Jump to content

2004 г. Взрывы российских самолетов

2004 г. Взрывы российских самолетов
Бомбардировка
Дата 24 августа 2004 г.
Краткое содержание Взрывы смертников
Сайт Тульская и Ростовская области, Россия
Всего погибших 90
Всего выживших 0
Первый самолет

Ту-134, за два месяца до взрывов, эксплуатировался авиакомпанией "Колавиа" в международном аэропорту Домодедово.
Тип Tupolev Tu-134A-3
Оператор Волга-АвиаЭкспресс
Регистрация РА-65080
Начало рейса Международный аэропорт Домодедово , Москва
Место назначения Международный аэропорт Волгоград , Волгоград
Пассажиры 35
Экипаж 9
Погибшие 44
Выжившие 0
Второй самолет

Ту-154Б-2 RA-85556, задействованный самолет, приземлился в международном аэропорту Домодедово в июне 2004 г.
Тип Tupolev Tu-154B-2
Оператор Сибирь Авиакомпания
Регистрация DA-85556
Начало рейса Международный аэропорт Домодедово , Москва
Место назначения Международный аэропорт Адлер-Сочи , Сочи
Пассажиры 38
Экипаж 8
Погибшие 46
Выжившие 0

В ночь на 24 августа 2004 года на борту двух внутренних пассажирских рейсов, вылетевших из международного аэропорта Домодедово в Москве , Россия, были взорваны взрывные устройства, что привело к разрушению обоих самолетов и гибели всех 90 человек, находившихся на их борту. [ 1 ] [ 2 ]

Последующее расследование пришло к выводу, что ответственность за взрывы несут две чеченские женщины- смертницы , ответственность за которые позже взял на себя лидер чеченского повстанческого движения .

Примечание. Ниже указано местное время, UTC +4 . Все события происходили в одной стране.

«Волга-АвиаЭкспресс», рейс 1303

[ редактировать ]

Первым разбился рейс 1303 авиакомпании «Волга-АвиаЭкспресс» . [ 3 ] самолет Ту-134 , регистрационный номер RA-65080, находившийся в эксплуатации с 1977 года. Самолет выполнял рейс Москва- Волгоград . Он вылетел из международного аэропорта Домодедово в 22:30 24 августа 2004 года. Связь с самолетом была потеряна в 22:56, когда он пролетал над Тульской областью , в 180 километрах (110 миль) к юго-востоку от Москвы. Останки самолета были найдены на земле спустя несколько часов. На борту самолета находились тридцать четыре пассажира и девять членов экипажа. Все они погибли в результате крушения.

На месте крушения были обнаружены бортовые самописцы. Регистратор полетных данных показал, что самолет летел без происшествий на высоте 8100 метров (26600 футов), прежде чем указать на какой-то тип события высокой энергии, вероятно, возникшего возле правой стороны самолета в ряду кресел 19. Оба самописца прекратили запись через 2–3 секунды этого события. За этим через неопределенное время последовало отделение фюзеляжа в этом месте. [ 4 ]

Рейс 1047 авиакомпании «Сибирь»

[ редактировать ]

Всего через несколько минут после первой катастрофы рейс 1047 авиакомпании «Сибирь» , вылетевший из международного аэропорта Домодедово в 21:35 24 августа 2004 года, исчез с экранов радаров и разбился. летел самолет Ту-154 , зарегистрированный RA-85556, находившийся в эксплуатации с 1982 года Из Москвы в Сочи . По данным неназванного правительственного источника российского информационного агентства "Интерфакс" , самолет передал предупреждение об угоне во время пролета над Ростовской областью в 22:59. [ 5 ] самолета Однако позже было установлено, что это был аварийный локаторный передатчик (ELT) и что экипаж рейса 1047 не знал о какой-либо опасности до исчезновения самолета с радаров. [ 4 ] Вскоре после этого самолет исчез с экранов радаров и разбился. На борту самолета находились 38 пассажиров и 8 членов экипажа, выживших после крушения нет. Обломки самолета были обнаружены утром 25 августа 2004 года в 9 км от поселка Глубокий рабочего района Каменского Ростовской области . [ нужна ссылка ]

В этом случае также были обнаружены бортовые самописцы; Самописец полетных данных вместе с анализом обломков показал, что событие высокой энергии, почти идентичное тому, которое наблюдалось на рейсе 1303, произошло возле правой стороны самолета в ряду сидений 25, когда самолет летел на высоте 12 100 метров (39 700 футов). . Взрыв привел к быстрой разгерметизации кабины, повреждению органов управления рулем высоты и направления, значительной потере электроэнергии, а также серьезным повреждениям компонентов фюзеляжа и хвостового оперения. ELT . сработал через полсекунды после события либо членом экипажа, либо автоматически Регистратор данных перестал работать вскоре после взрыва, но диктофон кабины продолжал записывать до момента удара о землю, во время которого большая часть дискуссий экипажа касалась потери давления в кабине и электрических систем. Это событие застало экипаж врасплох, и нет никаких доказательств того, что экипаж знал о взрыве взрывного устройства на борту. [ 4 ]

Ответственность

[ редактировать ]

Две почти одновременные катастрофы вызвали спекуляции о терроризме. Президент Владимир Путин немедленно поручил Федеральной службе безопасности (ФСБ) расследовать катастрофы. 28 августа 2004 года ФСБ обнаружила следы взрывчатого вещества гексогена в останках обоих самолетов. 30 августа 2004 года агентство ИТАР-ТАСС сообщило: «Служба безопасности ФСБ без тени сомнения заявила, что «оба самолета были взорваны в результате теракта»». Ответственность взяла на себя малоизвестная группировка под названием «Бригады Исламбули». [ 5 ] истинность этих утверждений остается неопределенной. Бригады Исламбули также заявили, что на каждом самолете находились по пять их членов; Эксперты скептически относятся к возможности (и необходимости) присутствия на борту такого количества террористов. [ нужна ссылка ]

В ходе последующего расследования выяснилось, что взрывы привели в действие две чеченские террористки-смертницы, жительницы Грозного Сацита Джебирханова (рейс 1047 авиакомпании «Сибирь») и Аманта Нагаева (рейс 1303 «Волга-АвиаЭкспресс»). [ 3 ] Брат Нагаевой исчез тремя годами ранее, и семья считала, что его похитили российские войска. [ 6 ] Чеченский полевой командир Шамиль Басаев взял на себя ответственность за взрывы в открытом письме, опубликованном на сайтах чеченских сепаратистов 17 сентября 2004 года. [ 7 ] Он утверждал, что взрывы самолетов обошлись ему в общей сложности в 4000 долларов США. [ 7 ] Он также опроверг утверждения «Бригады Исламбули». [ нужна ссылка ]

Эти взрывы последовали за взрывом в московском метро , ​​в результате которого в феврале 2004 года погиб 41 человек, и вскоре после этого предшествовали другим смертоносным нападениям в России: 31 августа 2004 года в результате взрыва бомбы на станции московского метро погибли 10 человек, [ 8 ] а затем 1 сентября 2004 года начался кризис с заложниками в Беслане , в результате которого погибло более 335 человек, многие из которых были детьми.

Аресты и суды

[ редактировать ]

24 августа 2004 года террористы были остановлены в аэропорту капитаном полиции Михаилом Артамоновым для обыска оружия и установления личности. Их сопровождали двое мужчин-чеченцев. Все четверо прибыли в Москву рейсом из Махачкалы . По версии обвинения, Артамонов не стал их обыскивать, и впоследствии ему было предъявлено обвинение в преступной халатности. 30 июня 2005 года он был признан виновным в халатности и приговорен к семи годам лишения свободы. Приговор был обжалован, и впоследствии суд сократил срок до шести лет. [ 9 ]

По версии следствия, продавец билетов Армен Аратюнян получил взятку примерно в 140 евро за то, чтобы он продал билеты двум женщинам без предъявления их правильных документов. Аратюнян также помог Джебирхановой подкупить билетного кассира Николая Коренкова за 25 евро, чтобы он смог пройти на борт без соответствующих документов. 15 апреля 2005 года Аратюнян и Коренков были признаны виновными в даче и получении взятки. Их приговорили к 1,5 годам колонии-поселения (осужденные колонии-поселения имеют больше прав и привилегий, чем люди в обычных колониях). [ нужна ссылка ]

Двадцать один родственник погибших пассажиров подал гражданский иск к охранному предприятию, ответственному за проверку пассажиров, ЗАО «Ист-Лайн Авиационная безопасность». Они потребовали 3 000 000 рублей (приблизительно 86 600 евро или 115 000 долларов США) в качестве компенсации за каждого потерпевшего. Суд по этому делу начался в Волгограде 22 февраля 2007 года. [ 10 ] В охранной компании заявили, что не несут ответственности за ущерб, а лица, организовавшие взрывы, несут ответственность. Суд, рассматривающий гражданское дело, направил запрос в прокуратуру для получения обновленной информации о ходе уголовного расследования. Расследование было приостановлено на неопределенный срок 26 сентября 2006 года. По мнению следователя, который вел это дело, люди, помогавшие террористам-смертникам в аэропорту, были убиты в Чечне, лица, ответственные за планирование взрывов, не установлены ( Шамиль Басаев , заявивший ответственный за организацию взрывов, также был убит), в результате чего расследование было приостановлено из-за отсутствия подозреваемых. [ 11 ] По состоянию на декабрь 2009 года это гражданское дело все еще находилось в суде. . Родственники других пассажиров также подали иски о возмещении ущерба к МВД России , S7 Airlines и двум страховым компаниям — «Ингосстраху» и ОАО «Афес» (никто из ответчиков ответственности не признает). [ 12 ] 21 октября 2007 года суд по последнему делу признал S7 Airlines ответственной за ущерб и постановил выплатить родственнику пострадавшего 250 000 рублей (приблизительно 7 000 евро), что составляло около 10% от суммы, которую просили истцы. [ 13 ] Первоначальная апелляция S7 была отклонена судом 27 мая 2008 года. [ 14 ] Новая апелляция S7 была удовлетворена в апреле 2009 года, и приговор был отклонен. Родственники пассажира обжаловали это решение, однако в августе 2009 года их апелляция была отклонена. Они планируют подать апелляцию в вышестоящую инстанцию. [ 15 ]

  1. ^ Майерс, Стивен Ли (28 августа 2004 г.). «Взрывчатка указывает на то, что самолет сбили террористы, утверждает Россия» . Нью-Йорк Таймс .
  2. ^ Клонан, Том (5 ноября 2015 г.). «Том Клонан: Кто? Как? Почему? Выяснение катастрофы российского самолета» . TheJournal.ie .
  3. ^ Jump up to: а б Курц, Роберт В.; Чарльз К. Бартлс (2007). «Чеченские смертники» (PDF) . Журнал славянских военных исследований . 20 (4). Рутледж: 529–547. дои : 10.1080/13518040701703070 . S2CID   96476266 . Архивировано (PDF) из оригинала 11 октября 2017 г. Проверено 30 августа 2012 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Министр транспорта Российской Федерации И.Е.Левитин проинформировал журналистов о результатах работы возглавляемой им Государственной комиссии по расследованию причин катастроф самолетов Ту-154 и Ту-134 . www.mintrans.ru (на русском языке) . Проверено 9 марта 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  5. ^ Jump up to: а б «Следы бомб на обоих российских самолетах» . Би-би-си . 29 августа 2004 года . Проверено 31 августа 2012 г.
  6. ^ «Российские авиакатастрофы вызваны взрывчаткой» . Ассошиэйтед Пресс . 30 августа 2004 года . Проверено 3 июня 2009 г.
  7. ^ Jump up to: а б Догерти, Джилл. « Чеченец заявил, что совершил теракт в Беслане» . CNN . Пятница, 17 сентября 2004 г. Проверено 31 октября 2011 г.
  8. ^ «Террор-смертник убил 9 человек на станции московского метро» , The New York Times , 1 сентября 2004 г.
  9. ^ Мособлсуд снизил наказание капитану милиции, осужденному за халатность, повлекшую взрывы самолетов (на русском языке). NEWSru.com . 26 января 2006 г. Проверено 3 июня 2009 г.
  10. ^ В Волгограде началось рассмотрение иска родственников погибших пассажиров Ту-154, взорванного в 2004 году (на русском языке). NEWSru.com . 22 февраля 2007 года . Проверено 3 июня 2009 г.
  11. ^ Генпрокуратура прекратила дело о взрывах самолетов, летевших из Москвы в Волгоград и Сочи (на русском языке). NEWSru.com . 27 апреля 2007 года . Проверено 3 июня 2009 г.
  12. ^ Родственники погибшего при взрыве самолета в 2004 году подали в суд на МВД РФ (на русском языке). NEWSru.com . 17 июля 2007 года . Проверено 3 июня 2009 г.
  13. ^ Voronov, Konstantin (22 October 2007). "Суд дал оценку жизни пассажира // Вынесено решение по иску к авиакомпании S7" (in Russian). Kommersant . Retrieved 3 June 2009 .
  14. ^ Voronov, Konstantin (28 May 2008). "Авиаперевозчика обязали заплатить за теракт // S7 Airlines оказалась в долгу перед погибшими пассажирами" (in Russian). Kommersant . Retrieved 3 June 2009 .
  15. ^ Вины "Сибири" в теракте не нашли (на русском языке). Коммерсант . 8 августа 2009 года . Проверено 10 декабря 2009 г.
[ редактировать ]
Внешние изображения
значок изображения Фотографии разбившегося Ту-134
значок изображения Фотографии разбившегося Ту-154

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 733632d3c8ab501bacf01e303ec91362__1722690240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/62/733632d3c8ab501bacf01e303ec91362.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
2004 Russian aircraft bombings - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)