Гозу Тэнно
Гозу Тэнно | |
---|---|
Бог чумы, мора и здоровья | |
![]() Сусаноо в роли Годзу Тэнно, подчиняющего демонов ( Утагава Садахидэ ) | |
Другие имена | Муто-но-Ками (Бог Боевой Башни) Муто Тенджин Гион Даймёджин |
японский | Император с бычьей головой, Император с бычьей головой |
Принадлежность | Бхайшаджьягуру ( хонджи ), Сусаноо |
Главный культовый центр | Храм Ясака (ранее) Храм Хиромине (ранее) Цусимский храм (ранее) Таке-дэра |
Оружие | топор , петля , меч , алебарда |
Генеалогия | |
Супруга | Харисайхо |
Дети | Хатиодзи (Восемь принцев ) |
Годзу Тэнно (牛頭天王, букв. «Небесный король с головой быка») — синкретическое японское божество болезней и исцеления . Первоначально завезенный в Японию из материковой Азии считался , он с периода Хэйан как виновником, так и защитником от эпидемий, и в конечном итоге слился с местными ками Сусаноо в период средневековья и раннего Нового времени. [ 1 ] В период Мэйдзи, когда правительство санкционировало разделение синтоизма и буддизма , синтоистские святилища, посвященные Годзу Тэнно из культовой традиции Гион, такие как храм Ясака в районе Гион в Киото или храм Цусима в Цусиме , префектуре Аити или храм Хиромине в Хёго. Префектура официально повторно идентифицировала свое почитаемое божество как Сусаноо .
Обзор
[ редактировать ]
Истоки и раннее развитие культа Годзу Тэнно до того, как он достиг Японии, а также процесс его слияния с другими божествами неясны и являются предметом споров. Одна теория, например, утверждает, что Годзу Тэнно изначально был второстепенным буддийским божеством, считавшимся защитником монастыря ( вихара ) Джетавана , а его санскритское имя реконструируется либо как «Гавагрива», либо как «Гавагрива». [ 2 ] [ 3 ] («Бычья шея») или «Гоширша Девараджа». [ 4 ] («Божественный король с головой быка», калька «Гозу Тэнно»). Из Индии культ божества предположительно передался в Японию через Тибет и Китай , где испытал влияние эзотерического буддизма и даосизма . [ 4 ] Другая теория предполагает корейское происхождение божества. [ 5 ] [ 6 ]
Годзу Тэнно исторически отождествлялся с рядом божеств, главными из которых были Сусаноо, стремительный бог грозы классической японской мифологии , и Муто-но-Ками (武塔神), малоизвестное божество, появляющееся в легенде о Сомин Сёрае . История повествует, что Муто был богом северного моря, который остановился в доме бедняка по имени Сомин Сёрай после того, как богатый брат Сомин Сёрай отказался предоставить ему жилье. Позже Муто предоставил семье Сомин Сёрая волшебное средство, чтобы спастись от будущих эпидемий, в награду за их гостеприимство и убил богача, который отверг его. В самой ранней дошедшей до нас версии этой легенды, относящейся к периоду Нара (сохранившейся в отрывке, цитируемом в средневековом произведении), Муто оказывается Сусаноо, что позволяет предположить, что эти два божества уже объединялись в 8 веке, если не раньше. [ 6 ] [ 7 ] Источники, приравнивающие Годзу Тэнно к Сусаноо, впервые появляются в период Камакура (1185–1333), хотя одна теория предполагает, что эти три бога и различные другие божества, связанные с болезнями, уже были свободно объединены примерно в 9 веке, вероятно, около 877 года, когда Крупнейшая эпидемия охватила Японию. [ 6 ] В более поздних версиях легенды Сомин Сёрай божество в этой истории стало называться Гозу Тэнно, который на этом этапе стал более или менее синонимом как Сусаноо, так и Муто (хотя один источник вместо этого применяет имя «Муто» к Гозу отец Тэнно). [ 6 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

Идея о том, что Годзу Тэнно имел корейские корни, частично связана с его связью с этими двумя богами. Например, считается, что имя Муто происходит от корейского слова «мудан» , « шаманка ». [ 11 ] в то время как история, записанная в « Нихон Сёки» (720 г. н.э.), утверждает, что Сусаноо после своего изгнания с небес спустился в место под названием «Сосимори» в стране Силла и оттуда пересек море в Японию. [ 12 ] Действительно, эпитет годзу («голова быка (ред)») объясняется как происходящий от слова «сошимори», которое здесь интерпретируется как корейский топоним, означающий «голова быка ( со ) ( мари )». [ 11 ] [ 3 ]
Иконография
[ редактировать ]
Гозу Тэнно обычно изображался как человек свирепого вида с головой быка над головой. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Иногда его изображают с топором в одной руке и петлей или лассо в другой. [ 14 ] [ 19 ] хотя на других изображениях он может быть изображен размахивающим мечом. [ 14 ] [ 20 ] или алебарда . [ 21 ] Он может быть одет либо в одежду в индийском стиле, либо в доспехи, либо в доспехи. [ 21 ] [ 22 ] или (редко) в японской ( период Хэйан ) одежде . [ 23 ] Некоторые произведения искусства могут изображать божество с множеством рук и голов: статуя позднего периода Хэйан в Сакаи , префектура Осака, изображает его с тремя лицами и четырьмя руками. например, [ 24 ] Другая статуя в Цусиме, префектура Аити, изображает его с двенадцатью руками, четырьмя головами (две жестокие человеческие головы с одним рогом, голова лошади и голова быка) и птичьими когтями вместо ног. [ 25 ] Рисунок тушью на деревянной панели (датируемый 1490 годом), изображающий бога с пятью головами, сохранился в храме в Конане , префектура Сига . [ 26 ]
В нескольких ранних современных изображениях Сусаноо это божество идентифицируется как Гозу Тэнно. [ 27 ] и могут даже иметь иконографические черты последнего (например, голова быка [ 28 ] ), такие как первые два изображения в этой статье.
Супруг и потомство
[ редактировать ]
Самая старая версия легенды Сомин Сёрай изображает бога Муто женившимся на дочери бога южных морей. [ 7 ] В более поздних версиях этой истории с участием Годзу Тэнно принцессе дают имя Харисайдзё (頗梨采女 или 波利采女), идентифицируемое как третья дочь дракона (頗梨采女 или 波利采女). нага ) Сагара царь Поскольку Годзу Тэнно был объединен с Сусаноо, Харисайдзё, в свою очередь, отождествлялся с женой Сусаноо Кушинадахимэ . [ 29 ] [ 30 ] Харисайдзё также ассоциировался с богиней Онмёдо Тоситокудзин ( 歳徳神 ), верховным божеством Нового года. [ 31 ] [ 32 ]
Говорят, что у Гозу Тэнно было восемь детей от Харисайдзё, известных под общим названием «Хатиодзи» (八王子, букв. «Восемь принцев»). Эти божества были объединены с Хассёсинами ( 八将神 , «Восемь божественных генералов»), хранителями восьми направлений в Онмёдо, [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] и восемь сыновей и дочерей Сусаноо (Яшимаджинуми, И(со)такеру, Оя(цу)химэ, Цумацухимэ, Отоши , Уканомитама , Оябико и Сусерибиме). [ 35 ] [ 36 ]
Наследие
[ редактировать ]Замок Хатиодзи , расположенный в городе Хатиодзи (который получил свое название от этого замка) на западе Токио , назван в честь детей Годзу Тэнно. Легенда гласит, что монах по имени Мёко (妙行) увидел Годзу Тэнно и Хатиодзи во время медитации на холме, где позже будет построен замок, Сирояма (ранее также известный как Фукадзаваяма), в начале 10 века. [ 37 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рамбелли, Фабио; Теувен, Марк, ред. (2003). Будды и Ками в Японии: Хонджи Суидзяку как комбинаторная парадигма . Рутледж. стр. 38–39 .
- ^ Лиллехой, Элизабет, изд. (2004). Критические взгляды на классицизм в японской живописи: 1600–1700 гг . Издательство Гавайского университета. ISBN 9780824826994 .
- ^ Перейти обратно: а б «Гозу-Тэнно» . Rodsshinto.com . Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ёней, Теруёси «Гозу Тэнно» . Энциклопедия Синтоистского университета . Проверено 31 марта 2020 г.
- ^ "Гозу Тэнноу 牛头天王" . Система пользователей сети японской архитектуры и искусства (JAANUS) . Проверено 31 марта 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с д Макмаллин, Нил (февраль 1988 г.). «Об умиротворении богов и умиротворении населения: случай культа Гиона «Горё»». История религий . 27 (3). Издательство Чикагского университета: 270–293. дои : 10.1086/463123 . JSTOR 1062279 . S2CID 162357693 .
- ^ Перейти обратно: а б Акимото, Китиро, изд. (1958) Нихон Котен Бунгаку Тайкей, 2: Фудоки , стр. 488–489.
- ^ Почта Японии . 11 марта 1878 г., стр. 138–139.
- ^ Хардакр, Хелен (2017). Синто: История . Издательство Оксфордского университета. п. 181. ИСБН 9780190621711 .
- ^ «Гозу Тэнно Сомин Сёрай» . Минва но Эки Сомин (на японском языке) . Проверено 17 июня 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б Макмаллин (1988). стр. 266-267.
- ^ Астон, Уильям Джордж (1896). Wikisource . . Нихонги: Хроники Японии с древнейших времен до 697 года нашей эры . Кеган Пол, Trench, Trübner & Co. p. – через
- ^ «Деревянная сидящая статуя короля с бычьей головой» . Официальный сайт города Такео , дата обращения 08 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Сияющий свет забытому богу Годзу Тэнно: потомки бывших синтоистских священников собирают статуи и т. д. в Киото» Проверено января г. 8 2021 .
- ^ «Деревянная статуя короля с головой быка» . Официальный сайт города Синсиро , дата обращения 08 января 2021 г.
- ^ «Статуя Урана с головой быка» . Ассоциация исследования веры Гиона , 27 октября 2020 г. Проверено 08 января 2021 г.
- ^ «Появление Тэнно на голове коня» . Сингон-сю Чизан-ха Байсё-сан Энсен-дзи (Сингон-сю Чизан-ха Байсё-сан Энсен-дзи) . 17 сентября 2017 г. Проверено 8 января 2021 г. .
- ^ "Гозу Тенно" Chiyorozu.info - Религиозный синкретизм в Японии . Проверено 9 января 2021 г.
- ^ « , Тэндай Джимон-сю Джоган-дзи» 20 июля 2020 г. Проверено 08 января 2021 г. .
- ^ «Гион Гозу Тэнно Аратамазу» . Группа по изучению веры Гион , 24 октября 2020 г. Проверено 08 января 2021 г. .
- ^ Перейти обратно: а б «Прикоснитесь к реальности и узнайте о местности <Музей префектуры Киото Ямасиро>» Киото Симбун 07.11.2020 . Проверено 08.01.2021 .
- ^ «Деревянная статуя короля с головой быка» . Официальный сайт города Нисио , дата обращения 08 января 2021 г.
- ^ «Деревянная стоящая статуя Тэнно с коровьей головой» . Официальный сайт префектуры Тиба . Проверено 8 января 2021 г.
- ^ «Сидящая статуя короля с бычьей головой» Официальный сайт города Сакаи , дата обращения 09 января 2021 г.
- ^ «Деревянная статуя лежащего царя с бычьей головой» . Архив исторических и культурных ценностей города Цусима , дата обращения 08 января 2021 г.
- ^ «Банкет Нюто Тяньванга» . Хунан Санзан Чоджу-дзи (на японском языке) . Проверено 18 января 2021 г. .
- ^ «Сушёсон с говяжьей головой Теннозу». , Группа изучения веры Гион 23 октября 2020 г. , дата обращения 08 января 2021 г. .
- ^ «Гозу Тэнно убивает гигантскую змею» . Группа по изучению веры Гион , 23 октября 2020 г. Проверено 8 января 2021 г. .
- ^ Рамбелли, Фабио (2007). Буддийская материальность: культурная история объектов в японском буддизме . Издательство Стэнфордского университета. стр. 230–231.
- ^ Бруманн, Кристоф (2012). Традиции, демократия и городской пейзаж Киото: отстаивая право на прошлое . Рутледж. п. 166. ИСБН 9780415690706 .
- ^ «Куси Инада Химэ но Микото (Тоситокудзин)» . Официальный сайт храма Ясака . Архивировано из оригинала 11 августа 2012 г. , Проверено 8 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Восемь генералов Бога Божьего» . Ассоциация исследования веры Гион , 23 октября 2020 г. , дата обращения 08 января 2021 г.
- ^ «Яшира Микогами [Бог, управляющий восемью основными направлениями (плохими направлениями)]» . Официальный сайт храма Ясака . Архивировано 29 августа 2012 г. , Проверено 9 января 2021 г.
- ^ «Восемь генеральных богов» . コ ト バ ン ク (Котобанк) . Компания Asahi Shimbun / VOYAGE MARKETING Проверено 9 января 2021 г.
- ^ «Воплощенный Бог» . Официальный сайт храма Ясака (на японском языке) Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Симада, Хироми (2020) Нихон но гофу бесуто 10 (10 лучших японских амулетов для защиты от эпидемий) стр. 25.
- ^ «Происхождение названия города Хачиоджи» Официальный сайт города Хачиоджи , 29 июня 2016 г. Проверено 8 января 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Годзу Тэнно , Энциклопедия синтоизма ( Университет Кокугакуин )
- Гион Синко Кенкю-кай (Исследовательский центр веры Гион, на японском языке)
- Официальный сайт храма Хиромине (японский)
- Официальный сайт храма Такэдэра (японский)
- Официальный сайт храма Цусима (японский)
- Официальный сайт храма Ясака (японский)