Новена
Новена , «девять») — (от латинского : novem древняя традиция молитвенной молитвы в христианстве , состоящая из частных или публичных молитв , повторяемых в течение девяти последовательных дней или недель. [ 1 ] Девять дней между праздником Вознесения и Пятидесятницы , когда ученики собирались в горнице и предались молитве, часто считаются первой новенной. [ 2 ]
В некоторых христианских общинах, например в Африке, Латинской Америке и на Филиппинах, традиции новены популярны и включают религиозные ритуалы, такие как коллективные молитвы, украшение статуй, пение гимнов под музыку, а также общественные фиесты с напитками, закусками или шествия.
Новенами чаще всего молятся члены Римско-католической церкви , а также лютеране , англиканцы и православные христиане; использовались в экуменической христианской среде. они также [ 3 ] Молитвы часто берутся из религиозных молитвенников или состоят из чтения четок ( «четки-новена») или коротких молитв в течение дня. Новенные молитвы обычно печатаются в небольших книжечках, причем новена часто посвящается конкретному ангелу , святому , Марианскому титулу Пресвятой Девы Марии или одному из лиц Святой Троицы .
История
[ редактировать ]Слово Новена происходит от латинского слова, обозначающего девять. Практика новены основана на раннем христианстве, когда в течение девяти дней проводились мессы с благочестивыми молитвами за умерших. [ 4 ] Эта практика может быть связана с ранним греческим и римским обычаем, совершаемым семьями и состоящим из девяти дней траура после смерти любимого человека, за которым следует пир, который первоначально побудил таких католических писателей, как Св. Августин , Псевдо-Алкуин. и Иоанн Белет, чтобы предостеречь христиан не подражать этому обычаю. [ 5 ]
Со временем представители римско-католической веры начали ассоциировать новену с христианскими темами, такими как девять месяцев, которые Иисус провел во чреве, испускание Своего духа в девятом часу во время распятия и девять дней, прошедших между Вознесение Иисуса и сошествие Святого Духа на первых христиан в Пятидесятницу . В Новом Завете это библейское событие часто цитируется из Деяний Апостолов , 1:12–2:5. Отцы Церкви также придавали особое значение числу девять, видя в нем символ несовершенного человека, обращающегося в молитве к Богу (из-за его близости с числом десять, символом совершенства и Бога). [ 5 ]
Папское признание
[ редактировать ]К Средним векам практика новены выросла и стала включать в себя благочестивые молитвы в течение девяти дней перед праздником в честь святого, указанного в литургическом календаре. К 11 веку практика новены стала в христианстве средством молитвы с просьбой о духовной или личной милости через святого, такого как Дева Мария. После протестантской Реформации и Контрреформации Католическая церковь официально разрешила новены, в частности, благодаря папскому одобрению большого количества новен Папой Пием IX . [ 4 ]
В Римско-католической церкви существуют три признанные категории новен, хотя это различие не является исключительным:
- Траур или перед погребением;
- При подготовке к церковному празднику; в пересмотренном Enchiridion Indulgentiarum индульгентные новены назначаются определенным праздникам: «Частичная индульгенция предоставляется верующим, которые благочестиво принимают участие в благочестивых упражнениях публичной новены перед праздником Рождества или Пятидесятницы или Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. " [ 6 ]
- Заступник (по конкретной просьбе).
Согласно стандартным литургическим нормам, новены могут совершаться в церкви, дома или где угодно, где уместны торжественные молитвы, хотя некоторые разрешенные новены требуют посещения церкви. Иногда в начале новенны зажигают специальную свечу или благовоние, которое горит в течение девяти дней молитвы.
Первая глава « Общих принципов Sacrosanctum Concilium» , № 13, Второго Ватиканского Собора (1962–1965) была направлена на то, чтобы дать указания относительно места новены в христианском благочестии:
Молитвы должны быть составлены так, чтобы они гармонировали с литургическими сезонами, согласовывались со священной литургией, были каким-то образом вытекали из нее и приводили к ней людей, поскольку, по сути, литургия по самой своей природе далеко превосходит любую из их. [ 7 ]
В римско-католической традиции молитвы-новены обычно включают восхваление Иисуса Христа, Девы Марии или другого святого, а также личное прошение. Новены были широко распространенной практикой в католической истории. [ 8 ] Молитвы Новены также практикуют лютеране, православные и англиканские христиане, которые придерживаются близких или схожих убеждений в отношении ее благочестивой практики. [ 3 ] Кроме того, новены также использовались в экуменическом христианском контексте, например, те, которые распространялись Premier Christian Radio , чтобы молиться за обновление Церкви . [ 9 ]
Практики
[ редактировать ]Новена — это ритуальное религиозное богослужение, во время которого один или несколько верующих-христиан обращаются с прошениями, умоляют об одолжении или получают милость, почитая Иисуса Христа , Деву Марию или святых веры, которые, как полагают, наделяют силой божественного вмешательства. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] По словам профессора Фенеллы Каннелл, Новена — это «мольный акт поклонения». [ 13 ]
Новенна может быть составлена в любое время. Поклонение Девяти первых пятниц в честь Святейшего Сердца – это новена. [ 5 ] В некоторых приходах проводится вечная новенна, при которой молитвы, относящиеся к определенной новене, произносятся еженедельно.
Другие новены традиционно проводятся в рамках подготовки к определенному празднику.
- Новенна Святому Духу проводится между четвергом Вознесения и Пятидесятницей в память о том, когда ученики собрались в горнице и посвятили себя молитве; это считается первой новеной. [ 2 ] Есть несколько способов произнести Новену Пятидесятницы. Каждый день можно молиться Вечерней молитвой от Часовой литургии, « Прииди, Дух Святой » или другими молитвами.
- Новенна Святой Троице обычно включает Gloria Patri , хотя могут использоваться и другие молитвы.
- Существуют различные рождественские новены. Рождественская новена Святого Андрея состоит из праздника Святого Андрея (30 ноября) до сочельника с молитвой новены, произносимой пятнадцать раз в день. [ 14 ] Лас-Посадас — это новена, празднуемая в основном в Латинской Америке, Мексике, Гватемале, на Кубе, а также выходцами из Латинской Америки в Соединенных Штатах. Обычно он отмечается каждый год с 16 по 24 декабря. [ 15 ]
- Новенна в честь Пражского Младенца Иисуса часто читается на Святках. Праздник Святого Имени Иисуса – главный праздник чудесного Младенца. [ 16 ] В Чехии торжественно проносят по улицам Праги с молитвами и песнями. статую ежегодно 27 мая [ 17 ]
- Новенна святому Иосифу обычно совершается в девять первых сред перед его праздником (19 марта и 1 мая) или за девять дней до праздника. [ 18 ]
- Францисканские монастыри обычно проводят новену из девяти (или тринадцати) вторников (или девяти дней подряд) в честь Антония Падуанского перед его праздником 13 июня. [ 19 ]
- Новенна святому Иуде и новенна святому Перегрину , покровителю больных раком, начинаются за девять дней до праздников, но их можно молиться и в определенное время нужды. [ 18 ]
Региональные обычаи
[ редактировать ]Африка
[ редактировать ]Практики новены были внедрены в общины христианскими миссионерами в их колониальную эпоху и усилиями по прозелитизму эпохи постмодерна в Африке, а также в плантационных колониях Нового Света, где были расселены африканские рабы, например, в Бразилии. [ 20 ] Эти инициативы принесли ощущение социально-религиозной общности. [ 21 ]
Некоторые практики уникальны для Африки. Различные конфессии христианства в Африке ввели региональные практики новены, которые включают религиозные молитвы, пение, а также подношения в ладоши, маханиями руками или криками. Религиозная новена в Гане включает в себя каждую из девяти ночей после громких молитв окровавление Иисуса, когда преданные пачкают себя, считая это символом крови Христа. [ 22 ]
Среди прибрежных христианских общин Западной Африки новена является средством обращения к Богу посредством поклонения и поста, а также традиционных ритуалов. [ 23 ] Синкретические религиозные практики нью-эйдж в Нигерии приняли девятидневный молитвенный ритуал новены. [ 24 ] В Зимбабве, по словам Лоуренса Дака – профессора и зимбабвийского иезуита,
Их сеансы исцеления [католического духовенства] театральны, истеричны, громки и действительно увлекательны до такой степени, что некоторые люди падают на землю, а другие чувствуют силу Божью, пронизывающую их тела. Некоторые из решительных католиков принимали Новену за Новеной, ища божественного вмешательства в случае болезни или несчастья. Короче говоря, существует огромное стремление и жажда религии, которая дает быстрые ответы на проблемы людей, которые варьируются от несчастий до борьбы с болезнями и смертью.
— Церковь и проблемы служения исцеления в Зимбабве , май 2015 г. [ 25 ]
Европа и Северная Америка
[ редактировать ]Религиозные и паралитургические новены были распространены в Европе, а также среди европейских поселенцев в Северной Америке. К ним относятся публичное богослужение, такое как месса, и частные молитвы с использованием религиозных предметов, таких как четки и изображения, особенно связанные с Девой Марией. По словам Джеймса М. О'Тула, профессора, специализирующегося на американской католической истории, период между Первой мировой войной и серединой 1950-х годов был «периодом расцвета американского католического религиозного фанатизма». [ 26 ] Этот период стал свидетелем религиозного поклонения новены, а также популярности общин, братств, преданности святым, постных пятниц, святых карт, четок, креста и евхаристических практик. [ 27 ] О'Тул говорит, что это давало чувство принадлежности к сообществу, особенно во времена массовой миграции. Новена имела прочные корни в этнических районах, а религиозное поклонение имело социально-политические связи, предлагая чувство общественной безопасности через религиозные символы в период неуверенности и страха. [ 26 ] По мере роста экономического процветания и чувства национальной солидарности в 1960-е годы и после них ритуальная новенна пошла на убыль, а участие в церковных богослужениях сократилось. [ 28 ] [ 29 ]
В Восточной и Центральной Европе продолжаются практики новены. В коммунистическую эпоху набожные ортодоксальные христиане в бывшей Югославии организовали Великую Новену под статуей Девы Марии, чтобы противостоять навязанному государством атеизму, сохранить свободу исповедовать религию и восстановить христианское наследие региона. , особенно в Хорватии . [ 30 ]
В католической Ирландии, утверждает профессор Глэдис Ганиэль, популярны такие религиозные практики, как новены. Культурное признание религиозного поклонения исторически было высоким, и те ирландцы, которые сами не исполняют новены, тем не менее уважают тех, кто это делает. Некоторые из их католических ритуальных практик были подавлены британским государством в XVIII и XIX веках, но репрессии и критика только усилили решимость ирландцев продолжать исповедовать свою веру. [ 31 ]
В обзоре, опубликованном в Бюллетене Университета Нотр-Дам за 1921 год, говорится, что молитвы-новены были популярны и особенно распространены среди студентов во время экзаменов, болезни или после смерти однокурсника. [ 32 ] Новена-сеанс остается популярной во многих регионах Соединенных Штатов, например, среди католиков Луизианы , где новены посвящены Святому Иуде и Деве Марии. Эти новены представляют собой молитвы, которые, как полагают, создают контакт между святым и преданным и тем самым вызывают божественное вмешательство в любую проблему или беспокойство, важные для преданного. [ 33 ]
Латинская Америка
[ редактировать ]Новена была важной частью христианства в странах Карибского бассейна и Латинской Америки , как среди коренных индейских общин, принявших христианство под колониальным испанским или португальским правлением, так и среди разнообразных сообществ, которые сформировались заново из миллионов рабов и наемных рабочих. завезены в Америку из разных частей Африки и Азии. Молитвы посвящены статуям Иисуса Христа, Мадонны и различных святых. Они также являются частью велорио (пробуждения) после чьей-либо смерти, которое включает в себя девять ночей новены ( rezos de los nueve días ). [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
По словам Патрика Тейлора и Фредерика Кейса, посещаемость христианских религиозных служб была низкой, за исключением случаев смерти близкого человека или значимого социально-политического человека, а также во времена трудностей, таких как эпидемии или засуха. [ 37 ] [ 38 ] Многие совершают религиозное поклонение с четками у себя дома перед изображениями Христа и христианских святых на небольшом специальном алтаре в своих жилых помещениях. [ 38 ] Подобно прозелитизму в Африке и Азии, миссионеры различных христианских конфессий, включая протестантизм, пропагандировали новены в латиноамериканских общинах в рамках своих усилий по привлечению новообращенных в свое служение. [ 39 ]
Колумбийцы празднуют Новену за девять дней до Рождества, известную как Новена Агинальдо .
Новены также были приняты во многих латиноамериканских практиках и обычно исполняются по просьбе Духа, такого как Санта-Муэрте . Новены также были позже приняты в такие практики, как Сантерия и Эспиритизм.
Индия
[ редактировать ]Новены до сих пор являются обычным явлением в Индии, особенно в штате Керала . Их практикуют католики и восточные католики (например, сиро-малабарские христиане и сиро-маланкарские христиане ), а также православные христиане ( маланкарские православные христиане и якобитские православные христиане ). Новены являются общими для Матери Марии (читается каждую субботу), Святого Георгия (распространяется православными и читается каждую среду), Святого Иуды (читается каждый четверг), Святого Антония (читается каждый вторник) и других.
Филиппины
[ редактировать ]В христианских общинах Филиппин и Латинской Америки традиции новены включают религиозные ритуалы перед алтарем с девятью уровнями, наверху которых помещен Святой Крест. [ 40 ] Их освещают свечами, украшают цветами и другими ритуальными предметами. Кроме того, пространство может быть украшено множеством статуй, и эти статуи обычно включают статуи Девы Марии, Апостолов и святых регионального значения. В первый день вотивные свечи ставятся на первый уровень, и с каждым днем свечи поднимаются на один уровень к Святому Кресту. Кроме того, каждый день включает в себя коллективные молитвы, пение гимнов под музыку, частные и публичные молитвы. Некоторые новены включают, иногда в последний день, общественные фиесты с напитками, закусками или шествиями. [ 41 ] [ 40 ]
Новенна также связана с погребальными ритуалами. Среди филиппинских католиков Новена Розария является распространенной практикой, при которой молитва читается в течение девяти дней, часто начиная со дня чьей-либо смерти, а официальные панихиды приурочены к любому времени до девятого дня. [ 8 ] В других местах день похорон и погребения приурочен к местным обычаям, а новена продолжается в доме умершего или в другом месте. [ 42 ] Новены остаются популярной религиозной практикой на Филиппинах. [ 43 ] Это наблюдается, например, в Симбанг Габи, непосредственно предшествующем Рождеству . Традиция использования фонарей также связана с процессией Рождественской новены и сопровождающим ее зрелищем Панунулуян . [ 44 ] [ 45 ] В Пампанге рождественские новены были известны как Лубенас или Лубенас Паску . [ 44 ] [ 45 ]
Он также отмечается в новене, предшествующей празднику Санто-Ниньо-де-Себу (Святого Младенца) в третье воскресенье января. Первые девять дней отмечены молитвами, прошениями и пением. [ 46 ] Во время главного шествия в городе Себу изображение Санто-Ниньо проносится по улицам, и многие люди несут свои собственные копии, украшенные по своему вкусу. [ 46 ] В Лобоке, Бохол , самая популярная новена посвящена статуе Черной Мадонны, причем каждая служба называется Гозос и включает в себя пение хвалы Богородице на испанском и висайском языках, танцы, выступления хора и пир с фейерверками на последний день. [ 47 ]
В метро Манилы популярные новены Богоматери Неустанной Помощи , Святому Иуде Фаддею и Черному Назарянину отнесены к последним трем дням рабочей недели. [ 48 ] Каждая новена связана с определенной святыней, и все они одобрены Святым Престолом. Некоторые организации также начали предлагать преданным ритуалы новены онлайн. [ 49 ]
Новена Нашей Матери Неустанной Помощи отмечается в Бакларане девять сред подряд . Новена Святого Иуды по четвергам подтверждает статус апостола как покровителя безнадежных дел и пользуется популярностью среди студентов, сдающих экзамены. [ 50 ] Новена «Черный Назарянин», проводимая по пятницам, знаменует путь Христа с крестом к его распятию. Образ, новена и связанные с ними религиозные практики имеют большое количество последователей. В 2011 году более шести миллионов преданных-католиков собрались на шествие Черного Назарянина только в Маниле. [ 51 ]
Меланезия
[ редактировать ]В Меланезии 19-го века христианское духовенство связывало конец эпидемий, таких как корь 1860 года, и приписывало выживание общин после крупных бедствий самоотверженному и мощному вознесению молитв к христианским иконам, «пылкой новене». [ 52 ] Точно так же новены Черной Мадонны в Любоке начались после аналогичного признания христианским духовенством того, что островное сообщество выжило после тяжелой эпидемии холеры, потому что они вознесли молитвы Деве Марии (Мадонне) во время своих страданий. [ 47 ]
См. также
[ редактировать ]- Новены в преддверии Рождества:
- Новена благодати
- Новена нашей Матери вечной помощи
- Октава (литургия) , Триденствие
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Шнурр, Деннис (1998). Новена справедливости и мира . Издательство католической конференции США. стр. 1–2. ISBN 978-1-57455-237-9 . ; Цитата: «Новены — это молитвенные молитвы, повторяемые девять раз подряд с особыми намерениями».
- ^ Jump up to: а б «Новена на Пятидесятницу: праздник Вознесения» . Национальный католический репортер . 21 мая 2020 г. Проверено 18 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Что такое новена?» . Католическая община церкви Св. Матфея и Св. Бернара. Архивировано из оригинала 4 апреля 2018 года . Проверено 13 апреля 2016 г.
Хотя новена — это прежде всего обряд, используемый членами католической церкви, ее также практикуют некоторые православные, англиканские и лютеранские христиане.
- ^ Jump up to: а б О'Тул, Джеймс М. (2004). Привычки преданности: католическая религиозная практика в Америке двадцатого века . Издательство Корнельского университета. п. 96. ИСБН 978-0801472558 .
- ^ Jump up to: а б с Хильгерс, Йозеф. «Новена». Католическая энциклопедия Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911 г. В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Enchiridion Indulgentiarum , "34. (Новендиальные молитвы)", Священная апостольская тюрьма, 1968 г.
- ^ «Священный совет» . www.vatican.va
- ^ Jump up to: а б Джонатан Х.С. Ли; Кэтлин М. Надо (2011). Энциклопедия азиатско-американского фольклора и фольклора . АВС-КЛИО. стр. 350–351. ISBN 978-0-313-35066-5 .
- ^ «Новена: девять дней молитвы с Премьером» . Премьер-христианское радио . Архивировано из оригинала 14 апреля 2015 года . Проверено 10 апреля 2015 г.
- ^ Стивен Ф. Браун; Халед Анатолий; Мартин Палмер (2009). Католицизм и православие . Издательство информационной базы. п. 140. ИСБН 978-1-60413-106-2 . , Цитата: Новена, римско-католические богослужения, состоящие из молитв или служб, проводимых девять дней или недель подряд в честь Марии, матери Иисуса, или святых.
- ^ Томас Карсон (2003). Новая католическая энциклопедия: Мос-Пат (2-е изд.). Томсон/Гейл. стр. 465–468. ISBN 978-0-7876-4004-0 .
- ^ Соса, Хуан Дж. (1982). «Болезнь и исцеление в латиноамериканских сообществах». Литургия . 2 (2). Рутледж: 64–67. дои : 10.1080/04580638209408609 .
- ^ Фенелла Каннелл (2006). Антропология христианства . Издательство Университета Дьюка. стр. 74, примечание 15. ISBN. 0-8223-3646-4 .
- ^ «Узнайте о молитве Рождественской новенны святого Андрея Первозванного» . Изучайте религии . Проверено 20 декабря 2023 г.
- ^ «Лас Посадас» . Британская энциклопедия . Проверено 11 февраля 2020 г.
- ^ PrayMoreNovenas.com "Младенец Пражской Новены"
- ^ Норберт К. Брокман (2011). Энциклопедия священных мест, 2-е издание . АВС-КЛИО. п. 237. ИСБН 978-1-59884-655-3 .
- ^ Jump up to: а б «Что такое Новена?», Архиепископия Нового Орлеана.
- ^ "Молитва Св. Антония Новена", Храм Св. Антония, OFM, провинция Св. Иоанна Крестителя, Цинциннати, Огайо
- ^ Р. Эндрю Чеснат (1997). Рожденный заново в Бразилии: пятидесятнический бум и патогены бедности . Издательство Университета Рутгерса. стр. 44–45. ISBN 978-0-8135-2406-1 .
- ^ Патрик Тейлор; Фредерик И. Кейс (2013). Энциклопедия карибских религий . Издательство Университета Иллинойса. стр. 230–231. ISBN 978-0-252-09433-0 .
- ^ Пол Гиффорд (1998). Африканское христианство: его общественная роль . Издательство Университета Индианы. стр. 96–97. ISBN 978-0-253-21204-7 .
- ^ Рой Мудли; Маргарита Ленгьель; Роза Ву; и др., ред. (2015). Справочник по тематическим исследованиям международного консультирования . Уайли. стр. 26–27. ISBN 978-1-119-09830-0 .
- ^ Майкл К. Мбабуике (1996), Скольжение по новым волнам: обзор религий нового века в Нигерии, Журнал исследований чернокожих, Vol. 26, № 4 (март 1996 г.), стр. 401-413.
- ^ Лоуренс Дака (2015), Церковь и проблемы служения исцеления в Зимбабве , Hekima Review, Кения: Журнал университетского колледжа Hekima, номер 52, стр. 45
- ^ Jump up to: а б О'Тул, 2004, стр. 52-54 .
- ^ Джон Хьюлс (1976), Народное обращение скорбящей матери Новены , Марианум, том 38, страницы 191-199
- ^ OToole 2004, стр. 75–83, 95–98 .
- ^ Тимоти Келли и Джозеф Келли (1998), Богоматерь вечной помощи, гендерные роли и упадок религиозного католицизма , Журнал социальной истории, Oxford University Press, Vol. 32, № 1 (осень 1998 г.), стр. 5-26.
- ^ Вьекослав Перица (2002). Балканские идолы: религия и национализм в югославских государствах . Издательство Оксфордского университета. стр. 63–74. ISBN 978-0-19-517429-8 .
- ^ Глэдис Ганиэль (2016). Трансформация посткатолической Ирландии: религиозная практика в поздней современности . Издательство Оксфордского университета. стр. 26–27. ISBN 978-0-19-107438-7 .
- ^ Университет Нотр-Дам (1921). Вестник Университета Нотр-Дам — июль, серия XVII, номер 1 . Университетское издательство. стр. 11, 32–33.
- ^ Клод Ф. Джейкобс; Эндрю Дж. Каслоу (2001). Духовные церкви Нового Орлеана: истоки, верования и ритуалы афроамериканской религии . унив. из Теннесси Пресс. стр. 62–65, 207–210. ISBN 978-1-57233-148-8 .
- ^ Патрик Тейлор; Фредерик И. Кейс (2013). Энциклопедия карибских религий . Издательство Университета Иллинойса. стр. 513–514. ISBN 978-0-252-09433-0 .
- ^ Изабель Закшевски Браун (1999). Культура и обычаи Доминиканской Республики . Гринвуд. стр. 71–72. ISBN 978-0-313-30314-2 .
- ^ Джон Томас Харричаран (1981), Divina Pastora: новенные молитвы, Тринидадские службы, ОСЛК 64200815
- ^ Патрик Тейлор; Фредерик И. Кейс (2013). Энциклопедия карибских религий . Издательство Университета Иллинойса. стр. 152–153, 229–230, 899. ISBN. 978-0-252-09433-0 .
- ^ Jump up to: а б Фенелла Каннелл (7 ноября 2006 г.). Антропология христианства . Издательство Университета Дьюка. стр. 112–113, 145–148. ISBN 0-8223-3646-4 .
- ^ Максвелл Э. Джонсон (2002). Богоматерь Гваделупская: богословские размышления англо-лютеранского литургиста . Роуман и Литтлфилд. стр. 126–129. ISBN 978-0-7425-2284-8 .
- ^ Jump up to: а б Малена Кусс (2007). Музыка в Латинской Америке и Карибском бассейне: энциклопедическая история, том 2 . Издательство Техасского университета. стр. 163–164, 198–200. ISBN 978-0-292-78498-7 .
- ^ Джеймс М. О'Тул (2004). Привычки преданности: католическая религиозная практика в Америке двадцатого века . Издательство Корнельского университета. стр. 114–117. ISBN 0-8014-7255-5 .
- ^ Джонатан Х.С. Ли; Кэтлин М. Надо (2011). Энциклопедия азиатско-американского фольклора и фольклора . АВС-КЛИО. п. 376. ИСБН 978-0-313-35066-5 .
- ^ Джерри Пирс (1991), Популярная религиозность: филиппинский опыт , The Furrow, Vol. 42, № 4 (апрель 1991 г.), страницы 232–236.
- ^ Jump up to: а б Уши, Тонетт (14 декабря 2012 г.). « Любенас жив в Анхелес-сити » Филиппинский Daily Inquirer . Получено 2 декабря.
- ^ Jump up to: а б «Взгляд на историю Парола» . PropertyAsia.ph . 13 декабря 2016 года . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Салли Энн Несс (2016). Тело, движение и культура: кинестетический и визуальный символизм в филиппинском сообществе . Издательство Пенсильванского университета. стр. 66–67. ISBN 978-1-5128-1822-2 .
- ^ Jump up to: а б Норберт К. Брокман (2011). Энциклопедия священных мест, 2-е издание . АВС-КЛИО. п. 297. ИСБН 978-1-59884-655-3 .
- ^ Джеффри Уэйнрайт (2006). Оксфордская история христианского богослужения . Издательство Оксфордского университета. стр. 674–675. ISBN 978-0-19-513886-3 .
- ^ Сан Сан Лим; Шерил Сориано (2016). Азиатские взгляды на цифровую культуру: новые явления, устойчивые концепции . Рутледж. стр. 33–39. ISBN 978-1-317-55263-5 .
- ^ Пурита Эчеваррия Де Гонсалес (2000). Манила: Мемуары о любви и утрате . Хейл и Айремонгер. стр. 100-1 22–25. ISBN 978-0-86806-698-1 .
- ^ Хосе Ален Австрия (2012), Hijos de Enero 9: Шествие черного назарянина Кьяпо как мужской обряд посвящения , Manila Journal , Том 8, номер 1, страница 15; Цитата: «В этом году [2011] около 6,5 миллионов преданных собрались в Кьяпо и Лунете, присоединившись к самой длинной процессии в истории, длившейся шестнадцать часов».
- ^ Дуглас, Бронвен (1995). «Власть, дискурс и присвоение бога: христианство и подрывная деятельность в меланезийском контексте». История и антропология . 9 (1). Рутледж: 57–92. дои : 10.1080/02757206.1995.9960870 .
- Атрибуция
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Новена». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Общая библиография
[ редактировать ]- Барбара Каламари и Сандра ДиПаскуа, Новена , Penguin Studio, 1999. ISBN 0-670-88444-8 .
- Преосвященный монсеньор Джозеф Ф. Стедман , Новое исправленное руководство по «Тройной» Новене , Братство Драгоценной Крови, 1975.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уильям Дж. Стори (2005). Новены: Молитвы ходатайства и преданности . Издательство Университета Лойолы. ISBN 978-0-8294-2161-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список новен на PrayMoreNovenas
- «Новена об упокоении души Иоанна Павла II». Архивировано 19 декабря 2005 г. в Wayback Machine , Конференция католических епископов США (USCCB).