Теория цвета
Автор | Иоганн Вольфганг фон Гете |
---|---|
Оригинальное название | О теории цвета |
Переводчик | Чарльз Истлейк [ 1 ] |
Язык | немецкий |
Издатель | Джон Мюррей |
Дата публикации | 1810 |
Опубликовано на английском языке | 1840 |
ОКЛК | 318274261 |
Теория цвета (нем. Zur Farbenlehre ) — книга Иоганна Вольфганга фон Гете о взглядах поэта на природу цветов и то, как они воспринимаются человеком. Он был опубликован на немецком языке в 1810 году и на английском языке в 1840 году. [ 1 ] Книга содержит подробные описания таких явлений, как цветные тени , рефракция и хроматическая аберрация . Книга является преемником двух коротких эссе под названием «Вклад в оптику» ( нем . Beiträge zur Optik ).
Работа возникла во время занятий Гете живописью и в первую очередь оказала влияние на искусство таких художников, как ( Филипп Отто Рунге , Дж. М. В. Тернер , прерафаэлиты , Хильма аф Клинт и Василий Кандинский ).
Хотя работа Гете была отвергнута некоторыми физиками, ею интересовались ряд философов и физиков, в том числе Томас Иоганн Зеебек , Артур Шопенгауэр (см.: О зрении и цветах ), Герман фон Гельмгольц , Людвиг Витгенштейн , Вернер Гейзенберг , Курт Гёдель , и Митчелл Фейгенбаум .
Книга Гете представляет собой каталог того, как цвет воспринимается в самых разных обстоятельствах, и рассматривает наблюдения Исаака Ньютона как особые случаи. [ 2 ] В отличие от Ньютона, Гете интересовала не столько аналитическая трактовка цвета, сколько особенности восприятия явлений. Философы пришли к пониманию различия между оптическим спектром , наблюдаемым Ньютоном, и феноменом человеческого восприятия цвета, представленным Гете — предметом, подробно анализируемым Витгенштейном в его комментариях к теории Гете в «Замечаниях о цвете» и в книге Джонатана Вестфаля. Комментарий к этой работе (1991).
Историческая справка
[ редактировать ]Во времена Гете было общепризнано, что, как Исаак Ньютон показал в своей «Оптике» в 1704 году, бесцветный (белый) свет распадается на составляющие цвета, когда он направлен через призму . [ 3 ]
Вместе со всем остальным миром я был убежден, что все цвета заключены в свете; никто никогда не говорил мне ничего другого, и я никогда не находил ни малейшего повода усомниться в этом, потому что меня больше не интересовал этот предмет.
Но как я был удивлен, глядя на белую стену через призму, что она осталась белой! Только там, где он попадал в какое-то затемненное место, он проявлял какой-то цвет, а затем, наконец, вокруг подоконника все цвета засияли... Вскоре я понял, что здесь нужно выявить что-то важное в цвете, и я, словно инстинктивно, сказал вслух, что учение Ньютона ложно.
— Гете [ 4 ]
Этот опыт дал ему решающий толчок к разработке собственной теории цвета. а к 1793 году Гете сформулировал свои аргументы против Ньютона в эссе «Über Newtons Hypothese derdivarin Refrangabilität» ( «О гипотезе Ньютона о разнообразной преломляемости» ). [ 5 ] Тем не менее, к 1794 году Гете начал все больше отмечать важность физиологического аспекта цветов. [ 6 ] «где было еще труднее отличить объективное от субъективного». [ 7 ]
Как отмечает Гете в историческом разделе, Луи Бертран Кастель уже опубликовал критику спектрального описания призматического цвета Ньютоном в 1740 году. [ 8 ] в котором он заметил, что последовательность цветов, разделенных призмой, зависит от расстояния до призмы, и что Ньютон рассматривал особый случай. [ 9 ]
«В то время как Ньютон наблюдал цветовой спектр, отбрасываемый на стену на фиксированном расстоянии от призмы, Гете наблюдал цветовой спектр на белой карте, которая постепенно удалялась от призмы... По мере удаления карты проецируемое изображение вытянулись, постепенно приняв эллиптическую форму, а цветные изображения стали крупнее, наконец, слившись в центре, образовав зеленый цвет. Перемещение карты дальше приводило к увеличению размеров изображения, пока, наконец, не появился спектр, описанный Ньютоном в «Оптике». произведенное... Изображение, создаваемое преломленным лучом, не фиксировалось, а скорее развивалось с увеличением расстояния от призмы. Следовательно, Гете считал конкретное расстояние, выбранное Ньютоном, чтобы доказать второе положение оптики, как произвольно навязанное». (Алекс Кенцис, «Между светом и глазом») [ 10 ]
Теория, которую мы противопоставляем этому, начинается с бесцветного света и использует внешние условия для создания цветных явлений; но оно признает ценность и достоинство этих условий. Она не претендует на создание цветов из света, а скорее пытается доказать бесчисленными примерами, что цвет производится светом, а также тем, что ему противостоит.
— Гете [ 11 ]
Недавно эксперименты физика Маттиаса Ранга продемонстрировали открытие Гете дополнительности как симметричного свойства спектральных явлений. [ 12 ] также в более позднем пересмотре «Experimentum Crucis» Ньютона есть:
что общепринятый анализ содержит допущения в выборе спектра и фона, которые маскируют присущую спектру динамику . показали , цвета одного определенного спектра. [ 13 ]
Теория Гете
[ редактировать ]Теория Гете о составе цветов спектра не оказалась неудовлетворительной теорией, скорее, это вообще не теория. С ним ничего нельзя предсказать. Это скорее расплывчатая схематическая схема, которую мы находим в . психологии Джеймса Не существует также никакого эксперимента , который мог бы принять решение за или против этой теории.
- Людвиг Витгенштейн , «Замечания о цвете», параграфы 70.
Трудно представить «теорию» Гете, поскольку он воздерживается от создания какой-либо реальной теории; он говорит: «Его цель состоит в том, чтобы изобразить, а не объяснить» ( «Научные исследования»). [ 14 ] ). Вместо создания моделей и объяснений Гете собирал образцы — он отвечал за метеорологические коллекции Йенского университета. [ 15 ] К моменту смерти в его личной коллекции было собрано более 17 800 минералов — крупнейшая во всей Европе. Он придерживался того же подхода к цвету: вместо того, чтобы сужать и изолировать вещи до одного «experimentum Crucis» (или критического эксперимента, который подтверждал или опровергал его теорию), он стремился получить как можно большую широту своего понимания, развивая широкую Всестороннее изложение, посредством которого раскрывается сущность цвета, без необходимости прибегать к объяснениям и теориям о воспринимаемых явлениях, таких как «длины волн» или «частицы».
«Суть его теории цвета заключается в ее экспериментальном источнике: вместо того, чтобы навязывать теоретические утверждения, Гете стремился позволить свету и цвету проявляться в упорядоченной серии экспериментов, которые читатели могли бы испытать сами». (Симон, 1998 г.) [ 16 ] ). По словам Гете, «ошибка Ньютона… заключалась в том, что он доверял математике больше, чем ощущениям своего глаза». (Иона Лерер, 2006). [ 17 ]
Оставаться верным восприятию, не прибегая к объяснениям, было сутью метода Гете. То, что он предложил, на самом деле было не столько теорией, сколько рациональным описанием цвета. Для Гете «высшее — понять, что все факты на самом деле являются теорией. Голубизна неба открывает нам основной закон цвета. Ничего не ищите за пределами явлений, они сами по себе являются теорией». [ 18 ]
[Гете] в полной мере выполнил то, что было обещано названием его превосходного труда: «Данные для теории цвета». Это важные, полные и значимые данные, богатый материал для будущей теории цвета. Однако он не взялся разработать саму теорию; следовательно, как он сам замечает и признает на странице xxxix введения, он не дал нам реального объяснения сущностной природы цвета, но на самом деле постулирует его как явление и просто говорит нам, как он возникает, а не что он собой представляет. является. Физиологические цвета... он представляет как явление, законченное и существующее само по себе, даже не пытаясь показать их отношение к физическим цветам, его главной теме. ... на самом деле это систематическое изложение фактов, но на этом оно останавливается.
- Шопенгауэр , О зрении и цветах , Введение.
Гете излагает свой метод в эссе « Эксперимент как посредник между субъектом и объектом» (1772). [ 19 ] Это подчеркивает его экспериментальную точку зрения. «Сам человек, в той мере, в какой он разумно пользуется своими чувствами, представляет собой наиболее точный физический аппарат, который только может существовать». (Гете, Научные исследования [ 14 ] )
Я считаю, что на самом деле Гёте искал не физиологическую, а психологическую теорию цвета.
- Людвиг Витгенштейн , Культура и ценности, MS 112 255:26.11.1931
Хроматическое понимание Гете заложено в парадигме полярности. В предисловии к «Теории цвета » Гете объясняет, как он пытался применить этот принцип, составляющий основу его ранних убеждений и исследований природы. [ 20 ]
Свет и тьма
[ редактировать ]В отличие от своих современников, Гете рассматривал тьму не как отсутствие света, а скорее как противоположность света и взаимодействие со ним; цвет возник в результате этого взаимодействия света и тени. Для Гете свет — это «самое простое, самое неделимое, самое однородное существо, какое мы знаем. Ему противостоит тьма» (Письмо к Якоби).
...они утверждали, что тень — это часть света . Когда я выражаю это, это звучит абсурдно; но это так: ведь они сказали, что цвета , являющиеся тенью и результатом тени, суть сам свет .
— Иоганн Эккерман , «Беседы Гете» , запись: 4 января 1824 г.; пер. Уоллес Вуд
Основываясь на своих экспериментах с мутными средами, Гете охарактеризовал цвет как результат динамического взаимодействия тьмы и света. Рудольф Штайнер , научный редактор Куршнеровского издания произведений Гете, привел следующую аналогию:
Современное естествознание рассматривает тьму как полное небытие. Согласно этой точке зрения, свет, струящийся в темное пространство, не может преодолеть сопротивление тьмы. Гете рисует себе, что свет и тьма соотносятся друг с другом, как северный и южный полюс магнита. Тьма может ослабить силу света. И наоборот, свет может ограничить энергию тьмы. В обоих случаях возникает цвет.
- Рудольф Штайнер, 1897 г. [ 21 ]
Гете выражает это более кратко: [ 22 ]
[..] белый цвет, который затемняется или тускнеет, склоняется к желтому; черный, по мере того как он становится светлее, склоняется к синему.
Другими словами: желтый — это свет, заглушенный тьмой; Синий – это тьма, ослабленная светом.
Эксперименты с мутными средами
[ редактировать ]Действие мутных сред было для Гете конечным фактом — Урфаноменом — мира красок.
- Джон Тиндалл , 1880 г. [ 23 ]
Исследования цвета Гете начались с экспериментов, в которых изучалось влияние мутных сред , таких как воздух, пыль и влага, на восприятие света и темноты. Поэт заметил, что свет, видимый через мутную среду, кажется желтым, а тьма, видимая через освещенную среду, кажется синей.
Высшая степень света, например солнечного, по большей части бесцветна. Однако этот свет, видимый сквозь среду, но очень слегка утолщенную, кажется нам желтым. Если увеличить плотность такой среды или увеличить ее объем, мы увидим, как свет постепенно принимает желто-красный оттенок, который в конце концов становится более глубоким до рубинового цвета. С другой стороны, если темноту увидеть сквозь полупрозрачную среду, которая сама освещается падающим на нее светом, то появляется синий цвет: он становится светлее и бледнее по мере увеличения плотности среды, но, наоборот, появляется чем темнее и глубже, тем прозрачнее становится среда: при малейшей степени тусклости, за исключением абсолютной прозрачности, всегда предполагая совершенно бесцветную среду, этот глубокий синий цвет приближается к самому прекрасному фиолетовому.
- Гете, Теория цвета , стр. 150–151.
Затем он приступает к многочисленным экспериментам, систематически наблюдая за влиянием разреженных сред, таких как пыль, воздух и влага, на восприятие цвета.
Граничные условия
[ редактировать ]При взгляде через призму существенную роль играет ориентация границы свет-темнота относительно оси призмы. Когда белый цвет находится над темной границей, мы наблюдаем, как свет расширяет сине-фиолетовый край в темную область; тогда как темнота над светлой границей приводит к тому, что красно-желтый край простирается в светлую область.
Гете был заинтригован этой разницей. Он чувствовал, что возникновение цвета на границах света и темноты имеет фундаментальное значение для создания спектра (который он считал сложным явлением).
Варьирование условий эксперимента с использованием разных оттенков серого показывает, что интенсивность цветных краев увеличивается с увеличением контраста границ.
Светлые и темные спектры
[ редактировать ]Поскольку явление цвета основано на соседстве света и темноты, существует два способа получения спектра: с помощью светового луча в темной комнате и с помощью темного луча (т. е. тени) в светлой комнате.
Гете записал последовательность цветов, проецируемых на различные расстояния от призмы, в обоих случаях (см. табл. IV «Теория цветов» ). В обоих случаях он обнаружил, что желтые и синие края остаются ближе всего к светлой стороне, а красные и фиолетовые края остаются ближе всего к темной стороне. На определенном расстоянии эти края перекрываются — и мы получаем спектр Ньютона. Когда эти края перекрываются в спектре света, получается зеленый цвет; когда они перекрываются в темном спектре, получается пурпурный цвет.
В спектре света (т.е. луче света в окружающей темноте) мы находим желто-красные цвета вдоль верхнего края и сине-фиолетовые цвета вдоль нижнего края. Спектр с зеленым в середине возникает только там, где сине-фиолетовые края перекрывают желто-красные края. К сожалению, оптическая смесь синего и желтого дает белый, а не зеленый цвет, и поэтому объяснение Гете спектра Ньютона терпит неудачу. [ 24 ]
Гете также выполнил точную обратную версию эксперимента Ньютона. Поместив призму на яркий солнечный свет и поместив в середину черный картонный круг такого же размера, как дыра Ньютона, можно получить темный спектр (т. е. тень, окруженную светом); мы находим там фиолетово-синий по верхнему краю и красно-желтый по нижнему, а там, где эти края перекрываются, мы находим (экстраспектральный) пурпурный.
Олаф Мюллер излагал дело так: «По Ньютону, все спектральные цвета содержатся в белом солнечном свете, по Гете можно сказать обратное — что все цвета дополнительного спектра содержатся в темноте». [1]
Цветовой круг Гете
[ редактировать ]Когда глаз видит цвет, он немедленно возбуждается, и его природе свойственно спонтанно и по необходимости сразу же создавать другой цвет, который вместе с первоначальным цветом охватывает всю хроматическую гамму.
— Гете, Теория цвета.
Гете предвосхитил Эвальда Геринга . оппозиционного процесса теорию [ 25 ] предложив симметричный цветовой круг. Он пишет: «Хроматический круг... [устроен] в общем порядке в соответствии с естественным порядком... ибо цвета, диаметрально противоположные друг другу на этой диаграмме, - это те цвета, которые взаимно вызывают друг друга в глазах. Таким образом, желтый требует фиолетового, оранжевый [требует] синего, фиолетовый [требует] зеленого; и наоборот: таким образом... все промежуточные градации взаимно вызывают друг друга; более простой цвет требует соединения, и наоборот ( [ 26 ] пункт №50).
Точно так же, как светлые и темные спектры давали зеленый цвет из смеси синего и желтого — Гете завершил свой цветовой круг, осознав важность пурпурного цвета — «Для Ньютона только спектральные цвета могли считаться фундаментальными. Напротив, более эмпирический подход Гете привел его к осознанию важной роли пурпурного цвета в полном цветовом круге, роли, которую он до сих пор играет во всех современных цветовых системах». [ 2 ]
Дополнительные цвета и цветовая психология
[ редактировать ]Гете также включил эстетические качества в свой цветовой круг под названием «аллегорическое, символическое, мистическое использование цвета» ( Allegorischer,symbolischer,mystischer Gebrauch der Farbe ), установив своего рода психологию цвета . Красный он ассоциировал с «красивым», оранжевый — с «благородным», желтый — с «хорошим», зеленый — с «полезным», синий — с «обычным», а фиолетовый — с «ненужным». Эти шесть качеств были отнесены к четырем категориям человеческого познания: рациональное ( Vernunft ) к прекрасному и благородному (красный и оранжевый), интеллектуальное ( Verstand ) к хорошему и полезному (желтый и зеленый), чувственное ( Sinnlichkeit ) к полезному и обычному (зеленому и синему) и, замыкая круг, воображение ( Phantasie ) как к ненужному, так и к прекрасному (фиолетовому и красному). [ 27 ]
Примечания по переводу
[ редактировать ]Пурпурный цвет появился как цветовой термин только в середине девятнадцатого века, после Гете. Следовательно, ссылки на признание Гете пурпурного цвета чреваты интерпретацией. Если наблюдать за цветами, выходящими из призмы (англичанин может быть более склонен описывать пурпурным то, что по-немецки называется Purpur ), то можно не потерять намерения автора.
Однако дословный перевод сложнее. В работах Гете используются два составных слова для обозначения смешанных (промежуточных) оттенков наряду с соответствующими обычными цветовыми терминами, такими как «оранжевый» и «фиолетовый».
немецкий | Английский | Символизм |
---|---|---|
фиолетовый | Пурпурный (или фиолетовый ) ниже см. |
красивый (beautiful) |
Гниль | Красный | |
Гельброт | Апельсин | Эдель (благородный) |
Апельсин | ||
Желтый | Желтый | Гут (хорошо) |
Зеленый | Зеленый | Полезно (useful) |
Синий | Синий | Общий (средний, общий) |
Фиолетовый | Фиолетовый | Ненужный (unnecessary) |
Блауро |
Непонятно, как Гете Гниль , Пурпур (явно названный как дополнение к зеленому), [ 26 ] и Шён (один из шести цветовых секторов) связаны между собой и с красной вершиной видимого спектра . Текст о помехах из «физической» главы [ 28 ] не считает Rot и Purpur синонимами. Кроме того, Purpur определенно отличается от Blaurot , потому что Purpur назван как цвет, который находится где-то между Blaurot и Gelbrot (, [ 28 ] параграф 476), хотя, возможно, и не примыкающий к последнему. В этой статье используются английские переводы приведенной выше таблицы.
Ньютон и Гете
[ редактировать ]Эрнст Лерс пишет: «На самом деле существенное различие между теорией цвета Гете и теорией, господствовавшей в науке (несмотря на все модификации) со времен Ньютона, заключается в следующем: в то время как теория Ньютона и его последователей основывалась на исключая способность глаза различать цвета, Гете основал свою теорию на восприятии цвета глазом». [ 29 ]
«Отказ от жизни и непосредственности, который был предпосылкой прогресса естествознания со времен Ньютона, сформировал реальную основу для ожесточенной борьбы, которую Гете вел против физической оптики Ньютона. Было бы поверхностно отмахиваться от этой борьбы как от незначительной: большое значение имеет то, что один из самых выдающихся людей направил все свои усилия на борьбу с развитием ньютоновской оптики». ( Вернер Гейзенберг , во время речи по случаю дня рождения Гете) [ 30 ]
Из-за различий в подходах к одному и тому же предмету возникло множество недопониманий между математическим пониманием оптики Ньютоном и экспериментальным подходом Гете. [ 31 ]
Поскольку Ньютон понимает белый свет как составленный из отдельных цветов, а Гете видит цвет, возникающий в результате взаимодействия света и тьмы, они приходят к разным выводам по вопросу: является ли оптический спектр первичным или сложным явлением?
Для Ньютона призма не имеет значения для существования цвета, поскольку все цвета уже существуют в белом свете, а призма просто разбрасывает их в зависимости от их преломляемости. Гете стремился показать, что призма как мутная среда является неотъемлемым фактором возникновения цвета.
В то время как Ньютон сузил луч света, чтобы изолировать явление, Гете заметил, что при более широкой апертуре спектр отсутствует. Он видел только красновато-желтые края и сине-голубые края с белым между ними, и спектр возникал только там, где эти края подходили достаточно близко, чтобы перекрываться. По его мнению, спектр можно было объяснить более простым явлением цвета, возникающим в результате взаимодействия светлых и темных краев.
Ньютон объясняет появление белого цвета с цветными краями, говоря, что из-за разной общей величины преломления лучи смешиваются, образуя полностью белый цвет по направлению к центру, тогда как края не получают пользы от этой полной смеси и кажутся более красными или насыщенными. синие компоненты. Отчет Ньютона о его экспериментах см. в его «Оптике» (1704 г.). [ 32 ]
Таблица различий
[ редактировать ]Качества света | Ньютон (1704 г.) | Гете (1810) |
---|---|---|
Однородность | Белый свет состоит из цветных элементов (неоднородных). | Свет – это самая простая, самая неделимая, самая однородная вещь (однородная). |
Тьма | Тьма – это отсутствие света. | Тьма полярна и взаимодействует со светом. |
Спектр | Цвета рассеиваются в зависимости от их преломляемости (первичного явления). | Цветные края, возникающие на границах светлого и темного, перекрываются, образуя спектр (сложное явление). |
Призма | Призма не имеет значения для существования цвета. | Будучи мутной средой, призма играет роль в возникновении цвета. |
Роль рефракции | Свет разлагается за счет преломления, отклонения и отражения. | Преломление, изгиб и отражение могут существовать без появления цвета. |
Анализ | Белый свет распадается на спектр всех цветов. | Есть только два чистых цвета — синий и желтый; остальное — их степени. (Теория цвета, том 3, параграф 201/202) [ 33 ] |
Синтез | Точно так же, как белый свет можно разложить, его можно и собрать обратно. | Цвета рекомбинируются с оттенками серого. (Теория цвета, том 2, параграф 83) [ 34 ] |
Частица или волна? | Частица | Ни то, ни другое, поскольку они являются умозаключениями и не наблюдаются органами чувств. |
Цветовое колесо | Асимметричный, 7 цветов. | Симметричный, 6 цветов |
тьмы Гете Овеществление отвергается современной физикой. И Ньютон, и Гюйгенс определяли тьму как отсутствие света. Янг и Френель показали, что волновая теория Гюйгенса (в его «Трактате о свете ») может объяснить, что цвет — это видимое проявление длины волны света. Сегодня физики приписывают свету как корпускулярный, так и волновой характер, включая корпускулярно-волновой дуализм .
История и влияние
[ редактировать ]Первое издание Farbenlehre было напечатано в Cotta'schen Verlagsbuchhandlung 16 мая 1810 года тиражом 250 экземпляров на серой бумаге и 500 экземпляров на белой бумаге. Он состоял из трех разделов: i) дидактический раздел, в котором Гете представляет свои собственные наблюдения, ii) полемический раздел, в котором он излагает свои доводы против Ньютона, и iii) исторический раздел.
С момента публикации книга вызвала споры из-за своей позиции против Ньютона. Настолько, что, когда Чарльз Истлейк перевел текст на английский язык в 1840 году, он опустил содержание полемики Гете против Ньютона.
Примечательно (и к сожалению), что в переводе Истлейка присутствуют только «Дидактические» цветовые наблюдения. В своем предисловии Истлейк объясняет, что он удалил историческую и энтоптическую части книги, потому что им «не хватало научного интереса», и подверг цензуре полемику Гете, потому что «настойчивость его возражений» против Ньютона помешала бы читателям справедливо судить о цветовых наблюдениях Гете.
- Брюс МакЭвой, Handprint.com, 2008 г. [ 35 ]
Влияние на искусство
[ редактировать ]Первоначально Гете побудил заняться изучением цвета вопросы цвета в живописи. «Во время своего первого путешествия в Италию (1786–88) он заметил, что художники способны излагать правила практически для всех элементов живописи и рисунка, кроме цвета и колорита. В 1786–88 годах Гете начал исследовать, можно ли установить правила, регулирующие художественное использование цвета». [ 36 ]
Эта цель в некоторой степени осуществилась, когда несколько художников-художников, прежде всего Филипп Отто Рунге , заинтересовались его исследованиями цвета. [ 37 ] После перевода на английский язык Чарльзом Истлейком в 1840 году эта теория получила широкое распространение в мире искусства, особенно среди прерафаэлитов . Дж. М. В. Тернер всесторонне изучил его и упомянул его в названиях нескольких картин. [ 38 ] Василий Кандинский считал ее «одним из важнейших произведений». [ 39 ]
Влияние на флаги Латинской Америки
[ редактировать ]Во время вечеринки в Веймаре зимой 1785 года Гете имел ночной разговор с южноамериканским революционером Франсиско де Мирандой . В письме графу Семену Романовичу Воронцову (1792 г.) Миранда рассказывала, как Гете, очарованный его подвигами в Америке и Европе, сказал ему: «Твое предназначение — создать на своей земле место, где основные цвета не искажаются». Он начал уточнять, что имел в виду:
Сначала он объяснил мне, как радужная оболочка преобразует свет в три основных цвета... затем он сказал: «Почему желтый — самый теплый, благородный и самый близкий к яркому свету; почему синий — это смесь волнения и безмятежности, настолько, что он вызывает тени; и почему Красный — это возвышение Желтого и Синего, синтез, исчезновение яркого света в тени». [ 40 ] [ нужен лучший источник ]
Влияние на философов
[ редактировать ]В девятнадцатом веке теория Гете была подхвачена Шопенгауэром в книге «О зрении и цветах» , который развил ее в своего рода арифметическую физиологию действия сетчатки, во многом соответствующую его собственному репрезентативному идеализму («Мир — это мое представление или идея». "].
В двадцатом веке эта теория была передана в философию через Витгенштейна, который в конце своей жизни посвятил этой теме ряд замечаний. Эти замечания собраны в книге «Замечания о цвете » (Витгенштейн, 1977).
Тот, кто согласен с Гете, находит, что Гете правильно понял природу цвета. И здесь «природа» не означает сумму опыта по отношению к цветам, но ее можно найти в понятии цвета.
- Афоризм 125, Людвиг Витгенштейн, «Заметки о цвете» , 1992 г. [ 41 ]
Витгенштейна интересовал тот факт, что некоторые положения о цвете, по-видимому, не являются ни эмпирическими, ни априорными , а чем-то средним: феноменологией, согласно Гете. Однако Витгенштейн придерживался позиции, что «феноменологии не существует, хотя существуют феноменологические проблемы». Он был доволен, рассматривая наблюдения Гете как своего рода логику или геометрию. Витгенштейн брал примеры из письма Рунге, включенного в «Фарбенлере», например: «Белый — самый светлый цвет», «Не может быть прозрачного белого», «Не может быть красновато-зеленого» и так далее. Логический статус этих положений в исследованиях Витгенштейна, включая их связь с физикой, обсуждался в книге Джонатана Вестфаля « Цвет: философское введение» (Westphal, 1991).
Прием ученых
[ редактировать ]При жизни Гете (то есть между 1810 и 1832 годами) бесчисленное количество ученых и математиков комментировали критику Гете Ньютона в теории цвета, а именно в обзорах, книгах, главах книг, сносках и открытых письмах. Среди них чуть менее половины высказались против Гете, особенно Томас Янг , Луи Малюс, Пьер Прево и Густав Теодор Фехнер. Треть высказываний представителей естественных наук были в пользу Гете, в частности Томаса Иоганна Зеебека , Иоганна Саломо Кристофа Швайггера и Иоганна Фридриха Христиана Вернебурга, а одна пятая выразила двойственное мнение или ничью.
Еще в 1853 году в лекции Германа фон Гельмгольца о научных трудах Гете — он говорит о творчестве Гете, что он изображает воспринимаемые явления — «обстоятельно, строго верно природе и живо располагает их в порядке, приятном для обозрения, и проявляет себя здесь, как и везде в области фактов, как великий мастер изложения» (Гельмгольц 1853). Гельмгольц в конечном итоге отвергает теорию Гете как произведение поэта, но выражает свое недоумение по поводу того, как они могут быть в таком согласии относительно фактов предмета, но в резком противоречии относительно их значения: «И я, например, не знаю, как кто-либо, независимо от того, каковы его взгляды на цвета, может отрицать, что теория сама по себе является полностью последовательной, что ее предположения, если они приняты, объясняют трактуемые факты полностью и даже просто». (Гельмгольц 1853 г.) [ 42 ]
Хотя точность наблюдений Гете не выдерживает большой критики, его эстетический подход не соответствовал требованиям аналитического и математического анализа, повсеместно используемого в современной науке.
Теория цвета Гете во многом принесла плоды в искусстве, физиологии и эстетике. Но победа и, следовательно, влияние на исследования следующего столетия были за Ньютоном.
- Вернер Гейзенберг, 1952 г.
«Одну дыру Гёте действительно нашел в доспехах Ньютона, через которую он беспрестанно беспокоил англичанина своим копьем. Ньютон придерживался учения о том, что преломление без цвета невозможно. Поэтому он считал, что объективы телескопов должны навсегда оставаться несовершенными. доказал, что этот вывод , ахроматизм и рефракция несовместимы. Доллонд ошибочен ... Здесь, как и везде, Гете доказывает, что он владеет экспериментальными условиями, чего ему не хватает».
- Джон Тиндалл, 1880 г. [ 43 ]
Много споров возникает из-за двух разных способов исследования света и цвета. Гете не интересовала аналитическая трактовка цвета Ньютоном, но он представил превосходное рациональное описание феномена человеческого восприятия цвета. Именно как собрание цветовых наблюдений мы должны рассматривать эту книгу.
Большая часть объяснений цвета Гете была полностью опровергнута, но его сообщения о фактах, которые следует наблюдать, не подвергались никакой критике; и не должно быть. Эта книга может провести читателя через демонстрационный курс не только по субъективно создаваемым цветам (после изображений, адаптации к свету и темноте, облучению, цветным теням и давлению фосфенов), но также по физическим явлениям, которые можно качественно обнаружить путем наблюдения за цветом (поглощение, рассеяние). , рефракция, дифракция, поляризация и интерференция). Читатель, который попытается проследить логику объяснений Гете и попытаться сравнить их с общепринятыми в настоящее время взглядами, может, даже несмотря на изощренность 1970 года, убедиться, что теория Гете или, по крайней мере, ее часть также была отвергнута. быстро.
- Дин Б. Джадд , 1970 г. [ 44 ]
Митчелл Фейгенбаум пришел к выводу, что «Гете был прав насчет цвета!» [ 2 ]
В понимании Фейгенбаума идеи Гете содержали в себе настоящую науку. Они были жесткими и эмпирическими. Снова и снова Гете подчеркивал повторяемость своих экспериментов. Для Гете именно восприятие цвета было универсальным и объективным. Какие научные доказательства существовали в пользу определяемого реального качества покраснения, независимого от нашего восприятия?
Текущий статус
[ редактировать ]«Ньютон считал, что с помощью своих экспериментов с призмами он сможет доказать, что солнечный свет состоит из лучей света различной окраски. Гете показал, что этот шаг от наблюдения к теории более проблематичен, чем Ньютон хотел признать. Настаивая на том, что шаг к Теория не навязывается нам явлениями, Гете раскрыл наш собственный свободный, творческий вклад в построение теории. И проницательность Гете удивительно значительна, потому что он правильно утверждал, что все результаты экспериментов с призмами Ньютона одинаково хорошо соответствуют теоретической альтернативе. за столетие до знаменитых аргументов Дюэма и Куайна в пользу недоопределенности ». [ 46 ]
«Критика Ньютона со стороны Гете не была атакой на разум или науку, хотя ее часто изображали именно так. Критика утверждала, что Ньютон ошибочно принял математическое воображение за чистое свидетельство чувств. Гете пытался определить научную функцию воображение: связывать явления после того, как они были тщательно созданы, описаны и организованы... Ньютон ввел догму... в науку о цвете, заявив, что цвет можно свести к функции лучей». (Деннис Л. Сеппер, 2009 г.) [ 47 ]
Гете начал с принятия физической теории Ньютона. Вскоре он отказался от этого... найдя модификацию, которая больше соответствовала бы его собственным взглядам. Одним из полезных последствий этого было то, что он осознал важность физиологического аспекта восприятия цвета и, следовательно, смог продемонстрировать, что теория света и цвета Ньютона слишком упрощена; что цвет — это нечто большее, чем просто переменная преломляемость.
— Майкл Дак, 1988 г. [ 48 ]
«Хотя он вскоре отверг дифференциальную преломляемость Ньютона, Гете всегда подтверждал ньютоновскую механику. Это было не априорное поэтическое предубеждение против математического анализа, а, скорее, проведение экспериментов, которые заставили его отвергнуть теорию... Гете вскоре пришел к выводу, что для объяснения цвета нужно необходимо знать не только о свете, но и о функциях глаз и относительных различиях в освещении в поле зрения». (Сеппер, 2009 г.) [ 47 ]
Эксперименты Гете, представляющие собой каталог наблюдений, исследуют сложности человеческого восприятия цвета. В то время как Ньютон стремился разработать математическую модель поведения света, Гете сосредоточился на изучении того, как цвет воспринимается в широком диапазоне условий. Развитие понимания того, как мозг интерпретирует цвета, такие как постоянство цвета и Эдвина Х. Ланда, имеют теория ретинекса поразительное сходство с теорией Гете. [ 2 ]
Гете обнаружил, что создание изображений путем пропускания обратных оптических контрастов через призму всегда приводит к изоморфным, дополнительным спектрам. На фоне изображения, найденного им в «Оптике Ньютона», это было неожиданным открытием. Экспериментальные разработки физика Матиаса Ранга продемонстрировали открытие Гете дополнительности как симметричного свойства спектральных явлений. [ 12 ] Повторное исследование эксперимента Ньютона, проведенное ученым Гопи Кришной Виджая в 2020 году, сообщает:
Полярность света и тьмы в трактовке ньютоновского спектра и обратного спектра изучается... в связи с воззрениями Гете.. С целью прояснения реальности «Лучов тьмы». Экспериментум крест [Ньютона] переоценен. Показано, что общепринятый анализ содержит допущения в выборе спектра и фона, маскирующие присущую спектру динамику. Связь между цветом и длиной волны пересматривается с точки зрения неизменности и специфической преломляемости цвета. Затем показано, что оба эти свойства являются приближениями, применимыми при определенных условиях, которые позже стали стандартизированы в спектроскопии, что привело к консенсусу относительно связи длины волны с цветами одного конкретного спектра. (Гопи Кришна Виджая, Цвет, длина волны и мутность в свете цветовых исследований Гете, Журнал общей философии науки, том 51, стр. 569-594, 10 августа 2020 г.) [ 13 ] [ [2] ]
Современную трактовку книги дает Деннис Л. Сеппер в книге « Гете против Ньютона: полемика и проект новой науки о цвете» (Cambridge University Press, 2003). [ 36 ]
Котировки
[ редактировать ]
|
В каталитический момент[ редактировать ]
|
См. также
[ редактировать ]- Иллюзия тени в шахматном порядке (иллюзия того же цвета)
- Теория цвета
- Энтоптическое явление
- Процесс противника
- Романтизм в науке
- Теория живописи
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Теория цвета Гете: перевод с немецкого; с примечаниями Чарльза Локка Истлейка, РА, ФРС . Лондон: Джон Мюррей. 1840. Архивировано из оригинала 12 декабря 2016 года . Проверено 18 октября 2017 г. - из Интернет-архива.
- ^ Перейти обратно: а б с д Нил Рибе, Фридрих Штайнле: Исследовательские эксперименты: Гете, земля и теория цвета Physics Today , июль 2002 г., получено 3 июля 2011 г.
- ^ Карл Роберт Мандельков: Письма Гете . 2-е издание. годов Том 2: Письма 1786–1805 . Издательство Christian Wegner , Гамбург, 1968, с. 528. «центральная аксиома теории цвета Ньютона о том, что в белом бесцветном свете есть все цвета» ( «центральная аксиома теории цвета Ньютона о том, что в белом бесцветном свете есть все цвета» )
- ^ Гете, Работы Гете, Веймар: Герман Бёлау, 1887–1919, II Отдел: Естественно-научные сочинения, Том 4, стр. 295–296.
- ^ Карл Роберт Мандельков: Письма Гете . 2-е издание. годов Том 2: Письма 1786–1805 . Издательство Christian Wegner , Гамбург, 1968, с. 528. «Еще в 1793 году Гете сформулировал свои возражения против Ньютона в сочинении «О гипотезе Ньютона о различной преломляемости (...)». ( «Уже в 1793 году Гете сформулировал свои аргументы против Ньютона в эссе «Гипотеза разнообразной хрупкости Ньютона [...]». )
- ^ Карл Роберт Мандельков: Письма Гете . 2-е издание. годов Том 2: Письма 1786–1805 . Издательство Christian Wegner , Гамбург, 1968, с. 553. «Такой поворот событий уже указан в проекте письма Гете Зёммеррингу от января/февраля 1794 г., ответе на письмо Зёммерринга Гете от 18 января 1794 г. (...): В цветовых явлениях гораздо больше физиологии, чем думается, только здесь еще больше, чем в других случаях, трудность отличить объективное от субъективного ». (Курсивом отмечены цитаты, которые, возможно, лишь незначительно были адаптированы к описательному предложению, касающемуся грамматики.) Перевод: «Это изменение уже указано в черновике письма Гете Земмеррингу от января/февраля 1794 года, ответа на письмо Зоммерринга от 18 января. , 1794 (...): Цветовые явления гораздо более физиологичны, чем можно было бы подумать, просто здесь еще труднее провести различие между объективным и субъективным». Письмо цитируется Мандельковым после: Гете, «Сочинения о естествознании». Опубликовано от имени Немецкой академии естествоиспытателей (Леопольдина) в Галле Р. Маттеем, В. Троллем и Л. Вольфом. Веймар, 1949 и далее ( Гете, Сочинения о науках. Отредактировано от имени Немецкой академии наук Леопольдина в Галле Р. Маттеем, В. Троллем и Л. Вольфом. Веймар, 1949 и след. ) См.: Самуэль Томас фон Зёммерринг.
- ^ Маттеи, Рупрехт. К истокам теории цвета Гете . В: Jahrbuch der Goethe-Gesellschaft ( Ежегодник Общества Гете ) 11, 1949, стр. 259, цитируется в книге Карл Роберт Мандельков: Письма Гете . 2-е издание. годов Том 2: Письма 1786–1805 . Издательство Christian Wegner , Гамбург, 1968, с. 553. «Отправная точка Гете, открытие ошибки Ньютона, как он ее называл, в призматическом эксперименте, исчезло из его поля зрения настолько, что он начал подозревать значение физиологических цветов». ( «Отправная точка Гете, открытие ошибки Ньютона, как он ее назвал, в призматическом эксперименте, исчезла из его горизонта по мере того, как он начал ощущать значение физиологических цветов». )
- ^ Луи-Бертран Кастель (1740 г.). Оптика цветов . Париж.
- ^ Томас Л. Хэнкинс; Роберт Дж. Сильверман (1995). «Инструменты и воображение» . Природа . 391 (6665): 347–348. Бибкод : 1998Natur.391..347S . дои : 10.1038/34821 . ISBN 978-0-691-00549-2 . S2CID 11888373 .
- ^ Алекс Кенцис (2005). «Между светом и глазом». arXiv : физика/0511130 .
- ^ Карл Роберт Мандельков: Письма Гете . 2-е издание. годов Том 2: Письма 1786–1805 . Издательство Christian Wegner , Гамбург, 1968, с. 528. «Напротив, учение, которое мы убежденно выдвигаем, начинается с бесцветного света; оно использует внешние условия для создания цветных явлений; но оно придает этим условиям ценность и достоинство. Оно не претендует на то, чтобы предписывать цвета, а скорее, он стремится продемонстрировать на бесчисленных примерах, что цвет создается одновременно светом и тем, что ему противостоит».
- ^ Перейти обратно: а б Гребе-Эллис, Йоханнес (2015). «Феноменология дополнительных спектров Матиаса Ранга». Физический журнал . Берлин: Математическое научное образование (MNU) 62: 43–49.
- ^ Перейти обратно: а б Виджая, Гопи Кришна (2020). «Цвет, длина волны и мутность в свете исследований цвета Гете» . Журнал общей философии науки . 51 (4): 569–594. дои : 10.1007/s10838-020-09517-3 . ISSN 0925-4560 .
- ^ Перейти обратно: а б Гете, Иоганн (октябрь 1995 г.). Миллер, Дуглас (ред.). Научные исследования . Гете: Собрание сочинений. Том. 12. Издательство Принстонского университета. п. 57.
- ^ Хамм, EP (2001). «Распаковка коллекций Гете: публичное и частное в естественно-историческом коллекционировании». Британский журнал истории науки . 34 (3): 275–300. дои : 10.1017/S0007087401004423 . JSTOR 4028099 .
- ^ Симон, Дэвид (1998). Симон, Дэвид; Зайонц, Артур (ред.). Путь науки Гете: Феноменология природы . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- ^ Иона Лерер | Гете и цвет. Архивировано 28 января 2007 г. в Wayback Machine , 7 декабря 2006 г.
- ^ Цитируется в переводе: Хьюз, Питер (1992). «Теория исполнительства: Витгенштейн и проблемы с Шекспиром». Сравнительная критика . 14:85 .
- ^ Рэймонд, Элфи. «Лица философии - Элфи Рэймонд» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2011 г.
- ^ Карл Роберт Мандельков: Письма Гете . 2-е издание. годов Том 2: Письма 1786–1805 . Издательство Christian Wegner , Гамбург, 1968, с. 530. «Принцип полярности, который является конститутивным для всего взгляда Гете на природу, является одним из его самых ранних убеждений ... и в отношении которого он никогда не ошибался (письмо к Швейггеру, 25 апреля 1814 г.). В предисловии к В теории цвета заявлено, что основная цель настоящей работы заключается в применении этого универсального принципа к теории цвета ». (Курсивом отмечены цитаты, которые, возможно, лишь незначительно были адаптированы к описательному предложению, касающемуся грамматики.) Перевод: «Принцип полярности, который является основополагающим для всего изучения природы Гете, принадлежит к самым ранним из его убеждений ... в котором он никогда не терял веры (письмо к Швейггеру от 25 апреля 1814 г.), и . главной целью рассматриваемой работы называют применение этого универсального принципа к теории цвета ». См. Иоганна Швайггера.
- ^ Штайнер, Рудольф (1897). Мировоззрение Гете, глава III Явления мира красок . (опубликовано на немецком языке под названием Goethe's Weltanschauung ) «Архив Рудольфа Штайнера: Steiner Books GA006» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2012 г. Проверено 23 октября 2012 г.
- ^ Гете, Иоганн (1810). Теория цвета, параграф №502 .
- ^ Тиндаль, Джон (1880). Popular Science Monthly, том 17, июнь 1880 г., Теория цветов Гете .
- ^ Артур Зайонц. «Теория цвета Гете и научная интуиция», Американский журнал физики , Vol. 44, № 4, апрель (1976): 3–4. «Это, конечно, ошибка, поскольку производимый здесь зеленый цвет является примерно спектральным, то есть чистым зеленым, а не смесью». Дело в том, что оптическое смешивание краевых спектров является аддитивным, а не субтрактивным. https://en.wikipedia.org/wiki/Color_mixing , и что не существует комбинации желтого или синего цвета, которая давала бы насыщенный зеленый цвет, когда краевые спектры начинают перекрываться.
- ^ Теория цвета Гете. Архивировано 16 сентября 2008 г. в Wayback Machine . Webexhibits.org , получено 3 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гете, Иоганн Вольфганг фон (1810). «1-й отдел. Физиологические цвета» . ( Теория цвета на немецком языке). Архивировано из оригинала 23 марта 2014 г. Проверено 21 января 2013 г.
- ^ Гете: Цветной круг, символизирующий «духовную и духовную жизнь человека». 1809 г. Архивировано 3 июня 2011 г. в Wayback Machine . Гете и искусство. изд. Сабина Шульце. Штутгарт: Hatje 1994, с. 141. «Каждому цвету присвоено человеческое свойство (...). Во внутреннем кольце: красный — «красивый», желто-красный — «благородный», желтый — «добрый», зеленый — «полезный», синий — « среднее», сине-красное – «ненужное». ( «Каждому цвету приписывается человеческое качество [...]. Во внутреннем кольце: красный — «красивый», оранжевый — «благородный», желтый — «добрый», зеленый — «полезный», синий — «подлый». ’, фиолетовый – «ненужный». )
- ^ Перейти обратно: а б Гете, Иоганн Вольфганг фон (1810). «2-й отдел. Физические цвета» . ( Теория цвета на немецком языке). Архивировано из оригинала 14 июля 2014 г. Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ Лерс, Эрнст. Человек или материя: введение в духовное понимание природы на основе метода тренировки наблюдения и мышления Гете. Архивировано 10 января 2014 г. на Wayback Machine , получено 10 января 2014 г.
- ^ Эрнст Лерс, Человек или материя, Глава II | https://archive.org/stream/manormatter05641gut/elmom10p#page/n23/mode/2up
- ^ Р. Х. Стивенсон, Концепция знаний и науки Гете (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1995)
- ^ Оптика или, трактат об отражениях, преломлениях, изгибах и цветах света, а также два трактата о видах и величине криволинейных фигур (Лондон, 1704 г.) «Труды Исаака Ньютона» . Архивировано из оригинала 8 октября 2012 г. Проверено 22 октября 2012 г.
- ^ (Теория цвета, том 3, параграф 201/202)
- ^ Как только мы смешиваем все цвета схемы вместе в определенной пропорции, получается бесцветный... который, будучи применен к белой бумаге, дает нам точное представление о сером (Теория цветов, Том 2, Пункт 83)
- ^ «Отпечаток руки: Атрибуты цветоведения» . Архивировано из оригинала 31 мая 2009 г. Проверено 03 января 2010 г. | Брюс МакЭвой | Handprint.com | 2008 год
- ^ Перейти обратно: а б Сеппер, Деннис Л. | Гете против Ньютона: полемика и проект новой науки о цвете | Издательство Кембриджского университета | 2007 | ISBN 0-521-53132-2
- ^ Карл Роберт Мандельков: Письма Гете . 2-е издание. годов Том 4: Письма 1821–1832 . Издательство CH Beck , Мюнхен, 1976, с. 622. «Подобно тому, как начало занятий Гете теорией цвета было вызвано вопросом о цвете в живописи (...), так и участие художников-изобразителей в его исследованиях цвета было для Гете весьма желанным подтверждением того, чего он хотел, поскольку он узнал об этом прежде всего от Филиппа Отто Рунге». ( «Поскольку начало занятий Гете теорией цвета было вызвано вопросом о цвете в живописи [...], интерес художников-художников к его исследованиям цвета был для него весьма желанным признанием того, чего он хотел, которое он, прежде всего, получил от Филиппа Отто Рунге». )
- ^ Бокемюль, М. (1991). Тернер . Сумки, Одеколон. ISBN 978-3-8228-6325-1 .
- ^ Роули, Элисон (сентябрь – декабрь 2002 г.). «Теория цвета Кандинского и Зависть Олеши» . LookSmart FindArticles . Проверено 14 июля 2007 г.
- ^ Серпа Эрасо, Хорхе, Паньоль де ла История . Часть 1, Раздел 1 (30 июля 2004 г.). ISSN 1900-3447 (который сам по себе является кратким изложением книги Рикардо Сильвы Ромеро «La Bandera del Mundo». Архивировано 12 августа 2007 г. в Wayback Machine ). Проверено 2 декабря 2008 г.
- ^ «Ньютон и Гете о цвете» . Архивировано из оригинала 13 декабря 2013 г. Проверено 17 августа 2014 г. | Людвиг Витгенштейн | Пресса Калифорнийского университета | 1992 год
- ^ Гельмгольц, Герман фон. 1853. Предчувствие Гете будущих научных идей. Берлин: Пастель. 1971. Философские лекции и очерки. Эд. Х. Хорц и С. Вольгаст. Берлин: Издательство Академии.
- ↑ Popular Science Monthly/Том 17/июль 1880 г.) Ежемесячный том научно-популярного журнала от 17 июля 1880 г. Архивировано из оригинала 29 мая 2014 г. Проверено 18 ноября 2013 г.
- ^ Джадд, Дин Б. (1970). Введение Дина Б. Джадда, «Теория цветов Гете» . Кембридж: MIT Press . Проверено 14 сентября 2007 г.
- ^ Глейк, Джеймс (1988). Хаос, стр. 165-7 . Лондон: Издательство Уильяма Хайнемана.
- ^ Мюллер, Олаф Л. (2016). «Призматическая эквивалентность - новый случай недоопределенности: Гете против Ньютона в экспериментах с призмой» . Британский журнал истории философии . 24 (2): 323–347. дои : 10.1080/09608788.2015.1132671 . S2CID 170843218 .
- ^ Перейти обратно: а б Сеппер, Деннис Л. (2009). «Гете, Ньютон и воображение современной науки, 2009/3 (№ 249)» . Международное ревю философии . дои : 10.3917/rip.249.0261 . S2CID 170830737 . Архивировано из оригинала 02 апреля 2016 г.
- ^ Дак, Майкл (сентябрь 1988 г.). «Ньютон и Гете о цвете: физические и физиологические соображения». Анналы науки . 45 (5). Анналы науки, том 45, номер 5, стр. 507–519: 507–519. дои : 10.1080/00033798800200361 .
Библиография
[ редактировать ]- Гете, Теория цвета , пер. Чарльз Лок Истлейк, Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1982. ISBN 0-262-57021-1
- Бокемюль, М., Тернер . Кельн: Ташен, 1991. ISBN 3-8228-6325-4 .
- Дак, Майкл Дж (1988). «Ньютон и Гете о цвете: физические и физиологические соображения». Анналы науки . 45 (5): 507–519. дои : 10.1080/00033798800200361 .
- Глейк, Джеймс, Хаос , Лондон: Уильям Хайнеманн, 1988. стр. 165–7.
- Лерер, Иона, Гете и Колор , Научные блоги: лобная кора, 7 декабря 2006 г.
- Лерс, Эрнст, Человек или материя , Глава XIV [3]
- Маттеи, Рупрехт, теория цвета Гете . Иоганн Вольфганг фон Гете. Аранжировка и редакция Рупрехта Маттеи . Американское изд. переведен и отредактирован Хербом Аахом . Ван Ностранд Рейнхольд , 1971 год.
- Проскауэр, Новое открытие цвета , Дорнах: Steiner Books, 1986.
- Роу, MW (июль 1991 г.). «Гете и Витгенштейн». Философия . 66 (257): 283–303. дои : 10.1017/S0031819100064901 . JSTOR 3751682 . S2CID 170316029 .
- Рибе, Нил; Штайнле, Фридрих (2002). «Исследовательские эксперименты: Гете, земля и теория цвета» . Физика сегодня . 55 (7):43. Бибкод : 2002ФТ....55г..43Р . дои : 10.1063/1.1506750 .
- Рибе, Нил М. (1985). «Критика Ньютона Гете: пересмотр». Исследования по истории и философии науки . Часть A. 16 (4): 315–335. Бибкод : 1985ШПСА..16..315Р . дои : 10.1016/0039-3681(85)90015-9 .
- Шопенгауэр, О видении и цветах , Провиденс: Берг, 1994. ISBN 0-85496-988-8
- Сеппер, Деннис Л., Гете против Ньютона: полемика и проект новой науки о цвете , Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2007. ISBN 0-521-53132-2
- Сеппер, Деннис Л., «Гете, Ньютон и воображение современной науки» , Revue Internationale de Philosophie, 2009/3 (№ 249), 2009.
- Штайнер, Рудольф, Первая научная лекция-курс , Третья лекция, Штутгарт, 25 декабря 1919 г. GA320.
- Штайнер, Рудольф, « Мировоззрение Гете », глава III «Явления мира красок» , 1897.
- Барсан, Виктор; Мертикариу, Андрей (2016). «Теория цвета Гете между античной философией, оккультизмом средневековья и современной наукой» (PDF) . Cogent Искусства и Гуманитарные науки . 3 . дои : 10.1080/23311983.2016.1145569 .
- Вестфаль, Джонатан, «Цвет: философское введение», Серия «Аристотелевское общество», Vol. 7, Оксфорд, Блэквелл, 1991 (2-е изд.).
- Витгенштейн, «Заметки о цвете» , Беркли: Калифорнийский университет Press, 1978. ISBN 0-520-03727-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Теория цвета (на немецком языке) онлайн в формате pdf
- Теория цвета (на английском языке)
- Аудиокнига «Теория цвета» , общедоступная, на LibriVox
- Теория цвета (аудиокнига; выпущена в июне 2014 г.) (на английском языке)
- Свет, тьма и цвет — фильм Хенрика Боэция (1998).
- Связи, имеющие качество необходимости: путь науки Гете как феноменология природы
- Смешение цветов и треугольник Гете (Java-апплет)
- Лолколоринг (на английском языке) Тексты в Wikisource:
- Джон Тиндалл , « Farbenlehre Гете - (Теория цвета) I », в Popular Science Monthly , Vol. 17 июня 1880 г.
- Джон Тиндалл, « Farbenlehre Гете - (Теория цвета) II », в Popular Science Monthly , Vol. 17 июля 1880 г.
- Подкаст BBC Radio 4, Наука в наше время - Гете и наука Просвещения
- Гете Критический обзор теории цвета
- Дэвид Бриггс об основных цветах, включая фундаментальную критику физических наблюдений Гете
- Полемика Гете против Ньютона: морфологический подход к истории науки, а именно Dartington Trust
- Список ссылок, относящихся к исследованию цвета Гете.
- Эссе, посвященное психологии цвета и теории Гете.