинах и правительством США усилились вооруженные конфликты, которые обычно назывались индейскими войнами. [23] Известные конфликты в этот период включают Войну в Дакоте , Великую Войну Сиу , Змеиную Войну и Войну в Колорадо . Могущество команчей достигло пика в 1840-х годах, когда они совершали крупномасштабные набеги на сотни миль вглубь Мексики, а также воевали против англо-американцев и теханос, обосновавшихся в независимом Техасе . Выражая пограничные антииндийские настроения, Теодор Рузвельт полагал, что индейцам суждено исчезнуть под давлением белой цивилизации, заявив в лекции 1886 года:

Я не захожу так далеко, чтобы думать, что единственные хорошие индейцы - это мертвые индейцы, но я считаю, что девять из десяти таковы, и мне не хотелось бы слишком подробно разбираться в случае десятого. [24]

Среди наиболее заметных событий во время войн была резня в Вундед-Ни в 1890 году. [25] В годы, предшествовавшие этому, правительство США продолжало захватывать земли лакота . Ритуал Танца Призраков в резервации Северная Лакота в Вундед-Ни, Южная Дакота , привел к попытке армии США подчинить себе Лакота. Танец был частью религиозного движения, основанного северных пайютов духовным лидером Вовокой , который рассказывал о возвращении Мессии, чтобы облегчить страдания коренных американцев, и обещал, что, если они будут жить праведной жизнью и правильно исполнять танец призраков, американцы европейского происхождения колонисты исчезнут, бизоны вернутся, а живые и мертвые воссоединятся в Эдемском мире. [25] 29 декабря в Вундед-Ни разразилась стрельба, и американские солдаты убили до 300 индейцев, в основном стариков, женщин и детей. [25]

Материальная культура

[ редактировать ]

Сельское хозяйство и растительные продукты

[ редактировать ]
Уичито были аграрным племенем Южных равнин, которое исторически жило в домах в форме улья, крытых травой, окруженных обширными кукурузными полями. Это были опытные земледельцы, которые торговали сельскохозяйственной продукцией с кочевым племенами в обмен на мясо и шкуры.

Полуоседлые деревенские индейцы равнин зависели от сельского хозяйства как источника средств к существованию, особенно те, кто жил в восточных частях Великих равнин, где выпадало больше осадков, чем на западной стороне. кукуруза Преобладающей культурой была , за ней следовали тыква и фасоль . Табак , подсолнечник , сливы и другие растения также выращивались или собирались в дикой природе. [26] [27] Среди собранных диких культур наиболее важными, вероятно, были ягоды для ароматизации пеммикана и степная репа .

Первые неоспоримые свидетельства выращивания кукурузы на Великих равнинах относятся примерно к 900 году нашей эры. [28] Первые фермеры, жители деревень Южных равнин, вероятно, были носителями языка каддоан, предками уичито , пауни и арикара современных . Равнинные фермеры вывели скороспелые и засухоустойчивые сорта пищевых растений. Они не использовали ирригацию, но умели собирать воду и располагать свои поля так, чтобы получить максимальную выгоду от ограниченного количества осадков. Хидатса мандан и . Северной Дакоты выращивали кукурузу на северной границе своего ареала [29]

Земледельческие племена также охотились на буйволов, оленей, лосей и другую дичь. Обычно на южных равнинах они сажали урожай весной, летом покидали свои постоянные деревни, чтобы охотиться на буйволов, осенью возвращались собирать урожай, а зимой снова уходили охотиться на бизонов. Индейцы-земледельцы также обменивали кукурузу кочевым племенам на сушеное мясо буйвола.

С появлением лошадей некоторые племена, такие как лакота и шайенны, отказались от сельского хозяйства и стали постоянными кочевниками, охотящимися на буйволов. [ нужна ссылка ]

К 1870-м годам стада бизонов были истощены, и говядина, зерновые, жиры и крахмалистые овощи стали более важными в рационе равнинных индейцев. Фрукты и орехи были, особенно сливы и виноград сушились на зиму. Муку изготавливали из корня индийского хлеба ( Pediomelum esculentum ). Индийский чай ( леспедеза ) до сих пор иногда употребляют равнинные индейцы, сохранившие эти культурные традиции. Сливы были одним из самых важных продуктов диких растений в резервации Оклахомы . [30]

«Ассинибойны охотятся на буйволов», картина Пола Кейна.

Хотя жители равнин охотились на других животных, таких как лоси или вилороги , буйволы были основным источником пищи для дичи. До появления лошадей охота была более сложным процессом. Охотники окружали бизонов, а затем пытались согнать их со скал или в замкнутые места, где их было легче убить. Равнинные индейцы построили V-образную воронку длиной около мили из упавших деревьев или камней. Иногда зубра мог заманить в ловушку человек, накрывавшийся шкурой зубра и имитирующий крик животных. [31]

До того, как индейцы равнин начали использовать оружие, они охотились с помощью копий , луков и различных форм дубинок . Использование лошадей равнинными индейцами значительно облегчило охоту (и войну). Обладая лошадьми, индейцы равнин имели возможность и скорость, чтобы бежать или догонять бизонов. Равнинные индейцы сократили длину своих луков до трех футов, чтобы их можно было использовать верхом на лошади. Они продолжали использовать луки и стрелы после появления огнестрельного оружия, потому что перезарядка оружия требовала слишком много времени и была слишком тяжелой. Летом множество племен собиралось на охоту в одном месте. Основными сезонами охоты были осень, лето и весна. Зимой неблагоприятные погодные условия, такие как снег и метели, затрудняли поиск и охоту на зубров.

Шкуры, с мехом или без него, служили материалом для изготовления большей части одежды. Большую часть одежды составляли шкуры буйволов и оленей, а также многочисленных видов птиц и другой мелкой дичи. [32] Обычные мокасины , как правило, изготавливались из мягкой дубленой кожи на союзке и жесткой сыромятной кожи на подошве. Мужские мокасины, как правило, имели клапаны вокруг лодыжек, а женские имели высокий голенище, которое можно было подтягивать зимой и скатывать летом. Заслуженные воины и вожди получают право носить боевые головные уборы , головные уборы с перьями, часто из беркута или белоголового орлана.

Общество и культура

[ редактировать ]
оглала лакота Танец призраков в Пайн-Ридж. Иллюстрация Фредерика Ремингтона
Вызов дождя среди манданов, автор Джордж Кэтлин , 1830-е годы.

Хотя между языковыми и региональными группами есть некоторые сходства, разные племена имеют свою собственную космологию и мировоззрение. Некоторые из них носят анимистический характер с аспектами политеизма , тогда как другие больше склонны к монотеизму или панентеизму . Молитва является регулярной частью повседневной жизни как обычных людей, так и духовных лидеров, как в одиночку, так и в рамках групповых церемоний. Одним из наиболее важных собраний для многих племен Равнин является ежегодный Танец Солнца , сложная духовная церемония, которая включает в себя личное жертвоприношение, многодневный пост и молитвы на благо близких и на благо всего сообщества. [33]

Некоторые люди считаются ваканами ( лакота : «святые») и проходят многолетнюю подготовку, чтобы стать знахарями или женщинами , которым доверена роль духовного лидера в обществе. Буйвол и орел особенно священны для многих народов равнин и могут быть представлены в иконографии или в некоторых частях регалий . В космологии Равнин некоторые предметы могут обладать духовной силой, особенно связки с лекарствами , которые доверяются только выдающимся религиозным деятелям племени и передаются от хранителя к хранителю в каждом последующем поколении.

Гендерные роли

[ редактировать ]

Исторически сложилось так, что женщины равнинных индейцев имели четко определенные гендерные роли, которые отличались от мужских ролей, но дополняли их. Обычно им принадлежал семейный дом и большая часть его имущества. [34] В традиционной культуре женщины дублили шкуры, ухаживали за посевами, собирали дикую пищу, готовили еду, шили одежду, а также сносили и возводили семейные вигвамы. В наши дни эти обычаи все еще соблюдаются, когда строятся домики для церемониального использования, например, во время пау-вау . Исторически женщины равнин не были так вовлечены в общественно-политическую жизнь, как женщины прибрежных племен. Однако они по-прежнему участвовали в консультативной роли и через женские общества. [35]

В современных культурах равнин традиционалисты работают над сохранением знаний об этих традициях повседневной жизни и связанных с ними ценностях. [36]

Женщины равнин в целом исторически имели право на развод и сохранение опеки над своими детьми. [34] Поскольку дом принадлежит женщинам, недобрый муж может оказаться бездомным. [34] Историческим примером развода женщины из Равнин является Мейкинг Аут Роуд, шайеннская женщина, которая в 1841 году вышла замуж за некоренного пограничника Кита Карсона . Брак был бурным и официально распался, когда Making Out Road выбросила Карсона и его вещи из ее вигвама (традиционным способом объявления о разводе). Позже она вышла замуж и развелась еще с несколькими мужчинами, как американцами европейского происхождения, так и индийцами. [37]

На этой картине изображена скорость и жестокость столкновения американской кавалерии с равнинными индейцами.

Первые испанские исследователи XVI века не находили равнинных индейцев особенно воинственными. Уичито в Канзасе и Оклахоме жили в рассредоточенных поселениях с небольшим количеством оборонительных сооружений. Первоначально испанцы имели дружеские контакты с апачами ( керечос ) в техасском районе Панхандл. [2]

Три фактора привели к растущему значению войны в культуре равнинных индейцев. Во-первых, это была испанская колонизация Нью-Мексико, которая стимулировала набеги и контрнабеги испанцев и индейцев за товарами и рабами. Во-вторых, это были контакты индейцев с французскими торговцами мехом, которые усилили соперничество между индейскими племенами за контроль над торговлей и торговыми путями. В-третьих, это приобретение лошади и повышение мобильности, которую она давала равнинным индейцам. [38] С 17 по конец 19 века среди равнинных индейцев развивались войны как средство существования и спорт. Молодые люди зарабатывали как престиж, так и грабежи, сражаясь как воины, и этот индивидуалистический стиль ведения войны гарантировал, что успех в индивидуальном бою и захват военных трофеев высоко ценились. [39] : 20 

Равнинные индейцы совершали набеги друг на друга, на испанские колонии и, все чаще, на приближающуюся границу англоса в поисках лошадей и другого имущества. Оружие и другие европейские товары они приобретали преимущественно путем торговли. Их основной торговой продукцией были шкуры буйвола и бобра. [40] Самыми известными воинами среди индейцев равнин были команчи, о которых The Economist отметил в 2010 году: «Они могли выпустить стайку стрел, свисая с бока скачущей лошади, используя животное в качестве защиты от ответного огня. Зрелище поразительное. и наводили ужас на своих белых (и индийских) противников». [41] Американский историк С.К. Гвинн назвал команчей «величайшей легкой кавалерией на земле» XIX века, чьи набеги на Техас наводили ужас на американских поселенцев. [41]

Хотя воины равнинных индейцев могли быть стойкими в обороне, они переходили в наступление главным образом ради материальной выгоды и личного престижа. Высшие воинские почести давались за « счётный переворот » — прикосновение к живому врагу. Сражения между индейцами часто заключались в демонстрации воинами-противниками своей храбрости, а не в попытках достичь конкретных военных целей. Акцент был сделан на засадах и действиях с бегством, а не на сближение с противником. Успех часто учитывался по количеству лошадей или имущества, добытого в рейде. Потери обычно были небольшими. «Индийцы считают безрассудством совершать нападение, когда есть уверенность, что некоторые из них будут убиты». [42] Учитывая их меньшую численность, потеря даже нескольких человек в бою могла стать катастрофой для отряда, и особенно в битвах при Адоб-Уоллс в Техасе в 1874 году и Роузбад в Монтане в 1876 году индейцы прекратили бой, несмотря на то, что они побеждали, поскольку потери не считались достойными победы. [39] : 20  Самая известная победа, когда-либо одержанная равнинными индейцами над Соединенными Штатами, битва при Литтл-Бигхорне в 1876 году, была одержана лакота (сиу) и шайеннами, сражавшимися в обороне. [39] : 20  Решения, сражаться или нет, основывались на соотношении затрат и выгод; даже потеря одного воина не считалась стоящей того, чтобы взять несколько скальпов, но если удавалось добыть табун лошадей, потеря одного-двух воинов считалась приемлемой. [39] : 20  Вообще говоря, учитывая небольшие размеры банд и огромную численность населения Соединенных Штатов, индейцы равнин стремились избежать потерь в бою и избегали боевых действий, если это означало потери. [39] : 20 

южных шайеннов Вожди Лоуренс Харт, Дэррил Флаингман и Харви Пратт в Оклахома-Сити , 2008 год.

Благодаря своей мобильности, выносливости, искусству верховой езды и знанию обширных равнин, которые были их владениями, индейцы равнин часто одерживали победу в битвах против армии США в американскую эпоху с 1803 по 1890 год. Однако, хотя индейцы выиграли много сражений, , они не могли проводить длительные кампании. Индийские армии могли собираться только на короткие периоды времени, поскольку воинам также приходилось охотиться за едой для своих семей. [43] Исключением были набеги команчей и их союзников на Мексику, во время которых налетчики часто месяцами существовали за счет богатств мексиканских гасиенд и поселений. Основным оружием индийского воина был короткий и толстый лук , предназначенный для использования верхом на лошади и смертоносный, но только на близком расстоянии. Оружия обычно не хватало, а боеприпасов для воинов-туземцев не хватало. [44] Правительство США через Индийское агентство продавало индейцам равнин оружие для охоты, но нелицензированные торговцы обменивали оружие на шкуры буйвола. [39] : 23  Из-за нехватки боеприпасов и отсутствия подготовки по обращению с огнестрельным оружием предпочтительным оружием был лук и стрелы. [39] : 23 

Исследовать

[ редактировать ]

Жители Великих равнин были признаны самыми высокими людьми в мире в конце 19 века на основе анализа данных 21 века, собранных Францем Боасом для Всемирной Колумбийской выставки . Эта информация важна для историков -антропометристов , которые обычно приравнивают рост населения к его общему состоянию здоровья и уровню жизни . [45]

Коренные народы Великих равнин и канадских прерий

[ редактировать ]

Коренные народы Великих равнин часто делятся на племена Северных и Южных равнин.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кришна, КР (2015). Сельскохозяйственные прерии: природные ресурсы и продуктивность сельскохозяйственных культур . Apple Академическая пресса. п. 50. ISBN  978-1771880503 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Педро де Кастаньеда де Нахера (1904). Путешествие Коронадо, 1540–1542 гг., из города Мехико в Гранд-Каньон Колорадо и равнины Буффало в Техасе . Перевод Уиншипа, Джорджа Паркера . Нью-Йорк: AS Barnes & Company. п. 112 . Проверено 8 сентября 2020 г.
  3. ^ Прицкер, Барри М. Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN   978-0-19-513877-1 . п. 329.
  4. ^ Лётер, Кристофер. «Шошоны». Энциклопедия Великих равнин .
  5. ^ « Новые инфекции: микробные угрозы здоровью в Соединенных Штатах (1992) ». Институт медицины (МОМ).
  6. ^ Кэллоуэй, Колин Г. (2008). Первые народы: документальная история американской истории (3-е изд.). Бостон: Бедфорд/Сент. Мартина. стр. 290–370 (стр. 297). ISBN  9780312453732 .
  7. ^ Хямяляйнен, Пекка (2008). Империя команчей . Издательство Йельского университета. п.п. 37–38. ISBN  978-0-300-12654-9 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Хейнс, Фрэнсис. «Распространение лошадей на север среди равнинных индейцев. Американский антрополог , Том 40, № 3 (1988).
  9. ^ Болтон, Герберт Юджин. Испанские исследования на юго-западе , 1542–1706 гг. Уайтфиш, MT: Kessinger Publishing, 2007 (перепечатка), стр. 296, 315.
  10. ^ «Охота на буйвола» . Художественный музей Уолтерса .
  11. ^ Хямяляйнен, Пекка (2003). «Взлет и падение конной культуры равнинных индейцев» . Журнал американской истории . 90 (3): 833–862. дои : 10.2307/3660878 . JSTOR   3660878 . Архивировано из оригинала 28 февраля 2009 года . Проверено 8 сентября 2020 г.
  12. ^ Хямяляйнен (2008), 7–8.
  13. ^ Осборн, Алан Дж. «Экологические аспекты конной адаптации аборигенов Северной Америки». Американский антрополог Нол. 85, № 3 (сентябрь 1983 г.), 566
  14. ^ Хямяляйнен (2008), 10–15.
  15. ^ Хямяляйнен (2008), 20–21.
  16. ^ Хайд, Люди Джорджа Э. Красного Облака: История норманнов оглала сиу : University of Oklahoma Press, 1937, стр. 160; Прайс, Кэтрин, Люди оглала, 1841–1879 гг., Линкольн: Издательство Университета Небраски, стр. 13–16.
  17. ^ Задержка, Брайан, Война тысячи пустынь . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2008, стр. 116, 317–319, 327.
  18. ^ Перейти обратно: а б Моултон, М. (1995). Проблемы дикой природы в меняющемся мире, 2-е издание . ЦРК Пресс.
  19. ^ Смитс, Дэвид Д. (1994). «Пограничная армия и уничтожение буйволов: 1865–1883». Западный исторический ежеквартальный журнал . 25 (3). Western Historical Quarterly, Университет штата Юта, от имени Ассоциации западной истории: 112–338. дои : 10.2307/971110 . JSTOR   971110 . PDF: History.msu.edu. Архивировано 6 июля 2020 г. в Wayback Machine.
  20. ^ Отчеты, Лабан (март 1995 г.). Cherokee Outlet Cowboy: Воспоминания о Лабане С. Отчетах . Норман, Оклахома : Университет Оклахомы Пресс . ISBN  978-0-8061-2694-4 .
  21. ^ «Бойня бизонов и поворот судьбы на Великих равнинах» . Обзор экономических исследований . 2023.
  22. ^ Бергман, Брайан (16 февраля 2004 г.). «Бизон вернулся с грани вымирания» . Маклина . Канадская энциклопедия . Проверено 19 августа 2019 г. Ради прочного мира позвольте им убивать, снимать шкуры и продавать, пока буйволы не будут истреблены.
  23. ^ Торнтон, Рассел (1990). Холокост американских индейцев и выживание: история населения с 1492 года . Университет Оклахомы Пресс. п. 48. ISBN   978-0-8061-2220-5
  24. ^ Кэри Майкл Карни (1999). «Высшее образование коренных американцев в Соединенных Штатах». стр. 65-66. Публикации транзакций
  25. ^ Перейти обратно: а б с «Равнинные гуманитарные науки: резня на раненом колене» . Проверено 9 августа 2016 г.
  26. ^ Драсс, Ричард Р. (февраль 2008 г.). «Кукуруза, фасоль и бизон: культивируемые растения и изменение экономики поздних доисторических жителей равнин на равнинах Оклахомы и северо-западного Техаса» . Равнинный антрополог . 53 (205): 12. doi : 10.1179/pan.2008.003 . JSTOR   25670974 . S2CID   162889821 . Проверено 8 сентября 2020 г.
  27. ^ Фрайер, Джанет Л. (2010). «Прунус американская» . Информационная система по пожарным последствиям, онлайн . Лесная служба США . Проверено 12 декабря 2012 г.
  28. ^ Драсс, с. 12
  29. ^ Шнайдер, Фред «Доисторическое садоводство на северо-восточных равнинах». Равнинный антрополог , 47 (180), 2002, стр. 33-50.
  30. ^ Джордан, Джулия А. (22 октября 2014 г.). Равнинные апачи Этноботаника . Университет Оклахомы Пресс. п. 73. ИСБН  9780806185811 .
  31. ^ «Бизон Беллоуз: охотничьи практики коренных народов» . Служба национальных парков . 6 ноября 2016 г. Проверено 8 сентября 2020 г.
  32. ^ Струтин, Михал (1999). Путеводитель по современным индейцам равнин . Тусон: Юго-западная ассоциация парков и памятников. стр. 9–11. ISBN  9781877856808 . Проверено 27 апреля 2016 г.
  33. ^ Браун, 1996: стр. 34–5; 1994 Мандельбаум, 1975, стр. 14–15; и Петтипас, 1994, с. 210. «Описание и анализ жертвенных танцев в стойле: практики равнинных кри и сото из заповедника Паскуа, Саскачеван, в их современных церемониях танца дождя», Рэндалл Дж. Браун, магистерская диссертация, Университет Манитобы, Виннипег, 1996. Мандельбаум, Дэвид Г. (1979). Равнинный кри: этнографическое, историческое и сравнительное исследование. Исследования канадских равнин № 9. Регина: Исследовательский центр канадских равнин. Петтипас, Кэтрин. (1994). «Служение связующим узам: правительственные репрессии против религиозных церемоний коренных народов в прериях». Виннипег: Издательство Университета Манитобы.
  34. ^ Перейти обратно: а б с Уишарт, Дэвид Дж. «Гендерные роли коренных американцев». Энциклопедия Великих равнин. Проверено 15 октября 2013 г.
  35. ^ Цена 19
  36. ^ «Традиционное против прогрессивного «Говори без перерыва» . сайт talkwithoutinterruption.com . Архивировано из оригинала 22 сентября 2015 года . Проверено 10 сентября 2015 г.
  37. ^ Сайдс, Хэмптон. Кровь и гром: эпопея американского Запада Нью-Йорк: Doubleday, 2006, стр. 34
  38. ^ Джон, Элизабет А.Х. Штормы, сваренные в других мужских мирах, Линкольн: University of Nebraska Press, 1975, стр. 154
  39. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Робинсон, Чарльз Равнинные войны 1757–1900 , Лондон: Скопа, 2003 г.
  40. ^ Эйфлер, Марк. "Торговля" . Энциклопедия Великих равнин . Университет Небраски Линкольн . Проверено 19 июня 2021 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б «Битва за Техас» . Экономист . 17 июня 2010 года . Проверено 30 ноября 2016 г.
  42. ^ Эмброуз, Стивен, Crazy Horse и Кастер (Нью-Йорк: Anchor Books, 1975), стр. 12.
  43. ^ Амвросий, с. 66
  44. ^ Амвросий, с. 243
  45. ^ «Стоять высоко: индейцы равнин наслаждались ростом и преимуществом в отношении здоровья». Архивировано 3 марта 2007 г. в Wayback Machine , Джефф Грабмайер, штат Огайо.
  46. ^ Перейти обратно: а б с д «Преамбула». Конституция народа пауни в Оклахоме. Архивировано 7 октября 2013 г. на Wayback Machine . Проверено 5 декабря 2012 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 06c40143e3e8917eb00c42de45033b34__1720707420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/34/06c40143e3e8917eb00c42de45033b34.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Plains Indians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)