Будет календарь
Народ акан ( группа ква в Западной Африке ), по-видимому, использовал традиционную систему хронометража , основанную на шестидневной неделе (известной как ннансон «семидневная» посредством инклюзивного счета ). по григорианскому календарю Семидневная неделя называется ннавэтве (восемь дней). Сочетание этих двух систем привело к образованию периодов продолжительностью 40 дней, известных как ададуанан (что означает «сорок дней»). [1]
Ннансон
[ редактировать ]Состав или конструкция цикла Ададуанана, по-видимому, основана на более старой шестидневной неделе. [1] Шестидневная неделя называется Ннансоном (буквально семидневная) и отражает отсутствие нуля в системах счисления; последний и первый день учитываются при подсчете дней недели.
День | Перевод |
---|---|
Фо | обвинительный приговор (вынесение приговора); судный день |
Бемим | Оправдательный приговор (вынесение приговора); судный день |
Мать | День сна (смерти); день похорон; крытый день |
Нкьи | Позади (ненависть-табу) день; разрушенный день. |
Уходите | Городской (т.е. политический) день; королевский день |
Для | Ни за что («просто так», вольный, безудержный) день, день слуги |
Мононуклеоз | Свежий (стартовый) день |
Неделя
[ редактировать ]Семидневная неделя называется Ннавэтве (буквально восемь дней). Как и Ннансон, последний и первый день учитываются при подсчете дней недели.
Английский | День | Перевод |
---|---|---|
Понедельник | Это вниз | Тихий (мирный) день; спокойствие. |
Вторник | Это ушло | День рождения океана; нагрев, варка, варка. |
Среда | Вукуада | День рождения Паука (обратная или смертная версия Бога) |
Четверг | Много | День рождения Земли (женщина); власть. |
Пятница | Эфиада | Плодородие (в некоторых штатах Фанте день рождения Земли). |
Суббота | Суббота | День рождения Верховного или Небесного Бога (мужчина); уважаемый, древний |
Воскресенье | Воскресенье | Под днем (awiase= под солнцем); Вселенная, все. |
Адауанан
[ редактировать ]Если шестидневную неделю считать вместе с семидневной, то для достижения всех комбинаций потребуется в общей сложности 42 дня. Результат этих комбинаций показан ниже; четыре дабане выделены курсивом:
Неделя 1 | Неделя 2 | Неделя 3 | Неделя 4 | Неделя 5 | Неделя 6 | |
---|---|---|---|---|---|---|
День 1 | Фо-Дво | г-н Дво | Нкьи-Дво | И-Два | Ква-Дво | Моно-Дво |
День 2 | Нвуна-Бена | Нкьи-Бена | И-Бена | То-Бена | Моно-Бена | Фо-Бен |
День 3 | Нкьи-Вукуо | Куру-Вукуо | Фор-Укуо | Моно-Вукуо | Улететь | Лорд-Билд |
День 4 | Куру-Я | Для-Of | Mono-Ya | Фо-Я | Его Светлость | Нкьи-Я |
День 5 | Для-Афи | Моно-Афи | Фо-Фи | г-н Афи | Нкьи-Афи | Куру-Афи |
День 6 | Моно-Я | Fo-Mene | Нвуна-Мене | Нкьи-Мене | Куру-Мене | Фор-Мене |
День 7 | Фо-Кваси | Нвуна-Кваси | Нкьи-Кваси | На земле | Так себе | Моно-Квази |
Показанный здесь 42-дневный цикл, записанный в Кваху , такой же, как и в Бронге (то есть Боно Течиман ), штате к северо-западу от Асанте . [2]
Злой
[ редактировать ]В цикле Сорока Дней можно найти четыре особых дня, которые вместе называются злом ( грех , зло); Мороз , Смерть , Туман и воскресенье
Можно предположить, что 42-дневный цикл начинается в Фадво , а остальные три дабане следуют с девятидневными интервалами; Авукудаэ на десятый день, Фофи на девятнадцатый день и Аквасиде на двадцать восьмой день. Для завершения Ададуанана потребуется еще 14 дней.
Когда Куроу (от kurow , город) шестидневной недели совпадает со средой семидневной недели (на Куроу-Укуо ) или с воскресеньем семидневной недели (на Куроу-Кваси ), то dabɔne, наиболее тесно связанный с ритуалами стула, Awukudae и Akwasidae ( Wuko-Adae и Kwasi-Adae отмечаются ).
Эти два «плохих» дня, связанные со смертью, называются адэ (возможно, происходящие от да , сон, даэ , спал или умер или снился и глаз , ну [так в оригинале], подразумевая, что предки должны удобно лежать после своей смерти), и тесно связаны с политико-ритуальными символами геронтократии, освященными или санкционированными почитанием предков .
Никакие похороны не могут проводиться, и никакие новости о смерти не могут доходить до ушей вождя ( живой святыни его предков), пока возлияния алкоголя и подношения еды совершаются на почерневшие испражнения (постоянные физические святыни этих предков) на адаэ .
Когда Фо шестидневной недели совпадает с понедельником или пятницей, два дабане, наиболее тесно связанные с духами-покровителями , Федво и Фофи празднуются . Они тесно связаны с медико-религиозными символами очищения и вмешательством антропоморфных духов, населяющих природные объекты, такие как реки и пещеры.
Асанте Бронг отправляли послов в ( т. е. в Течиман ), когда сомневались, когда проводить какой-либо праздник, поскольку Бронги были «хранителями королевского календаря».
Эти четыре «каникулы» не являются полным отпуском от всего труда. нельзя заниматься сельским хозяйством Ни на одном дабане , но работа сама по себе не запрещена. Охота и собирательство обычно разрешены, и люди могут ходить на свои фермы, чтобы принести домой дрова или еду, собранную накануне, при условии, что на фермах не проводится прополка. выполняются коллективные работы Часто на тех дабане , которые не наполнены ритуально-обрядовыми действиями, .
Дни Бога
[ редактировать ]Помимо четырех стандартных дабане , некоторые боги могут отмечать и другие дни цикла, например, бог Бурукунг, который был старшим богом Гуань. [3] [4] [5] на равнинах Квау Афрам , и в настоящее время глава кваву ( - духов покровителей в шестнадцатом веке аканами ), с момента захвата Кваву (главным святилищем является большой впечатляющий островок на северных склонах откоса Кваву ), празднует основные обряды Квадво (понедельник после Аквасиды ).
Культ Аконнеди, бога Латэ (Ларте) в Аквапиме, имеющий филиалы в Кваву , соблюдает свои наиболее частые публичные обряды в Нкьи-Мене или Меменада Дапаа (день, предшествующий Аквасиде ).
Различные другие боги в Кваву почитаются и в другие дни 42-дневного цикла.
Солнечный год
[ редактировать ]Ададуан (это означает 40 дней, а 40 х 9 = 360, а 9-е Аквасиды празднуются как Одвира, что означает конец прошлого года и начало нового года. Поскольку Аквасиды должны приходиться на воскресенье, 365 дней наступают после Одвира) не совсем составляют годовой календарь, поскольку девять циклов составляют 378 дней вместо 365. 1 ⁄ 4 . Восемь циклов дают всего 336 дней. Поэтому ежегодно отмечаемые обряды различных групп Акан, такие как первый фестиваль поедания батата , Одвира ( омовение ) или Афахье (общественный праздник), отмечаются каждый год в разные дни года. Жрецы различных богов, консультируясь с различными богами и предками, определяют, какой цикл Ададуанана выбрать для ежегодных обрядов, обычно в зависимости от созревания урожая. Любая серия ежегодных обрядов соблюдается в одни и те же дни Ададуанана каждый год, хотя и не в одни и те же дни года по григорианскому календарю .
Месяцы
[ редактировать ]Различные циклы Ададуана в течение года имеют ряд названий, которые неодинаковы от места к месту и, конечно, никогда не бывают совершенно одинаковыми из года в год, поскольку в каждом одном цикле меньше девяти и больше восьми. год. Опапон ( ОпƐ , харматан, сухой сезон; пон , высший), например, более или менее соответствует Ададуанану, который появляется примерно в январе-феврале в середине засушливого сезона. Примерно каждые три года один из девяти циклов по имени Ададуанан исключается из года из-за дополнительных тринадцати дней, получаемых при наблюдении девяти циклов в году. Таким образом, названия Ададуанана гибки и меняются со временем и в зависимости от направления.
Сегодня некоторые названия Ададуанских циклов произвольно применяются к григорианскому календарю двенадцатимесячному некоторыми учеными Акан, хотя традиционной основы для такого перевода не существует. Например, слово Опепон теперь используется для обозначения января в аканском языке, хотя в традиционном календаре акан нет понятия, точно соответствующего римскому месяцу январю ( Янус, бог обращенный в прошлое и будущее). Началом и концом каждого года Акан обычно являются различные фестивали ямса, отмечаемые примерно в августе или сентябре.
Лунный месяц
[ редактировать ]Лунный цикл и 28-дневный месяц тщательно не наблюдаются, за исключением прибрежных акан, которые интересуются приливами и отливами, поскольку они влияют на рыбную ловлю. Тем не менее, этот месяц известен как богатый . Он состоит из 28 дней, а не из 30 или 31 дня по григорианскому календарю . Три груди составляют два Ададуанана. С момента прибытия швейцарских миссионеров из Базеля в начале девятнадцатого века ученые-христиане Акан были склонны «аканизировать» римский календарь, а не наблюдать, анализировать и объяснять календарь Акан, основанный на Ададуанане.
Григорианский календарь
[ редактировать ]довольно легко, Вычислить календарь Акан на основе григорианского календаря если известны несколько ключей. Понятно, что в английском языке нет эквивалента шестидневной неделе. Однако семидневная неделя в английском и аканском календарях эквивалентна, с добавлением суффикса -da (день) к названиям дней в приведенном выше списке (воскресенье — Квасида , суббота — Меменада и т. д.). Примерно раз в два года Пасха случается у Akwasidae . В 1978 году девять Аквасид отмечались 8 января, 19 февраля, 2 марта, 14 мая, 25 июня, 30 июля, 6 августа, 17 сентября, 29 октября и 10 декабря, то есть каждое шестое воскресенье. Первыми четырьмя дабане 1978 года были Akwasidae (8 января), Fodwo (23 января), Awukudae (1 февраля) и Fofi (10 февраля). Другие dabɔne можно рассчитывать бесконечно, добавляя или вычитая шестинедельные интервалы.
Синтез шестидневной и семидневной недели, образующий 42-дневный цикл Ададуанана, может быть добавлен ко множеству других фактов в поддержку теории происхождения и развития культуры Акан, которая предполагает, что она основана на культурная диффузия и компромисс между обрядами различного происхождения.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ламсден, ДП (1973). «Социальная организация Нчумуру и влияние проекта реки Вольта» (Документ). Неопубликованная докторская диссертация, Кембриджский университет.
- ^ Рэттрей, Роберт Сазерленд (1971). Ашанти . Издательство Негритянского университета. стр. 114–115. ISBN 978-0-8371-2201-4 .
- ^ Уилкс, я (1961). «Бурукинг». Примечания и вопросы по Гане . 1 (1): 11–12.
- ^ Филд, MJ (1962). «Еще одно замечание о Бурукунге». Примечания и вопросы по Гане . 1 (27).
- ^ Гуди, младший (1959). «Этноистория и акан». Африка . 29 (1): 67–81. дои : 10.2307/1157500 . JSTOR 1157500 . S2CID 144308924 .
Дополнительные ссылки
[ редактировать ]- Боахен, К. Аду, 1966 «Происхождение акан», Гана, примечания и вопросы 9:3-10.
- Бусия, К.А. 1951 Положение вождя в современной политической системе Ашанти. Правительство Голд-Коста, перепечатано для Oxford University Press издательством Cass, Лондон.
- Фортес, М. 1963 «Подводная линия спуска в Ашанти», в книге И. Шапира (ред.) «Исследования родства и брака». Королевский антропологический институт, Лондон
- 1963 «Этнологические заметки о распространении языков гуань», Журнал африканских языков 2 (3).
- 1966 «Акан и Север», Гана, примечания и вопросы 9: 18–24.
- 1968 «Миф о государстве». Журнал современных африканских исследований 6 (4): 461-73.
- 1963 «Средневековый торговый путь от Нигера до Гвинейского залива, Журнал африканской истории 3 (2).
- МакКолл, Дэниел. 2008. Африканские недели. В погоне за языком в доисторические времена , Джон Бенгстон (ред.), 25–36. Амстердам: Джон Бенджаминс.
Особое признание
[ редактировать ]- Бартл, Филип Ф.В. (январь 1978 г.). «Сорок дней; Календарь Акан» . Африка: Журнал Международного африканского института . 48 (1). Издательство Эдинбургского университета: 80–84. дои : 10.2307/1158712 . JSTOR 1158712 . S2CID 143751434 .