Дом Себастьен
Дом Себастьен, король Португалии | |
---|---|
Большая опера Гаэтано Доницетти | |
![]() Акт 3 в оригинальной постановке, когда Великий инквизитор приказывает арестовать дона Себастьяна (гравюра из L'Illustration ) | |
Либреттист | Юджин Скриб |
Язык | Французский |
На основе | Поля Фуше Дон Себастьян Португальский |
Премьера | 9 ноября 1843 г. Театр де ла Порт-Сен-Мартен , Париж |
Dom Sébastien, Roi de Portugal ( «Дон Себастьян, король Португалии ») — французская большая опера в пяти действиях Гаэтано Доницетти . Либретто , было написано Эженом Скрибом по мотивам Поля Фуше « пьесы Дон Себастьян Португальский» премьера которой состоялась в Театре де ла Порт-Сен-Мартен 9 ноября 1838 года. [ 1 ] Это историческая фантастика о короле Португалии Себастьяне (1554–1578) и его злополучной экспедиции 1578 года в Марокко. Премьера оперы состоялась 13 ноября 1843 года в зале Ле Пелетье Парижской оперы . Это была последняя опера, которую Доницетти закончил перед тем, как сошел с ума в результате сифилиса .
В то время Доницетти пытался сочинить оперу, конкурирующую с аналогичными историческими операми Даниэля Обера , Фроменталя Галеви и Джакомо Мейербера . Одним из критических описаний характера Дома Себастьяна является «похороны в пяти действиях». [ 2 ] Напротив, Уинтон Дин в своих комментариях к необычным драматическим аспектам произведения охарактеризовал главную характеристику оперы как «бескомпромиссную драматическую честность». [ 3 ] Мэри Энн Смарт подготовила критическое издание оперы на французском языке, включающее приложения с вариантами и дополнениями, сделанными Доницетти для постановки на немецком языке в Венском Хофопере в 1845 году. [ 4 ]
Роли
[ редактировать ]Роль [ 5 ] | Тип голоса | Премьера актерского состава, 13 ноября 1843 г. (Дирижер: – ) |
---|---|---|
Дом Себастьен , король Португалии | тенор | Жильбер Дюпре |
Дом Антонио, его дядя, регент королевства в его отсутствие. | тенор | Жан-Батист Октав |
Дом Хуан де Сильва, Великий инквизитор | бас | Николя Левассер |
Ле Камоэнс , солдат и поэт | баритон | Поль Барруале |
Дом Энрике, лейтенант Дома Себастьяна | бас | Фердинанд Прево |
Бен-Селим, губернатор Феса | бас | Ипполит Бремон |
Абаяльдос, глава арабских племен, жених Зайды | баритон | Жан-Этьен-Огюст Массоль |
Зайда, дочь Бен-Селима | меццо-сопрано | Розин Штольц |
Глупый Луис | тенор | |
Солдат | бас | |
Первый Инквизитор | тенор | |
Второй Инквизитор | тенор | |
Третий Инквизитор | бас [ 6 ] | |
Хор: Господа и дамы при дворе Португалии, португальские солдаты и моряки, арабские солдаты и женщины, члены инквизиции, мужчины и женщины из народа. |
Краткое содержание
[ редактировать ]- Время: 16 век.
- Место: Лиссабон и Марокко. [ 7 ]

Акт 1
[ редактировать ]Лиссабон
Христианский король Дом Себастьян оставляет своего дядю Дона Антонио править Португалией, а сам отправляется в крестовый поход против мавров Африки . В окружение Себастьяна входят поэт-идеалист Камоэнс и мавританская принцесса Зайда, которую он спас от сожжения на костре за попытку сбежать из монастыря, в котором она проживала с момента своего обращения в христианство ( O mon Dieu, sur la terre ). Он намерен вернуть ее отцу Бен-Селиму.
Акт 2
[ редактировать ]Фес, Марокко
Воссоединение Зайды и Бен-Селима омрачено ее отказом выйти замуж за мавританского вождя Абаяльдоса.
Поле боя в Марокко
Абаяльдос повел мавров в бой против сил Себастьяна и практически уничтожил их. Жизнь раненого Себастьяна спасается только тогда, когда его лейтенант Дом Энрике представляется Абаяльдосу Себастьяном, прежде чем скончаться от собственных ран, а Зайда умоляет сохранить жизнь «христианину» (настоящему Себастьяну) в обмен на ее согласие выйти замуж за Абаяльдоса, аргументируя это тем, что что ее жизнь была спасена христианином во время ее пленения в Португалии и что услуга должна быть возвращена. Себастьян остается на поле боя сломленным человеком ( «Сыль-сюр-ла-Терр »).
Акт 3
[ редактировать ]Общественная площадь, Лиссабон
Камоэнс пережил битву и вернулся в Лиссабон ( О Лиссабонна, о моя родина !), где он узнает, что Антонио присоединился к испанскому великому инквизитору дону Хуану де Сильве и узурпировал трон. Он сталкивается с Себастьяном в тот момент, когда мимо проходит похоронная процессия предположительно мертвого короля. Камоэнс своим возмущением вызывает переполох, и люди узнают Себастьяна, когда он вмешивается. Абайалдос, со своей стороны, узнает скромного «христианина», чью жизнь он сохранил. Себастьяна заключают в тюрьму как самозванца.
Акт 4
[ редактировать ]Суд, Лиссабон
На суде над Себастьяном Зайда доказывает свою любовь к нему, свидетельствуя о его истинной личности и о том, как он избежал смерти. Абаяльдос обвиняет ее в неверности, и теперь Себастьян и Зайда заключены в тюрьму, а она - за измену.
Акт 5
[ редактировать ]Лиссабонский суд
Стремясь узаконить свою сделку с Испанией, Антонио предлагает сохранить жизнь Себастьяну, если Зайда сможет убедить Себастьяна подписать официальный документ о продаже Португалии Испании. После первого отказа Себастьян подписывает. Свободная, но обезумевшая Зайда убегает, чтобы утопиться.
Башня, охраняющая вход в гавань Лиссабона (анахронично, Башня Белен, символ независимости Португалии).
Себастьян догоняет Зайду на вершине башни. Они видят Камоэнса в лодке, пытающегося их спасти. Себастьян и Зайда спускаются по веревке к лодке, но их обнаруживают на полпути; они падают насмерть, когда веревку перерезают. Камоэнс убит перестрелкой, и уже на горизонте появляется испанский флот. Португалия потеряла свою независимость.
Записи
[ редактировать ]Год | В ролях (Зайда, Дом Себастьен, Камоэнс, Дом Хуан де Силва) |
Дирижер, Оперный театр и оркестр |
Этикетка [ 8 ] |
---|---|---|---|
1984 | Клара Такач, Ричард Лич , Лайош Миллер, Сергей Копчак |
Ева Квелер , Оперный оркестр Нью-Йорка и Schola Cantorum Нью-Йорка (Запись концертного выступления в Карнеги-холле , 23 марта) |
Компакт-диск: Классика Легато Кот: ЖК 190-2 |
1998 | Моника Минарелли, Роберт Воронецкий, Этторе Ким, Рэндалл Джейкобш |
Элио Бонкомпаньи, Симфонический оркестр Ахена и Ахенского стадского театра хор |
Компакт-диск: Кикко Классик Кот: KCO18CD-1/2 |
2005 | Веселина Касарова , Джузеппе Филианотти , Кармело Коррадо-Карузо, Аластер Майлз |
Марк Элдер , Оркестр и хор Королевского оперного театра , Концертное выступление записано вживую 10 и 13 сентября 2005 г. в ROH Covent Garden. [ 9 ] |
Аудио компакт-диск: Опера Рара Кот: ОРК 33 |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Пьеса Фуше, 1838.
- ↑ Донал Хенахан , Доницетти « Дом Себастьян » , The New York Times , 24 марта 1984 г.
- ^ Уинтон Дин 1973, «Серьезные оперы Доницетти», Труды Королевской музыкальной ассоциации , 100 , 123–141.
- ^ Мэри Энн Смарт (ред.), Критическое издание оперы. Проверено 27 января 2013 г.
- ^ Роли и типы голоса указаны в фортепианно-вокальной партитуре из критического издания Мэри Энн Смарт (Ред.), стр. VII).
- ^ Эти второстепенные роли могут исполнять участники хора.
- ^ Осборн 1994 , с. 297.
- ^ Источник информации о записи: Operadis-opera-discography.org.uk.
- ^ Тим Эшли, «Доницетти: Дом Себастьен , Касарова / Филианоти / Кинлисайд / Майлз / Хор и оркестр Королевского оперного театра / Старейшина» . The Guardian (Лондон), 11 мая 2007 г.
Источники
- Аллитт, Джон Стюарт (1991), Доницетти: в свете романтизма и учения Иоганна Саймона Майра , Шефтсбери: Element Books, Ltd (Великобритания); Рокпорт, Массачусетс: Element, Inc. (США)
- Эшбрук, Уильям (1982), Доницетти и его оперы , издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-23526-X
- Эшбрук, Уильям (1998), «Доницетти, Гаэтано» в Стэнли Сэди (ред.), Оперный словарь New Grove , Vol. Один. Лондон: Macmillan Publishers, Inc. ISBN 0-333-73432-7 ISBN 1-56159-228-5
- Эшбрук, Уильям и Сара Хибберд (2001), в Холдене, Аманда (ред.), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Penguin Putnam. ISBN 0-14-029312-4 . стр. 224–247.
- Блэк, Джон (1982), Оперы Доницетти в Неаполе, 1822–1848 гг . Лондон: Общество Доницетти.
- Доницетти, Гаэтано; Смарт, Мэри Энн, редактор. (2005). Дом Себастьян, король Португалии. Опера в пяти действиях Эжена Скриба (редакция для голоса и фортепиано на основе критического издания оркестровой партитуры). Милан: Рикорди. ISBN 978-88-7592-751-6 .
- Фуше, Поль (1838), «Вид на Дона Себастьяна де Португалии» Париж: Ж. Н. Барба; Деллой; Безу.
- Левенберг, Альфред (1970). Анналы оперы, 1597–1940 , 2-е издание. Роуман и Литтлфилд
- Осборн, Чарльз (1994). Оперы Бельканто Россини, Доницетти и Беллини . Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 0-931340-71-3 .
- Сэди, Стэнли (Ред.); Джон Тиррелл (исполнительный редактор) (2004), Словарь музыки и музыкантов New Grove . 2-е издание. Лондон: Макмиллан. ISBN 978-0-19-517067-2 (твердый переплет). ISBN 0-19-517067-9 OCLC 419285866 (электронная книга).
- Смарт, Мэри Энн (Ред.), Гаэтано Доницетти (2004), « Дом Себастьян, король Португалии : Опера в пяти действиях Эжена Скриба» , Критическое издание опер Гаэтано Доницетти . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Вайншток, Герберт (1963), Доницетти и мир оперы в Италии, Париже и Вене в первой половине девятнадцатого века , Нью-Йорк: Книги Пантеона. ЛЦН 63-13703
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дом Себастьен : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Сайт Общества Доницетти (Лондон)
- Французское либретто в Wayback Machine (архивировано 2 мая 2008 г.)
- Итальянское либретто в Wayback Machine (архивировано 2 мая 2008 г.)
- Паркер, Роджер, «Доницетти и Париж» , лекция о Доме Себастьяне в Грешам-колледже , 16 апреля 2007 г. (доступна для скачивания в виде видео- или аудиофайлов)