Онмёдзи
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Онмёдзи ( яп . 陰陽師 , буквально: инь и ян мастер ) был одной из официальных должностей, принадлежащих Бюро Онмё Министерства Центра в рамках системы рицурё в древней Японии, и был назначен технический специалист, отвечающий за гадание и геоморфологию, основанную на теории Инь и Ян пяти фаз . В средние века и в ранний современный период этот термин использовался для обозначения тех, кто совершал молитвы и гадания в частном секторе, а некоторые из них считались своего рода духовенством .
История
[ редактировать ]Внедрение философии пяти фаз Инь и Ян и создание Бюро Онмё.
[ редактировать ]Основываясь на древней китайской концепции инь и ян и пяти фазах , которая началась во времена династий Ся и Шан и была почти завершена при династии Чжоу , все явления основаны на сочетании пяти фаз дерева инь-ян , огонь , земля , металл и вода , онмёдзи — уникальная японская профессия, отвечающая за астрологию , календарь , И Цзин , водяные часы. и т. д., которые тесно связаны с этим понятием. Считается, что сама философия пяти фаз Инь и Ян, которая является предпосылкой этой системы, пришла непосредственно из материкового Китая ( Северная и Южная династии или ранее) или через западную часть Корейского полуострова ( Когурё и Пэкче ) в период Асука , или самое позднее к тому времени, когда в Японию из Пэкче в 512 году пришли врачи Пяти Классических учений или в 554 году в Японию пришли врачи И Цзин.
Поначалу влияние этих исследований на политику и культуру было минимальным. Однако в 602 году Гваллюк приехал в Японию из Пэкче и преподавал различные учения, в том числе пять фаз инь и ян, 34 избранным чиновникам, включая принца Сётоку . В результате в Японии впервые был принят официальный календарь, а в 607 году были начаты японские миссии в Суйском Китае для усвоения учения Будды , философии пяти фаз Инь и Ян и календарной системы. Кроме того, влияние философии пяти фаз Инь и Ян стало очевидным в установлении конституции принца Сётоку, состоящей из семнадцати статей , и системы двенадцати уровней и рангов . После этого императорский двор продолжал отправлять иностранных студентов для сопровождения японских миссий в Суй Китай (позже японские миссии в Танский Китай ) и приглашал многих монахов и ученых из материкового Китая или западного побережья Корейского полуострова для дальнейшего усвоения знаний. По мере появления различных школ мысли Япония пришла к выводу, что важно учитывать движения и позиции Китайские созвездия предназначены для определения удачи и неудачи, бедствий и удачи на основе принципа совместимости рождения и смерти , для предсказания будущего и получения указаний по всем кадровым вопросам.
Позже император Тэнму стал таким мастером астрологии и фуги, что взял свои собственные инструменты для гадания и предсказал судьбу во время войны Цзиньшин . Он также обладал глубокими знаниями философии пяти фаз Инь и Ян, что привело к созданию Бюро Онмё и первой в Японии обсерватории в 676 году, а также к использованию термина «онмёдзи» в 685 году, что еще больше увеличило Популярность философии пяти фаз Инь и Ян. В 718 году Кодекс Ёро учредил Бюро Онмё как внутренний отдел Министерства Центра, и когда было предусмотрено, что должности доктора астрологии , доктора оммё , онмёдзи, доктора календаря и Доктор Водяных Часов должны быть на постоянной основе назначены техническими офицерами, Бюро Онмё официально стало отвечать за гадание. вместе с прорицателями черепаховых панцирей , принадлежавшими Департаменту богословия .
В Бюро Оммё была создана четырёхуровневая правительственная система : наверху стоял глава Оммё, административные чиновники под ним и технические сотрудники, такие как врачи, стажеры и другой общий персонал. Однако, поскольку технические специалисты, такие как врачи и оммёдзи, отвечали за технологии, привезенные с континента, их назначали иностранцы, хорошо разбирающиеся в науках и умеющие читать классические китайские тексты, особенно монахи, прибывшие из династии Хань и династии Суй в материковом Китае, а также из Когурё и Пэкче, имевших власть на западном побережье Корейского полуострова, и редко из Силлы , которая первоначально имел власть на восточном побережье Корейского полуострова. В частности, примерно во время разгрома династии Пэкче в битве при Пэкгане в 663 году, когда Япония направила подкрепления в Пэкче, близкому союзнику Японии, а Силла объединила Корейский полуостров, из Пэкче прибыло большое количество знающих людей. в Японию в качестве ссыльных, и многие из них были назначены в бюро. Также можно было назначать технических офицеров из гражданского населения.
Когда Бюро Оммё было впервые создано, обязанности технических офицеров ограничивались исключительно И Цзин, геоморфологией (например, тем, что мы сегодня называем « фэн-шуй »), астрономическими наблюдениями, астрологией, составлением календарей, оценкой хороших и плохих дней и Отслеживание времени с помощью водяных часов. Они не совершали никаких религиозных ритуалов или заклинаний, как Департамент богословий или монахи. Однако они сыграли важную роль в переносе столицы, выбирая хорошие дни для ремонта и предсказывая удачу и неудачу земли и ее направление.
Из технических сотрудников, назначенных в Бюро Онмё, оммёдзи, специализировавшиеся на И Цзин и геоморфологии, можно определить как «оммёдзи в узком смысле слова», а все технические служащие, включая доктора астрологии, доктора Онмё, онмёдзи, доктора Календаря и Доктора Водяных Часов, как «оммёдзи в широком смысле». После этого эту группу онмёдзи в широком смысле иногда стали называть « онмёдо ».
Изменения в лечении онмёдзи в системе рицурё
[ редактировать ]В соответствии с системой рицурё любому постороннему человеку (не только священникам и монахам, но также всем государственным чиновникам и частным лицам) было строго запрещено изучать астрологию, инь и янь, календари и тайм-менеджмент , а также проповедовать о бедствиях и добрых предзнаменованиях. , за исключением тех, кто был назначен стажёрами в Бюро Онмё. Любое оборудование, связанное с астрономическими наблюдениями или измерением времени, или книги, связанные с онмёдо, также было запрещено выносить из Бюро Онмё и даже запрещалось просто владеть частными лицами. По этой причине до начала периода Хэйан (начало 9 века), когда система рицурё соблюдалась относительно строго, онмёдо управлялся как секретная информация, монополизированная Бюро Онмё. После этого, чтобы идти в ногу с тенденциями времени, часто издавались законы и постановления для пересмотра деталей системы рицурё, и поскольку количество государственных должностей в каждом министерстве имело тенденцию к увеличению, количество должностей в Бюро Онмё также значительно увеличилось к середине периода Хэйан.
В целом, судебный ранг технических служащих в каждом министерстве был установлен низким, но ранг технических служащих в Бюро Онмё был установлен выше, чем у технических служащих в других министерствах. Однако, поскольку Бюро Онмё было внутренним бюро Министерства Центра, ранг административных чиновников четвертого ранга был, естественно, ниже, чем у главного министерства, и только главе Онмё разрешалось подниматься в зал Сэйрёдэн . , место повседневной жизни Императора , докладывать непосредственно .
Вначале чиновники четвертого класса и технические чиновники, врачи и онмёдзи, назначались строго отдельно, причем последние назначались учеными монахами, приехавшими из развитых стран Китая и Кореи. Это произошло потому, что императорский двор, который был светским правительством, не мог позволить монахам свободно служить из-за того, как с ними обращались. Причина этого заключалась в том, что монахов, назначенных врачами или онмёдзи, необходимо было вернуть в светский мир императорским указом, прежде чем они могли быть назначены административными должностными лицами, и такой указ не должен издаваться часто. Вместо этого светский персонал был назначен студентами астрологии, онмёдо и календарей для изучения различных искусств онмёдо и подготовки кадров, которые могли бы свободно служить и работать при императорском дворе. Позже эта практика постепенно стала более двусмысленной, и ученому монаху стало возможно быть назначенным на должность технического чиновника без возвращения к светской жизни, а также быть переведенным на более высокую должность (особенно в качестве главы или заместителя главы) или получить приказание. одновременно выполнять функции административного должностного лица. Однако повысить чин технического офицера, который представлял собой по сути учёного монаха, не вернувшегося в светский мир, повысить чин технического офицера без изменения должности технического офицера по эквивалентная система рангов , которая легла в основу системы рицурё. Кроме того, по мере обучения стажеров все больше светских бюрократов становились техническими офицерами, а обмен кадрами становился еще более свободным. В любом случае, в Бюро Оммё было много переводов и одновременных назначений от технических офицеров к административным. Глава Оммё, а именно директор Бюро Оммё, также был бывшим техническим чиновником, и многие технические чиновники одновременно занимали должности в Бюро Оммё. Бюро Онмё стало техническим правительственным учреждением с периода Нара до начала периода Хэйан.
Однако с отменой японских миссий в Танском Китае после 838 г. [ примечание 1 ] возможность приглашать талантливых иностранцев из династии Тан на материковый Китай была потеряна (единая Силла на Корейском полуострове не была так близка, как когда-то с Пэкче). В результате продолжения закрытого обучения технических офицеров путем ограничения числа стажеров до 30 в начале периода Хэйан в Бюро Оммё постепенно возникла нехватка человеческих ресурсов для технических офицеров. Кроме того, наблюдался дефицит должностей из-за усиливающейся борьбы за власть среди дворян . Глава Оммё, который был единственным человеком в Бюро Оммё, имевшим прямой доступ к Императору, не назначался из числа технических офицеров, таких как врачи, а все больше и больше использовался как должность знати. Поскольку это была последняя должность в управлении, ее, как правило, использовали для лечения дворян, находившихся в относительно бедных условиях. С этого периода стало особенно много поручений, выходящих за рамки возможностей бюро, и эти поручения стали постоянными. Это больше не было частью рассмотрения монахов, а было просто с целью назначения должностей дворянам.
В середине периода Хэйан (10 век) наблюдалась монопольная преемственность двух семей, семьи Камо и семьи Абэ (см. ниже), и высшие должности в Бюро Оммё, включая главу Оммё, почти исключительно принадлежали членам этих двух семей. Кроме того, практики онмёдо этих двух семей стали более религиозными, чем первоначальные правительственные должности, и эти практики активно использовались имперскими регентами, главными имперскими советниками и другими чиновниками императорского двора. В результате обе семьи были повышены до более высоких должностей, выходящих за пределы официального ранга Бюро Онмё в системе рицурё, хотя на самом деле они были всего лишь практикующими онмёдо. В период Муромати семья Абэ, в частности, под покровительством Асикага Ёсимицу , третьего сёгуна сёгуната Асикага , выросла до ханке как одного из высших дворян, который всегда назначался на высшие государственные должности , и изменила свое название. к Семья Цучимикадо . Семья Цучимикадо временно пришла в упадок с позднего периода Муромати до периода Сэнгоку , но в ранний современный период предоставил сёгунат Токугава семье Цучимикадо право управлять всеми оммёдзи в Японии, и семья Цучимикадо процветала до начала эпохи Мэйдзи. .
Онмёдо как религия и обожествление онмёдзи в период Хэйан
[ редактировать ]После убийства Фудзивара-но Танэцугу в 785 году император Канму был напуган мстительным духом принца Савары , своего младшего брата, из-за частых случаев личных бедствий и траура. столицы из Нагаока-кё в Хэйан-кё (современный Киото Перенос им ) вызвал внезапное распространение веры в благородных призраков для умиротворения мстительных духов, особенно при императорском дворе, и тенденцию искать более мощных выгод от заклинания для изгнания злых духов стали сильнее. На этом фоне, помимо древнего синтоизма религиозные верования в звезды и даосские заклинания, например, с использованием священных символов , в центре внимания оказались . Доктор чародейства и заклинатели заведовали колдовством , имевшим элементы пророчества, даосизма , буддизма и особенно эзотерики , и принадлежали Бюро Аптеки Министерства Императорского Домохозяйство , которое было создано как учреждение, предлагающее молитвы в качестве медицинского лечения. Однако, Фудзивара-но Каматари , который был исследователем онмёдо, упразднил их, и они были интегрированы в Бюро Онмёдо. Таким образом, онмёдо стали иметь элементы разного цвета, от даосизма или буддизма (особенно эзотерического буддизма, представленного в периоды Нара и Хэйан (конец 8-го века)), астрологии под названием сукуёдо , которая была введена вместе с ними. , к древнему синтоизму. С появлением благородной веры в призраков онмёдо стало еще более разнообразным. Например, такие заклинания, как изменение направления на удачу и самопосвящение , такие ритуалы, как Праздник Великого Императора Священной Горы Востока и Ухо (хэмпай шаги [ 1 ] ), которые часто встречались в практиках онмёдо, произошли из даосизма, а разбрасывание риса и литургические заклинания произошли из древнего синтоизма. [ нужна ссылка ] Более того, в процессе расширения Хокке клана Фудзивара и установления власти при императорском дворе политические конфликты между дворянами усиливались, и было много случаев, когда онмёдо использовался для клеветы и клеветы, направленных на падение соперничающих сил. .
Эта тенденция стала более выраженной с приходом к власти Фудзивара-но Ёсифуса во время правления императоров Нинмё и Монтоку (середина 9 века). Сам император Уда был хорошо сведущ в искусстве И Цзин, а Фудзивара-но Моросукэ даже написал свои собственные книги «Кудзё Доно Икай» и «Кудзё Нэнчу Гёдзи», а также представил руководство, включившее в себя множество табу и манер, основанных на инь-и. -янская философия. Эта среда породила харизматичных онмёдзи, таких как Сигэока-но Кавахито и Югэ-но Корео , а также привела к введению года правления после катастроф, как предсказывал китайский ученый -классик Миёси Киёцура , который стал регулярным событием после 901 года. В результате онмёдо становилось всё более важным для императорского двора. Кроме того, тот факт, что люди, не входящие в Бюро Онмё, такие как Фудзивара-но Моросукэ и Миёси Киёцура, овладели астрологией, онмёдо, И Цзин и календарями, показывает, что политика секретной информации в системе рицурё, которая запрещала утечку онмёдо за пределами Бюро Онмё, к этому времени уже практически потерпело неудачу.
После середины периода Хэйан система рицурё еще больше ослабла из-за монополизации политики имперскими регентами и главными имперскими советниками , а также распространения поместной системы . В результате неформальные онмёдзи, которые не были обычными правительственными чиновниками и принадлежали к Бюро Онмё, начали в частном порядке общаться с дворянами, предсказывая их удачу и неудачу и тайно выполняя ритуалы, чтобы отразить зло. В некоторых случаях они даже брались убивать своих противников проклятиями. Даже среди официальных онмёдзи, принадлежавших к Бюро Онмё, было много тех, кто следовал этой тенденции. Их поведение было далеко от обязанностей онмёдзи, изначально предусмотренных системой рицурё. Онмёдзи произвольно навязывали удачу и неудачу Императору, Императорской семье, высшим государственным должностям и знати в зависимости от удачных направлений и движения звезд и даже вмешивались в управление их частной жизнью. Когда онмёдзи начали контролировать духовный мир в центре императорского двора, они постепенно вышли за рамки своих обычных обязанностей в рамках правительственной системы и начали работать за кулисами правительства. В то же время появились Камо-но Тадаюки и его сын Камо-но Ясунори , а также их ученик Абэ-но Сэймэй , которые были онмёдзи, хорошо разбирающимися во всех аспектах астрологии, онмёдо и календарей. Они бросили вызов прецеденту и были повышены до еще более высоких чинов, заслужив доверие Императорского двора. Камо-но Ясунори обучал календарю своего сына Камо-но Мицуёси и астрологии своего ученика Абэ-но Сэймэя. Эти знания и умения они передавали только детям своих семей и запрещали обучать им других. Астрология семьи Абэ приняла характер проповеди бедствий и добрых предзнаменований, а календари семьи Камо приобрели сильный астрологический оттенок. По этой причине только семьи Камо и Абэ производили онмёдзи. Когда внук Абэ-но Сэймэя, Абэ-но Акитика, стал главой Оммё, он выразил свою политику всегда назначать людей из семьи Камо докторами календаря, а людей из семьи Абэ - докторами астрологии. После этого две семьи почти монополизировали другие должности в Бюро Онмё, которые изначально не предназначались для унаследования двумя семьями. Кроме того, хотя их фактический статус был статусом оммёдзи, они стали занимать и другие более высокие официальные должности, выходящие за рамки обязанностей Бюро Онмё, и бюро как правительственная система превратилось в полный скелет. Онмёдзи стал харизматичным духовным правителем при императорском дворе с сильным оттенком религиозных заклинаний и ритуалов и стал обладать мощным влиянием. Начиная с середины периода Хэйан, онмёдзи имел большое влияние на центральное правительство императорского двора, от политического управления и кадровых решений до отречения Императора. Онмёдзи также принимал активное участие в инциденте 901, в котором Фудзивара-но Токихира , левый министр , понизил Сугавара-но Митидзанэ с должности правого министра до должности заместителя комиссара Дадзайфу , регионального правительства в провинции Тикудзэн .
Примерно в это же время многие онмёдзи стали появляться в окрестностях Хэйан-кё, столицы того времени, хотя их деятельность в качестве онмёдзи за пределами Бюро Онмё изначально была запрещена системой рицурё. В местных районах появилось множество частных онмёдзи, в том числе преподобный Дома (известный как Асия Доман).
половины периода Хэйан ( 11-12 На протяжении средней и второй века ) семья Абэ выпустила много мастеров астрологии, что было самой трудной из всех обязанностей Бюро Онмё, и семья Абэ всегда преуспевала в качестве главы. Оммё, а семья Камо стала заместителем главы Оммё. Во время войны Гэмпэй в конце периода Хэйан Абэ-но Ясучика, внук Абэ-но Ёсихира , сына Абэ-но Сэймэя , и Абэ-но Суэхиро , сына Абэ-но Ясучика , занимал особо высокие официальные чины. Однако из-за утраты политической власти, сопровождавшей последующую передачу власти сёгунату Камакура , беспорядков внутри семьи Абэ, вызванных борьбой за власть между Северным и Южным дворами в конце периода Камакура , и последующей В период беспорядков в период Нанбоку-тё власть семьи Абэ временно пришла в упадок.
Расцвет самурайского общества и падение официального онмёдзи.
[ редактировать ]В конце периода Хэйан (вторая половина XII века) выдающееся положение приобрели клан Хэйкэ , произошедший из императорской гвардии Замкнутого императора , пользовавшийся большим уважением во время затворнического правления , а также клан Минамото , который победил клан Хэйке, что привело к возникновению самурайского общества. В 1192 году был официально учрежден сёгунат Камакура — самурайское правительство. Со времен Войны Генпэй существование онмёдзи было необходимо для обоих кланов для установления своего кодекса поведения. По этой причине сёгунат Камакура также имел тенденцию делать упор на онмёдо. С того времени, как Минамото-но Ёритомо , основатель сёгуната, отправился на войну, чтобы захватить власть, он выбирал благоприятные дни, предсказанные онмёдзи, при принятии решения о действиях, которые следует предпринять в первые годы существования сёгуната. Второй сёгун, Минамото-но Ёриэ , последовал примеру своего отца, пригласив онмёдзи из столицы. Однако на его личную жизнь онмёдзи не повлияли, и он использовал их только для дополнения формальности официальных мероприятий.
После убийства Минамото-но Санэтомо , третьего сёгуна сёгуната Камакура, в 1219 году регентское правительство клана Ходзё начало развиваться . Сёгуны сёгуната Камакура стали приглашаться императорскими регентами и главными императорскими советниками каждого поколения, а также императорской семьей в качестве марионеток регента, клана Ходзё. Поскольку сёгуны сёгуната Камакура были выходцами из императорской семьи, они, естественно, широко использовали онмёдзи. Четвертый сёгун сёгуната Камакура, Кудзё Ёритсуне просьбу , получил от кабинета министров о политике по созданию оросительного канала из системы реки Тама в качестве общественного сооружения и использованию его для обеспечения питьевой водой и освоения рисовых полей после освоения водно-болотных угодий. в провинции Мусаси (современный мегаполис и префектура Сайтама ). Территория, подлежавшая застройке, располагалась прямо к северу от Камакуры , столицы сёгуната Камакура, но онмёдзи решил, что это место должно быть в направлении несчастье . Поэтому Кудзё Ёрицунэ намеренно перенес свою резиденцию в другую резиденцию Адачи Ёсикаге (современный район Цуруми , Иокогама город , префектура Канагава ), которая, как считалось, находилась в удачном направлении от Камакура («переход в удачное направление»). » в онмёдо), а затем приказал начать строительство. После этого сёгуны сёгуната Камакура не приглашали онмёдзи из Хэйан-кё, но вместо этого у них под рукой была группа онмёдзи, которая стала известна как «могущественные онмёдо». Позже, во время войны Дзокю , императорский двор приказал онмёдзи из Бюро Онмё, а сёгунат Камакура заставил восставших онмёдзи совершать молитвы. Особенно для сёгунов среднего и позднего периода Камакура присутствие онмёдзи было незаменимым.
Однако только те из окружения сёгунов, которые происходили из императорской семьи или знати, с энтузиазмом относились к онмёдо, а клан Ходзё, регент, имевший реальную власть, не обязательно был особенным в отношении онмёдо. Вдобавок к этому, от самураев при сёгунах до самураев в различных регионах Японии, они не были осведомлены о формальностях императорского двора и не имели обыкновения консультироваться с онмёдзи по поводу кодекса поведения. Из-за этого онмёдзи не обладали духовным влиянием, чтобы контролировать все самурайское общество, и их присутствие ограничивалось миром марионеточных сёгунов из императорской семьи и знати, а также императорским двором, высшими правительственными должностями и дворянами, которые имели потеряли свой политический авторитет. В ранний период Камакура констебли и губернаторы сёгуната Камакура не имели большого влияния на имперские территории и дворянские поместья. Однако, начиная с середины периода Камакура, когда эффективность налоговых поступлений на территориях и поместьях, а иногда и на самих территориях и поместьях, начала быстро разрушаться из-за констеблей и губернаторов, власть императорского двора и дворянства , которые были опорной базой онмёдзи, начали экономически страдать.
Сёгунат Камакура был свергнут императорским указом императора Го-Дайго , но Асикага Такаудзи откололся от него, чтобы основать сёгунат Асикага и положить начало периоду Северного и Южного дворов . Сёгунат Асикага, основавший свой сёгунат в Хэйан-кё и поддерживавший Северный двор , постепенно принял дворянскую ориентацию. Со времен Асикаги Ёсимицу , третьего сёгуна сёгуната Асикага, онмёдзи снова стал широко использоваться. Он планировал монополизировать власть Императора, и некоторые полагают, что интенсивное использование онмёдзи также было направлено на то, чтобы лишить Императора его права проводить ритуалы при Императорском дворе. [ 2 ]
Из двух семей, унаследовавших онмёдо, в период Северного и Южного дворов семья Камо взяла имя семьи Каденокодзи в честь Каденокодзи , [ примечание 2 ] где находилась их резиденция, и Камо (Каденокодзи) Акиката активно писал свою собственную книгу «Рекирин Мондо Сю». Однако в середине периода Муромати преемник главы основной семьи Ходзё был убит, что привело к распаду семейной линии и постепенному упадку власти семьи. С другой стороны, семья Абэ добилась успеха, и Абэ-но Ариё (14-й потомок Абэ-но Сэймэя) воспользовался покровительством сёгуна Асикага Ёсимицу, чтобы получить высшую государственную должность. Тот факт, что онмёдзи, которых в то время боялись и избегали в суде из-за своих обязанностей, занял одну из высших государственных должностей, стал новаторским событием, вызвавшим сенсацию. От сына Абэ-но Арийо, Абэ-но Аримори, до Абэ-но Арисуэ и Абэ-но Аринобу, последующие поколения продвигались на высшие государственные должности, а семья Абэ, первоначально дворянин среднего класса, поднялась до статуса ханке . В поколении Абэ-но Аринобу (16 век) он воспользовался возможностью распада семьи Каденокодзи, чтобы монополизировать обязанности, связанные как с астрологией, так и с календарями, для следующих пяти поколений. Поскольку после Абэ-но Ариё резиденция главы семьи находилась в Цучимикадо, семья Абэ сменила название на семью Цучимикадо. [ примечание 3 ] Семья Цучимикадо заручилась поддержкой как императорского двора, так и сёгуната Муромати, и к этому моменту, казалось, она усовершенствовала свою власть как онмёдзи.
Однако политическая власть сёгуната Асикага продлилась недолго, и с середины периода Муромати все наместники сёгуна , за исключением клана Хосокава , пришли в упадок. Сёгунат Асикага стал больше похож на коалиционное правительство могущественных констеблей , чем на контроль сёгуната, что привело к фракционной борьбе и частым войнам, таким как война Онин . Кроме того, по мере того, как переход от констеблей к сэнгоку магнатам и тенденция к заместителями констеблей и самураями в каждом регионе завоеванию друг друга распространялись, они стали отчаянно пытаться выжить. Онмёдо, который формально использовался как дополнение, стал менее важным. Череда войн и тирания магнатов сэнгоку привели к разрушению Хэйан-кё, резиденции императорского двора, который был защитником онмёдо, и сёгунов сёгуната Муромати, располагавшегося в столице. часто убегал. В первой половине XVI века Цучимикадо Аринобу эвакуировал в Нотаой свою территорию, на которой он ни разу не посещал в мирное время. Натасё , провинция Вакаса. Три поколения семьи Цучимикадо, Цучимикадо Аринобу, его сын Цучимикадо Арихару и его внук Цучимикадо Аринага , были назначены главой Онмё. Однако они редко служили в Хэйан-кё и оставались в провинции Вакаса для совершения различных ритуалов, в том числе праздника Великого Императора Священной Горы Востока. В результате императорский двор был сбит с толку, и у него не было другого выбора, кроме как вызвать Каденокодзи Аритоми , члена клана Каденокодзи, для доклада по различным вопросам. Таким образом, деятельность Бюро Онмё стала крайне неестественной. Позже, когда клан Тоётоми установил свою власть через клан Ода , Тоётоми Хидэёси , главный почётный имперский советник , подверг остракизму своего приёмного сына Тоётоми Хидэцугу и приказал выпотрошить его . Цучимикадо Хисанага , сын Цучимикадо Аринаги, был обвинен в проведении молебна за Тоётоми Хидэцугу и был сослан в провинцию Овари . Кроме того, Тоётоми Хидэёси подавил большое количество онмёдзи. Таким образом, должность главы оммё и ниже стала практически вакантной, а оммёдзи не действовал в центре администрации Тоётоми. Оммёдо, существовавшее со времен Хэйан, полностью утратило свою реальность.
С полным крахом системы рицурё и подавлением Тоётоми Хидэёси онмёдзи как официальная должность в Бюро Онмё потеряло своё присутствие. Однако онмёдо, который до этого предположительно считался секретной информацией, широко просочился в частный сектор, и по всей Японии действовали многочисленные частные онмёдзи. По этой причине в средние и ранние периоды Нового времени термин «онмёдзи» больше не относился к бюрократам Бюро Онмё, а скорее к неофициальным онмёдзи, которые получали частные запросы и совершали благословения , молитвы и гадания. Более того, онмёдо слился с народными верованиями и народными обрядами в различных регионах, и каждый из них претерпел свои изменения. Примерно в это же время, с конца периода Камакура до начала периода Северного и Южного дворов (начало 14-го века - начало 15-го века), книга Сангоку Содэн Инъё Канкацу Хоки Найден Кин'у Гёкуто Сю была написана под именем Абэ-но Сэймэй стала широко известна как книга частных онмёдо, которые были связаны с верой в Гозу Тэнно . С этого времени некоторые частные оммёдзи, которые переезжали с места на место, не имея постоянного места жительства, считались такими же скромными, как и другие непостоянные люди. Их иногда называли «докторами». [ 3 ] но были и те, кто выдавал себя за онмёдзи и путешествовал по Японии под предлогом оказания услуг медиумизма и некромантии , взимая высокую плату за свои молитвы и гадания. Слово «оммёдзи» стало широко известно как крайне оккультный и подозрительный образ.
Возрождение официального онмёдзи и появление частного онмёдзи в период раннего Нового времени.
[ редактировать ]После смерти Тоётоми Хидэёси и поражения Западной армии в битве при Сэкигахара в 1600 году влияние семьи Тоётоми ослабло. Цучимикадо Хисанага затем получил от Токугавы Иэясу [ право управлять общей сложности 177 коку и 6 то , охватывающими деревни Кайде, округ Отокуни , провинция Ямасиро (современный Кайде, Муко город , префектура Киото ). ; Терадо, округ Отокуни (современный Терадо, город Муко); Умэкодзи, округ Кадоно, провинция Ямасиро (современный Умэкодзи, район Симогё , город Киото , префектура Киото); Саиин, округ Кадоно (современный Саин, район Укё , город Киото); и Кисёин, округ Кии, провинция Ямасиро (современный Кисёин, район Минами , город Киото), и он вернулся к императорскому двору. Когда в 1603 году Токугава Иэясу основал сёгунат Токугава, семья Цучимикадо была официально признана сёгунатом главой секты онмёдо и отвечала за геоморфологию при строительстве и планировке объектов для развития Район Эдо . Позже онмёдо также использовался при строительстве святилища Никко Тосё-гу . Сёгунат также начал контролировать деятельность частных онмёдзи, которые в то время процветали в различных частях Японии, с целью контроля над народной религией и предотвращения распространения слухов. Сёгунат пытался использовать две семьи онмёдзи периода Хэйан (семьи Камо и Абэ), чтобы придать авторитет своим мерам. В дополнение к семье Цучимикадо, которая выжила как потомок семьи Абэ, сёгунат планировал восстановить семью Котокуи , которая была потомком семьи Камо и ветвью несуществующей семьи Каденокодзи, и иметь две семьи контролируют частные оммёдзи в разных регионах.
Этим шагом семья Цучимикадо воспользовалась возможностью, связанной со смертью Котокуи Томосукэ в 1682 году, чтобы эффективно устранить семью Котокуи и снова монополизировать различные должности в Бюро Онмё. В дополнение к покровительству, которое они получили от императорского двора, им также удалось добиться от сёгуната Токугава, фактического правительства, предоставить им исключительное право контролировать онмёдзи на всей территории Японии. Они воспользовались своим исключительным правом выдавать лицензии онмёдзи (не как онмёдзи, а как «ученикам») со всей Японии и стали официальными гроссмейстерами , делая своё присутствие ощутимым. Кроме того, онмёдо по своему внешнему виду приняло форму синтоизма и стало широко известно как синто Тенша Цучимикадо , а семья Цучимикадо достигла своего расцвета. В обществе самураев военного времени онмёдо в значительной степени игнорировался, но при мирном сёгунате Токугава оно было включено в ритуалы сёгуната и стало предметом изучения бюрократов сёгуната как прецедент в прошлом .
Оммёдзи в различных регионах также были активны: семья Огасавара из клана Сейва Гэндзи , самурай онмёдзи и другие неоднократно смешивали и меняли свои верования с фольклором различных регионов, и на протяжении всего периода Эдо оно стало довольно популярным среди людей как народная религия.
В 1684 году Сибукава Сюнкай , астроном сёгуната Токугава, завершил первый календарь, сделанный японцами, — календарь Дзёкё . Календарь Сюаньмин , который использовался в течение 823 лет, был реформирован календарем Дзёкё, и семья Цучимикадо потеряла право составлять календарь сёгунату Токугава. Примерно 70 лет спустя, в 1755 году, календарь был снова реформирован, когда Цучимикадо Ясукуни создал календарь Хорьяку . Семья Цучимикадо вернула себе право упорядочивать и реформировать календарь. Однако календарь Хорьяку имел много недостатков и считался значительно уступающим научно созданному календарю Дзёкё.
Позже Астрономический департамент сёгуната Токугава, созданный при магистратах храмов и святилищ восстановил контроль и создал календарь Тэмпо , который, как говорили, был значительно более точным, чем календарь Хорьяку семьи Цучимикадо или даже календарь Дзёкё, который считался более точным. чем календарь Хорьяку.
Политика устранения онмёдзи в наше время и современные онмёдзи
[ редактировать ]После того, как Токугава Ёсинобу , последний сёгун сёгуната Токугава, вернул свою власть императору Мэйдзи , в эпоху Мэйдзи , воспользовавшись неразберихой Реставрации Мэйдзи , Цучимикадо Харуо , глава Онмё, потребовал, чтобы Астрономический департамент будет конфискован Бюро Онмё, и это было разрешено. экспроприация всех полномочий по астрономическим наблюдениям и картографированию. Позже, почувствовав, что правительство Японии эпохи Мэйдзи планирует ввести григорианский календарь западного образца , Цучимикадо Харуо настоял на «реформации Мэйдзи» календаря, чтобы сохранить существующий лунно-солнечный календарь , но это предложение так и не было принято из-за его смерти. .
Напротив, когда лидеры правительства Японии эпохи Мэйдзи получили предложение от Цучимикадо Харуо о реформировании календаря, те, кто выступал за введение западной цивилизации, выступили против него, заявив, что оммёдо следует ликвидировать, поскольку существует серьезный риск того, что оммёдо следует ликвидировать. Бюро Онмё станет центром оппозиции внедрению современной науки, чтобы способствовать внедрению передовых западных технологий для развития страны и укрепления военной мощи . Кроме того, «при прямом правлении Императора не может быть ни варварства, при котором вассал осуществляет реальную власть над Императором, ни какой-либо дерзости, с которой он руководит действиями Императора. Более того, непростительно, что онмёдо, техника иностранного (то есть китайского) происхождения, следует использовать, несмотря на существование в Японии синтоизма». Этот аргумент нашел отклик как у чистых синтоистов, так и у сторонников исключения , и большинство из них отвергли онмёдо. Кроме того, Цучимикадо Харенага , ставший главой Оммё после смерти своего отца Цучимикадо Харуо, был еще очень маленьким мальчиком и не мог спонтанно опровергнуть эти утверждения.
Правительство Японии эпохи Мэйдзи воспользовалось этим периодом, чтобы добиться упразднения Бюро Онмё в 1870 году, и передало свои обязанности по астрономическим наблюдениям и составлению календаря Астрономическому и календарному бюро университета [ ныне Токийский университет ). ), Военно-морское гидрографическое бюро , военного министерства Астрономическое бюро Министерства просвещения и Обсерватория. Цучимикадо Харенага, бывший глава Оммёдо, был назначен руководителем Астрономического бюро университета, но в конце 1870 года он был освобожден от этой должности, а астрология, онмёдо и календари были полностью исключены из руках семьи Цучимикадо. 9 декабря 1870 года был издан указ, запрещающий синтоизм Тенся Цучимикадо и распространение онмёдо среди гражданского населения, поскольку это было суеверием. [ примечание 4 ] Фестиваль Дэва и Нараки , ритуал онмёдо, который всегда проводился со времен императора Го-Ёдзэя (1571–1617) до правления императора Комэя (1831–1867), последнего императора Эдо. период не исполнялся для императора Мэйдзи (1852–1912). Сёгуны Токугава, как и императоры, всегда проводили фестиваль каждый раз, когда императоры давали им должность сёгуна . Семья Цучимикадо потеряла официальную должность ответственного за онмёдо, а также лишилась исключительного права на выдачу лицензии, и хотя у них не было другого выбора, кроме как в дальнейшем трансформировать Тенся Цучимикадо синтоистский в более синтоистский, они были лишены влияния на частные онмёдзи. в различных регионах.
После запрета правительством Японии эпохи Мэйдзи не было никаких официальных мероприятий, связанных с онмёдо, а также не было популярности онмёдо в частном секторе. Однако на самом деле календари, созданные на основе онмёдо, все еще распространялись неофициально, а «Календарные заметки» набирали популярность и ходили сами по себе. В частности, широко использовались Двенадцать Направлений , и было много людей, которые ссылались на них в ритуалах и кодексах поведения.
После войны на Тихом океане и официальной отмены законов и постановлений, запрещающих онмёдо, а также отмены старых законов и постановлений эпохи Мэйдзи, « Шесть дней , одна из карендрикальных записок, когда-то использовавшихся онмёдзи, были предпочтительнее Двенадцать Направлений часто фигурируют во многих календарях, но используются лишь как дополнение. Что касается календарей, связанных с удачей, календарь Такашима (не связанный с календарем Дзингу Великого святилища Исэ ) гадания И Цзин Такашимы (не имеет отношения к Кээмону Такашиме , бизнесмену и прорицателю И Цзин эпохи Мэйдзи) издательства Jingūkan (издательство в городе Тайто , Токио Метрополис) относительно популярно, но вряд ли это онмёдо.
Сегодня мало кто полагается на искусство онмёдо в качестве общих правил поведения, и не осталось и следа авторитета онмёдзи, который когда-то процветал. Ассоциация Тенся Цучимикадо Синто до сих пор существует в городе Ои в западной части префектуры Фукуи , в районе Натасё в провинции Вакаса, который раньше был территорией семьи Цучимикадо, как религиозная организация, сохраняющая элементы онмёдо, но он далек от онмёдо среднего и позднего периода Хэйан. Помимо этого, в местных онмёдзи сохранилось лишь несколько остатков онмёдо, таких как школа Идзанаги в городе Ками (бывшая деревня Монобе ), префектура Коти . На основе оккультного образа волшебных онмёдзи периода Хэйан были созданы различные творческие произведения и персонажи, преувеличивающие их сверхчеловечность и своеобразие. В частности, с конца 1990-х по начало 2000-х годов онмёдзи стал популярен, и было создано множество произведений.
Обзор ритуалов онмёдо
[ редактировать ]Поскольку сам онмёдо со временем изменился, его ритуалы также не были единообразными. Поскольку ритуалы онмёдо, включая его влияние на другие религии, все еще находятся в процессе исследования, описать их подробно сложно. Когда онмёдо впервые появился в Японии, считается, что на него сильно повлияло так называемое югондо . В «Онмёрёсики» ( яп . 陰陽寮式 , буквально: «Процедуры Бюро Онмё») книги « Энгисики » есть запись о фестивалях, проводимых онмёдзи при дворе. Согласно ему, существуют народная религия нуо ( сэцубун ), костер , праздник кухонного бога , праздник годовщины смерти предыдущего императора, новогодний праздник и так далее. Среди них, в народной религии нуо, говорится, что онмёдзи выходит (на сцену) и читает ритуальный текст, первая половина которого представляет собой классический китайский текст, прочитанный вслух, а вторая половина представляет собой заявление вроде литургические заклинания . Кроме того, в средневековой книге «Бункансё» дается обзор нескольких ритуалов. Ритуалы онмёдо состояли из больших, средних и малых ритуалов, и, похоже, они использовались по-разному в зависимости от ситуации.
Среди представительных ритуалов онмёдо — Фестиваль Великого Императора Священной горы Востока, который проводится в честь Дунъюэ Дади , правителя человеческой жизни, и Фестиваль Дэва и Нараки, который проводится каждый раз, когда Император взошел на престол. В «Бункансё» также упоминается, что существовали и другие ритуалы онмёдо. Тексты некоторых из этих ритуалов сохранились до сих пор.
В СМИ
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Тейто Моногатари , написанный Хироши Араматой , опубликованный в 1985 году.
- Онмёдзи , написанный Баку Юмэмакурой , опубликованный в 1988 году.
- Лето Убуме , Морё-но Хако и другие серии Кьёгокудо, написанные Нацухико Кёгоку и опубликованные в 1994 году.
- Онмё-но Мияко , написанный Соитиро Ватасэ , опубликовано в 2001 году.
- Сёнэн Онмёдзи , написанный Мицуру Юки , опубликованный в 2001 году.
- Rental Magica , написанная Макото Санда , опубликованная в 2004 году.
- Бакемоногатари , написанное Нисио Исином , опубликованное в
- Сказочный навигатор Руна , написанный Миёко Икеда , опубликованный в 2008 году.
- «Токийские вороны» , сценарий Кохея Азано , опубликовано в 2010 году.
Манга и аниме
[ редактировать ]- Токийский Вавилон , написанный Клэмпом , опубликованный в 1990 году.
- «Обреченный мегаполис» , главный режиссер Ринтаро , по роману Тэйто Моногатари ». Хироши Араматы «
- X , написанный Клэмпом, опубликованный в 1992 году.
- Shaman King , написанный Хироюки Такеи , опубликованный в 1998 году.
- Манга The Story of the Gag , написанная Косуке Масудой и опубликованная в
- Волшебная торговая галерея Абенобаши , созданная Gainax , опубликованная в 2001 году.
- Амацуки , написанный Синобу Такаямой , опубликованный в 2002 году.
- Джин Тама , написанный Хидеаки Сорачи , опубликованный в 2003 году.
- xxxHolic , написанный Клэмпом, опубликованный в 2003 году.
- Онмё Тайсенки , написанный Ёсихико Томидзавой, опубликованный в 2003 году.
- Мусаси Гундо , основанный на неиспользованном рассказе Monkey Punch , опубликованном в 2006 году.
- Сибария Комачи , написанная Миком Такеучи , опубликованная в 2006 году.
- «Нура: Восстание клана ёкай» , сценарий Хироши Сиибаши , опубликовано в 2008 году.
- «Скитальцы» , написанный Котой Хирано, опубликованный в 2009 году.
- Twin Star Exorcists , сценарий Ёсиаки Сукено , опубликовано в 2013 году.
- Garo: The Animation , второй сезон, написанный Сё Айкавой и Тошики Иноуэ, опубликован в 2015 году.
- Дзюдзюцу Кайсен , сценарий Геге Акутами , опубликовано в 2018 году.
- Реинкарнация сильнейшего экзорциста в другом мире , написанная Киичи Косузу, опубликованная в 2018 году.
- МАО , сценарий Румико Такахаши , опубликовано в 2019 году.
Фильмы
[ редактировать ]- Токио: Последний мегаполис — японский фэнтезийный фильм 1988 года режиссёра Акио Диссодзи , основанный на романе Тейто Моногатари» . Хироши Араматы «
- «Онмёдзи» (фильм) — японский фильм 2001 года, основанный на «Онмёдзи» (серия романов) Баку Юмемакура и выпущенный в США в 2003 году под названием «Онмёдзи — Мастер Инь Ян».
- Онмёдзи 2 — продолжение 2003 года.
- Мастер Инь-Ян: Мечта о вечности , китайский фэнтезийный фильм 2020 года по мотивам «Оммёдзи» (серия романов) Баку Юмемакура, режиссер Го Цзинмин , с Марком Чао и Дэн Лунем в главных ролях.
- Мастер Иньян , китайский фэнтезийный фильм 2021 года режиссера Ли Вейраня с Чэнь Куном , Чжоу Сюнем и Уильямом Чаном в главных ролях , основанный на игре, основанной на « Онмёдзи» (серия романов) Баку Юмемакура.
Видеоигры
[ редактировать ]- Kuon no Kizuna , разработанный FOG Inc. , выпущенный в 1998 году
- Tokyo Majin Gakuen , продюсер Сюхо Имаи , выпущен в 1998 году.
- Kuon , разработанный компанией FromSoftware , выпущенный в 2004 году.
- 11eyes: Tsumi to Batsu to Aganai no Shōjo , разработанная Lass , выпущенная в 2008 году.
- Naraka: Bladepoint , разработанная 24 Entertainment и выпущенная в 2021 году, включает в себя персонажа Куруми Цучимикадо , который, согласно лору игры, является первой женщиной-оммёдзи, произошедшей от длинной линии мастеров Оммёдо. [ 4 ]
- Серия Nioh , разработанная Team Ninja , позволяет игроку использовать магию онмё. Абэ-но Сэймэй и Асия Доман также присутствуют во второй игре Nioh 2 как дружественный NPC и персонаж-босс соответственно. Другие исторические личности, которые исторически не были онмёдзи, изображены как таковые в игре, в том числе Тенкай , Фуку , Сайто Тосимицу и Минамото-но Райко .
См. также
[ редактировать ]- Абэ-но Сэймэй
- Да Лю Рен
- Горё
- Это
- Входить
- Онмёдо
- Санпаку
- Храм Сэймэй
- Сенджи Ряккецу
- Сикигами
- Синигами
- Тенгендзюцу (гадание)
- Уши но токи майри
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Существует теория, что 894 год был последней миссией в Танском Китае, но преобладающая теория состоит в том, что посол Сугавара-но Митидзанэ потребовал отмены миссии, но на самом деле его не отправили.
- ^ Он отличается от семьи Хино из клана Хокке из клана Фудзивара и семьи Каденокодзи из клана Сиба из клана Сейва Гэндзи .
- ↑ Как и семья Камо, взявшая название «Каденокодзи» от названия места, она отличается от семьи Цучимикадо линии Минамото-но Мичичика , которая следует за кланом Мураками Гэндзи .
- ↑ Таким образом, к этому моменту и семья Цучимикадо, и семья Курахаси , ветвь семьи Цучимикадо, покинули онмёдо, и онмёдзи больше не было официальной должностью. 21 мая 1946 года Синто Тенся Цучимикадо было возрождено, но Ёсико Цучимикадо (1959 г.р.) (дочь последнего мужчины-главы семьи, Норитада Цучимикадо (1920–1994)), нынешняя женщина-глава Член семьи Цучимикадо занял позицию никакого участия. Таким образом, со времен Мэйдзи в наше время не существовало такого титула, как «онмёдзи» или « Онмёдо Сокэ », и, помимо его существования в частном секторе, не существует такого понятия, как «оммёдзи» как официальное лицо. позиция.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Косака, Синдзи (6 октября 2001 г.) » « Что значит для онмёдзи делать хэмпай да Винчи (на японском языке, октябрь 2001 г.). Город Тиёда , Токио Метрополис, Япония: Kadokawa Future Publishing .
- ^ Иматани, Акира (25 июля 1990 г.) по узурпации трона ( Трон в Муромати: План Асикаги Ёсимицу на японском языке), город Тиёда , Токио, Япония: -Shinsha . Chuokoron 4121009789 .
- ^ Янагита, Кунио (23 февраля 2013 г.) [Впервые опубликовано в 1933 г.] . ( Голоса маленьких людей на японском языке, город Тиёда , Токио Метрополис, Япония: Kadokawa Future Publishing . ) 9784044083120 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Hell: Bladepoint — новый герой уже доступен!» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мураками, Сюичи, изд. (1981). Обзор Японии (на японском языке истории Онмёдо в Ханава). ISBN 4827310572 .
- Эндо, Кацуми (1994). 近世陰陽道史の研究 [ Исследования по истории раннего Нового времени Онмёдо ] (на японском языке). Шин Джинбуцу Орай Ша . ISBN 4404021569 .
- 2004 Синдзи , . ] Сёин ( Косака 9784762941672 .
- Сайто, Рей (2007) Онмёдо династический период в (на японском языке) Мейчо Канко Кай ISBN . 978-4839003302 .
- Ямасита, Кацуаки (1996) Религиозная культура . в период Хэйан и Онмёдо Ивата) (на японском языке ISBN 4900697656 .
- Такахаши, Кейя (2000). ( Введение в современный онмёдзи на японском языке Асахи Сонорама ). ISBN 4257035846 .
- Накамура, Сёхати (2000). книг Онмё в Японии , Исследование ). расширенное издание (на японском языке ISBN 4257035846 .
- Судзуки, Иккей (2002 на : Мир заклинаний и демонов ) японском языке ISBN . ( 9784062582445 .
- Храм Сэймэй , изд. (2002). Досточтимый Абэ-но Сэймэй [ Достопочтенный Абэ-но Сэймэй ). ] (на японском языке ISBN 9784062109833 .
- Хаяси, Дзюн; Койке, Дзюнъити (2002). Лекция Онмёдо по . Сагано) (на японском языке ISBN 4782303610 .
- Сигэта, Синъити (2005) Heian Nobles и Onmyōji [ Heian Nobles и Onmyōji . ] (на японском языке Ёсикава Кобун Кан. ISBN) 4642079424 .
- Хаяси, Дзюн (2005). ( . Исследование раннего современного онмёдо на японском языке Ёсикава Кобун Кан ) 4642034072 .
- Сигэта, Синъити (2006) Онмёдзи [ Онмёдзи ] (на японском языке -Синша) . Тюокорон 4121018443 .
- Мураками, Сюичи, изд. (2017) 1 Онмёдо, серия Древние времена (на японском языке). : 978-4626017970 .
- Мураками, Сюичи, изд. (2017) Серия Онмёдо Средневековье [ Серия Онмёдо 2: Средневековье ] (на японском языке). 2 : 978-4626017987 .
- Мураками, Шуичи, изд. (2017), 3 Серия Ранний современный период (на японском языке). : 978-4626017994 .
- Мураками, Сюичи, изд. (2017), 4 Серия Продвинутые исследования (на японском языке). : 978-4626018007 .