RNAS Hatston (HMS Sparrowhawk )
RNAS Hatston (HMS Sparrowhawk ) | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Рядом с городом Киркуолл , на материковой части Оркнейских островов в Шотландии. | |||||||||||||
![]() Fairey Swordfish рулит по взлетной полосе для взлета на учения с макетами торпед с корабля HMS Sparrowhawk , авиабаза Королевского военно-морского флота, Хатстон | |||||||||||||
![]() HMS Sparrowhawk | |||||||||||||
Координаты | 58 ° 59'39 "N 002 ° 58'35" W / 58,99417 ° N 2,97639 ° W | ||||||||||||
Ссылка на сетку | HY435125 | ||||||||||||
Тип | Военно-морская авиабаза | ||||||||||||
Код | ЧАС | ||||||||||||
Информация о сайте | |||||||||||||
Владелец | Адмиралтейство | ||||||||||||
Оператор | ![]() | ||||||||||||
Контролируется | Авиация флота | ||||||||||||
Состояние | Вышедший из употребления | ||||||||||||
История сайта | |||||||||||||
Построен | 1934 | ||||||||||||
В использовании | Октябрь 1939 — 1948 | ||||||||||||
Судьба | Закрыто | ||||||||||||
Битвы/войны | Европейский театр Второй мировой войны | ||||||||||||
Информация о гарнизоне | |||||||||||||
Гарнизон | Авиация флота | ||||||||||||
Оккупанты |
| ||||||||||||
Информация об аэродроме | |||||||||||||
Высота | 7 метров (23 фута) над уровнем моря | ||||||||||||
|
Королевская военно-морская авиабаза Хатстон ( RNAS Hatston , также называемая HMS Sparrowhawk ) — военный аэродром, расположенный в одной миле к северо-западу от Киркуолла , на острове Мейнленд, Оркнейские острова , Шотландия, построенный как авиабаза Королевского военно-морского флота . Он располагался недалеко от стратегически важной военно-морской базы Скапа-Флоу , которая на протяжении большей части двадцатого века составляла главную базу кораблей Флота Метрополии . Авиабаза подразделения требований флота была спроектирована для размещения высаженных передовых эскадрилий и размещения высаженных корабельных летных самолетов и являлась домом для метрополии эскадрильи 771-й военно-морской авиационной .
Авиабаза располагалась недалеко от двух примечательных достопримечательностей: она была расположена рядом с городом и портом Киркуолл, со Скапа-Флоу в 2,5 милях (4 км) к югу. Аэродром был расположен на южном берегу залива Киркуолл, в 1 миле (2 км) к северо-востоку от города Киркуолл, а дорога из Киркуолла в Финстаун образует южную границу аэродрома. [ 1 ]
Он был специально построен Адмиралтейством и введен в эксплуатацию 2 октября 1939 года как HMS Sparrowhawk . Авиабаза оставалась в эксплуатации почти шесть лет, прежде чем была « погашена » 1 августа 1945 года. Он был немедленно повторно введен в строй в тот же день, что и HMS Tern. II . Шесть недель спустя он был выведен из эксплуатации во второй раз, 15 сентября, и авиабаза была переведена на уход и техническое обслуживание. [ 1 ]
История
[ редактировать ]В 1939 году представитель Адмиралтейства обратился за советом к Теду Фрессону по поводу лучшего места для аэродрома на Оркнейских островах . Фрессон, основатель Highland Airways и сейчас работающий в Scottish Airways , порекомендовал сайт в Хатстоне. Фрессон ранее хотел создать там аэродром, но землевладелец ему отказал. Фрессон предупредил, что это место станет очень грязным и непригодным для современных самолетов, и рекомендовал построить взлетно-посадочные полосы с асфальтовым покрытием. [ 2 ] Таким образом, когда позже в том же году был построен аэродром, он, вероятно, стал первым в Великобритании, имеющим взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием. [ 3 ] Аэродром был введен в эксплуатацию в начале 1940 года. [ 4 ]
Во время Второй мировой войны здесь размещалось множество различных типов самолетов ВВС флота , в том числе Fairey Swordfish , Blackburn Rocs , Grumman Martlet IV и Grumman Avengers . Две эскадрильи «Блэкбернских поморников» вылетели из Хатстона 10 апреля 1940 года с задачей потопить немецкий крейсер «Кёнигсберг» , и в этом они добились успеха.

С апреля 1942 года несколько эскадрилий ВМС США действовали на базе RNAS Hatston, авиабазы, используемой американской авиацией, включая Douglas TBD Devastator , американский бомбардировщик-торпедоносец , Grumman F4F Wildcat , американский палубный истребитель и Vought SB2U Vindicator , Американский палубный пикирующий бомбардировщик . [ 5 ]
Вторая мировая война (1939–1945)
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны большое количество различных эскадрилий передовой авиации флота и связанных с ними самолетов использовали RNAS Hatston в течение коротких периодов времени после высадки с авианосцев Королевского флота перед тем, как они бросили якорь в Скапа-Флоу . Два подразделения авиации флота действительно имели более постоянное присутствие на авиабазе. 700-я военно-морская авиационная эскадрилья (700 NAS), которая проводила заключительную подготовку экипажей катапультных самолетов перед тем, как они погрузились на назначенные им корабли, была сформирована на авиабазе в 1940 году и оставалась до переезда на короткое расстояние в близлежащую авиабазу Тватт (HMS Tern ) в 1942 году. 771 Naval Авиационная эскадрилья (771 NAS), подразделение требований к флоту (FRU), базировалось в RNAS Hatston из В 1939 году он был переведен примерно в то же время, что и 700 NAS, в RNAS Twatt в 1942 году. Он эксплуатировал несколько различных типов самолетов, выполняя различные задачи, поддерживая флот метрополии в Скапа-Флоу. [ 5 ]
Одной из функций авиабазы было предоставление аэродрома для подразделения по требованиям к флоту , которому было поручено оперативное обучение для флота метрополии, базировавшегося в Скапа-Флоу.
771-я военно-морская авиационная эскадрилья была сформирована на авиабазе Ли-он-Солент (HMS Daedalus ) с северным и южным элементом. Южная часть стала отдельной эскадрильей, а северное звено стало исключительно 771 NAS, дислоцированным в RNAS Hatston (HMS Sparrowhawk ) для поддержки Флота Метрополии, который базировался на стоянке военного времени в Скапа-Флоу, выполняя различные типы учений с кораблей и обеспечение средств буксировки целей для морских артиллеристов. Он был оснащен Hawker Henley , двухместным буксиром-мишенью , Blackburn Skua , авианосным пикирующим бомбардировщиком / истребителем , Blackburn Roc , авианосным башенным истребителем и Fairey Swordfish , бипланом -торпедоносцем . Позже «Бристоль Бленхейм» британский легкий бомбардировщик и пара Мартин Мэриленд» американских легких бомбардировщиков « были получены . Именно один из последних самолетов положил начало цепочке событий, приведших к гибели немецкого линкора «Бисмарк» . 22 мая 1941 года самолет Martin Maryland из 771 NAS совершал разведывательный полет. в Берген в погоду, которую прибрежное командование Королевских ВВС считает неподходящей. Экипаж обнаружил , что Бисмарк покинул норвежский фьорд . В июле 1942 года 771 НАС перешла в авиабазу Тватт. [ 6 ]
700-я военно-морская авиационная эскадрилья сформирована в RNAS Hatston 21 января 1940 года в результате объединения 700-й серии катапультных эскадрилий. Первоначально он был оснащен сорока двумя гидросамолетами Supermarine Walrus, одиннадцатью Fairey Seafox и двенадцатью гидросамолетами Fairey Swordfish. С июля небольшое количество Supermarine Walrus действовало с авиабазы ВВС Саллома Во , обозначенного как Шетландский рейс, с самолетами и экипажами из RNAS Hatston и высадилось из самолетов Флота Метрополии. Они осуществляли местное противолодочное патрулирование и сопровождение судов под контролем 18-й группы RAF в составе прибрежного командования RAF . В ноябре эскадрилья приняла на себя самолет 701-й военно-морской авиационной эскадрильи, действовавшей из гавани Сторновей , и она стала известна как 700 Stornoway Flight. Этот отряд перешел в Королевские ВВС Саллом-Во и присоединился к Шетландскому звену в марте 1941 года, но затем распался в мае, когда стали доступны самолеты Королевских ВВС. [ 7 ]
В июне 1942 года 700 NAS перенесли свою штаб-квартиру , известную как «A» Flight , в RNAS Tvat (HMS Tern ). К этому времени эскадрилья провела десятинедельный курс обучения полетам на новых катапультах. Последние две недели курса были проведены в составе рейса «А» в RNAS Hatston для заключительной подготовки перед тем, как присоединиться к выделенному кораблю. [ 8 ] Обучение было разбито на первые три недели полетов по аэродрому, включающие облеты и приземления , бомбометание с пикирования , фотографирование и противолодочную борьбу на авиабазе RNAS Donibristle (HMS Merlin ) в Файфе . Второй трехнедельный блок был проведен в RNAS Dundee (HMS Condor II) , базе/ремонтном депо гидросамолетов, в Данди , где основное внимание уделялось операциям на воде, включая ночные приземления. Седьмая неделя была посвящена катапультному курсу на борту HMS Pegasus , авианосца/ гидроавианосца Королевского флота , в Ирландском море . Восьмая неделя была тогда возвращением в RNAS Donibristle (HMS Merlin ). [ 7 ]
Единицы
[ редактировать ]Список эскадрилий первой и второй линии, звена станции и других летных частей, базирующихся в этом месте: [ 9 ]
- 700 НАН , 701 НАС , 712 НАН , 746 НАН , 771 НАС
- 800 NAS , 801 NAS , 802 NAS NAS , 803 , 804 NAS , 806 NAS , 807 NAS , 809 NAS ,
- 810 NAS , 811 NAS , 812 NAS , 813 NAS , , 816 814 NAS NAS , 817 NAS , 818 NAS , 819 NAS ,
- 820 NAS , 821 NAS , 822 , NAS 824 , NAS , 823 NAS , 825 NAS , 826 NAS 827 NAS , 828 NAS , 829 NAS ,
- 830 NAS , 831 NAS , 832 NAS , 833 NAS , 835 NAS , 836M Flight , 837 NAS , 837D Flight ,
- 840 NAS , 841 NAS , 842 NAS NAS , 845 846 , 848 , NAS , NAS 852 NAS , 853 NAS , 856 NAS ,
- 860 NAS , 878 NAS , 880 NAS , 881 NAS , 882 , 883 NAS , 884 NAS NAS , 885 NAS , 887 NAS , 888 NAS ,
- 890 НАН , 891 НАН , 893 НАН , 894 НАН , 896 НАН , 898 НАН , 899 НАН ,
- 1770 НАН , 1771 НАН ,
- 1820 НАН , 1840 НАН , 1841 НАН , 1842 НАН ,
- № 254-й эскадрильи RAF [ 10 ]
Почтовый Королевский флот и текущее использование
[ редактировать ]После Второй мировой войны аэродром RNAS Hatston стал главным гражданским аэропортом Киркуолла и обслуживался как Allied Airways , так и Scottish Airways, которые были поглощены British European Airways (BEA) в 1947 году. К 1948 году BEA эксплуатировала Douglas Dakota транспортные самолеты . которые были сочтены слишком большими для безопасного использования взлетно-посадочных полос. Они перенесли операции на более крупный аэродром RAF Grimsetter , в 3 милях (4,8 км) к юго-востоку от Киркуолла. RNAS Hatston была официально закрыта в 1948 году, но с 1953 по 1957 год здесь располагался Оркнейский аэроклуб. [ 5 ]
В конце концов он был закрыт и превращен в промышленную зону, а некоторые здания стали муниципальным жильем. [ 11 ] Несколько местных названий улиц посвящены аэродрому, в том числе Sparrowhawk Road, Seafire Road, Swordfish Road, Skua Road, Dakota Road и Gladiator Road.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «РНАС Хатстон» . Архив исследований Королевского военно-морского флота — Базы военно-воздушных сил флота, 1939 г. — настоящее время . Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Уорнер 2005 , стр. 27.
- ^ Смит 1989 , с. 114.
- ^ Уорнер 2005 , стр. 24.
- ^ Jump up to: а б с «Хэтстон (Керкуолл)» . Аэродромы Британского фонда охраны природы . Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Балланс, Ховард и Стертивант, 2016 , стр. 72-74.
- ^ Jump up to: а б Балланс, Ховард и Стертивант, 2016 , с. 1.
- ^ Delve 2010 , с. 286.
- ^ Стертивант и Балланс 1994 .
- ^ Джеффорд 1988 , с. 81.
- ^ Смит 1989 , с. 115.
Библиография
[ редактировать ]- Балланс, Тео; Ховард, Ли; Стертивант, Рэй (2016). Эскадрильи и части авиации флота . Air Britain Historians Limited. ISBN 978-0-85130-489-2 .
- Дельв, Кен (2010). Военные аэродромы Великобритании, Шотландии и Северной Ирландии . Мальборо , Уилтшир, The Crowood Press Ltd. Великобритания: ISBN 978-1-84797-027-5 .
- Джеффорд, CG (1988). Эскадрильи Королевских ВВС. Полный отчет о движении и оснащении всех эскадрилий Королевских ВВС и их предшественников с 1912 года . Шрусбери : Эйрлайф. ISBN 1-85310-053-6 .
- Смит, Дэвид Дж. (1989). Станции действий 7: Военные аэродромы Шотландии, Северо-Востока и Северной Ирландии (2-е изд.). Веллингборо, Великобритания: ISBN Патрика Стивенса Лтд. 1-85260-309-7 .
- Стертивант, Р; Балланс, Т (1994). Эскадрильи авиации флота . Тонбридж , Кент , Великобритания: ISBN Air-Britain (Historians) Ltd. 0-85130-223-8 .
- Уорнер, Гай (2005). Оркнейские острова по воздуху . Эрскин, Шотландия: издательство Kea. ISBN 0951895877 . Проверено 28 апреля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]