Жан де Лафонтен
Жан де Лафонтен | |
---|---|
Рожденный | Шато-Тьерри , Шампань , Франция | 8 июля 1621 г.
Умер | 13 апреля 1695 г. Нейи-сюр-Сен , Иль-де-Франс , Франция | (73 года)
Место отдыха | Кладбище Пер-Лашез |
Занятие | Баснописец , поэт |
Дети | 1 |
Подпись | |
Жан де Лафонтен (англ. Великобритания : / ˌ l æ f ɒ n ˈ t ε n , - ˈ t eɪ n / , [1] США : / ˌ l ɑː f ɒ n ˈ teɪ n , lə - , ˌ l ɑː foʊ n ˈ ˈ t ɛ n / , [2] [3] Французский: [ʒɑ̃ d(ə) la fɔ̃tɛn] ; 8 июля 1621 — 13 апреля 1695) — французский баснописец , один из самых читаемых французских поэтов 17 века. Он известен, прежде всего, своими «Баснями» , которые послужили образцом для последующих баснописцев по всей Европе, а также многочисленными альтернативными версиями во Франции, а также на французских региональных языках.
После длительного периода королевских подозрений он был принят во Французскую академию, и с тех пор его репутация во Франции никогда не угасала. Свидетельствами этого являются многочисленные картины и статуи писателя, более поздние изображения на медалях, монетах и почтовых марках.
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Лафонтен родился в Шато-Тьерри во Франции. Его отцом был Шарль де Лафонтен, maître des eaux et forêts — своего рода заместитель рейнджера — герцогства Шато-Тьерри ; его матерью была Франсуаза Пиду. Обе стороны его семьи принадлежали к высшему провинциальному среднему классу; хотя они не были знатными, его отец был довольно богат. [4] [5]
Жан, старший ребенок, получил образование в колледже (гимназии) Шато-Тьерри, а в конце школьных дней поступил в Ораторию в мае 1641 года и в семинарию Сен-Маглуара в октябре того же года; но очень короткое пребывание доказало ему, что он ошибся в своем призвании. Затем он, очевидно, изучал право и, как говорят, был принят в качестве адвоката . [4]
Семейная жизнь
[ редактировать ]Однако он довольно рано освоился в жизни или, по крайней мере, мог бы стать таковым. В 1647 году его отец отказался от поста рейнджера в его пользу и устроил для него брак с Марией Эрикар, четырнадцатилетней девушкой, которая принесла ему 20 000 ливров и надежды. Кажется, она была одновременно красивой и умной, но они не ладили друг с другом. Кажется, нет абсолютно никаких оснований для смутного скандала по поводу ее поведения, который по большей части был поднят много позже сплетнями или личными врагами Лафонтена. Единственное, что можно сказать против нее положительно, это то, что она была нерадивой хозяйкой и заядлой читательницей романов; Сам Лафонтен постоянно находился вдали от дома, конечно, не был строг в вопросах супружеской верности и был настолько плохим деловым человеком, что дела его запутались в безнадежном затруднении, и финансовое разделение имущества ( separation de biens пришлось провести ). место в 1658 году. Это была совершенно дружественная сделка на благо семьи; однако постепенно пара, все еще без каких-либо реальных ссор, перестала жить вместе, и большую часть последних сорока лет жизни де ла Фонтена он жил в Париже, а его жена осталась в Шато Тьерри, который, однако, он часто посещаемый. В 1653 году у них родился один сын, которого воспитывала и полностью заботила его мать. [4] [6]
Париж
[ редактировать ]Даже в первые годы своего брака Лафонтен, похоже, много бывал в Париже, но только примерно в 1656 году он стал постоянным гостем в столице. Его служебные обязанности, которые были лишь случайными, были совместимы с этим отсутствием места жительства. Его литературная карьера началась только когда ему исполнилось тридцать. чтение Малерба Говорят, что сначала пробудило в нем поэтические фантазии, но некоторое время он не пробовал ничего, кроме пустяков в моде того времени — эпиграмм , баллад , рондо и т. д. [4]
Его первой серьезной работой стал перевод или адаптация «Евнуха Теренция » ( 1654 г.). В это время покровителем французской литературы был суперинтендант Фуке , которому Лафонтена представил Жак Жаннар, родственник его жены. Лишь немногие из тех, кто оказал услугу Фуке, ушли с пустыми руками, и Лафонтен вскоре получил пенсию в размере 1000 ливров (1659 г.) на льготных условиях в виде копии стихов за каждую четверть квитанции. Он также начал попурри из прозы и поэзии под названием «Песня Во Фуке » в знаменитом загородном доме . [4]
Примерно в это же время имущество его жены пришлось закрепить за ней отдельно, и ему, по-видимому, постепенно пришлось продать все, что у него было; но, так как у него никогда не было недостатка в могущественных и щедрых покровителях, это не имело для него большого значения. В том же году он написал балладу « Les Rieurs du Beau-Richard» , за которой последовало множество небольших поэтических произведений, адресованных различным личностям, начиная с короля и ниже. Фуке впал в немилость короля и был арестован. Лафонтен, как и большинство литературных протеже Фуке, проявил к нему некоторую верность, написав элегию « Плёрез, Нимфы де Во» . [4]
Как раз в это время его дела не выглядели многообещающе. Его отец и он приняли титул эсквайра , на который они не имели строгого права, и, поскольку некоторые старые указы по этому вопросу вступили в силу, информатор добился приговора поэту, оштрафовав его на 2000 ливров. Однако он нашел нового покровителя в лице герцога и еще больше в лице герцогини Бульонской , своих феодальных начальников в Шато-Тьерри, и о штрафе больше ничего не слышно. [4]
Некоторые из самых ярких стихов Лафонтена адресованы герцогине Марии Анне Манчини , младшей из племянниц Мазарини , и вполне вероятно даже, что вкус герцога и герцогини к Ариосто имел какое-то отношение к написанию его первого произведения реальную важность — первая книга «Сказок » , вышедшая в 1664 году. Ему тогда было сорок три года, и его предыдущие печатные произведения были сравнительно тривиальными, хотя большая часть его работ передавалась в рукописях задолго до того, как они регулярно публиковались. . [4]
Слава
[ редактировать ]Примерно в это же время сформировался квартет на улице Старого Коломбье, столь известный в истории французской литературы. В его состав входили Лафонтен, Расин , Буало и Мольер , последний из которых был почти ровесником Лафонтена, двое других значительно моложе. Капелан тоже был своего рода аутсайдером в кружке. Об этих встречах существует множество анекдотов, некоторые из которых явно апокрифичны. Наиболее характерным, пожалуй, является то, которое утверждает, что на столе всегда лежал экземпляр незадачливого « Пуселя » Шапелена , определенное количество строк которого было назначенным наказанием за преступления против общества. Группа представила под вымышленными именами персонажей из версии Лафонтена истории об Амуре и Психеи , которая, однако, вместе с Адонисом не была напечатана до 1669 года. [4]
Тем временем поэт продолжал находить друзей. В 1664 году он регулярно был назначен джентльменом вдовствующей герцогини Орлеанской и приведен к присяге в Люксембургском дворце в Париже. Он по-прежнему сохранял свой пост рейнджера, и в 1666 году мы получили что-то вроде выговора от Кольбера , предлагающего ему расследовать некоторые злоупотребления в Шато Тьерри. В том же году появилась вторая книга «Сказок» , а в 1668 году — первые шесть книг «Басен » , а в 1671 году еще больше книг обоих типов. это было предоставлено ему тем, что он, по просьбе порт-роялистов , исполнял обязанности редактора тома священной поэзии, посвященного принцу Конти . [4]
Год спустя его положение, которое в течение некоторого времени было решительно процветающим, стало заметно меняться к худшему. Герцогиня Орлеанская умерла, и ему, по-видимому, пришлось отказаться от своего звания рейнджера, вероятно, продав его в счет погашения долгов. Но на Лафонтена всегда было провидение. Мадам де ла Саблиер , женщина невероятной красоты, значительной интеллектуальной силы и высокого характера, пригласила его поселиться в ее доме, где он прожил около двадцати лет. Кажется, с тех пор у него не было никаких проблем со своими делами; и мог посвятить себя двум своим поэтическим линиям, а также театральной композиции. [4]
Академия
[ редактировать ]В 1682 году, в возрасте более шестидесяти лет, он был признан одним из выдающихся литераторов Франции. Госпожа де Севинье , одна из самых здравых литературных критиков того времени, отнюдь не склонная хвалить простые новинки, говорила о своем втором сборнике басен, опубликованном зимой 1678 года, как о божественном; и вполне очевидно, что таково было общее мнение. Поэтому не было неразумным, что он явился во Французскую академию , и, хотя сюжеты его «Сказок» едва ли были рассчитаны на то, чтобы умилостивить это приличное собрание, его привязанность к Фуке и более чем к одному представителю старой Фрондер партии сделало его подозрительным для Кольбера и короля, большинство членов были его личными друзьями. [4]
Впервые он был предложен в 1682 году, но был отклонен в пользу маркиза де Данжо . В следующем году Кольбер умер, и Лафонтен снова был номинирован. Буало также был кандидатом, но первое голосование дало баснописцу шестнадцать голосов против семи только за критика. Король, согласие которого было необходимо не только для выборов, но и для повторного голосования в случае провала абсолютного большинства, был недоволен, и выборы были отложены. Однако несколько месяцев спустя возникла еще одна вакансия, и на нее был избран Буало. Король поспешил бурно одобрить этот выбор, добавив: « Vous pouvez incessamment recevoir La Fontaine, il a promis d'etre sage» . [7]
Его признание косвенно стало причиной единственной серьезной литературной ссоры в его жизни. Между академией и одним из ее членов, Антуаном Фюретьером , произошел спор по поводу французского словаря последнего, который был признан нарушением корпоративных привилегий академии. Фюретьер, человек немалых способностей, яростно нападал на тех, кого считал своими врагами, и в том числе на Лафонтена, чей невезучий Конт сделал его особенно уязвимым, а его второй сборник этих рассказов стал предметом осуждения полиции. Однако смерть автора « Римского буржуа» положила конец этой ссоре. [8]
Вскоре после этого Лафонтен принял участие в еще более известном деле — знаменитой ссоре античного и нового времени , в которой главными были Буало и Шарль Перро , и в которой Лафонтен (хотя Перро специально выделил его для лучшего сравнения) с Эзопом и Федром ) принял сторону Античной. Примерно в то же время (1685–1687) он познакомился с последними из своих многочисленных хозяев и покровителей, г-ном и г-жой д'Эрвар, и влюбился в некую г-жу Ульрих, даму некоторого положения, но сомнительного характера. Это знакомство сопровождалось большим знакомством с Вандомом, Шольё и остальными распутниками Тампля; но, хотя мадам де ла Саблиер уже давно почти полностью отдалась добрым делам и религиозным упражнениям, Лафонтен оставался обитателем ее дома до своей смерти в 1693 году. О том, что последовало за этим, рассказывается в одной из самых известных из многих историй, имеющих отношение к о его детской натуре. Герварт, узнав о смерти, немедленно отправился на поиски Лафонтена. Он встретил его на улице в великой печали и умолял поселиться в его доме. «Я собирался туда», — ответил Лафонтен. [8]
В 1692 году писатель опубликовал переработанное издание « Сказок» , хотя и перенес тяжелую болезнь. В том же году Лафонтен принял христианство . Молодой священник г-н Пусе пытался убедить его в неправомерности «Контов » , и говорят, что уничтожение новой пьесы требовалось и было представлено в качестве доказательства покаяния. [9] Лафонтен получил Виатикум и в последующие годы продолжал писать стихи и басни. [10]
Рассказывают историю о молодом герцоге Бургундском, ученике Фенелона , которому тогда было всего одиннадцать лет, который по собственной инициативе отправил Лафонтену 50 луидоров в качестве подарка. Но, хотя Лафонтен на время поправился, он был сломлен возрастом и немощью, и новым хозяевам пришлось скорее нянчиться с ним, чем развлекать его, что они и делали очень осторожно и любезно. Он проделал еще немного работы, завершив, свои «Басни» среди прочего, ; но он пережил мадам де ла Саблиер не более чем на два года и умер 13 апреля 1695 года в Париже в возрасте семидесяти трех лет. Когда в Париже открылось кладбище Пер-Лашез , останки Лафонтена были перенесены туда. Его жена пережила его почти на пятнадцать лет. [8]
Анекдоты
[ редактировать ]Любопытная личность Лафонтена, как и некоторых других литераторов, была закреплена литературной традицией в своего рода легенде. В раннем возрасте его рассеянность и безразличие к делу послужили предметом Гедеона Таллемана де Рео . Его более поздние современники помогли расширить эту историю, и XVIII век, наконец, принял ее, включая анекдоты о его встрече со своим сыном, о том, как ему рассказали, кто он такой, и заметили: « Ах, да, я думал, что видел его где-то!» о том, что он настаивал на дуэли с предполагаемым поклонником своей жены, а затем умолял его навестить его дом, как и прежде; о том, как он вошел в общество с вывернутыми наизнанку чулками и т. д., и, напротив, о его неловкости и молчаливости, если не о положительной грубости в обществе. [8]
следует вспомнить В качестве комментария к неблагоприятному описанию Жана де Лабрюйера , что Лафонтен был особым другом и союзником Бенсерада , главного литературного врага Лабрюйера. Но после всех выводов многое останется, особенно если вспомнить, что одним из главных авторитетов для этих анекдотов является Луи Расин , человек, который обладал умом и моральными ценностями и который получил их от своего отца, преданного друга Лафонтена более чем тридцать лет. Пожалуй, лучшей записью всех этих историй является одна из квартета Старого Коломбье, в которой рассказывается, как Мольер, в то время как Расин и Буало тренировали свое остроумие над le bonhomme или le bon (под обоими названиями был хорошо известен Лафонтен), заметил: сторонний наблюдатель, Nos beaux esprits ont beau faire, ils n'effaceront pas le bonhomme . Они этого не сделали. [8]
Работает
[ редактировать ]Многочисленные произведения Лафонтена делятся на три традиционных отдела: басни, повести и разные (в том числе драматические) произведения. Он наиболее известен благодаря первому из них, в котором традиция сбора басен во французском стихе, восходящая к Средневековью, достигла своего пика. этих более ранних работ упоминается Эзоп Хотя в названии Марии де Франс , в них собрано множество басен из более поздних источников. Среди выдающихся произведений были «Исопет» (1190) и Жиля Коррозе « Басни древней Эзопы, мизы в французском ритме» (1542).
Лафонтена» Публикация двенадцати книг «Басен продолжалась с 1668 по 1694 год. Истории в первых шести из них по большей части взяты из Эзопа и Горация и содержательно рассказаны свободным стихом. Те, что в более поздних изданиях, часто взяты из более поздних источников или из переводов восточных историй и рассказаны более подробно. Обманчиво простые стихи легко запоминаются, но при этом отражают глубокое понимание человеческой природы. Многие строки вошли во французский язык как стандартные фразы, часто ставшие пословицами. Басни отличаются и порой ироничной амбивалентностью. Басня «Скульптор и статуя Юпитера» (IX.6), например, читается как сатира на суеверия, но ее морализирующий вывод о том, что «Все люди, насколько это в них заложено, / Создают реальность снов» может быть в равной степени применимо и к религии в целом. [11]
Вторая часть его творчества, сказки ( Contes et nouvelles en vers ), одно время была почти столь же популярна, и их написание продолжалось в течение более длительного периода. Первые были опубликованы в 1664 году, а последние появились посмертно. Их особенно отличал лукаво-распущенный тон. [12]
Изображения и наследие
[ редактировать ]Хотя «Басни» имеют международную репутацию, прославление их автора в основном ограничивается Францией. Даже при жизни, несмотря на его известность, его рисовали три ведущих портретиста. В возрасте 63 лет, по случаю его приема во Французскую академию в 1684 году, его изобразил Гиацинт Риго . [13] Николя де Ларжильер нарисовал его в возрасте 73 лет. [14] а третий портрет приписывается Франсуа де Трою (см. ниже). [15]
Два современных скульптора выполнили бюсты Лафонтена с головой и плечами. Картина Жан-Жака Кафьери была выставлена в Салоне 1779 года , а затем передана Французской комедии ; Даты Жана-Антуана Гудона 1782 года. [16] На самом деле существуют две версии Гудона: одна сейчас находится в Художественном музее Филадельфии . [17] и еще один в замке его бывшего покровителя Фуке в Во-ле-Виконт (см. ниже).
В Париже есть мраморная статуя Пьера Жюльена в полный рост , которая сейчас находится в Лувре , она была заказана в 1781 году и выставлена в Салоне 1785 года. Писатель представлен в просторном плаще, сидящим в созерцании на корявом дереве, по которому взбирается лоза с виноградом. На его коленях рукопись басни о лисе и винограде , а у его ног на шляпе сидит лиса, положив лапу на том в кожаном переплете и глядя на него снизу вверх. [18] Маленькие фарфоровые модели были изготовлены из этого фарфора Севрской керамикой и из полихромного фарфора Франкентальской керамикой . В следующем столетии были изготовлены небольшие модели бронзовой статуи Этьена Марина Мелинга , выставленной в Париже в 1840 году и в Лондоне в 1881 году. На ней поэт задумчиво прислонился к камню со шляпой в руке. [19] Также в Кур Наполеона Лувра Жана находится стоящая каменная статуя 1857 года работы -Луи Жале . [20]
Еще один памятный памятник Лафонтену был установлен во главе парижского сада Ранела в 1891 году. Бронзовый бюст работы Ахилла Дюмилятра выставлялся на Всемирной выставке (1889 г.) , а затем был помещен на высокий каменный постамент в окружении различных фигур из басни. [21] Работа была переплавлена, как и многие другие во время Второй мировой войны , но была заменена в 1983 году стоящей статуей баснописца Чарльза Коррейи, смотрящей на лису и ворону, на ступеньках и постаменте под ним. [22]
Еще больше статуй есть в Шато-Тьерри, городе, где родился поэт. Самая известная из них — стоящая статуя работы Шарля-Рене Лаитье . [23] который был заказан по приказу Людовика XVIII в качестве подарка городу. Официально он был установлен на площади с видом на Марну в 1824 году. Во время Второй битвы на Марне он был поврежден, а затем его перемещали по городу. Сейчас он отремонтирован и находится на площади перед бывшим домом поэта. гонка между Черепахой и Зайцем . У его ног происходит [24] Сам дом сейчас превращен в музей, возле которого стоит статуя в натуральную величину, созданная Бернаром Сёрром . [25] Внутри музея находится Луи-Пьера Дезена . глиняный бюст Ла Фонтена с головой и плечами [26]
Еще одним свидетельством непреходящей популярности Лафонтена является его появление на игральной карте второго года Французской революции. [27] В этой колоде королевскую власть заменяют рационалисты-вольнодумцы, известные как Философы , и ироничные баснописцы, такие как Пиковый Король. Не меньшей популярностью он пользовался и во время Реставрации Бурбонов , о чем свидетельствует заказ на его статую королевскому заказу. была бронзовая памятная медаль 1816 года с изображением головы поэта работы Жака-Эдуара Гатто . Кроме того, в серии «Великие люди Франции» [28] он был показан сидящим сбоку Совсем недавно в сериале «История Франции» . [29] Голова Ла Фонтена появилась также на монете номиналом 100 франков, посвященной 300-летию со дня его смерти, на реверсе которой изображена басня о лисе и вороне. [30] Еще одним памятным событием того года стала полоса марок с баснями стоимостью 2,80 евро, в составной папке которой находился съемный портрет без валюты. астероид 5780 Лафонтен . В 1995 году в его честь был назван [31]
Другие изображения на почтовых марках включают выпуск 1938 года номиналом 55 сантимов с медальоном из басни о волке и ягненке под ним; [32] и марка Монако номиналом 50 центов, посвященная 350-летию со дня рождения Ла Фонтена в 1971 году, на которой голова и плечи баснописца изображены под некоторыми из наиболее известных персонажей, о которых он писал. [33] Еще одна серия монет, на которых он появляется, - это ежегодное в Fables de La Fontaine празднование (китайского) лунного Нового года . Выпускаемые с 2006 года, эти инвестиционные монеты имеют его портрет на реверсе и на лицевой стороне конкретного зодиакального животного каждого года. [34]
Вымышленные изображения следовали модному в то время взгляду на Лафонтена. Второстепенный персонаж Александра Дюма романа «Виконт Бражелонн » он предстает неуклюжим и легкомысленным придворным Николя Фуке. [35] Однако в фильме 2007 года «Жан де Лафонтен – le défi» поэт сопротивляется абсолютистскому правлению Людовика XIV после падения Фуке.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Лафонтен, Жан де» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 2 сентября 2022 года.
- ^ «Ла Фонтен» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 30 июля 2019 г.
- ^ «Ла Фонтен» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 30 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Сэйнтсбери 1911 , с. 69.
- ^ Маккей, Аньес Этель (1 ноября 1973 г.). Лафонтен и его друзья: биография . Г. Бразиллер. ISBN 978-0-8076-0694-0 . Проверено 21 февраля 2011 г.
- ^ Жан де Лафонтен; Уолтер Торнбери (18 февраля 2000 г.). Избранные басни . Публикации Courier Dover. стр. 4–. ISBN 978-0-486-41106-4 . Проверено 21 февраля 2011 г.
- ^ Сэйнтсбери 1911 , стр. 69–70.
- ^ Jump up to: а б с д и Сэйнтсбери 1911 , с. 70.
- ^ Эжен Герурес, Очерк жизни и творчества Жана де ла Фонтена. [ постоянная мертвая ссылка ] , Басни Лафонтена , пер. Уолтер Торнбери, Лондон и Нью-Йорк, 1886 г.
- ^ Санктис, Санте (2013). Религиозное обращение: биопсихологическое исследование. Рутледж. п. 296
- ^ «Сеть Ла Фонтена» . Архивировано из оригинала 6 сентября 2019 года . Проверено 1 ноября 2016 г.
- ^ Лесли Клиффорд Сайкс, Британская энциклопедия
- ^ «Пикардийские музы» . Архивировано из оригинала 8 мая 2017 года . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ Взаимное искусство
- ^ Информация об этих и большинстве последующих произведений искусства взята из La Fontaine: une fabuleuse histoire de l'art. Архивировано 6 апреля 2017 года в Wayback Machine , Музей Жана де ла Фонтена.
- ^ Жан-Антуан Гудон: Скульптор эпохи Просвещения , Чикагский университет, 2005, стр.115.
- ^ Сайт музея
- ^ Викимедиа
- ^ «Сайт Триксума» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2016 года . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ Викимедиа
- ^ Современная открытка
- ^ Статуи сада Ранела.
- ^ Викимедиа
- ^ Веб-сайт Ла Фонтена
- ^ «Образы Пикардии» . Архивировано из оригинала 19 февраля 2018 года . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ Фликривер
- ^ «Гетти Изображения» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2019 года . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ Счетчик монет
- ^ Счетчик монетного двора
- ^ «Медаль Монне» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2016 года . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ Словарь названий малых планет, Springer Science & Business Media, 2013, стр.732.
- ^ Марки Франции
- ^ Colnect.com
- ^ Нумисколлект
- ^ Глава 56
- Атрибуция
- свободном доступе : Сэйнтсбери, Джордж (1911). « Лафонтен, Жан де ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 69–71. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Источники
[ редактировать ]- Беккер, Колетт (2000), La Roman , Editions Bréal, ISBN 978-2749521213
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Молодой Лафонтен: исследование его художественного роста в его ранней поэзии и первых баснях , автор Филип А. Уодсворт. Паб. Издательство Северо-Западного университета, 1952.
- Разные произведения Жана де Лафонтена под редакцией Пьера Кларака. Паб. Галлимар («Библиотека Плеяды»), 1958. Стандартное, полностью аннотированное издание прозы и второстепенной поэзии LF.
- О Муза, бегущая от добычи...: Очерк поэзии Лафонтена Одетты де Мург. Паб. Корти, 1962. Результативно.
- Литературный мир Ла Фонтена , Жан-Пьер Коллине. Паб. ППУ, 1970 г.
- Эстетика небрежности: рассказы Лафонтена Джона К. Лаппа. Паб. Издательство Кембриджского университета, 1971.
- [Фонтан] Творческий дух 21.4 (1981); приглашенный редактор: Дэвид Ли Рубин.
- Образцы иронии в баснях Лафонтена Ричарда Даннера. Паб. Издательство Университета Огайо, 1985.
- Ла Фонтен: Басни , 2 тома, под редакцией Марка Фумароли. Паб. Imprimerie Nationale, 1985. Блестящие вступительные эссе и заметки к текстам.
- «Ла Фонтен» , Мари-Одиль Свитсер. Паб. Г.К. Холл (Twayne World Authors Series 788), 1987.
- Полное собрание сочинений Жана де Лафонтена: Басни и сказки под редакцией Жана-Пьера Коллине. Паб. Галлимар («Библиотека Плеяды»), 1991. Стандартное полностью аннотированное издание этих произведений.
- Пакт с молчанием: искусство и мысль в баснях Жана де Лафонтена Дэвида Ли Рубина. Паб. Пресса штата Огайо, 1991.
- «Фабрика басен » Патрика Дэндри. Паб. Клинксек, 1991.
- Фигуры текста: чтение и письмо (в) Ла Фонтен Майкла Винсента. Паб. Джон Бенджаминс (Монографии Университета Пердью по романтической литературе), 1992.
- «Непристойность» Ла Фонтена: О распутниках, хамах и развратниках , отрывки из Contes et nouvelles en vers , пер. Норман Шапиро. Паб. Издательство Принстонского университета, 1992; представитель Black Widow Press, готовится к печати.
- Лекции Лафонтена Жюля Броуди. Паб. Руквуд Пресс, 1995.
- Переосмысление Ла Фонтена: Очерки трехсотлетия под редакцией Энн Л. Бирберик. Паб. Руквуд Пресс, 1996.
- Чтение под прикрытием: аудитория и авторитет в книге Жана Лафонтена Анны Л. Бирберик. Паб. Издательство Бакнеллского университета, 1998.
- Когнитивное пространство и модели обмана в рассказах Лафонтена , Катрин М. Гризе. Паб: Руквуд Пресс, 1998.
- В «Лабиринте Лафонтена: нить сквозь басни » Рэндольфа Пола Раньона. Паб. Руквуд Пресс, 2000.
- Поэт и король: Жан де Лафонтен и его столетие , Марк Фумароли; Джин Мари Тодд (перевод). Паб. Университет Нотр-Дам, 2002 г.
- Форма перемен: очерки Лафонтена и французской литературы раннего Нового времени в честь Дэвида Ли Рубина под редакцией Энн Л. Бирберик и Рассела Дж. Ганима. Паб. Родопи, 2002.
- Ла Фонтен в республиканской школе: от универсального поэта к школьной классике , Паб Ральфа Альбанезе-младшего. Руквуд Пресс 2003.
- Полное собрание басен Жана де Лафонтена , Нормана Шапиро (перевод). Паб. Издательство Университета Иллинойса, 2007.
- Полное собрание сказок Лафонтена в стихах, иллюстрированный и аннотированный перевод Рэндольфа Пола Раньона. Паб. МакФарланд и компания, 2009.
- Басни Жана де Лафонтена, Jupiter Books, Лондон, 1975, [на французском и английском языках]... ISBN 0 904041 26 3 ...
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Жана де Лафонтена в Project Gutenberg
- «Ла Фонтен» – через Project Gutenberg. бесплатно, доступные форматы: html, epub, kindle, text.
- Работы Жана де Лафонтена или о нем в Internet Archive
- Работы Жана де Лафонтена в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Музей Жана де Лафонтена в Шато-Тьерри, Франция
- (на французском языке) Обширная информация и работы онлайн.
- (на французском языке) Биография и басни на французском языке
- Жан де Ла Фонтан в поместье Уоддесдон
- Тексты в Wikisource:
- « Лафонтен, Жан де ». Новая международная энциклопедия . 1905.
- « Лафонтен, Жан де ». Энциклопедия Наттолла . 1907.
- « Лафонтен, Жан де ». Американская энциклопедия . 1920.
- « Лафонтен, Жан де ». Новая энциклопедия Кольера . 1921.
- (на французском языке) Работы Ж. де Лафонтена, основанные на оригинальных текстах, сопровождаемые Уведомлением о его жизни и творчестве, библиографическим исследованием, примечаниями, вариантами и глоссарием Альфонса Поли де ла Библиотека Национальной , Париж, Альфонс Лемерр, редактор , 1875–1891: т. 1 , том. 2 , [т. 3], т. 3. 4 , [т. 5], т. 5. 6 , [т. 7].
- (на французском языке) Произведения Ж. де ла Фонтена. Новое издание переработано на основе древнейших печатных изданий и автографов и дополнено вариантами, примечаниями, примечаниями, словарем замечательных слов и выражений, портретами, факсимиле и т. д. М. Анри Ренье, Париж, Librairie Hachette et ci., 1883–92: том. 1 , том. 2 , том. 3 , том. 4 , том. 5 , том. 6 , [т. 7], вып. 8 , [т. 9], т. 9. 10 , том. 11 , альбом .
- 1621 рождений
- 1695 смертей
- Люди из Шато-Тьерри
- Французские христиане
- французские детские писатели
- Французские баснописцы
- Члены Французской академии
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Писатели-мужчины 17 века
- Французские поэты XVII века.
- Французские романисты XVII века.
- Французские романисты-мужчины
- Поместье Уоддесдон
- Случайные поэты