кандаке
Кандаке , кадаке или кентаке ( мероитский : 𐦲𐦷𐦲𐦡 kdke ), [ 1 ] часто латинизируется как Кандака ( древнегреческий : Кандаки , Кандаке ), [ 1 ] был меройским термином для сестры царя Куша , которая из-за материнской преемственности родила следующего наследника, что сделало ее королевой-матерью . Она имела свой двор, вероятно, выступала в роли помещицы. [ 2 ] и занимал видную светскую роль регента. [ 3 ] Современные греческие и римские источники неверно трактовали его как имя. Имя Кандес происходит от того, как это слово используется в Новом Завете ( Деяния 8:27 ). [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Кандаке, правившая самостоятельно, кроме того, носила титул коре , тот же титул, который носили правители-мужчины. [ 7 ]
Часть серии о |
История Нубии |
---|
Категория |
Археологические источники
[ редактировать ]Кандаки Мероэ были впервые описаны в отчете греческого географа Страбона об «одноглазой Кандесе» в 23 г. до н.э. в его энциклопедии Geographica . Есть по крайней мере десять царствующих меройских цариц в течение 500 лет между 260 г. до н.э. и 320 г. н.э. и по крайней мере шесть в течение 140 периодов между 60 г. до н.э. и 80 г. н.э. [ 8 ] Иконографическое изображение меройских цариц изображает их как женщин, часто одиноких, стоящих на переднем крае своих стел и скульптур и изображенных в царственной женской одежде. Ранние изображения кушитских цариц обычно не содержат египетских элементов, что резко отличает их внешний вид от их кушитских мужчин и египетских аналогов. Как видно на Стеле снов Танаветамани , вокруг тела была обернута большая шаль с дополнительно украшенным плащом, надетым поверх первой; обычно небольшой элемент в виде язычка, свисающий ниже подола, касается земли и интерпретируется как небольшой хвост. [ 9 ] Первая ассоциация с этим элементом одежды связана с матерью Тархарко во время церемонии его коронации.
Только после того, как Джордж Рейснер раскопал королевские кладбища в Эль-Курру и Нури , археологический материал стал доступен для изучения кушитского королевства. Кроме того, несколько царских гробниц кушитских женщин были найдены на кладбище Мероэ и в Египте в Абидосе (Leahy 1994). В Эль-Курру шесть пирамид принадлежат королевским женщинам 25-й династии , а также пирамида царице Калхате периода Напатана . [ 10 ] В Нури гробницы царских женщин расположены на западном плато, и на этом месте доступна дополнительная письменная информация, связывающая роли, которые матери царей последовательно играли, и их важность во время Кушитской династии. [ 11 ]
Самым важным событием, в котором участвовали кушитские женщины, было обеспечение преемственности королевской власти, когда королевские женщины упоминались и были представлены на королевской церемонии. [ 11 ] Люнеты представляют собой стел Танаветамани , Харсиотефа и Настасена иконографические и текстовые свидетельства интронизации этих царей. [ 9 ] [ 12 ] [ 13 ] На всех этих стелах царя сопровождает женщина из его семьи, мать и жена. Мать короля сыграла важную роль в легитимности своего сына как короля; Текстовые свидетельства на стелах коронации Тахарко представляют собой письменные свидетельства, предполагающие, что мать короля ездила на коронацию своего сына. Во времена 25-й кушитской династии была основана должность, известная как Божья жена Амона . Царские женщины в этой роли выступали в качестве основного контакта с кушитским богом Амоном. Они сыграли решающую роль в восшествии короля на престол.
Барельефы, датированные примерно 170 г. до н.э., изображают кентаке Шанакдакхето , одетого в доспехи и владеющего копьем в бою. Она правила не как королева-регент или королева-мать, а как полностью независимый правитель. Ее муж был ее супругом. На барельефах, найденных в руинах заказанных ею строительных проектов, Шанакдакхето изображена как одна, так и с мужем и сыном, которые унаследуют трон после ее смерти. [ нужна ссылка ]
Греко-римские источники
[ редактировать ]Плиний пишет, что «царица эфиопов » носила титул Кандес , и указывает, что эфиопы завоевали древнюю Сирию и Средиземноморье . [ 14 ]
В 25 г. до н. э. куш-кандаке Аманирены , как сообщает Страбон , напали на город Сиену, нынешний Асуан , на территории Римской империи ; В отместку император Август разрушил город Напата . [ 15 ] [ 16 ]
Кассий Дион писал, что армия Кандаке продвинулась до Элефантины в Египте, но Петроний победил их и взял Напату, их столицу, и другие города. [ 17 ]
Четыре африканские царицы были известны в греко-римском мире как «Кандики»: Аманишахето , Аманиренас , Навидемак и Малегереабар . [ 18 ]
Библейское использование
[ редактировать ]В Новом Завете служащая казначейства «Кандации, царицы эфиопской», возвращаясь из поездки в Иерусалим , встретилась с Филиппом Евангелистом :
Ангел Господень сказал Филиппу : «Встань и иди на юг, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу». Это пустынное место. И он встал и пошел. И был эфиоплянин, евнух , придворный чиновник Кандакии, царицы эфиопской, который распоряжался всеми ее сокровищами. Он пришел в Иерусалим для поклонения [ 19 ]
Он обсудил с Филиппом значение непонятного отрывка из Книги Исайи . [ 20 ] Филипп объяснил ему Священное Писание, и он сразу же крестился в близлежащей воде. Евнух «продолжал свой путь, радуясь», [ 21 ] и, по-видимому, поэтому сообщил о своем обращении в Кандаке.
Эфиопские источники
[ редактировать ]Свидетельства за пределами Нубии, показывающие дополнительные связи с концепцией кушитского королевства, обнаружены в Эфиопии. Эфиопия имеет долгую династическую историю, насчитывающую более трех тысячелетий, начиная с 1000 г. до н.э. и заканчивая 1973 годом, годом свержения последнего Менелика императора Хайле Селассие . Эфиопской монархии Официальная хроника династической преемственности восходит к Менелику I и включает шесть царствующих цариц, называемых Кандаке. [ 15 ] К имени следующих королев из списка королей добавлено слово «Кандаке»: [ 22 ]
- Никаута Кандаке (годы правления 740–730 до н.э.)
- Никавла Кандаке II (годы правления 342–332 до н. Э.)
- Акавсис Кэндис III (годы правления 325–315 до н. Э.)
- Никос Кэндис IV (годы правления 242–232 до н. Э.)
- Nicotnis Kandake V (r. 35–25 BCE)
- Гарсемот Кандаке VI (годы правления 40–50 н.э.) — предположительно царица, правившая во времена библейской истории об эфиопском евнухе .
Двадцать одна королева была зарегистрирована как единоличный регент в Эфиопском королевстве до 9 века нашей эры. Завоевание Мероэ аксумским царем Эзаной вполне может служить исторической фикцией для династических претензий Эфиопии на нубийских кандаков и их царей, поскольку именно с этого момента аксумиты начали называть себя «эфиопами», греко-римским термином. ранее использовался в основном для древних нубийцев. [ 23 ] Например, Македа, царица Савская , в «Кебра Нагаст » также известна как Кэндис или « Царица-мать ». [ 24 ]
Александрийская легенда
[ редактировать ]Легенда в романе об Александре утверждает, что «Кэндис Мероэ » сражалась с Александром Великим . [ 25 ] Фактически Александр никогда не нападал на Нубию и никогда не пытался продвинуться дальше на юг, чем оазис Сива в Египте . [ 26 ] [ 27 ] История такова, что, когда Александр попытался завоевать ее земли в 332 г. до н. э., она стратегически расположила свои армии так, чтобы встретить его, и присутствовала на боевом слоне , когда он приблизился. Оценив силу своей армии, Александр решил уйти из Нубии и вместо этого направиться в Египет . [ нужна ссылка ] Другая история утверждает, что у Александра и Кэндис произошла романтическая встреча. [ нужна ссылка ]
Эти рассказы взяты из романа «Александр», написанного неизвестным писателем по имени Псевдо-Каллисфен , и произведение представляет собой в значительной степени художественный и грандиозный рассказ о жизни Александра. [ 26 ] Его часто цитируют, но, похоже, нет никаких исторических упоминаний об этом событии времен Александра. Вся история встречи Александра и Кэндис кажется легендарной. [ 27 ] [ 26 ]
Иоанн Малала перепутал материал Псевдо-Каллисфена с другими и написал о романе Александра с Кандаке, добавив, что они поженились. Малалас также писал, что Кандаке была индийской царицей, и Александр встретил ее во время своего индийского похода . [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Список правящих кандаке
[ редактировать ]По крайней мере, одиннадцать кандаков также правили самостоятельно как монархи (т.е. царствующие королевы ) Куша:
- Нахирко (середина 2 века до н.э.) [ 31 ]
- Неизвестная царствующая царица (конец II – первая половина I в. до н.э.) [ 31 ]
- Аманиренас (конец I в. до н. э. – начало I в. н. э.) [ 31 ]
- Аманишахето (начало I века нашей эры) [ 31 ]
- Шанакдахете (первая половина I века н. э.) [ 31 ]
- Навидемак (первая половина I в. н. э.?) [ 31 ]
- Аманиторе (середина I века нашей эры) [ 31 ]
- Аманихаташан (середина II века нашей эры?) [ 31 ]
- Аманихалика (вторая половина II века н. э.) [ 32 ]
- Патрапеамани (начало IV века) [ 33 ]
- Аманипилада (середина IV века) [ 33 ]
Основываясь на чтении одной надписи, в некоторых списках указаны два более поздних кандаке: Малокоребар (266–283 гг. Н.э.) и Лахидемани (306–314 гг. н.э.). [ 34 ] Однако недавно обнаруженная надпись исправляет это более раннее прочтение, показывая, что ни одна из них не была женщиной. [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кирсти Роуэн, «Пересмотр звуковой ценности мероитского языка D: фонологический подход», Beitrage zur Sudanforschung 10 (2009).
- ^ Лохвассер, Анжелика (1999). «Женщина в Древнем Судане» (PDF) . п. 131.
- ^ Хан, Дэниел (2012). «Королева-мать в Королевстве Куш: статус, власть и культовая роль» . Тешура ле-Зафрира: Исследования по Библии, истории Израиля и древнего Ближнего Востока, представленные Зафрире Бен-Бараку из Хайфского университета . стр. 67–68.
- ^ Лоббан, Ричард А. младший (2003). Исторический словарь древней и средневековой Нубии . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-6578-5 .
- ^ Мириам Маат-ка-ре Монж (2005). «Куш» . В Молефи Кете Асанте, Ама Мазама (ред.). Энциклопедия черных исследований . Мудрец. п. 302. ИСБН 978-0-7619-2762-4 .
- ^ Фадж, Джон (23 октября 2013 г.). История Африки . Рутледж. п. 115. ИСБН 978-1317797272 .
- ^ Ласло Тёрёк (1997), Королевство Куш: Справочник по напатанско-мероитской цивилизации , Брилл , стр. 213–214.
- ^ Адамс, Вайоминг (1994). «Большая мама в Мероэ: факты и фантазии в традиции Кэндис». Конференция Ассоциации исследований Судана, Бостон .
- ^ Jump up to: а б «Мариетта, Огюст; Масперо, Гастон [редактор]: Различные памятники, собранные в Египте и Нубии (Таблицы) (Париж, 1872 г.)» . digi.ub.uni-heidelberg.de . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ «Королевское кладбище Курру» . qsap.org.qa. Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Кандесы Мероэ» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ «Стела короля Настасена — неизвестный художник» . Google Искусство и культура . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ Бадж, Э.А. Уоллис (1904), английский: Верхний регистр стелы мероитского царя Харсиотефа (4 век до н. э.), изображенного здесь во время подношения двум разным формам бога Амона-Ра. Харсиотефа сопровождают его королевская жена Батахалие (крайняя слева) и его королевская мать Атасамало (крайняя справа). , получено 28 октября 2020 г.
- ^ Тернер, Шэрон (1834). Священная история мира, показанная в сотворении мира и последующих событиях после потопа: попытка философского рассмотрения в серии писем к сыну . Том. 2. Лонгман. стр. 480–482.
- ^ Jump up to: а б Флер-Лоббан, Кэролин (20 августа 1998 г.). «Нубийские королевы в долине Нила и история афро-азиатской культуры» (PDF) . Девятая международная конференция по нубийским исследованиям . Музей изящных искусств, Бостон, США . Проверено 7 июня 2018 г.
- ^ Бадж, сэр Эрнест Альфред Уоллис (1911). Справочник Кука для Египта и Египетского Судана . Т. Кук и сын. п. 737.
- ^ Дион Кассий, Истории, §54.5.4
- ^ Харрис 2014 , с. 29.
- ^ Деяния 8: 26–27.
- ^ Исаия 53: 7–8.
- ^ Деяния 8:39
- ^ Рей, CF (1927). В стране Голубого Нила . Лондон: Камелот Пресс. стр. 266–268.
- ^ Хатке, Джордж (2013). Аксум и Нубия: война, торговля и политические фантазии в древней Северо-Восточной Африке . Нью-Йорк Пресс. стр. 100-1 52–53. ISBN 978-0-8147-6066-6 .
- ^ Бадж, Э.А. Уоллис (2000). Царица Савская и ее единственный сын Менелек (PDF) . Кембридж, Онтарио: Эфиопская серия.
- ^ Джонс, Дэвид Э. (1997). Женщины-воины: история . Брасси. п. 82. ИСБН 978-1-57488-106-6 .
- ^ Jump up to: а б с Гольденберг, Дэвид М. (2009). Проклятие Хама: раса и рабство в раннем иудаизме, христианстве и исламе . Издательство Принстонского университета. п. 64. ИСБН 978-1-4008-2854-8 .
- ^ Jump up to: а б Морган, Джон Роберт; Морган-младший; Стоунман, Ричард (1994). Греческая художественная литература: греческий роман в контексте . Психология Пресс. стр. 117–118. ISBN 978-0-415-08507-6 .
- ^ Малалас, Хронография, §8.194-195
- ^ Навотка, Кшиштоф; Войцеховская, Агнешка (октябрь 2018 г.). Александровский роман: история и литература . Бархуис. стр. 226. ISBN 978-9492444714 .
- ^ Мур, Кеннет Ройс (июнь 2018 г.). Спутник Брилла на приеме у Александра Македонского . БРИЛЛ. п. 464. ИСБН 978-9004285071 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кукерц, Жозефина (2021). «Мероэ и Египет» . Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе : 5, 11–13.
- ^ Эдер, Уолтер; Ренгер, Йоханнес; Хенкельман, Воутер; Шено, Роберт (2007). Хронологии Древнего мира: имена, даты и династии . Брилл. стр. 55. ISBN 978-90-04-15320-2 .
- ^ Jump up to: а б Тюрк, Ласло (2015). Королевство Куш: Справочник напатанско-мероитской цивилизации . БРИЛЛ. п. 206. ИСБН 978-90-04-29401-1 .
- ^ Марк, Джошуа. «Кандесы Мероэ» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ Клод Рилли (2017), «Новый свет на королевское происхождение в последние десятилетия Мероитского королевства: надпись храма Амона в Мероэ, найденная в 2012 году Судано-канадской миссией», Судан и Нубия 21 : 144– 147 (приложение к книге «Возвращение к храму Амона в Мероэ» ). Кшиштофа Гржимского
Источники
[ редактировать ]- Харрис, GLA (2014). Живые легенды и полная свобода действий: последствия отмены политики исключения из боевых действий . ЦРК Пресс. ISBN 978-1-4665-1378-5 .