Lokomotiv Yaroslavl plane crash
![]() Обломки Яка служебного рейса 9633 в реке Волга | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 7 сентября 2011 г. |
Краткое содержание | Выход за пределы ВПП и срыв при взлете; неправильная конфигурация взлета |
Сайт | 2 км (1,2 мили) к западу от аэропорта Туношна , Ярославль , Ярославская область , Россия 57 ° 33'01 ″ с.ш. 40 ° 07'18 ″ в.д. / 57,55028 ° с.ш. 40,12167 ° в.д. |
Самолет | |
Тип самолета | Yakovlev Yak-42D |
Оператор | YAK-Service |
Номер рейса ИКАО. | AKY9633 |
Позывной | 434 |
Регистрация | DA-42434 |
Начало рейса | Аэропорт Туношна , Ярославль , Ярославская область , Россия |
Место назначения | Национальный аэропорт Минск , Минск , Минская область , Беларусь |
Оккупанты | 45 |
Пассажиры | 37 |
Экипаж | 8 |
Погибшие | 44 |
Травмы | 1 |
Выжившие | 1 |
7 сентября 2011 года Як-42 чартерный рейс авиакомпании «ЯК-Сервис» , на борту которого находились игроки и тренерский состав команды «Локомотив Ярославль» профессиональной хоккейной , разбился при взлете под Ярославлем Ярославской области России. Все, кроме одного, из 45 человек, находившихся на борту, погибли. Самолет вылетел за взлетно-посадочную полосу в аэропорту Туношна, после чего ненадолго поднялся в воздух, ударился об антенную мачту, загорелся и разбился на берегу реки Волги . [ 1 ] Трагедия широко известна как катастрофа хоккейной команды «Локомотив» . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Ярославский «Локомотив», член Континентальной хоккейной лиги (КХЛ), направлялся в Минск , Беларусь, на старт сезона 2011–12 . [ нужна ссылка ] Все игроки основного состава и четверо юношеской команды находились на борту и погибли в результате аварии. Единственным выжившим был механик самолета; один игрок также выжил в катастрофе, но скончался в последующие дни от травм.
Последующее расследование установило, что аварии способствовало несколько факторов, в том числе плохая подготовка; неверный расчет летным экипажем скорости взлета; и непреднамеренное торможение колес одним из пилотов , который неправильно поставил ноги на педали. [ 5 ] Позже выяснилось, что для получения разрешения на управление самолетом пилот использовал поддельные документы, а оба члена экипажа не имели необходимой подготовки для управления Як-42. [ 6 ]
Фон
[ редактировать ]На момент катастрофы ярославский «Локомотив» , основанный в 1959 году, был одной из лучших хоккейных команд России. Команда выигрывала открытый чемпионат России в 1997, 2002 и 2003 годах. [ 7 ] и были финалистами в 2008 и 2009 годах, дойдя до третьего раунда плей-офф четыре сезона подряд. «Локомотив» проиграл в финале Западной конференции КХЛ 2010 года со счетом 4–3 ХК МВД и проиграл в финале Западной конференции КХЛ 2011 года 4–2 « Атланту» (Московская область) . Несколько игроков собирались дебютировать в составе команды, в том числе бывший игрок Национальной хоккейной лиги (НХЛ) Руслан Салей. [ 8 ] и Карлис Скрастиньш . [ 9 ] Также на тренерском поприще дебютируют бывшие игроки НХЛ Игорь Королев и Брэд МакКриммон . [ 10 ]
Авария стала второй авиакатастрофой в России с участием хоккейной команды. В 1950 году вся московская команда ВВС погибла в авиакатастрофе под Свердловском (ныне Екатеринбург) Свердловской области . [ 11 ]
YAK-Service
[ редактировать ]В 2009 году «ЯК-Сервис» , авиакомпания, эксплуатирующая самолет, потерпевший крушение, подверглась расследованию Европейской комиссии по вопросам летной годности и безопасности полетов. Российские власти ввели ограничения на перевозчика и обязали ЯК-Сервис проходить перронные проверки по международным стандартам. [ 12 ] В мае 2010 года Минтранс России запретил ЯК-Сервису летать в воздушное пространство Европейской конференции гражданской авиации , и в августе следующего года это ограничение было снято. компании Европейская комиссия, однако, не удовлетворилась тем, что обязательное оборудование присутствует на всех самолетах ЯК-Сервис, и запретила двум самолетам Як-40 эксплуатировать в воздушном пространстве Европы. [ 13 ]
Крушение
[ редактировать ]В день катастрофы погода в аэропорту Туношна была хорошей, со слабым ветром, хорошей видимостью и температурой 18 °C (64 °F). [ 14 ] The Yak-42, [ 15 ] зарегистрированный как RA-42434, выехал на взлетно-посадочную полосу 05/23 на рулежной дорожке 5, расположенной в 300 метрах (980 футов) от порога взлетно-посадочной полосы. Взлетно-посадочная полоса 05/23 имела длину 3000 метров (9800 футов), оставляя 2700 метров (8900 футов) для разбега. После того, как самолету было разрешено взлет, он разогнался примерно до 230 км/ч (120 узлов; 140 миль в час), но не смог взлететь. [ 14 ] Як-42 пролетел мимо конца взлетно-посадочной полосы на 400 м (1300 футов), прежде чем взлететь. [ 14 ] Затем левое крыло врезалось в антенную мачту, расположенную примерно в 450 метрах (1480 футов) от конца взлетно-посадочной полосы, не поднявшись более чем на 6 метров (20 футов) от земли. [ 14 ] [ 16 ]
После повреждений, вызванных ударом законцовки крыла о мачту, самолет свернул влево и разбился на берегу реки Туношонка, в 200 метрах (660 футов) от места ее впадения в Волгу , потеряв при ударе хвостовое оперение , а переднюю часть самолет распался. [ 16 ] Хвостовая часть оказалась в воде, а остальная часть фюзеляжа оказалась на суше. [ 17 ] Обломки находились примерно в 2 км (1,2 мили) от конца взлетно-посадочной полосы. [ 18 ]
По сообщениям очевидцев, самолет «загорелся» после удара о мачту. [ 19 ] [ 20 ] В отчете другого свидетеля говорится, что двигатели замолчали за несколько мгновений до крушения. [ 21 ] В еще одном сообщении указывается, что перед падением самолет врезался в деревья. [ 22 ] Камера наблюдения, установленная на мачте, зафиксировала приближение Як-42 на высокой скорости, вылетевшего за край взлетно-посадочной полосы на высоте всего нескольких метров над землей, при этом носовая часть самолета поднялась вверх за несколько мгновений до удара о мачту. [ 23 ] Обломки самолета были обнаружены сразу за местом крушения, продолжаясь от этого места до места крушения. [ 20 ] Экипаж не сообщил авиадиспетчерской службе о каких-либо технических неполадках . [ 24 ]
Самолет
[ редактировать ]
Самолет Як-42Д с регистрационным номером RA-42434 и серийным номером 4520424305017 был изготовлен в 1993 году. После службы в нескольких авиакомпаниях он пополнил парк Як-Сервиса. [ 25 ]
Як-42, трехмоторный среднемагистральный пассажирский самолет, был спроектирован с расчетным сроком службы 36 лет, а у RA-42434 еще оставалось около 60% срока службы. [ 26 ] По словам заместителя министра транспорта Валерия Окулова , за месяц до крушения на самолете был заменен один из трех двигателей. [ 27 ] В конце 2011 года самолет должен был быть выведен из эксплуатации для планового капитального ремонта. [ 28 ]
Пассажиры и экипаж
[ редактировать ]


В паспорте самолета значились восемь членов экипажа и 37 пассажиров. В состав летного экипажа входили капитан Соломенцев Андрей Анатольевич, имеющий налет 6900 часов, из них 1500 на Як-42; Первый офицер Игорь Константинович Жевелов, со стажем 13 500 часов, из них только 614 часов на Як-42; и бортинженер Сергей Валерьевич Журавлев. Механик рейса Александр Сизов, летевший в пассажирском салоне, оказался единственным выжившим в катастрофе. [ 29 ] Александр Галимов , один из игроков команды, находившийся на борту, был найден живым и госпитализирован, но через пять дней скончался. [ 30 ] Тела всех погибших были изъяты с места происшествия. [ 29 ]
По словам очевидцев, и Галимов, и Сизов получили сильные ожоги, но во время спасения находились в сознании. [ 29 ] Оба мужчины были доставлены в Москву . на лечение [ 31 ] Их обоих поместили в медицинскую кому , чтобы снять стресс; однако Галимов скончался 12 сентября в Институте хирургии Вишневского. [ 32 ] Сизова перевели из реанимации в палату 12 сентября, и его жизнь считалась вне опасности. [ нужна ссылка ] Его выписали из больницы 28 октября. [ нужна ссылка ]
Хоккеисты убиты
[ редактировать ]Погибли двадцать шесть игроков ярославского хоккейного клуба «Локомотив»: [ 33 ]
Игрок | Возраст | Страна | Позиция |
---|---|---|---|
Vitaly Anikeyenko [ а ] | 24 | ![]() |
Д |
Mikhail Balandin | 31 | ![]() |
Д |
Gennady Churilov | 24 | ![]() |
С |
Пол Демитра | 36 | ![]() |
С |
Роберт Дитрих | 25 | ![]() |
Д |
Alexander Galimov [ 35 ] [ 36 ] | 26 | ![]() |
ДВ |
Марат Калимулин | 23 | ![]() |
Д |
Александр Калянин | 23 | ![]() |
RW |
Андрей Кирюхин | 24 | ![]() |
RW |
Никита Клюкин | 21 | ![]() |
С |
Стефан Лив | 30 | ![]() |
Г |
Джон Марек | 31 | ![]() |
С |
Сергеи Остапчук | 21 | ![]() |
ДВ |
Карел Рачунек | 32 | ![]() |
Д |
Руслан Салей [ 37 ] | 36 | ![]() |
Д |
Максим Шувалов | 18 | ![]() |
Д |
Карлис Скрастинс [ 38 ] | 37 | ![]() |
Д |
Pavel Snurnitsyn | 19 | ![]() |
Ф |
Daniil Sobchenko [ а ] | 20 | ![]() |
С |
Ivan Tkachenko | 31 | ![]() |
ДВ |
Pavel Trakhanov | 33 | ![]() |
Д |
Юрий Урычев [ б ] | 20 | ![]() |
Д |
Йозеф Вашичек | 30 | ![]() |
С |
Александр Васюнов [ 40 ] | 23 | ![]() |
ДВ |
Alexander Vyukhin [ а ] | 38 | ![]() |
Г |
Artem Yarchuk | 21 | ![]() |
ДВ |
Сотрудники команды убиты
[ редактировать ]Среди сотрудников команды на борту были: [ 33 ]
Имя | Возраст | Страна | Позиция |
---|---|---|---|
Alexander Karpovtsev | 41 | ![]() |
Помощник тренера |
Igor Korolev [ с ] | 41 | ![]() |
Помощник тренера |
Брэд МакКриммон | 52 | ![]() |
Главный тренер |
Тренера вратарей Йормы Валтонена на борту самолета не было, поскольку он остался работать с юношеской командой. [ 39 ] [ 42 ]
Реакции
[ редактировать ]
Президент России Дмитрий Медведев , направлявшийся в Ярославль на Ярославский мировой политический форум , выразил соболезнования семьям погибших в авиакатастрофе. [ 43 ] и посетил место крушения вместе с губернатором Ярославской области Сергеем Вахруковым . [ нужна ссылка ] Рене Фазель , президент Международной федерации хоккея , назвал катастрофу «самым мрачным днем в истории нашего спорта». [ 44 ] В начале «Нью-Йорк Айлендерс» тренировочного сбора вратарь Евгений Набоков , сыгравший предыдущий сезон в КХЛ, выразил шок и печаль по поводу этой новости. [ 45 ]
Узнав о происшествии, руководство КХЛ остановило «Салават Юлаев» (Уфа) – «Атлант» (Московская область). проходившую игру [ 46 ] Игра была прервана во втором периоде, и президент КХЛ Александр Медведев обратился к зрителям на игре, сообщив им подробности трагедии. Была объявлена минута молчания , и зрители покинули арену. [ 47 ] Президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк пообещал: «Мы сделаем все возможное, чтобы хоккей в Ярославле не умер, и чтобы он продолжал жить для людей, которые были на этом самолете». [ 48 ] На следующий день в Минске, на арене, где ярославцы должны были провести свою первую игру в сезоне, прошли специальные «хоккейные похороны». [ 49 ] КХЛ возобновила сезон 2011–12 12 сентября 2011 года семью играми. Всем играм предшествовала минута молчания. [ нужна ссылка ]
Городские власти Ярославля объявили трехдневный траур с пятницы, 9 сентября 2011 г., по воскресенье, 11 сентября 2011 г. [ 24 ] 10 сентября в их родных странах прошли панихиды по футболистам. Самые масштабные службы прошли на «Арене 2000» тысячи скорбящих, а также премьер-министр России Владимир Путин , домашней арене ярославского «Локомотива», где присутствовали . Местная полиция установила, что количество зрителей на домашней арене «Локомотива» составило около 100 тысяч человек. [ 50 ] [ 51 ]
Руководители «Локомотива» встретились, чтобы обсудить будущее команды. В ходе обсуждения президент команды Юрий Яковлев заявил, что «Локомотив» не будет участвовать в сезоне КХЛ 2011–12. [ 52 ] [ нужен неосновной источник ] 12 сентября 2011 года менеджер по маркетингу «Локомотива» Ивжиний Чуев сообщил, что 13 сентября состоится еще один мемориал, на этот раз специально по Галимову. [ 53 ]
В США команда «Даллас Старз» , за которую Карлис Скрастиньш играл последние два сезона, почтила память своего бывшего товарища по команде, разместив на шлемах своих игроков наклейку с номером Скрастиньша (37). [ 54 ] Йозефа Вашичека Бывшая команда НХЛ «Каролина Харрикейнз » в течение сезона носила на футболках памятную нашивку. [ 55 ] На форме сезона 2011–2012 годов « Детройт Ред Уингз» носили нашивку с инициалами Руслана Салея, который играл за «Детройт» в предыдущем сезоне. Нашивка, которую носили «Ред Уингз», также чествовала Брэда МакКриммона, который играл за команду и был помощником тренера, и Стефана Лива , который был выбран «Детройтом» и играл за их команду низшей лиги. Кроме того, в этом сезоне «Анахайм Дакс» вышила номер Салея (№ 24) на своих футболках. « Нью-Джерси Девилз» носили на своей футболке памятную нашивку в честь бывших игроков «Девилз» Карела Рахунека и Александра Васюнова . « Сент-Луис Блюз» также провел церемонию памяти бывших игроков Павла Демитры и Игоря Королева перед игрой 8 ноября против « Чикаго Блэкхокс» . Игроки «синих» также носили специальную наклейку «38» на своих шлемах, поскольку оба игрока носили этот номер с «синими». Вратарю «синих» Ярославу Галаку также была изготовлена маска вратаря сезона 2011–12, на спине которой изображена дань памяти его соотечественнику-словаку Демитре. В Швеции более 10 000 родственников и поклонников HV71 посетил Киннарпс Арену , домашнюю арену команды, чтобы оплакать Лив, шведского вратаря «Локомотива». [ 56 ]

Словацкая федерация хоккея объявила, что футболка под номером 38 будет снята с национальной сборной в память о Паволе Демитре, который недавно покинул сборную в мае на домашнем льду на чемпионате мира , который Словакия принимает впервые, и который будет быть внесенным в Зал славы словацкого хоккея в 2012 году . Кроме того, было объявлено, что до чемпионата мира 2012 года на футболке сборной Словакии будет вшит второстепенный номер 38. [ 57 ] Демитра был также удостоен публичной церемонии на хоккейном стадионе в Тренчине , который носит его имя с конца 2011 года ( Ледяной стадион Павола Демитры ), а также в начальной школе в Дубнице-над-Вагом . Благодаря популярности Демитры в память о нем на хоккейных стадионах по всей Словакии прошли спонтанные собрания.
Федерация хоккея Германии объявила об отказе от футболки Роберта Дитриха под 20-м номером в сборной Германии . [ 58 ] Матч 13 октября 2011 года между « Питтсбург Пингвинз» и «Вашингтон Кэпиталз» , в котором участвовали российские хоккеисты Александр Овечкин и Евгений Малкин , был посвящен ярославскому «Локомотиву». Команды носили памятные нашивки «Локомотив». Все футболки были подписаны игроками и проданы на аукционе с целью сбора средств для семей погибших в авиакатастрофе. [ 59 ]
12 марта 2012 года Латвийская федерация хоккея объявила об отзыве футболки Карлиса Скрастиньша под номером 7 из сборной Латвии . [ 60 ] 24 марта 2012 года команда «Даллас Старз» (за которую Скрастиньш играл до подписания контракта с «Локомотивом») провела предматчевую церемонию с семьей Скрастиньша и объявила о создании целевого фонда для детей Скрастиньша. [ 61 ] Аналогичным образом, Чешская хоккейная ассоциация решила изъять из обращения номера на футболках мужской сборной Чехии по хоккею с шайбой в честь трёх покойных игроков. С тех пор номера 4 Карела Рачунека, 15 Яна Марека и 63 Йозефа Васичека были изъяты из обращения.
16 декабря 2011 года майка Стефана Лива была поднята на крышу Husqvarna Garden . Его номер один ушел на пенсию, и игрок HV71 больше никогда его не использовал. [ 62 ]
Последствия
[ редактировать ]После трагедии «Локомотив» принял решение отменить участие в сезоне КХЛ 2011–12 . [ 63 ] Вместо этого клуб участвовал в сезоне 2011–12 ( Высшей лиги России ВХЛ), второй по величине хоккейной лиги в России после КХЛ, начиная с декабря 2011 года, и имел право на выход в плей-офф ВХЛ. [ 64 ] [ 65 ] КХЛ временно приостановила уже идущую игру открытия сезона и отложила начало сезона на пять дней.
11 сентября 2011 года президент Медведев распорядился приостановить работу всех авиакомпаний, «которые не способны должным образом обеспечить безопасность пассажиров». К 15 ноября 2011 года был установлен крайний срок для принятия «мер по прекращению деятельности российских авиаперевозчиков, если они не смогут обеспечить безопасные полеты». Предстояло ускорить меры по приведению самолетов в соответствие с международными стандартами и установить новые радиомаяки в соответствии с новейшим стандартом КОСПАС-САРСАТ. [ нужна ссылка ] Российские авиационные власти приостановили все полеты на Як-42 до проверки других существующих самолетов того же типа. [ 66 ] отозвала у компании «Як-Сервис» лицензию на эксплуатацию 21 сентября 2011 года Росавиация после проверки летной деятельности авиакомпании и в результате крушения. [ 67 ]
Расследование и суд
[ редактировать ]Межгосударственный авиационный комитет (МАК) начал расследование обстоятельств катастрофы. самолета Самописцы полетных данных были обнаружены на следующий день после крушения. [ 14 ] [ 68 ] Запас топлива, использованный для заправки самолета, был помещен на карантин, а пробы взяты на анализ. В результате выяснилось, что топливо в резервуарах-хранилищах аэропорта Туношна соответствует установленным требованиям, предъявляемым к авиационному топливу. [ 29 ] [ 69 ]
самолета Предварительный анализ бортовых самописцев показал, что дифферентируемый горизонтальный стабилизатор был установлен на 8,7 градуса «нос вверх», а закрылки находились во взлетном положении на 20 градусов. Двигатели работали до удара о маяк-мачту. [ 70 ]
Техническая комиссия МАК опубликовала дополнительные выводы 12 сентября 2011 г.:
- Двигатели продолжали работать до крушения.
- погода была исключена как фактор.
- экипаж провел проверку всех органов управления полетом самолета, включая руль высоты. Поверхности управления полетом отреагировали так, как предполагалось.
- взлетная масса была меньше максимально допустимой для взлета. [ д ]
- На борту самолета было 14 тонн топлива, из них восемь тонн поступило из аэропорта Ярославля.
- Перед взлетом стабилизатор и закрылки были установлены во взлетное положение.
Комитет передал исследование бортовых самописцев и эксплуатационных данных в другие исследовательские центры. Техническая комиссия установила контакты со следственными органами стран, граждане которых находились на борту: Чехии, Германии, Словакии, Швеции, Латвии и Канады. [ 70 ]
14 сентября 2011 года в сообщении газеты «Московский комсомолец» со ссылкой на источник в авиационной отрасли утверждалось, что во время взлета у самолета был включен стояночный тормоз, что существенно замедляло его скорость и мешало ему правильно разогнаться. [ 71 ] По этой версии, капитан перед взлетом передал управление второму пилоту, так как плохо себя чувствовал. Поскольку обязанностью капитана является отпустить тормоза, второй пилот мог не знать, что это не было сделано, или забыть это сделать. [ нужна ссылка ] LifeNews сообщил, что следователи изучают профессиональную биографию пилотов и что у пилотов не было достаточного опыта работы на Як-42. [ нужна ссылка ]
РИА Новости сообщило, что заместитель министра Окулов и глава Росавиации Александр Нерадько опровергли эту теорию в беседах с журналистами на пресс-конференции 14 сентября 2011 года. [ 72 ] Эту теорию опроверг и Константин Малинин, бывший летчик-испытатель Як-42, который отметил, что включенный стояночный тормоз мог бы оставить на взлетно-посадочной полосе следы заноса и куски резины, а их обнаружено не было. [ 73 ]
Было запланировано две симуляции крушения, чтобы помочь определить причину. В «виртуальном» моделировании использовались авиасимуляторы. Данные бортовых самописцев разбившегося Як-42 были загружены в симулятор, который затем реконструировал катастрофу. «Живая» симуляция попыталась воспроизвести условия крушения, используя аналогичный Як-42, стартовавший с аэродрома Жуковский . . Летно-исследовательский институт имени Громова Испытания проводил Ранее институт помогал МАК в расследовании авиакатастрофы в 2010 году, в результате которой погиб президент Польши Лех Качиньский . [ 74 ]
17 сентября 2011 года МАК опубликовало дополнительную информацию о своем расследовании. Было обнаружено, что самолет начал взлет с полезной длиной взлетно-посадочной полосы примерно 2700 метров (8900 футов) от исходной позиции. Самолет начал катиться по взлетно-посадочной полосе с двигателями на номинальной тяге, причем взлетная тяга была применена только через шесть секунд. Несмотря на увеличение тяги, самолет не разогнался должным образом. В отчете комитета предполагалось, что это могло произойти из-за некоторой тормозной силы, и комитет заявил, что отправит компоненты тормозной системы в «специализированное учреждение» для специальной проверки. Самолет достиг максимальной скорости 230 километров в час (120 узлов; 140 миль в час). Он не отрывался от земли примерно через 400 метров (1300 футов) после окончания взлетно-посадочной полосы, но ни разу не поднимался над землей более чем на 5–6 метров (16–20 футов). Затем он врезался в маяк аэропорта, отклонился влево и ударился о землю. Закрылки и предкрылки были во взлетном положении, интерцепторы убраны, а стабилизатор установлен в положение на десять градусов. Управление лифтом все еще было подключено. [ 75 ]
19 сентября 2011 года новостной канал «Россия 24» опубликовал последнюю минуту диалога экипажа с диктофона: [ 76 ] [ 77 ]
- Капитан: 74, 76.
- Бортинженер: 74, 76.
- Капитан: Время, фары. Взлетаем, максимальная скорость 190.
- Капитан: Три, четыре, пять, номинальная [тяга двигателя].
- Бортинженер: Номинальная [тяга] включена.
- Бортинженер: Скорость увеличивается. Параметры [полета] в норме. 130, 150, 170, 190, 210.
- Капитан: [Переключиться на] взлет [тягу].
- Бортинженер: 220, 230.
- Второй пилот: Возможно, это стабилизатор.
- Капитан: Взлет, взлет [тяга]! Стабилизатор!
- Второй пилот: Что ты делаешь?
- Капитан: Взлет [тяга]!
- Второй пилот: Иди ты!
- [Звук тревоги]
- [Звук первого удара]
- Бортинженер: Взлет [тяга] включен.
- Капитан: Бля!
- Второй пилот: Андрей!
- Капитан: Вот оно!
- [Звук второго удара]
- Конец записи
По словам летчика-испытателя Анатолия Кнышова в интервью «Комсомольской правде» , максимальная скорость 190 представляет собой точку принятия решения, когда в случае возникновения отказов до этой скорости самолет способен остановиться на взлетно-посадочной полосе. В 210 капитан перевел двигатели на «взлетный режим» с «штатного режима полета» или «номинального режима». [ нужна ссылка ] По словам Кнышова, для пустого самолета используется номинальный режим тяги/мощности, тогда как для всех загруженных самолетов используется взлетный режим. По его мнению, переход с номинального режима на взлетный был запоздалым и необычным, поскольку взлетный режим двигателя обычно согласовывается еще до начала разбега. [ 78 ]
Life News сообщило 20 сентября 2011 года мнение летчика-испытателя Магомеда Толбоева. По мнению Толбоева, причиной катастрофы могли стать разногласия между командиром самолета и вторым пилотом. Изучив след заноса длиной 100 метров (330 футов) на взлетно-посадочной полосе, Толбоев предположил, что один из них пытался затормозить, а другой пытался взлететь. Толбоев также считал Як-42 не таким совершенным по конструкции и материалам, как современные западные модели, более тяжелым и менее экономичным, но все же «надежной машиной» с «наилучшей жесткостью». [ 79 ]
23 сентября 2011 года газета «Kyiv Post» сообщила, что единственный выживший [ 80 ] По словам Сизова, никаких проблем при подготовке к полету не было отмечено, и во время предыдущего полета самолет не имел проблем. Сизов также рассказал о распределении пассажиров и багажа в самолете: вагоны «Локомотива» находились в переднем салоне; игроки находились в задней кабине; а багаж перевозился в заднем багажном отделении. Киев Пост также сообщил, что возбуждено уголовное дело по статье 263 УК (нарушение безопасности полетов, повлекшее за собой смерть двух и более человек). [ 81 ]
10 октября 2011 года Институт Громова начал серию испытательных полетов. В ходе моделирования применялись тормозные силы на разных этапах взлета, чтобы определить, какие эффекты, если таковые имеются, влияют на способность самолета достичь угла взлета и скорости. В первом полете произошел базовый взлет без применения какого-либо тормозного усилия. [ 82 ]
Тестирование с помощью моделирования показало, что причиной была ошибка пилота , поскольку было обнаружено, что старший пилот приложил тормозную силу во время взлета. Используя данные бортового самописца, было установлено, что движение было возможно только при нажатии на педали тормоза с сиденья старшего пилота, чтобы нажать вверх на колонке управления. [ нужна ссылка ] Следственная комиссия нашла доказательства неисправности тормозной системы. [ 83 ]

Комитет опубликовал свой окончательный отчет 2 ноября 2011 года. Комитет обнаружил несколько проблем, которые привели к катастрофе. Во-первых, Як-Сервис «не проконтролировал должным образом качество освоения самолета», посчитав, что экипаж недостаточно долго тренировался на Як-42. Второе заключалось в том, что экипаж «не рассчитал параметры взлета», изменив взлетную тягу во время взлета. Хотя не было установлено, какой пилот применил тормоза, было установлено, что один применил ускорение одновременно с другим применил торможение. был обнаружен запрещенный препарат фенобарбитал . У второго пилота Живелова в организме [ 84 ]
По мнению руководителя следственной комиссии Алексея Морозова, "непосредственной причиной... катастрофы стали ошибочные действия... экипажа, а именно нажатие пилотом педали тормоза перед поднятием носового колеса из-за неправильного положения [ его] ноги на [педалах] во время взлета». [ 85 ]
В сентябре 2012 года федеральные следователи установили, что пилот и второй пилот подделали документы, подтверждающие, что они прошли необходимую подготовку для управления Як-42. [ 6 ] По данным документальной телепрограммы Mayday! Следователи также обнаружили, что у первого офицера, руководившего этим полетом, было неврологическое заболевание ног, и он не должен был быть допущен к полету по медицинским показаниям. Возможно, он не чувствовал, как его ноги касаются педалей, которые также отличались от педалей, на которых он тренировался на Як-40. Когда самолет наконец покинул взлетно-посадочную полосу, давление в тормозах ослабло, и самолет взлетел. Самолет накренился из-за корректировок, внесенных при попытке взлета. В этот момент бортинженер допустил еще одну ошибку, временно отключив тягу, пытаясь выровнять самолет. Однако это было ошибкой, поскольку в тот момент самолету требовалась максимальная тяга, и он врезался в башню, повредив левое крыло и выведя его из-под контроля. [ 86 ] Пилоты также не знали скорости прерывания самолета и попытались взлететь, когда им следовало прервать взлет. Действия экипажа, хотя и ошибочные, были признаны соответствующими недостаточной подготовке и неудовлетворительным процедурам безопасности на Як-Сервисе. [ 86 ]
Заместителю руководителя авиакомпании "Як-Сервис" Вадиму Тимофееву предъявлено обвинение в нарушении правил воздушной безопасности. [ 6 ] Суд над ним длился с декабря 2014 года по сентябрь 2015 года. Он не признал себя виновным, обвинив в аварии неудачно размещенный груз, [ 87 ] [ 88 ] но был признан виновным 23 сентября 2015 года в нарушении части 3 статьи 263 УК РФ, регулирующей безопасную эксплуатацию воздушных судов, повлекшее непредумышленное убийство более двух человек. Он был приговорен к пяти годам тюремного заключения; однако он был амнистирован, не отбыв полный срок. [ 89 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Авиакатастрофа ярославского «Локомотива» была показана в «Катастрофе хоккейной команды «Локомотив», эпизоде 12 сезона (2012–13) канадского сериала Mayday! [ 86 ] (называемый «Аварийные ситуации в воздухе и авиакатастрофы» в США и «Расследование авиакатастроф» в Великобритании и других странах мира). Спектакль транслировался под названием «Трагедия хоккейной команды» в США и «Катастрофа хоккейной команды в России» в Великобритании.
См. также
[ редактировать ]- Список происшествий с участием спортивных команд
- Список единственных выживших в авиакатастрофах или инцидентах
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Этот игрок имел двойное гражданство ( российского и украинского , хотя двойное гражданство в Украине не признается ) [ 34 ]
- ↑ Урычев в то время был травмирован и дисквалифицирован, и изначально он не должен был прилететь на игру, но он вызвался поехать поддержать команду, хотя не мог играть. 20-летний нападающий Максим Зюзякин остался в Ярославле. [ 39 ]
- ↑ Королев стал натурализованным гражданином Канады в 2000 году, но имел двойное гражданство России и Канады. [ 41 ]
- ^ В аэропорту не было весов для определения фактического веса багажа. Таким образом, чартерная авиакомпания оценила общую полную массу самолета, которая, по их мнению, значительно ниже допустимого предела. Однако после полного расследования было установлено, что самолет на самом деле имел избыточный вес. Это было ключевым фактором чрезмерного разбега при взлете.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Крушение самолета Як-42 в Ярославской области (на русском языке). Министерство по чрезвычайным ситуациям . 7 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 17 января 2012 года . Проверено 7 сентября 2011 г.
- ^ Пинчевский, Таль. «Жертвы авиакатастрофы «Локомотива» 2011 года» . nhl.com . Проверено 1 мая 2022 г.
- ^ Хакель, Стю (6 сентября 2012 г.). «Ярославский «Локомотив» вспомнил, возродившись через год после авиакатастрофы в КХЛ» . si.com .
- ^ Паркер, Райан (7 сентября 2012 г.). «Вспоминая Локомотив Ярославль» . nhlpa.com .
- ^ Барри, Эллен (2 ноября 2011 г.). «В авиакатастрофе, в которой погибли российские хоккеисты, обнаружена ошибка пилота» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 года . Проверено 14 августа 2021 г.
Летчики-испытатели в ходе летного эксперимента установили, что ошибочное нажатие педалей тормоза при взлете возможно лишь в том случае, если ноги пилота по ошибке поставлены на тормозной пол.
- ^ Jump up to: а б с «Пилоты-катастрофы «Локомотива» летали незаконно» . Бельвильский разведчик . Рейтер. 6 сентября 2012 г.
- ^ «Президент КХЛ Александр Медведев считает, что трагедия ярославского «Локомотива» укрепит связи с НХЛ» . Вашингтон Пост . Ассошиэйтед Пресс. 13 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 7 марта 2019 г. . Проверено 13 сентября 2011 г.
- ^ «Трагическая авиакатастрофа КХЛ затронула Детройтский Бэбкок» . Национальная хоккейная лига . 7 сентября 2011 года . Проверено 13 сентября 2011 г.
- ^ Морреале, Марк (7 сентября 2011 г.). «Скрастиньш установил для защитников НХЛ рекорд «железного человека»» . Национальная хоккейная лига . Проверено 13 сентября 2011 г.
- ^ Дюпон, Кевин Пол (8 сентября 2011 г.). «МакКриммон среди погибших в авиакатастрофе» . Бостон Глобус . Архивировано из оригинала 16 мая 2012 года . Проверено 13 сентября 2011 г.
- ^ «Авиакатастрофа уничтожила элитную российскую хоккейную команду» . Тотальные новости. 7 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 16 ноября 2011 г. . Проверено 8 сентября 2011 г.
- ^ «Регламент Комиссии (ЕС) № 1144/2009 от 26 ноября 2009 года, вносящий поправки в Регламент (ЕС) № 474/2006, устанавливающий список авиаперевозчиков Сообщества, деятельность которых запрещена на территории Сообщества» . Eur-lex.europa.eu . Проверено 8 сентября 2011 г.
- ^ Каминиски, Дэвид (7 сентября 2011 г.). «Сервис Як попал под контроль безопасности ЕС» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 31 июля 2012 года . Проверено 29 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и "Як-42 RA-42433 07.09.2011" (на русском языке). Межгосударственный авиационный комитет . 7 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 23 сентября 2011 года . Проверено 9 сентября 2011 г.
- ^ «Список жертв крушения российского самолета» . Сан-Диего Юнион Трибьюн . Ассошиэйтед Пресс. 8 сентября 2011 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Каминиски, Дэвид (8 сентября 2011 г.). «Як-42 не смог набрать высоту и поразить маяк: министерство» . Флайтглобал . Проверено 8 сентября 2011 г.
- ^ Нелетная страна . Росбалт (на русском языке). 8 сентября 2011 года . Проверено 8 сентября 2011 г.
- ^ «Описание происшествия» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 8 сентября 2011 г.
- ^ Маловерян, Юрий (7 сентября 2011 г.). «Российская хоккейная команда «Локомотив» в авиакатастрофе» . Новости Би-би-си . Проверено 9 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Градецкий, Симон (12 сентября 2011 г.). «Крушение: Як Сервис YK42 в Ярославле 7 сентября 2011 г. не смог подняться на взлет» . Авиационный вестник . Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ «Некачественное топливо считается возможной причиной фатальной катастрофы российского самолета» . Глобус и почта . 8 сентября 2011 года . Проверено 8 сентября 2011 г.
- ^ Выживший бортинженер пытался спасти пилота (на русском языке). НТВ. 8 сентября 2011 года . Проверено 8 сентября 2011 г.
- ^ "Последнюю секунду Як-42 засняли на видео" (на русском языке). НТВ. 8 сентября 2011 года . Проверено 8 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Эрл, Джонатан (9 сентября 2011 г.). «Лента новостей: Авиакатастрофа ярославского «Локомотива»» . Москва Таймс . Проверено 15 сентября 2011 г.
- ^ "Яковлев Як-42Д Бортовой №: RA-42434" (in Russian). russianplanes.net . Retrieved 8 September 2011 .
- ^ Разбившийся Як-42 израсходовал 40% летного ресурса, сообщили эксперты (на русском языке). Москва. РИА Новости . 7 сентября 2011 года . Проверено 7 сентября 2011 г.
- ^ «Российские следователи расследуют крушение самолета КХЛ» . Новости Си-Би-Си. 8 сентября 2011 года . Проверено 8 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Медведев приказал провести капитальный ремонт авиалайнера после трагедии с ярославским «Локомотивом»» . Москва Таймс . 9 сентября 2011 года . Проверено 9 сентября 2011 г.
- ^ СПИСОК экипажа и пассажиров, находившихся на борту воздушного судна Як-42 (Пресс-релиз) (на русском языке). Министерство по чрезвычайным ситуациям . 7 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2012 года . Проверено 7 сентября 2011 г.
- ^ «Выживших в ярославской катастрофе доставят самолетом в Москву» . Голос России . 8 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 23 сентября 2012 года . Проверено 9 сентября 2011 г.
- ^ Хоккеист «Локомотива» Галимов скончался в больнице (на русском языке). Интерфакс. 12 сентября 2011 года . Проверено 5 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Пинчевский, Таль (7 сентября 2011 г.). «Жертвы авиакатастрофы «Локомотива» 2011 года» . Национальная хоккейная лига . Проверено 12 февраля 2018 г.
- ^ Посольство Украины подтвердило гибель трех украинцев в крушении Як-42 (на русском языке). Москва. РИА Новости . 7 сентября 2011 года . Проверено 7 сентября 2011 г.
- ^ Названа причина крушения Як-42 в Ярославле (на русском языке). 7 сентября 2011 года . Проверено 7 сентября 2011 г.
- ^ Врачи опровергли сообщение о смерти хоккеиста Галимова . Газета.ру (на русском языке). 7 сентября 2011 года . Проверено 7 сентября 2011 г.
- ^ Дэйв Уодделл (7 сентября 2011 г.). «Бывшие игроки Red Wings МакКриммон и Салей погибли в авиакатастрофе» . Виндзорская звезда . Проверено 7 сентября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Линн Берри (7 сентября 2011 г.). «В авиакатастрофе в России погибли 43 звезды хоккея» . Форбс . Проверено 7 сентября 2011 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Хоккеист Урычев не должен был лететь с "Локомотивом" в Минск (in Russian). RIA Novosti . 8 September 2011.
- ^ Гулитти, Том (7 сентября 2011 г.). «Перспектива «Дьяволов» среди погибших в авиакатастрофе сборной России по хоккею» . Northjersey.com . Архивировано из оригинала 17 ноября 2011 года . Проверено 7 сентября 2011 г.
- ^ Фещук, Дэйв (8 сентября 2011 г.). «Экс-Лист Королев был предан семье» . Торонто Стар . Проверено 11 сентября 2011 г.
- ^ «Фещук: Решение остаться в последний момент сохранило жизнь тренера» . Торонто Стар . 8 сентября 2011 года . Проверено 8 сентября 2011 г.
- ^ «Хоккейная команда «Локомотив» Ярославль погибла в авиакатастрофе» . Администрация Президента России . 7 сентября 2011 года . Проверено 7 сентября 2011 г.
- ^ «Ярославская авиакатастрофа» . Континентальная хоккейная лига . 7 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 23 сентября 2011 года . Проверено 7 сентября 2011 г.
- ^ Комптон, Брайан (7 сентября 2011 г.). «Набоков и Яшин ошеломлены трагедией в России» . Нью-Йорк Айлендерс . Архивировано из оригинала 12 ноября 2013 года.
- ^ Вышински, Грег (8 сентября 2011 г.). «В авиакатастрофе погибло «большинство» команды КХЛ «Локомотив» – Puck Daddy – Блог НХЛ – Yahoo! Sports» . Yahoo! . Проверено 8 сентября 2011 г.
- ^ «Российский самолет, на борту которого находилась ведущая хоккейная команда, разбился, погибло 43 человека» . Новости Эн-Би-Си. 7 сентября 2011 года . Проверено 7 мая 2022 г.
- ^ «Российские и иностранные хоккеисты среди погибших в авиакатастрофе» . Франция 24. 7 сентября 2011 г. Проверено 7 мая 2022 г.
- ^ Вышински, Грег (8 сентября 2011 г.). «Видео: Хоккейные похороны минского «Динамо» жертв катастрофы «Локомотива» . Sports.yahoo.com . Проверено 7 мая 2022 г.
- ^ Джапрадизе, Миша (10 сентября 2011 г.). «Горе в России: тысячи оплакивают жертв» . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 10 сентября 2011 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Мемориал о катастрофе российского самолета собрал 100 тысяч человек» . Канадская радиовещательная корпорация . Ассошиэйтед Пресс . 10 сентября 2011 года . Проверено 10 сентября 2011 г.
- ^ Лысенков Павел. "@plysenkov" . спортивный обозреватель и редактор НХЛ журнала «Советский спорт» . Проверено 10 сентября 2011 г.
- ^ Себастьян Мэттссон (12 сентября 2011 г.). «Галимов погиб – скончался от травм» . Экспрессен (на шведском языке). Архивировано из оригинала 12 июля 2012 года . Проверено 12 сентября 2011 г.
- ^ Хант, Стив (13 сентября 2011 г.). "Звезды в честь Скрастинцев с декалью на шлеме" . Национальная хоккейная лига . Проверено 15 сентября 2011 г.
- ^ Уильямс, Террелл (15 сентября 2011 г.). «Трости в честь Васичека с нашивкой на свитерах» (пресс-релиз). Каролина Харрикейнз . Проверено 15 сентября 2011 г.
- ^ «Хороший памятник на всю жизнь» (на шведском языке). Хоккейный канал. 10 сентября 2011 года . Проверено 10 сентября 2011 г.
- ^ как, Petit Press. «Ни один словацкий хоккеист не будет носить майку с номером 38» .
- ^ «Сборная Германии чтит память жертвы Ярославля Дитриха» . Новости Тайваня . Ассошиэйтед Пресс. 28 сентября 2011 года . Проверено 29 сентября 2011 г.
- ^ «Капиталы, Пингвины для сбора средств» . ЭСПН . Ассошиэйтед Пресс. 4 октября 2011 года . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ «ЛХФ увековечит Скрастиняса под номером 7 в сборной» . Diena.lv . 12 марта 2012 года . Проверено 12 марта 2012 г.
- ^ Хант, Стив (24 марта 2012 г.). «Звезды чествуют Скрастинцев на предматчевой церемонии» . Национальная хоккейная лига . Проверено 25 марта 2012 г.
- ^ «Празднуется Штефан Лив – рубашка на крыше» . www.expressen.se (на шведском языке). 16 декабря 2011 года . Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ https://edmontonjournal.com/sports/hockey/nhl/cult-of-hockey/lokomotiv-will-not-play-2011-12-khl- Season [ только URL ]
- ^ На совещании в Кремле решили: "Локомотив" с декабря начнёт играть в ВХЛ . Советский спорт . 12 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 25 марта 2012 года . Проверено 12 сентября 2011 г.
- ^ «Новый «Локомотив» КХЛ в этом сезоне не сыграет» . Красный свет. 12 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2011 г. Проверено 12 сентября 2011 г.
- ^ "Полёты Як-42 приостановлены после фатальной катастрофы в Ярославле. 09.07.11" . Флайтглобал . 8 сентября 2011 года . Проверено 8 сентября 2011 г.
- ^ Sobol, Ekaterina; Pirigov, Ivan (21 September 2011). Авиакомпания "Як-Сервис" лишилась лицензии . Коммерсантъ . Архивировано из оригинала 4 октября 2011 года . Проверено 23 сентября 2011 г.
- ^ «Обломки Як-42 подобрать со дна Волги» . Росбалт (на русском языке). 8 сентября 2011 года . Проверено 8 сентября 2011 г.
- ^ Разбившийся Як-42 был заправлен качественным топливом . Новые Известия (New News) (in Russian). 10 September 2011 . Retrieved 12 September 2011 .
- ^ Jump up to: а б «Як-42» (на русском языке). Межгосударственный авиационный комитет. Архивировано из оригинала 23 сентября 2011 года . Проверено 9 сентября 2011 г.
- ^ Следствие установило, что Як-42 под Ярославлем рухнул из-за "ошибки блондинки", утверждает "МК" (на русском языке). 14 сентября 2011 года . Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ Крушение Як-42 произошло не из-за стояночного тормоза, заявил Минтранс (на русском языке). РИА Новости. 14 сентября 2011 года . Проверено 15 сентября 2011 г.
- ^ Причиной крушения Як-42 не мог стать стояночный тормоз, считает летчик (на русском языке). РИА Новости. 15 сентября 2011 года . Проверено 15 сентября 2011 г.
- ^ «Итоговый отчет Ту-154М бортовой номер 101 Республика Польша» (PDF) . Межгосударственный авиационный комитет. п. 96. Архивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2011 года.
- ^ "Як-42 RA-42433 07.09.2011" (на русском языке). Межгосударственный авиационный комитет . 17 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 23 сентября 2011 года . Проверено 17 сентября 2011 г.
- ^ "Гибель "Локомотива": Обнародованы самые важные моменты переговоров экипажа ЯК-42 от взлета до крушения. Текст" [The death of the "Locomotive": The most important moments of the negotiations of the crew of the Yak-42 from takeoff to crash were made public. Text]. Censor.NO (in Russian). 11 November 2011. Archived from the original on 8 September 2018 . Retrieved 7 September 2022 .
- ^ "Как падал Як-42 с "Локомотивом" " [How the Yak-42 fell with Lokomotiv]. kp.ru (in Russian). 11 November 2009. Archived from the original on 19 February 2015 . Retrieved 7 September 2022 .
- ^ Джонс, Том (20 сентября 2011 г.). «Стенограмма раскрывает новые подробности катастрофы ярославского «Локомотива»» . Чешская позиция . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 23 сентября 2011 г.
- ^ Могутин, Никита (20 сентября 2011 г.). Эксперт: Як-42 рухнул из-за конфликта пилотов . Новости жизни (на русском языке). ЖизньНовости . Проверено 23 сентября 2011 г.
- ^ Джонс, Том (20 сентября 2011 г.). «Единственный выживший, узнавший подробности авиакатастрофы» . Planecrashes.org . Архивировано из оригинала 16 октября 2013 года . Проверено 11 июня 2013 г.
- ^ Интерфакс Украина (23 сентября 2011 г.). "Бортинженер самолета, разбившегося под Ярославлем, допрошен" . Киев Почта . Проверено 23 сентября 2011 г.
- ^ «Расследование Як42Д (раздел 10.10.11)» (на русском языке). МАК. 11 октября 2011 года. Архивировано из оригинала 23 сентября 2011 года . Проверено 11 октября 2011 г.
- ^ «Як-42» (на русском языке). МАК. Архивировано из оригинала 23 сентября 2011 года . Проверено 26 октября 2011 г.
- ^ «Ошибка пилота стала причиной крушения самолета» . ЭСПН. 2 ноября 2011 года . Проверено 19 ноября 2013 г.
- ^ «Расследование выявило ошибку пилота в авиакатастрофе российской хоккейной команды» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода. 2 ноября 2011 года . Проверено 2 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с «Катастрофа хоккейной команды «Локомотив». Первое мая! (телевизионная программа). 12 сезон. 2013. Discovery Channel Canada / National Geographic Channel .
- ^ Вышински, Грег (23 сентября 2015 г.). «Генеральный директор российской авиакомпании виновен в деле о крушении самолета «Локомотив»» . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «Единственный человек, виновный в гибели хоккейной команды в авиакатастрофе 2011 года, амнистирован» . ТАСС. 23 сентября 2015 года . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «Обвиняемый в авиакатастрофе ярославского «Локомотива» приговорен к тюремному заключению и амнистирован» . Радио Свободная Европа. 23 сентября 2015 года . Проверено 2 мая 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Описание происшествия в Сети авиационной безопасности
- (на русском языке) Расследование катастрофы ( Архив ) — Межгосударственный авиационный комитет
- (на русском языке) Тема новостей от РИА Новости.
- Катастрофы 2011 года в России
- Авиационные происшествия и инциденты с участием профессиональных спортивных команд
- Авиакатастрофы и инциденты авиакомпаний России
- Accidents and incidents involving the Yakovlev Yak-42
- Авиационные происшествия и происшествия в России в 2011 году.
- Lokomotiv Yaroslavl
- Сезон КХЛ 2011–12.
- Транспорт в Ярославской области
- Авиакатастрофы и инциденты, вызванные ошибкой пилота
- События сентября 2011 года в России