Эдмунд Геттьер
Эдмунд Геттьер | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Эдмунд Ли Геттьер III 31 октября 1927 г. Балтимор, Мэриленд , США |
Умер | 23 марта 2021 г. | ( 93 года
Эра | Современная философия |
Область | Западная философия |
Школа | Аналитическая философия |
Докторантура | Норман Малькольм |
Основные интересы | Эпистемология |
Известные идеи | Проблема Геттиера |
Эдмунд Ли Геттьер III ( / ˈ ɡ ɛ t i ər / ; 31 октября 1927 — 23 марта 2021) — американский философ из Массачусетского университета в Амхерсте . Он наиболее известен своей статьей, написанной в 1963 году: «Является ли обоснованное истинное убеждение знанием?» [1] которая породила обширную философскую литературу, пытающуюся ответить на то, что стало известно как проблема Геттье .
Жизнь
[ редактировать ]Эдмунд Ли Геттиер III родился 31 октября 1927 года в Балтиморе, штат Мэриленд . [2]
Геттье получил степень бакалавра в Университете Джонса Хопкинса в 1949 году. Он получил степень доктора философии в Корнельском университете в 1961 году, защитив диссертацию на тему « Теории веры Бертрана Рассела », написанную под руководством Нормана Малкольма . [2] [3]
Геттьер преподавал философию в Государственном университете Уэйна с 1957 по 1967 год. [2] сначала в качестве преподавателя, затем в качестве доцента и, наконец, в качестве доцента. [4] Среди его коллег-философов в Университете Уэйна, среди прочих, были Элвин Плантинга и Гектор-Нери Кастанеда . [5]
В 1964–65 учебном году он провел постдокторскую стипендию Меллона в Питтсбургском университете . [4] Его зафиксированной областью исследований были «теории веры Бертрана Рассела и их влияние на современную мысль». [6] Находясь в Питтсбурге, он встретил молодого Баса К. Ван Фраасена. [7] и опубликовал свою первую и единственную рецензию на Джона Пассмора «Философские рассуждения» . [8]
В 1967 году Геттье был принят на работу на факультет философии Массачусетского университета в Амхерсте, а в 1972 году получил там должность профессора. [4] Он преподавал там до выхода на пенсию в звании почетного профессора в 2001 году. [4]
Геттье умер 23 марта 2021 года в возрасте 93 лет. [4]
Слава Геттье основана на трехстраничной статье, опубликованной в журнале «Анализ» в 1963 году и остающейся одной из самых известных в новейшей философской истории. В ней Геттье бросает вызов определению знания как « оправданной истинной веры », которое восходит к платоновскому « Теэтету» , но игнорируется в конце этого самого диалога. Эта точка зрения была принята большинством философов того времени, в первую очередь эпистемологом Кларенсом Ирвингом Льюисом и его учеником Родериком Чизхолмом . В статье Геттье были предложены контрпримеры этому утверждению в виде случаев, когда испытуемые имели истинные убеждения, которые также были обоснованы, но для которых убеждения были истинными по причинам, не связанным с обоснованием. Некоторые философы, однако, считали, что определение знания как обоснованной истинной веры уже было в общих чертах поставлено под сомнение работами Витгенштейна. [ нужна ссылка ] (Позже аналогичный аргумент был найден в бумагах Бертрана Рассела . [9] )
Работа
[ редактировать ]Проблема Геттиера
[ редактировать ]Геттьер приводит несколько примеров убеждений , которые одновременно истинны и обоснованы, но которые мы не должны интуитивно называть знанием. Случаи такого рода теперь называются «геттиерскими (контр)примерами». Поскольку критика Геттье модели обоснованных истинных убеждений носит системный характер, другие авторы придумывают все более фантастические контрпримеры. Например: я смотрю мужской финал Уимблдона, и Джон Макинрой играет с Джимми Коннорсом, это матч-пойнт, и Макинрой побеждает. Я говорю себе: «Джон Макинрой – чемпион Уимблдона среди мужчин в этом году». Однако без моего ведома у BBC возникли проблемы с трансляцией, и поэтому она транслировала запись прошлогоднего финала, когда Макинрой также победил Коннорса. Я смотрел прошлогодний финал Уимблдона и считал, что Макинрой победил Коннорса. Но в то же время в реальной жизни Макинрой повторял прошлогоднюю победу и обыгрывал Коннорса! Так что моя уверенность в том, что Макинрой превзошел Коннорса и стал чемпионом Уимблдона в этом году, верна, и у меня были веские основания верить в это (моя вера была оправдана) — и все же в некотором смысле я не мог утверждать, что «знаю» что Макинрой превзошел Коннорса, потому что я лишь случайно оказался прав в том, что Макинрой победил Коннорса, — мое убеждение не было основано на правильном обосновании.
Геттье вдохновил философов на большую работу, пытающихся найти рабочее определение знания . Основные ответы включают в себя:
- Использование Геттье слова «обоснование» является слишком общим, и учитываются только некоторые виды обоснования.
- Примеры Геттье вообще не считаются оправданием, и только некоторые виды доказательств являются оправдывающими.
- Знание должно иметь четвертое условие, такое как «отсутствие ложных предпосылок» или «неоспоримость».
- Роберт Нозик предполагает, что знание должно состоять из обоснованного истинного убеждения, которое «отслеживает истину» - убеждения, такого, что, если бы оно оказалось ложным, в него бы не поверили, и наоборот.
- Колин Макгинн предполагает, что знание атомарно (оно не делится на более мелкие компоненты). У нас есть знание, когда у нас есть знание, и точное определение знания может даже содержать слово «знание». [10]
Исследование 2001 года, проведенное Вайнбергом, Николсом и Стичем, предполагает, что эффект проблемы Геттье варьируется в зависимости от культуры . В частности, люди из западных стран, похоже, с большей вероятностью согласятся с суждениями, описанными в этой истории, чем жители Восточной Азии . [11] Последующие исследования не смогли повторить эти результаты. [12]
Что интересно, по мнению философа Дункана Притчарда , так это то, что Геттье написал свою статью, пытаясь получить должность, и что он мало интересовался эпистемологией, поскольку никогда не публиковал ничего другого в этой области, и отказался присутствовать на конференции 2013 года, посвященной 50-летию годовщина публикации его статьи в Эдинбургском университете. [13]
Полное собрание сочинений
[ редактировать ]- «Является ли обоснованное истинное убеждение знанием?» Анализ , Том. 23, стр. 121–123 (1963). дои : 10.1093/анализ/23.6.121
- «Обзор: [Без названия]» Философское обозрение 74, вып. 2 (1965): 266–69. https://doi.org/10.2307/2183277
- «Комментарии к «концепции личности» А. Дж. Айера», в книге «Интенциональность, разум и восприятие: дискуссии о современной философии» , под ред. Гектор-Нери Кастаньеда (Детройт, 1967).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Является ли обоснованное истинное убеждение знанием?"
- ^ Jump up to: а б с Греко, Джон (2010), «Геттиер, Эдмунд Ли, III» , Словарь современных американских философов , Continuum, doi : 10.1093/acref/9780199754663.001.0001 , ISBN 978-0-19-975466-3 , получено 13 апреля 2021 г.
- ^ «Докторские диссертации, 1961 год» . Обзор метафизики . 15 (1): 200. 1961. ISSN 0034-6632 . JSTOR 20123871 .
- ^ Jump up to: а б с д и «В память: Эдмунд Л. Геттьер III (1927–2021): Факультет философии: Массачусетский университет в Амхерсте» . www.umass.edu . Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 г. Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Роберт С. Сани-младший (1988). «ЗНАКОМСТВО С ЭДМУНДОМ ГЕТТЛЕРОМ» (PDF) . В Остине, Дэвид Ф. (ред.). Философский анализ . Дордрехт: Springer Нидерланды. дои : 10.1007/978-94-009-2909-8 . ISBN 978-1-4020-3150-2 . S2CID 38338054 .
- ^ «66 стипендий Эндрю Меллона присуждены в Pitt | Digital Pitt» . digital.library.pitt.edu . 17 августа 1964 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Фраассен, Бас К. (1988). «Проблема старых свидетельств» (PDF) . В Остине, DS (ред.). Философский анализ: защита примером . Серия философских исследований. Спрингер Нидерланды. ISBN 978-90-277-2674-2 .
Я познакомился с Геттье в Питтсбурге, когда был там аспирантом, а он был приглашенным ученым; Я сразу же позавидовал его противоположным примерам, его улыбке и тому удовольствию, которое он получал, блестяще занимаясь философией.
- ^ Геттье, Эдмунд Л. (1965). «Обзор философских рассуждений» . Философское обозрение . 74 (2): 266–269. дои : 10.2307/2183277 . ISSN 0031-8108 . JSTOR 2183277 .
- ^ Рассел, Бертран (1912). Проблемы философии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 131ф. Цитата взята из Кратцер, Анжелика (2002). «Факты: особенности информационных единиц?». Языкознание и философия . 25 (5–6): 655–670. дои : 10.1023/а:1020807615085 . S2CID 170763145 . , с. 657.
- ^ Макгинн, Колин (1984). «Концепция знания». Исследования Среднего Запада в области философии . 9 : 529–554. дои : 10.1111/j.1475-4975.1984.tb00076.x . перепечатано в Макгинн, Колин (1999). Знание и реальность: Избранные очерки . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 7–35. ISBN 978-0-19-823823-2 .
- ^ Вайнберг, Дж.; Николс, С.; Стич, С. (2001). «Нормативность и эпистемическая интуиция» (PDF) . Философские темы . 29 (1): 429–460. дои : 10.5840/philtopics2001291/217 .
- ^ Нагель, Дженнифер (2012). «Интуиция и эксперименты: защита кейс-метода в эпистемологии» (PDF) . Философия и феноменологические исследования . 85 (3): 495–527. дои : 10.1111/j.1933-1592.2012.00634.x .
- ^ Дункан, Причард (2018). Что это за вещь, называемая знанием, 4-е издание . Рутледж. п. 23. ISBN 978-1-138-22579-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1927 рождений
- 2021 смертей
- Американские писатели научно-популярной литературы XX века
- Американские философы 20-го века
- Американские писатели-мужчины научной литературы
- Американские ученые-философы
- Аналитические философы
- Выпускники Корнеллского университета
- Американские эпистемологи
- Писатели-философы
- Факультет Массачусетского университета в Амхерсте
- Факультет Массачусетского университета Лоуэлла
- Преподаватели Государственного университета Уэйна
- Витгенштейновские философы
- Писатели из Балтимора
- Американские писатели-мужчины 20-го века