Грубость

Грубость (также называемая наглостью ) — это проявление фактического или предполагаемого неуважения путем несоблюдения социальных норм или этикета, ожидаемых в отношениях, социальной группе или культуре. Социальные нормы устанавливаются как основные руководящие принципы нормально принятого поведения в данном контексте, и люди часто устанавливают личные границы для удовлетворения своих собственных потребностей и желаний в более мелких условиях, таких как дружеские отношения . Не желать привести свое поведение в соответствие с известными широким слоям населения нормами того, что является социально приемлемым, — значит быть грубым. Эти нормы могут напоминать своего рода « негласный закон » с социальными последствиями или вознаграждениями для нарушителей или защитников соответственно.
Грубость, «состоящая из отклонения от того, что считается политическим в данном социальном контексте, по своей сути является конфронтационным и подрывает социальное равновесие». [1] Формы грубости включают в себя невнимательное, бесчувственное, намеренно оскорбительное, невежливое , непристойное поведение или нарушение табу . В некоторых случаях акт грубости может доходить до преступления (например, преступление, связанное с разжиганием ненависти ). Во многих культурах шутка может создать контекст, в котором грубость временно оправдывается или допускается с целью рассмешить людей.
Понятие грубости в некоторой степени субъективно (т. е. разные люди могут иметь разные взгляды) и контекстуально (т. е. зависит от обстановки). Некоторые действия, такие как ношение обуви , использование ненормативной лексики , ношение наушников или обращение к старшим по имени , [2] может считаться грубым в одних условиях и вполне приемлемым или даже ожидаемым в других.
Отношение к морали
[ редактировать ]
И манеры , и мораль касаются того, является ли вещь морально хорошей или плохой, но на разных уровнях. В отличие от морали, которая, например, осуждает убийство как надругательство над личностью, манера занимается прежде всего посягательством на человеческое достоинство , а не на здоровье или собственность человека. [3] Грубое поведение является нарушением человеческого достоинства или уважения к другим. [3]
Моральная основа противодействия грубости заключается в том, что люди должны уделять внимание чувствам других людей и, таким образом, избегать причинения им ненужных или неоправданных страданий. [2]
Культурные различия
[ редактировать ]Конкретные действия, которые считаются вежливыми или грубыми, сильно различаются в зависимости от места, времени и контекста. Различия в социальной роли , поле , социальном классе , религии и культурной идентичности могут повлиять на уместность того или иного поведения. Следовательно, поведение, которое одна группа людей считает совершенно приемлемым, другая может считать явно грубым.
Например, в средневековой и ренессансной Европе считалось грубостью указывать, что человека, носящего маску на публике, можно узнать. [4] Вместо этого вежливое поведение требовало, чтобы с человеком в маске обращались как с совершенно неизвестным человеком и чтобы никто никогда не приписывал действия человека в маске человеку, который их совершил. Напротив, в современную эпоху приветствие друга по имени, когда он носит маску, или разговор с ним позже об его костюме или занятиях обычно не считается грубостью.
Культурные различия также появляются с течением времени. В середине 20-го века значение закатывания глаз изменилось с прежнего признака похоти и страсти на выражение презрения. [5]
Утилита
[ редактировать ]
Иногда люди намеренно используют грубое поведение для достижения цели. [2] Ранние работы лингвистического прагматизма интерпретировали грубость как дефектный способ общения. Однако большая часть грубости служит функциональным или инструментальным целям в общении, и умелый выбор того, когда и как грубить, может указывать на прагматическую компетентность человека.
Робин Лакофф обратилась к тому, что она назвала стратегической грубостью , стилем общения, используемым прокурорами и терапевтами ( атакующая терапия ), чтобы заставить своих собеседников (обвиняемого в зале суда или пациента) говорить или реагировать определенным образом. [6] Грубость в повседневной речи «часто играет важную роль, а не является просто прагматическим провалом». [7] Большинство грубых ораторов пытаются выполнить одну из двух важных инструментальных функций: выплеснуть негативные чувства или получить власть . [8]
Кроме того, иногда грубое поведение используется для выражения неодобрения или неуважения. Хотя отказ поздороваться с кем-то обычно является невежливым, отказ пожать руку предателю может быть оправдан. [2]
Примеры
[ редактировать ]
В любой культуре можно вести себя грубо, хотя то, что считается грубым поведением, различается. Ниже приведены примеры поведения, которое многие западные общества сочли бы грубым или нарушением этикета, хотя взгляды могут различаться в зависимости от культуры, обстановки или индивидуальных обстоятельств:
Речь
[ редактировать ]Что представляет собой грубая речь, зависит от культуры, обстановки и социального положения говорящего в культуре. В каждой культуре некоторые слова или высказывания считаются разжиганием ненависти или неуместными этническими оскорблениями (например, использование слова «хун» по отношению к немцу , использование слова «японец» по отношению к японцу и т. д.). В большинстве современных культур оскорбление человека или группы людей, особенно по любой причине, находящейся вне их непосредственного контроля, например, по состоянию здоровья, принадлежности к определенному полу или бедности, считается грубым. Грубая речь также включает в себя уничижительные термины, описывающие отдельного человека и задающие неуместные вопросы или требующие ответа на вопрос.
Однако не существует универсального правила относительно того, какие термины считаются уничижительными и какие вопросы при каких обстоятельствах неуместны. Вопрос или комментарий, приемлемый для членов семьи, может вызвать возмущение у незнакомцев, точно так же, как вопрос, приемлемый для молодых людей в одной культуре, может быть неприемлемым для пожилых людей или молодых людей в другой культуре.
Грубые способы разговора включают в себя неуместное препятствование участию человека в разговоре грубыми фразами, например, заткнуться или использовать тон голоса , указывающий на неуважение к другому человеку. Невежливый тон может усиливать явно грубые замечания или противоречить номинально вежливым словам. Грубый человек может прервать говорящего, чтобы показать, что первый выступающий неважен.
Неспособность говорить также может быть грубым: грубый человек может демонстративно игнорировать законное и вежливое приветствие или вопрос, чтобы выразить неуважение к другому человеку. [2] или может не выразить соответствующую благодарность за услуги или подарки, выражая либо чувство эгоистичного привилегированного права, либо пренебрежение усилиями дарителя. Иногда люди оставляют очень короткие паузы во время разговора, что может позволить другому человеку начать говорить на определенную тему, однако это может варьироваться, а иногда два или более человека, говорящие одновременно, могут считаться грубыми. Какие действия и сообщения требуют реакции от каких лиц, при каких обстоятельствах и какого рода реакция требуется, зависит от культуры и социального положения соответствующих людей.
Последняя форма использования грубости – это обряд посвящения . Например, некоторые чернокожие сообщества в Соединенных Штатах используют «Десятки» в качестве механизма, способствующего устойчивости и зрелости молодых людей к словесным оскорблениям.
Поведение
[ редактировать ]Многие виды поведения могут быть грубыми. Они часто зависят от контекста, включая время, место и культуру.
Это включает в себя неспособность одеться надлежащим образом для какого-либо случая, например, одеваясь слишком неформально, слишком формально, нескромно или иным образом неуместно (например, молодая женщина на публике без чадры в Иране; молодая женщина на публике с чадрой во Франции). . [2] К.С. Льюис пишет, что «девушка с тихоокеанских островов, почти не имеющая одежды, и викторианская дама, полностью покрытая одеждой, могут быть одинаково «скромными», порядочными или порядочными, в соответствии со стандартами их собственных обществ» — но это в каждом из них В культуре существовало представление о нескромной, неправильной и непристойной одежде, и что нарушение стандартов культуры считалось грубым. [9]
Грубое поведение часто беспокоит других людей, например, шум или включение громкой музыки. Приемлемый уровень звука зависит от контекста: на шумной стройке крик может быть единственным способом быть услышанным , а на рок-концертах ожидается громкая музыка, но разговор на нормальном уровне, будь то по телефону или лично, не может быть грубым в среде, где ожидается разумная степень тишины, например, в библиотеке , а в другое время ожидается полная тишина, например, во время религиозных церемоний или исполнения классической музыки. Это включает в себя выступление во время презентации или фильма без учета интересов других зрителей. Точно так же плохие манеры за столом могут беспокоить или вызывать отвращение у находящихся рядом людей, равно как и зевота , кашель , пердеж или чихание без прикрытия рта.
Другие виды грубого поведения выражают неуважение к другим людям. В крайних случаях это может привести к полной и преднамеренной социальной изоляции неуважаемого человека; в других грубость носит временный характер и может быть непреднамеренной. Например, использование электронных устройств, таких как мобильные телефоны , может быть невежливым, если это приводит к игнорированию кого-либо или иным образом указывает на то, что нынешняя компания менее интересна или важна, чем люди в других местах или текстовые сообщения, которые они отправляют. Точно так же нарушение очереди сигнализирует о том, что человек, перерезавший очередь, считает себя более важным, чем люди, которых его действия задерживают. [2] Вторжение в чужое пространство без разрешения, будь то нарушение личного пространства или срыв вечеринки , является грубым, поскольку не уважает права собственности человека или право делать личный выбор. [2]
Другие примеры включают в себя:
- Запугивание или запугивание людей угрозой насилия
- Ложь людям
- Снобизм
- Агрессивное вождение
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Каспер 1990 , с. 208.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Вестакотт, Эмрис (24 ноября 2013 г.). Достоинства наших пороков: скромная защита сплетен, грубости и других вредных привычек . Издательство Принстонского университета. стр. 15–21. ISBN 978-0-691-16221-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Мартин 1996 , с. 123.
- ^ Паллески 2005 .
- ^ Викман 2013 .
- ^ Лакофф 1989 .
- ^ Биб 1995 , с. 154.
- ^ Биб 1995 , с. 159.
- ^ Льюис 2001 , с. 94.
Библиография
[ редактировать ]
- Биб, LM (1995). «Вежливые фикции: инструментальная грубость как прагматическая компетентность». В Алатисе, Дж. Э.; Штрале, Калифорния; Галленбергер, Б.; Ронкин, М. (ред.). Круглый стол Джорджтаунского университета, посвященный учителям языка: этнолингвистические, психолингвистические и социолингвистические аспекты . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Джорджтаунского университета. стр. 154–168.
- Браун, П.; Левинсон, С. (1987). Вежливость: некоторые универсалии в использовании языка . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-31355-1 .
- Грайс, HP (1975). «Логика и разговор». В Коуле, П.; Морган, Дж. (ред.). Синтаксис и семантика: Речевые акты . Том. 3. Нью-Йорк: Академик Пресс. стр. 41–53.
- Каспер, Габриэле (апрель 1990 г.). «Языковая вежливость: актуальные проблемы исследования». Журнал Прагматики . 14 : 193–218. дои : 10.1016/0378-2166(90)90080-W . ISSN 0378-2166 .
- Лабов, В. (1972). Язык в центре города: исследования черного английского языка . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-1051-4 .
- Лакофф, Робин (1989). «Границы вежливости: терапевтический и судебный дискурс». Мультилингва . 8 (2/3): 101–129. дои : 10.1515/мульт.1989.8.2-3.101 . ISSN 0167-8507 . S2CID 144630209 .
- Льюис, CS (2001). Просто христианство: переработанное и дополненное издание трех книг: «Выступления по радио», «Христианское поведение» и «За пределами личности» с новым введением . [Сан-Франциско]: HarperSanFrancisco. ISBN 0-06-065292-6 .
- Мартин, Джудит (1996). Мисс Мэннерс спасает цивилизацию: от сексуальных домогательств, несерьезных судебных разбирательств, диссидентства и других нарушений вежливости . Нью-Йорк: Издательство Crown. ISBN 0-517-70164-2 .
- Мумни, Х. (2005). Вежливость в парламентском дискурсе: сравнительное прагматическое исследование речевых действий британских и марокканских депутатов во время вопросов (неопубликованная докторская диссертация). Рабат, Марокко: Университет Мухаммеда V.
- Паллески, Марино (5 декабря 2005 г.). «Комедия дель арте: ее истоки, развитие и влияние на балет» (на итальянском языке) . Проверено 6 января 2009 г.
- Таннен, Д. (1984). Разговорный стиль: анализ разговоров друзей . Норвуд, Нью-Джерси: Издательство Alex Publishing . ISBN 0-19-522181-8 .
- Таннен, Д. (1990). Ты просто не понимаешь: Мужчины и женщины в разговоре . Нью-Йорк: Баллантайн. ISBN 978-0-06-095962-3 .
- Томас, Дженни А. (1983). «Межкультурный прагматический провал». Прикладная лингвистика . 4 (2): 91–112. дои : 10.1093/applin/4.2.91 . hdl : 11059/14627 . ISSN 0142-6001 .
- Вестакотт, Э. (2006). «Права и недостатки грубости». Международный журнал прикладной философии . 20 (1): 1–22. дои : 10.5840/ijap20062013 .
- Викман, Форрест (15 января 2013 г.). «О, пожалуйста: когда мы начали закатывать глаза, чтобы выразить презрение?» . Сланец .